Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика адаптации первоклассников к школе. Методика «ЛИЦА».

Поиск

Важнейшим интегральным показателем адаптации первоклассника к школе является его эмоциональное отношение к различным аспектам школьной жизни. Поэтому для диагностики адаптации к школе мы предлагаем методику экспресс-диагностики «Лица».

Данная методика позволяет выявить эмоциональное отношение к любым предложенным объектам и получить информацию об эмоциональном самочувствии каждого ученика и класса в целом. Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.

На первом этапе психолог знакомит детей с условными обозначениями эмоционального отношения:

Инструкция: «Ребята, давайте научимся с помощью изображений показывать свое отношение к разным вещам и событиям. Для этого мы будем рисовать веселые, грустные, или спокойные лица.

1) Если вам что-то нравится, вы рисуете вот такое веселое лицо:

 
 

 

 


2) Если вам что-то очень-очень нравится, вы рисуете два таких веселых лица:

       
   

 

 


3) Если вам что-то не нравится, вы рисуете вот такое грустное лицо:

 

4) Если вам что-то очень-очень не нравится, вы рисуете два таких грустных лица:

 

                               
           
 
 
     

 

 


5) Если вы равнодушны (вам все равно), нарисуйте вот такое спокойное лицо:

 
 

 


 

 

         
 
 
   
 
 

 


На втором этапе на специально заготовленном бланке ученики оценивают вышеописанным способом свое эмоциональное отношение к следующим объектам:

  1. детский сад
  2. школа
  3. учитель
  4. класс (ученики)
  5. учебные предметы (перечисляются все учебные предметы, которые дети изучают).

При обработке первичных данных рисунки детей переводятся в цифровые значения:

 

 

+ 2 балла

 


 

+1 балл

 

 


0 баллов

       
   
 
 

 

 


- 1 балл

           
   
 
   

 

 


- 2 балла

 

Составляется сводная таблица данных по классу:

 

№ п/п Фамилия, имя ученика детский сад школа учитель класс математика чтение др. уч. предметы Средний балл оценки эмоционального отношения школьной жизни ученика
  Иванов Саша +1 +2 +2   +1   +1 +1
  Петрова Таня +2 -1 +1 -1        
                   
                   
                   
                   
Среднее значение оценок эмоционального отношения по классу                  

 

Подсчитывается среднее значение по каждому объекту оценки и среднее значение по каждому ученику.

Анализ и интерпретация результатов

Данные сводной таблицы представляют богатую информацию для психолого-педагогического анализа. Информацию можно анализировать по трем направлениям:

  1. Анализ индивидуальных оценок каждого ученика по всем объектам. Особое внимание обратить на низкие значения оценок (ниже единицы). Значения оценок ниже единицы свидетельствуют об индивидуальных зонах дискомфорта в школьной жизни учеников. Также обращается внимание на соотношение в оценке детского сада и школы. Если оценка школы ниже, чем детского сада, то это может быть сигналом эмоционального неблагополучия ребенка в школе и связанной с ним несформированности внутренней позиции школьника.
  2. Анализ средних значений каждого ученика дает информацию об эмоциональном состоянии ученика в школе в целом. Особое внимание обращается на учеников, среднее значение оценок которых ниже единицы. Данные ученики могут нуждаться в психолого-педагогической помощи.
  3. Анализ средних значений оценок каждого из объектов по классу в целом. Эта информация дает целостную картину адаптации данного класса. Весьма интересны для учителей могут быть данные об оценках детьми разных учебных предметов. У каждого учителя есть сильные и слабые стороны в педагогической деятельности, и оценки детей являются индикатором, позволяющим обратить внимание учителей на технологию преподавания отдельных учебных предметов. Очень информативной (для учителей и психолога) является оценка учениками объекта «класс», так как учителя склонны больше внимания уделять учебной деятельности, а не взаимоотношениям детей в классе.

Рекомендуемая литература:

  1. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208с.
  2. Александровская Э.М., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста // Журнал прикладной психологии. – 2000. - №3.
  3. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников: Учеб.-метод. пособие для школьных психологов. – Волгоград: Перемена, 1993. – 60с.
  4. Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Диагностика содержания общения 6-7 летних детей с близкими взрослыми// Психолог в детском саду. – 2000. - №4.
  5. Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 96с.
  6. Бардиер Г.Л., Никольская И.М. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. – Изд. «Эксклюзив». – СПб.:1994.
  7. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе. М.: Педагогический поиск,1997.
  8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000. – 298с.
  9. Битянова М.Р., Азарова Т.В. Работа психолога в начальной школе. – М.: Генезис,2001.- 352с.
  10. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416с.
  11. Варианты работы консилиумов в школе: Методическая разработка/сост. Хасан Б.И. Красноярск, гимназия «Универс», 2000.
  12. Вачков И.В., Попова А.Х. Программа «Психологическая азбука для 1 класса».Видное, 1999.
  13. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1, 2. – М.: Генезис, 2001. – 160с.
  14. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Из - во Владос - Пресс, 2001. – 160 с. ил. – (Библиотека школьного психолога).
  15. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 240с.
  16. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. Спб.: Речь, 2001. – 688с.
  17. Гончарова Г.Н., Семенова Н.Б. Состояние здоровья школьников в условиях современного обучения. Красноярск,2000.
  18. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 1999. – 160с.
  19. Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено // Школьный психолог. – 2003. - №36.
  20. Диагностика школьной дезадаптации. (Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения). С.А. Беличева, Н.А. Коробейникова. – М.,1995.
  21. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – Спб.: Речь, 2001. – 400с.
  22. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1998. – 190с. – (Психологическая наука – школе).
  23. Кравцова М. Развитие внимания в начальной школе (диагностика, коррекция и возможности саморазвития) // Школьный психолог. – 2003. - №№46, 48.
  24. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.: Ось – 89, 2003.
  25. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – Спб.: Речь, 2000. – 190с.
  26. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – Спб.: Речь, 2000. – 150с.
  27. Мостовая Л. Поглаживания отрицательные и положительные. (Занятие в школе для родителей) //Школьный психолог. – 2003. - №№27, 28.
  28. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Эксмо – Пресс, 2000. – 352с.
  29. Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. науч. тр. / Редкол.: И.В. Дубровина (отв. ред.) и др. – М.: Изд. АПН ССССР, 1988. – 166с.
  30. Никандров В.В. Вербально - коммуникативные методы психологии (беседа и опрос): Уч. пос. – СПб.: Речь,2002. – 72с.
  31. Никандров В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии: Уч. пос. – СПб.: Речь,2002. – 103с.
  32. Никольская И.М. Практика исследования неосознаваемых психических процессов у детей младшего школьного возраста // Психологическая газета. 1997. - №12.
  33. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера»,1996.- 240с.
  34. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448с.
  35. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. – Спб.: Речь, 2002. – 112с.
  36. Особенности развития детей 6-7 летнего возраста /Под. ред. Эльконина Д.Б., Венгера А.Л. М.,1988.
  37. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений /Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 528 с.
  38. Программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников // Школьный психолог. – 2003. - №№27-28.
  39. Психолог в начальной школе /сост. Абрамова Г.С., Гаврилова Т.П., Лидерс А.Г. и др. – Волгоград: Перемена, 1995. – 152с.
  40. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. Под. ред. Реана А.А. Спб.: «Прайм -Евро-Знак», 2003. – 224с. (Серия «Мэтры психологии»).
  41. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер, 2001. – 176с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).
  42. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. - М.: Просвещение,1991. – 223с. – (Психологическая наука – школе).
  43. Тренинг по сказкотерапии./ Под ред. Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д.–Спб.: Речь, 2000.–256с.
  44. Туаева Н. Необитаемый остров. Психологическая игра для младших школьников // Школьный психолог. – 2003. - №37 – 39.
  45. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208с.
  46. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. – 2-е изд., испр. – М.: Генезис, 2003. – 128с. – (Практическая работа с детьми).
  47. Цылев В.Р. Как правильно подобрать для ребенка класс при зачислении в школу //Вопросы психологии. – 2003. - №4. –с.26-34.
  48. Школьная дезадаптация // Школьный психолог, 2000. - №12.
  49. Я работаю психологом./Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 256с.
  50. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьника. - СПб.: Речь, 2003.

 

Красноярский Государственный Педагогический Университет им. В. П. Астафьева

Институт Психологии, Педагогики и Управления Образованием

АТТЕСТАЦИЯ

студента за производственную практику (начальное звено школы)

Студент __________ курса ИППУО отделения заочного обучения

Ф.И.О.__________________________________________________________________________

Курсовой руководитель __________________________________________________________

Время проведения практики с ___________________ по __________________200 /200 г.

Название образовательного учреждения ___________________________________________

Оценка за:

1. Портрет образовательного учреждения ______________________________________

2. Оформление протокола беседы с учеником ___________________________________

3. Оформление протокола беседы с учителем ___________________________________

4. Оформление протокола наблюдения за учеником _____________________________

5. Оформление конспектов развивающих игр ___________________________________

6. Оформление протоколов диагностического обследования и психолого-педагогического заключения ________________________________________________

7. Рефлексивный анализ собственной деятельности______________________________

Характеристика студента

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

Общая оценка за практику ___________________________________________________________

Психолог образовательного учреждения _______________________________________________

Курсовой руководитель ______________________________________________________________

Директор образовательного учреждения _______________________________________________

Печать ОУ

 

ПЛАН-ПРОГРАММА ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 907; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.156.58 (0.008 с.)