Общественный контроль за охраной труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественный контроль за охраной труда



 

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на федеральном уровне Всероссийской государственной эксперти­зой труда, а на региональном уровне - госэкспертизами условий труда субъектов РФ.

Функции Всероссийской государственной экспертизы усло­вий труда возложены на Минтруда РФ, а функции госэкспертиз условий труда субъектов РФ возлагаются на органы исполни­тельной власти субъектов РФ, ведающие вопросами ОТ Государственная экспертиза условий труда решает следую­щие задачи:

а) контроль за условиями и ОТ;

б) контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

в) контроль за правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;

г) подготовка предложений об отнесении организаций к классу
профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по ОТ в организации;

д) осуществление госэкспертизы условий труда на рабочих местах при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, производстве и внедрении новых технологий и техники, лицензировании отдельных видов дея­тельности, а также по запросам органов надзора и контроля и судебных органов, органов управления ОТ, работодателей,
работников, профсоюзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Органам, осуществляющим госэкспертизу условий труда в субъектах РФ, в целях решения возложенных на них задач реко­мендуется выполнять следующие функции:

1) осуществление контроля за условиями и ОТ, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;

2) подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сер­тификации работ по ОТ в организациях;

3) предоставление в учреждения медико-социальной экспертизы (по их запросу или по заявлению застрахованного) заключений госэкспертизы условий труда о характере и об условиях труда застрахованных, которые предшествовали наступлению страхового случая;

4) проведение госэкспертизы условий труда на соответствие требованиям ОТ проектов строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов, другого производственного оборудования и техно-логических процессов;

5) проведение госэкспертизы условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности на территории субъекта РФ;

6) осуществление госэкспертизы условий труда по запросам органов госнадзора и контроля, судебных органов, работодателей, работников, профсоюзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов;

7) выдача заключений по условиям труда для рассмотрения в су­дебном порядке вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушений требований ОТ;

8) участие в организации и проведении сертификации работ по ОТ в организациях;

9) организация работы исследовательских (измерительных) ла­бораторий по оценке условий труда;

10) оказание консультаций работодателям и работникам по их просьбам (в том числе на договорных условиях) по вопросам оценки условий труда, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, установления правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу во вредных или опасных условиях труда;

11) информирование Минтруда РФ о деятельности по осуществ­лению госэкспертизы условий труда в субъектах РФ по уста­новленной форме.

Работники, осуществляющие госэкспертизу условий труда, имеют право:

1) беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать организации всех организационно-правовых форм;

2) запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций необходимую для вы­полнения своей деятельности документацию;

3) проводить экспертизу условий труда и готовить заключения о соответствии условий труда нормативным требованиям ОТ (при рассмотрении в суде вопроса о ликвидации организации или ее подразделения за нарушения требований ОТ, при про­ектировании строительства и реконструкции производственных объектов, при лицензировании отдельных видов деятель­ности по запросам органов госнадзора и контроля и судебных органов, работодателей, работников, профсоюзов, их объеди­нений и иных уполномоченных работниками представитель­ных органов);

4) предъявлять работодателям или их представителям обязатель­ные для исполнения предписания об устранении нарушений или представления о приостановлении действия принятых в организации решений по вопросам предоставления компенса­ций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными ус­ловиями труда, не соответствующих действующим законода­тельным и иным нормативным правовым актам.

На должности работников, осуществляющих госэкспертизу условий труда, рекомендуется назначать специалистов с высшим техническим, эконо-мическим, юридическим, медицинским обра­зованием, имеющих опыт практи-ческой работы в области ОТ не менее трех лет.

Повышение квалификации работников, осуществляющих гос­экспертизу условий труда, рекомендуется проводить во Всерос­сийском центре ОТ Минтруда РФ.

Руководство деятельностью организации госэкспертизы усло­вий труда на территории субъекта РФ должно осуществляться главным госэкспертом субъекта РФ по условиям труда, функции которого рекомендуется возлагать на заместителя руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ, ведающего вопроса­ми ОТ.

Организационно-методическое руководство госэкспертизами условий труда субъектов РФ осуществляется Минтруда РФ. В этих целях в структуре Департамента условий и ОТ Минтруда РФ сформирован отдел Всероссийской государственной экспертизы условий труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением требова­ний ОТ осуществляется федеральной инспекцией труда - единой федеральной централизованной системой государственных орга­нов, включающей Минтруда РФ, государственные инспекции труда в субъектах РФ, межрегиональные государственные ин­спекции труда, являющиеся территориальными органами Мин­труда РФ.

Кроме федеральной инспекции труда надзор и контроль за безопасностью труда в объеме своих полномочий в установлен­ном российским законо-дательством порядке осуществляют Госгортехнадзор России, Госпожнадзор России, Госатомнадзор Рос­сии, Главгосэнергонадзор России, Госсанэпиднадзор России и другие органы государственного надзора.

Общественный контроль за ОТ осуществляют профсоюзы и иные уполномоченные работниками представительные органы, ко­торые создают в этих целях собственные инспекции (правовые, технические), избирают уполномоченных (доверенных) лиц по ОТ.

Профсоюзы в лице их соответствующих органов и иные упол­номоченные работниками представительные органы имеют право:

1) осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об ОТ;

2) проводить независимую экспертизу условий труда и обеспе­чения безопасности работников организации;

3) принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;

4) получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и ОТ, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

5) предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

6) осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований ОТ;

7) осуществлять проверку условий и ОТ, выполнения обязательств работодателей по ОТ, предусмотренных коллективными договорами и соглаше-ниями;

8) принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

9) принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об ОТ, а также согласовывать их в установленном Правитель-ством РФ порядке;

10) обращаться в соответствующие органы с требованиями о при­влечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований ОТ, сокрытии фактов несчастных случаев на произ­водстве;

11) принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связан­ных с нарушением законодательства об ОТ, обязательств, предусмотренных колдого-ворами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.

Уполномоченные (доверенные) лица по ОТ профсоюзов или трудовых коллективов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований ОТ в структурных подразделениях организаций и вносить обязательные для рассмотрения их руководи­телями представления об устранении выявленных нарушений.

Институт уполномоченных создается для организации обще­ственного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области ОТ в организациях всех форм собственно­сти независимо от сферы их хозяй-ственной деятельности, ведом­ственной подчиненности и численности работ-ников.

Выборы уполномоченных организуются профсоюзом или трудовым коллек-тивом на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее двух лет.

Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (ко­миссии) по ОТ организации.

Из вышеизложенного следует, что госэкспертиза условий тру­да, госнадзор и контроль за соблюдением требований ОТ и обще­ственный контроль за ОТ преследуют одну и ту же цель - до­биться реализации права и гарантий права работников на труд в условиях, соответствующих государственным нормативным тре­бованиям ОТ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.231.155 (0.008 с.)