Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие профессиональных умений и навыков педагогической деятельности преподавателя учебного заведения.

Поиск

Освоение различных видов уроков психологии и проведение их в качестве преподавателя учебного заведения.

Формирование навыков рефлексивного анализа собственной деятельности.

 

 

Практика проводится на 3 курсе в 6 семестре в течение 4 недель.

 

Содержание практики.

 

Знакомство со спецификой преподавательской деятельности в школе. Ознакомление с государственным образовательным стандартом, учебными программами, по которым ведется преподавание психологии в данной школе.

Основными видами работы студентов – практикантов являются:

§ посещение уроков психологии, проводимых психологом образовательного учреждения и их анализ;

§ составление и оформление конспектов учебных занятий (уроков);

§ самостоятельное проведение различных типов уроков по психологии (уроки-лекции, уроки-тренинги, уроки-диспуты, уроки - ролевые игры, уроки-практикумы, и т.п.);

§ самоанализ проведенных уроков по психологии с учащимися различных классов.

С целью овладения аналитическими умениями и профессиональной рефлексией студенты ведут дневник. Форма дневника может иметь следующий вид:

Дата, время Содержание практики Анализ проведенной работы Примечания
       

 

Форма отчетности.

По окончании практики студенты сдают письменный отчет, включающий:

1. Анализ уроков, проведенных психологом школы.

2. Конспекты уроков.

3. Самоанализ проведенных уроков.

4. Дневник практики.

5. Рефлексивный анализ собственной деятельности.

6. Характеристику - отзыв руководителя образовательного учреждения.

Задания для практики.

1. Посетите уроки психологии, проводимые школьным психологом, и проанализируйте их. Результаты предоставьте в письменном виде (см. схему анализа урока).

2. Составьте и грамотно оформите конспекты различных типов уроков психологии для учащихся начальной, средней и старшей школы (см. схему конспекта).

3. Проведите уроки психологии с учащимися начальной, средней и старшей школы. Проанализируйте их. Результаты самоанализа представьте в письменном виде.

4. Проанализируйте свою деятельность на практике по следующей схеме:

§ общая оценка собственной педагогической деятельности, соответствие ее требованиям преподавания в образовательном учреждении;

§ определение личностных и ситуативных затруднений и возможных путей их преодоления;

§ определение сформированных личностных и профессиональных ресурсов, возможности их дальнейшего развития;

§ собственные чувства, мысли, в связи с полученным опытом преподавательской деятельности.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ЗАДАНИЯМ.

Приложение к заданию 1.

СХЕМА АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

I.Подготовительный этап.

1.Информационный блок.

Содержание урока.

§ Определение места урока как части целостной системы в контексте учебного курса.

§ Постановка цели и задач урока (обучающие, развивающие, воспитательные).

§ Выделение структуры урока (план, этапы).

§ Организация учебного материала (логичность, последовательность, связь с предыдущими и последующими уроками, актуальность).

§ Адекватность содержания урока потребностям и возрастным особенностям аудитории.

 

2.Методический блок.

Организация урока.

§ Определение типа урока.

§ Соответствие средств обучения целям и содержанию урока.

§ Адекватность подбора средств, активизирующих познавательную деятельность учащихся.

§ Средства достижения научности, доступности и посильности изучаемого учебного материала.

§ Оснащение занятия (наглядность, доска, помещение, ТСО).

Оформлением конспекта.

§ Полнота отражения цели и задач урока.

§ Полнота отражения структуры урока.

§ Полнота отражения содержания урока.

§ Оснащенность урока.

§ Аккуратность оформления конспекта.

II.Исполнительный этап.

Проведение уроков.

§ Внешний вид учителя, культура, жесты, мимика.

§ Организация начала занятия (мобилизация и мотивация аудитории).

§ Поддержание рабочего состояния аудитории (эффективность использования времени урока, оптимальность темпа ведения урока, чередование и смена видов деятельности, использование психотехнических упражнений на восстановление работоспособности).

§ Установление и поддержание контакта с аудиторией.

§ Культура общения (тактичность, демократический стиль общения, уважительное отношение к учащимся, грамотность речи).

§ Получение обратной связи от аудитории

§ Адекватные средства управления состоянием аудитории, гибкость и своевременность их использования.

§ Артистизм учителя.

III. Рефлексивный этап

Анализ I и II этапов.

 

Примечание: данная схема используется при анализе уроков психологии проводимых психологом школы и при самоанализе самостоятельно проведенных уроков психологии.

 

Приложение к заданию 2.

Конспект урока по психологии.

 

Проведенного с учащимися __________________класса _________________________ школы

Студентом ИППУО_______________________________________________________(Ф.И.О.)

Дата проведения_________________________________________________________________

1. Тема урока __________________________________________________________________

2. Цель и задачи урока___________________________________________________________

3. Структура урока с примерным указанием времени, отводимого на каждый этап ________

4. Содержание и методика проведения каждого этапа_________________________________

5. Оборудование (наглядность, доска, записи, ТСО).__________________________________

6. Использованная литература.____________________________________________________

 

 

Учебно – методическая карта (план) урока

Тема урока___________________________________________________________________________

Время проведения урока ________________________________________________________________

Вид занятия (тип урока)_________________________________________________________________

Цели

Учебная:______________________________________________________________________________

Учащимся необходимо

Знать:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Уметь:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Понимать:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитательная:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Развивающая:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методическая:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Межпредметные связи:__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Обеспечение занятия

Наглядные пособия____________________________________________________________________

Раздаточный материал___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

ТСО___________________________________________________________________________________Учебные места _________________________________________________________________________ Литература:

Основная:______________________________________________________________________________Дополнительная_________________________________________________________________________

 

Красноярский Государственный Педагогический Университет им. Астафьева В. П.

Институт Психологии, Педагогики и Управления Образованием

АТТЕСТАЦИЯ

студента за производственную практику

(преподавательская практика)

Студент __________ курса ИППУО отделения заочного обучения

Ф.И.О_____________________________________________________________________________

Курсовой руководитель_____________________________________________________________

Психолог образовательного учреждения______________________________________________

Время проведения практики с ____________________по ____________________200 - 200 г.

Название образовательного учреждения ______________________________________________

___________________________________________________________________________________

Оценка за:

  1. Анализ уроков психологии, проведенных психологом школы _______________________
  2. Составление конспектов уроков _____________________________________________
  3. Самоанализ самостоятельно проведенных уроков психологии __________________
  4. Рефлексивный анализ деятельности на практике _____________________________

Характеристика студента

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

 

Общая оценка за практику _________________________________________________________

Психолог образовательного учреждения _____________________________________________

Курсовой руководитель ____________________________________________________________

Директор образовательного учреждения _____________________________________________

Печать ОУ

 

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучать и усвоить. – М.: «Учебная литература», 1997. – 256с.

2. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 2001. – 304 с.

3. Конаржевский Ю. Анализ урока. – М.:, 1999.

4. Лизинский В.М. О методической работе в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.

5. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М.:МГУ,1984. – 84с.

6. Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе. - М.:МГПУ,1994. – 264с.

7. Красило А.И., Новгородцева А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. Изд-е 2-е, дополненное. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,1998. – 192с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).

8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с.

  1. Битянова М.Р. Прокладывая свой путь // Школьный психолог. – 2002. - №4. – С. 13.
  2. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». - М.: Изд-во Моск. Психолого-социального ун-та, 2002. – 464 с.
  3. Дубровина И.В. Психологическая служба школы. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 222 с.
  4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 240 с.
  5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996. – 352 с.
  6. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448 с.
  7. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студ. психол. факультетов университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448с.
  8. Пахальян В.Э. Каким должен или может быть психолог, работающий в системе образования // Вопросы психологии. – 2002. - №6. – С. 103 – 112.
  9. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 – 288с.
  10. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд. – М.:ТЦ «Сфера», 1998. – 528 с.
  11. Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. Психологический тренинг. Дубна: ООО «Феникс+», 2000. – 192с.
  12. Степанова М.А. О критериях профессионализма школьного психолога //Вопросы психологии. – 2001. - №1.
  13. Фридман Л.М. Школьная психологическая служба. – М.: АПКиПРО, 2003. – 182с.
  14. Этический кодекс практического психолога в системе образования //Школьный психолог. – 2001. - №44. – С. 13.
  15. Я работаю психологом./Под ред. И.В.Дубровиной. – М.:ТЦ «Сфера», 1999. – 256 с.
  16. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психолого-педагогическая практика в системе образования. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 288с. (Серия «Библиотека школьного психолога».
  17. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе. – М.: Интор, 1997. – 192с.

 

 

План – программа комплексной практики студентов 4 курса ИППУО ОЗО в образовательных учреждениях различного типа

Цель практики

овладение основными видами деятельности практического психолога в образовательных учреждениях различного типа.

Задачи практики:

1. Изучение специфики деятельности практического психолога в конкретном образовательном учреждении.

2. Формирование навыков диагностической работы практического психолога.

3. Формирование умений и навыков коррекционно - развивающей работы практического психолога.

4. Формирование умений и навыков профилактической и просветительской деятельности практического психолога.

5. Формирование умений консультативной работы практического психолога;

6. Формирование навыков рефлексивного анализа собственной деятельности

 

Практика проводится на 4 курсе в 7-8 семестре в течение 4недель. Студенты работают в качестве практических психологов в образовательных учреждениях.

 

Содержание практики

Знакомство со спецификой конкретного образовательного учреждения. Знакомство со спецификой деятельности практического психолога в конкретном образовательном учреждении (диагностической, коррекционно - развивающей, консультативной, профилактической, просветительской). Ознакомление с основной документацией практического психолога конкретного образовательного учреждения.

Основными видами работы студентов-практикантов являются: изучение специфики работы психолога в конкретном образовательном учреждении, самостоятельное проведение диагностической, профилактической просветительской работы; самостоятельное проведение отдельных коррекционных и развивающих занятий, психологическое просвещение родителей и педагогов, самостоятельное проведение консультаций, ведение необходимой документации практического психолога. С целью овладения аналитическими умениями и профессиональной рефлексией студенты ведут дневник. Форма дневника может иметь следующий вид:

 

Дата, время Содержание практики Анализ проведенной работы Примечания
       

 

Форма отчетности

По окончании практики студенты сдают письменный отчет, включающий:

  1. Индивидуальный план работы, заверенный руководителем образовательного учреждения.
  2. Анализ специфики работы практического психолога в данном учреждении.
  3. Протоколы и заключения самостоятельного проведенного диагностического обследования.
  4. Конспекты проведенных коррекционных или развивающих занятий и самоанализ этих занятий.
  5. Самоанализ проведенной просветительской и профилактической работы.
  6. Самоанализ проведенной консультации.
  7. Дневник практики.
  8. Рефлексивный анализ собственной деятельности.
  9. Характеристику-отзыв образовательного учреждения о прохождении практики.

 

Задания для практики

Задание 1.

Проанализируйте специфику работы практического психолога в конкретном образовательном учреждении по следующей схеме:

1. Каковы особенности контингента данного учреждения?

2. Как формулирует психолог цели и задачи своей деятельности в данном учреждении?

3. Какие виды и формы работы использует психолог данного учреждения?

4. Каковы особенности взаимодействия психолога данного учреждения с другими специалистами?

5. В чем специфика ведения документации психологом данного учреждения?

6. В рамках какой концепции работает психолог данного учреждения?

7. Как психолог оценивает свои возможности, ограничения, меру компетентности?

8. Имеет ли психолог собственную концепцию психологической помощи?

9. Осознает ли психолог свои чувства, мысли и возможности, а также чувства, мысли и возможности клиентов?

10. Какой язык использует психолог (адекватный для клиентов или нет)?

11. Соблюдает ли психолог этические принципы?

Результаты предоставьте в письменном виде.

 

Задание 2.

Проведите самостоятельно диагностическое обследование клиента (клиентов). Оформите протокол обследования и психолого-педагогическое заключение. По результатам обследования наметьте программу психологической помощи.

 

Задание 3.

Составьте конспект коррекционно - развивающего занятия. Проведите его. Сдайте конспект и самоанализ проведенного занятия.

Задание 4.

Составьте конспект просветительского мероприятия и проведите его. Оформите и сдайте конспект и самоанализ проведенного мероприятия.

 

Задание 5.

Разработайте основные направления профилактической работы в соответствии с проблематикой данного образовательного учреждения. Укажите ответственных лиц (психолог, социальный работник, администрация и др.), виды и формы их работы. Составьте конспект профилактического мероприятия и проведите его. Сдайте конспект и самоанализ проведенного мероприятия.

 

Задание 6.

Самостоятельно проведите консультацию с клиентом. Проанализируйте интервью (как основной метод психологического консультирования) по следующей схеме:

  1. Определите тему и задачу взаимодействия психолога с клиентом;
  2. Определите позиции психолога и клиента;
  3. Определите, какие приемы Вы использовали для установления контакта с клиентом;
  4. Как формулировались гипотезы о внутреннем мире клиента и как Вы их проверяли?
  5. Какие методы и приемы воздействия на клиента Вы использовали?
  6. Какие приемы Вы использовали для работы с сопротивлением клиента?
  7. Какие конкретно директивы Вы использовали для выработки альтернативных решений?
  8. Какие приемы Вы использовали для изменения состояний клиента?
  9. Как было закончено интервью?
  10. В какой технике Вы работали с клиентом?

Результаты самоанализа сдайте в письменном виде.

Задание 7.

Проанализируйте собственную деятельность по следующей схеме:

  1. Какие чувства Вы испытывали и в связи с чем?
  2. В рамках какой концепции Вы работали?
  3. Какие виды деятельности были успешными, и что вам помогало в этом?
  4. Что Вам мешало в осуществлении тех или других видов деятельности?
  5. Как Вы оцениваете свои возможности, ограничения, меру компетентности?

Сдайте рефлексию в письменном виде.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 206 с..
  2. Битянова М.Р. Консилиум в школе // Школьный психолог. – 2002. - №5. – С. 14.
  3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с.
  4. Битянова М.Р. Прокладывая свой путь // Школьный психолог. – 2002. - №4. – С. 13.
  5. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. Возрастно-психологический подход к консультированию детей и подростков. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. –416с.
  6. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». - М.: Изд-во Моск. Психолого-социального ун-та, 2002. – 464 с.
  7. Дубровина И.В. Психологическая служба школы. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 222 с.
  8. Зуева Н. Психолого-педагогическое сопровождение – модель школьной психологической службы // Народное образование. – 1999. - №9. – С. 158 – 161.
  9. Красило А.И., Новгородцева А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. Изд. 2-е, доп. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 192с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
  10. Лукьянова М.И. Противоречия практики взаимодействия школьного психолога с педагогами: анализ результатов исследования //Психологическая наука и образование. – 1999. – №2. – С. 56 – 63.
  11. Матрос Д.Ш. Психологический мониторинг //Школьные технологии. – 1999. – «5. – С. 3 – 20.
  12. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2002. – 182с.
  13. Нормативные правовые документы для педагогов-психологов образования. Выпуск 1. – М.: ТЦ «Сфера», 2003. – 144 с.
  14. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 240 с.
  15. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студ. психол. факультетов университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448с.
  16. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996. – 352 с.
  17. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448 с.
  18. Пахальян В.Э. Каким должен или может быть психолог, работающий в системе образования // Вопросы психологии. – 2002. - №6. – С. 103 – 112.
  19. Пахальян В.Э. Психопрофилактика в образовании // Вопросы психологии. – 2002. - №1. – С. 38 – 44.
  20. Пахальян В.Э. Школьный психолог и педагогический консилиум //Вопросы психологии. – 1990. - №2. – С. 86 – 91.
  21. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд. – М.:ТЦ «Сфера», 1998. – 528 с.
  22. Психологическая помощь и консультирование /Под ред. М. К. Тутушкиной. – СПб.: «Дидактика Плюс», 1998. – 352с.
  23. Психологическая служба в муниципальной системе образования: нормативно-правовая база. (Методический сборник №3). Красноярск, ГУО администрации г. Красноярска, ГНИМЦ, 2003. – 44с.
  24. Рубцов В.В. Система психологической поддержки образования // Психологическая наука и образование. – 1999. - №2. – С. 5 – 32.
  25. Рубцов В.В. Служба практической психологии образования: современное состояние и перспективы развития // Вопросы психологии. – 2003. - №6. –С. 32-39.
  26. Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. Психологический тренинг. Дубна: ООО «Феникс+», 2000. – 192с.
  27. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе. – М.:Интор,1997 – 192с.
  28. Семаго М. Учет деятельности педагога-психолога образовательного учреждения //Школьный психолог. – 2002. - №5. – С. 12 – 13.
  29. Словарь практического психолога /Составитель Головин С.Ю. – Минск: «Харвест», 2001.
  30. Степанова М.А. О критериях профессионализма школьного психолога //Вопросы психологии. – 2001. - №1.
  31. Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы //Вопросы психологии. – 2001. - №1. – С.
  32. Фридман Л.М. Школьная психологическая служба. – М.: АПКиПРО, 2003. – 182с.
  33. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.
  34. Этический кодекс практического психолога в системе образования //Школьный психолог. – 2001. - №44. – С. 13.
  35. Я работаю психологом /Под ред. И.В.Дубровиной. – М.:ТЦ «Сфера», 1999. – 256 с.

 

Красноярский Государственный Педагогический Университет им. Астафьева В. П.

Институт Психологии, Педагогики и Управления Образованием

АТТЕСТАЦИЯ

студента за производственную практику 200 - 200 учебного года

(комплексная практика)

Студент __________ курса ИППУО отделения заочного обучения

Ф.И.О_________________________________________________________________________________

Курсовой руководитель__________________________________________________________________

Психолог образовательного учреждения___________________________________________________

Время проведения практики с ________________________по _____________________200 - 200 г.

Название образовательного учреждения ___________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Оценка за:

1. Анализ специфики работы психолога в данном образовательном учреждении___________________

2. Самостоятельное проведение диагностического обследования, его самоанализ_______________

3. Оформление протокола обследования и психологического заключения _____________________

4. Составление программы психологической помощи по результатам психологического обследования клиента____________________________________________________________________

5. Оформление конспектов коррекционных, развивающих и обучающих занятий_______________

6. Проведение коррекционных, развивающих, обучающих занятий их самоанализ _______________ 7. Конспект и самоанализ проведенного просветительского мероприятия______________________

8.Самостоятельную разработку основных направлений профилактической работы в соответствии с проблематикой образовательного учреждения_____________________________________________

9. Оформление конспекта и проведение профилактического мероприятия_____________________

10.Самостоятельное проведение консультации и анализ консультативного процесса____________

11. Рефлексивный анализ собственной деятельности на практике _____________________________

Характеристика студента

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Общая оценка за практику _____________________________________________________________

Психолог образовательного учреждения _________________________________________________

Курсовой руководитель ________________________________________________________________

Директор образовательного учреждения _________________________________________________

Печать ОУ

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.99.192 (0.01 с.)