Государственный финансовый контроль и его организация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный финансовый контроль и его организация.



 

Государственный финансовый контроль – это система институтов, инструментов и объектов по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных средств государства.

 

Основными задачами государственного финансового контроля являются: организация и осуществлениеконтроля за своевременным исполнением федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти; анализ выявленных отклонений от установленных показателей и подготовка предложений, направленных на их устранение; совершенствование бюджетногопроцесса в целом; обеспечение контроля за законностью и своевременностью движения государственных средств.

 

К основным формам финансового контроля, различающимся регламентом и временем проведения, относятся:

 

- предварительный контроль производится до совершения финансовых операций по созданию, распределению и использованию денежных средств. Предварительный контроль предусматривает оценку обо-снованности финансовых программ, финансовых планов, финансовых смет, учредительских договоров, обоснованности расчетов.

 

- текущий контроль проводится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций. Объектом текущего контроля в первую очередь становится документация, связанная с уплатой или получением денежных средств. Затраты сопоставляются с нормативами расходов.

 

- последующий контроль проводится после совершения финансовых операций путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации. Результаты финансовой деятельности сравниваются с планами и нормативами.

 

Под методами финансового контроля понимают приемы и способы его осуществления. К основным методам относятся: проверка, ревизия, анализ, обследование, надзор и наблюдение

 

Проверка –представляет собой контроль определенного участка или направления финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации, с использованием отчетных документов для выявления нарушений и их устранения.

 

Ревизия –это наиболее глубокий и всеобъемлющий основной метод финансового контроля.Это полноеобследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации. Ревизия определяется как система обязательных контрольных действий, направленных на проверку законности, экономичности и эффективности финансово-хозяйственных операций, совершенных за определенный период времени, а также степени достижения поставленных перед организацией целей и задач.

 

Финансовый анализ –это метод оценки финансового состояния организации на основе достовернойинформации, определение финансового результата, платежеспособности организации. Анализу подвергается годовая финансовая отчетность,

 

Обследование –представляет собой оперативную диагностику финансового и имущественного состоянияпроверяемой организации. Обследование может проводиться при рассмотрении вопроса о переориентации проверяемой организации на другие виды деятельности

 

Надзор –проводится контролирующими государственными органами за предприятиями и организациямиза соблюдением законодательства.

 

Наблюдение –общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля со стороны

 

контролирующих организаций за выполнением определенных действий предприятиями.

 

Государственный финансовый контроль реализуется при помощи создаваемой государством системы органов государственного финансового контроля. Контролирующие организации осуществляет свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами, в рамках своих полномочий и компетенции.

 

Финансовый контроль представляет собой форму реализации контрольной функции финансов –частьфинансового управления, включающая в себя систему методов, органов и мероприятий по проверке законности, целесообразности и результативности образования, распределения и использования фондов денежных средств.


Цель финансового контроля – получение достоверной информации о ходе процесса управленияфинансами, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений.

 

Принципы:

- законности

- независимости

 

- объективности

- гласности

 

- ответственности

 

- разграничения функций и полномочий

 

- системности

 

Задачи:

1. проверка финансовой безопасности и обеспечение финансовой устойчивости.

2. выполнение юридическими лицами и государством своих обязательств

 

3. поиск резервов роста финансовых ресурсов, а также их законного и экономного эффективного использования

 

4. проверка соблюдения законных финансово-экономических интересов участников финансово-хозяйственной деятельности

 

5. усиление ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности

 

6. повышение эффективности финансовой политики и принимаемых решений в сфере финансово-хозяйственной деятельности

 

Классификация:

 

- по субъектам – государственный и негосударственный - по отношению к времени осуществления операций

– предварительный, последующий, текущий (в ходе операций)

 

-по объектам – бюджетный, налоговый, валютный, таможенный, за деятельностью внебюджетныхфондов, контроль в сфере рынка ценных бумаг, в страховой деятельности.

 

Предметом проверок является прибыль, доходы, НДС, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Сферой ФК является практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.).

I. Госуд.финансовый контроль:

 

а). Общегосударственный.ФК (осуществляют органы гос. власти и управления; он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности).

 

б). Ведомственный ФК (производят контрольно - ревизионные отделы министерств, концернов, управления исполкомов местных органов власти и др. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений).

 

II. Внутрихоз.ФК (осущ-ся эк.службами(бухгалтерии,фин.отделы и т.д.Объектом выступаетпроизводственная и фин. Деят-ть самого предприятия, а также его структурных подразделений).

 

III. Общественный ФК (выполняют группы,отдельные физ.лица(специалисты)на основедобровольности и безвозмездности.

 

IV. Независимый(аудиторский)контроль

 

Аудитор –независимыий бухгалтер-ревизор,высококвалифицированный специалист в областифинансов, учета и контроля.

 

Внутрифирменный аудит осуществляется внутрифирм.аудиторской службой,функционирующей как науровне центрального руководства фирмы, так и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.п. Внешнийаудит выполняют спец.аудиторские фирмы по договору с гос.и налоговыми к другими органами,предприятиями,другими пользователями - банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами и т.д. Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов.

 

 

46.Виды негосударственного финансового контроля. Значение аудита в рыночной экономике.

 

К негосударственному финансовому контролю относят: контроль финансово-кредитных органов; внутрихозяйственный контроль; аудиторский (независимый) финансовый контроль.

 

Контроль финансово-кредитных органов -денежный контроль за финансовой и хозяйственнойдеятельностью, осуществляемой банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Способы банковского контроля: предварительный и текущий контроль в ходе проведения денежных операций через проверку представленных документов, устанавливающий право на получение ссуды, проведение платежей ссудных счетов. При оформлении документов банк проверяет наличие у предприятия собственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями хозяйственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, т.е. наличие у предприятия товарно-материальных ценностей. Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Принимая поручение хозяйствующего субъекта на перечисление денег другому предприятию, банк проверяет законность этой сделки.

 

Внутрихозяйственный контроль -проверка производственной и хозяйственной деятельностипредприятия в целом и отдельных его структурных подразделений, осуществляемой бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего


субъекта. Главный бухгалтер является ключевым звеном в системе хозяйственного контроля. Полномочия главного бухгалтера состоят в следующем: совместно с руководителем предприятия он подписывает все документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетные, кредитные, финансовые обязательства и хозяйственные договоры; не принимает к оформлению и исполнению документы по операциям, противоречащим действующему законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину; осуществляет предварительный финансовый контроль за правильностью и законностью расходования средств. Функции главбуха: формирование учетной политики; ведение бухгалтерского учета; обеспечение соответствия российскому законодательству всех осуществляемых предприятием, учреждением хозяйственных операций; составление в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности; контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

 

Отдельный вид негосударственного контроля - аудит или аудиторский финансовый контроль. Аудиторская деятельность, аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

 

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой(бухгалтерской)отчетностиаудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

 

Аудит как форма независимого контроля может охватывать все экономические субъекты, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также ведомственной принадлежности.

 

Цели аудита и других видов финансового контроля схожи. Так, целью налоговой проверки хозяйствующих субъектов является соблюдение налогового законодательства: правильное исчисление, полнота и своевременность внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды. Основная цель банковского регулирования и надзора, осуществляемого Банком России, - развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Цель аудита - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.6

 

Аудиторская проверка по общему правилу проводится на основе гражданско-правового договора, заключаемого между аудитором и клиентом (аудируемым лицом) и регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено законодательством об аудите, носит возмездный характер. Другие формы финансового контроля осуществляются уполномоченными на то органами на основании принадлежащих им властных полномочий и не носят коммерческого характера.

 

Деятельность субъектов по проведению аудиторских проверок является предпринимательской и осуществляется в частном интересе. При этом пользователи аудиторского заключения - широкий круг лиц: это не только граждане и юридические лица, но и должностные лица государственных органов.

 

^

47.Финансовый рынок: понятие, объекты и субъекты финансового рынка, структура и функции финансового рынка.

 

Финансовый рынок -составная часть финансовой системы,рынок,на котором обращается капитал.Онвключает в себя следующие сегменты: денежный рынок, рынок ценных бумаг (фондовый рынок), страховой, валютный, рынок драгоценных металлов. Финансовый рынок и особенно рынок ценных бумаг или фондовый рынок являются не только средством перераспределения финансовых ресурсов в хозяйстве (на платных началах), но они в своей совокупности составляют очень важный индикатор состояния всей финансовой системы и экономики в целом. Финансовый рынок - это не просто перераспределение финансовых ресурсов, а прежде всего


определение направлений этого перераспределения. Именно на финансовом рынке определяются наиболее эффективные сферы (отрасли хозяйства и деятельности) приложения денежных ресурсов.

 

Критерием разделения финансового рынка выступает цель привлечения капитала посредством обращения к институтам фондового или денежного рынка. Если капитал привлекается для целей расширения производств, обновления основного капитала, используется, как правило, фондовый рынок. Если же требуется покрыть потребность в оборотном капитале, обращаются к денежному рынку. Фондовый и денежный рынок также различаются по срокам, на которые привлекается капитал. На фондовом рынке эмитенты и заемщики привлекают капитал, как правило, на срок не более 1 года, т.е. фондовый рынок является сферой среднесрочных и долгосрочных инвестиций. На денежном рынке капитал привлекается на срок менее года, и, следовательно, денежный рынок является сферой краткосрочных инвестиций.

 

Финансовый актив – это товар финансового рынка.Таким товаром являются:

 

1) деньги (рубли и иностранная валюта);

2) коммерческие и фондовые ценные бумаги;

 

3) ценные бумаги, представляющие безусловное долговое обязательство страховых компаний и пенсионных фондов (страховое свидетельство, медицинский полис, пенсионный полис);

 

4) драгоценные металлы в слитках (за исключением ювелирных и бытовых изделий из них);

 

5) объекты недвижимого имущества.

 

Структура финансового рынка подразумевает включение следующих сегментов:кредитный рынок,валютныйрынок, рынок ценных бумаг, рынок инвестиций и страховой рынок. Это основные сегменты финансового рынка. На поле кредитно-финансовых рынков, прежде всего, определяется направление перераспределения активов и наиболее эффективные сферы приложения финансовых ресурсов.

 

Функциями финансового рынка являются:

 

1) реализация стоимости и потребительной стоимости, заключенной в финансовых активах;

2) организация процесса доведения финансовых активов до потребителей (покупателей, вкладчиков);

 

3) финансовое обеспечение процессов инвестирования и потребления;

 

4) воздействие на денежное обращение.

 

В процессе выполнения финансовым рынком первой функции происходит движение стоимости общественного продукта, которое завершается обменом денег на финансовый актив.

 

Вторая функция финансового рынка заключается в организации процесса доведения финансовых активов до потребителей. Эта функция проявляется через создание сети различных институтов по реализации финансовых активов (банков, бирж, брокерских контор, инвестиционных фондов, фондовых магазинов и т.п.).

 

Содержание третьей функции заключается в создании финансовым рынком условий для собирания предпринимателем денежных ресурсов, необходимых для развития своей коммерческой деятельности, а также удовлетворения личных потребителей.

 

Содержанием четвертой функции является создание финансовым рынком условий для непрерывного движения денег в процессе совершения различных платежей и регулирования объема денежной массы в обращении. Через данную функцию осуществляется реализация на финансовом рынке денежной политики государства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.230.43 (0.041 с.)