Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, объект, цель изучения деловой риторикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С давних времен, наряду с академическим, духовным, дипломатическим, военным, общественно - политическим, социально - бытовым, судебным, выделяют деловое красноречие. В России X1X - начала XX веков существовали профессионально ориентированные риторики для политиков, юристов, офицеров. Традиция создания подобных руководств продолжается. В последние годы сформировалась самостоятельная область науки и практики - деловая риторика. Она является прикладным направлением общей риторики, ориентированном на оснащение бизнесменов и менеджеров правилами обращения со словом, невербальными средствами передачи информации. Деловая риторика - это наука и искусство убедительной и эффективной речи в различных видах (или жанрах) делового общения. В качестве объекта изучения данной дисциплины выступают устные и письменные жанры служебного контакта, такие, как доклад на собрании, переговоры, договор, заявление, приказ и т. д. Цель курса - овладение культурой деловой речи и общения, выработка собственного стиля служебных взаимоотношений, формирование имиджа. Для специалиста по управлению, коммерсанта достижение этой цели означает обретение важнейшего компонента профессиональной деятельности. Ли Якокка, выдающийся американский бизнесмен, замечал: «Это же стыдно, когда человек больших способностей не в состоянии понятно рассказать о своих замыслах, выступая перед советом директоров или соответствующим комитетом.... хорошему менеджеру нужно уметь слушать так же, как уметь говорить» [3, с. 60] Таким образом, речь, умение общаться, этикет выступают главными «орудиями» создания имиджа делового человека, т. е. самопрезентации, конструирования своего образа для других. Благородный образ гарантирует руководителю, предпринимателю половину успеха и постоянное удовлетворение от работы. Нельзя забывать, что гармоничное общение основано всегда на осознании важности для бытия и соблюдении этических норм, таких, как тактичность, деликатность, уважение чести и достоинства личности, справедливость. Интеллигентность как качество внутренней культуры - терпимое отношение к миру и к людям - неизменно отражается во внешнем поведении, проявляется в обаянии.
Деловое общение и его виды Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Известны «писаные» и «неписаные» нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность. Современный отечественный служебный этикет имеет интернациональные признаки, потому что его основы фактически заложены «Генеральным регламентом» Петра 1 (1720), в котором были заимствованы зарубежные идеи. Деловой этикет включает в себя две группы правил: 1) нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные); 2) установления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные). Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий. Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Главным средством официального общения выступает русский литературный язык. Обязательно соблюдение речевого этикета - разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых «формул», позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. (например, «здравствуйте», «будьте добры», «разрешите принести извинения», «счастлив познакомиться с Вами»). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик. Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса. Устные виды делового общения подразделяются на монологические и диалогические. К монологическим относятся: -приветственная речь; -торговая речь (реклама); -информационная речь; -доклад (на заседании, собрании). Жанры, основанные на диалоге, - это: -разговор; -беседы; -интервью; -переговоры; -дискуссия; -совещание (собрание); -пресс-конференция. Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и другие.[1]
ВОПРОСЫ 1.Каковы предпосылки зарождения риторики? 2.В чем состоит основная задача древнегреческого ораторского искусства? 3.Назовите известных вам теоретиков красноречия. 4.Чем отличаются понятия риторики в узком и широком смыслах? 5.Что сохранилось в неориторике от традиционной науки о красноречии? 6.Чем вызван ренессанс отечественной и зарубежной теории ораторского искусства в XX веке? 7.Какие качества вы отнесли бы к «природным дарованиям» оратора? 8.Согласны ли вы, что обучение по вузовским дисциплинам формирует риторические навыки? Какие рекомендации преподавателей явились наиболее ценными для вас? 9.Назовите предмет и объект изучения деловой риторики. 10.В чем отличие делового общения от обыденного (неформального)? 11.Назовите основные функции служебного этикета, проиллюстрируйте их существование примерами. 12.Как вы думаете, можно ли с помощью этикета «измерить» отношения между людьми: далекие или близкие, равные или неравные, дружеские или натянутые? ЗАДАНИЯ 1.Используя словари и энциклопедии, («Русский язык. Энциклопедия» (М., 1998), «Языкознание. Большой энциклопедический словарь» (М. 1998), Ахманова О. С. «Словарь лингвистических терминов» (М., 1966), определите, что обозначают понятия, связанные с неориторикой: коммуникация, функциональный стиль, языковая политика, теория текста, психолингвистика. 2.Составьте таблицу, отражающую связи риторики с другими научными дисциплинами. 3.Подготовьте речь, рассчитанную на 3 минуты, о важности знаний по риторике, о необходимости умения говорить публично и выступите с ней в учебной группе. 4.Оцените качество вашей речевой эрудиции следующими параметрами: а)состав прочитанной литературы (художественной, профессиональной); б)наиболее авторитетные, «любимые» авторы и тексты. 5.Главный постулат бизнесменов всего мира: «Хорошие манеры прибыльны». Поддерживаете ли вы эту точку зрения? Приведите аргументы. 6.Составьте небольшое выступление, цель которого - убедить слушателей, что соблюдение правил этикета создает престижный имидж интеллигентного человека. Для аргументации используйте приведенные высказывания: Манеры не пустяки, они плод благородной души и честности ума (А. Теннисон). Воспитанность - единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени (Ф.Честерфилд). Изящество в обращении лучше изящества форм; оно доставляет более наслаждения, чем картины и статуи; это самое изящное из всех изящных искусств (Р. Эмерсон). Ничто не ценится так дорого и ничто не обходится нам так дешево, как вежливость (Сервантес). Вежливость - это желание всегда встречать вежливое обращение и слыть обходительным человеком (Ларошфуко). Этикет - это разум для тех, кто его не имеет (Вольтер).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.Андреев В.И. Деловая риторика - М., 1995. 2.Аннушкин В.И. Риторика. - Пермь, 1994. 3.Античные риторики. Под ред. А. А. Тахо - Годи - М., 1978. 4.Апресян Г.З. Ораторское искусство. - 1978. 5.Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. - М., 1991. 6.Власова Л.В., Сементовская В. К. Деловое общение. - Л., 1980. 7.Граудина Л.К. О современной концепции отечественной риторики и культуре речи// Культура русской речи и эффективность общения. - М., 1996. 8.Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. - М., 1989. 9.Григорьева М.Ю. Нужно ли уметь мастерски говорить // Русская речь, 1994, № 1. 10.Кирсанова М. В., Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства. - М., 1998. 11.Кохтев Н.Н. Риторика. - М., 1994. 12.Львов М.Р. Риторика. - М., 1995. 13.Маккей Х. Как уцелеть среди акул. - М., 1991. 14.Николаева Т.Н., Илларионов С.И. Этикет и мы. - М., 1993. 15.Ораторы Греции. - М., 1985. 16.Панов М.И. Риторика от античности до наших дней (Вступительная статья)// Антология русской риторики. - М., 1997. 17.Снелл Ф. Искусство делового общения. - М., 1990. 18.Сухарев В.А. Этика и психология делового человека. - М., 1997. 19.Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989. 20.Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех. - М., 1993. 21.Шепель В.М. Имиджелогия. - М., 1997. 22.Якокка Л. Карьера менеджера. - М., 1991.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.207.11 (0.011 с.) |