Бюджетный дефицит: понятие, причины формирования, допустимое значение, методы покрытия и снижения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетный дефицит: понятие, причины формирования, допустимое значение, методы покрытия и снижения.



 

Дефицит бюджета – превышение расхода над доходами.

 

Мировая практика установила допустимый уровень дефицита = 3% ВВП Причины возникновения:

 

1-последствия ЧС 2-необходимость крупных государственных вложений в экономику с целью структурной перестройки

 

3-дефицит может отражать кризисное явление в экономике и неспосбность правительства держать ситуацию под контролем Источники покрытия бюджетного дефицита:

 

• Гос заимствования и кредит

• Доходы от приватизации гос.собственности

• Денежная эмиссия

 

Методы снижения дефицитного бюджета: -понижение гос расходов -повышение налогов -уменьшения соц программ -расширение приватизации

 

-привлечение иностранных инвестиций.

 

Если на очереди финансовый год бюджет планируется с дефицитом, то одновременно устанавливаются источники его финансирования.

 

Они разделятся на 2 группы: 1)внутренние(в национальной валюте)

Государственные и муниципальные ценные бумаги


-кредиты и кредитные организации -бюджетные кредиты -кредиты МФО

 

-прирост остатков на счетах бюджетов -поступления от продаж акции самого имущества 2)Внешние (в иностранной валюте)

 

Предоставление заемных ресурсов – кредитов, цен бум и т д.

 

Расходы бюджета - это экономические отношения между органами власти и другими экономическими субъектами связаны с распределением бюджетных средств и их использованием.

 

Кроме общей классификации, в которой выделяются разделы, подразделы и целевые статьи и виды расходов; составляется ведомственная классификация, в которой выделяются главные распределители:

 

Бюджет средств: распорядители получатели

 

Ведомственная служит реализацией на практике принципа адресности и целевого характера выделения бюджетных средств..

 

Способы выделения средств из бюджета: 1-финансирование бюджетных учреждений

 

2-оплата поставок (товаров, работ и услуг) для государственных нужд на основе заключения контрактов или реестра закупок 3-государственные социальные трансферты 4-субсидии юр лицам и ИП 5-взносы и безвозмездные перечисления

 

 

6-бюджетные кредиты другим бюджетным или юр лицам. 7-межбюджетные трансферты

 

8-формирование резервных фондов, предназначенных для финансирования последствий непредвиденных ситуация.

 

В федеральном бюджете формируются фонды: 1-резервный(не > 3 общей суммы расходов) 2-резервный фонд президента(не менее>1 от расходов) Резервные фонды в составе федерального бюджета.

 

По итогам использования ФБ за 2011 образуется профицит на основе который был сформирован финансовый резерв.

 

С 2004 он был преобразован в стабилизационный фонд.

 

Дополнительные средства стабилизационного фонда, превышающие установленный объем были использованы:

 

1-на досрочное погашение внешнего долга

 

2-покрытие дефицита пенсионного фонда С 1.02.08 стабилизационный фонд преобразуется в 2 фонда: -резервный -фонд национального благосостояния.

 

Источники формирования: -нефтегазовые доходы

 

-доходы от управления средствами фонда.

 

35. Государственный и муниципальный долг: понятие и структура. Оценка и методы управления государственным внешним долгом. Долговая политика России.

Государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации дано юридическое определение государственного долга, как долговых обязательств Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

 


Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.[11, с. 275]

 

К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в

 

действие настоящего Кодекса.

 

Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.

 

2. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

 

1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

 

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

 

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

 

4) государственным гарантиям Российской Федерации;

 

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

 

3. Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до

 

30лет включительно).

 

4. В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

 

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

 

2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

 

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;

 

4) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;


5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.

 

5. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

 

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

 

2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

 

3) объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

 

Структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.

 

2. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по:

 

1) ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);

 

2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

 

3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;

 

4) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).

 

Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных видах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом.

 

3. В объем муниципального долга включаются:

 

1) номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;

 

2) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет;

 

3) объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;

 

4) объем обязательств по муниципальным гарантиям;

 

5) объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств муниципального образования.

 

4. Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно).

 

Существование государственного внешнего долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по управлению им. Под управлением государственным


внешним долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного внешнего долга.

 

Целью управления государственным внешним долгом является нахождение оптимального состояния между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

 

Управление государственным внешним долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов России с помощью определенных методов. Правительство Российской Федерации в «Концепции единой системы управления государственным долгом Российской Федерации» придерживается максимально общей формулировки основных целей управления государственным внешним долгом:

 

сохранение объема государственного внешнего долга на экономически безопасном уровне;

 

сокращение стоимости обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;

 

обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме.

 

Методы управления государственным внешним долгом можно подразделить на административные и финансовые.

 

Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления. Они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом.

 

Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием.

 

Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренними и внешними экономическими и политическими факторами. В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются следующие методы управления государственным внешним долгом: консолидация займов, реструктуризация, рефинансирование, конверсия займов, аннулирование. Управление государственным внешним долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.

 

Из всего многообразия существующих методов управления государственным внешним долгом в Российской Федерации применяется метод конверсии. Россия сейчас активно использует метод погашения внешней задолженности товарными поставками.

 

конверсия - применение различных механизмов, обеспечивающих замещение государственного долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики должника. Наиболее распространенными видами конверсии считаются обмен долга на акции (собственность), обмен долга на товары, обмен долга на проведение


природоохранных мероприятий, обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях (с дисконтом), конверсия долга в долговые обязательства третьих стран, и другие;

 

Меры, направленные на поддержание платѐжеспособности кредиторов в средней и долгосрочной перспективе, получили название пересмотра (реструктуризации) долга.

 

Реструктуризация государственного внешнего долга включает сочетание различных мер:

 

· перенос платежей, т. е. перенос сроков платежей основной части долга, процентов по долгу или всех платежей по обслуживанию долга на более поздний период по сравнению с первоначально согласованным;

 

· сокращение долга - снижение суммы невыплаченной задолженности путем либо прямого списания (прощения) части долга, либо продажи его со скидкой на вторичном рынке, либо перевод (конверсия) в какие - либо национальные активы страны (ценные бумаги, акции должника); Основанием для списания кредитором долговых обязательств полностью или частично может стать весьма низкая вероятность, а точнее, практическое отсутствие возможностей погашения долговых обязательств в связи со снижением стоимости реальных активов;

 

· рекапитализация - обмен долгов на облигации должников или предоставление новых кредитов с целевым назначением оплаты прошлых долгов;

 

· взаимозачет, или обмен в национальной валюте одного долга на другой.

 

Данные операции направлены на достижение основной цели - восстановление кредитоспособности и платежеспособности развивающихся стран, укрепление позиций ТНК в странах - должниках. Другими словами, реструктуризация - это составление нового, более выгодного для должника графика выплаты долга, чем это предусмотрено первоначальным соглашением.

 

консолидация - пересмотр условий погашения задолженности, который может быть реализован либо путем изменения условий погашения действующих долговых обязательств (реструктуризация), либо путем рефинансирования существующей задолженности;

 

рефинансирование представляет собой процесс погашения старых займов за счет привлечения новых;

 

аннулирование - отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этого метода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов.

 

Страны с рыночной экономикой обычно не используют приведенные выше приемы управления государственным долгом (кроме конверсии), так как такие методы ведут к падению рейтинга государства как заемщика среди потенциальных и постоянных инвесторов. Применение таких методов наблюдается только в тяжелых финансово-бюджетных кризисах.

 

Обычно используются такие методы, как погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и другие. Эти приемы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятии конверсия внешнего долга. Под конверсией в данном случае понимают реализацию всех


механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики и финансов страны-должника.

 

Реализация долговой политики Российской Федерации в 2012-2014 гг. будет осуществляться в соответствии со следующими целями:

 

· обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;

 

· поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории с перспективой создания предпосылок для повышения рейтингов до категории «А»;

 

· дальнейшее развитие национального рынка государственных ценных бумаг;

 

· обеспечение постоянного доступа Российской Федерации и национальных корпоративных заемщиков к внутреннему и внешнему источникам заемного капитала на приемлемых условиях, минимизация стоимости заимствований;

 

· поддержание мерами политики безопасных тенденций в сфере внешнего долга российского корпоративного сектора, в том числе ограничение притока спекулятивного капитала («горячих денег»).

 

Вне зависимости от макроэкономических сценариев и конъюнктуры рынков капитала в предстоящий период государственная долговая политика будет направлена на обеспечение способности Российской Федерации осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач, и на условиях, приемлемых для нашей страны как надежного суверенного заемщика.

 

Решению этой задачи будет способствовать регулярное присутствие России на рынках капитала, прозрачная и последовательная аукционная политика, постоянное и эффективное информационное взаимодействие с инвестиционным сообществом, последовательное расширение круга инвесторов, заинтересованных в размещении средств в государственные ценные бумаги Российской Федерации.

 

Фактический объем государственных заимствований будет определяться результатами исполнения федерального бюджета и конъюнктурой внутреннего и внешнего рынков.

 

Накопленный объем долговых обязательств перед национальными и зарубежными кредиторами будет находиться в пределах, исключающих значимое ухудшение долговой устойчивости Российской Федерации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.106 с.)