Инструменты и приспособления для ремонта кузовов. Материалы для окраска кузова после ремонта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инструменты и приспособления для ремонта кузовов. Материалы для окраска кузова после ремонта.



Оборудование, используемое при ремонте кузовов и изготовлении ремонтных деталей, но назначению делится на: режущий ручной инструмент; оборудование и приспособления для чистки и осадки металла; оборудование для изготовления фасонных поверхностей; ручные инструменты и приспособления для выполнения пайки и сварки; средства механизации при вы­полнении операций по ремонту кузовов.

Технология окраски кузовов после ремонта значи­тельно отличается от процессов нанесения лакокрасочных по­крытий при изготовлении нового автомобиля [11]. Особенность состо­ит в том, что после ремонта краска наносится, как правило, на уже имеющееся лакокрасочное покрытие и в места, частич­но подверженные восстановительным работам.

Виды покрытий, лакокрасочные материалы и способы их применения. Специфика ремонтных кузовных работ вызывает по­требность в использовании дополнительных (по сравнению с автозаводами) материалов и оборудования, необходимых для качественного нанесения лакокрасочных покрытий.

Виды лакокрасочных покрытий. После устранения корро­зионных повреждений все кузова подлежат окраске. По назначению лакокрасочные по­крытия бывают противокоррозионными и защитно-декоратив­ными.

Противокоррозионное окрашивание заключается в нанесе­нии лакокрасочных материалов на металл для защиты от кор­розии в период эксплуатации автомобиля без учета требований декоративной отделки. При этом на слой противокоррозионной грунтовки наносится толстое покрытие, устойчивое к действию водных растворов, но не имеющее декоративных качеств.

Защитно-декоративное окрашивание обеспечивает внешнюю декоративную отделку кузова и одновременно его противокор­розионную защиту.

На автозаводах эти два вида работ объединены. Во вре­мя ремонта автомобиля каждый вид окрашивания выпол­няется самостоятельно, так как автомобиль находится в соб­ранном состоянии и степень повреждения каждого покрытия различна.

В зависимости от глубины повреждения коррозией сущест­вуют различные технологии защитно-декоративного и противо­коррозионного окрашивания.

Защитно-декоративная окраска кузовов после ремонта бы­вает трех видов:

– без снятия прочного частично поврежденного старого лако­красочного покрытия;

– после полного снятия старого лакокрасочного покрытия до металлического основания;

– окраска кузова или его частей (крыша, багажник) эмалью другого цвета с сохранением заводской окраски и без выполне­ния шпатлевочных работ.

Противокоррозионная окраска кузовов производится:

• со снятием старого лакокрасочного покрытия до металла отдельных элементов кузова или после замены этих частей но­выми панелями, которые чаще всего покрыты грунтовкой (кры­лья, капот, двери и др.);

• в местах нарушения лакокрасочного покрытия, например, на краях желоба крыши;

• внутри багажника, в подкапотном пространстве, в нижней части салона и т. п.;.

• под крыльями, в нижней части кузова со стороны шасси.

Лакокрасочные материалы. Делятся на грунтовки, шпатлевочные мастики, шпатлевки и эмалевые краски (эмали).

Грунтовками называются слои краски, накладываемые не­посредственно на поверхность металла и характеризующиеся хорошей адгезией с металлом и последующими слоями эмали. Грунтовочные покрытия должны быть устойчивы к действию растворителей и других компонентов, содержащихся в моющих средствах. Кроме того, они должны быть устойчивы к действию высоких температур во время сушки последующих слоев покрытия, которая выполняется в камерах и не размягчается при нанесе­нии декоративных слоев эмали.

Широко используются нитроцеллюлозные, алкидные и реак­тивные поливиниловые грунтовки. Они содержат противокорро­зионные пигменты, преимущественно хромат цинка, свинцовый сурик или цинк. Так как грунтовки включают обычно большое количество неорганического пигмента, они не дают блеска и после высыхания образуют матовую поверхность, имеющую хо­рошую адгезию последующих слоев краски.

Грунтовочное покрытие может быть получено в результате испарения растворителя при нормальной температуре или в ре­зультате химической реакции. Образование покрытия происхо­дит в камере при температуре 20 °С для нитроцеллюлозных 80 °С — синтетических и 120 °С для алкидно-меламиновых грун­товок. В любом случае грунтовочное покрытие должно иметь после высыхания хорошую устойчивость к действию последу­ющих слоев покрытия и в особенности к содержащимся в них растворителям. Обычно толщина грунтовочных покрытий со­ставляет 10—20 мкм при одноразовом распылении или нанесе­нии окунанием. В практике используется двукратное или сме­шанное грунтование, при котором наносится один слой грун­товки, а затем на него напыляется другой тип грунтовки, что дает слой толщиной 25÷40 мкм.

Шпатлевочными мастиками (замазками) называют лакокра­сочные материалы пасто- или тестообразной консистенции, со­держащие минеральный наполнитель в связующем или отвердитель, если мастика химического отверждения.

Шпатлевочные замазки применяются для выравнивания па­нелей кузова перед нанесением промежуточного слоя краски. Накладывают их в несколько слоев шпателем, который при­меняется для равномерного разравнивания тонких слоев мас­тики. Следует отметить, что шпатлевочные замазки отличают­ся от герметизирующих мастик тем, что они применяются для выравнивания поверхностей и подвергаются шлифованию.

Шпатлевки — это материалы жидкой консистенции для вы­равнивания неровностей на кузове. После их распыления они создают толстое покрытие, которое подвергается мокрому шли­фованию. Шпатлевки бывают распыляемые, обыкновенные и грунт-шпатлевки. Последние можно наносить распылением не­посредственно на металл, так как они содержат противокорро­зионные пигменты. Шпатлевки, как правило, наносятся перед окраской распы­лением на загрунтованные поверхности металла или на слой отшлифованной шпатлевочной замазки. После высыхания слой шпатлевки шлифуется до получения ровной и гладкой поверх­ности. Иногда в целях выравнивания металла шпатлевка нано­сится на тщательно отшлифованную поверхность старого лако­красочного покрытия, которое должно быть восстановлено.

Грунт-шпатлевки наносятся непосредственно на металл с целью создания основы при восстановлении лакокрасочного по­крытия или защиты металла панелей от коррозии во время хранения, транспортировки и сборки.

Процесс сушки слоя шпатлевки протекает либо в естествен­ных условиях, либо при повышенной до 80°С температуре. В качестве связующего вещества, которое входит в состав шпат­левки, могут быть нитроцеллюлозная, алкидная, эпоксидная, полиэфирная или полиуретановая смола.

Шпатлевки наносятся толщиной 30÷40 мкм распылением через сопло диаметром 1,2÷1,5 мм после разбавления до соот­ветствующей вязкости. Полученный слой обладает очень хо­рошими покрывными свойствами ввиду содержания значитель­ного количества наполнителя и имеет матовый цвет.

После нанесения шпатлевки распылением поверхность под­вергается сухому или мокрому шлифованию шкуркой № 220÷400. Более грубая шкурка применяется реже. Обычно необхо­димая шероховатость поверхности под окраску получается при шлифовании шкуркой № 360, а при нанесении акриловых эма­лей применяется шкурка № 400÷500.

Лаки, эмали и краски для наружных покрытий создают слой с хорошей устойчивостью к действию внешних атмосферных факторов и имеют хорошую адгезию с грунтовками и шпатлев­ками.

Лаки – это материалы для наружных слоев покрытия, представляющие собой раствор пленкообразующего вещества в органическом растворителе, которые после нанесения дают прозрачный слой. Примером может служить бесцветный нитро-целлюлозный лак.

Эмали – это материалы, применяемые для наружной ок­раски автомобиля и дающие непрозрачное цветное покрытие. Эмали представляют собой раствор пленкообразующих смол, пигментов, декоративных и модифицирующих присадок в ор­ганических растворителях. Примером могут быть нитроцеллюлозные эмали.

Краски – это также материалы для наружной окраски ав­томобиля, которые представляют собой раствор вяжущих кра­сящих веществ, преимущественно содержащих высыхающие масла, пигментов и неорганических наполнителей. Краски упот­ребляются для противокоррозионной защиты кузова в то время, как лаки и эмали предназначаются для защитно-декоративного окрашивания.

Покрытия, полученные из эмалей и лаков, должны отли­чаться хорошим блеском без полирования. Лаковые материалы наносятся после разбавления до соответствующей вязкости с помощью пистолетов. Такой способ нанесения лакокрасочных материалов применяется почти всегда для декоративных по­крытий.

Нитроцеллюлозные эмали применяются главным образом для ремонтных работ. Они имеют короткий период сушки, и покрытие легко полируется. Это самый старый вид эмалей, ши­роко применяемый на практике.

Комбинированные нитроэмали являются разновидностью нитроцеллюлозных. Они характеризуются непродолжительным временем сушки, создают хорошее качество покрытия и легко поддаются шлифованию. После полирования они приобретают блеск.

Синтетические алкидные эмали имеют длительный период сушки и не требуют последующего полирования покрытия. Для высыхания покрытий из этих эмалей требуется 24 ч. Покрытие не имеет высоких декоративных свойств, однако устойчивость к старению очень хорошая.

Большую группу эмалей для наружной окраски составляют алкидно-меламиновые эмали, требующие горячей сушки и вы­сыхающие при температуре 120 или 80 °С. Они применяются как для окраски новых кузовов (сушка при 120°С), так и при их ремонте (сушка при 80 °С). Эти эмали наносятся пистоле­том и не требуют полирования. Время высыхания покрытия 30÷45 мин. Эмали наносятся пневматическим способом с подо­гревом или без подогрева красителя, а также электростатиче­ским методом.

Особенности и приемы выполнения некоторых операций на­несения лакокрасочных материалов. Важнейшими технологиче­скими операциями получения лакокрасочного покрытия явля­ются нанесение эмали, шпатлевание, шлифование и полирова­ние.

Нанесение эмали на автомобильные кузова производится пистолетом (рис. 13) с соплом диаметром 1,2÷2,0 мм, а при окрашивании автобусов диаметр увеличивается до 2,0÷2,4 мм. Струя напыляемого материала дополнительно регулируется винтом, находящимся на пистолете.

Струя, выходящая из пистолета, может иметь круглую или эллиптическую форму, которая зависит от положения гайки соп­ла. Покрытие поверхности пистолетом получается равномерное в случае, когда краска имеет соответствующую вязкость, кото­рая зависит, например, от количества растворителя в эмали. Обычно вязкость материалов для окрашивания автомобилей колеблется в пределах 18÷30 Стс при определении методом вы­текания их из калиброванного отверстия вискозиметра Форд № 4. Избыточное давление воздуха в пистолете должно быть 3÷4 кгс/см2. Постоянство давления обеспечивается регулято­ром, который в то же время является фильтром (рис. 14).

При одноразовом напылении эмали на поверхности полу­чается покрытие неравномерной толщины (рис. 15). Поэтому окрашивание проводится так, чтобы слои покрывали друг дру­га, но не образовывали потеков. Определяя вязкость материала, следует помнить, что избыток разбавителя в эмалях при­водит к нанесению тонких покрытий.

Следовательно, надо до­бавлять только необходимое количество растворителя. После разбавления материал надо процедить через сито, имеющее 800 отверстий на площади в 1 см2 при нанесении промежуточных слоев и 10 000 отверстий — при напылении наружного слоя эмали.

Пистолет следует держать перпендикулярно окрашиваемой поверхности на расстоянии 20÷30 см от нее, перемещая его вертикально или горизонтально, но не кругообразно. При слиш­ком близком положении пистолета к окрашиваемой поверхнос­ти образуются потеки, а при большом расстоянии получается матовый слой. Чтобы получить равномерную полосу, следует начинать перемещение пистолета до начала нажатия на спус­ковой рычаг, а заканчивать — после освобождения рычага. Распыление непрерывной струей не рекомендуется, так как при­водит к неэкономному расходованию материалов, образованию потеков и неравномерности слоя.

Рис. 13- Пистолет 1МР-В1 для ок­раски кузовов: 1– рычаг для изменения вида струи, 2 – винт регулирования положения иглы; 3 – винт регулирования количества воздуха Рис. 14. Регулятор давлении воз­- духа с фильтром: 1 – выходной штуцер; 2 – краны; 3 – регулиро - вочный винт; 4 – манометр; 5 – сердечник; 6 –дно; 7 – кран фильт- ра

Декоративное окрашивание требует большого навыка и опы­та. Часто небольшое отклонение от технологии приводит к необходимости шлифования пло­хо нанесенного слоя, к потере времени и дополнительным затра­там материалов.

Шпатлевание применяется для выравнивания неровностей и углублений, имеющихся на по­верхности металла. Но конси­стенции шпатлевки делятся на жидкие и густые. Жидкие шпат­левки наносятся кистью, а гус­тые пасты при наличии больших неровностей шпателем. Толщина одного слоя шпатлевки после шлифования не должна превы­шать 0,3 мм, а при наложении нескольких слоев не более I мм. После полного высыхания шпат­левки поверхность шлифуется во­достойкой шлифовальной шкур кой с зернистостью № 60, 200, 280. После этого кузов ополаски­вается водой и сушится. Повер­хность после шлифования долж­на быть ровной, без пор, царапин и трещин.

Рис. 15 Распределение толщины лакокрасочного покрытия и зависимости от ширины струи

Поверхности кузова после шлифования шлифовальной шкуркой зернистостью № 120 или 150 покрываются слоем грунтовки Мелкие царапины и трети мм, а также углубления в покрытии заполняются тонким слоем шпатлевки и после ее высыхания шлифуются насухо водостой­кой шлифовальной шкуркой с зернистостью № 200÷280

Шпатлевка наносится стальными, резиновыми или пласт­
массовыми шпателями (рис 16) Шпатель следует держать че­тырьмя пальцами правой руки с одной стороны и большим пальцем с другой. Можно его слегка изогнуть, что позволит наносить мастику на профильные поверхности. Во время шпатлевания шпатель должен находиться под углом 30° к поверх­ности, а при удалении излишков шпатлевки под углом 45°. Шпатлевать надо при равномерном усилении, так как свободно положенный слой получается пористым.

Слишком толстый слой шпатлевки может принести к образованию трещин в по­крытии. Шпатлевание производится сверху вниз полукруглым движением. Углубления или выпуклости выравниваются шпат­левками с помощью резины или пластмассы. Иногда целесо­образно разровнять шпатлевку пальцем, чтобы хорошо заде­лать) углы и закругления.

Рис. 16. Шпатели: а – треугольный; б – Прямоугольный; в – резиновый или пластмассовый с деревянной ручкой

Шлифование выполняется с целью устранения мелких не­ровностей или шероховатостей поверхности, а также для улучшения сцепляемости от­дельных слоев лакокрасочного покрытия, например, наруж­ных слоев эмали с грунтовкой.

Хорошо просохший слой шпатлевки обрабатывается с трудом, требует большого количества шлифовальной шкурки и больших усилий. Поэтому шлифова­ние чаще всего выполняют водостойкой шкуркой № 180.

В зависимости от заданной шероховатости поверхности для шлифования употребляется шлифовальная шкурка различной зернистости. Шкурками № 180 и 220 шлифуются поверхности при нанесении промежуточных слоев эмали, а шкурками № 240 и 280 обрабатываются поверхности при окраске синте­тическими эмалями. Для шлифования под окраску нитроцеллюлозными эмалями применяются шкурки № 320 и 400. Перед началом шлифования шкурка выдерживается в воде в течение 30 мин. Лист шлифовальной шкурки, обычно размером 230х280 мм, разрезается на четыре части. Полоской шкурки обертывается резиновая колодка или войлок толщиной 1 см, что позволяет получить более ровную и гладкую поверхность, чем при обработке только шкуркой. Шлифуемую поверхность не­обходимо систематически протирать влажной губкой, вследст­вие чего образующиеся при шлифовании опилки стекают и не загрязняют шкурку. Кроме того, вода также охлаждает шли­фуемую поверхность, что зачастую очень важно, так как излиш­нее нагревание покрытия в месте обработки может привести к размягчению шпатлевочного слоя.

Шлифование производится в продольном и поперечном направлениях до получения гладкой поверхности. Детали со сложной поверхностью и небольших размеров обрабатываются с применением тонкой и мягкой под­кладки. При восстановлении покрытий маленьких размеров для шлифования можно применять канцелярский ластик, обер­нутый шлифовальной шкуркой. Отшлифованная поверхность промывается водой и после высыхания определяются места до­полнительного шпатлевания. По окончании шпатлевания вся поверхность промывается водой и протирается замшей.

Шлифование имеет также очень существенное значение при полном восстановлении лакокрасочного покрытия, так как старое покрытие должно быть полностью отшлифовано. Для шлифования больших плоских поверхностей (обшивка авто­буса, фургона) применяются электрический шлифовальный ин­струмент или пневматические вибрационные устройства, снаб­женные трубопроводами для подвода воды, рукояткой, зажи­мами для крепления шлифовальной шкурки.

Шлифование выполняется также для удаления глянцево­го слоя с лакокрасочного по­крытия и придания ему мато­вого вида. Для этих целей применяется сухое шлифова­ние шкуркой № 400 или из­мельченным порошком пемзы, который разводится в воде. Обработка пемзой производит­ся с помощью войлока, кото­рый перемещается в продоль­ном направлении по поверхно­сти лакокрасочного покрытия. Затем обработанная поверх­ность ополаскивается водой, протирается замшей и сушится.

Непосредственно перед нанесением последнего слоя эмали следует протереть поверхность фланелью, слегка смоченной ла­ком для удаления пыли и остатков пемзы, оставшихся после ополаскивания водой.

Полированию подвергаются только покрытия из нитронеллю-лозных эмалей. Вначале поверхность обрабатывается поли­ровочной пастой, а затем жидкостью для полирования до полу­чения желаемого глянца. Иногда с целью поверхностного раст­ворения нитроцеллюлозного эмалевого покрытия перед поли­рованием применяется распыление растворителя.

Синтетические эмали горячей и холодной сушки не поли­руются пастами, а лишь протираются жидкостью для полиро­вания. После травления покрытий горячей сушки их полиру­ют пастой 8340-515-000. Полирование производится вручную сукном и фланелью или механическим способом овчиной, за­крепленной на диске углового полировального устройства. Пе­ремещения инструмента при полировании должны быть в продольном направлении. Затем поверхность протирается флане­лью, смоченной бензином при использовании нитроцеллюлозных эмалей или специальной жидкостью 29/00/67/Z для очист­ки покрытий горячей сушки. В конце обработки покрытие под­вергается сухому полированию фланелью или овчиной.

Подготовка поверхности кузова к окраске. Инструмент оборудование

 

Процесс подготовки поверхности для нанесения эма­ли состоит в удалении старого покрытия и очистке металла от продуктов коррозии.

Удаление старых покрытий. Поврежденные слои эмали и шпатлевки снимаются механическим или химическим способом.

Механическое удаление покрытий выполняется пескоструй­ной обработкой поверхности кузова, что возможно при боль­ших площадях повреждений, или местным шлифованием до чис­того металла. Пескоструйная обработка может выполняться пневматическим ручным пистолетом (рис. 17), дробеструй­ным аппаратом АР-6000В или беспылевыми устройствами SB-4 и UBC-1 со следующими техническими данными:

Производительность, м2/ч……………………………………………….до 2

Потребность в воздухе при избыточном давлении 5—7 кгс/см2,

м3/мин……………………………………………………………………..2,5

Высота регенератора, мм …………………………………………………750

Масса регенератора без абразива и трубопроводов, кг ……………….14,2

Максимальная масса абразива в резервуаре, кг …………………………5

Масса чистящей головки, кг………………………………………………1,5

Резиновых трубопроводов, соединяющих головку с резер­ву-

аром, кг……………………………………………………………….........6

Удаление чистящей головки от регенератора, м………………………….3

Удаление регенератора от источника сжатого воздуха, м………………20

  Рис. 17. Пневматический ручной пистолет 1-MП для очистки металла струей песка: 1–бачок для песка; 2 – сопло; 3 – штуцер для подпола сжатого воздуха

Принцип действия беспылевого устройства и его конструк­ция показаны на рис. 18. Выбор абразива зависит от вида и толщины обрабатываемой детали.

Шлифование производится ручными пневматическими или электрическими шлифовальными машинами, а также станками с гибким валиком. В табл. 64 [11] приведены характеристики пнев­матических шлифовальных машин: простых SA-25A, SA-40A; контурных SA-75A, SA-100A и угловой SCB-225.

Таблица 64.

Характеристика пневматических шлифовальных машин

 

Параметры SA-25A SA-40A SA-75A SA-100A SCB-225
Частота вращения вала, об/мин 25 000 15 000      
Максимальный диаметр шлифовального круга, мм          
Расход воздуха, м/мин 0,38 0,50 0,85 1,00 1,60
Габаритная длина, мм          
Масса, кг 0,45 1,00 1,75 2,70 5,6

 

Таблица 4.6.

Характеристика электрических шлифовальных и полироваль­ных машин

 

Параметры PRAа-2S PRAa-40 PRAg-150 PR As-125
Номинальная мощность, Вт Масса, кг 23 000     45 000    
Наибольший диаметр абразивного круга, мм          
Частота вращении вала, об/мин          
Масса, кг 2.5 3,9 8,0 6,0

Риг. 18. Внешний вид (а) и схе­ма работы (б) аппарата UBС-I для струйно-абразивной беспылевой очистки кузова: 1– щетка; 2 – корпус головки; 3–сопло из сплава карбидов металлов; 4 – стальное сопло; 5 – вентиль чистящей головки; 6 – шланг подачи сжатого воздуха в головку; 7 – шланг подачи абразива; 8 – шланг возврата абразива; 9 – клапан генератора;10 –шланг подачи сжатого воздуха в регенератор; 11– резиновая крышка; 12 – фильтр, 13 – сопло; 14 – всасывающий вентилятор; 15 – блок вакуумных камер; 16 –сетка; 17 – бункер; 18 – втулка; 19 – дроссельная заслонка абразива.

Характеристи­ки электрических шлифовальных машин прямых PRAa и угло­вой PRAg, а также угловой машины для полирования PRAs даны в табл. 65.

Для шлифования поверхности кузова перед грунтованием для сухого и мокрого шлифования слоев шпатлевочной замаз­ки для снятия продуктов коррозии, а также старой краски мож­но применять шлифовальные станки фирмы «Фесто». На элек­трический шлифовальный станок RTI-S1 (рис. 19) можно ус­танавливать сменяемые шлифовальные пластины с карборундовым камнем разной зернистости, шлифовальной шкуркой или проволочными щетками, а также с резиновыми или войлочны­ми накладками.

Рис 19. Шлифовальная машина RTj-Sl

 

 

Рис. 20. Шлифовальные машины RTT-S2 (а) и RTR-S2 (б)

Шлифование поверхности кузова может про­изводиться электрической шлифовальной высокочастотной ма­шиной RTR-S2 (рис. 20), которая может быть снабжена уст­ройством для подведения воды при мокром шлифовании. Ее разновидностью является шлифовальная машина RTT-S 2 с по­глотителем пыли. Эта модель шлифовальной машины имеет мас­су 3,4 кг и 13 000 рабочих движений в минуту. Для мелких ра­бот, связанных с очисткой от коррозии и локального удаления старой краски, пригодна легкая одноручная угловая шлифо­вальная машина WS -1 (рис. 21) с частотой вращения вала 7200 об/мин и массой 1,8 кг. Для этой же цели можно упот­реблять пневматическую шлифовальную машину RTL массой 2,2 кг и частотой вращения вала 5600 об/мин. Наиболее уни­версальной шлифовальной машиной электрического типа явля­ется снабженная дисками и щетками KTU-S 2 с массой 3,2 кг и скоростью вращения 3200 об/мин (рис. 22). Примеры рабо­ты виброшлифовальными машинами показаны на рис. 23.

Рис. 21. Шлифовальная машина WS-1   Рис. 4.22. Шлифовальная машина KTU-S2
Рис. 23. Шлифование поверхностей кузова вибромашиной  

Химический способ удаления лакокрасочных покрытий за­ключается в обработке поверхности кузова растворами гидро­окиси натрия (каустической соды) или органических веществ.

Растворы гидроокиси натрия удаляют краску в результате химической реакции натриевой щелочи с полимеризированны­ми растительными маслами, способными омыляться и рас­щепляться. Эта реакция протекает при повышенной темпера­туре, но уже при обычной комнатной температуре можно за­метить действие щелочи на связующие вещества покрытия. Полное удаление краски с кузова обычно производится погру­жением его в щелочной раствор. Выдержка в ванне с 10%-ным раствором натриевой щелочи при температуре 80÷90 °С или распылении 6%-ного раствора щелочи в специальных камерах под давлением 6 кгс/см2 в течение 15 мин практически полно­стью удаляет старое лакокрасочное покрытие. После щелочной обработки поверхности необходимо ее нейтрализовать 3%-ным раствором ортофосфорной кислоты и просушить.

При удалении слоя краски химическим способом вручную необходимо несколько раз нанести 20%-ный раствор натриевой щелочи до полного размягчения покрытия. В зависимости от толщины слоя шпатлевочной мастики процесс размягчения мо­жет продолжаться до 24 ч. После размягчения покрытие удаля­ется шпателем. Поверхность кузова тщательно ополаскивается водой и протирается 3%-ным раствором ортофосфорной кисло­ты для нейтрализации остатков щелочи.

При работе с натриевой гидроокисью необходимо строго соблюдать Правила техники безопасности. Приготавливая нат­риевую щелочь, следует помнить, что гидроокись натрия надо осторожно бросать в воду, а не заливать ее водой в сосуде, так как это приводит к бурному кипению. Эта работа должна выполняться в защитных очках и перчатках. При использова­нии горячих растворов создается угроза и для органов дыха­ния человека, так как летучие пары натриевой щелочи также оказывают разъедающее действие.

Очень хорошие результаты получаются очищением поверх­ности кузова химическими средствами типа Ремосоль. Если надо удалить лакокрасочное покрытие с небольших деталей, применяется очистка погружением в раствор Ремосоль-OZ с температурой 5÷25 °С на 1÷10 мин. Однако наибольшее при­менение получил Ремсоль-АМ, который содержит сильнодей­ствующие органические растворители, имеющие низкую темпе­ратуру кипения и замедляющие испарение, загустители, а также присадки, ускоряющие набухание лакокрасочных покры­тий. Это невоспламеняющийся препарат с характерным запа­хом и консистенцией, близкой к краскам. Ремосоль-АМ нано­сится кистью на лакокрасочное покрытие кузова. В зависимо­сти от толщины и типа удаляемого покрытия через 10÷60 мин при температуре окружающей среды 5÷25 °С произойдет вспу­чивание краски, которая удаляется шпателем. Затем поверх­ность ополаскивается 1%-ным раствором Эмульсола-R и насу­хо протирается ветошью.

Окончательное ополаскивание выпол­няется 3%-ным раствором ортофосфорной кислоты (смесь пре­парата Фосоль с водой в соотношении 1:10) при комнатной температуре с последующей сушкой теплым воздухом. В мес­тах, где краска была нанесена слишком тонким слоем и ее не удалось удалить после одноразового применения препарата, процесс необходимо повторить до полного удаления лакокра­сочного покрытия вместе со слоем шпатлевочной мастики.

Очистка поверхности от ржавчины. Выполняется механи­ческим, химическим или смешанным (химико-механическим) способами. Механическая очистка от ржавчины и окалины, образовав­шейся во время сварки, выполняется пескоструйной обработ­кой, шлифованием, а также с помощью ручных проволочных щеток и щеток с механическим приводом. Механическая обра­ботка щетками при наличии полного комплекта современного инструмента обеспечивает хорошую очистку поверхности (рис. 24 и 25). Однако обработку такими щетками надо делать очень осторожно, так как прокорродировавший металл хрупок и легко подвергается повреждению.

Рис. 24 Щетки корот­кие для механической очистки диаметром 80 и 50 мм со стержнем 12 мм.   Рис. 25. Щетки удлиненные для механи­- ческой очистки диаметром 30 (а и б) и 20 мм (в). Щетки (б) снабжена центри-­ рующим стержнем для очистки металла и зоне отверстий.

Механическую очистку на­чинают с удаления скребками в легкодоступных местах про­дуктов коррозии. В местах, где продукты коррозии сильно при­легают к поверхности, например в зазорах и щелях, они удаля­ются стальными иглами или механизированными щетками. Специальные шлифовальные устройства позволяют удалять продукты коррозии из зазоров, мест соединения деталей и ус­тановки болтов. В таких местах целесообразно использовать скребки или игольчатые наконечники.

Химическая очистка от ржавчины применяется при наличии тонкого слоя этих продуктов, так как средства для очистки дей­ствуют медленно и необходимо длительное время для устра­нения даже толстого слоя. Чтобы получить чистую поверхность металла, нужно несколько раз наносить химический раствор в течение нескольких десятков часов.

Химическую очистку от ржавчины мелких деталей, напри­мер номерных знаков, можно проводить 10%-ным раствором серной кислоты, предварительно удалив лакокрасочное покры­тие композицией Ремосоль-OZ или Ремосоль-АМ. После обра­ботки кислотой детали нужно прополоскать в воде и погрузить в ортофосфорную кислоту на 10÷15 мин. Фосоль, употребляе­мый вместо фосфорной кислоты, следует разводить с водой в объемном отношении 1:10. Затем детали просушиваются без ополаскивания в воде и покрываются противокоррозионной грунтовкой. Для этих целей лучше всего использовать грун­товки Автохрон-L, S-200, S-2003 или реактивную двухсоставную грунтовку.

Большие детали, которые нельзя погрузить в ванну с раст­вором, смазывают кистью Фоцитом или Фосолем. Хорошее ка­чество очистки получается в случае, когда процесс снятия, старого лакокрасочного покрытий, поврежденного коррозией, производится Ремосолом-АМ. Поело вспучивания и удаления шпателем или стальными щетками старого покрытия, поверх­ность металла следует тщательно промыть водой и вытереть насухо ветошью. После этого на поверхности ясно видны ло­кальные очаги коррозии, которые следует очистить щеткой и затем нанести на всю очищенную поверхность средство для удаления продуктов коррозии. После Травления поверхность металла промывается теплой водой с губкой и затем вытира­ется насухо ветошью.

Если следы коррозии еще остались, операцию следует по­вторить или применить смешанную очистку, которая является наиболее эффективной. Поверхность после очистки должна быть чистой, без липкого осадка, белых или темных пятен. При про­ведении по ней тряпкой, смоченной в бензине, должно ощу­щаться скольжение, характерное для металлических поверх­ностей. Тонкий пассивирующий слой должен быть хорошо сое­динен с металлом. Имеющиеся на поверхности налеты надо стереть ветошью, смоченной в смеси денатурата с бензином в отношении 1:1.

Устранение ржавчины химическими средствами из щелей и стыков металлических листов не рекомендуется, так как кор­розионный очаг все же остается в глубине соединения. Даже, если продукты коррозии будут удалены с поверхности соеди­нения, то после некоторого времени коррозия будет распростра­няться из глубины стыка. К сожалению, сейчас еще нет сред­ства для удаления коррозии из швов, выполненных точечной сваркой, без их механического разделения.

Смешанная очистка от ржавчины заключается в очистке поверхности механическими средствами, например, с помощью щеток, а затем остатки продуктов коррозии в порах металла надо обрабатывать Фосолем или Фоцитом. Затем поверхность необходимо промыть водой и протереть ветошью, смоченной де­натуратом. Для контроля качества удаления продуктов корро­зии в порах необходимо произвести шлифование поверхности шлифовальной шкуркой № 180 до получения гладкого метал­ла, свободного от коррозионных язв.

Очистка поверхности металла от воды, масел и остатков шлифовальной насты. Такая очистка является основным услови­ем получения покрытий без дефектов и с надлежащей адгези­онной способностью. Во время обезжиривания следует обра­тить внимание на наличие воды, так как одновременное удале­ние воды и масла с поверхности металла требует применения смеси растворителей, например бензина, смешанного со спир­том (денатуратом). Керосин, хотя и очищает поверхность от избытков масла и смазки, оставляет жирную поверхность, к которой лакокрасочное покрытие пристает плохо. Бензин-раст­воритель тоже не всегда достаточно эффективен при обезжиривании, так как части оставляет поверхности слегка жирными, что требует дополнительного обезжиривания авиационным бен­зином. В окрасочном производстве часто применяется для обез­жиривания нитроцеллюлозный растворитель. Это очень эффек­тивный растворитель, смешивающийся с водой. Его можно употреблять при условии, что он не повредит соседних слоев, уплотнителей и свежей краски. Ниже приведена агрессивность растворителей, выраженная в числе КБ (Kauri Butanol), харак­теризующем действие органических растворителей на лакокра­сочные покрытия, пластмассу и уплотнения (агрессивность уменьшается с уменьшением числа КБ).

Трихлорэтилен……………………128

1,1,1-трихлорэтан…………………124

Толуол …………………………….102

Ксилол……………………………..96

Перхлорэтилен……………………90

Циклогексан………………………56

Бензин-растворитель……………34—42

Авиационный бензин……………30—38

Трихлортрифторэтан……………….31

Гексан……………………………….31

Керосин (смывка)…………………..26

Как видно, самое слабое действие оказывает керосин, а самое сильное – трихлорэтилен. Этим растворителем можно легко обезжирить металлическую поверхность, получить ее полную «сухость», но надо следить, чтобы одновременно не повредить окраску или слой свеженанесенной шпатлевки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.47.203 (0.095 с.)