Методы управления безопасностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы управления безопасностью



Управление безопасностью - осознанный перевод объекта из одного состоя-ния (опасного) в другое (менее опасное).

Управление безопасностью заключается в оптимизации дея­тельности по критериям безопасности.

I. Организационно-распорядительные методы управления:

• установление и конкретизация прав, функциональных обязан­ностей и ответственности работников; регламентация их деятельности инструкциями, положениями и т.п.;

• принятие и реализация управленческих решений (приказов,
указаний и т.п.).

II. Экономические методы управления:

• учет затрат на безопасность и объемов финансирования;

• установление экономических нормативов;

• контроль эффективности инвестиций в охрану труда;

• материальное стимулирование персонала;

• материальная компенсация за работу с вредными и опасными
условиями труда;

• компенсация ущерба;

• страхование.
III. Социально-психологические методы управления:

• обучение и инструктаж персонала;

• профессиональный отбор и профессиональная ориентация;

• медицинское обслуживание;

• социальная помощь персоналу;

• моральное стимулирование.

IV. Инженерно-технические методы управления включают ком­плекс инже-нерных решений, воздействующих на производство, повышающих его безопасность.

 

Мониторинг и метрологическое обеспечение безопасности

Важнейшим элементом обеспечения производственной безо­пасности является мониторинг безопасности производственной среды.

Мониторинг безопасности производственной среды включает контроль:

• санитарно-гигиенических условий;

• тяжести и напряженности трудового процесса;

• состояния и режима работы оборудования и средств защиты;

• параметров производственных процессов;

• состояния зданий, сооружений и горных выработок;

• состояния здоровья и работоспособности работников;

• обстановки радиационной, взрывоопасности, пожароопасности и т.п.

Контроль осуществляется инструментальными методами (или использова-нием указателей параметров рабочих процессов) и с помощью автоматизи-рованных систем.

Инструментальные измерения могут проводиться непо­средственно на производстве или путем отбора проб и образ­цов с последующим их исследо-ванием в лабораторных усло­виях.

Контроль может производиться по мере необходимости, с оп­ределенной периодичностью или непрерывно.

Выбор контроля или иного способа инструментальных изме­рений опреде-ляется задачами контроля, требуемой точностью измерений, материальными возможностями и регламентируется нормативными документами.

Автоматизированные системы контроля при отклонении па­раметров контролируемого объекта от нормы, в зависимости от их назначения:

• могут передавать информацию о состоянии объекта операто­ру, который при необходимости принимает меры по нормализации состояния объекта;

• самостоятельно регулируют состояние объекта;

• приводят в действие средства защиты;

• прекращают функционирование объекта;

• предупреждают персонал о возникшей опасности.

Метрологическое обеспечение в области безопасности тру­да - комплекс организационно-технических мероприятий, пра­вил и норм, технических средств, направленных на обеспече­ние единства и требуемой точности измере-ний, выполняемых для контроля параметров, характеризующих безопасность производства.

Требования к метрологическому обеспечению безопасности:

• установление рациональной номенклатуры измеряемых пара­метров при контроле, оптимальных норм точности измерений осуществляется в соответ-ствии с требованиями стандарта и другой нормативно-технической доку-ментации;

• измерение и контроль защиты должны выполняться по мето­дикам изме-рений, стандартизованным и аттестованным;

• средства измерений, применяемые для контроля, должны про­ходить государственные испытания или быть аттестованы;

• средства измерений, применяемые для контроля, подлежат госу­дарст-венной поверке в сроки, установленные Госстандартом.

 

 

Тема 2. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА ТРУДА

Общие положения

В соответствии с ГОСТ 12.0.002-80 «ССБТ Термины и опре­деления (с изменениям по И-1-Х 1-91)» производственная санита­рия - это система организационных, гигиенических и санитарно-технических мероприятий, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факто­ров. В соответствии с принятой классификацией (ГОСТ 12.0.003-74 «ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Клас­сификация») опасные и вредные производственные факторы под­раз-деляются на 4 группы: физические, химические, биологиче­ские, психофизио-логические.

Основными опасными и вредными факторами, имеющими ме­сто на большинстве производств, являются следующие:

· повы­шенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

· повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны или поверхностей оборудования;

· повышенная или пониженная влажность и подвижность воздуха в рабочей зоне;

· повышенный уровень шума;

· повышенный уровень вибрации;

· повышенный уровень различных электромагнитных излучений;

· отсутствие или недостаток естественного света;

· недостаточная освещенность ра­бочей зоны и другие.

Количество и величина вредных факторов зависят от специ­фики производ-ственных процессов.

Используя средства производственной санитарии, на рабочих местах предприятий создают условия труда, способствующие вы­сокой производи-тельности и исключающие влияние вредных производственных факторов на человека.

Производственная санитария включает в себя:

· оздоровление воздушной среды и нормализацию параметров микрокли-мата в рабочей зоне;

· защиту работающих от шума, вибрации, электромагнитных излучений и др.;

· обеспечение требуемых нормативов естественного и искусственного освещения;

· поддержание в соответствии с санитарными требованиями территории предприятия, основных производственных и вспомогательных помещений.

Гигиена труда - это профилактическая медицина, изучающая условия и характер труда, их влияние на здоровье и функцио­нальное состояние человека и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на профилактику вредного и опасного действия факторов производственной сре-ды и трудово­го процесса на работающих (Руководство Р 2.2.755-99 Минздрава России).

Предметы гигиены труда:

1) трудовой и производственный процессы, режим и обстановка труда, технологические процессы с точки зрения их влияния на здоровье и организм человека;

2) неблагоприятные (вредные, опасные) факторы, отрицательно влияющие на человека.

Задачи гигиены труда: разработка санитарно-гигиенических мероприятий по оздоровлению условий труда; обобщение опыта промышленно-санитарного надзора; научное обоснование норма­тивной документации по охране труда - законов, норм, правил.

Необходимые санитарно-гигиенические условия труда на производствен-ных предприятиях обеспечиваются как на стадии проектирования, так и при эксплуатации оборудования, техноло­гических процессов, производственных и вспомогательных по­мещений.

Санитарное законодательство

Санитарное законодательство представляет собой совокупность за­конов, регулирующих отношения в области охраны здоровья людей от неблагоприят-ного или опасного влияния факторов среды обитания.

Применительно к производственным условиям санитарное законо­датель-ство является частью законодательства об охране труда и напра­влено на сохра-нение здоровья и защиту работающих от вредных произ­водственных факторов.

Правовую основу производственной санитарии составляют законо­дательные акты, подзаконные акты и нормативно-правовые акты. Неко­торые из них приведены на рис. 2.1.

Наибольшей юридической силой обладают законы: Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Фе­деральные законы «Об основах охраны труда в Российской Федера­ции», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и др.

Принятая референдумом 12 декабря 1993 г. Конституция Россий­ской Федерации является Основным законом нашей страны и обладает высшей юридической силой. Юридически более значимыми являют­ся только признанные нормы международного права. Конституция РФ содержит ряд статей, имеющих непосредственное отношение к произ­водственной санитарии и гигиене труда.

«...В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей...»(Статья 7).

«Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены...» (Статья 37, п. 3).

«Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому догово­ру гарантируются установленные федеральным законом продолжитель­ность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск» (Статья 37. п. 5).

«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую по­мощь..» (Статья 41, п. 1).

«Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создаю­щих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответствен­ность в соответствии с федеральным законом» (Статья 41, п. 3).

«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду...» (Статья 42).

Основополагающим законодательным актом, регулирующим трудо­вые отношения всех работающих в нашей стране, является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, сменив­ший действовавший с 1971 г. КЗоТ. Безусловно, многие разделы, главы и статьи Трудового кодекса непосредственно посвящены вопросам про­изводственной санитарии и гигиены труда.

Раздел IV. Рабочее время. Главы 15 и 16. Нормальная продолжитель­ность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (Ста­тья 91). Нормальная продолжительность рабочего времени сокращает­ся на 4 часа в неделю и более для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в порядке, установлен­ном Правительством Российской Федерации (Статья 92). Ночное вре­мя с 22 часов до 6 часов. Продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на один час (Статья 96). Сверхурочные работы (ра­боты, производимые работником по инициативе работодателя за преде­лами установленной продолжительности рабочего времени) не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (Статья 99).

Раздел V. Время отдыха. Главы 17, 18, 19. В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается (Статья 108). На отдельных ви­дах работ предусматривается предоставление работникам в течение ра­бочего дня специальных перерывов, обусловленных технологией и ор­ганизацией производства и труда. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правила­ми внутреннего трудового распорядка организации (Статья 109).

Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов (Статья 110).

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работ­никам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основ­ной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в со­ответствии с настоящим Кодексом и иными Федеральными законами (Статья 115). Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск пре­доставляется работ-никам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.., связанных с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов. (Статья 117).

Раздел VI. Оплата и нормирование труда. Глава 21. Заработная плата. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Повышение заработной платы но ука­занным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест (Статья 147). Сверхурочная работа оплачивается за первые два ча­са работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере (статья 152). Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном раз­мере... (Статья 153). Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях... (Статья 154).

 

Рис. 2.1. Правовые основы производственной санитарии

 

Раздел X. Охрана труда. (Статья 210. Выдержки.) Основными направле-ниями государственной политики в области охраны труда являются:

• обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работни­ков;

• расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессио-нальных заболеваний;

• защита законных интересов работников, пострадавших от несчаст­ных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

• установление порядка обеспечения работников средствами индивидуаль-ной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет работодателей.

Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работ-ников. Особенности регулирования труда женщин и работников в возрасте до восемнадцати лет будут рассмотрены отдельно.

Одним из основных законодательных актов в области охраны труда и производственной санитарии является Федеральный закон «Об осно­вах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ. Закон устанав-ливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и напра­влен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохра­нения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

В настоящее время основополагающим в области санитарного зако­нодательства является Федеральный закон «О санитарно-эпидемиоло­гическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ. Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополу­чия населения как одного из основных условий реализации конституци­онных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, в том числе и производ-ственную среду.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — состо­яние здоровья населения, среды обитания человека, при котором от­сутствует вредное воздействие факторов среды обитания на челове­ка и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (Статья 1).

Статья 25 Закона содержит санитарно-эпидемиологические требо­вания к условиям труда.

• Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны ока­зывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

• Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осу-ществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных актов Российской Федерации к производственным процессам и техно­логическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

Под санитарными правилами или государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, согласно закону, по­нимают нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно эпидемиологи-ческие требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиениче­ские и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распростране­ния заболеваний.

Статьей 55 устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушения санитарного законодатель­ства.

Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболева­ний» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ устанавливает в Российской Феде­рации правовые, экономические и организационные основы обязатель­ного социального страхо-вания от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе-ваний. Профессиональные заболевания, к сожалению, характерны для ряда отраслей экономики (См. гл. 12).

Основными задачами обязательного социального страхования явля­ются:

• Обеспечение социальной защиты застрахованных и экономиче­ской заин-тересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска.

• Страховое возмещение вреда пострадавшим.

• Обеспечение предупредительных мер по сокращению производ­ственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Закон регулирует взаимоотношения пострадавших на производстве (застрахованных), работодателей (страхователей) и посредника между ними — страховщика (Фонда социального страхования РФ) по вопро­сам возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им трудо-вых обязанностей. Средства на осуществление обязательного социального страхования формируются за счет обяза­тельных страховых взносов страхова-телей исходя из страхового тарифа.

Страховые тарифы, дифференцированные по отраслям экономики, еже­годно устанавливаются федеральным законом в зависимости от класса профессионального риска. Класс профессионального риска — уровень произ-водственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся в отраслях эко­номики. В соответ-ствии с Федеральным законом «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на про­изводстве и профессио-нальных заболеваний на 2002 год» от 29 декабря 2001г. № 184-ФЗ установлено 22 класса профессионального риска. Величина страховых тарифов изменяется от 0,2% (1 класс) до 8,5% (22 класс) от фонда оплаты труда в отрасли.

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ определяет правовые основы обеспечения ра­диационной безопасности населения и работающих с источниками ио­низирующих излу-чений в целях охраны здоровья.

Важным звеном санитарного законодательства являются «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1.

Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, меди­цин-ского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического харак­тера, направ-ленных на сохранение и укрепление физического и психи­ческого здоровья каждого человека, поддержание его долголетней ак­тивной жизни, предо-ставление ему медицинской помощи в случае утра­ты здоровья (Статья 1).

В целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, пе­речень которых утверждается Правительством Российской Федерации, проходят обязательные при поступлении на работу и периодические ме­дицинские осмотры.

Работодатели несут ответственность за выделение средств на про­ведение обязательных и периодических медицинских осмотров работ­ников... (Статья 21).

Рассматривая санитарное законодательство, нельзя оставить без внимания Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммуноде­фицита человека (ВИЧ- инфекции)» от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ.

Заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), приобретает массовое распространение во всем ми­ре, остается пока неизлечимым, вызывает тяжелые социально-эконо­мические и демографические последствия для Российской Федерации. ВИЧ-инфекция создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества. Закон за­щищает права и законные интересы населения, ВИЧ-инфицированных и работников, подвергающихся риску заражения при исполнении своих служебных обязанностей. Закон предусматривает необходимость при­менения своевременных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции.

 

Подзаконные акты

 

К подзаконным актам относятся указы Президента РФ, постановле­ния Правительства РФ, решения судов и арбитражных судов, постано­вления министерств и ведомств, палат Федерального Собрания РФ, нор­мативные акты, издающиеся исполнительными органами власти в пре­делах своей компетенции.

Важнейшими подзаконными актами в области производственной са­нитарии и гигиены труда являются:

• Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. №554 «Об
утверждении Положения о государственном санитарно-эпидемиоло­гическом нормировании»;

• Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных
заболеваний»;

• Постановление Министерства труда РФ от 14 марта 1997 г. № 12
«О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда»;

• Постановление Министерства труда и социального развития РФ от
8 февраля 2000 г. № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации
работы службы охраны труда в организации»;

• Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нор­мативных правовых актах, содержащих государственные нормативные
требования охраны труда».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1733; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.041 с.)