Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инструменты и приспособления для ремонта кузовов. Материалы для окраска кузова после ремонта.

Поиск

Оборудование, используемое при ремонте кузовов и изготовлении ремонтных деталей, но назначению делится на: режущий ручной инструмент; оборудование и приспособления для чистки и осадки металла; оборудование для изготовления фасонных поверхностей; ручные инструменты и приспособления для выполнения пайки и сварки; средства механизации при вы­полнении операций по ремонту кузовов.

Технология окраски кузовов после ремонта значи­тельно отличается от процессов нанесения лакокрасочных по­крытий при изготовлении нового автомобиля [11]. Особенность состо­ит в том, что после ремонта краска наносится, как правило, на уже имеющееся лакокрасочное покрытие и в места, частич­но подверженные восстановительным работам.

Виды покрытий, лакокрасочные материалы и способы их применения. Специфика ремонтных кузовных работ вызывает по­требность в использовании дополнительных (по сравнению с автозаводами) материалов и оборудования, необходимых для качественного нанесения лакокрасочных покрытий.

Виды лакокрасочных покрытий. После устранения корро­зионных повреждений все кузова подлежат окраске. По назначению лакокрасочные по­крытия бывают противокоррозионными и защитно-декоратив­ными.

Противокоррозионное окрашивание заключается в нанесе­нии лакокрасочных материалов на металл для защиты от кор­розии в период эксплуатации автомобиля без учета требований декоративной отделки. При этом на слой противокоррозионной грунтовки наносится толстое покрытие, устойчивое к действию водных растворов, но не имеющее декоративных качеств.

Защитно-декоративное окрашивание обеспечивает внешнюю декоративную отделку кузова и одновременно его противокор­розионную защиту.

На автозаводах эти два вида работ объединены. Во вре­мя ремонта автомобиля каждый вид окрашивания выпол­няется самостоятельно, так как автомобиль находится в соб­ранном состоянии и степень повреждения каждого покрытия различна.

В зависимости от глубины повреждения коррозией сущест­вуют различные технологии защитно-декоративного и противо­коррозионного окрашивания.

Защитно-декоративная окраска кузовов после ремонта бы­вает трех видов:

– без снятия прочного частично поврежденного старого лако­красочного покрытия;

– после полного снятия старого лакокрасочного покрытия до металлического основания;

– окраска кузова или его частей (крыша, багажник) эмалью другого цвета с сохранением заводской окраски и без выполне­ния шпатлевочных работ.

Противокоррозионная окраска кузовов производится:

• со снятием старого лакокрасочного покрытия до металла отдельных элементов кузова или после замены этих частей но­выми панелями, которые чаще всего покрыты грунтовкой (кры­лья, капот, двери и др.);

• в местах нарушения лакокрасочного покрытия, например, на краях желоба крыши;

• внутри багажника, в подкапотном пространстве, в нижней части салона и т. п.;.

• под крыльями, в нижней части кузова со стороны шасси.

Лакокрасочные материалы. Делятся на грунтовки, шпатлевочные мастики, шпатлевки и эмалевые краски (эмали).

Грунтовками называются слои краски, накладываемые не­посредственно на поверхность металла и характеризующиеся хорошей адгезией с металлом и последующими слоями эмали. Грунтовочные покрытия должны быть устойчивы к действию растворителей и других компонентов, содержащихся в моющих средствах. Кроме того, они должны быть устойчивы к действию высоких температур во время сушки последующих слоев покрытия, которая выполняется в камерах и не размягчается при нанесе­нии декоративных слоев эмали.

Широко используются нитроцеллюлозные, алкидные и реак­тивные поливиниловые грунтовки. Они содержат противокорро­зионные пигменты, преимущественно хромат цинка, свинцовый сурик или цинк. Так как грунтовки включают обычно большое количество неорганического пигмента, они не дают блеска и после высыхания образуют матовую поверхность, имеющую хо­рошую адгезию последующих слоев краски.

Грунтовочное покрытие может быть получено в результате испарения растворителя при нормальной температуре или в ре­зультате химической реакции. Образование покрытия происхо­дит в камере при температуре 20 °С для нитроцеллюлозных 80 °С — синтетических и 120 °С для алкидно-меламиновых грун­товок. В любом случае грунтовочное покрытие должно иметь после высыхания хорошую устойчивость к действию последу­ющих слоев покрытия и в особенности к содержащимся в них растворителям. Обычно толщина грунтовочных покрытий со­ставляет 10—20 мкм при одноразовом распылении или нанесе­нии окунанием. В практике используется двукратное или сме­шанное грунтование, при котором наносится один слой грун­товки, а затем на него напыляется другой тип грунтовки, что дает слой толщиной 25÷40 мкм.

Шпатлевочными мастиками (замазками) называют лакокра­сочные материалы пасто- или тестообразной консистенции, со­держащие минеральный наполнитель в связующем или отвердитель, если мастика химического отверждения.

Шпатлевочные замазки применяются для выравнивания па­нелей кузова перед нанесением промежуточного слоя краски. Накладывают их в несколько слоев шпателем, который при­меняется для равномерного разравнивания тонких слоев мас­тики. Следует отметить, что шпатлевочные замазки отличают­ся от герметизирующих мастик тем, что они применяются для выравнивания поверхностей и подвергаются шлифованию.

Шпатлевки — это материалы жидкой консистенции для вы­равнивания неровностей на кузове. После их распыления они создают толстое покрытие, которое подвергается мокрому шли­фованию. Шпатлевки бывают распыляемые, обыкновенные и грунт-шпатлевки. Последние можно наносить распылением не­посредственно на металл, так как они содержат противокорро­зионные пигменты. Шпатлевки, как правило, наносятся перед окраской распы­лением на загрунтованные поверхности металла или на слой отшлифованной шпатлевочной замазки. После высыхания слой шпатлевки шлифуется до получения ровной и гладкой поверх­ности. Иногда в целях выравнивания металла шпатлевка нано­сится на тщательно отшлифованную поверхность старого лако­красочного покрытия, которое должно быть восстановлено.

Грунт-шпатлевки наносятся непосредственно на металл с целью создания основы при восстановлении лакокрасочного по­крытия или защиты металла панелей от коррозии во время хранения, транспортировки и сборки.

Процесс сушки слоя шпатлевки протекает либо в естествен­ных условиях, либо при повышенной до 80°С температуре. В качестве связующего вещества, которое входит в состав шпат­левки, могут быть нитроцеллюлозная, алкидная, эпоксидная, полиэфирная или полиуретановая смола.

Шпатлевки наносятся толщиной 30÷40 мкм распылением через сопло диаметром 1,2÷1,5 мм после разбавления до соот­ветствующей вязкости. Полученный слой обладает очень хо­рошими покрывными свойствами ввиду содержания значитель­ного количества наполнителя и имеет матовый цвет.

После нанесения шпатлевки распылением поверхность под­вергается сухому или мокрому шлифованию шкуркой № 220÷400. Более грубая шкурка применяется реже. Обычно необхо­димая шероховатость поверхности под окраску получается при шлифовании шкуркой № 360, а при нанесении акриловых эма­лей применяется шкурка № 400÷500.

Лаки, эмали и краски для наружных покрытий создают слой с хорошей устойчивостью к действию внешних атмосферных факторов и имеют хорошую адгезию с грунтовками и шпатлев­ками.

Лаки – это материалы для наружных слоев покрытия, представляющие собой раствор пленкообразующего вещества в органическом растворителе, которые после нанесения дают прозрачный слой. Примером может служить бесцветный нитро-целлюлозный лак.

Эмали – это материалы, применяемые для наружной ок­раски автомобиля и дающие непрозрачное цветное покрытие. Эмали представляют собой раствор пленкообразующих смол, пигментов, декоративных и модифицирующих присадок в ор­ганических растворителях. Примером могут быть нитроцеллюлозные эмали.

Краски – это также материалы для наружной окраски ав­томобиля, которые представляют собой раствор вяжущих кра­сящих веществ, преимущественно содержащих высыхающие масла, пигментов и неорганических наполнителей. Краски упот­ребляются для противокоррозионной защиты кузова в то время, как лаки и эмали предназначаются для защитно-декоративного окрашивания.

Покрытия, полученные из эмалей и лаков, должны отли­чаться хорошим блеском без полирования. Лаковые материалы наносятся после разбавления до соответствующей вязкости с помощью пистолетов. Такой способ нанесения лакокрасочных материалов применяется почти всегда для декоративных по­крытий.

Нитроцеллюлозные эмали применяются главным образом для ремонтных работ. Они имеют короткий период сушки, и покрытие легко полируется. Это самый старый вид эмалей, ши­роко применяемый на практике.

Комбинированные нитроэмали являются разновидностью нитроцеллюлозных. Они характеризуются непродолжительным временем сушки, создают хорошее качество покрытия и легко поддаются шлифованию. После полирования они приобретают блеск.

Синтетические алкидные эмали имеют длительный период сушки и не требуют последующего полирования покрытия. Для высыхания покрытий из этих эмалей требуется 24 ч. Покрытие не имеет высоких декоративных свойств, однако устойчивость к старению очень хорошая.

Большую группу эмалей для наружной окраски составляют алкидно-меламиновые эмали, требующие горячей сушки и вы­сыхающие при температуре 120 или 80 °С. Они применяются как для окраски новых кузовов (сушка при 120°С), так и при их ремонте (сушка при 80 °С). Эти эмали наносятся пистоле­том и не требуют полирования. Время высыхания покрытия 30÷45 мин. Эмали наносятся пневматическим способом с подо­гревом или без подогрева красителя, а также электростатиче­ским методом.

Особенности и приемы выполнения некоторых операций на­несения лакокрасочных материалов. Важнейшими технологиче­скими операциями получения лакокрасочного покрытия явля­ются нанесение эмали, шпатлевание, шлифование и полирова­ние.

Нанесение эмали на автомобильные кузова производится пистолетом (рис. 13) с соплом диаметром 1,2÷2,0 мм, а при окрашивании автобусов диаметр увеличивается до 2,0÷2,4 мм. Струя напыляемого материала дополнительно регулируется винтом, находящимся на пистолете.

Струя, выходящая из пистолета, может иметь круглую или эллиптическую форму, которая зависит от положения гайки соп­ла. Покрытие поверхности пистолетом получается равномерное в случае, когда краска имеет соответствующую вязкость, кото­рая зависит, например, от количества растворителя в эмали. Обычно вязкость материалов для окрашивания автомобилей колеблется в пределах 18÷30 Стс при определении методом вы­текания их из калиброванного отверстия вискозиметра Форд № 4. Избыточное давление воздуха в пистолете должно быть 3÷4 кгс/см2. Постоянство давления обеспечивается регулято­ром, который в то же время является фильтром (рис. 14).

При одноразовом напылении эмали на поверхности полу­чается покрытие неравномерной толщины (рис. 15). Поэтому окрашивание проводится так, чтобы слои покрывали друг дру­га, но не образовывали потеков. Определяя вязкость материала, следует помнить, что избыток разбавителя в эмалях при­водит к нанесению тонких покрытий.

Следовательно, надо до­бавлять только необходимое количество растворителя. После разбавления материал надо процедить через сито, имеющее 800 отверстий на площади в 1 см2 при нанесении промежуточных слоев и 10 000 отверстий — при напылении наружного слоя эмали.

Пистолет следует держать перпендикулярно окрашиваемой поверхности на расстоянии 20÷30 см от нее, перемещая его вертикально или горизонтально, но не кругообразно. При слиш­ком близком положении пистолета к окрашиваемой поверхнос­ти образуются потеки, а при большом расстоянии получается матовый слой. Чтобы получить равномерную полосу, следует начинать перемещение пистолета до начала нажатия на спус­ковой рычаг, а заканчивать — после освобождения рычага. Распыление непрерывной струей не рекомендуется, так как при­водит к неэкономному расходованию материалов, образованию потеков и неравномерности слоя.

Рис. 13- Пистолет 1МР-В1 для ок­раски кузовов: 1– рычаг для изменения вида струи, 2 – винт регулирования положения иглы; 3 – винт регулирования количества воздуха Рис. 14. Регулятор давлении воз­- духа с фильтром: 1 – выходной штуцер; 2 – краны; 3 – регулиро - вочный винт; 4 – манометр; 5 – сердечник; 6 –дно; 7 – кран фильт- ра

Декоративное окрашивание требует большого навыка и опы­та. Часто небольшое отклонение от технологии приводит к необходимости шлифования пло­хо нанесенного слоя, к потере времени и дополнительным затра­там материалов.

Шпатлевание применяется для выравнивания неровностей и углублений, имеющихся на по­верхности металла. Но конси­стенции шпатлевки делятся на жидкие и густые. Жидкие шпат­левки наносятся кистью, а гус­тые пасты при наличии больших неровностей шпателем. Толщина одного слоя шпатлевки после шлифования не должна превы­шать 0,3 мм, а при наложении нескольких слоев не более I мм. После полного высыхания шпат­левки поверхность шлифуется во­достойкой шлифовальной шкур кой с зернистостью № 60, 200, 280. После этого кузов ополаски­вается водой и сушится. Повер­хность после шлифования долж­на быть ровной, без пор, царапин и трещин.

Рис. 15 Распределение толщины лакокрасочного покрытия и зависимости от ширины струи

Поверхности кузова после шлифования шлифовальной шкуркой зернистостью № 120 или 150 покрываются слоем грунтовки Мелкие царапины и трети мм, а также углубления в покрытии заполняются тонким слоем шпатлевки и после ее высыхания шлифуются насухо водостой­кой шлифовальной шкуркой с зернистостью № 200÷280

Шпатлевка наносится стальными, резиновыми или пласт­
массовыми шпателями (рис 16) Шпатель следует держать че­тырьмя пальцами правой руки с одной стороны и большим пальцем с другой. Можно его слегка изогнуть, что позволит наносить мастику на профильные поверхности. Во время шпатлевания шпатель должен находиться под углом 30° к поверх­ности, а при удалении излишков шпатлевки под углом 45°. Шпатлевать надо при равномерном усилении, так как свободно положенный слой получается пористым.

Слишком толстый слой шпатлевки может принести к образованию трещин в по­крытии. Шпатлевание производится сверху вниз полукруглым движением. Углубления или выпуклости выравниваются шпат­левками с помощью резины или пластмассы. Иногда целесо­образно разровнять шпатлевку пальцем, чтобы хорошо заде­лать) углы и закругления.

Рис. 16. Шпатели: а – треугольный; б – Прямоугольный; в – резиновый или пластмассовый с деревянной ручкой

Шлифование выполняется с целью устранения мелких не­ровностей или шероховатостей поверхности, а также для улучшения сцепляемости от­дельных слоев лакокрасочного покрытия, например, наруж­ных слоев эмали с грунтовкой.

Хорошо просохший слой шпатлевки обрабатывается с трудом, требует большого количества шлифовальной шкурки и больших усилий. Поэтому шлифова­ние чаще всего выполняют водостойкой шкуркой № 180.

В зависимости от заданной шероховатости поверхности для шлифования употребляется шлифовальная шкурка различной зернистости. Шкурками № 180 и 220 шлифуются поверхности при нанесении промежуточных слоев эмали, а шкурками № 240 и 280 обрабатываются поверхности при окраске синте­тическими эмалями. Для шлифования под окраску нитроцеллюлозными эмалями применяются шкурки № 320 и 400. Перед началом шлифования шкурка выдерживается в воде в течение 30 мин. Лист шлифовальной шкурки, обычно размером 230х280 мм, разрезается на четыре части. Полоской шкурки обертывается резиновая колодка или войлок толщиной 1 см, что позволяет получить более ровную и гладкую поверхность, чем при обработке только шкуркой. Шлифуемую поверхность не­обходимо систематически протирать влажной губкой, вследст­вие чего образующиеся при шлифовании опилки стекают и не загрязняют шкурку. Кроме того, вода также охлаждает шли­фуемую поверхность, что зачастую очень важно, так как излиш­нее нагревание покрытия в месте обработки может привести к размягчению шпатлевочного слоя.

Шлифование производится в продольном и поперечном направлениях до получения гладкой поверхности. Детали со сложной поверхностью и небольших размеров обрабатываются с применением тонкой и мягкой под­кладки. При восстановлении покрытий маленьких размеров для шлифования можно применять канцелярский ластик, обер­нутый шлифовальной шкуркой. Отшлифованная поверхность промывается водой и после высыхания определяются места до­полнительного шпатлевания. По окончании шпатлевания вся поверхность промывается водой и протирается замшей.

Шлифование имеет также очень существенное значение при полном восстановлении лакокрасочного покрытия, так как старое покрытие должно быть полностью отшлифовано. Для шлифования больших плоских поверхностей (обшивка авто­буса, фургона) применяются электрический шлифовальный ин­струмент или пневматические вибрационные устройства, снаб­женные трубопроводами для подвода воды, рукояткой, зажи­мами для крепления шлифовальной шкурки.

Шлифование выполняется также для удаления глянцево­го слоя с лакокрасочного по­крытия и придания ему мато­вого вида. Для этих целей применяется сухое шлифова­ние шкуркой № 400 или из­мельченным порошком пемзы, который разводится в воде. Обработка пемзой производит­ся с помощью войлока, кото­рый перемещается в продоль­ном направлении по поверхно­сти лакокрасочного покрытия. Затем обработанная поверх­ность ополаскивается водой, протирается замшей и сушится.

Непосредственно перед нанесением последнего слоя эмали следует протереть поверхность фланелью, слегка смоченной ла­ком для удаления пыли и остатков пемзы, оставшихся после ополаскивания водой.

Полированию подвергаются только покрытия из нитронеллю-лозных эмалей. Вначале поверхность обрабатывается поли­ровочной пастой, а затем жидкостью для полирования до полу­чения желаемого глянца. Иногда с целью поверхностного раст­ворения нитроцеллюлозного эмалевого покрытия перед поли­рованием применяется распыление растворителя.

Синтетические эмали горячей и холодной сушки не поли­руются пастами, а лишь протираются жидкостью для полиро­вания. После травления покрытий горячей сушки их полиру­ют пастой 8340-515-000. Полирование производится вручную сукном и фланелью или механическим способом овчиной, за­крепленной на диске углового полировального устройства. Пе­ремещения инструмента при полировании должны быть в продольном направлении. Затем поверхность протирается флане­лью, смоченной бензином при использовании нитроцеллюлозных эмалей или специальной жидкостью 29/00/67/Z для очист­ки покрытий горячей сушки. В конце обработки покрытие под­вергается сухому полированию фланелью или овчиной.

Подготовка поверхности кузова к окраске. Инструмент оборудование

 

Процесс подготовки поверхности для нанесения эма­ли состоит в удалении старого покрытия и очистке металла от продуктов коррозии.

Удаление старых покрытий. Поврежденные слои эмали и шпатлевки снимаются механическим или химическим способом.

Механическое удаление покрытий выполняется пескоструй­ной обработкой поверхности кузова, что возможно при боль­ших площадях повреждений, или местным шлифованием до чис­того металла. Пескоструйная обработка может выполняться пневматическим ручным пистолетом (рис. 17), дробеструй­ным аппаратом АР-6000В или беспылевыми устройствами SB-4 и UBC-1 со следующими техническими данными:

Производительность, м2/ч……………………………………………….до 2

Потребность в воздухе при избыточном давлении 5—7 кгс/см2,

м3/мин……………………………………………………………………..2,5

Высота регенератора, мм …………………………………………………750

Масса регенератора без абразива и трубопроводов, кг ……………….14,2

Максимальная масса абразива в резервуаре, кг …………………………5

Масса чистящей головки, кг………………………………………………1,5

Резиновых трубопроводов, соединяющих головку с резер­ву-

аром, кг……………………………………………………………….........6

Удаление чистящей головки от регенератора, м………………………….3

Удаление регенератора от источника сжатого воздуха, м………………20

  Рис. 17. Пневматический ручной пистолет 1-MП для очистки металла струей песка: 1–бачок для песка; 2 – сопло; 3 – штуцер для подпола сжатого воздуха

Принцип действия беспылевого устройства и его конструк­ция показаны на рис. 18. Выбор абразива зависит от вида и толщины обрабатываемой детали.

Шлифование производится ручными пневматическими или электрическими шлифовальными машинами, а также станками с гибким валиком. В табл. 64 [11] приведены характеристики пнев­матических шлифовальных машин: простых SA-25A, SA-40A; контурных SA-75A, SA-100A и угловой SCB-225.

Таблица 64.

Характеристика пневматических шлифовальных машин

 

Параметры SA-25A SA-40A SA-75A SA-100A SCB-225
Частота вращения вала, об/мин 25 000 15 000      
Максимальный диаметр шлифовального круга, мм          
Расход воздуха, м/мин 0,38 0,50 0,85 1,00 1,60
Габаритная длина, мм          
Масса, кг 0,45 1,00 1,75 2,70 5,6

 

Таблица 4.6.

Характеристика электрических шлифовальных и полироваль­ных машин

 

Параметры PRAа-2S PRAa-40 PRAg-150 PR As-125
Номинальная мощность, Вт Масса, кг 23 000     45 000    
Наибольший диаметр абразивного круга, мм          
Частота вращении вала, об/мин          
Масса, кг 2.5 3,9 8,0 6,0

Риг. 18. Внешний вид (а) и схе­ма работы (б) аппарата UBС-I для струйно-абразивной беспылевой очистки кузова: 1– щетка; 2 – корпус головки; 3–сопло из сплава карбидов металлов; 4 – стальное сопло; 5 – вентиль чистящей головки; 6 – шланг подачи сжатого воздуха в головку; 7 – шланг подачи абразива; 8 – шланг возврата абразива; 9 – клапан генератора;10 –шланг подачи сжатого воздуха в регенератор; 11– резиновая крышка; 12 – фильтр, 13 – сопло; 14 – всасывающий вентилятор; 15 – блок вакуумных камер; 16 –сетка; 17 – бункер; 18 – втулка; 19 – дроссельная заслонка абразива.

Характеристи­ки электрических шлифовальных машин прямых PRAa и угло­вой PRAg, а также угловой машины для полирования PRAs даны в табл. 65.

Для шлифования поверхности кузова перед грунтованием для сухого и мокрого шлифования слоев шпатлевочной замаз­ки для снятия продуктов коррозии, а также старой краски мож­но применять шлифовальные станки фирмы «Фесто». На элек­трический шлифовальный станок RTI-S1 (рис. 19) можно ус­танавливать сменяемые шлифовальные пластины с карборундовым камнем разной зернистости, шлифовальной шкуркой или проволочными щетками, а также с резиновыми или войлочны­ми накладками.

Рис 19. Шлифовальная машина RTj-Sl

 

 

Рис. 20. Шлифовальные машины RTT-S2 (а) и RTR-S2 (б)

Шлифование поверхности кузова может про­изводиться электрической шлифовальной высокочастотной ма­шиной RTR-S2 (рис. 20), которая может быть снабжена уст­ройством для подведения воды при мокром шлифовании. Ее разновидностью является шлифовальная машина RTT-S 2 с по­глотителем пыли. Эта модель шлифовальной машины имеет мас­су 3,4 кг и 13 000 рабочих движений в минуту. Для мелких ра­бот, связанных с очисткой от коррозии и локального удаления старой краски, пригодна легкая одноручная угловая шлифо­вальная машина WS -1 (рис. 21) с частотой вращения вала 7200 об/мин и массой 1,8 кг. Для этой же цели можно упот­реблять пневматическую шлифовальную машину RTL массой 2,2 кг и частотой вращения вала 5600 об/мин. Наиболее уни­версальной шлифовальной машиной электрического типа явля­ется снабженная дисками и щетками KTU-S 2 с массой 3,2 кг и скоростью вращения 3200 об/мин (рис. 22). Примеры рабо­ты виброшлифовальными машинами показаны на рис. 23.

Рис. 21. Шлифовальная машина WS-1   Рис. 4.22. Шлифовальная машина KTU-S2
Рис. 23. Шлифование поверхностей кузова вибромашиной  

Химический способ удаления лакокрасочных покрытий за­ключается в обработке поверхности кузова растворами гидро­окиси натрия (каустической соды) или органических веществ.

Растворы гидроокиси натрия удаляют краску в результате химической реакции натриевой щелочи с полимеризированны­ми растительными маслами, способными омыляться и рас­щепляться. Эта реакция протекает при повышенной темпера­туре, но уже при обычной комнатной температуре можно за­метить действие щелочи на связующие вещества покрытия. Полное удаление краски с кузова обычно производится погру­жением его в щелочной раствор. Выдержка в ванне с 10%-ным раствором натриевой щелочи при температуре 80÷90 °С или распылении 6%-ного раствора щелочи в специальных камерах под давлением 6 кгс/см2 в течение 15 мин практически полно­стью удаляет старое лакокрасочное покрытие. После щелочной обработки поверхности необходимо ее нейтрализовать 3%-ным раствором ортофосфорной кислоты и просушить.

При удалении слоя краски химическим способом вручную необходимо несколько раз нанести 20%-ный раствор натриевой щелочи до полного размягчения покрытия. В зависимости от толщины слоя шпатлевочной мастики процесс размягчения мо­жет продолжаться до 24 ч. После размягчения покрытие удаля­ется шпателем. Поверхность кузова тщательно ополаскивается водой и протирается 3%-ным раствором ортофосфорной кисло­ты для нейтрализации остатков щелочи.

При работе с натриевой гидроокисью необходимо строго соблюдать Правила техники безопасности. Приготавливая нат­риевую щелочь, следует помнить, что гидроокись натрия надо осторожно бросать в воду, а не заливать ее водой в сосуде, так как это приводит к бурному кипению. Эта работа должна выполняться в защитных очках и перчатках. При использова­нии горячих растворов создается угроза и для органов дыха­ния человека, так как летучие пары натриевой щелочи также оказывают разъедающее действие.

Очень хорошие результаты получаются очищением поверх­ности кузова химическими средствами типа Ремосоль. Если надо удалить лакокрасочное покрытие с небольших деталей, применяется очистка погружением в раствор Ремосоль-OZ с температурой 5÷25 °С на 1÷10 мин. Однако наибольшее при­менение получил Ремсоль-АМ, который содержит сильнодей­ствующие органические растворители, имеющие низкую темпе­ратуру кипения и замедляющие испарение, загустители, а также присадки, ускоряющие набухание лакокрасочных покры­тий. Это невоспламеняющийся препарат с характерным запа­хом и консистенцией, близкой к краскам. Ремосоль-АМ нано­сится кистью на лакокрасочное покрытие кузова. В зависимо­сти от толщины и типа удаляемого покрытия через 10÷60 мин при температуре окружающей среды 5÷25 °С произойдет вспу­чивание краски, которая удаляется шпателем. Затем поверх­ность ополаскивается 1%-ным раствором Эмульсола-R и насу­хо протирается ветошью.

Окончательное ополаскивание выпол­няется 3%-ным раствором ортофосфорной кислоты (смесь пре­парата Фосоль с водой в соотношении 1:10) при комнатной температуре с последующей сушкой теплым воздухом. В мес­тах, где краска была нанесена слишком тонким слоем и ее не удалось удалить после одноразового применения препарата, процесс необходимо повторить до полного удаления лакокра­сочного покрытия вместе со слоем шпатлевочной мастики.

Очистка поверхности от ржавчины. Выполняется механи­ческим, химическим или смешанным (химико-механическим) способами. Механическая очистка от ржавчины и окалины, образовав­шейся во время сварки, выполняется пескоструйной обработ­кой, шлифованием, а также с помощью ручных проволочных щеток и щеток с механическим приводом. Механическая обра­ботка щетками при наличии полного комплекта современного инструмента обеспечивает хорошую очистку поверхности (рис. 24 и 25). Однако обработку такими щетками надо делать очень осторожно, так как прокорродировавший металл хрупок и легко подвергается повреждению.

Рис. 24 Щетки корот­кие для механической очистки диаметром 80 и 50 мм со стержнем 12 мм.   Рис. 25. Щетки удлиненные для механи­- ческой очистки диаметром 30 (а и б) и 20 мм (в). Щетки (б) снабжена центри-­ рующим стержнем для очистки металла и зоне отверстий.

Механическую очистку на­чинают с удаления скребками в легкодоступных местах про­дуктов коррозии. В местах, где продукты коррозии сильно при­легают к поверхности, например в зазорах и щелях, они удаля­ются стальными иглами или механизированными щетками. Специальные шлифовальные устройства позволяют удалять продукты коррозии из зазоров, мест соединения деталей и ус­тановки болтов. В таких местах целесообразно использовать скребки или игольчатые наконечники.

Химическая очистка от ржавчины применяется при наличии тонкого слоя этих продуктов, так как средства для очистки дей­ствуют медленно и необходимо длительное время для устра­нения даже толстого слоя. Чтобы получить чистую поверхность металла, нужно несколько раз наносить химический раствор в течение нескольких десятков часов.

Химическую очистку от ржавчины мелких деталей, напри­мер номерных знаков, можно проводить 10%-ным раствором серной кислоты, предварительно удалив лакокрасочное покры­тие композицией Ремосоль-OZ или Ремосоль-АМ. После обра­ботки кислотой детали нужно прополоскать в воде и погрузить в ортофосфорную кислоту на 10÷15 мин. Фосоль, употребляе­мый вместо фосфорной кислоты, следует разводить с водой в объемном отношении 1:10. Затем детали просушиваются без ополаскивания в воде и покрываются противокоррозионной грунтовкой. Для этих целей лучше всего использовать грун­товки Автохрон-L, S-200, S-2003 или реактивную двухсоставную грунтовку.

Большие детали, которые нельзя погрузить в ванну с раст­вором, смазывают кистью Фоцитом или Фосолем. Хорошее ка­чество очистки получается в случае, когда процесс снятия, старого лакокрасочного покрытий, поврежденного коррозией, производится Ремосолом-АМ. Поело вспучивания и удаления шпателем или стальными щетками старого покрытия, поверх­ность металла следует тщательно промыть водой и вытереть насухо ветошью. После этого на поверхности ясно видны ло­кальные очаги коррозии, которые следует очистить щеткой и затем нанести на всю очищенную поверхность средство для удаления продуктов коррозии. После Травления поверхность металла промывается теплой водой с губкой и затем вытира­ется насухо ветошью.

Если следы коррозии еще остались, операцию следует по­вторить или применить смешанную очистку, которая является наиболее эффективной. Поверхность после очистки должна быть чистой, без липкого осадка, белых или темных пятен. При про­ведении по ней тряпкой, смоченной в бензине, должно ощу­щаться скольжение, характерное для металлических поверх­ностей. Тонкий пассивирующий слой должен быть хорошо сое­динен с металлом. Имеющиеся на поверхности налеты надо стереть ветошью, смоченной в смеси денатурата с бензином в отношении 1:1.

Устранение ржавчины химическими средствами из щелей и стыков металлических листов не рекомендуется, так как кор­розионный очаг все же остается в глубине соединения. Даже, если продукты коррозии будут удалены с поверхности соеди­нения, то после некоторого времени коррозия будет распростра­няться из глубины стыка. К сожалению, сейчас еще нет сред­ства для удаления коррозии из швов, выполненных точечной сваркой, без их механического разделения.

Смешанная очистка от ржавчины заключается в очистке поверхности механическими средствами, например, с помощью щеток, а затем остатки продуктов коррозии в порах металла надо обрабатывать Фосолем или Фоцитом. Затем поверхность необходимо промыть водой и протереть ветошью, смоченной де­натуратом. Для контроля качества удаления продуктов корро­зии в порах необходимо произвести шлифование поверхности шлифовальной шкуркой № 180 до получения гладкого метал­ла, свободного от коррозионных язв.

Очистка поверхности металла от воды, масел и остатков шлифовальной насты. Такая очистка является основным услови­ем получения покрытий без дефектов и с надлежащей адгези­онной способностью. Во время обезжиривания следует обра­тить внимание на наличие воды, так как одновременное удале­ние воды и масла с поверхности металла требует применения смеси растворителей, например бензина, смешанного со спир­том (денатуратом). Керосин, хотя и очищает поверхность от избытков масла и смазки, оставляет жирную поверхность, к которой лакокрасочное покрытие пристает плохо. Бензин-раст­воритель тоже не всегда достаточно эффективен при обезжиривании, так как части оставляет поверхности слегка жирными, что требует дополнительного обезжиривания авиационным бен­зином. В окрасочном производстве часто применяется для обез­жиривания нитроцеллюлозный растворитель. Это очень эффек­тивный растворитель, смешивающийся с водой. Его можно употреблять при условии, что он не повредит соседних слоев, уплотнителей и свежей краски. Ниже приведена агрессивность растворителей, выраженная в числе КБ (Kauri Butanol), харак­теризующем действие органических растворителей на лакокра­сочные покрытия, пластмассу и уплотнения (агрессивность уменьшается с уменьшением числа КБ).

Трихлорэтилен……………………128

1,1,1-трихлорэтан…………………124

Толуол …………………………….102

Ксилол……………………………..96

Перхлорэтилен……………………90

Циклогексан………………………56

Бензин-растворитель……………34—42

Авиационный бензин……………30—38

Трихлортрифторэтан……………….31

Гексан……………………………….31

Керосин (смывка)…………………..26

Как видно, самое слабое действие оказывает керосин, а самое сильное – трихлорэтилен. Этим растворителем можно легко обезжирить металлическую поверхность, получить ее полную «сухость», но надо следить, чтобы одновременно не повредить окраску или слой свеженанесенной шпатлевки.

Удаление ржавчины препаратом Кортанин. Поверхность, подготовленная для нанесения защитного по



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.197.140 (0.015 с.)