Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика.-Р-на-Дону, 2004. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика.-Р-на-Дону, 2004.



Тема 1. Понятие, предмет, метод и структура риторики. Риторическое искусство как социальное явление. Виды и роды ораторского искусства

(4 часа)

Вопросы для самоконтроля

1.Каковы предпосылки зарождения риторики?

2.В чем состоит основная задача древнегреческого ораторского искусства?

3.Назовите известных вам теоретиков красноречия.

4.Какие качества вы отнесли бы к «природным дарованиям» оратора?

5.Согласны ли вы, что обучение по вузовским дисциплинам формирует риторические навыки? Какие рекомендации преподавателей явились наиболее ценными для вас?

10.Назовите предмет и объект изучения юридической риторики.

11.В чем отличие делового общения от обыденного (неформального)?

12.Какие роды и виды красноречия вы знаете? Что лежит в основе их классификации?

13.Каковы особенности социально-политического красноречия?

14. Что такое академическое красноречие? Каковы его особенности?

15.Что такое судебное красноречие? Каковы его особенности?

16. Как вы понимаете социально-бытовое красноречие?

17. Что такое духовное (церковно-богословское) красноречие? Каковы его особенности?

 

Задания для самоконтроля

1). Используя словари и энциклопедии, («Русский язык. Энциклопедия» (М., 1998), «Языкознание. Большой энциклопедический словарь» (М. 1998), Ахманова О. С. «Словарь лингвистических терминов» (М., 1966), определите, что обозначают понятия, связанные с неориторикой: коммуникация, функциональный стиль, языковая политика, теория текста, психолингвистика.

2).Составьте таблицу, отражающую связи риторики с другими научными дисциплинами.

3).Подготовьте речь, рассчитанную на 3 минуты, о важности знаний по риторике, о необходимости умения говорить публично и выступите с ней в учебной группе.

4).Оцените качество вашей речевой эрудиции следующими параметрами:

а)состав прочитанной литературы (художественной, профессиональной);

б)наиболее авторитетные, «любимые» авторы и тексты.

5).Проанализируйте в хрестоматии речи Д. С. Лихачева и А. И. Солженицына, отметьте характерные особенности этих речей как социально-политического красноречия.

6).Проанализируйте речи А. А. Ухтомского и В. В. Виноградова, помещенные в УМК, отметьте характерные особенности этих речей.

 

Тема 2. История ораторского искусства. Развитие риторических традиций в России. Речевая деятельность как основа современной риторики.

(2 часа)

Вопросы для самоконтроля

1. Особенности античной риторики, основные черты. Назовите представителей античной риторики?

2. Расскажите о развитии риторических традиций в России. Каких ораторов России 19 века знаете?

3.Что понимается под риторическим термином «речевое взаимодействие»?

4. Как Библия оценивает роль слова в жизни общества?

5. Как понимается термин «речевое событие»?

6. Назовите основные признаки речевой ситуации.

7.Назовите виды речевой деятельности, их особенности?

8.Перечислите компоненты правовой коммуникации.

 

Задания для самоконтроля

 

1)Определите, какой у вас темп речи, прочитав за одну минуту стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...». Стремитесь выработать нормальный темп.

2)Произнесите фразу «Вам не интересно», обращенную к слушателям, не соблюдающим тишину, с разными интонациями: с гневом, с угрозой, с удивлением, порицанием, в виде просьбы, равнодушно, с обидой. Обратитесь к присутствующим: «Дамы и господа», выражая голосом чувства (равнодушно, торжественно, иронично, радостно, с просьбой).

3)Попробуйте произносить слова: «здравствуйте». «я слушаю вас», «добрый день», «добрый вечер», «приятно вас видеть», «привет», «алло» и подобные с максимальной доброжелательностью в голосе. Используйте для тренировки целый день.

4)Прочитайте строки К. С. Паустовского выразительно, находя в каждой фразе слово с логическим ударением, сделайте магнитофонную запись: «Чайковский садился за рояль. Сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом, как симфония.

Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту.

Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а ничего толком не сделано... Ни разу не удалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни. Он никогда не ждал вдохновенья. Он работал, работал... И вдохновенье рождалось в работе».

Комплекс упражнений речевой гимнастики составлен по рекомендациям С. Т. Никольской, содержащимся в работе «Техника речи» (М. 1978).

Тренировка речевого дыхания.

1) «Теплый воздух». Представьте себе, что у вас замерзли руки, - отогрейте их дыханием. Выдох должен быть ровным, медленным. Одну руку держите на животе.

2) «Свеча». Медленно дуйте на пламя. Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2 - 3 см и длиной 10 см.

3) «Свечи». На одном вдохе (без добора) погасите 3 свечи (4, 5... 10), разделив выдох на порции.

4) «Насос». Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед и возьмитесь за рукоятку воображаемого автомобильного насоса двумя руками. Начните накачивать воздух: выпрямляясь, делайте вдох, а наклоняясь, - выдох на звуке «ф».

5) «Пильщики». Возьмитесь вдвоем за руки крест - накрест. Правые руки - ваша пила, левые бревно. Один тянет на себя «пилу», имитируя на выдохе звук «з», другой берет пилу на себя: «с».

6) «Старт». Возьмите в руки часы с секундной стрелкой и начните вслух вести отсчет времени по секундам: «Десять! Девять... Один! Пуск!». Отсчет ведите громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании, без добора воздуха.

7) «Егорки». Распределите выдох на три порции, читая громко, равномерно текст, делайте паузу после каждого третьего (пятого, восьмого, одиннадцатого) «Егорки»: «Как на горке, на пригорке (вдох), стоят тридцать три Егорки (вдох): раз Егорка, два Егорка, три Егорки (вдох), четыре Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох) и т. д.

Голосовые упражнения.

1) «Баюканье». Вам предстоит убаюкать малыша тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: «м».

2) «Колокола». Имитируйте голосом звучание большого колокола: «бом - м - м! бим - м -м!, бам - м - м!», стараясь «тянуть» согласный. Изменяйте регистры: от низкого (бом) до высокого (бим) и среднего (бам).

3) Постепенно и плавно повышайте и понижайте голос, делайте его то громким, то тихим от начала до конца текста:

Раскинулось поле волнистою тканью

И с небом слилось темно - синюю гранью,

И в небе прозрачном щитом золотым

Блестящее солнце сияет над ним.

4)Если у вас чересчур тихий голос, то прочитайте громко клич глашатая из пьесы А. Н. Островского «Снегурочка» на открытом воздухе или в большом, шумном помещении:

Слушайте - послушайте,

Государевы люди,

Государеву волю!

Идите в красные ворота

На красный царский двор!

С красного двора в новы сени,

На частые ступени,

В дубовые двери,

В государевы палаты,

Суд судить, ряд рядить.

 

Тема 3. Судебный оратор. Культура судебного оратора и техника речи.

(4 часа)

Вопросы для самоконтроля

1. Особенности судебного ора­торского искусства.

2. Мастерство судебного оратора.

3. Значение ораторского искусства для юриста.

4. В чем вы видите этику речевого поведения оратора?

5. Что вы понимаете под языковой личностью судебного оратора?

6. Что представляет собой механизм голосообразования?

7. Особенности устной и письменной речи?

8. Что вы понимаете под техникой речи?

 

Задания для самоконтроля

1. Проанализируйте речь судебного оратора Обнинского П.Н. «Обвинительная речь по делу Качки».

Отметьте особенности языковых средств, построение концептуальной схемы высказывания оратора. (См. Приложение 1. – вопросы для анализа речи)

 

 

Тренировочные упражнения

 

1.Артикуляционные упражнения.

1)Широко открывая рот, четко произносите звуки и слоги:

-И, Э, А, О, У, Ы;

-Е, Я, Й, Ю;

-иа, эа, аа, оа, уа, ыа;

-еа, яа, йа, юа;

-Б - П, Г - К, Д - Т, В - Ф;

-АБ, АБИ, АБЭ, АБА, АБУ, АБЫ;

-БИБ - БИБ - БИП; БЭБ - БЭБ - БЭП;

БАБ - БАБ - БАП; БОБ - БОБ - БОП;

БУБ - БУБ - БУП; БЫБ - БЫБ - БЫП;

-ДА, ДИ, ДО, ДУ, ГА, ГИ, ГО, ГУ, ВА, ВИ,

ВО, ВУ, БА, БИ, БО, БУ;

-ша, шо, шу, ши,

шо, шу, ши, ше,

шу, ши, ше, ша,

ши, ше, ша, шо;

-ша, жа, жа, жа, ша,

шо, жо, жо, жо, шо,

ши, жи, жи, жи, щи,

ше, же, же, же, ше;

-С - З - З -...; ТР - Р..., ДР - Р...;

-ПТК, ПКТ, КТП

2)Читайте чистоговорки (фразы с неоднократно повторяющимися звуками или сочетаниями звуков):

Б-ык тупогуб, тупогубенький бычок; у быка бела губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет.

Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.

Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

В Чите течет Читинка.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.

3)Читайте скороговорки (они построены на сочетаниях слов, включающих звуки, требующие непрерывной перестройки речевого аппарата, смены артикуляций) сначала по слогам, затем, делая небольшие остановки перед каждым фонетическим словом, а после этого - убыстряя темп:

На дворе - трава, на траве - дрова;

не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Король - орел.

Либретто «Риголетто».

Прецедент с претендентом.

Константин констатировал.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

 

 

Тема 4. Предмет и тема судебной речи. Виды и цели судебных речей и их роль в осуществлении процессуальных функций

(4 часа)

Вопросы для самоконтроля

1. Черты судебной речи, отличающие ее от других видов публичной речи.

2.Каково назначение судебной речи?

3. Виды судебных речей, перечислите характерные особенности каждого вида.

4. Что представляет собой судебная аудитория?

5. Как привлечь внимание аудитории к своей речи?

6. Назовите основные виды речевого воздействия.

 

Задания для самоконтроля

1.Составьте предполагаемый портрет аудитории, перед которой вы хотели бы выступить с темой: «Профессия - адвокат».

2.Какие жесты используют телеведущие? Составьте, по результатам наблюдений, таблицу.

3.Используя фотографии оратора, определите какая у него «маска», выразительна ли его мимика.

4.Определите жанр, цель, композиционные особенности речи, использованные языковые изобразительные средства:

1) Дорогие, милые женщины! Каждый год наступающая весна дарит нам один из самых светлых, самых солнечных праздников - День 8 марта. Символично, что он сопряжен с началом пробуждения жизни, с прилетом первых птиц, с сиянием голубого неба. Словно сама природа хочет подчеркнуть светоносную значимость женского начала в судьбе каждого человека, всего народа.

Дорогие наши матери, сестры, жены, дочери и подруги! Без ваших бережливых и трудолюбивых рук, без ваших ясных душ и открытых сердец, без вашей извечной мудрости не могут состояться ни человек, ни дело, ни государство. Светолюбивы и светоносны вы - и вашим созидательным светом озарена вся жизнь на земле.

Так примите же в День 8 марта нашу искреннюю благодарность, наше признание в любви и наши сердечные поздравления!

От всей души желаем вам здоровья, любви, счастья, благосостояния! Верим, что никакие житейские невзгоды не омрачат вас в этот день и никогда! Будьте счастливы! С праздником!

(Выступление Главы администрации Ульяновской области Ю. Горячева // «Народная газета», № 44 - 45, 1997).

2) Дорогие выпускники! Преподаватели нашей кафедры социально - гуманитарных наук поздравляют вас со знаменательным событием - окончанием института, с вручением диплома, в котором высокую оценку получили ваши знания по общественным и гуманитарным дисциплинам. Мы радовались всегда вашим успехам, тому, что вы научились думать самостоятельно, глубоко осмысливать Человека. Его прошлое, настоящее и будущее, его культурные ценности, созданное им общество и экономику. Вы проделали огромный труд, поскольку Человек - сложнейший объект изучения. Мы надеемся, что вы все лучше и лучше будете понимать себя и других, развивать наше общество, повышать культуру социальных и экономических отношений в нем, возрождая традиции русской интеллигенции.

Тема 5. Методика и подготовка к судебному выступлению. Виды подготовки

(4 часа)

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите, из чего складывается классическая базовая структура речи?

2. Назовите основные виды вступлений, охарактеризуйте их.

3.Охарактеризуйте этапы подготовки к устному выступлению.

 

Задания для самоконтроля

1. Подготовьте план устного выступления на одну из тем на тему:

Этика судебного оратора.

Выразительные средства судебной речи

Особенности защитительной речи.

2.Проанализируйте речь судебного оратора Киселева Я.С. «Речь в защиту Туркина». (Приложение 2). Для анализа речи воспользуйтесь Приложением 1.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.036 с.)