Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общепризнанные минимальные стандарты безопасности и защиты прокуроров и их семей как составная часть законодательства России о прокуратуре↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Законотворческая работа по подготовке новой редакции Закона о прокуратуре не может осуществляться без учёта общепризнанных принципов и норм международного права, а также стандартов и правил, определённых в рекомендациях Совета Европы относительно роли прокуратуры в демократическом обществе, прежде всего в Рекомендации Pec (2000) 19 "Роль прокуратуры в системе уголовного правосудия".
При разработке нормативных положений о правовом статусе, функциях и полномочиях прокурора, о мерах государственной защиты прокуроров, членов их семей и близких родственников должны быть восприняты также рекомендации Международной ассоциации прокуроров (МАП), членами которой в настоящее время являются прокурорские работники более 150 стран мира, в том числе России. Уже в течение многих лет усилия Международной ассоциации прокуроров, действующей под эгидой ООН, направлены на то, чтобы в максимальной степени реализовать общие для всех прокуратур задачи: 1) содействовать эффективному, справедливому, беспристрастному и действенному судебному преследованию всех лиц, совершивших уголовные преступления; 2) уважать и защищать права человека и гражданина, как они изложены во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.; 3) содействовать высоким стандартам и принципам отправления уголовного правосудия, включая стремление избегать судебных ошибок или исправлять их, укрепляя верховенство права; 4) содействовать внедрению в практику уголовной юстиции тех стандартов и принципов, которые признаны на международном уровне как необходимые для надлежащего и независимого преследования преступлений; 5) содействовать быстрому и эффективному международному сотрудничеству прокуроров и оказывать им помощь в борьбе с организованной и другими видами преступности, прежде всего в сборе и предоставлении доказательств, в отслеживании, наложении ареста и конфискации доходов от тяжких и особо тяжких преступлений, в преследовании скрывшихся преступников; 6) содействовать прокурорам в реализации предпринимаемых ими мер по искоренению коррупции в государственном управлении; 7) способствовать защите профессиональных интересов прокуроров и усилению их важной роли в отправлении уголовного правосудия; 8) поддерживать доброжелательные отношения между отдельными прокурорами и учреждениями прокуратуры, обмениваться опытом работы, распространять между ними профессиональные материалы и сведения, в том числе с использованием информационных технологий; 9) сотрудничать с международными и судебными организациями в сфере борьбы с организованной преступностью и судопроизводства по уголовным делам; 10) содействовать проведению исследований в области сравнительного уголовного права и уголовного процесса, а также помогать прокурорам, занимающимся проектами реформирования судебной системы в своих странах. Для успешного осуществления обозначенных задач Международная ассоциация прокуроров разработала и приняла в апреле 1999 г. "Стандарты профессиональной ответственности" и Заявление об основных обязанностях и правах прокуроров, в которых содержатся фундаментальные положения о том, что: 1) для обеспечения способности прокуроров исполнять свои профессиональные обязанности независимо и в соответствии с этими стандартами прокуроры должны быть защищены от произвольных действий правительств; 2) прокуроры должны иметь право исполнять свои профессиональные функции, не подвергаясь запугиванию, созданию препятствий, травле, незаконному вмешательству или необоснованному привлечению к гражданской, уголовной или иной ответственности; 3) прокуроры вместе со своими семьями должны быть физически защищены властями, когда их личная безопасность подвергается угрозе в результате должного исполнения ими профессиональных функций. В целях уточнения и расширения этих исходных положений по решению Исполнительного комитета МАП международная рабочая группа*(1) разработала проект Декларации о минимальных стандартах, касающихся безопасности и защиты прокуроров и их семей. При подготовке проекта Декларации рабочая группа приняла во внимание коллективные и индивидуальные предложения прокуроров многих стран мира, а также информацию, представленную Международной ассоциацией обвинителей (МАО). 1 марта 2008 г. в г. Хельсинки (Финляндия) Международная ассоциация прокуроров (МАП) единогласно приняла "Декларацию о минимальных стандартах безопасности и защиты государственных прокуроров и их семей". Более того, в апреле 2008 г. на 17-ой сессии Комиссии ООН по предотвращению преступности и уголовному правосудию эти "Стандарты" были включены в Резолюцию ООН "Упрочнение верховенства закона с помощью совершенствования неприкосновенности и дееспособности прокурорской службы". В связи с этим все государства - члены ООН были призваны принять во внимание названные стандарты при пересмотре и разработке законов и профессиональных правил для прокуроров своих стран. Как видно из Резолюции ООН, сформулированные в Декларации стандарты безопасности прокуроров и их семей должны стать общепризнанными для прокуроров всех континентов. Неслучайно поэтому МАП рекомендует всем странам мира учитывать эти стандарты при подготовке и принятии собственных национальных законов о прокуратуре и ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность прокуроров. Полагаем, что общепризнанные минимальные стандарты безопасности и защиты прокуроров и их семей, установленные в Декларации, должны быть в полной мере учтены в ходе подготовки проекта новой редакции Закона о прокуратуре РФ, особенно в части, касающейся обязанности российского государства обеспечивать правовую защиту и фактическую безопасность прокуроров, работающих по делам о терроризме, организованной преступности, о военных преступлениях, преступлениях против человечества, о легализации денежных средств и конфискации незаконно нажитого имущества, о преступлениях, совершённых лицами, находящимися у власти, а также в части предоставления полной компенсации за смерть или ранение, причинённое прокурорам или членам их семей в связи с надлежащим исполнением ими своих профессиональных функций (параграфы 1-3, 10, 12 и др. Декларации). Учитывая, что принятые Международной ассоциацией прокуроров стандарты защиты и безопасности прокуроров являются надёжными гарантиями исполнения ими государственных обязанностей в условиях, позволяющих им быть свободными, независимыми, защищёнными и беспристрастными, считаем, что их содержание должно быть доступно и известно всем прокурорским работникам, а также законодателям и гражданам России. В этих условиях в отделе международного сотрудничества и сравнительного правоведения Академии Генеральной прокуратуры РФ впервые осуществлён перевод на русских язык английской версии названной Декларации, которая ранее не публиковалась в российской печати. Представляется, что содержание этого универсального документа Международной ассоциации прокуроров будет воспринято с большим интересом всеми читателями, что позволит законодателям, практикующим юристам и учёным по-новому осмыслить проблемы обеспечения правовой защиты российских прокуроров и их семей с учётом общепризнанных стандартов их безопасности.
Международная ассоциация прокуроров
Международная ассоциация прокуроров, Напоминая, что государственные прокуроры играют важную роль в поддержании надлежащей работы системы уголовной юстиции и в утверждении верховенства закона, Признавая, что государственные прокуроры могут подвергаться опасности со стороны лиц, угрожающих их жизни, жизни окружающих их людей, их собственности, их безопасности, с намерением нарушить либо подорвать принцип верховенства закона, Сознавая, что ответственность за безопасность государственных прокуроров и их семей разделяется между отдельным прокурором, прокурорскими властями и соответствующими государственными властями, Считая, что государства несут обязанность по принятию всех необходимых мер для защиты государственных прокуроров и их семей от угроз в отношении их личной безопасности, Настоящим принимает данную "Декларацию о минимальных стандартах безопасности и зашиты государственных прокуроров и их семей" и поддерживает государственных прокуроров и прокурорские власти в стремлении претворить её в жизнь. 1. Государства должны принять все необходимые меры для обеспечения того, чтобы государственные прокуроры вместе со своими семьями были физически защищены соответствующими государственными властями, если их личной безопасности угрожают в результате надлежащего исполнения их функций. 2. В особенности, государства должны обеспечить любые необходимые меры безопасности на рабочем месте, которое включает в себя здание суда, прокуратуру и другие места, где государственный прокурор исполняет свои официальные функции, а если необходимо, государства также должны обеспечить защиту государственных прокуроров и их семей на дому или во время поездок. 3. Там, где необходимо принятие мер безопасности, государства должны предпринять все шаги для обеспечения необходимой защиты, включая использование полицейских и охранников. Там, где это требуется, государства должны оборудовать рабочие места и дома прокуроров соответствующими устройствами и системами безопасности и должны обеспечить прокуроров и их семьи соответствующими средствами индивидуальной защиты. 4. Надлежащий государственный властный орган должен нести обязанность по оценке риска в области безопасности как прокуроров в целом, так и отдельных прокуроров, а также их семей и через разумные промежутки времени или при изменении обстоятельств должен перепроверять все оценки. 5. Надлежащий государственный орган власти должен нести ответственность за предоставление государственным прокурорам и их семьям информации, за их обучение и консультирование в области их личной безопасности. 6. Если у полиции, прокурорских властей или у любого другого государственного органа появится информация относительно особых угроз или риска в отношении безопасности прокуроров или их семей, они должны проконсультировать прокурора и членов его семьи о таких угрозах или риске. В этом случае соответствующий государственный орган власти должен произвести оценку данной угрозы или риска и обеспечить прокурору и его семье всю необходимую безопасность, а также проконсультировать их относительно шагов, которые они должны предпринять для обеспечения собственной безопасности. 7. Если государственные прокуроры узнают об особых угрозах или риске для себя или своих семей, они должны проинформировать об этом соответствующие государственные органы власти. 8. Если государственные прокуроры или их семьи подвергнутся насилию или угрозам насилия либо преследованию, выслеживанию, запугиванию или принуждению любого рода либо окажутся под ненадлежащим наблюдением, государства должны обеспечить: а) полное расследование таких инцидентов; б) информирование прокуроров о результатах расследования; в) принятие мер по недопущению повторения таких инцидентов и, где это уместно, предъявление уголовных обвинений; г) получение прокурором и его или её семьёй необходимого консультирования или психологической помощи. 9. В случаях, описанных в параграфе 8, прокурорские власти должны рассмотреть возможность принятия иных мер, например, подключение других прокуроров для оказания помощи данным прокурорам. 10. Государства должны рассмотреть вопрос о предоставлении компенсации за смерть или ранение, причинённое государственным прокурорам или членам их семей в результате нападения человека, если мотив для нападения связан с надлежащим исполнением прокурором его или её функций. Если меры, принимаемые для отведения угрозы или риска, приводят к серьёзным помехам в жизни прокуроров или их семей, следует также предусмотреть для них компенсации. 11. Государства и государственные власти должны предпринять практические меры предотвращения утечки личной информации, относящейся к государственным прокурорам и их семьям, для ненадлежащего ознакомления с ней третьих лиц. 12. Государства должны предпринять специальные усилия по оценке риска в отношении безопасности и принять необходимые меры в тех областях, где государственные прокуроры особенно уязвимы по причине самого характера их работы, например, когда прокуроры работают над делами, относящимися к терроризму, организованной преступности, военным преступлениям, преступлениям против человечества, конфискации незаконно нажитого имущества, либо к преступлениям, совершённым лицами, находящимися у власти в данном государстве. 13. Меры по защите прокуроров и их семей должны также применяться на благо других лиц, работающих на прокуроров, или на прокурорские власти и их семьи, если для этого существует разумная необходимость с целью обеспечения их безопасности и защиты. 14. Государствам следует назначить специальные полномочные органы, должные выполнять обязанности, о которых говорится в данной Декларации, и следует информировать государственных прокуроров и их семьи о том, какие властные органы уполномочены для выполнения такой специальной цели.
Приняты Международной ассоциацией прокуроров 1 марта 2008 г. (Финляндия, г. Хельсинки)
С. Щерба, заведующий отделом международного сотрудничества и сравнительного правоведения НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации
"Законность", N 1, январь 2013 г.
───────────────────────────────────────────────────────────────────────── *(1) В состав рабочей группы были включены: Алэсдэр Фрецзер, Главный прокурор Северной Ирландии (Председатель); Джеймс Гамильтон, Главный прокурор Ирландии; Николас Коудери, Главный прокурор Нового Южного Уэльса (Австралия); Карлос Доносо Кастекс, Вице-президент Ассоциации прокуроров Аргентины; Гари Маккуэйг, Главный прокурор Короны, Альберта (Канада); Ула Лаурелл, национальный член Европоста от Швеции; Джеффри Хендерсон, Главный прокурор Тринидада и Табаго; Террекс Ф. Уильямс, Главный прокурор Британских Виргинских островов; Адам Робертс, старший адвокат Короны (Каймановы острова).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.179.132 (0.007 с.) |