Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как прекратить незаконное строительство многоквартирных домов на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства

Поиск

 

Отдельные граждане, пользуясь пробелами в законодательстве, приобретают земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов, но вместо этого возводят на них многоквартирные дома. При этом строительство ведётся без получения в установленном порядке разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию и в отсутствие надлежащего контроля со стороны муниципальных органов.

 

Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении.изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" вступил в силу с 1 сентября 2006 г. Законом введён упрощённый порядок оформления права собственности граждан на предоставленные до введения в действие Земельного кодекса РФ земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного и индивидуального гаражного строительства, и построенные на них дома, гаражи, садовые домики, дачи и иные объекты недвижимости.

Журналисты окрестили его как "закон о дачной амнистии", поэтому многие ошибочно считают, что он регулирует только проблемы владельцев садовых и дачных участков. Фактически его действие шире популярного названия.

Так, в упрощённом порядке сейчас можно оформить право собственности на индивидуальный жилой дом. До 1 марта 2015 г. не требуется получать разрешение на строительство индивидуального жилого дома и разрешение на ввод такого объекта в эксплуатацию. Согласно ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. До 1 марта 2015 г. кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.

Несомненно, норма об упрощённой регистрации прав существенно облегчила гражданам процедуру узаконения домов, построенных с нарушением установленного порядка, без получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В то же время эта норма позволяет распространять её действие также и в отношении вновь строящихся объектов недвижимости. Именно этой "лазейкой" и воспользовались недобросовестные застройщики. Они на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, строят многоквартирные дома. Зарегистрировать право собственности на индивидуальный жилой дом позволяет ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, определяющая объекты индивидуального жилищного строительства как отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи. Этой статьёй площадь индивидуального жилого дома не ограничивается. Зарегистрировав по упрощённой процедуре право собственности на индивидуальный жилой дом, застройщики распродают помещения в доме по частям, тем самым превращая индивидуальный жилой дом в многоквартирный.

Выстроенные таким образом дома обладают признаками самовольной постройки, предусмотренными ст. 222 Гражданского кодекса РФ. Возведение многоквартирных домов в зоне индивидуальной жилой застройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, проживающих рядом с ними. Приёмка таких домов контролирующими органами (пожарной инспекцией, санитарной службой и др.) не осуществляется, технические характеристики не проверяются. Нахождение многоквартирных домов в зоне индивидуальной жилой застройки создаёт чрезмерную нагрузку на системы водоснабжения, водоотведения, электро- и газоснабжения, нарушаются нормы инсоляции, требования пожарной безопасности, создаётся нехватка парковочных мест. Единственным способом восстановления нарушенного права неопределённого круга лиц является снос самовольной постройки.

В целях защиты и восстановления нарушенных прав неопределённого круга лиц органы прокуратуры стали обращаться в суды. Так, решением Приволжского районного суда г. Казани от 11 марта 2012 г. удовлетворены исковые требования прокурора Приволжского района о признании жилого дома, расположенного на земельном участке в г. Казани, самовольной постройкой и обязании застройщика Ширяева снести указанный дом. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 31 мая 2012 г. это решение суда оставлено без изменения. Также заочным решением Кировского районного суда г. Казани от 27 марта 2012 г. удовлетворено заявление прокурора в интересах неопределённого круга лиц к застройщику Варисовой об обязании снести самовольный дом. В настоящее время дело находится в производстве суда апелляционной инстанции.

Прокурором Приволжского района г. Казани в суд направлено ещё 8 исков по фактам строительства многоквартирных домов в зонах индивидуальной жилой застройки в посёлках Салмачи, Алтан, Вишневка г. Казани с требованием признать незаконным ведущееся без разрешения строительство многоквартирных домов и обязать собственников земельных участков прекратить строительство многоквартирных жилых домов. Часть исков судами рассмотрена с вынесением решений об удовлетворении требований прокурора. Часть исков находится на рассмотрении.

В настоящее время государственные органы предпринимают адекватные меры в целях выявления и пресечения незаконного строительства. Так, в рамках осуществления муниципального земельного контроля управление градостроительных разрешений исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани при выявлении фактов строительства многоквартирных домов на земельных участках, предоставленных для ИЖС, материалы по таким фактам направляет в инспекцию государственного строительного надзора Республики Татарстан для привлечения виновных лиц к административной ответственности. Также управление градостроительных разрешений от имени исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани обращается в суды с исками об обязании прекратить незаконное строительство, о признании домов самовольными постройками и сносе самовольных построек.

Налажено взаимодействие между управлением градостроительных разрешений и управлением Росреестра по Республике Татарстан. При рассмотрении документов, представленных на государственную регистрацию права собственности на индивидуальный жилой дом площадью более 500 кв. м, государственный регистратор направляет запрос в управление градостроительных разрешений с просьбой сообщить, не является ли дом многоквартирным. В случае, если в ходе выезда сотрудники управления градостроительных разрешений устанавливают факт строительства многоквартирного дома, в государственной регистрации прав отказывается.

Подобные факты незаконного строительства выявляются в настоящее время не только в Республике Татарстан, но и в других субъектах Российской Федерации. В крупных городах, как грибы, растут многоэтажки, построенные под видом частного домовладения. И без того внушительная армия обманутых дольщиков пополняется за счёт людей, купивших квартиры в таких псевдомногоэтажках. В целях принятия мер для прекращения узаконения незаконного строительства прокуратура республики направила Президенту Республики Татарстан информацию с предложением инициировать внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ и Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Реализуя предложения прокуратуры республики, министерство юстиции Республики Татарстан и министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан подготовили соответствующий проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который в ближайшее время будет внесён в Государственный Совет Республики Татарстан.

Таким образом, для решения назревшей проблемы необходимо внесение изменений в федеральное законодательство.

 

З. Шакирова,

прокурор отдела по надзору за соблюдением

законодательства в сфере экономики и

природопользования прокуратуры Республики Татарстан

 

"Законность", N 1, январь 2013 г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.167.85 (0.006 с.)