Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ассортимент и маркировка дизельных топлив

Поиск

 

Автомобильные двухтактные и четырехтактные дизельные двигатели относятся к типу быстроходных дизелей, они более требовательны к качеству топлива, чем тихоходные транспортные и стационарные дизельные двигатели. Для автомобильных дизельных двигателей в соответствии с ГОСТ 305-82 выпускаются следующие марки дизельного топлива: Л (летнее), З (зимнее) и А (арктическое). Эти топлива предназначены для использования на всех моделях быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники. Каждая марка топлива делится на две подгруппы: с содержанием серы, не более: 0,2 % – для всех марок первой подгруппы; 0,4 % – для марки А или 0,5 % – для марки Л и З второй подгруппы [1, 2, 4,].

Топливо Л предназначено для дизелей, эксплуатирующихся при температуре окружающего воздуха 0°С и выше. Дизельное топливо марки З выпускается двух видов: с температурой застывания не выше –35°С и – 45°С и предназначено для использования при температуре окружающего воздуха –20°С и выше, второе – с температурой воздуха –30°С и выше. Температура застывания арктического дизельного топлива не превышает –55°С. Оно предназначено для дизелей, работающих в суровых условиях Севера и Сибири при температуре воздуха –50°С и выше. В случае отсутствия зимнего топлива для легковых автомобилей допускается использование летнего топлива в смеси с низкооктановым бензином (до 30 % бензина). Однако работа двигателя при этом будет жесткой и износ двигателя и топливной аппаратуры увеличится. Основные показатели качества данных топлив приведены в таблице 8.

При обозначении летнего дизельного топлива к его марке (ДЛ) добавляются цифры, обозначающие содержание в нем серы и температуру вспышки.

Таблица 8

 

Основные показатели качества дизельных топлив

 

  Показатель ГОСТ 305-82 ТУ38.001355-86 ТУ 38.401. 652-87
Л З А УФС РФС
Цетановое число, не менее          
Фракционной состав: 50% перегоняется при температуре, °С, не выше                    
96% перегоняется при температуре, °С, не выше       До 360 °С перегоняется не менее 90 %
Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2 3,0÷6 1,8÷5 1,5÷4 3÷6,5 3÷6
Температура застывания для климатической зоны, °С, не выше: умеренной холодной     –10 –     –35 –45     – –55     –     –5 –
Температура помутнения для климатической зоны, °С, не выше: умеренной холодной     –5 –     –25 –35     – –     –     – –
Температура вспышки (в закрытом тигле), °С, не ниже: для дизелей общего назначения для тепловозных и судовых дизелей, газовых турбин                               –
Содержание серы, %, не более, в топливе вида: I II     0,2 0,5     0,2 0,5     0,2 0,4     0,2 0,5     0,2 0,5
Содержание меркаптановой серы, %, не более   0,01   0,01   0,01   0,01   0,01
Концентрация фактических смол, мг/100 см3, не более           –
Кислотность, мг КОН/100 см3, не более          
Йодное число, г/100 см3, не более          
Зольность, %, не более 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01
Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более   0,3   0,3   0,3   0,3   0,2
Коэффициент фильтруемости, не более          
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более          

 

В условное обозначение зимнего топлива входят марка и цифры, соответствующие массовой доле серы и температуре застывания. При обозначении арктического топлива к его марке (ДА) добавляется только цифра, указывающая содержание серы.

В связи с ростом парка дизельных автомобилей увеличивается потребность в дизельном топливе, поэтому стоит вопрос о ресурсах для его производства. Существенное расширение ресурсов дизельного топлива может быть достигнуто прежде всего за счет углубления его отбора от нефти с повышением конца кипения на 25÷30 °С. Такое топливо получило название дизельного топлива утяжеленного фракционного состава (УФС). Оно предназначено для обеспечения эксплуатации автотракторной техники в летний период и отличается от топлива ДЛ главным образом более высокими температурами застывания и помутнения. Из-за наличия тяжелых фракций при использовании топлива УФС наблюдается некоторое увеличение его расхода (на 2÷3 %), повышение нагарообразования и снижение ресурса работы фильтрующих элементов.

Вторым направлением увеличения ресурсов дизельных топлив является добавление легких бензиновых фракций. Такие топлива называются топливами широкого фракционного состава (ШФС). Бензин может добавляться и в утяжеленное дизельное топливо, в этом случае оно получило название топлива расширенного фракционного состава (РФС). Топливо РФС содержит до 10 % бензиновых фракций прямой перегонки и вторичных процессов. Фракционный состав топлива РФС по температуре выкипания 50 и 90 % аналогичен топливу УФС, однако в этом случае из-за наличия бензиновых фракций дополнительно лимитируется 10 %-ная точка перегонки.

В настоящее время в связи с ужесточением норм на экологические показатели работы дизельных двигателей в России введены ТУ на выпускаемые дизельные топлива, которые предназначены на экспорт и для использования в современных дизельных автомобилях. Такие дизельные топлива имеют обозначения ДИТО–ЭЛ, ДИТО–ЭЗ. Дизельные экологически чистые топлива (ДЭ) имеют более высокое цетановое число и меньшее содержание серы. Например, у ДИТО–ЭЛ цетановое число – 49 (у ДЛ – 45), содержание серы 0,05 % (против 0,2 % у ДЛ).

Данные ТУ предусматривают следующие виды дизельных топлив, показатели качества которых приведены в таблице 9.

В Европе технические условия на дизельное топливо определяются национальными стандартами и общеевропейским стандартом EN 590. Основные технические требования этого стандарта приведены в таблице 10 [12].

В настоящее время в соответствии с EN 590 Мозырским НПЗ разработаны ТУ 38.401-58-296-2001, которые предусматривают выпуск трех сортов дизельного топлива.

Для улучшения смазывающего эффекта в состав топлива вводят смазывающие присадки. Основные показатели качества, характеризующие дизельное топливо, представлены в таблице 11.

Таблица 10

Основные характеристики дизельных топлив

 

Параметр Размерность Величина
Температура воспламенения, min °С  
Содержание воды, max мг/кг  
Содержание серы, max в % по весу 0,05
Для умеренного климата
Плотность при температуре 15 °С, min/max кг/м3 820/860
Вязкость при температуре 40 °С, min/max мм2 2/4,5
Цетановое число, min -  
Дизельный индекс, min: при температуре до 250 °С, max при температуре до 350 °С, min при температуре до 370 °С, min - в % по объему в % по объему в % по объему  
Предел фильтрации в шести классах A…F, max °С +5…-20
Для арктического климата (в пяти классах 0…4 )
Плотность при температуре 15 °С, min/max кг/м3 800/845…800/840
Вязкость при температуре 40 °С, min/max мм2 1,5/4…1,2/4
Цетановое число, min - 47…45
Дизельный индекс, min: при температуре до 180 °С, max при температуре до 340 °С, min - в % по объему в % по объему 46…43
Предел фильтрации, max °С -20…-44
       

 

Таблица 11 – Основные характеристики дизельных топлив

 

Параметр Размерность Величина
Температура вспышки, min °С  
Полициклические ароматические углеводороды в % по массе  
Содержание серы, max: II вида I вида мг/кг    
Плотность при температуре 15 °С, min/max кг/м3 820/845
Цетановое число, min -  
Цетановый индекс, min -  
Фракционный состав: при температуре до 250 °С, max при температуре до 350 °С, min при температуре до 360 °С, max в % по объему  
Предел фильтрации, max: сорт А сорт В сорт С °С       +5 –5


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.195 (0.009 с.)