Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деловой разговор и его виды.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Любой коллективный труд, сотрудничество начинаются, осуществляются и завершаются посредством разговоров. Они возникают, если в диалоге доминирует согласованность, если участники речевой коммуникации придерживаются так называемого принципа кооперации - основного правила эффективного общения. Но может образоваться и такое вопросно-ответное взаимодействие, в котором преобладает несогласие. Тогда возникают спор, дискуссия. Деловой разговор - вид межличностного служебного общения, предполагающий обмен информацией, взглядами, мнениями, направленный на конструктивное решение той или иной проблемы. По структуре, продолжительности, функциям различаем: 1.Собственно деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему. 2.Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений. 3.Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу. 4.Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения. В зависимости от наличия средств, опосредующих общение, можно выделить: 1.Контактный деловой разговор - непосредственный, «живой» диалог. 2.Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.
ЗАДАНИЯ 1.Предложите собственную классификацию видов делового разговора по признаку - количество участников общения (диалог - полилог). ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА Цель и задачи деловой беседы Основная цель деловой беседы - убедить партнера принять ваши конкретные предложения. Задачами беседы выступает получение служебной информации, взаимное общение работников одной сферы, совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов, контроль и координация начатых мероприятий, стимулирование трудовой активности. §2. Этапы подготовки и проведения деловой беседы Выделим 3 этапа подготовки и проведения данного вида речевого общения
Подготовка к проведению беседы начинается с предварительных мероприятий. Необходим четкий план - программа действия. Следует определить тему и цели обсуждения, оценить будущих участников общения и обстановку. Надо разработать стратегию достижения целей и тактику ведения беседы. Сбор материала - трудоемкое дело, но это важнейшая стадия работы по подготовке будущего контакта. Целесообразно сразу же дополнить собранные материалы собственными примечаниями, затем систематизировать информацию и написать тезисы. Рассмотрим структуру коммуникативного этапа. В начале беседы надо установить контакт с собеседником, создать рабочую атмосферу, привлечь внимание и интерес партнера. При первых словах встречи желательно улыбаться, сказать несколько приятных слов личного характера, пошутить или использовать сравнение для краткого изложения ситуации. Правильное начало беседы предполагает указание ее целей, задач, объявление последовательности рассмотрения вопросов. Сведения, с которыми вы хотите познакомить собеседников, надо представить кратко, точно и ясно, с указанием источников информации и подчеркиванием их надежности. Излагайте преимущества и последствия, вытекающие из приведенных фактов. В конце беседы необходимо сделать выводы из основных положений, сформулировать четко и лаконично основные идеи. Опытные деловые люди советуют оставлять в запасе один сильный аргумент на тот случай, если собеседник в момент принятия решений начнет колебаться. После окончания встречи делают письменную запись, фиксирующую цели, задачи, позиции сторон, достигнутые договоренности, вопросы. Указывают также дату и место проведения, продолжительность, фамилии, имена и отчества, должности присутствующих. Целесообразно проанализировать беседу, используя следующую схему: 1.Какова тема и цель беседы? 2.Удалось ли в начале разрядить атмосферу, установить психологический контакт? 3.Насколько доказательно изложены позиции? Какие аргументы, методы убеждения используются? 4.Вопросы каких типов прозвучали? 5.Как оспариваются ошибочные суждения? 6.В какой форме выражаются отказы? 7.Отказываются ли собеседники от своих суждений, если аргументация оппонента оказывается более убедительной? 8.Кто делает обобщающий вывод? 9.Какие решения приняты? 10.Можно ли назвать речь участников общения правильной и хорошей? 11.Какие средства языковой адресации, «формулы» приветствия и прощания употреблены? 12.Соблюдены ли пространственные нормы делового общения? 13.Установлен ли визуальный контакт? 14.Какие жесты используются? 15.К какому типу относятся собеседники (по классификации П. Мицича)? ВОПРОСЫ 1.Перечислите основные задачи деловой беседы. 2.Какими способами можно придать беседе доверительную тональность?
ЗАДАНИЯ 1.Разыграйте ситуацию. Вы - менеджер отдела по распространению учебной литературы. Убедите двоих собеседников стать вашими дилерами, учитывая, что одни из них - «почемучка», а другой - «трусишка». Ваша задача - поддержать «молчаливого». Попробуйте во время ответа на вопрос «разговорчивого» смотреть то на него, то на другого, неактивного собеседника. Не забывайте о правиле: если слушающих больше, чем 2, не следует реагировать на речь, направленную не к вам.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.Предраг М. Как проводить деловую беседу. - М., 1987. 2.Шкатова Л. А. У вас деловая встреча // Русская речь, 1983, № 4. 3.Эрнест О. Слово представляю вам. - М., 1988. ПЕРЕГОВОРЫ Цель и задачи переговоров Если в процессе общения возникают противоречия, то устранить их можно только 2 способами. Первый способ - негативный. Это конфликт. Второй - позитивный: переговоры. Без них было бы невозможно мирное сосуществование. Цель переговоров - путем совместного поиска заключить соглашение по какому - либо вопросу, достичь такого результата, которым все стороны были бы удовлетворены. Другими словами, это принятие взаимовыгодного решения, наиболее приемлемого в данной ситуации. С помощью переговоров устанавливаются деловые связи, заключаются договоры, координируется совместная деятельность различных фирм, предприятий, учреждений.
§2. Этапы подготовки и проведения переговоров Структурные элементы каждого этапа переговорного процесса можно представить в виде таблицы:
Харви Маккей - миллионер, автор бестселлера «Как уцелеть среди акул» (М., 1991) - считает, что в ходе переговоров выигрывает тот, у кого больше информации, лучше план и выше мастерство. В этой лаконичной формуле названы важнейшие слагаемые успеха переговоров. На первое место автор выдвигает тщательную подготовку к деловой встрече. Этот этап включает два основных направления: 1)проработка основного содержания, 2)решение организационных вопросов. Работа над содержанием переговоров начинается со сбора информации. Очень важно, чтобы она была разнообразной, всесторонней, а также правдивой, реальной. Плодотворный диалог возможен только на основе глубокого знания проблемы, компетентности в данной области. Ценным достоянием являются сведения о фирме, с которой предстоит сотрудничать: когда и кем основана, в каких сделках имела успех, каков объем операций, финансовое положение и т. п. Полезно узнать кое - что о руководстве фирмы - партнера и о тех, с кем намечено вести переговоры: образование, вехи карьеры, состав семьи, хобби... Изучаются также психологические особенности членов делегации противоположной стороны. В процессе анализа материала продумываются возможные альтернативы решения, требующие меньших затрат и усилий. Особое внимание обращают на интересы. Интерес - ключевое понятие переговоров. Интересы могут быть двух типов: 1)общие, 2)различные. Последние подразделяются на взаимоисключающие, т. е. противоречащие друг другу, и непересекающиеся - такие, при которых реализация намерений одной из сторон никак не затрагивает стремлений другой. Следует выписать на листе бумаги интересы - свои и партнера - и определить, какого типа они. На основе анализа проблемы формулируется общий подход (т. е. цели и задачи), собственная позиция, возможные варианты решения, продумывается аргументация. Работа над содержанием завершается написанием документов и материалов (проекты договоров, соглашений, контрактов, резолюций и т. п.). Они будут служить на переговорах своеобразными ориентирами, объективными критериями. К организационным вопросам подготовки относят определение времени, регламента, программы, места встречи, формирование состава делегации. Исследователи полагают, что лучшее время встречи - задолго до или за полчаса после обеда, планировать контакт надо на среду или четверг. Переговоры обычно длятся 1,5 - 2 часа. Местом проведения обсуждения может быть помещение каждого из участников (по очереди) или нейтральная территория. Офис следует подготовить к встрече, разложить на столе (лучше круглой формы) блокноты, карандаши, поставить фужеры, воду, пепельницы. В состав делегации должны входить компетентные в рассматриваемых вопросах сотрудники. Между ними распределяются обязанности. Возглавляет делегацию, как правило, руководитель. Коммуникативный этап начинается со знакомства, представления, с установления психологического контакта. При знакомстве часто происходит обмен визитными карточками, сопровождающийся легкими поклонами принимающего и вручающего. Сначала обсуждаются наиболее легкие вопросы, что создает благоприятную атмосферу, показывает, что проблемы, в принципе, решаемы. Часто стороны переходят к отработке деталей соглашения после того, как достигнут договоренности по принципиальным вопросам. В процессе переговоров поведение участников может соответствовать трем различным подходам. Первый связан с противостоянием сторон, каждая из которых ставит в качестве непременного условия победу любой ценой. Стол, за которым ведется диалог, уподобляется своеобразному полю битвы. Второй подход можно считать противоположностью первого. Стороны занимают дружеские позиции, ведут себя заискивающе. Третий подход основан на понимании необходимости поиска взаимоприемлемого решения, которое в максимальной степени отвечало бы интересам обоих партнеров. Взаимные уступки, разумные компромиссы как бы дополняют друг друга. Этот подход, при котором устанавливаются доверительные отношения, ведутся совместные «мозговые штурмы», является самым перспективным. Данная концепция лежит в основе так называемого метода принципиальных переговоров, разработанного в Гарвардском университете США и подробно описанного в книге Роджера Фишера и Уильяма Юри «Путь к соглашению, или переговоры без поражения» (М., 1992). Метод заключается в требовании решения проблемы исходя из ее качественных признаков, т. е. из существа дела. Партнеры стремятся найти взаимную выгоду там, где это возможно. А там, где их интересы не совпадают, добиваются такого результата, который был бы обоснован справедливыми нормами. Метод характеризуется четырьмя основными правилами. Каждое из них составляет базовый элемент переговоров и служит рекомендацией по их ведению. Первое правило: «Сделайте разграничение между участниками переговоров, отделите человека от проблемы». Обсуждение черт характера, критика личных качеств коммуникантов недопустимы, так как обостряют противоречия, мешают ходу рассмотрения проблем. Второе: «Сконцентрируйтесь на интересах, а не на позициях». Вместо того, чтобы спорить о позициях, надо исследовать определяющие их интересы. Третье: «Разработайте взаимовыгодные варианты». Четвертое: «Найдите объективные критерии». Для того, чтобы переговоры были более справедливыми, приглашаются посредники, наблюдатели, независимые эксперты. В конце контакта достигнутые результаты фиксируются в письменном виде. После встречи отмечают положительные и отрицательные моменты с тем, чтобы совершенствовать переговорную стратегию и тактику. Примерная схема анализа следующая: 1.Как расположились участники общения? 2.Соблюдены ли правила этикета при приветствии, представлении, прощании? 3.Удалось ли создать рабочую атмосферу? 4.Четко ли сформулирована цель и основные проблемы переговоров? 5.Намечен ли план? 6.Как участники изложили свои позиции (насколько четко, полно, доказательно)? 7.Потребовались ли уточняющие вопросы со стороны оппонентов? 8.Какие общие и различные интересы выявлены? 9.Кто выдвигает конкретные варианты решения спорных вопросов? 10.Как предлагаемые альтернативы аргументируются? 11.Какая сторона склонна завышать требования? 12.Кто подводит итог переговоров? 13.Какие решения приняты? 14.По каким вопросам не удалось прийти к соглашению? 15.Какие документы подписаны? 16.Какой подход преобладал на переговорах? ВОПРОСЫ 1.В учебных пособиях зарубежных авторов часто приводится ситуация: «Две сестры спорят о том, как разделить апельсин. Каждая приводит аргументы, обосновывающие, что она должна получить если не весь апельсин, то по крайней мере его часть. В конце концов они решают разделить его пополам. Решение кажется справедливым. Однако оказывается, что одна сестра хотела съесть апельсин, другой же нужна была цедра для торта». К какому типу относились интересы сестер? 2.Определите, какому подходу к переговорам соответствуют суждения: 1) «я против тебя», 2) «мы против проблемы», 3) «надо отнять часть побольше», 4) «мы - слабая сторона - примем все предложения», 5) «надо объединить усилия, тогда каждому достанется больше», 6) общий «выигрыш» позволяет реализовать полнее личные интересы.
ЗАДАНИЯ 1.Попробуйте взглянуть на проблему и предмет коммерческих переговоров глазами оппонента. Представьте, что вы ведете разговор о сдаче в аренду торговой площади. Восстановите рассуждения арендатора. 1)-Здание находится в центре города, поэтому будет много посетителей. -? -2)-Есть удобные складские помещения для хранения товаров -? 3)-Мы сдаем площадь на длительный срок. Это очень удобно. 4)-Плата за аренду составляет 10 тысяч. -? 2.Проведите деловую игру «Тактика переговоров». Группа делится на 2 бригады по 6 человек. Первая бригада «решает» предложенные ситуации (1,2), представители другой - оценивают ответы каждого игрока, распределяя 12 баллов между шестью участниками. Затем - наоборот: варианты решения предлагает вторая бригада (ситуации 3,4). Подсчитывается суммарный балл - своеобразный рейтинг каждого студента. Ситуации: 1)Ваш партнер по переговорам завышает требования, намеренно ставит невыполнимые условия. 2)Другая сторона скрыто или явно вам угрожает. И угроза эта реальна. 3)Ваш оппонент в начале переговоров старается создать дискомфорт: «Я слышал, что у вас дома неприятность...». 4)Глава делегации противоположной стороны заявляет: «нам спешить некуда - решайте, согласны ли на наши условия...». 3.Ролевая игра «Искусство ведения переговоров». Идут производственные переговоры по заключению коллективного договора, необходимо согласовать интересы и подписать документ. В обсуждении участвуют: комиссия, представляющая трудовой коллектив (председатель профкома, инженер техотдела № 5, мастер, рабочий - депутат Областного законодательного собрания) и администрация (директор, главный инженер, главный экономист, главный бухгалтер), а также эксперты, приглашенные сторонами. На рассмотрение выносятся спорные вопросы: о предоставлении работникам, занятым на участках с вредными условиями труда, дополнительного отпуска (6 рабочих дней); о выделении бесплатных путевок в заводской профилакторий.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.Лебедева М. М. Вам предстоят переговоры. - М., 1993. 2.Маккей Х. Как уцелеть среди акул. - М., 1991. 3.Нергеш Я. Поле битвы - стол переговоров. - М., 1989. 4.Райффа Х. Искусство и наука переговоров. - М., 1982. 5.Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. - М., 1990.
ИНТЕРВЬЮ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.203.146 (0.014 с.) |