Финансы: историческое появление и развитие как экономической категории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансы: историческое появление и развитие как экономической категории.



 

Слово финансы появилось в 14 веке в Италии и переводится как платеж.

 

Финансы это совокупность денежных отношений, при помощи которых осуществляется формирование, распределение, и использование финансовых ресурсов и фондов денежных средств.

 

1) финансы исторически возникли в качестве механизма обеспечения деятельности государства как института, необходимого обществу, поскольку оно способствует ускорению экономического развития общества в целом;

 

2) первоначально в хозяйственной жизни финансы проявлялись в форме экономических отношений между домашними хозяйствами и производителями, с одной стороны, и государством, с другой, по поводу перераспределения в пользу государства части денежных доходов хозяйствующих субъектов, а также использования сформированных таким образом фондов денежных средств.

 

Таким образом, именно государство стало первым основанием-фундаментом, на котором стали строиться и позитивная и нормативная теории финансов. Возникнув в XVIII в., финансы ощутили на себе влияние быстрой трансформации денег: изменения их функций, форм и механизмов обращения, как в национальных хозяйствах, так и в международных экономических отношениях. Будучи конкретной формой, в которой осуществлялось перераспределение национального дохода страны в пользу государства, деньги стали вторым основанием, на котором держится современная теория финансов.

 

С одной из функций денег – быть средством платежа (обязательство – товар – деньги – – товар

 

– обязательство или обязательство – деньги – товар – деньги – обязательство) – и связано происхождение финансов. Если в функции обращения деньги – это посредник в одномоментном встречном перемещении денег и товаров, то функция средства платежа может реализоваться и при несовпадении перемещения товаров и денег, как во времени, так и в пространстве. Другими словами, увеличивается круг сделок между экономическими агентами, в которых продажа товаров или предоставление денежной суммы не сопровождаются встречным движением соответственно денег или товаров.

 

Такого рода сделки, как правило, заключаются с государством. Так, обязательство государства выполнить определенные функции в обществе – обеспечить, например, порядок на территории страны, построить автостраду или реабилитационный центр для инвалидов – можно принять в качестве обеспечения той части денежных доходов общества, которая в виде налогов и платежей перераспределяется в пользу государства. В этом случае предмет коллективного обмена – обязательство государства перед обществом выполнить определенные функции – трудно оценить в показателях полезности для каждого налогоплательщика. Часть общества вообще может не воспользоваться построенной, например, автострадой из-за отсутствия автомобилей, тогда возникает разрыв в движении денег и материальных ценностей. В результате такой сделки обмена обязательства государства на денежный эквивалент (налоги) населения возникает эффект перераспределения доходов одних хозяйствующих субъектов в


пользу других, поскольку государство не только формирует собственные доходы, но и осуществляет их расходование. Такое денежное посредничество в сделках, в которых не происходит эквивалентного обмена материальных ценностей на деньги, относится уже к финансам. В этом случае финансы выступают в качестве денежного инструмента, с помощью которого осуществляется обмен обязательств государства на денежные доходы граждан (налоги). Причем отличие финансов от денег в данном случае заключается в отсутствии эквивалентности во времени и в пространстве.

 

С конца XX в. и в начале XXI в. товарные рынки и рынки факторов производства отходят на второй план, уступая место рынку денежных фондов – финансовых активов, обращение которых основывается на долговых обязательствах в условиях неопределенности и рисков. Поэтому мы можем говорить о третьем основании финансовой теории – долговой природе современных финансов, функционирование которых происходит с учетом фактора времени и риска. Это привело к субъективизации финансовых отношений, участниками которых помимо государства становятся обычные хозяйствующие субъекты – домашние хозяйства, фирмы (предприятия и организации).

 

Таким образом, оказывается возможным сделать следующие выводы:

 

1) становление финансов было непосредственно связано с формированием и развитием государства в качестве хозяйствующего субъекта, функционирование которого обеспечивало общество путем перераспределения части национального дохода в его пользу;

 

2) финансы имеют непосредственное отношение к развитию денег и отношений между хозяйствующими субъектами, которые осуществляются с помощью денег;

 

3) особое значение для понимания роли финансов в национальной экономике имеют закономерности развития собственно рынков денег, на которых человеческий интеллект разрабатывает и внедряет особые инструменты и инновации, выводящие денежные потоки из реального мира в Интернет.

 

Исходя из изложенного, финансы определяются как экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими объектами – предприятиями, домашними хозяйствами и государством.

 

 

15.Функции финансов: их характеристика и взаимосвязь.

 

Функции финансов, их взаимосвязь

 

Под функциями финансов понимается проявление присущих им свойств (назначение, деятельность, обязанность, исполнение, роль), т. е. их роли, которую они выполняют в системе экономических отношений. Функции финансов конкретизируют их сущность, раскрывают ее содержание.

 

Для финансов как экономической категории характерны

 

Первой функцией финансов является распределение и перераспределение ВВП и национального дохода в государстве. Материальной основой создания национального дохода государства служит воспроизводство общественного продукта (валового внутреннего продукта). На стадиях воспроизводства валового внутреннего продукта (собственно производство, распределение, обмен и конечное потребление), конечно, участвуют финансы. Но финансы выражают, прежде всего, распределительные отношения.

 

Стоимость ВВП за минусом возмещения стоимости израсходованных в процессе производства средств производства образует национальный доход (вновь созданную стоимость).

 

Национальный доход делится на две части — фонд накопления и фонд потребления. Соотношение этих частей определяет пропорции развития экономики и ее структуру. Через систему финансовых отношений государство


распределяет и направляет одну часть национального дохода на расширенное воспроизводство (в фонд накопления), другую часть — в фонд потребления. Государство использует финансы в качестве орудия распределения национального дохода с целью эффективного воздействия на результаты хозяйствования.

 

В дальнейшем объективно возникает потребность в перераспределении национального дохода, которая вызывается:

 

• наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (государственное управление, образование, здравоохранение, социальное обеспечение), но без которой производство не может быть эффективным;

 

• необходимостью обеспечения социального развития;

 

 

16.Финансовая система, участники и организация их взаимосвязей.

 

Фин.система –это совокупность взаимодействующих элементов,участвующих в фин.дея-ти испособствующих еѐ осуществлению. Состоит из фин.институтов (министерство финансов, казначейство, центр.банк, налоговая служба, фондовые и вал. биржи, фин.- кредитные организации) и фин.инструментов (ден.ср-ва: наличные и безнал.деньги, денежные сертификаты, акции, облигации, векселя и др.). Финансовая система – система форм и методов образования, распределения и использования фондов финансовых ресурсов.

 

Структура финансовой системы напрямую не зависит от модели государственного устройства. Однако, в связи с тем, что структура бюджетной системы напрямую зависит от модели государственного устройства, то косвенно модель государственного устройства влияет на структуру финансовой системы.

 

Структура финансовой системы РФ включает звенья:

 

1) бюджетная система

2) государственные внебюджетные фонды

3) государственный кредит

 

4) фонды имущественного и личного страхования

 

5) финансы предприятий различных форм собственности

 

Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность Федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

 

Государственная бюджетная система РФ объединяет республиканские краевые и областные бюджеты, окружные бюджеты и автономных округов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.

 

Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжение федеральных или региональных органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом. Внебюджетные фонды создаются путем вычленения из бюджета особо важных статей расходов с закреплением за ними конкретных источников дохода.

 

Фонды страхования обеспечивают возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

 

Финансы предприятий - средства формирования их денежных ресурсов в целях осуществления хозяйственной деятельности. Они представляют собой совокупность операций по получению, распределению и использованию предприятием денежных средств и других финансовых инструментов в процессе хозяйственной деятельности.

 

Государственный кредит является частью государственных финансов, одной из форм мобилизации государством денежных ресурсов нужных ему для выполнения своих функций. В сфере кредитных отношений государство может быть и заемщиком, и кредитором, и гарантом. Партнерами государства по кредитным отношениям могут быть любые юридические и физические лица, но на практике их круг ограничен. Это в основном другие государства, международные финансовые организации, отечественные и зарубежные банки и корпорации, участники национального и международных рынков ценных бумаг.

 

 

17.Персональные финансы: экономическое содержание и их роль в финансовой системе страны.

 

Персональные финансы – система формирования и использования денежных доходов отдельных индивидов в соответствии с их решениями. Индивиды принимают решения об использовании доходов на цели потребления и накопления.

 

Структуру персональных финансов определяют источники поступления ресурсов и направления их использования.

 

Функции персональных финансов:

· распределения и перераспределения национального дохода;

 

· аккумулирование денежных ресурсов для целей персонального потребления и сбережения.


Распределение и перераспределение национального дохода—один из сложнейших экономических процессов.

 

Специфика данного процесса обусловлена переплетением его отдельных элементов, наличием нескольких уровней, кумулятивным характером В образовании человеческого капитала большую роль играет субъективный фактор.

 

Люди, получившие одинаковое образование и обладающие одной и той же информацией, способны использовать потенциальные возможности с разной эффективностью Персональные финансы формируются под воздействием человеческого капитала, но с

 

другой стороны, они оказывают активное влияние на человеческий капитал конкретного индивида:

 

перераспределение финансовых ресурсов семьи в пользу детей; собственные затраты на дополнительное образование и профессиональную переподготовку индивида.

 

Управление персональными финансами - это деятельность индивида по регулированию потоков денежных доходов для максимизации персонального богатства

 

Цели управления персональными финансами Формирование человеческого капитала конкретного индивида Реализация персонального финансового потенциала

 

Максимизация доходности персональных финансовых активов Рациональное осуществление текущих расходов Формирование сбережений Управление социальными и финансовыми рисками

 

Методы управления персональными финансами Финансовый учет Финансовое планирование Финансовый анализ

 

Самоконтроль индивидов за текущими расходами и формированием сбережений


 

18.Структура и характеристика доходов населения, воздействие отдельных факторов на их формирование.

Доходы населения подразделяются на денежные и натуральные.

 

Натуральные доходы населения - это все поступления продуктов земледелия, скотоводства, птицеводства, различных изделий, услуг и другой продукции в натуральной форме, а также самозаготовки даров природы, не имеющие товарной формы.


Денежные доходы населения - это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг в целях личного потребления. Хотя в целом денежная форма распространена больше, у бедных потребителей доля натуральных доходов, как правило, выше, чем у богатых.

 

Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, от продажи недвижимости на вторичном рынке жилья.

Иногда реальные доходы населения определяют через показатель покупательной способности денег, характеризующий изменение объема товаров или услуг, которые можно приобрести на одну и ту же сумму денег, но в разные периоды времени.

 

Доходы населения изменяются под воздействием

 

следующих факторов:

 

♦ социально-политических, определяющих силу действия и направленность других факторов формирования доходов;

 

♦ социально-демографических (пол, возраст, физическая выносливость);

 

♦ социально-профессиональных, оказывающих существенное влияние на размеры доходов и их дифференциацию;

 

♦ социально-статусных, характеризующих место работника в обществе и возможность получения доходов из различных источников;

 

♦ социально-экономических - рода и вида деятельности, вида производства и занятости, условий труда, формы собственности на средства производства и др.;

 

♦ социально-географических факторов.

 

Все их многообразие можно разделить на три уровня:

1) факторы, зависящие от самого работника (образование, квалификация, опыт и др.);

 

2) факторы, связанные с предприятием, фирмой, где занят работник (отрасль, тип собственности, техническая оснащенность, положение на рынке труда);

 

3) факторы, связанные с экономикой в целом, ее экономическим потенциалом, степенью развития НТП и др.

 

Различия в уровне доходов на душу населения или заработной платы на одного занятого называются дифференциацией доходов, или дифференциацией заработной платы.

 

19.Сбережения населения: целевые характеристики и формы образования. Проблемы организации сбережений в России.

Сбережения населения занимают особое место среди экономических явлений, поскольку находятся на стыке интересов граждан, государства и организаций, специализирующихся на предоставлении финансовых услуг.

 

Сбережения населения - часть денежных доходов (поступлений) населения, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем. Экономисты определяют сбережения как доход после уплаты налогов, не израсходованный на приобретение потребительских товаров.

 

Источником накопления сбережений является доходная часть бюджета населений, которая состоит из натуральных и денежных доходов. Но доход, полученный в натуральном выражении, не пригоден для накопления, поэтому население используют его для удовлетворения собственных потребностей, а остаток натурального дохода, как правило, превращают через продажу в денежный доход, так как доход в денежной форме более удобен для накопления сбережений.

 

Целевое назначение денежных накоплений может быть различным:

-создание страхового резерва «на всякий случай» -накопление денежных средств для приобретения предметов длительного пользования (машины, квартиры, др.)

 

-долгосрочное накопительное страхование жизни -создание денежного фонда для инвестирования в различные финансовые активы:

 

приобретение акций, облигаций, паѐв инвестиционных фондов, размещение денежных средств на депозитах в банках и др.

 

-вложение денежных средств в драгоценные металлы (тезаврация), недвижимость, иностранную валюту и др. активы Выделяют две формы сбережения: организованную и неорганизованную.

Под организованными сбережениями понимают сбережения, осуществляемые в виде вкладов в банки и ценные бумаги. Неорганизованные сбережения - это сбережения в форме наличной валюты, которые остаются на руках у населения.

 

Для развития сберегательного рынка создаются новые формы организованных сбережений, такие, как анонимные вклады, долгосрочное страхование жизни.

 

Анонимные вклады - вклады населения в коммерческих банках, не требующие документов, удостоверяющих личность. Имя вкладчика может быть неизвестно даже банку. Схема получения денег сходна с получением средств со счета на предъявителя или с пластиковой карточки.

 

Сберегательное поведение российского населения перешло из стадии консерватизма, ориентированного преимущественно на неорганизованные формы хранения сбережений, в организованную форму. Люди хранят денежные средства в коммерческих банках, ценных бумагах, вкладывают в инвестиционные паевые и общегосударственные фонды. Но в связи со сложившейся кризисной ситуацией в стране и в мире, высоким уровнем инфляции и недостаточно высоким уровнем жизни, делают это с опаской, боясь потерять накопленные денежные средства, вверенные ими государству. В мире сбережения населения занимают около 80% в общем объеме инвестиционного капитала, а в России - всего 16%. Поэтому для оживления российской экономики привлечение денежных средств населения является одной из первоочередных мер. В этой связи следует решить две проблемы:

• развитие новых форм сбережений физических лиц;

• защищенность сбережений населения.

 

Повышение качества и эффективности сберегательного поведения населения прежде всего зависит от эффективности государственного регулирования и создания системы защиты прав и интересов населения, готового инвестировать свои сбережения.

 

Особенностью сбережений в России является неразвитость системы их защиты. Многие страны уделяют большое внимание защите прав частных вкладчиков. Во всех ведущих развитых странах и в некоторых государствах Восточной Европы действует система обязательного страхования депозитов. Она предусматривает, что в случае банкротства или иного прекращения платежей банком, где вкладчик хранит свои деньги, ему выплачивается компенсация в пределах определенной суммы.


Главный принцип, заложенный в страхование депозитов, - защитить неискушенного вкладчика, который не в состоянии оценить степень риска операций, проводимых банком. Исходя из этого принципа, различные страны и устанавливают минимальные страховые суммы.

 

Систему страхования депозитов целесообразно создать и в России. Банки, которые войдут в эту систему, понесут определенные затраты на создание страховых резервов. Однако восстановление доверия граждан к российской банковской системе оправдывает эти затраты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.194 (0.07 с.)