Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инструменты и приспособления для ремонта кузовов. Материалы для окраска кузова после ремонта.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Оборудование, используемое при ремонте кузовов и изготовлении ремонтных деталей, но назначению делится на: режущий ручной инструмент; оборудование и приспособления для чистки и осадки металла; оборудование для изготовления фасонных поверхностей; ручные инструменты и приспособления для выполнения пайки и сварки; средства механизации при выполнении операций по ремонту кузовов. Технология окраски кузовов после ремонта значительно отличается от процессов нанесения лакокрасочных покрытий при изготовлении нового автомобиля [11]. Особенность состоит в том, что после ремонта краска наносится, как правило, на уже имеющееся лакокрасочное покрытие и в места, частично подверженные восстановительным работам. Виды покрытий, лакокрасочные материалы и способы их применения. Специфика ремонтных кузовных работ вызывает потребность в использовании дополнительных (по сравнению с автозаводами) материалов и оборудования, необходимых для качественного нанесения лакокрасочных покрытий. Виды лакокрасочных покрытий. После устранения коррозионных повреждений все кузова подлежат окраске. По назначению лакокрасочные покрытия бывают противокоррозионными и защитно-декоративными. Противокоррозионное окрашивание заключается в нанесении лакокрасочных материалов на металл для защиты от коррозии в период эксплуатации автомобиля без учета требований декоративной отделки. При этом на слой противокоррозионной грунтовки наносится толстое покрытие, устойчивое к действию водных растворов, но не имеющее декоративных качеств. Защитно-декоративное окрашивание обеспечивает внешнюю декоративную отделку кузова и одновременно его противокоррозионную защиту. На автозаводах эти два вида работ объединены. Во время ремонта автомобиля каждый вид окрашивания выполняется самостоятельно, так как автомобиль находится в собранном состоянии и степень повреждения каждого покрытия различна. В зависимости от глубины повреждения коррозией существуют различные технологии защитно-декоративного и противокоррозионного окрашивания. Защитно-декоративная окраска кузовов после ремонта бывает трех видов: – без снятия прочного частично поврежденного старого лакокрасочного покрытия; – после полного снятия старого лакокрасочного покрытия до металлического основания; – окраска кузова или его частей (крыша, багажник) эмалью другого цвета с сохранением заводской окраски и без выполнения шпатлевочных работ. Противокоррозионная окраска кузовов производится: • со снятием старого лакокрасочного покрытия до металла отдельных элементов кузова или после замены этих частей новыми панелями, которые чаще всего покрыты грунтовкой (крылья, капот, двери и др.); • в местах нарушения лакокрасочного покрытия, например, на краях желоба крыши; • внутри багажника, в подкапотном пространстве, в нижней части салона и т. п.;. • под крыльями, в нижней части кузова со стороны шасси. Лакокрасочные материалы. Делятся на грунтовки, шпатлевочные мастики, шпатлевки и эмалевые краски (эмали). Грунтовками называются слои краски, накладываемые непосредственно на поверхность металла и характеризующиеся хорошей адгезией с металлом и последующими слоями эмали. Грунтовочные покрытия должны быть устойчивы к действию растворителей и других компонентов, содержащихся в моющих средствах. Кроме того, они должны быть устойчивы к действию высоких температур во время сушки последующих слоев покрытия, которая выполняется в камерах и не размягчается при нанесении декоративных слоев эмали. Широко используются нитроцеллюлозные, алкидные и реактивные поливиниловые грунтовки. Они содержат противокоррозионные пигменты, преимущественно хромат цинка, свинцовый сурик или цинк. Так как грунтовки включают обычно большое количество неорганического пигмента, они не дают блеска и после высыхания образуют матовую поверхность, имеющую хорошую адгезию последующих слоев краски. Грунтовочное покрытие может быть получено в результате испарения растворителя при нормальной температуре или в результате химической реакции. Образование покрытия происходит в камере при температуре 20 °С для нитроцеллюлозных 80 °С — синтетических и 120 °С для алкидно-меламиновых грунтовок. В любом случае грунтовочное покрытие должно иметь после высыхания хорошую устойчивость к действию последующих слоев покрытия и в особенности к содержащимся в них растворителям. Обычно толщина грунтовочных покрытий составляет 10—20 мкм при одноразовом распылении или нанесении окунанием. В практике используется двукратное или смешанное грунтование, при котором наносится один слой грунтовки, а затем на него напыляется другой тип грунтовки, что дает слой толщиной 25÷40 мкм. Шпатлевочными мастиками (замазками) называют лакокрасочные материалы пасто- или тестообразной консистенции, содержащие минеральный наполнитель в связующем или отвердитель, если мастика химического отверждения. Шпатлевочные замазки применяются для выравнивания панелей кузова перед нанесением промежуточного слоя краски. Накладывают их в несколько слоев шпателем, который применяется для равномерного разравнивания тонких слоев мастики. Следует отметить, что шпатлевочные замазки отличаются от герметизирующих мастик тем, что они применяются для выравнивания поверхностей и подвергаются шлифованию. Шпатлевки — это материалы жидкой консистенции для выравнивания неровностей на кузове. После их распыления они создают толстое покрытие, которое подвергается мокрому шлифованию. Шпатлевки бывают распыляемые, обыкновенные и грунт-шпатлевки. Последние можно наносить распылением непосредственно на металл, так как они содержат противокоррозионные пигменты. Шпатлевки, как правило, наносятся перед окраской распылением на загрунтованные поверхности металла или на слой отшлифованной шпатлевочной замазки. После высыхания слой шпатлевки шлифуется до получения ровной и гладкой поверхности. Иногда в целях выравнивания металла шпатлевка наносится на тщательно отшлифованную поверхность старого лакокрасочного покрытия, которое должно быть восстановлено. Грунт-шпатлевки наносятся непосредственно на металл с целью создания основы при восстановлении лакокрасочного покрытия или защиты металла панелей от коррозии во время хранения, транспортировки и сборки. Процесс сушки слоя шпатлевки протекает либо в естественных условиях, либо при повышенной до 80°С температуре. В качестве связующего вещества, которое входит в состав шпатлевки, могут быть нитроцеллюлозная, алкидная, эпоксидная, полиэфирная или полиуретановая смола. Шпатлевки наносятся толщиной 30÷40 мкм распылением через сопло диаметром 1,2÷1,5 мм после разбавления до соответствующей вязкости. Полученный слой обладает очень хорошими покрывными свойствами ввиду содержания значительного количества наполнителя и имеет матовый цвет. После нанесения шпатлевки распылением поверхность подвергается сухому или мокрому шлифованию шкуркой № 220÷400. Более грубая шкурка применяется реже. Обычно необходимая шероховатость поверхности под окраску получается при шлифовании шкуркой № 360, а при нанесении акриловых эмалей применяется шкурка № 400÷500. Лаки, эмали и краски для наружных покрытий создают слой с хорошей устойчивостью к действию внешних атмосферных факторов и имеют хорошую адгезию с грунтовками и шпатлевками. Лаки – это материалы для наружных слоев покрытия, представляющие собой раствор пленкообразующего вещества в органическом растворителе, которые после нанесения дают прозрачный слой. Примером может служить бесцветный нитро-целлюлозный лак. Эмали – это материалы, применяемые для наружной окраски автомобиля и дающие непрозрачное цветное покрытие. Эмали представляют собой раствор пленкообразующих смол, пигментов, декоративных и модифицирующих присадок в органических растворителях. Примером могут быть нитроцеллюлозные эмали. Краски – это также материалы для наружной окраски автомобиля, которые представляют собой раствор вяжущих красящих веществ, преимущественно содержащих высыхающие масла, пигментов и неорганических наполнителей. Краски употребляются для противокоррозионной защиты кузова в то время, как лаки и эмали предназначаются для защитно-декоративного окрашивания. Покрытия, полученные из эмалей и лаков, должны отличаться хорошим блеском без полирования. Лаковые материалы наносятся после разбавления до соответствующей вязкости с помощью пистолетов. Такой способ нанесения лакокрасочных материалов применяется почти всегда для декоративных покрытий. Нитроцеллюлозные эмали применяются главным образом для ремонтных работ. Они имеют короткий период сушки, и покрытие легко полируется. Это самый старый вид эмалей, широко применяемый на практике. Комбинированные нитроэмали являются разновидностью нитроцеллюлозных. Они характеризуются непродолжительным временем сушки, создают хорошее качество покрытия и легко поддаются шлифованию. После полирования они приобретают блеск. Синтетические алкидные эмали имеют длительный период сушки и не требуют последующего полирования покрытия. Для высыхания покрытий из этих эмалей требуется 24 ч. Покрытие не имеет высоких декоративных свойств, однако устойчивость к старению очень хорошая. Большую группу эмалей для наружной окраски составляют алкидно-меламиновые эмали, требующие горячей сушки и высыхающие при температуре 120 или 80 °С. Они применяются как для окраски новых кузовов (сушка при 120°С), так и при их ремонте (сушка при 80 °С). Эти эмали наносятся пистолетом и не требуют полирования. Время высыхания покрытия 30÷45 мин. Эмали наносятся пневматическим способом с подогревом или без подогрева красителя, а также электростатическим методом. Особенности и приемы выполнения некоторых операций нанесения лакокрасочных материалов. Важнейшими технологическими операциями получения лакокрасочного покрытия являются нанесение эмали, шпатлевание, шлифование и полирование. Нанесение эмали на автомобильные кузова производится пистолетом (рис. 13) с соплом диаметром 1,2÷2,0 мм, а при окрашивании автобусов диаметр увеличивается до 2,0÷2,4 мм. Струя напыляемого материала дополнительно регулируется винтом, находящимся на пистолете. Струя, выходящая из пистолета, может иметь круглую или эллиптическую форму, которая зависит от положения гайки сопла. Покрытие поверхности пистолетом получается равномерное в случае, когда краска имеет соответствующую вязкость, которая зависит, например, от количества растворителя в эмали. Обычно вязкость материалов для окрашивания автомобилей колеблется в пределах 18÷30 Стс при определении методом вытекания их из калиброванного отверстия вискозиметра Форд № 4. Избыточное давление воздуха в пистолете должно быть 3÷4 кгс/см2. Постоянство давления обеспечивается регулятором, который в то же время является фильтром (рис. 14). При одноразовом напылении эмали на поверхности получается покрытие неравномерной толщины (рис. 15). Поэтому окрашивание проводится так, чтобы слои покрывали друг друга, но не образовывали потеков. Определяя вязкость материала, следует помнить, что избыток разбавителя в эмалях приводит к нанесению тонких покрытий. Следовательно, надо добавлять только необходимое количество растворителя. После разбавления материал надо процедить через сито, имеющее 800 отверстий на площади в 1 см2 при нанесении промежуточных слоев и 10 000 отверстий — при напылении наружного слоя эмали. Пистолет следует держать перпендикулярно окрашиваемой поверхности на расстоянии 20÷30 см от нее, перемещая его вертикально или горизонтально, но не кругообразно. При слишком близком положении пистолета к окрашиваемой поверхности образуются потеки, а при большом расстоянии получается матовый слой. Чтобы получить равномерную полосу, следует начинать перемещение пистолета до начала нажатия на спусковой рычаг, а заканчивать — после освобождения рычага. Распыление непрерывной струей не рекомендуется, так как приводит к неэкономному расходованию материалов, образованию потеков и неравномерности слоя.
Декоративное окрашивание требует большого навыка и опыта. Часто небольшое отклонение от технологии приводит к необходимости шлифования плохо нанесенного слоя, к потере времени и дополнительным затратам материалов. Шпатлевание применяется для выравнивания неровностей и углублений, имеющихся на поверхности металла. Но консистенции шпатлевки делятся на жидкие и густые. Жидкие шпатлевки наносятся кистью, а густые пасты при наличии больших неровностей шпателем. Толщина одного слоя шпатлевки после шлифования не должна превышать 0,3 мм, а при наложении нескольких слоев не более I мм. После полного высыхания шпатлевки поверхность шлифуется водостойкой шлифовальной шкур кой с зернистостью № 60, 200, 280. После этого кузов ополаскивается водой и сушится. Поверхность после шлифования должна быть ровной, без пор, царапин и трещин. Рис. 15 Распределение толщины лакокрасочного покрытия и зависимости от ширины струи Поверхности кузова после шлифования шлифовальной шкуркой зернистостью № 120 или 150 покрываются слоем грунтовки Мелкие царапины и трети мм, а также углубления в покрытии заполняются тонким слоем шпатлевки и после ее высыхания шлифуются насухо водостойкой шлифовальной шкуркой с зернистостью № 200÷280 Шпатлевка наносится стальными, резиновыми или пласт Слишком толстый слой шпатлевки может принести к образованию трещин в покрытии. Шпатлевание производится сверху вниз полукруглым движением. Углубления или выпуклости выравниваются шпатлевками с помощью резины или пластмассы. Иногда целесообразно разровнять шпатлевку пальцем, чтобы хорошо заделать) углы и закругления. Рис. 16. Шпатели: а – треугольный; б – Прямоугольный; в – резиновый или пластмассовый с деревянной ручкой Шлифование выполняется с целью устранения мелких неровностей или шероховатостей поверхности, а также для улучшения сцепляемости отдельных слоев лакокрасочного покрытия, например, наружных слоев эмали с грунтовкой. Хорошо просохший слой шпатлевки обрабатывается с трудом, требует большого количества шлифовальной шкурки и больших усилий. Поэтому шлифование чаще всего выполняют водостойкой шкуркой № 180. В зависимости от заданной шероховатости поверхности для шлифования употребляется шлифовальная шкурка различной зернистости. Шкурками № 180 и 220 шлифуются поверхности при нанесении промежуточных слоев эмали, а шкурками № 240 и 280 обрабатываются поверхности при окраске синтетическими эмалями. Для шлифования под окраску нитроцеллюлозными эмалями применяются шкурки № 320 и 400. Перед началом шлифования шкурка выдерживается в воде в течение 30 мин. Лист шлифовальной шкурки, обычно размером 230х280 мм, разрезается на четыре части. Полоской шкурки обертывается резиновая колодка или войлок толщиной 1 см, что позволяет получить более ровную и гладкую поверхность, чем при обработке только шкуркой. Шлифуемую поверхность необходимо систематически протирать влажной губкой, вследствие чего образующиеся при шлифовании опилки стекают и не загрязняют шкурку. Кроме того, вода также охлаждает шлифуемую поверхность, что зачастую очень важно, так как излишнее нагревание покрытия в месте обработки может привести к размягчению шпатлевочного слоя. Шлифование производится в продольном и поперечном направлениях до получения гладкой поверхности. Детали со сложной поверхностью и небольших размеров обрабатываются с применением тонкой и мягкой подкладки. При восстановлении покрытий маленьких размеров для шлифования можно применять канцелярский ластик, обернутый шлифовальной шкуркой. Отшлифованная поверхность промывается водой и после высыхания определяются места дополнительного шпатлевания. По окончании шпатлевания вся поверхность промывается водой и протирается замшей. Шлифование имеет также очень существенное значение при полном восстановлении лакокрасочного покрытия, так как старое покрытие должно быть полностью отшлифовано. Для шлифования больших плоских поверхностей (обшивка автобуса, фургона) применяются электрический шлифовальный инструмент или пневматические вибрационные устройства, снабженные трубопроводами для подвода воды, рукояткой, зажимами для крепления шлифовальной шкурки. Шлифование выполняется также для удаления глянцевого слоя с лакокрасочного покрытия и придания ему матового вида. Для этих целей применяется сухое шлифование шкуркой № 400 или измельченным порошком пемзы, который разводится в воде. Обработка пемзой производится с помощью войлока, который перемещается в продольном направлении по поверхности лакокрасочного покрытия. Затем обработанная поверхность ополаскивается водой, протирается замшей и сушится. Непосредственно перед нанесением последнего слоя эмали следует протереть поверхность фланелью, слегка смоченной лаком для удаления пыли и остатков пемзы, оставшихся после ополаскивания водой. Полированию подвергаются только покрытия из нитронеллю-лозных эмалей. Вначале поверхность обрабатывается полировочной пастой, а затем жидкостью для полирования до получения желаемого глянца. Иногда с целью поверхностного растворения нитроцеллюлозного эмалевого покрытия перед полированием применяется распыление растворителя. Синтетические эмали горячей и холодной сушки не полируются пастами, а лишь протираются жидкостью для полирования. После травления покрытий горячей сушки их полируют пастой 8340-515-000. Полирование производится вручную сукном и фланелью или механическим способом овчиной, закрепленной на диске углового полировального устройства. Перемещения инструмента при полировании должны быть в продольном направлении. Затем поверхность протирается фланелью, смоченной бензином при использовании нитроцеллюлозных эмалей или специальной жидкостью 29/00/67/Z для очистки покрытий горячей сушки. В конце обработки покрытие подвергается сухому полированию фланелью или овчиной. Подготовка поверхности кузова к окраске. Инструмент оборудование
Процесс подготовки поверхности для нанесения эмали состоит в удалении старого покрытия и очистке металла от продуктов коррозии. Удаление старых покрытий. Поврежденные слои эмали и шпатлевки снимаются механическим или химическим способом. Механическое удаление покрытий выполняется пескоструйной обработкой поверхности кузова, что возможно при больших площадях повреждений, или местным шлифованием до чистого металла. Пескоструйная обработка может выполняться пневматическим ручным пистолетом (рис. 17), дробеструйным аппаратом АР-6000В или беспылевыми устройствами SB-4 и UBC-1 со следующими техническими данными: Производительность, м2/ч……………………………………………….до 2 Потребность в воздухе при избыточном давлении 5—7 кгс/см2, м3/мин……………………………………………………………………..2,5 Высота регенератора, мм …………………………………………………750 Масса регенератора без абразива и трубопроводов, кг ……………….14,2 Максимальная масса абразива в резервуаре, кг …………………………5 Масса чистящей головки, кг………………………………………………1,5 Резиновых трубопроводов, соединяющих головку с резерву- аром, кг……………………………………………………………….........6 Удаление чистящей головки от регенератора, м………………………….3 Удаление регенератора от источника сжатого воздуха, м………………20
Принцип действия беспылевого устройства и его конструкция показаны на рис. 18. Выбор абразива зависит от вида и толщины обрабатываемой детали. Шлифование производится ручными пневматическими или электрическими шлифовальными машинами, а также станками с гибким валиком. В табл. 64 [11] приведены характеристики пневматических шлифовальных машин: простых SA-25A, SA-40A; контурных SA-75A, SA-100A и угловой SCB-225. Таблица 64. Характеристика пневматических шлифовальных машин
Таблица 4.6. Характеристика электрических шлифовальных и полировальных машин
Риг. 18. Внешний вид (а) и схема работы (б) аппарата UBС-I для струйно-абразивной беспылевой очистки кузова: 1– щетка; 2 – корпус головки; 3–сопло из сплава карбидов металлов; 4 – стальное сопло; 5 – вентиль чистящей головки; 6 – шланг подачи сжатого воздуха в головку; 7 – шланг подачи абразива; 8 – шланг возврата абразива; 9 – клапан генератора;10 –шланг подачи сжатого воздуха в регенератор; 11– резиновая крышка; 12 – фильтр, 13 – сопло; 14 – всасывающий вентилятор; 15 – блок вакуумных камер; 16 –сетка; 17 – бункер; 18 – втулка; 19 – дроссельная заслонка абразива. Характеристики электрических шлифовальных машин прямых PRAa и угловой PRAg, а также угловой машины для полирования PRAs даны в табл. 65. Для шлифования поверхности кузова перед грунтованием для сухого и мокрого шлифования слоев шпатлевочной замазки для снятия продуктов коррозии, а также старой краски можно применять шлифовальные станки фирмы «Фесто». На электрический шлифовальный станок RTI-S1 (рис. 19) можно устанавливать сменяемые шлифовальные пластины с карборундовым камнем разной зернистости, шлифовальной шкуркой или проволочными щетками, а также с резиновыми или войлочными накладками. Рис 19. Шлифовальная машина RTj-Sl
Рис. 20. Шлифовальные машины RTT-S2 (а) и RTR-S2 (б) Шлифование поверхности кузова может производиться электрической шлифовальной высокочастотной машиной RTR-S2 (рис. 20), которая может быть снабжена устройством для подведения воды при мокром шлифовании. Ее разновидностью является шлифовальная машина RTT-S 2 с поглотителем пыли. Эта модель шлифовальной машины имеет массу 3,4 кг и 13 000 рабочих движений в минуту. Для мелких работ, связанных с очисткой от коррозии и локального удаления старой краски, пригодна легкая одноручная угловая шлифовальная машина WS -1 (рис. 21) с частотой вращения вала 7200 об/мин и массой 1,8 кг. Для этой же цели можно употреблять пневматическую шлифовальную машину RTL массой 2,2 кг и частотой вращения вала 5600 об/мин. Наиболее универсальной шлифовальной машиной электрического типа является снабженная дисками и щетками KTU-S 2 с массой 3,2 кг и скоростью вращения 3200 об/мин (рис. 22). Примеры работы виброшлифовальными машинами показаны на рис. 23.
Химический способ удаления лакокрасочных покрытий заключается в обработке поверхности кузова растворами гидроокиси натрия (каустической соды) или органических веществ. Растворы гидроокиси натрия удаляют краску в результате химической реакции натриевой щелочи с полимеризированными растительными маслами, способными омыляться и расщепляться. Эта реакция протекает при повышенной температуре, но уже при обычной комнатной температуре можно заметить действие щелочи на связующие вещества покрытия. Полное удаление краски с кузова обычно производится погружением его в щелочной раствор. Выдержка в ванне с 10%-ным раствором натриевой щелочи при температуре 80÷90 °С или распылении 6%-ного раствора щелочи в специальных камерах под давлением 6 кгс/см2 в течение 15 мин практически полностью удаляет старое лакокрасочное покрытие. После щелочной обработки поверхности необходимо ее нейтрализовать 3%-ным раствором ортофосфорной кислоты и просушить. При удалении слоя краски химическим способом вручную необходимо несколько раз нанести 20%-ный раствор натриевой щелочи до полного размягчения покрытия. В зависимости от толщины слоя шпатлевочной мастики процесс размягчения может продолжаться до 24 ч. После размягчения покрытие удаляется шпателем. Поверхность кузова тщательно ополаскивается водой и протирается 3%-ным раствором ортофосфорной кислоты для нейтрализации остатков щелочи. При работе с натриевой гидроокисью необходимо строго соблюдать Правила техники безопасности. Приготавливая натриевую щелочь, следует помнить, что гидроокись натрия надо осторожно бросать в воду, а не заливать ее водой в сосуде, так как это приводит к бурному кипению. Эта работа должна выполняться в защитных очках и перчатках. При использовании горячих растворов создается угроза и для органов дыхания человека, так как летучие пары натриевой щелочи также оказывают разъедающее действие. Очень хорошие результаты получаются очищением поверхности кузова химическими средствами типа Ремосоль. Если надо удалить лакокрасочное покрытие с небольших деталей, применяется очистка погружением в раствор Ремосоль-OZ с температурой 5÷25 °С на 1÷10 мин. Однако наибольшее применение получил Ремсоль-АМ, который содержит сильнодействующие органические растворители, имеющие низкую температуру кипения и замедляющие испарение, загустители, а также присадки, ускоряющие набухание лакокрасочных покрытий. Это невоспламеняющийся препарат с характерным запахом и консистенцией, близкой к краскам. Ремосоль-АМ наносится кистью на лакокрасочное покрытие кузова. В зависимости от толщины и типа удаляемого покрытия через 10÷60 мин при температуре окружающей среды 5÷25 °С произойдет вспучивание краски, которая удаляется шпателем. Затем поверхность ополаскивается 1%-ным раствором Эмульсола-R и насухо протирается ветошью. Окончательное ополаскивание выполняется 3%-ным раствором ортофосфорной кислоты (смесь препарата Фосоль с водой в соотношении 1:10) при комнатной температуре с последующей сушкой теплым воздухом. В местах, где краска была нанесена слишком тонким слоем и ее не удалось удалить после одноразового применения препарата, процесс необходимо повторить до полного удаления лакокрасочного покрытия вместе со слоем шпатлевочной мастики. Очистка поверхности от ржавчины. Выполняется механическим, химическим или смешанным (химико-механическим) способами. Механическая очистка от ржавчины и окалины, образовавшейся во время сварки, выполняется пескоструйной обработкой, шлифованием, а также с помощью ручных проволочных щеток и щеток с механическим приводом. Механическая обработка щетками при наличии полного комплекта современного инструмента обеспечивает хорошую очистку поверхности (рис. 24 и 25). Однако обработку такими щетками надо делать очень осторожно, так как прокорродировавший металл хрупок и легко подвергается повреждению.
Механическую очистку начинают с удаления скребками в легкодоступных местах продуктов коррозии. В местах, где продукты коррозии сильно прилегают к поверхности, например в зазорах и щелях, они удаляются стальными иглами или механизированными щетками. Специальные шлифовальные устройства позволяют удалять продукты коррозии из зазоров, мест соединения деталей и установки болтов. В таких местах целесообразно использовать скребки или игольчатые наконечники. Химическая очистка от ржавчины применяется при наличии тонкого слоя этих продуктов, так как средства для очистки действуют медленно и необходимо длительное время для устранения даже толстого слоя. Чтобы получить чистую поверхность металла, нужно несколько раз наносить химический раствор в течение нескольких десятков часов. Химическую очистку от ржавчины мелких деталей, например номерных знаков, можно проводить 10%-ным раствором серной кислоты, предварительно удалив лакокрасочное покрытие композицией Ремосоль-OZ или Ремосоль-АМ. После обработки кислотой детали нужно прополоскать в воде и погрузить в ортофосфорную кислоту на 10÷15 мин. Фосоль, употребляемый вместо фосфорной кислоты, следует разводить с водой в объемном отношении 1:10. Затем детали просушиваются без ополаскивания в воде и покрываются противокоррозионной грунтовкой. Для этих целей лучше всего использовать грунтовки Автохрон-L, S-200, S-2003 или реактивную двухсоставную грунтовку. Большие детали, которые нельзя погрузить в ванну с раствором, смазывают кистью Фоцитом или Фосолем. Хорошее качество очистки получается в случае, когда процесс снятия, старого лакокрасочного покрытий, поврежденного коррозией, производится Ремосолом-АМ. Поело вспучивания и удаления шпателем или стальными щетками старого покрытия, поверхность металла следует тщательно промыть водой и вытереть насухо ветошью. После этого на поверхности ясно видны локальные очаги коррозии, которые следует очистить щеткой и затем нанести на всю очищенную поверхность средство для удаления продуктов коррозии. После Травления поверхность металла промывается теплой водой с губкой и затем вытирается насухо ветошью. Если следы коррозии еще остались, операцию следует повторить или применить смешанную очистку, которая является наиболее эффективной. Поверхность после очистки должна быть чистой, без липкого осадка, белых или темных пятен. При проведении по ней тряпкой, смоченной в бензине, должно ощущаться скольжение, характерное для металлических поверхностей. Тонкий пассивирующий слой должен быть хорошо соединен с металлом. Имеющиеся на поверхности налеты надо стереть ветошью, смоченной в смеси денатурата с бензином в отношении 1:1. Устранение ржавчины химическими средствами из щелей и стыков металлических листов не рекомендуется, так как коррозионный очаг все же остается в глубине соединения. Даже, если продукты коррозии будут удалены с поверхности соединения, то после некоторого времени коррозия будет распространяться из глубины стыка. К сожалению, сейчас еще нет средства для удаления коррозии из швов, выполненных точечной сваркой, без их механического разделения. Смешанная очистка от ржавчины заключается в очистке поверхности механическими средствами, например, с помощью щеток, а затем остатки продуктов коррозии в порах металла надо обрабатывать Фосолем или Фоцитом. Затем поверхность необходимо промыть водой и протереть ветошью, смоченной денатуратом. Для контроля качества удаления продуктов коррозии в порах необходимо произвести шлифование поверхности шлифовальной шкуркой № 180 до получения гладкого металла, свободного от коррозионных язв. Очистка поверхности металла от воды, масел и остатков шлифовальной насты. Такая очистка является основным условием получения покрытий без дефектов и с надлежащей адгезионной способностью. Во время обезжиривания следует обратить внимание на наличие воды, так как одновременное удаление воды и масла с поверхности металла требует применения смеси растворителей, например бензина, смешанного со спиртом (денатуратом). Керосин, хотя и очищает поверхность от избытков масла и смазки, оставляет жирную поверхность, к которой лакокрасочное покрытие пристает плохо. Бензин-растворитель тоже не всегда достаточно эффективен при обезжиривании, так как части оставляет поверхности слегка жирными, что требует дополнительного обезжиривания авиационным бензином. В окрасочном производстве часто применяется для обезжиривания нитроцеллюлозный растворитель. Это очень эффективный растворитель, смешивающийся с водой. Его можно употреблять при условии, что он не повредит соседних слоев, уплотнителей и свежей краски. Ниже приведена агрессивность растворителей, выраженная в числе КБ (Kauri Butanol), характеризующем действие органических растворителей на лакокрасочные покрытия, пластмассу и уплотнения (агрессивность уменьшается с уменьшением числа КБ). Трихлорэтилен……………………128 1,1,1-трихлорэтан…………………124 Толуол …………………………….102 Ксилол……………………………..96 Перхлорэтилен……………………90 Циклогексан………………………56 Бензин-растворитель……………34—42 Авиационный бензин……………30—38 Трихлортрифторэтан……………….31 Гексан……………………………….31 Керосин (смывка)…………………..26 Как видно, самое слабое действие оказывает керосин, а самое сильное – трихлорэтилен. Этим растворителем можно легко обезжирить металлическую поверхность, получить ее полную «сухость», но надо следить, чтобы одновременно не повредить окраску или слой свеженанесенной шпатлевки. Удаление ржавчины препаратом Кортанин. Поверхность, подготовленная для нанесения защитного по
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.28.173 (0.013 с.) |