Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь финансов с другими категориями.

Поиск

Основы теории финансов.

 

Финансы возникли в условиях становления товарно-денежных отношений под влиянием развития государства и его потребностей в ресурсах. Впервые термин стал применяться в 13-15 веках в Италии. Финансы являются частью экономических отношений. Причиной их существования является объективная необходимость распределения совокупного общественного про­дукта, а условием – существование государства, денег и товарного производства.

Финансы, как и деньги, являются стоимостной категорией. В чем же различие между финансами и деньгами? Деньги – это всеобщий эквивалент, а финансы «совокупность денежных отношений, связанных с формированием и использованием различных денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП)».

К основным признакам финансов относятся следующие:

- финансы не являются эквивалентом денег, они представляют собой денежные отношения;

- не все денежные отношения относятся к финансовым, а только те из них, в результате которых осуществляется движение стоимости, не связанное с движением товаров;

- финансовые отношения имеют распределительный характер, т.е. они связаны не с созданием, а с распределением и перераспределением уже созданной стоимости;

- в результате финансовых отношений создаются фонды денежных средств, т.е. суммы денежных средств, имеющие целевое назначение.

Финансы являются исторической категорией, то есть они развивались вместе с развитием экономики и общества. Можно выделить несколько этапов развития финансовых отношений. Первый этап характеризуется неразвитостью финансовых отношений, их слабым влиянием на экономику государства (рабовладельческий и феодальный строй). На втором этапе казна государства перестала быть собственно­стью его главы. Однако финансовые отношения ограничивались форми­рованием и использованием государственного бюджета. Он был единственным звеном финансовой системы (сред­ние века). По мере развития товарно-денежных отношений и функций государства начала формироваться многозвенная финансовая система. Третий этап характеризуется высокой степенью воздействия фи­нансов на экономику, возникновением и функционированием финансового рынка, многообразием финансовых инструментов (со второй половины XX в).

В настоящее время сформировались две относительно самостоятельные науки о финансах – наука о государственных финансах и наука о финансах хозяйствующих субъектов. Первая изучает отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства. Наука о финансах хозяйствующих субъектов изучает круг финансовых отношений, связанных с формированием денежных фондов организаций. Совокупность этих отношений будет более подробно рассмотрена в следующих разделах курса лекций.

 


Взаимосвязь финансов с другими категориями.

 

Процесс стоимостного распределения общественного продукта, в ходе которого созданная в производстве стоимость делится между субъектами хозяйствования, а у каждого из них — по целевому назначению, чрезвычайно сложен. В силу этого он осуществляется с помощью разных экономических категорий, каждая из которых выполняет специфическую, только ей присущую роль. Финансы, участвуя в стоимостном распределении, тесно связаны и взаимодействуют с такими экономическими категориями, как цена, заработная плата, кредит.

Будучи количественной мерой создаваемой в производстве стоимости, ее денежным выражением, цена предопределяет пропорции будущего стоимостного распределения, осуществляемого в соответствии с факторами производства.

Но являясь исходной основой стоимостного распределения, предопределяя его первичную структуру, цена, тем не менее, не может обеспечить ни распределения по субъектам собственности, ни функционального обособления разных частей стоимости. Связано это с тем, что все части стоимости по общему и функциональному назначению вычленяются в определенной величине не сами по себе, а только после стадии обмена. Должен обязательно произойти обмен и стоимостное распределение, чтобы все части стоимости получили конкретное воплощение в определенных количественных пропорциях.

Таким образом, процесс формирования различных частей стоимости как бы распадается на два этапа: на первом происходит перенос авансированной стоимости и создание доходов, что действительно является моментом самого производства; на втором осуществляется выделение фонда возмещения и первичных доходов в разных конкретных их формах, что составляет содержание уже следующей стадии воспроизводственного процесса — стадии стоимостного распределения, когда каждой части стоимости придается определенная количественная пропорция. Но второй этап формирования элементов стоимости осуществляется уже не с помощью цены (хотя потенциально все части стоимости в ней заложены), а посредством других экономических категорий.

В связи с этим неправомерно утверждение некоторых экономистов, будто инструментом первичного распределения стоимости на ее составные части является цена. Для выполнения ценой такой роли необходимо, чтобы все части стоимости уже на стадии производства имели самостоятельные экономические формы, которые цене осталось бы только проявить. Между тем, расчленение стоимости общественного продукта на фонд возмещения и различные виды доходов, т.е. на самостоятельные экономические формы, происходит лишь в процессе стоимостного распределения; на стадии же непосредственно производства этих экономических форм еще нет, их можно выявить лишь аналитическим путем.

Выявление в процессе экономического исследования логического основания, присущего базовому процессу, раскрывает сущность успешного и результативного действия в области денежного обращения и кредита. Именно движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.


Функции финансов.

 

В экономической литературе нет единой трактовки функций финансов. В данном курсе лекций мы рассмотрим три функции финансов:

· распределительную;

· регулирующую;

· контрольную.

Главной характеристикой финансовых отношений является их распределительный характер, поэтому основная функция финансов – распределительная. Фи­нансы обслуживают разные этапы распределения совокупного об­щественного продукта, участвуя как в первичном его распределе­нии, так и в перераспределении.

Посредством финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления. Распределение национального дохода происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью финансового механизма изы­мает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и на­правляет в другие, в том числе в социальную сферу. Распределительная функция финансов позволяет:

· создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйст­вующих субъектов, населения, государства, органов местного само­управления;

· осуществлять внутрихозяйственное, внутриотрасле­вое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а так­же перераспределение между производственной и непроизводствен­ной сферами и социальными группами;

· создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, домашнего хозяйства.

Распределительная функция финансов осуществляется не сти­хийно, а в соответствии с правовыми нормами. Они позволяют регулировать экономическую деятельность в обществе. Таким образом, финансы выполняют регулирующую функцию.

Основу контрольной функции финан­сов составляет движение финансовых ресурсов. Финансовые показатели позволяют дать характеристику результатов деятельности как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.

Что является источником финансовых ресурсов? Первичным финансовым ресурсом является сумма прибыли в сфере материального производства; с более общих позиций источником финансовых ресурсов является прибавочный продукт.

 


Содержание денежно-кредитной (монетарной) политики.

 

Под денежно-кредитной политикой следует понимать комплекс взаимосвязанных мер, направленных на регулирование денежной массы в обращении, объема кредитных ресурсов, уровня процентной ставки и других экономических показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов с целью регулирования воспроизводственного процесса, обеспечения экономического роста, снижения уровня безработицы и инфляции.

Объектом в системе денежно-кредитного регулирования выступают денежные средства, обеспечивающие процесс воспроизводства товаров (услуг), характеризуемые комплексом количественных и качественных параметров: объем, форма, цена, направления движения и т.д.

Субъектами денежно-кредитного регулирования в широком смысле являются все участники денежных отношений (субъекты денежно-кредитного сектора экономики): субъекты хозяйствования, включая институты денежного рынка; домашние хозяйства; государство (государственные структуры).

Субъекты системы денежно-кредитного регулирования воздействуют на денежные потоки (объект) в целях реализации общих и индивидуальных интересов через имеющиеся у них монетарные инструменты, используемые в определенных технологических режимах.

Монетарный, или денежно-кредитный, сектор выполняет роль посредника, через который проходят потоки денежных средств для функционирования остальных секторов экономики, и, прежде всего реального сектора.

Для управления потоками денежных средств и формируется система денежно-кредитного (монетарного) регулирования. Она обеспечивает движение денег в общем кругообороте товарно-денежных потоков. который образуется в процессе воспроизводства товаров и услуг, состоящем из четырех основных стадий - производства, распределения, обмена и потребления.

Следовательно, конечными целями системы денежно-кредитного регулирования являются общие цели развития экономики, которые в принципе устанавливаются исходя из глобальной (можно даже сказать естественной) функции любой трудовой деятельности - удовлетворения потребностей человека или максимизации общественного благосостояния.

В качестве основных из них наиболее часто выделяют так называемый магический четырехугольник - четыре взаимосвязанные цели:

1. Рост производства товаров и услуг.

2. Обеспечение занятости населения.

3. Формирование равновесия платежного баланса страны.

4. Стабильность цен - как внутренних, так и внешних (обменный курс).


Бюджетное устройство, его понятие.

 

Бюджетное устройство – это организация и принципы формирования системы бюджетов в стране. Оно опреде­ляется государственным устройством и политикой в бюджетной сфере. Количество звеньев бюджетной системы зависит от административно-территориального деления стра­ны. Различают два вида государственных и бюджетных уст­ройства: унитарное и федеративное.

Простое (унитарное) государство – это единое, централизованное государство, состоящее из различных административ­но-территориальных единиц (округов, областей, краев и т. д.), не имеющих в своем составе других государств или государственных образований. В унитарных (единых) государствах бюджетная система имеет два основных бюджетных звена: общегосударственный и местные бюджеты. К унитарным государствам отно­сятся многие страны Западной и Центральной Европы (например, Великобритания, Франция, Италия, Испания, Япония).

Сложное (федеративное) государство представляет собой либо союз государств, либо общность относительно самостоятельных территориальных (государствен­ных) образований. Примерами таких государств являются Германия, США, Канада и т.д. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев: общегосударственный бюджет (федеральный и бюджет центрального правительства), бюджеты членов федера­ции, местные. Достоинством федеративной бюджетной системы является распределение полномочий между различными уровнями государственной власти и управления, недостатком – размывание ответственности за использование бюджетных средств.

Республика Беларусь имеет унитарное бюджетное устройство, т.е. ее бюджетная система состоит из двух звеньев. Бюджет правительства нашей страны называется республиканским, бюджеты регионов - местными, а совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы называется консолидированным бюджетом. Таким образом, бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики).

Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района). Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (бюджет области).

 


Неналоговые доходы бюджета.

 

Неналоговые доходы бюджета включают: доходы от прода­жи и использования имущества, находящегося в государствен­ной или коммунальной собственности; доходы от оказания платных услуг, оказываемых органами государственной влас­ти, местного самоуправления или находящимися в их ведении бюджетными учреждениями; суммы, получаемые в виде штра­фов, компенсаций, конфискаций и другие суммы принудитель­ного изъятия; доходы, получаемые в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд от бюджетов других уровней; безвозмездные поступления и прочие неналоговые доходы.

Привлечение доходов от продажи имущества, находящегося в государственной или коммунальной собственности, связано с процессом приватизации, в то время как среди доходов от ис­пользования этого имущества значительную долю составляют средства, поступающие в виде платы за сдачу имущества во вре­менное пользование.

Финансовая помощь из бюджетов другого уровня может поступать в виде дотаций, субвенций и субсидий. Дотации предоставляются для покрытия текущих расходов, а субвенции и субсидии носят целевой характер, причем субсидии предо­ставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Безвозмездные поступления включают: суммы, поступив­шие от юридических и физических лиц, международных орга­низаций и правительств иностранных государств; безвозмездные поступления по взаимным расчетам между бюджетами раз­личных уровней в виде передачи части доходов или полномо­чий по финансированию расходов в связи с изменением налого­вого либо бюджетного законодательства.

Среди неналоговых доходов бюджета особое место занимают доходы, связанные с использованием бюджетных средств в сфере финансового рынка. Это доходы, получаемые в виде про­центов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах, или дивидендов по акциям, находящим­ся в государственной собственности, и некоторые другие. К неналоговым доходам относятся:

- доходы от размещения денежных средств республиканского бюджета;

- дивиденды по акциям идоходы от других форм участия в капитале, находящемся в республиканской собственности;

- доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося республиканской собственности;

- плата за предоставление гарантий правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемых банками Республики Беларусь;

- плата за предоставление гарантий Правительства Республики Беларусь по внешним государственным займам;

- -доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, находящиеся в республиканской собственности;

- доходы от конфискованного имущества.


Принципы налогообложения.

 

Основные принципы налогообложения Республики Беларусь:

1. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, а также обладающие установленными НК РБ признаками налогов (сборов) иные взносы и платежи, не предусмотренные НК РБ, либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией НК РБ, актами Президента

2. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы, по которым это лицо признается плательщиком

3. Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства

4. Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с НК РБ и таможенным законодательством

5. Не допускается установление налогов, сборов и льгот по их уплате, наносящих ущерб:

- национальной безопасности Республики Беларусь;

- ее территориальной целостности;

- политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство республики;

- ограничивающих свободное перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Беларуси;

- создающих в нарушение Конституции и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

Мировой опыт свидетельствует о том, что для того чтобы система налогообложения была достаточно эффективной, она должна отвечать следующим требованиям:

- не только давать возможность, но и стимулировать предприятия к росту доходов, прибыли;

- механизм налогообложения должен быть предельно простым, доступным для восприятия каждым налогоплательщиком;

- обеспечивать единый подход в налогообложении предприятий и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования;

- ставки налогов должны быть гибкими, учитывать приоритетные направления отдельных отраслей, социальную значимость товаров и товарных групп для населения;

- ставки налоговых платежей и порядок отчисления в то же время должны оставаться стабильными и устойчивыми на длительный срок.

 


Классификация налогов.

 

В целом классификационные признаки универсальны и подразделяются:

· по способу взимания;

· уровню управления;

· принадлежности к звеньям бюджетной системы;

· назначению;

· принципам построения;

· срокам уплаты.

В бюджетной политике государства наибольшее распространение получила классификация налогов исходя из государственного устрой­ства и компетенции государственных органов управления по установ­лению налогов и управлению налоговыми платежами.

По назначению использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким–либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления в фонд социальной защиты населения или отчисления в целевые фонды).

По принципам построения выделяют следующие налоги:

· прогрессивный налог возрастает быстрее, чем прирастает доход;

· регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого % с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов, т.е. такой налог возрастает медленнее, чем доход;

· пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).

По степени периодичности уплаты:

· разовые;

· периодично–календарные, которые подразделяются на ежеме­сячные, ежеквартальные, полугодовые и ежегодные.

По источнику, к которому относятся налоги, отчисления и сборы в Республике Беларусь можно подразделить на следующие группы:

I. Платежи, уплачиваемые из выручки от реализации продукции, работ, услуг по факту ее получения (косвенные, оборотные налоги):

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы.

II. Платежи, включаемые в затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг):

· отчисления на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· отчисления в фонд социальной защиты населения;

· земельный налог;

· налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

· экологический налог;

· отчисления в инновационный фонд;

· налог на недвижимость.

III. Платежи, уплачиваемые из валовой прибыли:

· налог на прибыль.


Акцизы.

 

Акцизы – косвенные налоги, устанавлив. на отдел. виды товаров/услуг повышен-ного спроса. Взимаются 1 раз и полностью ложатся на конечного покупателя.

Плательщики акцизов: организации, а также индивид. предприниматели: производящие подакцизные товары; ввозящие подакцизные товары на таможенную территорию РБ и (или) реализующие ввезенные на таможенную территорию РБ подакцизные товары. Ставки акцизов м. устанав-ся в абсолютной сумме на физич. единицу измерения подак-цизных товаров (твердые ставки) или в %-х от стоимости товаров (адвалорные ставки).

Подакциз. товарами признаются: - с пирт этиловый ректификованный технический;алкогольная продукция;непищевая спиртосодержащая; спиртосод. лекарств. средств; спиртосод. парфюмерно-косметич. средств; дезинфицир. средств; товаров быт. химии;- п иво, пивной коктейль; - с лабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2% и менее 7% (слабоалк. натуральные напитки, слабоалк. спиртованные напитки), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2% до 7%; табачные изделия, кроме табака, в качестве сырья для табачных изделий;автомобильные бензины;дизельное и биодизельное топливо; микроавтобусы и автомобили легковые и т.п.

Порядок исчисления и уплаты акцизов

При определении облагаемого оборота:

а) по товарам, на которые установлены адвалорные (процентные) ставки акцизов, принимается стоимость подакцизных товаров, исчисленная исходя из:

• отпускных цен с включением в них суммы акцизов;

• максимальных отпускных цен, применяемых налогоплательщиком на аналог. товары собственного производства на момент передачи (отгрузки) готовых товаров.

Исчисление сумм акцизов производится по формулам:

При применении адвалорной ставки акцизов:

А=(ТС + ТП) ×Ка,

где А – сумме акцизов;

ка – адвалорная ставка акцизов;

ТС – таможенная стоимость ввозимого товара;

ТП – сумма ввозной таможенной пошлины.

При применении твердой (специфической) ставки акцизов:

А= кае×N×КЕВРО,

где кае – установленная ставка акцизов в евро за единицу товара;

N – количество товара в единицах измерения, в которых установлена ставка акцизов;

КЕВРО – официальный курс евро, установленный Национальным банком Беларуси.

При исчислении акцизов установленные твердые (специфические) ставки акцизов пересчитываются в денежные единицы РБ по курсу Нацбанка РБ, действующему на 1–е число месяца, в кот. была произведена отгрузка продукции, подтверждаемая в установленном порядке товаросопроводительными документами. Уплата акцизов производится не позднее 22 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена реализация подакцизных товаров.

Освобождаются от акцизов при ввозе на территорию РБ:

транспортные средства, посредством которых осуществляются международные перевозки грузов, пассажиров и багажа;

товары, перемещаемые транзитом;


Экологический налог.

 

Экологический налог является ресурсным налогом, платой за природопользование.

Плательщиками экологического признаются организации и индивидуальные предприниматели. Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства.

Плательщиками не признаются бюджетные организации.

Объекты налогообложения экологическим налогом:

1. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за исключением выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками;

2. сброс сточных вод, за исключением сброса сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации;

3. хранение, захоронение отходов производства, за исключением захоронения отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 и менее тонн в год;

4. ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, за исключением ввоза на территорию Республики Беларусь продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, являющейся неотъемлемой частью оборудования транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров или грузов.

Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы:

- выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- сбросов сточных вод;

- отходов производства, подлежащих хранению, захоронению;

- озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

Ставки экологического налога по объектам налогообложения устанавливаются в размерах согласно приложениям к Налоговому кодексу.

Сумма экологического налога может исчисляться плательщиками исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок экологического налога.

Экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляется владельцами объектов захоронения отходов и предъявляется ими собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов.

Исчисленная сумма экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух уменьшается плательщикам ежеквартально на сумму освоенных капитальных вложений в строительство или реконструкцию газоочистных установок, а также в создание автоматизированных систем контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Исчисленная сумма экологического налога за хранение, захоронение отходов производства уменьшается плательщикам ежеквартально на сумму освоенных капитальных вложений в строительство или реконструкцию собственниками отходов объектов хранения, захоронения или обезвреживания, использования отходов.

Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые декларации (расчеты) за хранение отходов производства на объектах хранения отходов представляются плательщиками – владельцами объектов хранения отходов в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором возникло налоговое обязательство по экологическому налогу.


Земельный налог.

 

Плата за землю обязательна для всех землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов, и собственников земли.

Размер платы за землю зависит от качества и местоположения земельного участка и не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землевладельца, землепользователя и собственника земли.

Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица (включая иностранные), которым земельные участки предоставлены во владение, пользование либо в собственность.

Объектом налогообложения является земельный участок, который находится во владении, пользовании или собственности.

Объектами налогообложения земельным налогом не признаются:

- земли общего пользования населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов;

- земельные участки, занятые кладбищами;

- земли лесного фонда (за исключением сельскохозяйственных земель и земель, занятых зданиями, сооружениями и другими объектами, не связанными с ведением лесного хозяйства);

- земли водного фонда (за исключением сельскохозяйственных земель, земель, на которых осуществляется предпринимательская деятельность);

- земли запаса.

Освобождаются от земельного налога:

- земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями;

- земли заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов (кроме входящих в их состав сельскохозяйственных земель), опытные поля, используемые для научной деятельности;

- земельные участки, переданные организациям по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем на период производства строительных и ремонтно-эксплуатационных работ;

- земельные участки организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность и получающих субсидии из бюджета,;

- сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения, земли других категорий земель, предоставленные для ведения сельского хозяйства, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, на которых введены ограничения по ведению сельского хозяйства;

- земельные участки, предоставленные для строительства жилых домов организациям, – на период их строительства;

- земельные участки религиозных организаций;

- земельные участки, занятые объектами и установками по использованию нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;

- земельные участки общественных объединений инвалидов (их частных унитарных предприятий и учреждений), занятые принадлежащими им объектами здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства и др.

Налоговым периодом земельного налога признается календарный год.


Налог на недвижимость.

Плательщиками налога на недвижимость являются организации и физические лица.

Бюджетные организации плательщиками не являются.

Объекты налогообложения:

- здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков–организаций;

- здания и сооружения, взятые в аренду (лизинг) индивидуальными предпринимателями, признаваемыми плательщиками.

База обложения:

· остаточная стоимость зданий и сооружений на начало отчетного года;

· стоимость незавершенного строительства.

Источники уплаты

Суммы налога на недвижимость включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, кроме сумм налога на недвижимость, исчисленных со стоимости зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства.

Годовые ставки налога:

· для организаций – устанавливается в размере 1 %;

· для организаций, имеющих в собственности, незавершенного строительства (объекты, по которым превышены нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией) и осуществляющих строительство новых объектов, устанавливается в размере 2 %

Льготы по налогу

Освобождаются от обложения налогом:

- здания и сооружения социально–культурного назначения и жилищного фонда местных Советов депутатов, организаций;

- здания и сооружения организаций Общественного объединения "Белорусское товарищество инвалидов по зрению" и тд;

- здания и сооружения, предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки;

- здания и сооружения, признаваемые в установленном порядке материальными историко–культурными ценностями,;

Налогообложению не подлежат здания и сооружения, их части, сданные в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование:

· организациями, финансируемыми из бюджета (бюджетными организациями), – организациям и индивидуальным предпринимателям для организации питания детей, учащихся и студентов в учреждениях образования;

· дипломатическим представительствам и консульским учреждениям

· учреждениями образования, финансируемыми из бюджета, – организациям и индивидуальным предпринимателям для организации обучения детей и подростков в кружках, секциях и студиях, музыкальных школах и специализированных учебно–спортивных учреждениях.


Налог на игорный бизнес.

 

Плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации.

Доходы, полученные плательщиками от игорного бизнеса, не признаются объектами налогообложения:

- налогом на добавленную стоимость, за исключением этого налога, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;

- налогом на прибыль.

При осуществлении видов деятельности, не относящихся к игорному бизнесу, плательщики уплачивают по этим видам деятельности налоги, сборы (пошлины).

Объектами налогообложения налогом на игорный бизнес признаются:

Ø игровые столы;

Ø игровые автоматы;

Ø кассы тотализаторов;

Ø кассы букмекерских контор.

Общее количество объектов налогообложения налогом на игорный бизнес каждого вида подлежит обязательной регистрации по письменному заявлению плательщика в налоговых органах по месту постановки на учет до их использования с обязательной выдачей свидетельства о регистрации общего количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.

Налоговые органы в течение пяти рабочих дней с даты подачи плательщиком заявления о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес выдают плательщику свидетельство либо письменно информируют его об отказе в регистрации с указанием причин отказа.

Налоговая база налога на игорный бизнес определяется как максимальное количество объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, зарегистрированных в налоговых органах в течение отчетного месяца.

Ставки налога на игорный бизнес устанавливаются в зависимости от объекта.

При наличии у игрового стола более одного игрового поля ставка налога на игорный бизнес увеличивается кратно количеству игровых полей.

Для размещения залов игровых автоматов смогут использоваться помещения, общая площадь которых, включая служебную зону игорного заведения, должна быть не менее 100 м2, а для размещения казино – не менее 250 м2. Однако такое ограничение не распространяется на игорные заведения, расположенные в гостиницах и гостиничных комплексах категории ”три звезды“ и выше.

Кроме того, игорные заведения не смогут размещаться в зданиях и сооружениях, в которых расположены учреждения образования, государственные организации здравоохранения, религиозные организации; в зданиях жилых домов, помещениях государственных органов, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, объектов почтовой связи и электросвязи, санаторно-курортных и оздоровительных организаций и организаций культуры; в физкультурно-спортивных сооружениях (кроме букмекерских контор и тотализаторов).

При этом игорные заведения должны располагаться только в капитальных строениях (зданиях, сооружениях), занимать эти строения полностью либо их изолированные помещения.

 


Основы теории финансов.

 

Финансы возникли в условиях становления товарно-денежных отношений под влиянием развития государства и его потребностей в ресурсах. Впервые термин стал применяться в 13-15 веках в Италии. Финансы являются частью экономических отношений. Причиной их существования является объективная необходимость распределения совокупного общественного про­дукта, а у<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.200.165 (0.012 с.)