Тема 1. История и современное состояние красноречия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. История и современное состояние красноречия.



РИТОРИКА

Учебно-методический комплекс

для студентов заочной формы обучения

направление подготовки 030900.62 – Юриспруденция

квалификация (степень) «Бакалавр»

 

Томск

Авторы:

Ермоленкина Л.И., кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия.

Костяшина Е.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия.

Савельева Н.В., старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия.

 

Рецензенты:

Усманова М.С., кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия.

Орлова О.В., кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку и литературе Томского государственного педагогического университета.

 

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» квалификация (степень) «Бакалавр».

Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия (протокол №14 от 28 июня 2012 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия (протокол №14 от 28 июня 2012 г.).

 

© Западно-Сибирский филиал РАП, 2012.

© Ермоленкина Л.И., Костяшина Е.А., Савельева Н.В. 2012.

Содержание

Введение 4

Объем дисциплины и виды учебной работы 6

Тематический план 6

Программа курса 6

Планы семинарских занятий 8

Методические рекомендации по изучению дисциплины и

организации самостоятельной работы студентов 9

Примерная тематика рефератов 12

Примеры контрольных заданий 14

Пример тестового задания для рубежного контроля 16

Литература 21

Задания для подготовки к зачету 22

Приложение 1. Тексты для анализа 23

Приложение 2. Правила произнесения ораторской речи 42

Приложение 3. Словарь терминов 46

Курс лекций 50


Введение

Учебно-методический комплекс «Риторика» предназначен для студентов-бакалавров заочной формы обучения и подготовлен в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы ФГОС ВПО (индекс ГСЭ.В.03). Он содержит организационно-методические рекомендации, общекультурные компетенции, программу, тематические планы, примерную тематику докладов и рефератов, обучающие задания, обобщающие задания, аттестационные задания, задания для самостоятельной работы, вопросы к зачёту, тестовые задания, список основной и дополнительной учебно-методической литературы.

При составлении учебно-методического комплекса учтены особенности изучения дисциплины студентами-бакалаврами заочной формы обучения.

Программа курса нацелена на формирование и развитие у будущего юриста комплексной компетенции профессионального речевого общения, представляющей собой совокупность знаний, умений, способностей, необходимых для установления межличностного контакта в социально-культурной и профессиональной сферах. В настоящее время компетенции специалиста в определенной области характеризуются не только профессиональными знаниями, навыками, умениями, но также развитыми социально-коммуникативными и собственно коммуникативными способностями, обеспечивающими креативный (творческий) уровень профессиональной деятельности.

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в разделе V «требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» отмечается, что выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- «способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8)».

Указанные выше виды компетенций формируются при изучении всех тем курса. Степень владения данными компетенциями проверяется с помощью контрольных заданий, самостоятельной работы, в процессе итогового зачета по данной дисциплине.

Общей целью изучения дисциплины «Риторика» является овладение студентами-бакалаврами филологическими и культурологическими знаниями, а также умением грамотного владения государственным языком Российской Федерации. Настоящий курс развивает коммуникативные способности в профессиональном общении юристов на основе владения нормами русского литературного языка. В процессе освоения этой дисциплины у студентов-бакалавров формируется понимание функциональных и изобразительно-выразительных возможностей русского языка и русской речи.

Виды учебных занятий курса – лекции и семинары.

Цель лекционной составляющей курса – познакомить студентов-бакалавров с базовыми теоретическими знаниями по предмету, категориальным аппаратом, лингвистическими понятиями и терминологией.

Семинарские занятия предназначены для отработки навыков применения полученных знаний на практике. В ходе этих занятий предполагается выполнение специальных упражнений, заданий, тестов, а также работа со словарями и справочной литературой.

Цель дисциплины – способствовать развитию коммуникативных умений будущего юриста в практике публичных выступлений.

Задачи курса:

1) учебная – научить студентов пользоваться ресурсами языка для достижения успешной, эффективной коммуникации;

2) образовательная – дать представление о системе взаимосвязанных методов риторической деятельности, сформировать представление о сущности основных риторических законов и принципах их практической реализации;

3) воспитательная – сформировать понимание ценности языка и речи как факта духовной культуры общества.

Требования к результатам освоения дисциплины.

Выпускник РАП должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

1. свободно владеть русским языком в его литературной форме, культурой речевого общения и нормами русского литературного языка;

2. ясно, точно, логично строить устную и письменную речь;

3. знать основы теории устной и письменной коммуникации и уметь их применять на практике;

4. владеть навыками деловой устной и письменной речи;

5. владеть навыками составления научных текстов с учетом специфики языка публичных выступлений в жанрах академического красноречия (лекция, доклад, устный реферат);

6. уметь пользоваться научной, справочной, методической литературой на русском языке;

7. владеть навыками практического использования системы функциональных стилей речи;

8. владеть методами и приемами обработки и трансформации различных типов и видов текстов (речевых произведений).

Согласно плану студенты должны выполнить 1 контрольную работу. Формой итогового контроля является зачет. Общая трудоёмкость дисциплины – 2 дидактические единицы.

 

Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по формам обучения
Заочная
Зачетные единицы – общая трудоемкость 2 з.е. – 72 ч.
Всего аудиторных занятий  
Лекции  
Практические занятия  
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС  
Контрольная работа  
Форма итогового контроля Зачет

 

Тематический план

№ п/п Разделы (темы) дисциплины Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинары С/р
1. История и современное состояние красноречия      
2. Композиция публичной речи      
3. Логические основы речи      
4. Полемика как искусство убеждения   (в интерактивной форме)  
5. Средства речевой выразительности      

Программа курса

Планы семинарских занятий

Примерная тематика рефератов

1. Деловая риторика. Проведение деловых бесед и переговоров.

2. Невербальные средства общения.

3. Культура речи юриста.

4. Развитие риторики в России.

5. Развитие риторики на Западе.

6. Риторика и суд присяжных в России.

7. Культура спора. Национальные черты.

8. Условия успешного общения.

9. Полемические приемы и уловки.

10. Конфликт и способы его разрешения.

11. Речевой портрет судебного оратора.

12. Этические нормы в судебной риторике.

13. Языковые нормы в судебной речи.

 

Литература

1. Азбука делового общения. Встречи. Переговоры. Переписка. М., 1991.

2. Андреев В.И. Деловая риторика. Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства. Казань, 1993.

3. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: учебн. пособие. М., 2002.

4. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. М., 1998.

5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: учебн. пособие для вузов. Ростов н/Д., 2002.

6. Виноградова Т.Ю. Функционально-стилистические особенности публичной судебной речи. Воронеж, 1991.

7. Губаева Т.В. Словесность в юриспруденции. Казань, 1995.

8. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). М., 2003.

9. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: учебн. пособие. М.: Норма. 2008.

10. Ивакина Н.Н. Юристу о нормах правописания: практ. пособие. М., 2009.

11. Кузнецов И.Н. Современная риторика: учебн. пособие. М., 2003.

12. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной, Е. Н. Ширяева, М., 2001.

13. Минеева С.А. Полемика – диспут – дискуссия. М., 1990.

14. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996.

15. Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996.

16. Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.

17. Пиз А. Язык жестов. Что могут рассказать о характере и мыслях человека его жесты. Пер. с англ. Воронеж, 1992.

18. Рогачевский Л.А. О речевом портрете юриста // Правоведение. № 6, 2008.

19. Руднев В.Н. Культура и речевой этикет работника судебной системы. М., 2009.

20. Трунов И.Л., Мельник В.В. Искусство речи в суде присяжных. М., 2009.

 

Методические рекомендации по выполнению работы. Реферат должен отражать понимание студентом темы и основной проблематики реферируемых источников, в качестве которых могут выступать не только указанные в списке (Литература), но и выбранные самостоятельно. Также самостоятельная работа по реферированию должна отражать умение студента самостоятельно определить проблемное содержание выбранной для реферата темы, умение сопоставлять информацию из разных источников, обосновать собственную точку зрения на рассматриваемое речевое явление, например, спор и его значение (проявление) в жизни современного общества. Объем реферата – 8-10 печатных листов (А 4, кегль 14).

Примеры контрольных заданий

Вариант № 1

1. Теоретические вопросы:

ü Развитие риторики в России, на Западе. Восточная традиция риторического мастерства (на данный вопрос дайте развёрнутый ответ)[i].

ü Логические основы судебной речи. Композиция судебной речи. Этические основы судебной речи. Техника речи (тезисы)[ii]

 

2. Практические задания:

ü Проведите риторический анализ текста на примере речи одного из дореволюционных юристов (Громницкий М.Ф. Обвинительная речь по делу о бывшем студенте Данилове) [iii]

ü Определите род и вид речи, докажите свое предположение (Текст № 1.С. 30 – 32)[iv]

ü Используя данные слова, составьте небольшое приветствие первокурсникам-будущим учителям. Глубокое знание, требования, профессионализм, современный юрист, незаурядные способности, порядочность, образ жизни, уважение.

Вариант № 2

1. Теоретические вопросы:

ü Деловая риторика. Проведение деловых бесед и переговоров(на данный вопрос дайте развёрнутый ответ)1.

ü Логические основы судебной речи. Композиция судебной речи. Этические основы судебной речи. Техника речи (тезисы) 2

 

2. Практические задания:

ü Проведите риторический анализ текста на примере речи одного из дореволюционных юристов (Александров П. А. речь в защиту Засулич)3

ü Определите род и вид речи, докажите свое предположение (Текст № 4.С. 33)4

ü Вам нужно сообщить о новогоднем вечере: а) напишите объявление в деловом стиле; б) напишите объявление веселое, с чувством юмора.

Вариант № 3

1. Теоретические вопросы:

ü Культура спора. Национальные черты(на данный вопрос дайте развёрнутый ответ)1.

ü Логические основы судебной речи. Композиция судебной речи. Этические основы судебной речи. Техника речи (тезисы)2.

 

2. Практические задания:

ü Проведите риторический анализ текста на примере речи одного из дореволюционных юристов (Кони А. Ф. Обвинительная речь по делу об утоплении крестьянки Емельяновой её мужем)3

ü Определите род и вид речи, докажите свое предположение (Текст № 2. С. 32 – 33)4

ü Составьте предложения со значением предупреждения или информационного сообщения. Используйте следующие слова: ядовитый, смертельный, заразный, опасный, неисправный, желательный, обязательный, необходимый, губительный, вредный, полезный, ответственный.

Вариант № 4

1. Теоретические вопросы:

ü Невербальные средства общения(на данный вопрос дайте развёрнутый ответ)1.

ü Логические основы судебной речи. Композиция судебной речи. Этические основы судебной речи. Техника речи (тезисы)2.

 

2. Практические задания:

ü Проведите риторический анализ текста на примере речи одного из дореволюционных юристов (Плевако Ф.Н. Речь в защиту Качки)3

ü Определите род и вид речи, докажите свое предположение (Текст № 8.С. 40 – 41)4

ü Выступление на общественно-политическую тему: «Платным или бесплатным должно быть обучение?»

Вариант № 5

1. Теоретические вопросы:

ü Правила ведения дискуссий и споров.Полемические приемы и уловки(на данный вопрос дайте развёрнутый ответ)1.

ü Логические основы судебной речи. Композиция судебной речи. Этические основы судебной речи. Техника речи (тезисы)2.

 

2. Практические задания:

ü Проведите риторический анализ текста на примере речи одного из дореволюционных юристов (Спасович В.Д. Речь в защиту Дементьева)3

ü Определите род и вид речи, докажите свое предположение (Текст № 6.С. 34 – 37)4

ü Используя данные словосочетания, подготовьте сообщение на тему «Юридическая ошибка». (Грубая ошибка, серьезный, вопрос, ответственность, важный момент, требовательное наказание).

1[*]Список рекомендуемой литературы см. в УМК:Ермоленкина Л. и., Савельева н. в. Риторика. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения (специальность 030501 (65) «Юриспруденция»). – Томск, 2010. – С. 23 – 24.

2[*]По учебнику: Ивакина Н. Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): Учеб.пособие / Н.Н. Ивакина. – М.: Юристъ,2007.

3[*]Ивакина Н. Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): Учеб.пособие / Н.Н. Ивакина. – М.: Юристъ,2007 – с. 212 – 330).

4[*]Ермоленкина Л. и., Савельева н. в. Риторика. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения (специальность 030501 (65) «Юриспруденция»). – Томск, 2010. – С. 30 – 48.

Пример тестового задания для рубежного контроля

 

Логос – это категория речи

1) этическая

2) эмоционально-волевая

3) интеллектуальная

4) практическая

Эмоционально-художественных

1) научных

2) агитационных

3) юридических

4) публицистических

Литература

Основная

1. Андреевский С.А. Судебные речи. М.: Юрайт. 2010. 371 с.[†]

2. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): учебн. пособие. М.: Юристъ. 2008. 455 с.*

3. Карабчиевский Н.П. Судебные речи. М.: Юрайт. 2010. 564 с. *

4. Сергеич П. Искусство речи на суде. М.: Юрайт. 2010. 395 с. *

5. Судебные речи известных русских юристов: сборник. М.: Юрайт. 2010. 695 с. *

6. Трунов И.Л., Мельник В.В. Искусство речи в суде присяжных: учебно-практ. пособие. М.: Высшее образование. 2009. 664 с.*

 

Дополнительная

1. Аватеева Н.О. Язык вражды в современной российской прессе: гендерный аспект // Речевая агрессия в современной культуре: Сборник научных трудов Челябинского гос. университета. Челябинск, 2005.

2. Агрессия в языке и речи. Сборник научных статей под рук. И.А. Шаронова М., 2004.

3. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика: учебн. пособие. М.: Флинта: Наука, 2007.

4. Бринев К.Н. Теоретическая лингвистика и судебная лингвистическая экспертиза. Барнаул, 2009.

5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: учебн. пособие. Ростов Н/Д: Феникс. 2006. 576 с. *

6. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: учебн. пособие. М.: Норма. 2008. 448 с. *

7. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать: учебн. пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС. 2002. 304 с. *

8. Кузнецов И.Н. Современная риторика: учебн. пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2003. 480 с. *

9. Осадчий М. Правовой самоконтроль оратора. М.: Альпина Бизнес Букс. 2007. 316 с. *

10. Порубов Н.И. Риторика: учебн. пособие. М.: Высшая школа. 2001. 384 с. *

11. Риторика для юристов: основы судебного красноречия: учебн.-практ. пособие / сост. Л.В. Поповская, О.В. Лисоченко. Ростов н/Д: Феникс. 2008. 574 с. *

12. Риторика: учебн.-метод. комплекс для студ. очн. и заочн. форм обучения / Л.И. Ермоленкина, Н.В. Савельева. Томск: Западно-Сибирский филиал РАП. 2007. 43 с. *

13. Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. М.: Флинта: Наука. 2003. 176 с. *

14. Сергеич П. Искусство речи на суде. М.: Юрайт. 2010. 395 с. *

15. Сковородников А.П. Вопросы экологии русского языка: Учебн. пособие. Красноярск, 1993. *

16. Трунов И.Л., Мельник В.В. Искусство речи в суде присяжных: учебно-практ. пособие. М.: Высшее образование. 2009. 664 с. *

17. Цена слова: из практики лингвистических экспертиз текстов СМИ в судебных процессах по защите чести, достоинства и деловой репутации / Гильдия лингвистов – экспертов. Фонд защиты гласности [авт. Составитель А.Н. Баранов]. М: Галерея, 2002.

 

Задания для подговки к зачёту

1. Классический зачет. Вопросы см. С. 31 (теория) + с. 25 (практические задания) + знать термины С. 38.

 

  Вопрос Источник
1. Риторика как наука. Возникновение риторики. История судебного красноречия Лекция + Тема 2, с.42 – 55
2. Роды и виды ораторской речи. Лекция
3. Судебная речь как жанр ораторского искусства Т.1, с. 12 – 21.
4. Коммуникативные качества судебной речи Т. 1, с. 22 – 39.
5. Назначение и отличительные черты судебной речи Т.2, с. 55 – 62
6. Монолог и диалог в судебной речи Т. 2, с. 62 – 68.
7. Судебная речь и её соотнесённость с книжно-письменными стилями Т.2, с. 68 – 75.
8. Убедительность судебной речи. Т. 3, с. 78 – 87.
9. Логичность речи. Типичные логические ошибки Т. 3, с. 87 - 98
10. Речевые средства взаимодействия Т. 3, с. 98 - 117
11. Композиция судебной речи Т. 4, с. 122 – 142.
12. Специфика профессиональной речи. Клише и штампы Т. 4, с. 142 – 145.
13. Этика речевого поведения судебного оратора Т. 5, с. 148 - 158
14. Интонация Т. 6, с. 160 - 179
15. Устный характер судебной речи Т. 7, с. 185 – 194.
16. Невербальные средства общения Лекция
17. Специфика русского речевого этикета Лекция
18. Научный стиль, его особенности Лекция
19. Официально-деловой стиль, его особенности Лекция
20. Публицистический стиль, его особенности Лекция
21. Художественный стиль, его особенности Лекция
22. Разговорно-бытовой стиль, его особнности Лекция

Ответ по теоретическому вопросу №1 из контрольной работы

Полуавтоматический зачет:

1. Творческое задание

2. Ответ по теоретическому вопросу №1 из контрольной работы

 


Приложение 1. Тексты для анализа

Текст № 1

Формат конференции дает мне возможность избежать «излишнего политеса» и необходимости говорить округлыми, приятными, но пустыми дипломатическими штампами. И если мои рассуждения покажутся нашим коллегам излишне полемически заостренными, либо неточными, я прошу на меня не сердиться – это ведь только конференция.

Известно, что проблематика международной безопасности много шире вопросов военно-политической стабильности. Это устойчивость мировой экономики, преодоление бедности, экономическая безопасность и развитие межцивилизационного диалога.

Такой всеобъемлющий, неделимый характер безопасности выражен и в ее базовом принципе: «безопасность каждого – это безопасность всех». Как сказал еще в первые дни разгоравшейся Второй мировой войны Франклин Рузвельт: «Где бы ни был нарушен мир, мир повсюду оказывается в опасности и под угрозой».

Эти слова продолжают сохранять актуальность и сегодня. Всего лишь два десятилетия назад мир был идеологически и экономически расколот, а его безопасность обеспечивали огромные стратегические потенциалы двух сверхдержав. Глобальное противостояние отодвигало на периферию международных отношений и повестки дня крайне острые экономические и социальные вопросы. И как всякая война – «война холодная» оставила нам и «неразорвавшиеся снаряды» – идеологические стереотипы, двойные стандарты, иные шаблоны блокового мышления. Предлагавшийся же после «холодной войны» однополярный мир – тоже не состоялся.

Однако что же такое однополярный мир? Это мир одного хозяина, одного суверена. И это в конечном итоге губительно не только для всех, кто находится в рамках этой системы, но и для самого хозяина, потому что разрушает его изнутри. И это ничего общего не имеет, конечно, с демократией. Потому что демократия – это, как известно, власть большинства, при учете интересов и мнений меньшинства.

Считаю, что для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна. И не только потому, что при единоличном лидерстве в современном – именно в современном мире – не будет хватать ни военно-политических, ни экономических ресурсов. Но что еще важнее – сама модель является неработающей, так как в ее основе нет и не может быть морально-нравственной базы современной цивилизации.

Вместе с тем все, что происходит сегодня в мире – это следствие попыток внедрения именно этой концепции в мировые дела – концепции однополярного мира. А какой результат?

Сегодня мы наблюдаем почти ничем не сдерживаемое, гипертрофированное применение силы в международных делах – военной силы – силы, ввергающей мир в пучину конфликтов.

Мы видим все большее пренебрежение основополагающими принципами международного права. Больше того – отдельные нормы, да, по сути – чуть ли не вся система права одного государства, прежде всего, конечно, Соединенных Штатов, перешагнула свои национальные границы во всех сферах: и в экономике, и в политике, и в гуманитарной сфере навязывается другим государствам. Ну, кому это понравится?

Доминирование фактора силы неизбежно подпитывает тягу ряда стран к обладанию оружием массового уничтожения. Больше того – появились принципиально новые угрозы, которые и раньше были известны, но сегодня приобретают глобальный характер, такие, как терроризм. Убежден, мы подошли к тому рубежному моменту, когда должны серьезно задуматься над всей архитектурой глобальной безопасности. И здесь надо отталкиваться от поиска разумного баланса между интересами всех субъектов международного общения. Тем более сейчас, когда «международный ландшафт» столь ощутимо и столь быстро меняется – меняется за счет динамичного развития целого ряда государств и регионов.

В этой связи серьезно возрастает роль многосторонней дипломатии. Открытость, транспарентность и предсказуемость в политике безальтернативны, а применение силы должно быть действительно исключительной мерой так же, как и применение смертной казни в правовых системах некоторых государств.

Сегодня же мы, наоборот, наблюдаем ситуацию, когда страны, в которых применение смертной казни запрещено даже в отношении убийц и других преступников – опасных преступников, идут на участие в военных операциях, которые трудно назвать легитимными. А ведь в этих конфликтах гибнут люди – сотни, тысячи мирных людей!

Но в то же время возникает вопрос: разве мы должны безучастно и безвольно взирать на различные внутренние конфликты в отдельных странах, на действия авторитарных режимов, тиранов, на распространение оружия массового уничтожения? Можем ли мы безучастно смотреть на то, что происходит? Есть ли у нас средства, чтобы противостоять этим угрозам? Конечно, есть. Достаточно вспомнить недавнюю историю. Ведь произошел же мирный переход к демократии в нашей стране? Ведь состоялась же мирная трансформация советского режима – мирная трансформация! И какого режима! С каким количеством оружия, в том числе ядерного оружия! Почему же сейчас, при каждом удобном случае нужно бомбить и стрелять? Неужели в условиях отсутствия угрозы взаимного уничтожения нам не хватает политической культуры, уважения к ценностям демократии и к праву.

Убежден, единственным механизмом принятия решений по использованию военной силы как последнего довода может быть только Устав ООН. И в этой связи я или не понял то, что было сказано совсем недавно нашим коллегой, министром обороны Италии, либо он выразился неточно. Я, во всяком случае, услышал, что легитимным применение силы может считаться только в том случае, если решение принято в НАТО или в Евросоюзе, или в ООН. Если он действительно так считает, то у нас с ним разные точки зрения. Или я ослышался. Легитимным можно считать применение силы только, если решение принято на основе и в рамках ООН. И не надо подменять Организацию Объединенных Наций ни НАТО, ни Евросоюзом. И когда ООН будет реально объединять силы международного сообщества, которые действительно могут реагировать на события в отдельных странах, когда мы избавимся от пренебрежения международным правом, то ситуация может измениться. В противном случае ситуация будет заходить лишь в тупик и умножать количество тяжелых ошибок. При этом, конечно, нужно добиваться того, чтобы международное право имело универсальный характер и в понимании, и в применении норм. Нельзя забывать, что демократический образ действий в политике обязательно предполагает дискуссию и кропотливую выработку решений.

(В.В. Путин, 2007 г.)

Текст № 2

Текст № 3

Долго я хранил молчание. Но не из-за страха. Мешала боль за друга. Пока существует сострадание, нет места клевете. Истина всегда торжествует.

(Марк Туллий Цицерон)

Текст № 4

Из поучения чадам

Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни права, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же Вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и уме своем, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что Ты нам дал, не наше, но Твое...

(Владимир Мономах)

Текст № 5

Текст № 6

«Новая заповедь Спасителя»

Итак, в четверг вечером на страстной неделе Господь вместе со своими учениками совершил пасхальную трапезу, которая в традиции Христианской церкви стала именоваться Тайной Вечерею. Название это не случайно, потому что именно во время этой пасхальной трапезы Господь таинственно своих учеников сделал соучастниками той жертвы, которую Он приносит Богу за грехи всего рода человеческого. Когда во время трапезы он преподал им хлеб и вино, указав на них, как на Тело и кровь свою, и когда ученики вкусили хлеба и вина, через это вкушение таинственно стали соучениками жертвы Спасителя, ибо причастились истинного Тела и истинной крови Христовой.

В конце трапезы произошел эпизод, который описали все четыре евангелиста. Правда, Матфей и Марк относят этот эпизод не к самой трапезе, а ко времени после трапезы. А Лука и Иоанн связывают его непосредственно с Тайной Вечерею. Для нас не важно, в какой момент произошло это событие, важно само событие.

В ответ на пламенную речь апостола Петра, в которой этот апостол сказал о готовности следовать за Христом даже до смерти, Господь предсказывает его отречение.

«Душу свою ты готов положить за меня? – спрашивает Учитель. – Уже сегодня, не пропоёт и петух трижды, как ты отречешься от меня».

Петру и другим апостолам это было, видимо, очень трудно понять, но Христос взором своим прозревал трагедию грядущей ночи и прозревал трагедию предательства Петра.

Закончив трапезу, спаситель с учениками своим направился на гору Елеонскую, по-русски – Масличную гору. Эта гора находится в предместье Иерусалима за потоком, который называется Кедронским потоком. Название горы происходит от того, что на её склонах до сих пор растут масличные деревья, маслины. Некоторые из них насчитывают более двух тысяч лет и относятся к тому времени, когда жил Господь Иисус Христос. Эти огромные старые деревья сохранились до нашего времени.

А вот во времена Спасителя там, на склонах этой горы, бы большой масличный сад, именуемый Гефсиманским садом. На склонах этой горы в тиши сада Господь любил отдыхать вместе со своими учениками, и каждый вечер почти во время страстной недели он отправлялся туда вместе со своими учениками. Пошел он и в четверг вечером на гору Елеонскую после совершения пасхальной трапезы.

Евангелист Иоанн в отличие от других Евангелистов помещает в повествование о вечере четверга страстной недели замечательную прощальную беседу Спасителя со своими учениками. Эта беседа началась в горнице, где проходила Тайная Вечеря, а закончилась перед тем, как перейти нужно было Спасителю и ученикам Кедронский поток, чтобы взойти на Масличную гору.

Эта замечательная беседа начинается с утверждения Спасителя о том, что пришел его час Его славы: «Ныне прославился сын человеческий, и Бог прославился в нем».

О какой же славе Бога, о какой собственной славе говорит Спаситель? Что такое слова Спасителя? Что такое слава Божия? Ведь Господь накануне своих страданий, и эти страдания Он связывает с явлением Божией славы. А что же лежало в основе этих страданий? Почему Бог принимает образ человеческий, принимает плоть человеческую, соединяется со страданиями мира, и сам становится жертвой неправды? Почему Бог идет на страдания? Какая сила движет Им?

Только одна сила – сила любви к роду человеческому. Поэтому явление Божией славы – это явление любви Бога к людям. Именно поэтому, свидетельствуя о то, что наступил час Его славы, Господь сразу переходит к другой теме, к теме любви.

Обращаясь к ученикам, он говорит: «Заповедь Новую даю вам: да любите друг друга, как я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой».

Когда в свое время мы разбирали с вами Нагорную Проповедь Спасителя, то я говорил о том, что в Заповедях Блаженств, составляющих сердцевину той Нагорной Проповеди, Спаситель уже высоко-высоко поднял планку нравственных требований по отношению к тому уровню, который был отмечен десятью заповедями, полученными Моисеем на горе Синай от Бога. А вот в этих словах планка подымается еще выше: «Заповедь Новую даю вам: да любите друг друга».

По сути это ведь не новая Заповедь. Уже в Ветхом Завете Господь говорил: «Любите ближнего своего, как самого себя», и слушатели Спасителя прекрасно знали о том, что Заповедь любви уже дана была в Ветхом Завете.

Почему же Он называет эту Заповедь Новой? Да потому, что эта Заповедь поставляется Спасителем в центр нравственных требований, в центр всей системы нравственных и духовных координат, в которых должно жить человечество.

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой». То есть любовь друг к другу есть отличительная особенность, самая важная характерная черта, отличающая христианина от нехристианина: будете любить друг друга, иметь такую любовь, будете Моими учениками.

Каждый знает, как тяжело любить по-настоящему. Той любовью, которую требует от нас Господь, любить близких, самых близких родных людей и то трудновато. Когда все хорошо и просто, мы вроде как и любим друг друга. А вот началась пора неудач, болезней, а сохрани Бог, каких-то несчастных случаев, и как часто эти внешние физические обстоятельства жизни вдруг подрывают любовь, ибо любовь исчезает, как облако под натиском ветра.

Любить трудно, любить очень трудно, что означает – иметь огромную внутреннюю силу. Откуда же такая сила? И как бы помогая ученикам ответить на этот вопрос, Спаситель тут же и говорит: «Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога и в Меня веруйте!». Он связывает нравственное требование о любви к ближнему с верой в Бога, с верой в Него.

Нужно сказать, что многие из наших современников вот этой связи между нравственностью и верой не сознают, не видят, не понимают. Некоторые считают, что нравственность может быть совершенно автономна от веры. И часто в быту можно встретиться с таким утверждением: «Ну совсем не обязательно верить, чтобы быть хорошим человеком. Вот мой сосед, неплохой человек, а ни в какого Бога не верит». И когда церковь настаивает на том, что есть некая внутренняя органическая весьма значительная связь между нравственностью и верой, то нередко такую проповедь отвергают, от нее отмахиваются.

И вот почему это происходит. Дело в том, что в утверждении о том, что не обязательно верить, чтобы быть нравственным человеком, есть доля правды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.128 с.)