Ответьте на вопрос: достаточно ли, по вашему мнению, технического и методического оснащения кабинета для эффективной работы психолога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответьте на вопрос: достаточно ли, по вашему мнению, технического и методического оснащения кабинета для эффективной работы психолога.



Цели и задачи практики.

Цель практики – подготовка высококвалифицированных педагогов-психологов для работы в образовательных учреждениях различного типа, основанная на модульном, интегрированном соединении учебной, научно-исследовательской, производственно-практической деятельности студентов ФМПСИ.

Задачи практики:

1. Формирование способности к актуализации и применению теоретических знаний в соответствие с условиями практической деятельности.

2. Формирование и развитие у студентов – будущих педагогов-психологов профессиональных умений и навыков, развитие профессионально значимых качеств психолога, дающих возможность решать задачи, предусмотренные квалификационной характеристикой и нормативными документами, регламентирующими деятельность педагога-психолога.

3. Формирование навыков и умений профессионального взаимодействия и сотрудничества со всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

4. Формирование собственной профессиональной позиции, позволяющей самостоятельно выстраивать стратегию психологической помощи.

5. Закрепление необходимых практических навыков по охране и укреплению здоровья школьников и сохранению высокой работоспособности в различных видах учебно-познавательной деятельности.

 

Содержание деятельности студента-практиканта.

Знакомство со спецификой деятельности конкретного образовательного учреждения. Знакомство со спецификой деятельности практического психолога в конкретном образовательном учреждении (диагностической, коррекционно-развивающей, профилактической, консультативной). Ознакомление с основной документацией практического психолога. Психолого-педагогический анализ организации педагогического процесса в конкретном образовательном учреждении, его воспитательно-образовательной эффективности, взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. Составление психолого-педагогического паспорта конкретного образовательного учреждения. Диагностика развития детей разного возраста (дошкольного, младшего школьного, подросткового, старшего школьного) и оформление протоколов обследования, психолого-педагогических заключений и рекомендаций. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного и школьного возраста. Проведение лекций, семинаров, практикумов с родителями и педагогическим коллективом образовательного учреждения. Подготовка стендовой информации для родителей и педагогического коллектива образовательного учреждения. Выполнение заданий, позволяющих оценить соответствие условий учебы и режима дня учащихся гигиеническим требованиям. Знакомство с состоянием здоровья учащихся по медицинским картам.

Квалификационные умения и навыки (к концу практики).

 

В процессе практики студенты должны приобрести профессиональные навыки и умения: Наблюдения и понимания феномена возраста (дошкольного, младшего школьного, подросткового, старшего школьного, юношеского, зрелого).

· Системного анализа психологической проблемы.

· Диагностики интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых особенностей личности.

· Планирования и осуществления развивающей и коррекционной работы.

· Консультирования клиентов (учащихся, педагогов, родителей).

· Рефлексивного анализа деятельности психолога и собственной деятельности.

· Ведения и оформления психологической документации.

· Взаимодействия и сотрудничества со всеми участниками учебно-образовательного процесса в различных структурах психологической службы образования.

 

Форма и вид отчетности.

 

Форма и вид отчетности студентов о прохождении практики, промежуточный и итоговый контроль определяются с учетом требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и устанавливается учебным планом ФМПСИ.

Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению. Каждый вид практики оценивается по пятибалльной шкале. Предварительная оценка практики выставляется психологом образовательного учреждения (если психолог отсутствует, оценку ставит руководитель учреждения). Итоговая оценка выставляется руководителем практики ФМПСИ на основании письменных отчетов студентов во всем видам заданий.

 

Организация практики.

 

Практика проводится на 8-11 семестрах в зависимости от сроков обучения. Место прохождения практики студенты выбирают из того что предлагает филиал или находят самостоятельно.

Первая часть практики проходит в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) в течение одной недели из расчета 6 часов в день. Студенты работают в качестве помощника практического психолога ДОУ.

Вторая часть практики проходит в начальном звене общеобразовательной школы в течение 3-х недель (по 6 часов в день при 6-дневной рабочей неделе). Студенты работают в качестве помощника практического психолога школы.

Третья часть практики проводится в среднем и старшем звене общеобразовательной школы в течение 2-х недель из расчета 6 часов в день при 6-дневной рабочей неделе. Студенты работают в качестве помощника практического психолога школы.

 

 

График проведения педагогической практики за весь курс обучения.

 

Курс/семестр Вид практики Количество недель
6/ 11 В ДОУ  
6/ 11 В начальном звене школы  
6/ 11 В среднем и старшем звене школы  
Итого:    

 

Обязанности участников практики.

 

Курсовой руководитель:

 

· Составляет план-программу практики;

· Участвует в подготовке и проведении установочного совещания по практике;

· Консультирует студентов по вопросам содержания практики;

· Анализирует деятельность студентов, изучает документацию, оценивает

работу студентов;

· Составляет отчет по результатам практики;

· Отвечает за оформление необходимой документации по окончании практики (зачетные или экзаменационные ведомости);

· Участвует в работе по обобщению опыта практики, вносит предложения по ее совершенствованию.

 

Руководитель образовательного учреждения:

 

· Знакомит студентов с учреждением (направлением деятельности, спецификой работы, структурой управления, документацией, сотрудниками);
Знакомит с организацией научно-методической работы в учреждении.

· Помогает установить доброжелательные отношения с коллективом педагогов, вовлекает студентов-практикантов в общие мероприятия;

· Дает работе студента письменную характеристику и выставляет предварительную оценку за практику (при отсутствии психолога в образовательном учреждении).

 

Педагог – психолог:

 

· Информирует практикантов о специфике своей деятельности;
Подбирает диагностические методики для определения уровня психического развития детей, консультирует по методике их проведения и интерпретации результатов;

· По мере необходимости проводит занятия и консультации для студентов-практикантов;

· Оказывает функциональную помощь при затруднениях во взаимоотношениях студентов-практикантов с педагогическим коллективом;

· Участвует в психологическом обследовании, проводимом студентами, руководит совместным анализом полученных данных;

· Оказывает помощь студентам в оформлении необходимой документации;

· Оказывает помощь студентам в разработке и проведении коррекционно - развивающих и профилактических мероприятий;

· Анализирует результаты выполнения студентами заданий практики;

· Составляет характеристики на студентов по итогам прохождения практики и выставляет предварительную оценку.

 

Студент – практикант:

 

· Участвует в установочном совещании;

· Соблюдает график работы;

· Изучает специальную психолого-педагогическую и методическую литературу, рекомендованную и необходимую для работы;

· Выполняет все задания, предусмотренные планом-программой практики, тщательно готовится к своей работе;

· Подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, соблюдает инструкции, распоряжения администрации учреждения;

· Проводит самоанализ уровня практических умений;

· Своевременно оформляет необходимую документацию, согласно требованиям, предъявляемым к каждому ее виду. По окончании практики студент представляет данную документацию курсовому руководителю;

· В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от практики. Решение о продлении сроков практики (или повторном ее

прохождении) принимает учебный отдел ФМПСИ на основании положения о практике.

 

Оценка практики.

 

При выставлении итоговой оценки за практику курсовой руководитель учитывает качество предоставленной студентом отчетной документации, своевременное выполнение заданий практики и предварительную оценку, выставленную психологом или руководителем образовательного учреждения, на базе которого студент проходил педагогическую практику.

Критерии оценки практики.

«Неудовлетворительно» выставляется за:

· несвоевременное и небрежное выполнение заданий, предусмотренных программой практики.

«Удовлетворительно» выставляется за:

· выполнение всех необходимых заданий практики;

· репродуктивный уровень выполнения заданий практики (поверхностный психологический анализ, отсутствие самостоятельных суждений, недостаточное привлечение теоретических знаний к выполнению практических заданий;

· предоставление в установленные сроки отчетной документации, но не полностью соответствующей требованиям по ее содержанию и оформлению.

 

«Хорошо» выставляется за:

· аналитический уровень выполнения заданий практики (сущностное понимание практических видов и форм работы психолога, основанное на привлечении теоретических знаний и выполнение всех необходимых заданий практики;

· понимание целесообразности использования тех или иных технологий в психологической работе применительно к конкретной ситуации);

· предоставление отчетной документации в указанные сроки в соответствии с основными требованиями.

 

«Отлично» ставится за:

· выполнение всех заданий, предусмотренных программой практики, инициативная помощь психологу и педагогам в различных видах психолого-педагогической деятельности (выполнение заданий сверх программы);

· творческий уровень выполнения заданий практики (понимание сущности практической работы психолога, основанное на привлечении теоретических знаний, понимание целесообразности использования тех или иных технологий в психологической работе применительно к конкретной ситуации; прогнозирование последствий психолого-педагогических воздействий, предложение собственных вариантов решения психолого-педагогических задач, рефлексивный анализ собственных профессионально-личностных ресурсов)

· предоставление в указанные сроки отчетной документации, полностью соответствующей всем требованиям.

ПРИМЕЧАНИЕ:

При любом качестве выполнения заданий оценка за практику снижается на 1 балл, если студент не сдает отчетную документацию в установленные сроки.

План-программа практики студентов в дошкольном образовательном учреждении

Цель практики:

Ознакомить студентов с основными видами деятельности практического психолога в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Задачи практики:

1. Изучение специфики деятельности практического психолога в конкретном дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

2. Ознакомление со спецификой диагностической, коррекционно-развивающей, профилактической и консультативной работы психолога в дошкольном образовательном учреждении.

3. Овладение навыками стандартизированного психологического наблюдения.

4. Развитие навыков профессиональной рефлексии.

 

Практика проводится на 6 курсе, в 11 семестре. Продолжительность практики – 1 неделя по 6 часов в день. Студенты работают в качестве помощника практического психолога ДОУ.

Формируемые умения:

· умение анализировать документацию,

· умение вести наблюдение и оформлять его протокол,

· умение проводить беседу,

· умение анализировать собственную деятельность.

Содержание практики:

В начале практики студенты знакомятся со спецификой конкретного дошкольного образовательного учреждения, а также со спецификой деятельности практического психолога в ДОУ (диагностической, коррекционно-развивающей, профилактической, консультативной). Изучают основную документацию практического психолога ДОУ, оснащение кабинета психолога.

Основную часть времени студенты-практиканты проводят в детских группах ДОУ, где наблюдают за особенностями развития и поведения детей дошкольного возраста. Осуществляют психологический анализ организации педагогического процесса, его воспитательно-образовательной эффективности, взаимодействия воспитателей с детьми. С целью получения психологической информации проводят беседы с воспитателями и детьми, изучают взаимоотношения между детьми в группе детского сада. Самостоятельно подбирают и проводят развивающие игры с детьми. Оформляют психолого-педагогические рекомендации для родителей в виде стендовой информации.

С целью овладения аналитическими умениями и профессиональной рефлексией студенты ведут дневник. Форма дневника имеет следующий вид:

 

Дата, время Содержание практики Анализ проведенной работы
     

Анализируя в дневнике проведенную работу, студент оценивает результат выполнения задания с точки зрения достижения его основной цели и с точки зрения установления и поддержания продуктивных взаимоотношений с участниками образовательного процесса. При этом студент отвечает на следующие вопросы:

· Какие элементы, выполненных вами заданий, вы можете оценить как наиболее успешные? Благодаря каким профессиональным знаниям и умениям вам это удалось?

· Что вызвало наибольшие затруднения при выполнении заданий? Как вы думаете, с чем связаны эти трудности? Недостаток каких профессиональных знаний и умений вы ощущали в период прохождения практики? Что вам может помочь справиться с этими затруднениями в дальнейшем?

· Проанализируйте ваши чувства при подготовке и выполнении задания. Как вы думаете, чем они обусловлены? Как ваши чувства могут вам помочь в повышении профессиональной продуктивности?

· Каким изменениям подвергся образ «Я – психолог», как вы сейчас представляете свою деятельность в качестве психолога?

Форма отчетности

По окончании практики студенты сдают письменный отчет, включающий:

1. Индивидуальный план работы, заверенный руководителем образовательного учреждения.

2. Письменный отчет по заданию 1 («портрет дошкольного образовательного учреждения»).

3. Письменный отчет по заданию 2 (оснащение кабинета психолога).

4. Протоколы наблюдения за сюжетно-ролевой игрой детей.

5. Протоколы экспериментального исследования.

6. Протоколы беседы с воспитателями.

7. Рекомендации для родителей (стендовая информация).

8. Дневник практики.

9. Рефлексивный анализ собственной деятельности.

10. Характеристику-отзыв о прохождении практики, заверенную зав. ДОУ.

 

Задания для практики

Задание 1.

ПОРТРЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

На основе знакомства с документальным обеспечением ДОУ и бесед с участниками образовательного процесса оформите свое понимание «портрета» дошкольного образовательного учреждения (структура ДОУ; кадровый состав учреждения; общий контингент детей; программы, по которым работает данное ДОУ; организация учебно-воспитательного процесса; актуальные проблемы данного учреждения; пути их решения коллективом данного учреждения). Определите роль и место психолога в решении этих проблем и вытекающую из этого специфику его деятельности (цели и задачи его работы, основные виды и формы работы, особенности взаимодействия психолога с участниками образовательного процесса).

Результаты представьте в письменном виде.

Задание 2.

РАБОЧЕЕ МЕСТО ПСИХОЛОГА.

План оценки рабочего места психолога:

1) общее впечатление от кабинета;

2) планировка помещения (деление на функциональные «зоны», оснащение мебелью, дизайн, особый интерьер);

3) наличие необходимых технических средств;

4) наличие диагностических методик (перечислите их);

5) наличие систематизированных коррекционно - развивающих программ;

 

6) наличие специальной психолого-педагогической литературы и периодики (перечислите);

7) наличие нормативно-правовой документации (положения, приказы, инструктивные письма и т.п.);

8) наличие документации, позволяющей фиксировать деятельность психолога (планы работы, протоколы диагностических обследований детей, журналы регистрации различных видов работ психолога и др.).

Задание 3.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ ДЕТЕЙ.

Проведите регламентированное наблюдение за сюжетно - ролевой игрой детей (см. схему анализа игры). Оформите и представьте протокол наблюдения.

 

Задание 4.

ИНТЕРВЬЮ С ВОСПИТАТЕЛЕМ ДОУ.

Подготовьте и проведите беседу с воспитателем (тему беседы согласуйте с психологом). Оформите протокол (укажите цель беседы, вопросы и ответы, выводы).

 

Задание 5.

ПРОВЕДЕНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР.

Подготовьте и проведите 2 – 3 соответствующих возрасту детей развивающих игры. Опишите эти игры, указав источник. Обоснуйте выбор игр.

 

Задание 6.

Задание 7.

Задание 8.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Используя психолого-педагогическую литературу, подготовьте и оформите рекомендации для родителей в виде стендовой информации (тему согласуйте с психологом ДОУ). Укажите литературу, которую Вы использовали для подготовки рекомендаций.

 

Задание 9.

РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Представьте целостный рефлексивный анализ собственной деятельности на практике. В свободной форме отразите следующие моменты: ваши впечатления о практике (чувства, мысли), ваши достижения как стажера-практиканта, ваши затруднения во время прохождения практики, ваши предложения по организации практики.

 

Методические материалы к выполнению заданий

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАДАНИЮ № 2.

ПОЛОЖЕНИЕ О КАБИНЕТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Кабинет психологической службы представляет собой специально оборудованное отдельное помещение. Он предназначен для осуществления психодиагностической, психокоррекционной, психопрофилактической, организационно-методической, научно-исследовательской работы и психологического консультирования. Кабинет психологической службы является основным рабочим местом педагога-психолога. В кабинете могут работать и другие специалисты, привлекаемые педагогом-психологом для решения задач психологической службы.

Кабинет психологической службы должен соответствовать определенным техническим и методическим требованиям.

Кабинет психологической службы должен соответствовать следующим требованиям:

· 15 посадочных мест (не менее 45 м2 на 1 или 2 помещения).

· Телефон.

· Компьютер.

· Слайдопроектор.

· Магнитофон.

· Телевизор.

· Видеомагнитофон.

· Множительный аппарат (он может находиться в другом помещении).

· Экран.

· Рабочий стол и стул.

· Шкаф для техники и пособий.

· Металлический шкаф для хранения документации.

· Журнальный стол.

· 2 кресла.

· Цветные сменные перегородки.

· Цветы (или аквариум, клетка для птиц, картины и т. п.).

· Набор психодиагностических методик (кейсов) и психокоррекционных программ.

· Набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы пирамид, кубики, лото, домино, мозаика).

· Набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, клей, бумага и т. п.).

· Раздаточный материал (бланки, анкеты и т. п.) для детей, родителей, педагогов.

· Библиотека педагога-психолога (не менее 50 наименований книг и журналов по психологии).

В качестве обязательных документов педагог-психолог должен иметь:

· -План работы на год, утвержденный руководителем учреждения.

· -План-сетку работы на неделю.

· -Психодиагностическую документацию (протоколы психологического обследования, заключения), которая хранится до окончания ребенком данного учреждения и после (в течение 3-х лет).

· -Планы и программы проводимых занятий.

· График работы с указанием времени индивидуальных консультаций, который расположен у входа в кабинет.

· -Журнал учета работы (консультаций, групповых и индивидуальных занятий).

· -Годовой аналитический отчет о проделанной работе, утвержденный руководителем учреждения.

· -Перечень имущества и оборудования. При увольнении педагог-психолог сдает всю документацию на хранение руководителю учреждения.

 

Кабинет психологической службы должен иметь нетрадиционную форму, создавать уютную атмосферу и вызывать положительные эмоции. Для кабинета лучше всего подойдет реконструированная комната, которая делится на функциональные зоны подвижными перегородками.

Для занятий с детьми в кабинете необходимо мягкое покрытие пола. С учетом задач работы педагога-психолога кабинет территориально должен включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:

1) зона ожидания приема представляет собой отдельное небольшое помещение, закрытое от посторонних. В его оформлении рекомендуется использовать цветы, картины. На стенах не должно быть никаких плакатов, особенно медицинского содержания, чтобы не вызывать нежелательных ассоциаций у посетителей;

2) зона первичного приема и беседы с посетителем оснащается: рабочим столом, картотекой с данными о посетителях (детях, педагогах, родителях); закрытой картотекой, содержащей данные и результаты обследований, которые не должны быть доступны посторонним. В шкафу размещаются психологические таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для психологического обследования;

3) зона консультативной работы оформляется максимально комфортно: журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое освещение боковыми бра;

4) зона игровой терапии предназначена для детей и поэтому она должна быть по-особому оснащена: мягкое покрытие пола, передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Все это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете;

5) зона снятия психоэмоционального напряжения усталости и восстановления работоспособности предполагает свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха.

При выборе помещения для кабинета следует руководствоваться тем, чтобы он был расположен за пределами зоны видимости и пересечения с кабинетами администрации, чтобы рядом не было спортзала и кабинета музыки, был хорошо звукоизолирован (мягкая обшивка двери), доступен для посетителей.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАДАНИЮ №3

Цель - наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 3 – 7 лет.

Сделайте запись самостоятельной игры детей и оформите протокол (укажите цель, предмет, объект наблюдения).

Примерная схема протокола

Список играющих детей Точная запись игры Время, потраченное на игру
Указываете детей, за которыми вели наблюдение, их количество, возраст. Указываете детей по мере включения их в игру. Точно фиксируете действия, жесты, речь, мимику, взаимоотношения в игре, отношение к роли, к предметам. Какие предметы использовались, как обыгрывались? Как разворачивался сюжет? Как распределялись роли? И т.д (смотри вопросы для анализа) В какое время дня велось наблюдение: утро, вечер, между занятиями? Сколько минут играл каждый участник (фиксируете время включения в игру и выхода из нее)?

Вопросы для анализа игры

1. Какой характер носила игра (отобразительный, творческий и т.д.)?

2. Сколько времени было затрачено на игру в целом и на проигрывание отдельных сюжетов внутри игры?

3. Сколько человек принимало участие в игре? Как долго сохранялось это объединение?

4. Как начиналась игра: с предварительного планирования, распределения ролей, определение сюжета?

5. Как распределялись роли и когда: до игры, по ходу игры?

6. Как разворачивался сюжет игры: последовательно, по предварительному плану, сговору или стихийно? Был ли предварительный замысел?

7. Какими способами, действиями пользовались дети в игре: действия с предметами, проигрывание про себя, с использованием слова?

8. Какова роль слова в разворачивании сюжета?

9. Какие предметы или игрушки использовались детьми в игре? Как?

10. Как отражалась действительность в игре: механическое копирование, творчески, по памяти, по воссоздающему воображению? В чем и как проявлялись элементы творчества?

11. Какие знания нужны были ребенку для игры? Какие знания он приобрел?

12. Как ребенок относился к взятой на себя роли?

13. Каковы взаимоотношения в игре между играющими детьми: реальные или игровые, какие преобладали, каков характер этих отношений?

14. Были ли конфликты в игре? Чем они вызваны?

15. Какие особенности внимания, памяти, мышления, воображения и воли проявились у детей в данной игре?

16. Каков общий эмоциональный настрой играющих детей? От чего он зависел?

17. Какими методами нужно было руководить данной игрой, с вашей точки зрения? Какие методы были использованы воспитателем? Считаете ли вы их верными? Какие методы вы бы использовали при руководстве данной игрой?

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАДАНИЮ 6 (А).

ЦЕЛЬ: Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада.

Подготовка исследования. Подготовить переводные картинки (красочные, сюжетные), по 3 штуки на каждого ребенка и 6—8 запасных.

Проведение исследования. Исследование проводят с детьми 3—7 лет в виде игры «Секрет», которая организуется в первую половину дня. Каждого ребенка «по секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки трем детям группы. Ставят детский столик с двумя стульчиками (один стул для ребенка, другой — для взрослого).

Инструкция: «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру. По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки». Для облегчения выполнения задания можно сказать ребенку: «Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе». Далее ребенку дают 3 картинки и говорят; «Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют». При затруднении можно помочь малышу: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть». После того как ребенок сделает свой выбор, его спрашивают: «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку (называется имя сверстника, которое ребенок произнес первым)?» Затем говорят: «Если бы у тебя было много-много картинок и только трем детям из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал давать картинку и почему?» Все ответы записывают, а на оборотной стороне картинки — имя сверстника, которому она подарена.

Обработка данных. Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «изолированных», и уровень благополучия взаимоотношения (УБВ) в группе. Данные заносят в таблицу (см. ниже). Выбор обозначают +, взаимный выбор — Ф). Такая же таблица составляется для девочек.

Таблица

№ п/п Ф.И.О.   Андреев Н.   Бобров А.   Сергеев К.   Смирнов Б.   Теплов И.
  Андреев Н.   Ф   Ф +
  Бобров А. Ф   Ф   Ф
  Сергеев К. + Ф   +  
  Смирнов Б. Ф +     +
  Теплов И.   Ф +    
Сумма выборов          
Сумма взаимных выборов          
                 

 

Проводят сравнительный анализ количества выборов у мальчиков и девочек. На основании данных определяют статусное положение каждого ребенка и распределяют всех детей по условным статусным категориям:

I. «предпочитаемые» — 6—7 выборов;

II.«принятые» — 3—5 выборов;

III. «непринятые» — 1—2 выбора;

IV. «изолированные» — не получившие ни одного выбора.

Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений в группе: соотносят число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I—II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III—ГУ). УБВ высокий при I + II и III + IV; средний при I + II = III + IV (или незначительном расхождении); низкий при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях. Важным показателем УБВ является также «индекс изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 15—20%). Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов. Поэтому определяют коэффициент взаимности (KB):

КВ = (Р1/Р)100%,

где Р — общее число выборов, сделанных в эксперименте;

Р1 — число взаимных выборов.

На основе определения статуса каждого члена группы делают вывод о наличии микрогрупп в коллективе (KB ниже 20% может рассматриваться как отрицательный показатель).

Анализируют критерии положительных и отрицательных выборов.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАДАНИЮ 6 (Б).

Цель: Изучение критериев выбора партнера для общения.

Подготовка исследования. Составить вопросы для беседы с ребенком, в которых моделируются ситуации выбора партнера в разных видах деятельности. Например:

o С кем бы ты хотел играть? Почему?

o С кем бы ты хотел вместе рисовать?..

o С кем бы ты хотел сидеть на занятии?..

o С кем бы ты хотел сидеть рядом во время обеда?

o Кого из детей ты хотел бы пригласить в гости?..

o Кому бы ты дал поиграть с твоей любимой игрушкой?..

o С кем бы ты хотел поделиться конфетой?..

Проведение исследования. С ребенком 3—7 лет беседуют о выборе партнеров.

Обработка данных. Определяют, какие данные о сверстнике (нравственные качества и пр.) чаще выделяют дети разного возраста. Анализируют, как зависят выборы и их критерии от предполагаемой ситуации взаимодействия или вида деятельности (игровая, трудовая, бытовая и др.).

Детские ответы распределяют на группы. При этом учитывают, что оказывает наибольшее влияние на выбор дошкольника:

· общее положительное отношение, симпатии («Нравится»);

· внешние качества (красивая одежда, яркий бант и пр.)

· оценка взрослых («Его воспитательница хвалит»);

· умения сверстника или его знания («Аккуратно наклеивает»);

· нравственные качества ровесника и соблюдение им правил поведения и деятельности;

· дружеские отношения («Я с ним дружу»);

· не могут объяснить.

Делается вывод о том, что оказывает наибольшее влияние на выбор дошкольников.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАДАНИЮ №7.

АТТЕСТАЦИЯ

 

студента за производственную практику 200_ – 200_ учебный год

 

Студент ________ курса ИППУО отделения заочного обучения

ФИО __________________________________________________________________________________

Курсовой руководитель____________________________________________________________

Время проведения практики с ______________ по _____________________________________

Название образовательного учреждения _____________________________________________

__________________________________________________________________________________

Оценка за:

1. Письменный отчет по заданию 1 («портрет ДОУ») _________________________________

2. Письменный отчет по заданию 2 (оснащение кабинета психолога) ___________________

3. Оформление протоколов наблюдений за сюжетно-ролевой игрой детей _______________________________________________________________________________

4. Оформление протоколов экспериментального исследования________________________

5. Оформление протоколов интервью с воспитателем и наблюдения за словесным воздействием воспитателя на занятии_______________________________________________

6. Оформление рекомендаций для родителей (стендовая информация) _________________

7. Рефлексивный анализ собственной деятельности __________________________________

Характеристика студента

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Общая оценка за практику_________________________________________________

Психолог ДОУ____________________________________________________________

Курсовой руководитель ___________________________________________________

Заведующий ДОУ_________________________________________________________

Печать ОУ

 

 

План-программа практики студентов 2 курса ОЗО в школе

(начальное звено)

Цель практики:

Форма отчетности

По окончании практики студенты сдают письменный отчет, включающий:

1. Индивидуальный план работы, заверенный руководителем образовательного учреждения.

Дневник практики.

Задания для практики

Задание 1.

ПОРТРЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

На основе знакомства с документальным обеспечением школы и бесед с участниками образовательного процесса оформите свое понимание «портрета школы» (структура школы, кадровый с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.197 с.)