Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие № 1. Тема: спор и его типологические особенности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы к занятию: 1. Цель и формы проведения спора: организованные – неорганизованные, устные – письменные. 2. Виды спора: дискуссия, полемика, дебаты, диспут. Типологические признаки. 3. Доводы в споре: сильные, слабые, несостоятельные. 4. Полемические приемы. 5. Этические основы судебных прений.
Задание 1. Прочитайте текст № 8 (Приложение 1), найдите основные доводы, использованные автором. Оцените качество психологической (эмоциональной) аргументации исходя из вида речи. Выделите основные приемы создания эффекта диалогичности. Опираясь на текст и собственное понимание проблемы, составьте аргументы двух противоборствующих сторон, представленных автором. Задание 2. Прочитайте текст № 9 (Приложение 1), найдите и прокомментируйте приемы эмоционального воздействия. Задание 3. Оценить качество используемых аргументов в речи по делу Кителева (Н.Н. Ивакина. Основы судебного краасноречия: учебное пособие. – М.: Юрист, 2007. С. 380), найти случаи подмены тезиса. Задание 4. В речи адвоката В.Л. Россельса в защиту Семеновых (учебн. пособие Н.Н. Ивакиной «Основы судебного красноречия», речь В.Л. Россельса) найти (не менее 5), выписать, прокомментировать примеры воздействующей, манипулятивной речи. Задание 5. Оценить качество используемых аргументов в речи по делу Кителева (Н.Н. Ивакина. Основы судебного красноречия: учебное пособие. – М.: Юрист, 2007. С. 380), найти случаи подмены тезиса. Методические рекомендации по организации занятия, проводимого в интерактивной форме. Занятие проводится в форме круглого стола. Студентам предлагается обсуждение темы «Этические и юридические основы эвтаназии». Выбравшие позицию «за» или «против» обосновывают собственную точку зрения. Основным уловием аргументации является опора на «сильные доводы» (законодательные акты, статистические данные, историчесские факты, профессиональные мнения специалистов – врачей, юристов и т.д.). Итогом занятия должно стать коллективное решение, сформулированное на основе речей выступающих. Литература [*] Основная 1. Андреевский С.А. Судебные речи. М.: Юрайт. 2010. 371 с.* 2. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): учебн. пособие. М.: Юристъ. 2008. 455 с. * 3. Сергеич П. Искусство речи на суде. М.: Юрайт. 2010. 395 с.* 4. Трунов И.Л., Мельник В.В. Искусство речи в суде присяжных: учебно-практ. пособие. М.: Высшее образование. 2009. 664 с.* Дополнительная 1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: учебн. пособие. Ростов Н/Д: Феникс. 2006. 576 с. * 2. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: учеб. пособие. М.: Норма. 2008. 448 с. * 3. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать: учебн. пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС. 2002. 304 с. * 4. Кузнецов И.Н. Современная риторика: учебн. пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2003. 480 с. * 5. Порубов Н.И. Риторика: учебн. пособие. М.: Высшая школа. 2001. 384 с. * 6. Риторика для юристов: основы судебного красноречия: учебн.-практ. пособие / сост. Л.В. Поповская, О.В. Лисоченко. Ростов н/Д: Феникс. 2008. 574 с.* 7. Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. М.: Флинта: Наука. 2003. 176 с. * Интернет-ресурсы 1. http://lib.rus.ec/b/212009/read 2. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=40211 3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0. 4. http://www.cdo.tomsk.ru/seminary/sudebnaja-ritorika/
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов Структурно курс «Риторика» выстраивается как взаимодействие лекционного и практического материала. Изучение основных способов организации речи, условий ее эффективности осуществляется с опорой на оригинальные произведения известных судебных ораторов, представителей разных периодов развития судебного красноречия. Анализ предлагаемых текстов (заданий) с точки зрения выявления правил и особенностей построения речи определяет содержание практического занятия, основная цель которого – выработка коммуникативных компетенций порождения собственной речи. Для организации самостоятельной работы необходимо освоить лекционный материал, обращая особое внимание на темы: «Композиция судебной речи», «Логические основы речи», «Полемика как искусство убеждения». Основными источниками для подготовки самостоятельной работы являются: Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): учебн. пособие. М.: Юристъ. 2007; Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: учебн. пособие. Ростов Н/Д: Феникс. 2006. Также студент может опираться на интернет-ресурсы типа gramota.ru и т.д.
Организация самостоятельной работы студентов-бакалавров
Примерная тематика рефератов 1. Деловая риторика. Проведение деловых бесед и переговоров. 2. Невербальные средства общения. 3. Культура речи юриста. 4. Развитие риторики в России. 5. Развитие риторики на Западе. 6. Риторика и суд присяжных в России. 7. Культура спора. Национальные черты. 8. Условия успешного общения. 9. Полемические приемы и уловки. 10. Конфликт и способы его разрешения. 11. Речевой портрет судебного оратора. 12. Этические нормы в судебной риторике. 13. Языковые нормы в судебной речи.
Литература 1. Азбука делового общения. Встречи. Переговоры. Переписка. М., 1991. 2. Андреев В.И. Деловая риторика. Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства. Казань, 1993. 3. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: учебн. пособие. М., 2002. 4. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. М., 1998. 5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: учебн. пособие для вузов. Ростов н/Д., 2002. 6. Виноградова Т.Ю. Функционально-стилистические особенности публичной судебной речи. Воронеж, 1991. 7. Губаева Т.В. Словесность в юриспруденции. Казань, 1995. 8. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). М., 2003. 9. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: учебн. пособие. М.: Норма. 2008. 10. Ивакина Н.Н. Юристу о нормах правописания: практ. пособие. М., 2009. 11. Кузнецов И.Н. Современная риторика: учебн. пособие. М., 2003. 12. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной, Е. Н. Ширяева, М., 2001. 13. Минеева С.А. Полемика – диспут – дискуссия. М., 1990. 14. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996. 15. Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996. 16. Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991. 17. Пиз А. Язык жестов. Что могут рассказать о характере и мыслях человека его жесты. Пер. с англ. Воронеж, 1992. 18. Рогачевский Л.А. О речевом портрете юриста // Правоведение. № 6, 2008. 19. Руднев В.Н. Культура и речевой этикет работника судебной системы. М., 2009. 20. Трунов И.Л., Мельник В.В. Искусство речи в суде присяжных. М., 2009.
Методические рекомендации по выполнению работы. Реферат должен отражать понимание студентом темы и основной проблематики реферируемых источников, в качестве которых могут выступать не только указанные в списке (Литература), но и выбранные самостоятельно. Также самостоятельная работа по реферированию должна отражать умение студента самостоятельно определить проблемное содержание выбранной для реферата темы, умение сопоставлять информацию из разных источников, обосновать собственную точку зрения на рассматриваемое речевое явление, например, спор и его значение (проявление) в жизни современного общества. Объем реферата – 8-10 печатных листов (А 4, кегль 14). Примеры контрольных заданий Вариант № 1 1. Теоретические вопросы: ü Развитие риторики в России, на Западе. Восточная традиция риторического мастерства (на данный вопрос дайте развёрнутый ответ)[i]. ü Логические основы судебной речи. Композиция судебной речи. Этические основы судебной речи. Техника речи (тезисы)[ii]
2. Практические задания: ü Проведите риторический анализ текста на примере речи одного из дореволюционных юристов (Громницкий М.Ф. Обвинительная речь по делу о бывшем студенте Данилове) [iii] ü Определите род и вид речи, докажите свое предположение (Текст № 1.С. 30 – 32)[iv] ü Используя данные слова, составьте небольшое приветствие первокурсникам-будущим учителям. Глубокое знание, требования, профессионализм, современный юрист, незаурядные способности, порядочность, образ жизни, уважение. Вариант № 2 1. Теоретические вопросы: ü Деловая риторика. Проведение деловых бесед и переговоров(на данный вопрос дайте развёрнутый ответ)1. ü Логические основы судебной речи. Композиция судебной речи. Этические основы судебной речи. Техника речи (тезисы) 2
2. Практические задания: ü Проведите риторический анализ текста на примере речи одного из дореволюционных юристов (Александров П. А. речь в защиту Засулич)3 ü Определите род и вид речи, докажите свое предположение (Текст № 4.С. 33)4 ü Вам нужно сообщить о новогоднем вечере: а) напишите объявление в деловом стиле; б) напишите объявление веселое, с чувством юмора. Вариант № 3 1. Теоретические вопросы: ü Культура спора. Национальные черты(на данный вопрос дайте развёрнутый ответ)1. ü Логические основы судебной речи. Композиция судебной речи. Этические основы судебной речи. Техника речи (тезисы)2.
2. Практические задания: ü Проведите риторический анализ текста на примере речи одного из дореволюционных юристов (Кони А. Ф. Обвинительная речь по делу об утоплении крестьянки Емельяновой её мужем)3 ü Определите род и вид речи, докажите свое предположение (Текст № 2. С. 32 – 33)4 ü Составьте предложения со значением предупреждения или информационного сообщения. Используйте следующие слова: ядовитый, смертельный, заразный, опасный, неисправный, желательный, обязательный, необходимый, губительный, вредный, полезный, ответственный. Вариант № 4 1. Теоретические вопросы: ü Невербальные средства общения(на данный вопрос дайте развёрнутый ответ)1. ü Логические основы судебной речи. Композиция судебной речи. Этические основы судебной речи. Техника речи (тезисы)2.
2. Практические задания: ü Проведите риторический анализ текста на примере речи одного из дореволюционных юристов (Плевако Ф.Н. Речь в защиту Качки)3 ü Определите род и вид речи, докажите свое предположение (Текст № 8.С. 40 – 41)4 ü Выступление на общественно-политическую тему: «Платным или бесплатным должно быть обучение?» Вариант № 5 1. Теоретические вопросы: ü Правила ведения дискуссий и споров.Полемические приемы и уловки(на данный вопрос дайте развёрнутый ответ)1. ü Логические основы судебной речи. Композиция судебной речи. Этические основы судебной речи. Техника речи (тезисы)2.
2. Практические задания: ü Проведите риторический анализ текста на примере речи одного из дореволюционных юристов (Спасович В.Д. Речь в защиту Дементьева)3 ü Определите род и вид речи, докажите свое предположение (Текст № 6.С. 34 – 37)4 ü Используя данные словосочетания, подготовьте сообщение на тему «Юридическая ошибка». (Грубая ошибка, серьезный, вопрос, ответственность, важный момент, требовательное наказание). 1[*]Список рекомендуемой литературы см. в УМК:Ермоленкина Л. и., Савельева н. в. Риторика. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения (специальность 030501 (65) «Юриспруденция»). – Томск, 2010. – С. 23 – 24. 2[*]По учебнику: Ивакина Н. Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): Учеб.пособие / Н.Н. Ивакина. – М.: Юристъ,2007. 3[*]Ивакина Н. Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): Учеб.пособие / Н.Н. Ивакина. – М.: Юристъ,2007 – с. 212 – 330). 4[*]Ермоленкина Л. и., Савельева н. в. Риторика. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения (специальность 030501 (65) «Юриспруденция»). – Томск, 2010. – С. 30 – 48. Пример тестового задания для рубежного контроля
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 742; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.107.223 (0.011 с.) |