Итоговый уровень развития когнитивной сферы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итоговый уровень развития когнитивной сферы



Высокий— высокий уровень произвольности, высокий уровень внутреннего плана действий и высокий уровень рефлексии.

Средний— средний уровень произвольности, внутреннего плана действий и рефлексии или один из показателей — высокого уровня, все остальные — среднего.

Низкий — низкий уровень произвольности, внутреннего плана действий, рефлексии или один из показателей — среднего, а все остальные — низкого уровня.

Общий вывод о готовности младшего школьника к переходу в среднюю школу:

полностью готов — высокий уровень развития мотивационной сферы и высокий уровень развития когнитивной сферы;

готов средне — средний уровень развития мотивационной сферы и средний уровень развития когнитивной сферы или высокий уровень развития мотивационной сферы и средний уровень развития когнитивной сферы или средний уровень развития мотивационной сферы и высокий уровень развития когнитивной сферы;

не готов— низкий уровень развития мотивационной сферы и низкий уровень развития когнитивной сферы.

РЕКОМЕНДАЦИИ ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ

Диагностику готовности младших школьников к переходу в среднюю школу осуществляет школьный психолог. Это необходимо для того, чтобы «снять» у учащихся установку соответствовать требованиям учителя. Единственное исключение составляет диагностика самооценки учебных действий (методика 6). Ее проводит учитель на одном из уроков при выполнении учащимися письменного задания.

Процедура диагностики проводится в два этапа:

I этап — письменное обследование всего класса (методики 1, 2). Необходимо заранее подготовить бланки анкет для каждого ученика. Практика показывает, что для ответов на вопросы двух анкет требуется 30—40 минут.

II этап — индивидуальное обследование учащихся (методики 3, 4, 5, 7). Данные о результатах проведения методики 6 отдаются учителем для анализа психологу. Следует учитывать, что для обследования одного школьника потребуется 30—50 минут. При этом необходимо помнить, что скорость выполнения отдельными учащимися заданий непосредственно зависит от особенностей их нервной системы. В связи с этим желательно заранее провести исследование по определению динамических характеристик психики школьников изучаемых классов.

Особое внимание психолог должен обратить на результаты проведения анкетирования (методика 1). При ответах на 7 вопрос данной анкеты выявятся школьники, имеющие отрицательные переживания, связанные со школой. Такие ученики требуют пристального внимания психолога и дополнительного изучения их личностных особенностей, в частности, определения уровня тревожности, реактивности и т. п. В соответствии с дополнительно выявленными личностными особенностями, затрудняющими социальную адаптацию данного ребенка, психолог должен разработать стратегию коррекции его поведения.

Как отмечалось во введении, диагностика уровня психического развития младших школьников строилась, прежде всего, на определении сформированности основных психических новообразований данного возраста. Отношения ребенка с родителями — важный фактор, влияющий на развитие личности младшего школьника,— не является предметом специального изучения. Тем не менее, косвенную информацию об особенностях семейного воспитания, эмоциональной атмосфере в семье дает анализ учебных мотивов (методика 2). В частности, если преобладает мотив «избегание неприятностей», это может быть свидетельством неблагополучия взаимоотношений между ребенком и родителями (излишняя требовательность, эмоциональное отвержение и даже жестокость). В таких случаях психолог в круг коррекционной работы должен включать и родителей.

В связи с тенденцией перехода школ на дифференцированное обучение, необходимо раннее определение склонностей школьника, его предпочтений в тех или иных областях знаний (естественные, гуманитарные, технические и т. п.). Информацию о подобных предпочтениях дают результаты проведения методики 3.

Младший школьный возраст, по мнению многих психологов, является сензитивным для развития нравственных качеств личности и формирования научных понятий. С учетом этого составлена методика 7, которая наряду с самооценкой нравственных качеств выявляет уровень обобщенного понимания их.

Проведение всего комплекса диагностических методик поможет выявить учеников, обнаруживших низкий уровень готовности к переходу в среднюю школу. В таких случаях условием перевода этих учащихся в следующий класс должна служить их академическая успеваемость. Однако ученики, как оставленные на повторное обучение, так и переведенные в среднюю школу, должны стать постоянным объектом внимания психолога, который должен строить коррекциопную работу совместно с учителями

Таким образом, проведение всего комплекса методик позволит психологу определить наличный уровень психического развития каждого ученика, выявить конкретные проблемы и трудности, мешающие ему успешно перейти в среднюю школу. Это позволит сосредоточить внимание и совместные усилия психолога и учителей на коррекции психического развития каждого такого ученика со строгим учетом его индивидуальных особенностей.

ПРИМЕЧАНИЕ: данную методику целесообразно использовать в тех школах, где в начальных классах проводятся уроки по системе развивающего обучения.

Приложение1.

 

ПРОТОКОЛ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Класс________ фамилия, имя______________________________________________________

Дата обследования_______________________________________________________________

Мотивационная сфера

 

1. Общее отношение к школе (методика 1):

«а» _____________________ «б» ________________ «в» _______________________________

(«+», «—») (« + », «—») (область отрицательных переживаний)

Итоговый уровень _______________________________________________________________

(высокий, средний, низкий)

2. Мотивы учебной деятельности (методика 2) _______________________________________

(« + »,«—»)

Примечание ____________________________________________________________________

(доминирующий вид социальных мотивов)

3. Учебные интересы (методика 3)__________________________________________________

(любимые учебные предметы)

Примечание ____________________________________________________________________

(эмоциональное отношение к предметам)

Итоговый уровень развития мотивационной сферы

__________________________________________________________________________

(высокий, средний, низкий)

Когнитивная сфера

 

4.Произвольность (методика 4)____________________________________________________

(высокий, средний, низкий)

5. Внутренний план действий (методика 5)___________________________________________

(высоким, средний, низкий)

6. Самооценка учебных действий (методика 6)________________________________________

(адекватная, завышенная, заниженная)

7. Самооценка нравственных качеств (методика 7)

«а» _______________________ «б» _______________________ «в» ______________________

(высоким, средний, низкий) (высоким, средний, низкий) (высокий, средний, низкий)

Итоговый уровень развития рефлексии ______________________________________________

(высокий, средний, низкий)

Итоговый уровень когнитивной сферы___________________________________________

(высокий, средний, низкий)

Общий вывод о готовности перехода в среднюю школу ______________________________________________________________________(полностью готов, готов средне, не готов)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

 

 



 


 


 

Приложение 3

Методика 5.

НАБОР ЗАДАЧ

(В скобках указаны ответы на задачи).

ДВУХХОДОВЫЕ ЗАДАЧИ:

1)А1 —? —A3 (В2)

2)БЗ - ? — А2 (В1)

3)В2 —? —БЗ (А1)

4)Б1 —?—А2 (ВЗ)

 

ТРЕХХОДОВЫЕ ЗАДАЧИ:

1)А1 —? —?—А2 (БЗ, В1)

2)А2 —? —? —Al (B1, БЗ)

3)A3 —? —?—А2 (Б1, ВЗ)

4)Б1—? —? —А1 (A3, В2)

5)БЗ — ? — ? — A3 (Al, B2)

6)В1 —? —? —Б1 (А2, ВЗ)

7)Б1 — ? — ? — В1 (В3, А2)

8)ВЗ —? —? —БЗ (А2, В1)

 

ЧЕТЫРЕХХОДОВЫЕ ЗАДАЧИ:

1) А1—? — ? — ? —ВЗ (В2, АЗ, Б1)

2) А2 —? — ? — ? —В2 (В1, БЗ, А1)

3) A3 — ? — ? — ? — В1 (Б1, ВЗ, А2)

4) Б1 — ? — ? — ? — БЗ (A3, В2, А1)

5) БЗ —? — ? — ? —Б1 (Bl, A2, ВЗ)

6) В1 —? — ? — ? —A3 (А2, ВЗ, Б1)

7) В2 —? — ? — ? —А2 (А1, БЗ, В1)

8) ВЗ —? —? —? —А1 (Б1, A3, В2)

 

 

Приложение 4.

Методика 7.

Злой ________________ Добрый

Несправедливый ________________ Справедливый

Недоброжелательный________________ Доброжелательный

Трусливый ________________ Смелый

Лживый ________________ Правдивый

Ленивый ________________ Трудолюбивый

 

 


 

Рекомендуемая литература:

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. психологическая коррекция умственного развития школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
  2. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
  3. Байярд Р.Т., Байярд Т. Ваш беспокойный подросток. – М.: Педагогика, 1995. –224 с.
  4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.
  5. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
  6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 240 С.
  7. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – Спб.: Речь, 2001. – 688 с.
  8. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 1999. – 160 с.
  9. Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднюю школу: Методические разработки для школьного психолога. /Сост. Миллер О.М., Ядрышникова Т.Л. Красноярск: КГПИ, 1991 – 24с.
  10. Детская психодиагностика и профориентация./ Под ред. Л.Д. Столяренко. – Ростов- на - Дону: Феникс, 1999. – 384 с.
  11. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – Спб.: Речь, 2001. – 400с.
  12. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс. Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003. –122с.
  13. Кулакова С.А. На приеме у психолога – подросток. – СПб.: Союз, 2001. –350с.
  14. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. Спб.: Питер, 2000. – 416 с.
  15. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.
  16. Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка. – М.: Российская Академия образования, 1995. – 56 с.
  17. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – Спб.: Речь, 2000. – 190 с.
  18. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – Спб.: Речь, 2000. – 150 с.
  19. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Эксмо – Пресс, 2000. – 352 с.
  20. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448 с.
  21. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т.В., Барчук О.И. и др., под общей ред. Битяновой М.Р. – Спб.: Питер, 2002. – 304 с.
  22. Практическая психология образования./Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 19997. – 528 с.
  23. Руководство практического психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: «Академия», 1995. – 128 с.
  24. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе. – М.: Интор, 1997. – 192 с.
  25. Самоукина Н.В. Психология оптимизма. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 240с.
  26. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. – М.: Генезис, 2000. – 112 с.
  27. Тренинг развития жизненных целей / Под ред. Е.Г. Трошихиной. – Спб.: Речь, 2001. – 216 с.
  28. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. – 490 с.
  29. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.
  30. Я работаю психологом /Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 256с.
  31. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: Владос, 2001, - 96с.
  32. Сомова Н.Л. В пятый класс – в первый раз: Пособие по профилактике и коррекции школьных проблем учеников 10-11 лет. – СПб.:KARO, 2001. –368с.
  33. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6-12 лет. – М.: Педагогическое общество России, 2001. –160с., ил.
  34. Азарова Т.В. Дорога в пятый класс. // Школьный психолог. –2000. - №№19 – 21.

 

 

Красноярский Государственный Педагогический Университет им. Астафьева В. П.

Институт Психологии, Педагогики и Управления Образованием

АТТЕСТАЦИЯ

студента за производственную практику

(среднее и старшее звено школы)

Студент __________ курса ИППУО ОЗО

Ф.И.О._______________________________________________________________________________ Курсовой руководитель______________________________________________________________

Психолог образовательного учреждения_______________________________________________

Время проведения практики с ______________________по ___________________200 - 200 г.

Название образовательного учреждения _______________________________________________

Оценка за:

1. Портрет образовательного учреждения __________________________________________________

2. Психологический анализ диагностической работы психолога ________________________________________

3. Оформление протоколов диагностического обследования и психологического заключения______________

4. Психологический анализ коррекционно - развивающей работы психолога_____________________________

5. Оформление конспектов коррекционно-развивающих занятий, проведение коррекционно-развивающих занятий и их самоанализ ______________________________________________________________________________

6. Психологический анализ профилактической работы психолога______________________________________

7. Психологический анализ просветительской работы психолога_______________________________________

8. Оформление конспектов и проведение занятий с родителями________________________________________

9. Оформление конспектов занятий для учителей. Проведение занятий для учителей и их самоанализ _____________________________________________________________________________________________________

10. Оформление стендовой информации ______________________________________________________________

11. Психологический анализ урока ___________________________________________________________________

12. Рефлексивный анализ собственной деятельности ___________________________________________________

Характеристика студента

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

 

Общая оценка за практику ___________________________________________________

Психолог образовательного учреждения _______________________________________

Курсовой руководитель ______________________________________________________

Директор образовательного учреждения _______________________________________

Печать ОУ

План - программа преподавательской практики

студентов 3 курса ИППУО.

Цель практики

формирование готовности студентов к преподавательской деятельности в образовательном учебном заведении.

Задачи практики:

1. Осмысление и понимание специфики преподавательской деятельности в образовательном учебном заведении.



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.49.108 (0.011 с.)