Коноваленко. Фронтальные занятия.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коноваленко. Фронтальные занятия.



Коноваленко. Фронтальные занятия.

Введение

Уважаемые коллеги!

Предлагаемое вам пособие представляет собой планы 15 фронтальных занятий: 9 — по формированию лексико-грамматического строя и развитию связной речи; 6 — по формированию произношения и подготовке к обучению грамоте.

Такое ограниченное количество фронтальных занятий является, на наш взгляд, минимально достаточным и определяется следующими факторами:

1) повышенной утомляемостью, истощаемостью детей весной, в конце учебного года;

2) систематической предваряющей и закрепляющей работой в играх, на прогулках, в трудовой, бытовой деятельности детей, на индивидуально-подгрупповых логопедических и воспитательских занятиях.

Однако в зависимости от особенностей детей (уровня их интеллектуальной готовности к обучению, сформированности учебных навыков, соматического состояния ...), наконец, желания логопеда, занятия могут дробиться, видоизменяться, дублироваться и т.д.

При планировании занятий максимально использован картинный дидактический материал из пособия Т.Б. Филичевой и ГА. Каше «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста», а также из I и II периодов «Фронтальных логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР».

Недостающий картинный материал прилагается к настоящему пособию.

Наборы для составления схем слогового и звукового состава слов используются традиционные. Желательно, не меняя цветовой гаммы, изменять символы: квадраты заменять кругами, круги — треугольниками, треугольники — овалами и т.д., что позволяет детям свободнее ориентироваться в оформлении результатов звукового и слогового анализа, предупреждает формализм в усвоении материала.

Занятия III периода частично апробировались студентами-практикантами IV курса дефектологического факультета МГОПУ Новиковой Л.А., Евграфовой И.В., Дмитриевой ЕЛ.

Желаем успехов! Авторы.

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи(III период)

Мес. Тема занятия Лексико-грамматические игры и упражнения Связная речь Оборудование
Апрель 4 Составление описательного рассказа «Весна идет»по простым 1-фигурным сюжетным картинкам и опорным словам Выделение родственных слов к слову веснаиз текста. Подбор признаков к предметам (весна, солнце, снег) Развитие диалогической речи в беседе по пейзажной картине. Составление предложений по сюжетным картинкам и опорным словам. Объединение предложений в связный описательный рассказ Пейзажная картина «Ранняя весна»(можно использовать фотографии из настенных календарей). Простые сюжетные картинки: Солнце сияет в небе. Тающий темный снег, проталины. Журчат ручейки. Голые деревья с набухшими почками. Подснежник пробивается из-под снега. Воробей весело чирикает на ветке
5 Относительные прилагательные Игра «Какой лист, какая ветка, какое полено!»— упражнение в словообразовании относительных прилагательных. Игра «Найди пару»— упражнение в употреблении относительных прилагательных. Игра «1-3-6-9» — согласование прилагательных с существительными. Подбор признаков к предметам. Подбор действий к предметам Составление и употребление в речи предложений с однородными членами Предметные картинки: липа, клен, дуб, ель, ясень, береза, сосна, каштан, тополь, ива, осина, калина, ветка ивы, ветка осины, ветка калины, ветка тополя, ветка липы, ветка ясеня, ветка березы, ветка сосны, ветка каштана.Большое комбинированное панно «Аллеи парка»,предварительно изготовленное детьми коллективно на занятиях по изодеятельности  
Май 6 Относительные прилагательные Игра «Что из чего и какое!»— упражнение в словообразовании относительных прилагательных от названий тканей и материалов. Счет — 1 -- 10 — кожаная туфля, суконное пальто, вискозная майкаи т.д. Подбор предметов к признакам: шелковый, -ая, -оеи т.д. Спряжение по образцу в буд. времени — сшить бархатную куртку, связать шерстяной шарф, вышить шелковую блузуи т.д. Развитие диалогической речи. Составление предложений с относительными прилагательными по образцу 4 картины с сюжетами: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».Предметные картинки: мужчина, женщина, ребенок, сапоги, шуба, кофта, шарф, плащ детский, туфли, валенки, шляпы, кепки, панамы, костюм, пальто, платье, майка, шапка вязаная, куртка кожаная, куртка детская, комбинезон детский, кроссовки, туфли женские, туфли мужские, плащ женский, кеды.Образцы тканей. Таблички-символы: «Швейная фабрика», «Обувная фабрика», «Фабрика головных уборов»

 

Мес. Тема занятия Лексико-грамматические игры и упражнения Связная речь Оборудование
Май 7 Притяжательные прилагательные с суффиксом -Й-(на-ий,-ья,-ье,-ьи) Игра «Кто, где и с кем живет!»— упражнение в словообразовании и употреблении притяжательных прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ьи.Игра «Чей хвост!».Игра «Наоборот»— упражнение в подборе прилагательных-антонимов. Игра «Скажи иначе»— упражнение в подборе глаголов-синонимов Развитие монологической речи — составление и прого-варивание реплик и коротких монологов по образцу Текст русской народной сказки «Хвосты».Предметные картинки: лиса с лисятами, белка с бельчатами, волк с волчатами, заяц с зайчатами, медведь с медвежатами, корова с теленком, кошка с котятами, собака со щенками, барсук с барсучатами, коза с козлятами, белый кролик; морды этих животных и хвосты.Фланелеграф
8 Сравнительная степень качественных прилагательных Подбор синонимов к прилагательному красивый.Подбор признаков к предметам. Счет — 1 --10 — пушистый хвости т.д. (закрепление согласования числительных, существительных и прилагательных). Подбор родственных слов к слову хвост Развитие монологической речи — составление и прого-варивание реплик. Придумывание конца к сказке «Хвосты» См. занятие 7. Предметная картинка: мышонок  
9 Заучивание стихотворения А.К.Толстого «Колокольчики» Подбор признаков к предметам (весна, солнце, трава, цветы, птицы).Подбор действий к предметам (солнце, птицы, цветы, деревья) Развитие диалогической речи: а) упражнение в постановке вопросов к картине; б) беседа по содержанию стихотворения. Заучивание стихотворения Пейзажная картина «Степь в цвету».Предметные картинки: колокольчики, маки, васильки, ромашки, розы, ландыши, лютики, лилия, одуванчики, тюльпаны. Текст стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики»  
Июнь Повторение пройденного материала на индивидуально-подгрупповых занятиях, в свободном общении, в играх, развлечениях, на прогулках, праздниках        

Aнятие 1

План занятия

I. Отгадывание загадки о зиме:

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Припоминание (называние) зимних месяцев, зимних забав и развлечений. II. Упражнение в выделении родственных слов из короткого текста.

Идет снег.Огромные снежныехлопья кружатся в воздухе и падают на землю. На дворе настоящий снегопад.Саня и Соня лепят снеговика. Наварежку Сони упала пушистая снежинка.Коля и Петя играют в снежки.

III.Рассказывание логопедом русской народной сказки «Снегурочка».

IV.Беседа по содержанию сказки:

Кто главный герой сказки?

Почему сказка называется «Снегурочка»?

Почему старик со старухой стали лепить Снегурочку?

Из чего они слепили Снегурочку?

Подберите признаки к Снегурочке.

Чему радовались старик со старухой?

Какая Снегурочка была зимой, а какой стала весной?

Почему весной Снегурочка стала грустной?

Что обрадовало ее? Почему?

Куда пошла Снегурочка с подружками?

Что с ней случилось в лесу?

Почему она растаяла?

Эта сказка веселая или грустная?

Кому понравилась сказка «Снегурочка»?

V. Физкультминутка.

VI. Повторное рассказывание сказки с установкой на запоминание.

VII. Работа с иллюстрациями:

1. Рассматривание иллюстраций и припоминание подходящих отрывков из сказки к каждой.

2. Размещение иллюстраций на доске в соответствии с сюжетной линией сказки.

VIII. Коллективный пересказ сказки с опорой на иллюстрации, с использованием приема договаривания фраз, начатых логопедом.

IX. Самостоятельный пересказ сказки детьми по цепочке с опорой на иллюстрации (без помощи логопеда).

X. Итог. Припомните родственные слова к слову «снег». Какое родственное слово можно добавить к ним после знакомства со сказкой «Снегурочка»?

Закрепление вне занятия

1. Игра «Подбери признаки» (снег, зима, Снегурочка).

2. Игра «Образуй родственные слова» (снег, зима, Снегурочка).

3. Аппликация «Снегурочка».

4. Рисование иллюстрации к сказке.

5. Рассказывание сказки «Снегурочка» своим родственникам.

Занятие 2

План занятия

I. Называние маминого и папиного имени и отчества, членов своей семьи по порядку,

начиная с самого старшего.

II. Рассматривание сюжетной картины «Семья».

Беседа: Кого вы видите на картине?

Дайте детям имена (Таня, Витя).

Как одним словом можно назвать этих людей?

Какое время дня или день недели отображен на картине? Докажите. Рассмотрите, расскажите и запомните, кто чем занимается. (Картина убирается.)

III.Игра «Чей, чья, чье, чьи? » — упражнение в постановке вопросов и в ответах на них.

1. Припоминание, кто чем занимался на картине и кому что для этого нужно.

2. Рассматривание и отбор предметных картинок, соответствующих содержанию картины или подходящих по смыслу к картине «Семья».

3. Постановка вопросов детьми и ответы на них по образцу:

Чья газета? Дедушкина газета. Соревнуются две команды, которые меняются ролями.

IV. Физкультминутка.

V. Счет — 1-12— мамин день — упражнение в согласовании.

1. Предварительная беседа:

Какой праздник называют маминым днем?Почему?

Как вы отмечали его в семье?

Вы хотели бы, чтобы он был чаще?

Сделайте в вашей семье мамин деньхотя бы один раз в месяц это

будет 12 раз в году.

2. Счет от 1 до 12.

VI. Игра «Эхо» — упражнение в преобразовании предложений по образцу.

Образец: У Алеши новый автомобиль.Это новый Алешин автомобиль. У бабушки интересная сказка.

У мамы новое весеннее пальто.

У дедушки удобное кресло.

У папы свежая газета.

У папы охотничья собака.

У Наташи интересная книга.

У Кости разноцветные кубики.

У мамы (папы) имя Катя (Петя) Катя (Петя) это мамино

(папино) имя.

VII. Итог.

Закрепление вне занятия

1. Счет — 1-10 — мамино кольцо, папин костюм, мамино платье, дедушкина газета.

2. Игры на развитие внимания и памяти:

«Запомни, положи» (4 предмета)»

«Что с чем поменяли местами?» (9-10 предметов).

3. Игра «Эхо» — упражнение в преобразовании предложений, употреблении притяжательных прилагательных.

Занятие 3

План занятия

I. Припоминание и называние перелетных птиц.

II.1. Отгадывание загадки о скворце с опорой на картинки (отыскивание отгадки):

На дереве висит дворец,

Во дворце сидит певец, А зовут его... (скворец).

На панно выставлены картинки с изображением перелетных птиц.

2. Счет — 1-10 — скворцы в стае (по цепочке).

3. Образование родственных слов к слову скворец с помощью вопросов:

Как назвать скворца ласково? Скворушка.

Кто у скворца детеныш (и)? Скворчонок (скворчата).

Как называется их мама? Скворчиха.

Какой домик строят люди для скворцов весной?

Назовите его. Скворечник.

III.Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок.

1. Рассматривание сюжетных картинок и размещение их на доске в логической последовательности.

2. Беседа по содержанию серии сюжетных картинок:

Какое время года изображено?

Какая это весна, ранняя или поздняя?

Чем вы можете подтвердить, что это ранняя весна?

Почему скворечник пришел в негодность за зиму?

Подберите к нему признаки. Каким он стал? (Черным, ветхим, дряхлым, поломанным.)

Что решили сделать дети, когда увидели ветхий скворечник?

Что они делают на второй, третьей, четвертой картинках?

Почему они отошли в сторонку, когда увидели скворцов? Чему рады дети?

3. Коллективное составление 1-2 предложений к каждой картинке. Заучивание их.

IV. Физкультминутка.

V.Рассказывание детьми по цепочке составленного рассказа с опорой на предметные картинки (дети, скворечник, береза, скворец).

VI.Повторение загадки о скворце, припоминание родственных слов к слову скворец,четырех картинок к рассказу.

VII.Итог.

Закрепление вне занятия

1. Рассказывание дома (по памяти) рассказа «Скворечник».

2. Аппликация из геометрических форм «Скворец».

3. Рисование по клеткам «Скворечник».

4. Игра «Подбери родственные слова» (скворец, грач, лебедь).

5. Игра «Телефон» — припоминание перелетных птиц.

Занятие 4

План занятия

I. Отгадывание загадки о весне:

Сошли снега,

Шумит вода,

Все оживает,

Когда это бывает?

Припоминание (называние) весенних месяцев, первых примет весны в природе. И. Рассматривание весеннего пейзажа «Ранняя весна». Беседа по содержанию:

Какое время года изображено на картине?

Какая это весна, ранняя или поздняя?

Почему вы решили, что это ранняя весна?

Отыщите на картине приметы ранней весны. Как вы думаете, с чего начинается весна в природе?

Подберите признаки к весне. Какая весна, какими словами можно красиво рассказать о весне: ранняя (поздняя), дружная (затяжная), теплая (холодная), веселая (грустная), долгожданная.

Почему так весело чирикают воробьи?

II. Составление рассказа о ранней весне.

1.Составление предложений по простым сюжетным картинкам и опорным словам с помощью логопеда.

Солнце, сильнееСолнце пригревает сильнее.

Снег, проталины, кое-гдеСнег почернел, начал таять. Кое-где

образовались проталины.

Ручейки, звонкиеПобежали, зазвенели, зажурчали

звонкие ручейки.

Деревья, еще, уже Деревья еще стоят голые, но на ветках уже набухли почки.

Подснежник, снег, первый, из-под Из-под снега выглянул первый подснежник.

Воробей, ветка, веселоВоробей весело чирикает на ветке.

2.Объединение предложений в связный рассказ. Рассказывание детьми по цепочке с опорой на предметные картинки без помощи логопеда (2 раза).

III. Физкультминутка.

IV. Выделение родственных слов из текстов-миниатюр.

1. Наступает весна. Весной солнце светит ярче и пригревает по-весеннему сильнее. Дует теплый весенний ветер. У Сони на носу весной зацветают веснушки.

2. Солнце пригревает все сильнее. Птички греются на ярком весеннем солнышке. По крышам весело прыгают солнечные зайчики.

V. Итог.

Закрепление вне занятия

1. Доучивание рассказа «Весна».

2. Игра «Вспомни родственные слова» (весна, солнце).

3. Игра «Назови признаки» (весна, солнце, снег).

4. Заучивание загадки о весне.

5. Рисование или аппликация по рассказу «Весна».

Занятие 5

План занятия

I. Припоминание (называние) деревьев.

II. Игры на развитие внимания, памяти, мышления и упражнение в выражении мотивации и назывании действий распространенным предложением:

«IV лишний» (липа, береза, ель, клен; сосна, дуб, тополь, ясень); «Запомни, назови» (4 картинки из оставшихся 6: липа, береза, клен, дуб, тополь, ясень);

«Что прибавилось?» (добавляются по очереди ива, каштан, осина); «Что с чем поменяли местами?» (9 деревьев).

III. Игра «Какой лист, какая ветка, какое полено?» — упражнение в образовании относительных прилагательных.

Образец: у дуба дубовый лист, дубовая ветка, дубовое полено;

у клена, у березы

у каштана, у ясеня

у ивы, у тополя

у липы, у осины, у калины

IV. Игра «Найди пару» — упражнение в употреблении относительных прилагательных (на доске — деревья, на столах у детей — ветки деревьев).

Образец: У меня еловая ветка. Дайте мне ель.

V. Игра «1—3—6—9» — упражнение на концентрацию внимания и согласование относительных прилагательных с существительными и количественными числительными.

Образец: 1 осиновая ветка, 3 осиновые ветки, 6 осиновых веток...

кленовый лист

ивовый прутик

липовая аллея

березовая роща

дубовая кора

сосновый бор

VI. Составление предложений с однородными членами с использованием панно
«Аллеи парка».

1. Мы нарисовали липовуюаллею.
Мы нарисовали березовуюаллею.

Мы нарисовали липовуюи березовуюаллею.

2. Дети наклеили кленовуюаллею.
Дети наклеили тополевуюаллею.

Дети наклеили кленовуюи тополевуюаллею.

З.Дети рисовалиаллеи в парке. Дети наклеивалиаллеи в парке. Дети рисовалии наклеивалиаллеи в парке.

VII.Подбор признаков и действий к слову деревья.

Деревья осенью красивые, разноцветные, нарядные...
Деревья зимой грустные, голые, унылые...

Деревья растут, зеленеют, шелестят, дают тень, роняютлистья, качаются...

VIII.Игра «Цепочка» — замена названий деревьев в скороговорке.

Ехали, мы ехали, До ели доехали, Ель объехали

И к сосне поехали...

Ехали, мы ехали,

До сосны доехали,

Соснумы объехали

И к клену поехали...

IX. Итог. Повторение названий деревьев.

Почему одни деревья называются хвойными, другие лиственными? Отгадайте загадку: «Зимой и летом одним цветом».

Назовите вечнозеленые деревья. Почему их так называют?

Закрепление вне занятия

1. Игра «Какой лист, какая ветка, какое полено?».

2. Игра «Подбери предметы к признакам» (кленовый, -ая,-ое; дубовый, -ая, -ое и т.д.).

3. Игра «Найди пару».

4. Счет — 1-10 — кленовый лист, липовая аллея, дубовое полено.

5. Игра «Цепочка» со скороговоркой.

Занятие 6

План занятия

I. Приметы весны в жизни людей.

II. Рассматривание серии сюжетно-пейзажных картин: Как определить время года по одежде (обуви, головным уборам) людей?

III. Игра «Оденем людей по сезону (времени года) ».

1. Какой сейчас сезон (время года)?

Какие предметы одежды, обуви, головных уборов подходят к весне? Какие предметы сейчас (весной) лишние? Почему?

2. Лишние предметы убираются сдоски.

3. Оставшаяся весенняя одежда, обувь, головные уборы подбираются ребенку, мужчине, женщине.

Вводятся прилагательные: детскаяодежда, обувь, головные уборы;

мужскаяодежда, обувь, головные уборы;

женскаяодежда, обувь, головные уборы.

IV.Физкультминутка.

V.Игра «Мы работаем на фабрике».

1. Выставляются таблички-символы: «Швейная фабрика», «Обувная фабрика», «Фабрика головных уборов».

2. Дети делятся на три команды в соответствии с количеством фабрик.

3. Отбирают соответствующие им картинки и необходимые для изготовления материалы.

4. Каждая команда-фабрика проговаривает, что, из чего, какое шьет.

Образец: Я буду шить из шелка шелковоеплатье.

Я буду шить из кожи кожаныесапоги.

Я буду вязать из шерсти шерстяную шапку.

VI. Счет — 1-10 — кожаная туфля, суконное пальто, вискозная майка.

VII.Спряжение вбудущем времени:

сушить бархатную куртку, джинсовый комбинезон;

связать кружевную панаму, шерстяную шапку;

вышить полотняную рубашку, шелковую блузу.

VIII.Подбор предметов к признакам:

Закрепление вне занятия

1. Игра «Узнай на ощупь»(образцы тканей).

2. Игра «Подбери предметы к признакам» (трикотажный,-ая,-ое; фетровый,-ая,-ое; соломенный -ая, -ое; меховой -ая, -ое; велюровый -ая, -ое).

3. Игра «Магазин»(продолжение игры «Фабрика»).

4. Счет — 1-10 — трикотажный свитер, трикотажная кофта, трикотажное пальто.

5. Спряжение в настоящем времени (см. глаголы упр. VII).

Занятие 7

План занятия

I. Припоминание и называние диких и домашних животных.

II. Инсценировка по мотивам русской народной сказки «Хвосты».

Действие I. Игра «Кто, где и с кем живет?» — закрепление сведений о жилищах животных и упражнение в словообразовании (на столах у логопеда и детей картинки с изображением животных с детенышами).

Логопед первым открывает картинку и начинает игру: Я барсук и живу в барсучьей норе вместе с барсучихойи барсучатами.

Дети по очереди продолжают игру по данному логопедом образцу.

Действие II. Игра «Чей хвост?» — упражнение в словообразовании.

Логопед: Жили звери, поживали... Но ни у кого в те времена не было хвостов. А без хвоста зверю ни красоты, ни радости!

Однажды по лесу прошел слух: хвосты раздавать будут! Привезли много разных хвостов: больших и маленьких, толстых и тонких, длинных и коротких, пушистых и гладких...

И побежали звери со всех сторон, понеслись, помчались во весь дух за хвостами (на фланелеграфе выставлены хвосты разных животных).

Дети бегут со своими картинками, каждый подбирает соответствующий хвост, рассказывая свои действия вслед за логопедом, и садится на место.

Логопед (барсук): Я выбрал себе толстый пушистый и не очень большой, но очень красивый серый барсучийхвост.

III.Игра «Наоборот» («Подбери противоположные по смыслу признаки»)— упражнение в подборе прилагательных-антонимов.

Хвосты большие (маленькие)

пушистые (голые)

длинные (короткие)

красивые (безобразные ит.д.)

IV. Игра «Скажи иначе» («Подбери одинаковые по смыслу действия»)— упражнение в подборе глаголов-синонимов.

Звери побежализа хвостами, помчались, понеслись, двинулись, поскакали

Звери радовалисьтому, что получили хвосты.

Веселились,

Ликовали,

Праздновали,

Торжествовали

V. Игра «Чей хвост лучше? »— закрепление употребления притяжательных прилагательных с суффиксом -йот названий животных.

Образец: Барсук говорит: «Лучше всех хвост мой барсучий».

VI.Итог.

Закрепление вне занятия

1. Рассказывание русской народной сказки «Хвосты».

2. Игра «Звери играют в прятки».

3. Игра «Чья лапа, чей хвост, чье ухо?»

4. Игра «Чья шуба красивее и теплее?»

5. Игра «IV лишний»(дикие — домашние животные).

Занятие 8

План занятия

I.Припоминание и называние детенышей диких и домашних животных.

II.Игра «Спор животных»с элементами драматизации — продолжение русской народной сказки «Хвосты».

1.Вступительное слово логопеда:

Собрались животные на лесной поляне, любуются своими новыми хвостами, хвастаются и спорят, у кого хвост самый красивый, и каждый старается, как можно красивеерассказать о своем хвосте.

2. Подбор синонимов к прилагательному красивый.

Как можно иначе назвать красивыйхвост?

Прекрасный хвост, замечательныйхвост, чудесныйхвост, роскошныйхвост, миленькийхвост, пригожийхвост, великолепныйхвост, восхитительныйхвост и т.д.

3. Игровые действия:

Дети с картинками (животное и его хвост) по очереди выбегают и расхваливают свой хвост:

Барсук(логопед): Барсучий толстенький, пушистый, не большой и не маленький серый хвост красивее всех хвостов.

Лиса:Лисий хвост еще красивее:он большой, роскошный,пышный и нарядный.

Медведь: Нет, красивее всех маленький, черненький, симпатичныймедвежий хвостик.

Заяц:Мой миленький,маленький серенький заячий хвостик-пушинка симпатичнееи красивеебольших хвостов.

Волк: Сильный, толстый, пушистый серый волчий хвост красивееи медвежьего и лисьего хвоста.

Белка:Самый красивыймаленький, пушистый, миленькийбеличий хвостик.

Корова:Коровий длинный гладкий хвост с замечательнойметелкой на конце, которая мух и комаров отгоняет, красивеевсех других хвостов.

Кошка:(держит мышонка за хвост и тихо мурлычет):

Мышонок пищит, что красивеекошачьего хвоста нет на белом свете.

Собака:Собачий кудрявый хвост колечком красивее других.

Коза:Посмотрите на козий хвостик: маленький, симпатичный,торчащий колышком вверх. Нет хвостика симпатичнееи красивее.

Кролик:Кроличий белый хвостик-пушок похож на заячий, только еще мягче, пушистееи красивее.

III.Счет — 1-10 — пушистый хвост, восхитительный хвост.

IV.Спряжение в настоящем времени: любоваться великолепным хвостом.

V. Подбор родственных слов:

хвостхвостик, хвостище, хвостатый.

VI. Итог.

Заключительное слово логопеда:

Так звери и спорят до сих пор. А вы как думаете, чей хвост красивее?

Закрепление вне занятия

1.Подбор родственных слов (лиса, заяц, волк, белка, медведь).

2.Подбор признаков к предметам (лиса, заяц, волк, белка, медведь и их хвостам).

3.Подбор действий (лиса, заяц, волк, белка, медведь).

4.Подбор предметов к признакам (лисий, -ья, -ье; беличий, -ья, -ье; медвежий, -ья, -ье и т.д.).

5.Игра «Чья шуба теплее, чей мех красивее, чье ухо длиннее?»

 
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. III период. Пособие для логопедов. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. — 104 с

 

  Стр из 33  

Занятие 9

План занятия

I.Припоминание и называние примет ранней и поздней весны.

Ранняя весна Поздняя весна
Солнце светит, но слабо греет. Солнце ярко светит и сильно греет.
Снег потемнел, тает. Снега нет
Бегут, журчат ручейки. Зеленеет трава.
Деревья стоят голые. Распустились листья на деревьях.
Набухают почки на деревьях. Цветут цветы (перечислить).
Подснежник пробивается сквозь снег. Цветут яблони, вишни и др.
Появились жуки, бабочки, стрекозы. На улице много животных
Птицы (зимующие) весело поют. Птицы прилетели, выводят птенцов.

II.Подбор признаков к предметам.

Солнце — ясное, яркое, теплое, весеннее....

Трава — зеленая, сочная, яркая....

Цветы — пестрые, красивые, яркие....

Птицы — веселые, звонкие, голосистые....

Весна — ранняя, поздняя, дружная....

III.Подбор действий к предметам.

Солнце — светит, греет, сияет, слепит, ласкает....

Птицы — поют, кричат, радуются, выводят птенцов....

Цветы — цветут, пестреют, живут, пахнут....

Деревья — оживают, распускаются, зеленеют....

IV.Рассматривание картины «Степь в цвету».

1. Развитие наблюдательности детей.

2. Отыскивание на картине примет поздней весны.

3. Упражнение в постановке вопросов к картине и ответах на них:

Какое время года изображено на картине?

Какая это весна, поздняя или ранняя?

Какие приметы поздней весны видны на картине?

Какое самое красивое время года?

Какие цветы цветут в степи? и т.д.

V.Чтение логопедом (наизусть) стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики».

VI.Краткая беседа по содержанию стихотворения:

Определите время года в стихотворении.

Чем вы можете доказать, что поэт пишет о весне?

Какими словами А.К. Толстой описывает колокольчики?

Назовите признаки колокольчиков.

VII.Повторное чтение стихотворения с участием детей и заучиванием отдельных поэтических выражений.

VIII.Игры на развитие мышления, внимания, памяти (с картинками):

«IV лишний», «Запомни, положи», «Что с чем поменяли местами?», «Отгадай цветок».

IX.Итог.

Закрепление вне занятия

1. Доучивание стихотворения А.К.Толстого «Колокольчики».

2. Игра «Подбери признаки».

3. Игра «Подбери действия».

4. Игра «Запомни, назови, положи»(5 полевых цветов).

5. Аппликация или рисование «Колокольчики».

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию фонетической стороны речи (III период)

Мес. Тема занятия Первоначальные навыки звукового и слогового анализа Лексико-грамматические игры и упражнения Оборудование
Май 5 Звук Ф Определение места звука Ф в слове. Деление слов на слоги. Вычерчивание схем слогового состава. Звуковой анализ слова МИФ.Составление схемы звукового состава Закрепление употребления предлога В — игра «Потерялось слово» Предметные картинки: фундук, фонтан, вафли, лифт, туфли, телефон, кофта, шкаф, фокусник, фасоль, муха, флейта, буквы.Наборы для составления схем. Листки бумаги, карандаши — на столах у детей
6 Звук Ф' Определение места звука Ф' в слове. Деление слов на слоги. Составление схем слогового состава. Выделение ударного слога Упражнение с деформированной фразой на закрепление предлогов В, НА — игра «Путаница» Предметные картинки: фикус, фен, фея, дельфин, кофейник, филин, финики, конфета, вафли, лифт, флейта. Наборы для составления схем слов  
Повторение пройденного наиндивидуально-подгрупповых занятиях, в свободном общении, в играх, развлечениях, на прогулках, праздниках          

Занятие 1

Тема: Звуки Ы—И

Цель: 1. Различение звуков Ы—И на слух и в произношении.

2. Упражнение в образовании именительного падежа множественного числа существительных.

3. Выделение ударных гласных Ы, И после согласных.

4. Выделение Ы, И в конце слова.

5. Звуковой анализ слов ДЫМ, КИТ.

Оборудование: Предметные картинки: дым, дыня, тыква, губы, ягоды, нитки, липа,

бинт, буквы, кубики, калина, малина, кит, тюльпаны, вагоны, зубы, конфеты (пос. Т.Б. Филичевой); книга.

Наборы для составления схем.

План занятия

I.Припоминание знакомых гласных.

II.Выделение ударных гласных Ы, И после согласных в словах: лист, сын, пышка, тихо, мишка, мышь.

III.Произнесение, характеристика звуков Ы, И.

IV.Воспроизведение слоговых рядов:

ПЫ-ТЫ-КЫ ПИ-ТИ-КИ ПИ-ПИ-ПЫ
ПЫ-КЫ-ТЫ ПИ-КИ-ТИ ПИ-ПЫ-ПЫ
КЫ-ТЫ-ПЫ КИ-ТИ-ПИ ПИ-ПЫ-ПИ
ТЫ-ПЫ-КЫ КИ-ПИ-ТИ ПЫ-ПЫ-ПИ
ТЫ-КЫ-ПЫ ТИ-ПИ-КИ ПЫ-ПИ-ПИ
КЫ-ПЫ-ТЫ ТИ-КИ-ПИ ПЫ-ПИ-ПЫ

V. Игра «Наоборот» — преобразование слогов, слов:

ПЫ-ПЫ-ПЫ (ПИ-ПИ-ПИ)

МЫ-МЫ-МЫ (МИ-МИ-МИ)

ТЫ-ТЫ-ТЫ

НЫ-НЫ-НЫ

КЫ-КЫ-КЫ

ВЫ-ВЫ-ВЫ

БЫ-БЫ-БЫ

ХЫ-ХЫ-ХЫ

ДЫ-ДЫ-ДЫ

ФЫ-ФЫ-ФЫ

бить (быть)

забить (забыть)

вить (выть)

завить (завыть)

нить (ныть)

пилить (пылить)

Определение на слух и в произношении, какой из гласных Ы или И смягчает согласные звуки.

VI. Игра «Эхо» — упражнение на закрепление образования именительного падежа множественного числа существительных с выделением последнего гласного Ы или И.

Мак (маки)

бант (банты)

веник (веники)

кит

лифт

букет

дыня

книга

венок

ива

тыква

вагон

ель

индюк

лебедь

VII. Физкультминутка.

VIII. Различение звуков Ы—И в произношении по картинкам:

а) проговаривание слов по картинкам на доске (на панно);

б) игры на развитие внимания и памяти:

«Что с чем поменяли местами?», «Что прибавилось?»;

в) выделение и отбор картинок на звук Ы, затем на звук И;

г) составление предложений по отобранным индивидуальным картинкам.

IX. Звуковой анализ и составление схем слов (коллективно)

ДЫМ

КИТ

X. Итог.

Закрепление вне занятия

1. Игра «Живые слова».

2. Воспроизведение слоговых рядов (см. IV).

3. Игра «Наоборот».

4. Игра «Эхо».

5. Игра «Запомни, повтори» (тыква — нитки — книга — дыня).

Занятие 2

Тема: Звук Л'

Цель: 1. Закрепление правильного произношения звука Л'.

2. Определение места звука Л' в слове.

3. Деление слов на слоги и прямоугольников на части по количеству слогов.

4. Закрепление образования и употребления относительных прилагательных.

Оборудование:Предметные картинки: лимон, апельсин, малина, калина, липа, клюква, бинокль, улитка, пальма, клен, тополь, ель, лес, поляна, поле,

маяк, майка, юбка.

Полоски (слова) для деления на слоги.

Карандаши.

План занятия

I.Припоминание и называние знакомых гласных и согласных звуков. Как они различаются?

II. Выделение звука Л' из слов в разной позиции:

лев, газель, лилия, аллея, сталь...

Отгадывание темы занятия.

III.Произнесение (логопедом, детьми хором и индивидуально), характеристика звука Л': согласный, мягкий, звонкий.

IV.Воспроизведение слоговых рядов:

а) с изменением ударения:

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ

то же с гласными И, Е, Е, Ю

б) с изменением ритмического рисунка:

ЛЯ-ЛЯ —ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ —ЛЯ-ЛЯ ЛИ-ЛИ — ЛИ-ЛИ-ЛИ ЛИ-ЛИ-Л



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.179.111 (0.014 с.)