Бюджетно-финансовая политика как составная часть фп. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетно-финансовая политика как составная часть фп.



 

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика заключается в воздействии государства в лице Министерства финансов Рес­публики Беларусь при помощи Главного государственного каз­начейства на величину и структуру государственных расходов и систему налогообложения для достижения общеэкономичес­ких целей - увеличения реального ВВП и уровня занятости. При этом необходимыми условиями являются отсутствие ин­фляции и устойчивый рост экономики.

Одной из основных функций казначейства является органи­зация исполнения бюджета, т.е. формирование его доходной части и осуществление контроля за использованием расходной.

Реализация бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь проходит посредством дискреционной (активной) по­литики (сознательное манипулирование бюджетно-налоговой сферой) и автоматической (пассивной), не требующей специ­альных решений правительства. Оба вида активно взаимодей­ствуют.

Для Республики Беларусь жизненно важен устойчивый эко­номический рост на фоне приемлемого уровня инфляции. Стра­на переживает трансформационный период при недостаточно развитом производстве и низкой эффективности частного сек­тора. Несмотря на все разнообразие применяемых мер, общее правило бюджетно-налоговой политики таково:

а) государство стимулирует совокупный спрос, увеличивая государственные расходы и (или) снижая налоги в периоды спада;

б) оно сдержи­вает спрос в периоды подъема, тем самым сглаживая колебания экономического цикла.

В настоящий момент в бюджетной практике используют следующую классификацию бюджетных методов регулирования:

1. По уровням:

- общегосударственное: устанавливает макроэкономические пропорции в развитии общественного воспроизводства в рамках государства;

- межтерриториальное: регулирует уровень развития территорий;

- межбюджетное: обеспечивает распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

- межгосударственное: регулирует степень участия республики в межгосударственных программах и мероприятиях, финансируемых за счет средств бюджета.

Каждому уровню бюджетного регулирования соответствуют комбинации форм и методов регулирования, которые необходимы как на стадии составления бюджета, так и при организации его исполнения. Для разработки многовариантных решений и достижения максимального эффекта необходимо обеспечить их оптимальное сочетание.

С этой целью проводится классификация форм и методов бюджетногорегулирования в зависимости от обслуживаемой ими сферы бюджетных отношений, разделив их на две группы:

1. Формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием доходов бюджета;

2. Формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, обслуживающих выполнение расходной части бюджета.

В первую группу включаются:

- изъятие части доходов, полученных в результате первичного распределения национального продукта. Этой форме соответствуют методы регулирования: изъятие налогов и неналоговых платежей в бюджет, включая целевые бюджетные фонды;

- предоставление налоговых привилегий. Методы регулирования, соответствующие этой форме: полное освобождение от уплаты налогов и неналоговых платежей, предоставление льгот, налоговых кредитов;

- перераспределение общегосударственных доходов и налогов между уровнями бюджетов. Эта форма бюджетного регулирования предполагает использование следующих методов: закрепление за местными бюджетами полностью или частично общегосударственных доходов; передача регионам части общегосударственных доходов в виде регулирующих доходных источников; предоставление трансфертов для сбалансирования доходов и расходов региональных бюджетов;

- резервирование части бюджетных ресурсов – достигается созданием резервных фондов в составе бюджетов всех уровней: специфического бюджетного резерва в виде оборотной кассовой наличности для предупреждения кассовых разрывов при исполнении бюджета, резервов правительства и местных органов власти, целевых резервов;

- регулирование привлечения государственных кредитов. Осуществляется посредством внутреннего государственного кредита и международного государственного кредита.

Ко второй группе относятся следующие формы и методы бюджетного регулирования:

- финансирование расходов на отрасли экономики, социально-культурную сферу, управление и оборону. Методы регулирования: прямое финансирование; предоставление трансфертов в виде дотаций, субсидий, субвенций;

- выравнивание расходов на отрасли непроизводственной сферы в региональном разрезе. Используются следующие методы регулирования: принятие единого для всех территорий республики норматива бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы в расчете на одного жителя; предоставление трансфертов из фонда финансовой поддержки регионов; финансирование капитальных вложений в развитие сети учреждений непроизводственной сферы;

- перераспределение расходов между уровнями бюджетной системы. Этой форме бюджетного регулирования соответствуют следующие методы: передача объекта финансирования с бюджета одного уровня на другой; передачи трансфертов в качестве дополнительного источника финансирования;

- регулирование погашения государственного долга - предусматривает выплату долгов и уплату процентов по ним;

- участие в формировании доходов международных организаций. Метод регулирования – уплата взносов в соответствии с международными договорами.


Содержание денежно-кредитной (монетарной) политики.

 

Под денежно-кредитной политикой следует понимать комплекс взаимосвязанных мер, направленных на регулирование денежной массы в обращении, объема кредитных ресурсов, уровня процентной ставки и других экономических показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов с целью регулирования воспроизводственного процесса, обеспечения экономического роста, снижения уровня безработицы и инфляции.

Объектом в системе денежно-кредитного регулирования выступают денежные средства, обеспечивающие процесс воспроизводства товаров (услуг), характеризуемые комплексом количественных и качественных параметров: объем, форма, цена, направления движения и т.д.

Субъектами денежно-кредитного регулирования в широком смысле являются все участники денежных отношений (субъекты денежно-кредитного сектора экономики): субъекты хозяйствования, включая институты денежного рынка; домашние хозяйства; государство (государственные структуры).

Субъекты системы денежно-кредитного регулирования воздействуют на денежные потоки (объект) в целях реализации общих и индивидуальных интересов через имеющиеся у них монетарные инструменты, используемые в определенных технологических режимах.

Монетарный, или денежно-кредитный, сектор выполняет роль посредника, через который проходят потоки денежных средств для функционирования остальных секторов экономики, и, прежде всего реального сектора.

Для управления потоками денежных средств и формируется система денежно-кредитного (монетарного) регулирования. Она обеспечивает движение денег в общем кругообороте товарно-денежных потоков. который образуется в процессе воспроизводства товаров и услуг, состоящем из четырех основных стадий - производства, распределения, обмена и потребления.

Следовательно, конечными целями системы денежно-кредитного регулирования являются общие цели развития экономики, которые в принципе устанавливаются исходя из глобальной (можно даже сказать естественной) функции любой трудовой деятельности - удовлетворения потребностей человека или максимизации общественного благосостояния.

В качестве основных из них наиболее часто выделяют так называемый магический четырехугольник - четыре взаимосвязанные цели:

1. Рост производства товаров и услуг.

2. Обеспечение занятости населения.

3. Формирование равновесия платежного баланса страны.

4. Стабильность цен - как внутренних, так и внешних (обменный курс).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.007 с.)