Современное состояние отечественной риторики и публичного дискурса 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современное состояние отечественной риторики и публичного дискурса



Нельзя сказать, чтобы рост интереса к риторике, присущий нашему времени, не имел социальных корней. Ведь на протяжении веков Европу терзали религиозные, гражданские и межнациональные войны. Но после разгрома нацизма почти полвека на ее территории царил мир, а риторические доводы особенно сильны, когда молчит оружие. И все же расцвет риторики имеет свои, более важные причины.

Риторика в России переживает подъем с конца 90-х гг. главным образом в открытии работ проф. Рождественского (Рождественский 1996, 1997), создавшего школу риторических исследований, и проф. Волкова (Волков 2001), известного работами по христианской гомилетике.

Риторика развивается в рамках педагогической сферы – появляются работа А.А. Леонтьева по психологии педагогического общения (1974) и работы М.Р. Львова.

Риторика развивается сегодня и как судебное направление (Ивакина 2001), известны работы общества по судебной экспертизе речи. Созданы учебники по риторике для юристов (Порубов 1999), что особенно актуально в связи с введением суда присяжных, состязательностью процесса. Н.И. Порубов так определяет предмет юридической риторики: «Предметом юридической риторик как частной прикладной риторики является речь – инструмент и средство правоприменительной деятельности» (Порубов 2002: 15). Многочисленны изданные сборники речей русских юристов.

В последние годы в нашей стране развивается такое направление как«политическая риторика». Она представлена работами проф. Н.А. Купиной, проф. А.П. Чудинова и др.

Культурологический компонент риторики представлен именами Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова (Верещагин 1983, Костомаров 1994), Р.А. Будагова (2000). К риторике примыкает исследование актуальных проблем речевой культуры (исследования В.Г. Костомарова, Л.И. Скворцова, Ю.А. Бельчикова, И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталя, М.В. Горабневского, К.С. Горбачевича).

Коммерческая и деловая риторика представлена в ряде работ (Зарецкая 1998, Анисимова, Гимпельсон 2002). Выходят пособия по деловому письму, документоведению (Андрюшкин 2000, Тейлор 2002).

Развивается психологическое направление в риторике, по принципам исследования психологии общения. Многие риторики подчеркивают игровой начало в обучении эффективной речи, роль тренинга (Александров 1999, Вагапова 1999, Далецкий 1996, Основы публичной речи 2000).

Теоретическое риторическое направление исследований представлено многими именами: С.С. Аверинцевым (2000), Д.Н. Александровым (1999), Т.В. Анисимовой и Е. Г. Гимпельсон (Анисимова, Гимпельсон 2002), Н.А. Безменовой (1991), С.Ф. Ивановой (1992), Н.Н. Кохтевым (1994), О.И. Марченко (1994), Н. А. Михайличенко (1994), А.К. Михальской (1994) , А А.Мурашевым (1998),В.Н. Радченко (1991), О.А. Сычевым (1991), Т. Г. Хазагеровым (1994).

Одной из сфер, где чрезвычайно широко применяются риторические знания являются сферы паблик рилейшнз, психологии информационного противоборства и т.д.. Здесь на обширном современном материале возникают работы Г. Г. Почепцова. Исследуются пира и политическая психология (Королько 2000, Ольшанский 2001, 2003 Панарин 2001). Гражданская риторика представлена работами Гордина (2000), Граудиной (2001), Делягиной (2003), Ключевского (1993), Леонова (2002), Мухина (2000).

 

Модель риторического идеала

Идеал публичной речи связан с «золотыми» правилами риторики. Первое «золотое» правило риторики требует, чтобы оратор логично, умело и красочно доказывал в аудитории свои «тезисы».

Второе «золотое» правило риторики связано с формулой Цицерона: «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении. Второе «золотое» правило риторики снимает вопрос о «судьях». Извечный вопрос, связанный с контролем, оценкой, взаимопониманием, снимается этой формулой Цицерона. Оценка любого устного выступления, увязанная с мнением Цицерона, позволяет опираться не столько на собственные знания, свой опыт, личный вкус, внутренний голос рецензента, сколько на мнение человека, ставшего в риторике авторитетом.

Цицерон предъявляет к оратору пять требований: Оратор есть тот 1) кто любой вопрос (требование 1) изложит со знанием дела (требование 2), стройно (требование 3), изящно (требование 4) , с достоинством (требование 5).

Эти пять требований могут быть предъявлены к любой современной речи. Любая речь должна иметь стройную форму, «наружный вид, внешнее очертание», которое обусловлено её внутренним содержанием. Содержание – единство всех элементов целого, его свойств и связей, существующее и выражающееся в форме и неотделимое от нее.

Если ораторское искусство стройно, то оно и изящно. Можно анализировать каждый абзац, каждое предложение речи по всем пяти составляющим формулы Цицерона, а саму формулу считать руководством к действию при оценке выступления оратора.

Каждую свою мысль, каждое положение (тезис) оратор должен доказать своей аудитории. Обязательностью аргументации, доказательства тезис отличается от лозунга. Опытный оратор должен говорить так, чтобы его речь отличалась стройностью, изяществом, достоинством. План выступления должен быть подготовлен так, чтобы оно принесло максимум пользы и эстетического удовольствия для слушателей.

Несоблюдение трех «золотых» правил риторики приводит к тому, что на автора выступления (устного или письменного) персонаж, посчитавший себя оскорбленным, подает в суд и выигрывает судебный процесс.

Роды и виды риторики

В зависимости от содержания, цели и условий высказывания выделяются следующие роды красноречия: академическое, социально-политическое, судебное, социально-бытовое, духовное.

Каждый род красноречия может быть представлен как система языковых, стилистических, дискурсивных средств, обусловленный целью выступающего и условиями общения. Важной особенностью этих коммуникативных систем (родов речи) является подвижность границ. Особенно это касается академического и социально-политического красноречия. В каждом роде красноречия существует несколько видов. Все они могут быть представлены в следующей таблице:

 

Род речи Вид речи
    Академическая Лекция (вузовская, школьная)
Научный доклад
Научный обзор
Научное сообщение
Научно-популярная лекция
Судебная Прокурорская (или обвинительная)
Адвокатская (или защитительная)
    Социально-политическая Доклад (выступление) на конференции (собрании, заседании)
Парламентская
Митинговая
Военно-патриотическая
Дипломатическая
Агитаторская
Политическое обозрение
    Социально-бытовая Юбилейная
Приветственная
Застольная (тост)
Надгробная (поминальная)
Речь на приеме
Духовная (церковно-богословская) Слово (проповедь)
Официальная церковная

Академическое красноречие.

В речах, относящихся к этому роду, сообщаются новые или рассматриваются уже известные для слушателей факты, обобщаются проведенные исследования, результаты поисков, экспериментов, проявляются новые подходы к уже известным явлениям.

Судебное красноречие.

По мнению А.Ф. Кони, начиная со второй половины XIX в. сложились определенные типы русского обвинителя и русского защитника. Основные черты первого – спокойствие, отсутствие личного озлобления против подсудимого, опрятность приемов обвинения, чуждая к возбуждению страстей и искажению данных дела и, наконец, полное отсутствие лицедейства (в голосе, жесте, способе держать себя на суде). Идеального защитника А. Ф. Кони характеризует следующим образом: «Он не слуга своего клиента и не пособник ему в стремлении уйти от заслуженной кары правосудия. Он друг, он советник человек, который, по его искреннему убеждению, невиновен вовсе или вовсе не так и не в том виновен, как и в чём его обвиняют».

Судебная речь призвана оказать целенаправленное и эффективное действие на суд, способствовать формированию убеждения судей и присутствующих в зале суда граждан. В настоящее время доказательная сторона судебной речи приобретает гораздо бо́льшее значение, чем психологический анализ. Судебный процесс – это разбирательства гражданского или уголовного дела, исследование всех материалов, связанных с ним. Его конечная цель – вынести законный и обоснованный приговор.

Выяснить, доказать, убедить – три основные функции, определяющие форму и содержание судебной речи.

Социально-политическая речь.

Политическое красноречие не упоминается авторами русских риторик. Сравнительно высокого уровня достигло лишь военно-патриотическое искусство. Так известны обращения Петра I к своим воинам. Выдающимся оратором был А. В. Суворов. Со второй половины XVIII в. при Екатерине II выдвинулись дипломаты-ораторы Г. А. Потёмкин и Н. И. Панин, славившиеся мастерством дипломатической речи. Политические речи получили распространение с начала ХХ в. в среде революционеров. В годы революции 1917 г. И гражданской войны большое распространение получили митинго́вые речи. Парламентская речь зарождалась в 1906 – 1917 гг. при обсуждении политических вопросов Государственной думы, в состав которой входили разные сословия.

В наше время стремительно развивается митинговое и парламентское красноречие, в котором отражается столкновение различных суждений, борьба мнений – все это предполагает свои правила и этические нормы, связанные с дискуссионным направлением речи.

Социально-бытовая речь.

Исторически социально-бытовое красноречие оформилось как придворное красноречие (18 век), для которого было свойственно пристрастие к высокому слогу, пышным искусственным сравнениям и метафорам. В XIX в. пышность речи утрачивается.

Для речей подобного типа характерен свободный план изложения и освещение разных сторон событий и личности. Если предметом речи становится человек, то говорится только о его положительных сторонах.

Духовная (церковно-богословская) речь.

Это древний род красноречия, имеющий богатый опыт и традицию (с 988г, когда князь Владимир Святославович крестил Русь). В ней выделяют проповедь (слово), которое произносят с церковного амвона (места перед иконостасом или в другом месте для прихожан) и которая соединяется с церковным действием и официальную речь, адресованную самим служителям церкви или другим официальным лицам.

В духовных речах отражается интерес к внутреннему миру человека, источнику его дурных и хороших привычек духовное красноречие изучает специальная наука о христианском церковном проповедничестве – гомилетика.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.252.84 (0.008 с.)