Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация работ по охране труда на предприятии

Поиск

7.1.1. Служба ОТ

Организация работы в сфере обеспечения безопасности про­изводственной деятельности заключается в выборе и формирова­нии такой структуры управления ОТ на предприятии, которая наилучшим образом соответствовала бы выполнению своей глав­ной задачи - созданию безопасных и здоровых условий труда для работающего персонала.

Ст. 217 «Служба охраны труда в организации» Трудового ко­декса РФ устанавливает, что «В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выпол­нением в каждой организации, осуществляющей производствен­ную деятельность, с численностью более 100 работников созда­ется служба охраны труда или вводится должность специ-алиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

В организации с численностью 100 работников и менее реше­ние о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с уче­том специфики деятельности данной органи-зации. При отсутст­вии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной вла­сти по труду».

Служба ОТ предприятия (далее - Служба) формируется в со­ответствии с Рекомендациями по организации работы службы ОТ предприятия, утверж-денными постановлением Минтруда РФ от 08 февраля 2000 г. № 14. (рис.7.1).

Эффективность работы Службы зависит от правильной ее ор­ганизации - четкой регламентации обязанностей и прав всех звеньев и должностных лиц в этой области.

На предприятии разрабатывается «Положение об организации работ по охране труда», которое устанавливает взаимосвязи, соподчиненность, обязан-ности и права подразделений и должност­ных лиц в системе управления ОТ.

Служба подчиняется непосредственно руководителю пред­приятия (или одному из его заместителей).

Службу рекомендуется организовать в форме самостоятельно­го структур-ного подразделения предприятия, состоящего из шта­та специалистов по охране труда во главе с руководителем (на­чальником) Службы.

На должность специалиста по ОТ назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техниче­ское) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо в других долж-ностях, занимаемых специалистами со сред­ним профессиональным (техни-ческим) образованием не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специаль­ное обучение по ОТ.

Планирование мероприятий на предприятии направлено на организацию выполнения работ с повышенной опасностью, на предупреждение наступления страховых случаев, улучшение условий труда и ОТ, санитарно-бытового обеспечения работ­ников.


Рис.7.1. Система управления охраной труда в организациях (ориентировочная)
Различают следующие виды планов по ОТ:

• во-первых, Службой ОТ (специалистом по ОТ) предприятия ежемесячно и ежеквартально составляется план работы по ОТ, в котором отражаются как периодически повторяющиеся ме­роприятия, так и разовые. План утверждается работодателем;

• во-вторых, совместный комитет по ОТ осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, который принимается на заседании комитета и утверждается его председателем. План работы комитета, как правило, разрабатывается ежеквартально;

• в-третьих, мероприятия по охране труда оформляются разде­лом в колдоговоре и соглашении по ОТ с учетом предложений Госинспекции труда в субъекте РФ и других территориальных органов госнадзора и контроля, работодателей, профсоюзов и работников на основе анализа причин производственного травматизма и профзаболеваний, по результатам экспер-тизы технического состоянии производственного оборудования и серти-фикации работ по ОТ на предприятиях.

Соглашение по охране труда - это правовая форма планирования и проведения мероприятий по ОТ с указанием сроков вы­полнения и ответственных лиц. Соглашение вступает в силу с момента его подписания работодателем и уполномоченным ра­ботниками представительным органом либо со дня, установленного в соглашении;

• в-четвертых, по результатам аттестации рабочих мест по ус­ловиям труда аттестационной комиссией с учетом предложе­ний, поступивших от подраз-делений предприятия, отдельных работников, разрабатывается план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда на предприятия. В плане указываются источники финансирования мероприятий, сроки испол-нения и исполнители. План должен предусматривать приведение всех рабочих мест в соответствие с требованиями ОТ. План подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с совместным комитетом по ОТ, профсоюзом, утверждается работодателем и включается в коллективный договор.

Мероприятия по ОТ, включаемые в различные виды планов, должны содержать следующие основные направления:

1) модернизация технологического, подъемно-транспортного и другого производственного оборудования;

2) внедрение систем (устройств) автоматического и дистанцион­ного управления и регулирования производственным обору­дованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устрой-ствами, применение промышленных роботов в опасных и вредных производствах;

3) совершенствование технологических процессов в целях устранения воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов;

4) внедрение систем автоматического контроля и сигнализации уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;

5) внедрение и совершенствование технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электротоком;

6) установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений);

7) механизация и автоматизация технологических операций (процес-сов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве;

8) снижение до регламентированных уровней вредных веществ в воздухе рабочей зоны, неблагоприятно действующих механических колебаний (шум, вибрации, ультразвук и др.) и излучений (ионизирующего, электро-магнитного, лазерного, ультрафиолетового и др.) на рабочих местах;

9) устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений;

10) устройство новых и совершенствование имеющихся средств коллек-тивной защиты работников от воздействия опасных и вредных производст-венных факторов;

11) приведение естественного и искусственного освещения на ра­бочих местах, в цехах, бытовых помещениях, местах массово­го перехода людей, на территории к нормам;

12) перепланировка размещения производственного оборудова­ния, органи-зация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников;

13) нанесение на производственное оборудование, коммуникации и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности;

14) механизация работ при складировании и транспортировании сырья, готовой продукции и отходов производства;

15) механизация уборки производственных помещений, своевре­менное удаление и обезвреживание отходов производства, яв­ляющихся источниками опасных и вредных производствен­ных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей;

16) приведение зданий, сооружений, помещений, строительных и промыш-ленных площадок к нормам и т.д.

Мероприятия по ОТ должны планироваться с учетом требова­ний соответствующих ГОСТ, СНиП и других нормативных пра­вовых актов по ОТ.

Финансирование мероприятий по улучшению ОТ осущест­вляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными право­выми актами представительных органов местного самоуправ­ления. Кроме того, для этих целей используются средства от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ об ОТ и распределяемых в порядке, установленном Правительст­вом РФ, а также добровольные взносы организаций и физиче­ских лиц.

Основными задачами Службы являются:

1) организация работы по обеспечению выполнения работника­ми требований ОТ;

2) контроль за соблюдением работниками законов (иных норма­тивных правовых актов) об ОТ, коллективного договора, соглашения по ОТ и других локальных нормативных правовых актов организации;

3) организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;

4) информирование и консультирование работников предприятия, вклю-чая руководителя, по вопросам ОТ;

5) изучение и распространение передового опыта по ОТ и техни­ке безопас-ности, пропаганда вопросов ОТ.

Для выполнения поставленных задач на Службу возлагаются следующие (основные) функции:

1) учет и анализ состояния и причин производственного травма­тизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производст-венными факторами;

2) оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений;

3) организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по ОТ и контроль за их проведением;

4) проведение совместно с представителями соответствующих подразде-лений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по ОТ профессио-нальных союзов или иных уполномо­ченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям ОТ;

5) участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию закон­ченных строительством или реконструированных объектов производственного назна-чения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований ОТ;

6) согласование разрабатываемой в организации проектной, конструк-торской, технологической и другой документации в части требований ОТ;

7) разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и ОТ, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производст-венными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;

8) организация расследования несчастных случаев на производстве в соответствии со ст. 227-231 ТК РФ; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований ОТ (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки обору-дования по фактору травмобезопасности, материалов аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по ОТ и др.), в соответствии с установленными сроками;

9) разработка программ обучения по ОТ работников организации, в т.ч. ее руководителя; проведение вводного инструктажа по ОТ со всеми лицами, поступающими на работу (в т.ч. временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение
или практику;

10) организация своевременного обучения по ОТ работников организации, в т.ч. ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований ОТ;

11) оказание методической помощи руководителям подразделе­ний при разработке и пересмотре инструкций по ОТ, стандар­тов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ);

12) осуществление контроля за:

· соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об ОТ РФ и соответствующего субъекта РФ, коллективного договора, соглашения по ОТ, других локальных нормативных правовых актов орга­низации;

· обеспечением и правильным применением средств инди­видуальной и коллективной защиты;

· соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

· выполнением мероприятий, предусмотренных програм­мами, планами по улучшению условий и ОТ, разделом коллективного договора, касающимся вопросов ОТ, со­глашением по ОТ, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государствен-ного надзора и контроля за соблюдением требований ОТ, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;

· наличием в подразделениях инструкций по ОТ для работ­ников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по ОТ, свое­временным их пересмотром;

· проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и подготовкой к сертификации по ОТ;

· своевременным проведением соответствующими служба­ми необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;

· эффективностью работы аспирационных и вентиляцион­ных систем;

· состоянием предохранительных приспособлений и защит­ных устройств;

· своевременным проведением обучения по ОТ, проверки знаний требований ОТ и всех видов инструктажа по ОТ;

· санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомога-тельных помещений;

· организацией рабочих мест в соответствии с требованиями ОТ;

· своевременным и правильным предоставлением работни­кам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;

· использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством и др.

Работники Службы имеют право:

1) в любое время суток беспрепятственно посещать и осматри­вать производственные, служебные и бытовые помещения ор­ганизации, знакомиться в пределах своей компетенции с до­кументами по вопросам ОТ;

2) предъявлять руководителям подразделений, другим должно­стным лицам организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нару­шениях требований ОТ и контролировать их выполнение;

3) требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по ОТ, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требо­вания законодательства по ОТ;

4) участвовать в расследовании несчастных случаев на произ­водстве;

5) направлять руководителю организации предложения о при­влечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования ОТ;

6) привлекать по согласованию с руководителем организации и руково-дителями подразделений соответствующих специали­стов организации к проверкам состояния условий и ОТ;

7) представлять руководителю организации предложения о по­ощрении отдельных работников за активную работу по улуч­шению условий и ОТ;

8) представительствовать по поручению руководителя организа­ции в государственных и общественных организациях при об­суждении вопросов ОТ.

Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий.

Рабочие места работников Службы рекомендуется организо­вать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтех­никой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей.

Для осуществления ряда функций Службы (проведения обуче­ния, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) необходимо предусматривать организацию кабинета по ОТ, оснащенного необхо­димой нормативной правовой и справочной литературой по ОТ.

Руководителю организации рекомендуется организовать для работников Службы систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований ОТ.

Структуру Службы и численность работников Службы опре­деляет руково-дитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности произ­водства и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы ОТ в организа-циях, утвержден­ных постановлением Минтруда РФ от 22 января 2001 г. № 10.

Ответственность за деятельность Службы несет руководитель предприятия.

Работники Службы несут ответственность за выполнение сво­их должност-ных обязанностей, определенных положением о Службе и должностными инст-рукциями.

 

7.1.2. Инструкции по охране труда, порядок их разработки и утверждения

Порядок разработки, утверждения и пересмотра инструкций по ОТ для работников определен Методическими рекомендация­ми по разработке государственных нормативных требований ОТ, утвержденными постановле-нием Минтруда РФ от 6 апреля 2001 года №30.

Инструкция по ОТ для работника разрабатывается исходя из его профессии или вида выполняемой работы.

Разработка инструкции по ОТ для работника осуществляется на основании приказа (распоряжения) работодателя.

Инструкция по ОТ для работника разрабатывается на основе межотрас-левой или отраслевой типовой инструкции по ОТ (а при ее отсутствии - межотраслевых или отраслевых правил по ОТ), требований безопасности, изло-женных в эксплуатационной и ре­монтной документации организаций-изгото-вителей оборудова­ния, а также в технологической документации организации с уче­том конкретных условий производства. Эти требования должны быть изложены применительно к профессии работника или виду выполняемой работы.

Инструкции по ОТ разрабатываются в соответствии с переч­нем инструкций, подлежащих разработке на предприятии, утвер­ждаемым работодателем. Инструкции разрабатывают руководи­тели соответствующих структурных подразделений предприятия и утверждаются приказом работодателя по согласованию с проф­комом либо иным уполномоченным работниками представитель­ным органом.

Каждая инструкция по ОТ для работников должна содержать следующие 5 разделов:

1) общие требования безопасности;

2) требования безопасности перед началом работы;

3) требования безопасности во время работы;

4) требования безопасности в аварийных ситуациях;

5) требования безопасности по окончании работы.

В инструкциях не должны применяться слова, подчеркиваю­щие особое значение отдельных требований (например, «катего­рически», «особенно», «обязательно», «строго», «безусловно» и т.п.), так как все требования инструкции должны выполняться работниками в равной степени.

Для вводимых в действие новых и реконструированных про­изводств допускается разработка временных инструкций по ОТ для работников.

Проверку и пересмотр инструкций по ОТ для работников ор­ганизует работодатель. Пересмотр инструкций должен произво­диться не реже одного раза в 5 лет.

Инструкции по ОТ для работников досрочно пересматриваются:

а) при изменении условий труда работников;

б) при внедрении новой техники и технологии;

в) по результатам анализа материалов расследования аварий, не­счастных случаев на производстве и профзаболеваний;

г) по требованию представительных органов по труду субъектов РФ или органов федеральных надзоров России.

Если в течение срока действия инструкции по ОТ для работ­ника условия его труда не изменились, то приказом (распоряже­нием) работодателя ее действие продлевается на следующий срок, о чем делается запись на первой странице инструкции (ставится текущая дата, штамп «Пересмотрено» и подпись лица, от­ветственного за пересмотр инструкции, приводится наимено-ва­ние его должности и расшифровка подписи, указывается срок продления инструкции).

У руководителя структурного подразделения (службы) орга­низации должен храниться комплект действующих в подразделе­нии (службе) инструк-ций по ОТ для работников, а также пере­чень этих инструкций.

Местонахождение инструкций определяет руководитель структурного подразделения с учетом обеспечения доступности и удобства ознакомления с ними.

Инструкции по ОТ для работников могут быть выданы им на руки (под расписку в личной карточке инструктажа) для изучения при первичном инструктаже либо вывешены на рабочих местах или участках, либо должны храниться в ином месте, доступном для работников.

Учет инструкций осуществляется службой ОТ (специалистом по ОТ) организации в журналах учета инструкций по ОТ для ра­ботников и учета выдачи инструкций по ОТ для работников.

 

7.1.3. Комитеты (комиссии) по охране труда: задачи, функции и права

В ст. 218 ТК РФ «Комитеты (комиссии) по охране труда» го­ворится: «В организациях по инициативе работодателя и (или) инициативе работников либо их представительного органа соз­даются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на па­ритетной основе входят представители работодателей, профес­сиональных союзов или иного уполномоченного работниками пред-ставительного органа».

На каждом предприятии численностью более 10 человек должен быть создан и действовать совместный комитет (комиссия) по ОТ, который является составной частью системы управления ОТ на предприятии.

Основные задачи, функции и права совместного комитета (комиссии) по ОТ определены в Рекомендациях по формирова­нию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по ОТ, создаваемых в организациях с численностью работ­ников более 10 человек. Эти Рекомендации утверждены поста­новлением Минтруда РФ от 12 октября 1994 г. № 64 и обязатель­ны к выполнению всеми организациями.

Совместный комитет призван обеспечить функционирование системы организационно-профилактической работы, цель кото­рой состоит в сохранении жизни и здоровья работников в процес­се трудовой деятельности и включающей в себя правовые, соци­ально-экономические, санитарно-гигие-нические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Комитет формируется на паритетной основе из представите­лей работо-дателя, профессиональных союзов и иных уполномо­ченных работниками представительных органов, что создает ос­нову для совместного сотруд-ничества в деле решения стоящих перед комитетом задач.

Выдвижение в комитет представителей работников, профес­сиональных союзов и иных уполномоченных работниками пред­ставительных органов проводится на общем собрании (конфе­ренции) трудового коллектива предприятия, представители работодателя назначаются приказом (распоря-жением) по пред­приятию.

Для осуществления возложенных функций комитету (комис­сии) могут быть предоставлены следующие права:

1) получать от работодателя и службы ОТ (специалиста по ОТ) организации информацию о состоянии условий труда на ра­бочих местах, производственного травматизма и профзаболеваний, наличии опасных и вредных производственных факто­ров;

2) заслушивать на своих заседаниях сообщения работодателя (его
представителей) по вопросам выполнения ими обязанностей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах и соблюдения гарантий права работников на ОТ;

3) участвовать в работе по формированию мероприятий колдоговора или соглашения по ОТ по вопросам, находящимся в компетенции комитета;

4) вносить предложения работодателю о привлечении к дисциплинарной ответственности работников за нарушения требований ОТ;

5) обращаться в соответствующие органы с требованием о при­влечении к ответственности должностных лиц в случаях нарушения ими законодательных и иных нормативных правовых актов по ОТ, сокрытия несчастных случав на производстве и профзаболеваний;

6) вносить предложения о моральном и материальном поощре­нии работников трудового коллектива за активное участие в работе по созданию здоровых и безопасных условий труда в организации.

 

7.1.4. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюза или трудового коллектива.

Гарантии, функции, права и их гарантии

В соответствии с Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по ОТ профессионального союза или трудового коллектива, утвержденными Постановлением Минтруда РФ от 8 апреля 1994 г. № 30, основными задачами упол­номоченных являются:

1) содействие созданию в организации (структурном подразде­лении) здоровых и безопасных условий труда;

2) осуществление контроля за состояние ОТ в организации (структурном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области ОТ;

3) представление интересов работников в государственных и общест-венных организациях при рассмотрении трудовых спо­ров, связанных с применением законодательства об ОТ, выполнением работодателем обязательств, установленных колдоговором или соглашением по охране труда;

4) консультирование работников по вопросам ОТ; оказание им помощи по защите их прав на ОТ.

Исходя из решаемых задач, на уполномоченных рекомендует­ся возложить следующие функции:

1) осуществление контроля за соблюдением работодателями законода-тельных и других нормативных правовых актов по ОТ, со­стоянием ОТ, а также выполнением работниками требований ОТ, правильностью применения ими средств защиты, своевременным прохождением работниками обучения без-опасным ме­тодам и приемам выполнения работ, инструктажа по ОТ, ста­жировки на рабочем месте и проверки знаний по ОТ;

2) участие в работе комиссий по проведению проверок и обсле­дований технического состояния зданий, сооружений, обору­дования, машин и механизмов на соответствие их требованиям ОТ, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;

3) участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, улучшению условий труда работников;

4) осуществление руководителем контроля за своевременным соблюдением работ подразделения, соблюдением норм рабочего времени и времени отдыха, представлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасны­ми условиями труда;

5) участие в организации и оказании первой помощи пострадавшему от несчастного случая на производстве;

6) по поручению профоргана или иного представительного органа трудового коллектива участие в расследовании несчастных случаев на производстве;

7) информирование работников подразделения, в которых они являются уполномоченными, о выявленных нарушениях требований безопасности при ведении работ, состоянии условий и ОТ в своих подразделениях, проведении разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам ОТ.

В целях выполнения задач и функций, возложенных на упол­номоченных, им должно быть предоставлено право:

1) контролировать соблюдение в подразделении, в котором они являются уполномоченными, законодательных и иных нормативных правовых актов по ОТ;

2) проверять выполнение мероприятий по ОТ, предусмотренных колдого-ворами, соглашениями, результатами расследования несчастных случаев на производстве;

3) принимать участие в работе комиссий по испытаниям и при­емке в эксплуатацию средств труда; получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений и организации о состоянии условий и ОТ, происшедших не­счастных случаях на производстве;

4) предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

5) выдавать руководителям подразделений обязательные к рассмотрению представления установленной формы об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по ОТ;

6) обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований ОТ, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

7) принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связан­ных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных колдоговорами или соглашениями по ОТ.

Гарантии прав деятельности уполномоченных заключаются в следующем:

1) работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструк­циями, другими норма-тивными и справочными материалами по ОТ за счет средств организации;

2) для вновь избранных уполномоченных рекомендуется организовывать обучение по специальной программе на курсах за счет средств организации (с сохранением среднего заработка обучаемому);

3) уполномоченным выдается удостоверение установленной формы;

4) уполномоченным для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определенных колдоговором или со­вместным решением работодателя и представительных органов работников.

 

7.1.5. Аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей

сертификацией работ по охране труда

 

Аттестация

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в со­ответствии со ст. 14 ФЗ «Об основах охраны труда в РФ» и По­ложением о порядке проведения аттестации рабочих мест по ус­ловиям труда, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 14 марта 1997 г. №12.

Аттестация рабочих мест по условиям труда - это система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий, озна-комления работающих с условиями труда, сер­тификации производственных объектов, подтверждения или от­мены права предоставления компенсации и льгот работникам, за­нятым на тяжелых работах и работах с вредными и опас-ными условиями труда

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает:

· гигие­ническую оценку соответствующих условий и характера труда;

· оценку травмобезопасности рабочих мест;

· учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда ис­пользуются в целях:

1) планирования и проведения мероприятий по охране и услови­ям труда;

2) сертификации работ по ОТ;

3) обоснования предоставления льгот и компенсаций работни­кам, занятым на работах с тяжелыми, опасными и вредными условиями труда;

4) решения вопроса о связи заболевания с профессией, установ­ление диагноза профзаболевания;

5) рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) экс­плуатации цеха, участка, производственного оборудования, изменения технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и здоровья работников;

6) включения в трудовой договор (контракт) условий труда ра­ботников;

7) ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах;

8) составления статистической отчетности состояния условий труда, льготах и компенсациях за работу с вредными и опасными условиями труда по форме № 1-Т (условия руда);

9) применения административно-экономических санкций (мер воздейст-вия) к виновным должностным лицам в связи с на­рушением законодательства об ОТ.

Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией, исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одно­го раза в 5 лет с момента проведения последних измерений.

Аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в ор­ганизации рабочие места.

Ответственность за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда несет руководитель организации.

Для организации и проведения аттестаций рабочих мест по условиям труда издается приказ, в котором определяются сроки и график проведения работ по аттестации, состав аттестационной комиссии организации и, при необходи-мости, структурных под­разделений, устанавливаются задачи и функции подразделений, привлекаемых к работе по аттестации рабочих мест.

Результаты работы аттестационной комиссии оформляются протоколом аттестации рабочих мест по условиям труда с при­ложением к нему карт аттестации, ведомостей и плана мероприя­тий.

После завершения работ по аттестации руководитель издает приказ, в котором дается оценка проведенной работы и утвер­ждаются ее результаты.

Информация о результатах аттестации рабочих мест доводит­ся до сведения работников организации.

Документы аттестации рабочих мест по условиям труда явля­ются матери-алами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.

С учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда аттеста-ционная комиссия разрабатывает предложения по сертификации работ по ОТ в организации.

 

Сертификация работ по охране труда в организациях

Постановлением Минтруда РФ от 24 апреля 2002 года № 28 «О создании Системы сертификации работ по охране труда в ор­ганизациях» утверждены:

• Положение о Системе сертификации работ по охране труда в организациях;

• Правила сертификации работ по охране труда в организациях;

• Положение о знаке соответствия Системы сертификации ра­бот по охране труда в организациях.

Сертификация работ по ОТ - деятельность по сертификации органов, аккредитованных в установленном Минтруда РФ поряд­ке, по подтверждению соответствия работ по ОТ на производст­венном объекте требованиям законодательства РФ.

Основной целью Системы сертификации работ по ОТ в орга­низациях (далее - ССОТ) является содействие методами и сред­ствами сертификации поэтап-ному решению проблемы создания здоровых и безопасных условий труда на основе их достоверной оценки, а также учета результатов сертификации при реализации механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда.

Минтруда РФ организует и проводит во взаимодействии с Госстандартом России, другими федеральными органами испол­нительной власти и органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации сертифика-цию работ по ОТ в организациях.

Объектами сертификации в ССОТ являются работы по ОТ, выполняемые организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Процедура подтверждения соответствия работ по ОТ в орга­низации установленным государственным нормативным требо­ваниям ОТ включает:

• оценку соответствия деятельности работодателя по обеспече­нию безопасных условий труда в организации;

• оц



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.173.72 (0.018 с.)