Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация моторных маселСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В связи с многообразием типов, конструкций двигателей и условий их работы был разработан ряд классификаций моторных масел. Разработчиками классификаций моторных масел являются: американское общество автомобильных инженеров; американский институт нефти; ассоциация европейских производителей автомобилей (с 1996 г. заменила ССМС – комитет производителей автомобилей европейского общего рынка); международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов – совместная американо-японская классификация; спецификации военного ведомства США; российская классификация. Производители классификаций моторных масел имеют следующие условные названия: - SAE (Society of Automotive Engineers – Американское общество автомобильных инженеров); - API (American Petroleum Institute – Американский институт нефти); - АСЕА (Association des Constructeurs Europeen des Automobiles – Ассоциация европейских производителей автомобилей); - ILSAC (Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов – совместная американо-японская классификация); - MIL-L (Military Specifications – спецификации Военного ведомства США); - ГОСТ 17479.1-85 (Российская классификация). Дополнительно ведущие производители автомобилей подвергают масла испытаниям по собственным программам, после чего допускают масла, выдерживающие такие испытания, в качестве масел первой заправки для всех или определенных типов техники своего производства. Такие спецификации называют допусками. Важнейшие, наиболее часто упоминаемые фирменные спецификации (допуски) моторных масел имеют следующие обозначения: - Volvo VDS, Volvo VDS-2; - Volkswagen: VW 500.00, VW 501.00, VW 502.00, VW 505.00; - Rower: RES 22 OL G-4, RES 22 OL PD-2, RES 22 OL D-5; - BMW «Special Oils»; - Mercedes-Benz: MB 229.1, MB 228.5, MB 228.2/3, MB 228.0/1, MB 227.0/1; - MAN 270, MAN 271, MAN QC 13017, MAN M 3275, MAN M 3277; - MTU Type 1, MTU Type 2; - MACK EO-K, MACK EO-L; - Ford: E3E-M2C 153-Е (в США), WSE-M2C 903 (в Европе); - General Motors: GM 6094 M, GM 4718 M, GM 4717 M. Пример информации, заложенной в фирменные спецификации, представлен в таблице 16 [6, 7, 8]. Таблица 16 Допуски фирм-производителей автомобилей
Классификация SAE
Данная классификация подразделяет масла по вязкости с учетом способности масла течь и одновременно «прилипать» к поверхности металла. Она действует в Европе, США, Японии и других странах. Класс SAE сообщает потребителю диапазон температуры окружающей среды, в котором масло обеспечит проворачивание коленчатого вала двигателя стартером, прокачивание масла масляным насосом по смазочной системе под давлением при холодном пуске в режиме, не допускающем сухого трения в узлах трения (минимальная температура), и надежное смазывание летом при длительной работе в максимальном скоростном и нагрузочном режиме [6] (таблица 17). В соответствии с этим классификация подразделяет моторные масла на шесть зимних (Winter) классов (0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W) и пять летних (20, 30, 40, 50 и 60). Каждая цифра означает вязкость в секундах Сейболта, которая для зимних классов измерена при температуре –17,8 °С; летних – при +98,8 °С. Таким образом, чем больше число, тем больше вязкость масла. Всесезонные масла, пригодные для круглогодичного применения, обозначают сдвоенным номером, один из которых указывает зимний, а другой – летний класс (например, SAE 10W, SAE 50, SAE 5W-30). Таблица 17 Классификация SAE J 300 APR 97
Классификация SAE J 300 распространяется только на вязкостно-темпе-ратурные свойства моторных масел и не сообщает никакой информации об их эксплуатационных качествах. Для выбора температурного диапазона использования масла по системе SAE (приблизительно) можно предложить следующие рекомендации. Минимальная температура в градусах Цельсия, при которой возможно использование масла, определяется по формуле t min = – (35 – X), где Х – первые цифры маркировки. Максимальную температуру можно принять приближенно по последним цифрам маркировки. Для точного определения температурного диапазона, в котором можно применять масло, следует использовать данные, приведенные в таблице [6] 18. Таблица 18 Температурные диапазоны работоспособности моторных масел
Классификация масла по API
Классификация API подразделяет масла по уровню эксплуатационных свойств, разделяя их на две категории: «S» (Service) и «С» (Commercial). К первой относятся масла, предназначенные для применения в бензиновых двигателях, а ко второй – в дизельных двигателях. Универсальные масла, которые могут использоваться для смазывания, как бензиновых двигателей, так и дизелей, имеют обозначения обеих категорий (через дробь). Например: SF, CD, SJ/CF-4. Обозначение состоит из двух букв, первая из которых определяет принадлежность к одной из двух категорий, а вторая обозначает уровень эксплуатационных свойств. Чем ближе находится вторая буква к началу латинского алфавита, тем ниже эксплуатационные свойства данного масла. Чем дальше по алфавиту эта буква, тем для более современных моделей автомобилей предназначено масло. При этом спецификация, идущая первой, говорит о предпочтении использования, т.е. SG/CD – «более бензиновое», а CD/SG – «более дизельное». Некоторые классы дизельных масел подразделяются на масла для 2- и 4-тактных дизелей, обозначаемых дополнительной цифрой, например, CF-2. Уровни эксплуатационных свойств в категории «S» подразделяются на девять классов (SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH и SJ), а в категории «С» – на одиннадцать классов (СА, СВ, СС, CD, СD-II, СЕ, CF, CF-2, CF-4, CG-4, СН-4) в порядке возрастания. Характеристика каждой категории представлена в таблице 19 [6]. В настоящее время классы масел SA–SG – для бензиновых и СА–СЕ – для дизельных двигателей являются устаревшими. Однако эти классы не сняты с производства, так как применяются автомобили с двигателями, требующими этих масел. Моторные масла, сертифицированные на соответствие тем или иным классам API, маркируются стандартным символом, наносимым на бочки, канистры, контейнеры и другую тару. В центре круга указывают класс вязкости по SAE. Категорию и класс по уровню эксплуатационных свойств указывают в верхнем полукольце, а наличие или отсутствие энергосберегающих свойств у данного масла указывают в нижнем полукольце. В описаниях способность масла обеспечивать экономию топлива часто обозначают аббревиатурой после класса по API (например, API SJ/CF-4, ЕС II, где ЕС означает Energy Conserving – энергосберегающее). Отсутствие надписи в нижнем полукольце указывает на то, что в сравнении с эталонным маслом данный продукт не дает экономии топлива. Градация ЕС I означает наличие умеренных энергосберегающих свойств – экономию топлива не менее 1,5 %, ЕС II – не менее 2,5 %, ЕС III – не менее 3 %. Цифры экономии получены в лабораторных условиях. Если последнее не заполнено, то данное масло не относится к энергосберегающим. Требования к моторным маслам со стороны европейских производителей автомобилей существенно отличаются от требований классификации API. Отличия обусловлены особенностями эксплуатационных условий и конструкционных решений в США и странах Западной Европы. Таблица 19 Современная классификация моторных масел по API
Еще одно существенное отличие европейских требований к моторным маслам обусловлено значительной долей машин с дизельным приводом в парке легковых автомобилей европейских стран. Дизели с малым рабочим объемом и, следовательно, с малым диаметром цилиндра необходимо смазывать специальными маслами с высокими диспергирующими и противоизносными свойствами, сохраняющимися при значительном накоплении в масле сажи от неполного сгорания дизельного топлива, что и привело к созданию своих систем классификации. Классификация ССМС Классификация ССМС включает все испытания API и предписывает дополнительное, более строгое тестирование на европейских испытательных двигателях, что отражено в таблицах 20÷22 [6]. Комитет ССМС прекратил свою деятельность в 1996 г., но обозначения этой классификации все еще встречаются на этикетках моторных масел. ССМС разделяет моторные масла на три категории: - G (Gasoline – бензин) – для бензиновых двигателей; - D (Diesel) – для дизельных двигателей грузовиков; - PD – для дизельных двигателей легковых автомобилей. Цифра, стоящая за категорией, указывает на уровень качества масла. Чем выше номер, тем качественнее масло. Таблица 20 Классификация ССМС для бензиновых двигателей
Таблица 21 Классификация ССМС для дизельных двигателей грузовых автомобилей
Таблица 22 Классификация ССМС для дизельных двигателей легковых автомобилей
Классификация АСЕА С 1 января 1996 г. введена в действие классификация моторных масел АСЕА, которая базируется на европейских методах испытания, а также использует некоторые общепризнанные американские моторные и физико-химические методы испытания по API, SAE и ASTM. Классификация АСЕА заменила еще иногда упоминаемую в документации и описаниях масел отмененную классификацию ССМС и установила новую, более жесткую, по сравнению с ССМС, европейскую классификацию моторных масел по эксплуатационным свойствам. С 1 марта 1999 г. все новые масла соответствуют новым требованиям – требованиям АСЕА-98. Имеются три различные АСЕА-категории: - А (для бензиновых двигателей легковых автомобилей); - В (класс масел для дизельных двигателей малой мощности (Light Duty), устанавливаемых на легковые и грузовые автомобили малой грузоподъемности); - Е (класс масел для мощных дизельных двигателей (Heavy Duty) тяжелых грузовых автомобилей, автобусов, тракторов и т. п.). Цифра, стоящая за буквой, отражает уровень качества масла. В каждой группе моторное масло делится на категории (1÷5). Чем больше порядковый номер в группе, тем качественнее моторное масло и тем в более тяжелых условиях может работать двигатель. При дальнейшем видоизменении классификации АСЕА изменяют код года и этим определяют новый класс, например, А1-96 меняют на А1-98, А3-96 на А3-98 (таблица 23) [6].
Таблица 23 Современная классификация моторного масла по АСЕА
Требования европейских стандартов к качеству моторных масел являются более строгими, чем американских. В Европe условия эксплуатации и конструкция двигателей отличаются от американских: - более высокой степенью форсирования и максимальными оборотами; - меньшей массой двигателей; - большей удельной мощностью; - большими допустимыми скоростями передвижения; - более тяжелыми городскими режимами. В 2002 г была принята новая классификация моторных масел по АСЕА. В таблице 24 современная классификация АСЕА [6] представлена в сопоставлении с классификациями моторных масел по API, ILSAC, ССМС. Важно отметить, что речь идет не об идентичности или взаимозаменяемости, а лишь о примерном соответствии классов АСЕА и других классификаций. Таблица 24 Сопоставление классификаций моторных масел
Классификация ILSAC
Американская ассоциация производителей автомобилей AAMA и Японская ассоциация производителей автомобилей SAMA совместно создали Международный комитет по стандартизации качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей и сформулировали единые минимальные требования к моторным маслам для 4-тактных бензиновых двигателей в классификации ILSAC, которая содержит три класса масел, обозначаемых GF-1, GF-2 и GF-3. Они практически идентичны классам API SH, SJ и SL соответственно. Основное отличие состоит в том, что масла классов GF обязательно энергосберегающие (экономия топлива до 6 %) и всесезонные. Категория ILSAC GF-1 (устарела) соответствовала требованиям качества категории API SH, вязкости SAE 0W-XX, 5W-XX, 10W-XX, где ХХ – 30, 40, 50, 60. Категория ILSAC GF-2 – принята в 1996 г., соответствует требованиям качества категории API SJ, вязкости SAE 0W-20, 5W-20. Категория ILSAC GF-3 – соответствует новой категории API SL. Классификация MIL
Наряду со спецификациями качества API используются спецификации Военного ведомства США, обозначаемые индексом MIL: - MIL-L – для смазочных масел; - MIL-G – для пластических смазок; - MIL-H – для гидравлических жидкостей. Спецификация MIL-L принята в США одновременно со спецификацией API. Разделяет моторные масла на две категории: MIL-L-46152 – для бензиновых двигателей и MIL-L-2104 – для дизельных двигателей (примерное соответствие классификации API и MIL-L представлено в таблице 25 [6]). Спецификация создана для классификации масел для грузовых автомобилей и другой крупной автотехники. Таблица 25 Соответствие спецификаций API и MIL-L
Буквы (в алфавитном порядке), следующие за номером спецификации MIL, указывают на более новую модификацию стандарта: - MIL-L-46152 – спецификация на моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей средней мощности транспортных средств штабов и снабжения Вооруженных Сил; - MIL-L-2104 – спецификация на моторные масла, чаще всего для дизельных двигателей с наддувом тактических транспортных средств; при необходимости допускается использование в бензиновых двигателях; - MIL-L-2104A (Supplement 1), употребляется шире, чем MIL-L-2104A; характеризует сезонные (single-grade) масла с большим количеством присадок и предусматривает достаточное качество для работы с топливом, содержащим до 1 % серы; - MIL-L-2104B – спецификация, характеризующая сезонные и всесезонные масла для двигателей, работающих в режиме «стоп – старт», который присущ большинству военных автомобилей, используемых в мирное время; - MIL-L-2104C – спецификация характеризует сезонные масла для всех типов двигателей внутреннего сгорания, используемых в военное время, а также для быстроходных дизельных двигателей с наддувом, используемых во всех наземных машинах. Спецификация модифицирована путем введения новых методов испытаний, включая требования вязкости SAE J 300 (Sept 80) при низких температурах и ограничения по степени износа системы клапанов; - MIL-L-2104D – спецификация реализована в 1983 г., согласована с 2104С и ее дополнениями. Согласно дополнениям проводилось испытание в двухтактном дизельном двигателе, а также определялись показатели трения и износа, на соответствие требованиям трансмиссий «Caterpillar» и «Detroit Diesel Allison». Впервые было включено всесезонное масло SAE 15W-40; - MIL-L-2104E и F – модификации новой спецификации, которая характеризует смазочные масла с учетом новых требований, включающих оценку степени износа системы клапанов, образования шлама, лака и загущения масла при эксплуатации; - MIL-PRF-2104G – спецификация, выдвигающая требования к маслам для дизельных двигателей. Требования превышают проходные критерии класса API CG-4. Введены дополнительные испытания CAT IM-PC, Detroit Diesel 6V92TA, Cat TO-4, в основном характеризующие показатели износа. Для бензиновых и дизельных двигателей NATO- CODE является высшим классом. Рассмотренные классификации содержат базовые, фундаментальные требования к моторным маслам, согласованные и принятые ведущими производителями техники. Многие фирмы, однако, пользуются своим правом дополнять базовые требования классификаций собственными требованиями, которые бывают обусловлены спецификой конструкции двигателей, использованием редко применяемых конструкционных материалов и др. Такие дополнительные требования излагаются в фирменных спецификациях моторных масел, а выполнение их проверяется специальными фирменными методами испытаний в двигателях, выпускаемых данной фирмой. В связи с этим в маркировку входит также «одобрение» заводов-изготовителей автомобилей. Оно изображается фирменным знаком или кодом и означает одобрение применения данного масла на автомобилях этого изготовителя. Маркировка моторного масла для европейского рынка содержит 4 параметра: вязкость (по SAE), эксплуатационные свойства (по АРI и АСЕА), одобрение фирм-изготовителей автомобилей.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 7074; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.85 (0.015 с.) |