Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация информационно-аналитической работыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К важнейшим мерам по совершенствованию надзорной деятельности органов прокуратуры относится информационно-аналитическая составляющая, которая при правильной организации работы позволяет определить и своевременно скорректировать содержание деятельности прокуратуры, максимально использовать все имеющиеся возможности.
Многогранная деятельность органов прокуратуры, требующая значительного времени и большого потенциала, даёт основание практическим работникам задуматься: насколько это оправданно и необходимо? Можно ответить, что любая рациональная деятельность требует, чтобы те, кто ею занимаются, время от времени могли непредвзято посмотреть на себя со стороны и определить, всё ли правильно они делают, в том ли направлении движутся. Учёт и анализ деятельности прокуратуры так же, как и планирование, являясь обязательными организационными условиями функционирования органов прокуратуры, существенно влияют на эффективность работы прокуроров. Это обусловливает необходимость более подробного рассмотрения порядка организации информационно-аналитической работы. Содержание прокурорского надзора по всем его направлениям непосредственно связано с анализом разнообразной информации. Чем более полная и достоверная информация находится в распоряжении прокурора, тем выше вероятность принятия верного решения, с учётом того, что зачастую прокурору отводится часто ограниченное время для выбора решения. Деятельность прокурора в силу своей специфики не сводится исключительно к организации работы подчинённого коллектива по решению практических задач, одновременно он решает некоторые вопросы в целях обеспечения такой работы: организационно-распорядительного, кадрового, материально-технического и иного характера. Особая роль при этом отводится информационно-аналитической деятельности. Информационный импульс лежит в основе всех вариантов улучшений, совершенствований и реорганизаций. Одной из задач информационно-аналитической деятельности является поиск путей совершенствования прокурорского надзора в целях того, чтобы при меньших затратах сил и средств получать более значимые результаты. Информационно-аналитическая работа предполагает выявление проблем, определение необходимой информации для их решения, выбор источников информации, организацию её сбора и обработки, анализ с выявлением закономерностей развития объектов анализа, способов и сроков решения возникших проблем, прогноз их решения, предложения по решению проблем и формирование проекта управленческого решения. В организационно-распорядительных документах Генеральной прокуратуры РФ, методической литературе понятие "информационно-аналитическое обеспечение" употребляется наряду с понятием "информационно-аналитическая работа". Сущность этой работы как самостоятельной составляющей организации деятельности прокурора определяется её целями, к которым согласно п. 3.1 Регламента Генеральной прокуратуры РФ, утверждённого приказом Генерального прокурора РФ от 17 апреля 2008 г N 67, относятся: совершенствование организации и управления в системе прокуратуры РФ; определение приоритетных направлений деятельности; формирование планов; подготовка организационно-распорядительных и информационно-справочных документов. Общепринято в содержание информационно-аналитической работы включать: определение источников, собирание информации о состоянии законности; выделение из общего массива поступающей информации наиболее значимой и её изучение (непосредственный анализ); подготовку обобщённых выводов о прокурорской практике применения закона; объединение в группы связанной общими признаками информации; использование других способов исследования (моделирование, сравнение и т.д.). Из этого определения следует, что информационно-аналитическая работа - это определённый процесс, система действий, в некоторой степени даже творческий поиск. Но не всё, что этим поиском добывается, идёт на пользу прокурорской деятельности, поскольку существенным элементом его, как уже отмечалось, является выделение наиболее значимой информации. Информационно-аналитическое обеспечение есть концентрированный результат работы самого прокурора и руководимого им коллектива по снабжению осуществляемой ими надзорной деятельности необходимым объёмом информации о состоянии законности на поднадзорной территории. Эта информация вооружает прокурора потенциалом объективных познаний о текущей криминогенной и социально-экономической ситуации на территории города, района, позволяет уяснить проблемные места в системе общественных отношений, ставить реально выполнимые и конкретные задачи, применять наиболее актуальные инструменты воздействия, придающие надзору своевременность и результативность. Обладая таким информационным потенциалом, прокурор, что называется, владеет обстановкой. Организация работы прокуратуры г. Астрахани зависит от множества факторов, в первую очередь - от условий, определяющих территориальную, социально-экономическую характеристику города, состояние законности, уровень и структуру преступности, определяющих объём работы. Вопросы информационно-аналитической деятельности согласно распоряжению о распределении должностных обязанностей возложены на прокурора города, его заместителей и помощников в соответствии с предметно-зональным принципом, которые непосредственно обеспечивают систематический сбор, накопление, анализ и обобщение информации о состоянии законности и правопорядка. На конкретного помощника прокурора возложены обязанности мониторинга средств массовой информации. Работа по информационно-аналитическому обеспечению начинается с определения источников информации. К ним относятся статистические показатели, материалы прокурорских проверок, уголовных, гражданских и арбитражных дел, производств об административных правонарушениях, данные контролирующих органов, обращения граждан, сообщения СМИ и иные сведения, характеризующие состояние законности и правопорядка. Прямое указание на источники, способы и методы сбора и анализа информации содержатся в организационно-распорядительных документах Генерального прокурора РФ. В частности, п. 6 приказа Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" на прокуроров возложена обязанность проводить проверки исполнения законов на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений СМИ и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий. В качестве повода для прокурорских проверок необходимо рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и другой правоприменительной практики, иные материалы, содержащие достаточные данные о нарушении законности. Имеющаяся таким образом в наличии у прокурора информация о тех или иных нарушениях закона является основанием для надзорной проверки, и если поступление информации, содержащейся в обращениях граждан и должностных лиц, в большей степени не зависит от уровня организации в прокуратуре информационно-аналитической работы, то регулярность и полнота информирования из иных источников напрямую определяются инициативой и активной деятельностью прокурора. Специфическим источником сведений о нарушениях закона служат СМИ, в частности периодические региональные и местные печатные издания. Критериями отбора такого рода изданий к подписке являются их ориентированность на широкие слои общественности, наличие полномочий на опубликование нормативных материалов. В прокуратуре г. Астрахани организована подписка на печатные издания областного уровня: "Волга", "Горожанин", "Комсомолец Каспия". Особо следует отметить, что неограниченные возможности даёт пользование сетью "Интернет". Важным моментом является связь с представителями СМИ. Активное взаимодействие с ними, наличие регулярных деловых контактов позволяют получать прокурору актуальные сведения ещё до того, как они станут достоянием общественности. Зачастую некоторые журналисты обращаются в прокуратуру города с просьбой прокомментировать какой-то вопрос ещё на стадии подготовки публикации. При правильной оценке степени социальной остроты затронутой темы появляется повод безотлагательно отреагировать на факты конкретных нарушений и тем самым, возможно, предотвратить или сгладить нежелательный негативный общественный резонанс. Согласно п. 3 упомянутого приказа Генерального прокурора РФ прокуроры обязаны осуществлять надзор за законностью правовых актов независимо от поступления информации о нарушениях законности. Это означает, что в прокуратуре должна быть сформирована превентивная система сбора сведений о подготовке и разработке нормативных правовых актов, положения которых могут войти в противоречие с федеральным законодательством. В процессе сбора информации важное значение имеет непосредственное восприятие прокурором отдельных сведений, которые не отражены на каких-либо носителях, а озвучиваются в ходе неформального общения и устного обмена информацией на заседаниях и совещаниях властных, контролирующих органов, различного рода комитетов и комиссий. Кроме того, этот приказ предписывает прокурорам участвовать в заседаниях законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. При взаимодействии с администрацией города, городской думой прокурор участвует в работе отдельных совещаний и комитетов. Таким образом, он может получить информацию непосредственно от руководителей городских органов власти и управления, контролирующих органов о текущей обстановке, актуальных и острых проблемах жизнедеятельности города. В некоторых случаях полученная таким образом информация становится сигналом к более глубокому изучению проблемы с запросом необходимых данных, получением объяснений, подключением специалистов, т.е. к организации прокурорской проверки. Уголовные дела из всего массива процессуальных материалов относятся к наиболее востребованным источникам информации, формирующим поводы для проведения проверок исполнения законодательства. Можно привести лишь некоторые примеры организации сбора, накопления и анализа сведений о нарушениях закона непреступного характера в рамках уголовного судопроизводства. По согласованию с руководством следственного управления и отдела дознания УМВД России по г. Астрахани, следственных отделов г. Астрахани СУ СК РФ по области, отдела пожарного надзора, межрайонных служб судебных приставов, следователи и дознаватели при установлении нарушений закона на различных стадиях уголовного судопроизводства, не входящих в предмет доследственной проверки (предварительного расследования), требующих принятия мер прокурорского реагирования, выделяют соответствующие материалы в копиях, которые затем передают в прокуратуру города. По такой схеме выявлялись нарушения законов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, трудовых отношений и др. Заместители и помощники прокурора города ориентированы при утверждении обвинительных заключений, обвинительных актов и поддержании государственного обвинения на фиксацию ставших им известными фактов нарушений закона, не относящихся к предмету доказывания по уголовному делу. Надо сказать, что нередко в ходе предварительного расследования или в суде при установлении данных о личности выясняется, что обвиняемый или иной участник процесса выполнял трудовые функции без надлежащего оформления трудовых отношений, занимался нелегальной торговой деятельностью и др. При документировании таких фактов путём составления рапорта на имя прокурора и приложения необходимых копий материалов уголовного дела возникает повод к проверке комплекса вопросов исполнения законодательства. Аналогично, но с некоторыми присущими соответствующей отрасли процессуального законодательства особенностями в качестве источника информации о нарушениях законов выступают материалы гражданских и арбитражных дел. Для этого используются возможности изучения и тех дел, в рассмотрении которых прокурор не участвовал. Статистика как источник информации характеризуется тем, что массив содержащихся в ней данных является в целом уже обобщённым и систематизированным. Задача прокурора - проанализировать эти данные на предмет возможности использования в качестве повода к надзорной проверке. Этот информационный блок формируется, в частности, за счёт копий ответов и аналитических справок налоговых органов, органов статистики, защиты прав потребителей, пожарного надзора, подразделения службы судебных приставов и других органов, имеющих территориальное подразделение городского уровня. Прокурорский надзор показывает, что значительный интерес представляют сбор и анализ статистических данных органов внутренних дел в сфере административной практики. В первую очередь, такая статистика позволяет сформировать представление о динамике и тенденциях изменения уровня административных правонарушений, их структуре и характере и, соответственно, внести коррективы в организацию надзора на этом направлении. В результате комплексного анализа соответствующих статистических данных в их сравнении с данными судебных и контролирующих органов о количестве лиц, привлечённых к административной ответственности, о реальной взыскиваемости штрафов нередко приходится сталкиваться с серьёзными расхождениями. Важный аспект - участие прокурора в заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города. На таких заседаниях есть уникальная возможность получить важную разностороннюю информацию из различных органов. К примеру, обсуждение проблем занятости несовершеннолетних в каникулярное время повлекло организацию прокурорской проверки соблюдения их трудовых прав. Одно из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры в современных условиях - надзор за исполнением законов органами контроля, а также за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности. Не случайно Генеральным прокурором РФ 31 марта 2008 г. издан специальный приказ N 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности", который предписывает прокурорам осуществлять постоянный мониторинг в сфере соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, обеспечить действенный предупредительный надзор и информационное взаимодействие с органами государственной власти, правоохранительными и контролирующими органами; планировать и осуществлять надзорные мероприятия исходя из анализа состояния законности в этой сфере; активно использовать сведения общественных организаций и объединений. Это направление надзорной деятельности стало самостоятельным сравнительно недавно. На сегодняшний день сформировалась определённая практика по осуществлению этого вида надзора и идёт поиск новых, наиболее эффективных форм. Прокурор города, в частности, принимает участие в заседаниях общественной палаты Астраханской области. На заседании, посвящённом вопросу безопасности дорожного движения на территории г. Астрахани, атмосфера диалога позволила вскрыть болевые точки, получить ценную информацию о положении дел по соблюдению прав граждан, инвалидов, субъектов предпринимательской деятельности, как говорится, из "первых рук". Пенсионеры, предприниматели рассказали о многих проблемах, с которыми им приходится сталкиваться. Это, в частности, неудовлетворительная работа органов местного самоуправления, ГИБДД и других контролирующих органов. Полученная информация стала поводом для проведения прокурорской проверки, в ходе которой выявлены нарушения в сфере безопасности дорожного движения, пассажирских перевозок и др. Источники информации значимы и для осуществления других видов прокурорского надзора, в частности надзора за исполнением закона в сфере уголовно-правовой регистрации преступлений. Не вдаваясь в подробный анализ этой проблемы, следует отметить, что в соответствии с п. 1.3 приказа Генерального прокурора РФ от 5 сентября 2011 г. N 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия" определены источники возможной информации об укрытых от учёта и регистрации преступлений. К числу таких источников относятся медицинские учреждения, страховые компании, контролирующие органы и пр. Этот перечень не исчерпывающий. Применительно к особенностям криминогенной обстановки в конкретном городе, районе могут быть задействованы и иные источники информирования. На территории г. Астрахани, где расположены офисы крупных операторов сотовой связи, к таковым относятся сведения об утраченных сим-картах мобильных телефонов. В результате получения объяснений абонентов, которые обращались к оператору с просьбой заблокировать или заменить сим-карту, выявлялись факты не зарегистрированных ранее хищений мобильных телефонов. По рассматриваемому вопросу в прокуратуре города наработана определённая практика, но при этом с учётом важности такой деятельности идёт поиск новых, наиболее эффективных форм, при выборе которых, включая творческий подход и инициативу, можно добиться повышения эффективности прокурорского надзора.
А. Петров, прокурор г. Астрахани
"Законность", N 1, январь 2013 г.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 800; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.194 (0.011 с.) |