Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информационно-аналитический центр↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Информационно-аналитический центр При Администрации Президента Республики Беларусь
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ № 12 (37)
СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ – ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА (для информационно-пропагандистских групп)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….……………… 3
Цели и задачи, правовая основа принятия социальных стандартов…………………………….. 5
Заключение……………………………………………………………………………………….. 21
Приложение……………………………………………………………………………………….. 22
Минск Материал подготовлен на основании данных, предоставленных облисполкомами, министерствами и ведомствами Республики Беларусь ВВЕДЕНИЕ Республика Беларусь – суверенное государство, гарантирующее устойчивое и стабильное развитие общества, эффективное функционирование всех ветвей государственной власти. Конституция Республики Беларусь определяет, что наивысшей ценностью страны является человек. Создание в Беларуси стройной системы защиты социальных интересов каждого человека и ее последовательная реализация – самая главная задача, которая стоит перед государственной властью. Особую значимость в настоящее время приобретает социальная защита наиболее уязвимых слоев населения: пенсионеров, инвалидов, детей, многодетных семей. Исключительное внимание уделяется жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности вследствие недостаточного развития социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Основополагающее значение в социальной политике государства отводится совершенствованию системы здравоохранения и формированию здорового образа жизни. И это не случайно. Без здоровых граждан не может быть эффективной экономики и устойчивого развития общества. Система здравоохранения республики обеспечивает лучшие среди стран СНГ показатели состояния здоровья людей. Согласно данным ВОЗ, по общим достижениям системы здравоохранения Республика Беларусь занимает 53-е место среди 191 страны мира. В республике проводится масштабная работа по оказанию помощи пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Преодоление последствий чернобыльской катастрофы остается в числе важнейших государственных задач. В районах, загрязненных радионуклидами, осуществляется комплекс мер по повышению уровня медицинского обслуживания, действует система социальной защиты. В сохранении здоровья первоочередную роль играют бесплатное санаторно-курортное лечение, лекарственное обеспечение и оздоровление населения, бесплатное питание детей. В жизни государства и общества велико значение системы образования. Доступность и высокое качество образования для всех слоев населения – один из приоритетов внутренней государственной политики Республики Беларусь. Социальная защита населения, здравоохранение и образование – важнейшие направления социальной политики государства, обеспечивающие улучшение качества жизни людей в ключевых для жизнедеятельности общества сферах. Другие направления социальной политики – жилищная сфера, транспортное, коммунальное и бытовое обслуживание, услуги связи, физическая культура и спорт – также динамично развиваются в соответствии с принципами социальной справедливости и интересами простого человека. Для народа в государстве изыскиваются и мобилизуются все внутренние резервы. По мере развития общества позиции по социальному обслуживанию населения будут корректироваться, совершенствоваться и улучшаться. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРИНЯТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Главной задачей, стоящей перед государственной властью, является повышение качества жизни и благосостояния населения. При этом особое внимание уделяется наиболее уязвимым категориям граждан – детям, ветеранам, пенсионерам, инвалидам. Система государственных социальных стандартов определила минимальный уровень гарантий для жителей Беларуси во всех социально значимых сферах. Другими словами, это та планка, относительно которой недопустимо снижать объем и качество услуг населению. Правовой основой для реализации социальных стандартов стал Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах», принятый в 1999 году. Этот закон определяет критерии формирования и применения государственных минимальных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан. Государственные минимальные социальные стандарты применяются для решения следующих задач: · удовлетворения основных потребностей граждан в материальных благах и услугах; · нормативного обеспечения формирования и использования средств республиканского и местных бюджетов и средств государственных внебюджетных фондов на социальные нужды; · обеспечения государственной поддержки развития социальной сферы и социальной защиты граждан; · оказания необходимой социальной помощи малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам. На основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» разработана и утверждена система стандартов, включающая 44 норматива. Единые нормативы социальных стандартов по обслуживанию населения призваны определить гарантии, которые государство в состоянии обеспечить бесплатно (либо по доступной цене) в жизненно важных сферах. Социальные стандарты являются обязательными для использования в организациях всех форм собственности. Условия и порядок установления государственных минимальных стандартов определены Трудовым и Жилищным кодексами Республики Беларусь, законами «О прожиточном минимуме», «О пенсионном обеспечении», «Об образовании» и другими нормативно-правовыми документами. Следует подчеркнуть, что при разработке социальных стандартов было взято все лучшее от системы обслуживания населения, которая действовала в советское время и доказала свою эффективность и результативность. Глава государства поставил задачу осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Стандарты должны выполняться неукоснительно и беспрекословно. Выступая на совещании 11 апреля 2003 г., Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко отметил, что социальные стандарты должны быть более обоснованными, четкими и ясными: «… более важной задачи у меня сегодня нет. И вот это все, что будет определено и прописано по вертикали и горизонтали. Это будет целью и смыслом всей моей жизни…». Социальная защита В области социального обслуживания установлен 1 социальный стандарт – обеспеченность населения центрами социального обслуживания (1 центр на 1 административный район). В республике работает 156 таких центров, из которых 118 расположены в сельских районах. В целях реализации принципа доступности социального обслуживания для всех жителей республики, включая отдаленные села и агрогородки, решениями облисполкомов в декабре 2005 г. утверждены региональные программы по оптимизации и развитию сети учреждений социального обслуживания на 2006–2010 гг. Ими предусмотрено с учетом местных социально-демографических особенностей открытие в центрах отделений дневного и круглосуточного пребывания, организация хозяйственных бригад и бригад социального обслуживания на мобильной основе. За первое полугодие 2006 г. количество структурных подразделений центров социального обслуживания увеличилось на 62 и составило 725. Здравоохранение В системе здравоохранения установлено 5 социальных стандартов. Важнейшим социальным стандартом является бюджетная обеспеченность расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя. На его основе формируются территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, определяющие социальные обязательства государства по видам, структуре, объемам и условиям предоставления медицинской помощи. Согласно Закону «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» данный норматив установлен в размере 268,8 тыс. руб. За 9 месяцев 2006 г. на одного жителя использовано от 189,3 тыс. руб. в Минской до 224,5 тыс. в Могилевской области. В полном объеме во всех регионах страны внедрены нормативы по обеспеченности больничными койками – 9 коек на 1 тыс. жителей, аптеками – 1 аптека на 8 тыс. жителей, бригадами скорой медицинской помощи – 1 бригада на 12,5 тыс. жителей. Так, например, обеспеченность койками в расчете на 1 тыс. жителей по Беларуси составила 10,3 койки, в том числе в Брестской области – 10,1, Витебской – 10,1; Гомельской – 10,5; Гродненской – 10,7; Минской – 9,7; Могилевской – 10,3; в г. Минске – 6,5 койки. По состоянию на 1 октября 2006 г. в целом по республике на 1 аптеку государственной и негосударственной форм собственности приходится 1 784 жителя; в Брестской области – 1 653, Витебской – 1 484, Гомельской – 1 619, Гродненской – 1 574, Минской – 1 613, Могилевской – 1 559, в г. Минске – 4 036 жителей, что значительно выше установленного норматива. На среднереспубликанском уровне выполняется норматив обеспеченности участковыми врачами – 1 врач на 1,3 тыс. жителей. В то же время в отдельных регионах существуют определенные трудности по его выполнению, поскольку один терапевт обслуживает свыше 1,5 тыс. жителей. Решению кадрового вопроса должны способствовать повышение заработной платы участковым специалистам, обеспечение медицинских работников жильем, особенно на селе. Внедрение социальных стандартов в области здравоохранения позволит каждому жителю страны получить медицинские услуги в полном объеме, увеличит реальную доступность и повысит качество бесплатной медицинской помощи. Этому способствует и укрепление материально-технической базы. Так, например, в Витебской области завершены работы по капитальному ремонту инфекционного корпуса центральной районной больницы Бешенковичского района, реконструкции Туровлянской врачебной амбулатории Полоцкого района; стоматологического отделения Шкловской центральной районной больницы и Костюковичской районной поликлиники в Могилевской области. В 2006 году в рамках реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 гг. новым медицинским оборудованием оснащена 101 врачебная амбулатория, в том числе 45 в агрогородках, приобретено 96 единиц санитарного автотранспорта. Образование Образование, воспитание и здоровье составляют основу благополучия общества. Белорусская образовательная система бережно сохраняет те положительные достижения, которые достались ей в наследство от прошлых лет. Важнейшие из них – принцип равного доступа к образованию и социальная справедливость. Право на образование имеют все граждане Беларуси вне зависимости от социального положения и места жительства. Государственные социальные стандарты в области образования гарантируют необходимый уровень бесплатного и качественного обучения для всех жителей Беларуси. Всего их 10, и выполняются они во всех регионах. Стандарт по обеспеченности детей дошкольного возраста местами в учреждениях дошкольного образования (85%) выполняется как в целом по республике, так и в регионах.Так,в Столинском районе Брестской области с этой целью в сентябре 2006 г. было открыто три дошкольных учреждения на 180 мест. Качественные преобразования в системе воспитания малышей обеспечиваются развитием новых форм дошкольного образования. В настоящее время в республике работают 59 дошкольных учреждений санаторного профиля, 49 центров развития ребенка, 815 детских садов-школ, 826 дошкольных учреждений, имеющих специальные и санаторные группы, 763 пункта коррекционно-педагогической помощи, 185 интегрированных групп. Открываются семейные детские сады, сезонные и игровые площадки. За последние 5 лет охват детей дошкольным образованием вырос почти на 12%: с 70,7% в 2001 году до 82,1% в 2005-м (в том числе 52,4% на селе). Количество воспитанников в дошкольных учреждениях страны в 2006 году увеличилось на 3 500 детей и составило 82,1% от общего числа ребят этого возраста. Росту числа детей в дошкольных учреждениях способствует обеспечение доступного размера оплаты за пребывание ребенка в детском саду: родители оплачивают только 60% затрат на питание, остальные расходы берет на себя государство. Установлена дифференцированная родительская плата в дошкольных учреждениях (те, кто находится в трудном материальном положении, платят меньше). Все дети Беларуси в возрасте 5 лет охвачены подготовкой к школе. Это включает в себя не только пополнение запаса знаний дошкольников, но и укрепление их здоровья, гармоничное разностороннее развитие личности ребенка, обеспечение успешного перехода его на следующий уровень образования. С целью выполнения стандарта фактической обеспеченности общей площадью общеобразовательных учебных заведений (8 кв. м на одного учащегося) активно ведется строительство. К 1 сентября 2006 г. введены в эксплуатацию 8 школ на 2 732 ученических места, 1 школа-интернат. Так, взамен старого, пришедшего в негодность, здания школы в деревне Купятичи Пинского района Брестской области введено в эксплуатацию новое здание на 264 ученических места. В деревне Буховичи Кобринского района Брестской области введен в строй учебный блок средней школы на 150 ученических мест. В связи с оптимизацией сети общеобразовательных школ и закрытием малокомплектных сельских школ организуется подвоз учащихся. В этих целях за счет средств областного и районных бюджетов приобретено 36 автобусов на сумму 1 863 млн. руб. В Витебской области введены в эксплуатацию средняя школа на 760 ученических мест в г. Полоцке и блок начальных классов к средней школе на 375 ученических мест в г. Витебске. В Гомельской области введены в эксплуатацию средняя школа в д. Домановичи Калинковичского района на 264 ученических места, блок начальных классов к средней школе в населенном пункте Большевик Гомельского района на 160 ученических мест. Ведется реконструкция средних школ в населенных пунктах Буйновичи и Симоничи Лельчицкого района. В Гродненской области введены в эксплуатацию пристройка блока младших классов к школе в д. Вертелишки Гродненского района на 184 ученических места, бассейн для средних школ № 31 и № 34 в микрорайоне «Вишневец-1» в г. Гродно, пристройка актового зала с библиотекой к средней школе в п. Пограничный Берестовицкого района. Завершена реконструкция школы-интерната в г.п. Ошмяны на 300 мест. В Минской области ведется строительство средних школ на 360 ученических мест в д. Озерцо Минского района и на 80 ученических мест в д. Старлыги Мядельского района, спальных корпусов на 200 мест Староборисовской школы-интерната. Для обеспечения подвоза учащихся в школы приобретен 21 автобус на сумму 1 092 млн. руб. за счет средств местных бюджетов. В Могилевской области реконструирована школа в д. Александрия Шкловского района. Ведется строительство средней школы в г.п. Кличев на 720 ученических мест, реконструкция с расширением школы в п. Коровчино Дрибинского района. В г. Минске введена в эксплуатацию школа в микрорайоне Лошица-3 на 720 ученических мест, открыта после капитального ремонта средняя школа № 92 в Заводском районе. Освоение учебной программы по физической культуреобеспечивает норматив фактического обеспечения учащихся школ спортивными плоскостными сооружениями (1,62 кв. м на одного учащегося); зданиями спортивного назначения (0,5 кв. м на одного учащегося). Он выполнен во всех областях и районах республики. Большое внимание уделяется информатизации образовательного процесса. Этому служит стандарт обеспечения учащихся персональными компьютерами (1 компьютер на 30 учащихся или не менее 1 компьютерного класса на учреждение). В настоящее время обеспеченность школ компьютерными классами превышает установленный норматив и составляет 1,2 компьютерных класса на учреждение в среднем по республике, в том числе в Гомельской области – 1,1; Гродненской – 1,13; Минской – 1; Могилевской – 1,15 в Брестской и Витебской областях – по 1,2 и г. Минске – 1,9. Кроме обеспечения количественных показателей в школах идет повсеместная замена устаревших моделей компьютеров на самые современные. С этой целью за счет средств местных бюджетов в 2006 году приобретено: в Брестской области – 30 компьютерных классов и 59 персональных компьютеров; в Витебской области – 222 персональных компьютера, 8 компьютерных классов, 7 мультимедийных проекторов; в Гомельской области – 107 компьютерных классов (939 персональных компьютеров); в Гродненской области – 12 компьютерных классов; в Минской области – 604 единицы компьютерной техники и 624 единицы средств программного обеспечения; в Могилевской области – 57 компьютерных классов (510 компьютеров, 49 программно-технических комплексов); в г. Минске – 74 компьютерных класса. Пять из десяти государственных стандартов в сфере образования установлены в денежном выражении как норматив бюджетных средств, выделенных на содержание одного ребенка в различных образовательных учреждениях. В целях совершенствования социальных стандартов в области образования, установленных в денежном выражении, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2004 г. № 1037 и от 23 мая 2006 г. № 654 нормативы бюджетной обеспеченности расходов на содержание одного ребенка (учащегося) увеличены. Так, норматив расхода бюджетных средств на содержание одного ребенка в учреждениях дошкольного образования, составляет не менее 1 710 тыс. руб. в год. Норматив расходов на обучение одного учащегося в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, установлен на уровне не менее 1 140 тыс. руб. в год. Для того чтобы обеспечить качественное обучение и воспитание одного учащегося в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования на уровнях общего базового и общего среднего образования (для детей с особенностями психофизического развития), из бюджета выделяется не менее 5 170 тыс. руб. в год. Нормативом бюджетной обеспеченности расходов на обучение одного учащегося в учреждениях профессионально-технического образования, установлена сумма не менее 2 200 тыс. руб. в год. Предусмотрен норматив бюджетных расходов на обучение и воспитание одного учащегося в учреждениях, составляющий не менее 190 тыс. руб. в год. Все перечисленные нормативы бюджетных расходов на обучение и воспитание в различных образовательных учреждениях выполняются в полном объеме. Культура В области культуры установлен 1 государственный социальный стандарт – бюджетная обеспеченность расходов в расчете на одного человека (1,5 базовой величины), в том числе 1,3 – за счет бюджетного финансирования и 0,2 – за счет оказания платных услуг. За 9 месяцев 2006 г. расходы на культуру составили по республике 1,5 базовой величины; в том числе в Брестской, Гомельской и Минской областях – 1,3 базовой величины; Гродненской и Могилевской – 1,4; Витебской – 1,6; по г. Минску – 2,1 базовой величины. По итогам года, в соответствии с уточненными планами бюджетного финансирования и прогнозными расчетами объемов платных услуг, указанные расходы составят 2,1 базовой величины в расчете на 1 жителя в среднем по республике, в том числе за счет средств бюджета – 1,8, платных услуг – 0,3 базовой величины. Выполнение данного социального стандарта позволило улучшить материально-техническую базу учреждений культуры, оптимизировать их сеть, активизировать работу по развитию новых форм работы с населением и расширению видов платных услуг культуры. В рамках реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 гг. в январе–августе 2006 г. на культуру израсходовано 93,75 млрд. руб. (расходы за счет средств местных бюджетов составили 93,58 млрд. руб., в том числе в агрогородках – 15,69 млрд. руб.). Эти средства были направлены на обеспечение деятельности сельских учреждений культуры (92,23 млрд. руб.), выполнение мероприятий по открытию новых типов учреждений культуры, компьютеризации библиотек, формированию сети мобильных учреждений культуры для обслуживания жителей малонаселенных пунктов – 1,35 млрд.руб. Связь В области связи утверждены 4 государственных социальных стандарта. В настоящее время они внедрены в полном объеме как в целом по республике, так и в регионах. Плотность телефонных аппаратов на 100 человек в районах – 27 и в областных центрах – 31. Благодаря реализации этого норматива, к 01.10.2005 г. 85% семей в районах и более 85% в областных центрах были обеспечены телефонами. По состоянию на 01.10.2006 г. стандарт был перевыполнен, так как в отрасли продолжалась работа по плановому расширению местных телефонных сетей и удовлетворению имеющихся на учете заявлений на установку телефона. За январь–сентябрь 2006 г. было введено в эксплуатацию 225 тыс. номеров АТС и установлено свыше 50 тыс. телефонов, что позволило обеспечить их плотность на 100 человек во всех областных центрах 37 и более, при нормативе 31 и во всех районах республики – 28 и более, при нормативе 27. Плотность таксофонов на 1 000 человек в районах – 1. Для реализации этого норматива за период с 30.05.2003 г. по 01.10.2005 г. было установлено 965 универсальных телефонов-автоматов. Обеспечена предусмотренная социальным стандартом 100-процентная телефонизация фельдшерско-акушерских пунктов. Частота доставки почты в районах – 1 раз в день не менее 5 дней в неделю и в областных центрах – 1–2 раза в день 6 дней в неделю. Согласно установленному нормативу, сельские отделения почтовой связи предоставляют услуги ежедневно, кроме воскресенья и понедельника, городские отделения почтовой связи – ежедневно, кроме воскресенья. В воскресные и праздничные дни во всех областных и практически во всех районных центрах организована работа дежурных отделений почтовой связи. Внедрение государственных стандартов позволяет более полно удовлетворить потребности населения, сделать жизнь комфортнее. Государство заботится о том, чтобы каждый житель республики имел возможность беспрепятственно воспользоваться системой связи во всех ее вариантах. Физическая культура и спорт С целью развития массовой физической культуры и спорта выполняется 1 стандарт – норматив бюджетной обеспеченности расходов в расчете на одного жителя: по бюджетам областей – не менее 0,25 базовой величины (7 750 руб.), города Минска – не менее 0,5 базовой величины (15 500 руб.). Средства направляются на проведение спортивных мероприятий, физкультурно-массовой и оздоровительной работы среди населения, на содержание специализированных учебно-спортивных учреждений, центров, спортивных сооружений и клубов. Государственные инвестиции в развитие физической культуры и спорта – это инвестиции в здоровье нации. В распоряжении граждан свыше 22 тыс. спортивных сооружений, в том числе 238 стадионов, 41 манеж, 13 катков с искусственным льдом, 6 610 спортивных залов и 237 плавательных бассейнов. Проведение различных мероприятий с участием населения всех возрастов является одной из основных форм физкультурно-оздоровительной работы. За 10 месяцев 2006 года в городах и районах республики проведено около 11,3 тыс. физкультурно-оздоровительных мероприятия, в которых приняли участие 1,5 млн. человек; свыше 1,2 тыс. фестивалей и праздников; 1,2 тыс. туристских мероприятий. Расходы местных бюджетов на выполнение социального стандарта по физической культуре и спорту за январь–сентябрь 2006 г. составили: в Брестской области – 0,22 базовой величины (88%) к установленному нормативу, Витебской – 0,45 (180%), Гомельской – 0,42 (168%), Гродненской – 0,51 (204%), Минской – 0,46 (184%), Могилевской – 0,40 (160%) и г. Минске – 0,45 (90%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, выступая на третьем Всебелорусском народном собрании, отметил: «Мы ставим и решаем задачи, достойные ХХI века. Но на какие бы грандиозные планы мы ни замахивались, в центре внимания – забота о простом человеке, достижение нового качества жизни… Ибо в процветании Родины – благополучие всех!». В этом контексте особое место отводится развитию и совершенствованию системы государственных минимальных социальных стандартов. Как подчеркнул Глава государства в своем Послании белорусскому народу и Национальному собранию, «даже там, где социальные стандарты доведены до установленного уровня, этот процесс не должен прекращаться. Важно сделать его непрерывным. Внедренный социальный минимум надо расширять и переводить на более высокий качественный уровень. Так мы сможем постоянно улучшать жизнь людей». Ход внедрения социальных стандартов постоянно освещается в средствах массовой информации. Во всех регионах республики в рамках работы информационно-пропагандистских групп в производственных коллективах и по месту жительства проводятся разъяснения хода внедрения нормативов государственных стандартов. Для информирования населения об оказываемых услугах в районах и регионах изданы справочники, содержащие перечень услуг, адреса и телефоны учреждений и индивидуальных предпринимателей. Организована наглядная агитация, созданы соответствующие стенды. Социальные стандарты в различных социальных сферах в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики». Информационно-аналитический центр
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-25; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.207.115 (0.016 с.) |