При организации кабинета биологии в общеобразовательной школе сначала выбирают помещение и составляют проект его рациональной планировки соответственно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.4.2. №178-02). В соответствии с настоящими требованиями осуществляют комплектование кабинета средствами обучения, приобретают специализированную мебель, оснащают техническими средствами и создают условия для их эффективного использования; а также создают систему хранения и размещения учебного оборудования и функционально-значимый интерьер учебного кабинета. В требованиях отмечены предметы постоянной экспозиции для кабинета биологии.
Наименование объектов и средств
Материально-технического обеспечения
| Необходимое количество
| Примечания
|
Основная школа
| Старшая школа
|
Базов.
| Проф.
|
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
| | | | |
1. Стандарт основного общего образования по биологии
| Д
|
|
|
|
2. Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень)
|
| Д
|
|
|
3. Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень)
|
|
| Д
|
|
4. Примерная программа основного общего образования по биологии
| Д
|
|
|
|
5. Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологи
|
| Д
|
|
|
6. Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по биологии
|
|
| Д
|
|
7. Авторские рабочие программы по разделам биологии
| Д
| Д
| Д
|
|
8. Общая методика преподавания биологии
| Д
| Д
| Д
|
|
9. Книги для чтения по всем разделам курса биологии
| П
|
|
|
|
10. Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)
| Д
| Д
| Д
|
|
11. Определитель водных беспозвоночных
|
|
| Д
|
|
12. Определитель насекомых
| П
| П
| П
|
|
13. Определитель паукообразных
|
|
| П
|
|
14. Определитель птиц
| П
| П
| П
|
|
15. Определитель растений
| П
| П
| П
|
|
16. Рабочие тетради для учащихся по всем разделам курса
| Р
| Р
| Р
|
|
17. Учебники по всем разделам (баз.)
| Р
| Р
| Р
|
|
18. Учебники по профилям
|
|
| Р
|
|
19. Энциклопедия «Животные»
| Д
| Д
| Д
|
|
20. Энциклопедия «Растения»
| Д
| Д
| Д
|
|
2.ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
| | | | |
Таблицы
| |
|
|
|
1.Анатомия, физиология и гигиена человека
| Д
| Д
| Д
|
|
2. Биотехнология
|
|
| Д
|
|
3. Генетика
| Д
| Д
| Д
|
|
4. Единицы измерений, используемых в биологии
|
|
| Д
| Постоянная экспозиция
|
5. Основы экологии
| Д
| Д
| Д
|
|
6. Портреты ученых биологов
| Д
| Д
| Д
| Постоянная экспозиция
|
7. Правила поведения в учебном кабинете
| Д
| Д
|
| То же
|
8. Правила поведения на экскурсии
| Д
| Д
|
| То же
|
9. Правила работы с цифровым микроскопом
|
|
| Д
| То же
|
10. Развитие животного и растительного мира
| Д
| Д
| Д
| То же
|
11. Систематика животных
| Д
| Д
| Д
|
|
12. Систематика растений
| Д
| Д
| Д
|
|
13. Строение, размножение и разнообразие животных
| Д
| Д
| Д
|
|
14. Строение, размножение и разнообразие растений
| Д
| Д
| Д
|
|
15. Схема строения клеток живых организмов
| Д
| Д
| Д
| Постоянная экспозиция
|
16. Уровни организации живой природы
| Д
| Д
| Д
|
|
Карты
|
|
|
|
|
1. Биосферные заповедники и национальные парки мира
|
|
| Д
|
|
2. Заповедники и заказники России
| Д
| Д
| Д
|
|
3. Зоогеографическая карта мира
| Д
| Д
| Д
|
|
4. Зоогеографическая карта России
| Д
| Д
| Д
|
|
5. Население и урбанизация мира
|
|
| Д
|
|
6. Природные зоны России
| Д
| Д
| Д
|
|
7. Центры происхождения культурных растений и домашних животных
| Д
| Д
| Д
|
|
Атласы
|
|
|
|
|
1. Анатомия человека
| Д
| Д
| П
|
|
2. Беспозвоночные животные
| Д
| Д
| П
|
|
3. Позвоночные животные
| Д
| Д
| П
|
|
4. Растения. Грибы. Лишайники
| Д
| Д
| П
|
|
3. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА
| | | | |
1. Мультимедийные обучающие программы (обучающие, треннинговые, контролирующие) по всем разделам курса биологии
| Д\П
| Д\П
| Д\П
| Для учителя, учащихся и домашнего пользования
|
2. Электронные библиотеки по всем разделам курса биологии
| Д\П
| Д\П
| Д\П
| Для учителя, учащихся и домашнего пользования
|
3. Электронные базы данных по всем разделам курса биологии
| Д
| Д
| Д
| То же
|
|
|
|
|
|
4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ(могут быть в цифровом и компьютерном виде)
|
|
|
| Могут быть в цифровом и компьютерном видах
|
Видеофильмы
|
|
|
|
|
1. Фрагментарный видеофильм о сельскохозяйственных живо животных
| Д
| Д
|
|
|
2.Фрагментарный видеофильм о строении, размножении и среде обитания растений основных отделов
| Д
| Д
| Д
|
|
3. Фрагментарный видеофильм о беспозвоночных животных
| Д
| Д
| Д
|
|
4. Фрагментарный видеофильм по обмену веществ у растений и животных
| Д
| Д
| Д
|
|
5. Фрагментарный видеофильм по генетике
| Д
| Д
| Д
|
|
6. Фрагментарный видеофильм по эволюции живых организмов
| Д
| Д
| Д
|
|
7. Фрагментарный видеофильм о позвоночных животных (по отрядам)
| Д
| Д
| Д
|
|
8. Фрагментарный видеофильм об охране природы в России
| Д
| Д
| Д
|
|
9. Фрагментарный видеофильм по анатомии и физиологии человека
| Д
| Д
| Д
|
|
10. Фрагментарный видеофильм по гигиене человека
| Д
| Д
| Д
|
|
11. Фрагментарный видеофильм по оказанию первой помощи
| Д
| Д
| Д
|
|
12. Фрагментарный видеофильм по основным экологическим проблемам
| Д
| Д
| Д
|
|
13. Фрагментарный видеофильм по селекции живых организмов
| Д
| Д
| Д
|
|
14. Фрагментарный видеофильм происхождение и развитие жизни на Земле
| Д
| Д
| Д
|
|
Слайды-диапозитивы
|
|
|
|
|
1. Методы и приемы работы в микробиологии
|
|
| Д
|
|
2. Многообразие бактерий, грибов
|
|
| Д
|
|
3. Многообразие беспозвоночных животных
| Д
| Д
| Д
|
|
Многообразие позвоночных животных
| Д
| Д
| Д
|
|
4. Многообразие растений
| Д
| Д
| Д
|
|
Транспаранты
|
|
|
|
|
1. Цитогенетические процессы и их использование человеком (биосинтез белка, деление клетки, гаметогенез, клонирование иммунитет человека, фотосинтез и др.)
| Д
| Д
| Д
| Используют метод наложения
|
2. Набор по основам экологии
| Д
| Д
| Д
| То же
|
3. Рефлекторные дуги рефлексов
| Д
| Д
| Д
| То же
|
4. Систематика беспозвоночных животных
| Д
| Д
| Д
| То же
|
5. Систематика покрытосеменных
| Д
| Д
| Д
| То же
|
6. Систематика бактерий
|
|
| Д
| То же
|
7. Систематика водорослей
| Д
| Д
| Д
| То же
|
8. Систематика грибов
|
|
| Д
| То же
|
9. Систематика позвоночных животных
| Д
| Д
| Д
| То же
|
10. Строение беспозвоночных животных
| Д
| Д
|
| То же
|
11. Строение и размножение вирусов
|
|
| Д
| То же
|
12. Строение позвоночных животных
| Д
| Д
|
| Прием наложения
|
13. Строение цветков различных семейств растений
| Д
| Д
|
| То же
|
14. Структура органоидов клетки
|
|
| Д
| То же
|
Таблицы-фолии
|
|
|
|
|
Комплекты по тематике необходимых разделов биологии функционально заменяют демонстрационные таблицы на печатной основе, которые используют эпизодически.
|
|
| Д
| Используют при повторении материала и углубленно-профильном изучении объектов, явлений и процессов
|
5. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
| | | | |
1. Видеокамера на штативе
|
| Д
| Д
|
|
2. Видеомагнитофон (или видеоплейер)
| Д
| Д
| Д
|
|
3. Графопроектор (оверхедпроектор)
| Д
| Д
| Д
|
|
4. Компьютер мультимедийный
| Д
| Д
| П
| С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных), с возможностью подключения к Интернету: имеет аудио- и видео входы и выходы и универсальные порты, приводами для чтения и записи компакт-дисков: оснащен акустическими колонками, магнитофоном и наушниками
|
5. Копировальный аппарат
| Д
| Д
| Д
| Должен входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения
|
6. Диапроектор (слайд-проектор)
| Д
| Д
| Д
|
|
7. Мультимедийный проектор
|
| Д
| Д
| Должен входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения
|
8. Набор датчиков к компьютеру
| Д
| П
| П
| Датчики содержания кислорода, частоты сердечных сокращений, дыхания, освещенности, температуры, влажности
|
9. Телевизор
| Д
| Д
| Д
| С диагональю экрана не менее 72 см
|
10. Цифровая фотокамера
|
| Д
| Д
|
|
11. Эпипроектор
| Д
| Д
| Д
|
|
12. Экран проекционный
| Д
| Д
| Д
| Размер не мене 1200 см
|
6. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
|
|
|
|
|
Приборы, приспособления
|
|
|
|
|
1. Барометр
| Д
| Д
| Д
|
|
2. Весы аналитические
|
|
| Д
|
|
3. Весы учебные с разновесами
| Д
| Д
| Р
|
|
4. Гигрометр
| Д
| Д
| Д
|
|
5. Комплект для экологических исследований
|
|
| Д
|
|
6. Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ
| Р
| Р
| Р
| Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.
|
7. Комплект оборудования для комнатных растений
| Д
| Д
| Д
|
|
8. Комплект оборудования для содержания животных
| Д
| Д
| Д
|
|
9. Лупа бинокулярная
|
|
| Р
|
|
10. Лупа ручная
| Р
| Р
| Р
|
|
11. Лупа штативная
|
|
| Р
|
|
12. Микроскоп школьный ув.300-500
| Р
| Р
|
|
|
13. Микроскоп лабораторный
|
|
| Р
|
|
14. Термометр наружный
| Д
| Д
| Д
|
|
15. Термометр почвенный
|
|
| Д
|
|
16. Термостат
|
|
| Д
|
|
17. Тонометр
| Д
| Д
| Д
|
|
18. Цифровой микроскоп или микрофотонасадка
|
|
| Д
| Микроскоп подключается к компьютеру
|
19. Эргометр
|
|
| Д
|
|
Реактивы и материалы
|
|
|
|
|
1. Комплект реактивов для базового уровня
| Д
| Д
| Д
|
|
2. Комплект реактивов для профильного уровня
|
|
| Д
|
|
|
|
|
|
|
7. МОДЕЛИ
| | | | |
Модели объемные
|
|
|
|
|
1. Модели цветков различных семейств
| Д
| Д
| Д
|
|
2. Набор «Происхождение человека»
| Д
| Д
| Д
|
|
3. Набор моделей органов человека
| Р
| Р
| Р
|
|
4. Торс человека
| Д
| Д
| Д
|
|
5. Тренажер для оказания первой помощи
|
|
| Д
| Используется совместно с курсом ОБЖ
|
Модели остеологические
|
|
|
|
|
1. Скелет человека разборный
| Д
| Д
| Д
|
|
2. Скелеты позвоночных животных
| Р
| Р
|
|
|
3. Череп человека расчлененный
|
|
| Д
|
|
Модели рельефные
|
|
|
|
|
1. Дезоксирибонуклеиновая кислота
| Д
| Д
| Д
|
|
2. Набор моделей по строению беспозвоночных животных
| Д
| Д
| Д
|
|
3. Набор моделей по анатомии растений
| Д
| Д
|
|
|
4. Набор моделей по строению органов человека
| Д
| Д
| Д
|
|
5. Набор моделей по строению позвоночных животных
| Д
| Д
| Д
|
|
Модели-аппликации (для работы на магнитной доске)
|
|
|
|
|
1. Генетика человека
|
|
| Д
|
|
2. Круговорот биогенных элементов
|
|
| Д
|
|
3. Митоз и мейоз клетки
| Д
| Д
| Д
|
|
4. Основные генетические законы
| Д
| Д
| Д
|
|
5. Размножение различных групп растений (набор)
| Д
| Д
| Д
|
|
6. Строение клеток растений и животных
| Д
| Д
| Д
|
|
7. Типичные биоценозы
| Д
| Д
| Д
|
|
8. Циклы развития паразитических червей (набор)
| Д
| Д
| Д
|
|
9. Эволюция растений и животных
| Д
| Д
| Д
|
|
Муляжи
|
|
|
|
|
1. Плодовые тела шляпочных грибов
| Р
| Р
|
|
|
2. Позвоночные животные (набор)
| Р
| Р
|
|
|
3. Результаты искусственного отбора на примере плодов культурных растений
| Р
| Р
| Р
|
|
8. НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
| | | | |
Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп
| Р
| Р
| Р
| Используют как раздаточный материал
|
Влажные препараты
|
|
|
|
|
1. Внутреннее строение позвоночных животных (по классам)
| Р
| Р
|
|
|
2. Строение глаза млекопитающего
| Р
| Р
|
|
|
Микропрепараты
|
|
|
|
|
1. Набор микропрепаратов по ботанике (проф.)
|
|
| Р
|
|
2. Набор микропрепаратов по зоологии (проф.)
|
|
| Р
|
|
3. Набор микропрепаратов по общей биологии (базовый)
| Р
| Р
| Р
|
|
4. Набор микропрепаратов по общей биологии (проф.)
|
|
| Р
|
|
5. Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (базовый)
| Р
| Р
| Р
|
|
6. Набор микропрепаратов по разделу «Человек» (базовый)
| Р
| Р
| Р
|
|
7. Набор микропрепаратов по разделу»Животные» (базовый)
| Р
| Р
| Р
|
|
Коллекции
|
|
|
|
|
1. Вредители сельскохозяйственных культур
| Р
| Р
|
|
|
2. Ископаемые растения и животные
|
|
| Р
|
|
3. Морфо-экологические адаптации организмов к среде обитания (форма, окраска и пр.)
|
|
|
|
|
Живые объекты
|
|
|
|
|
Комнатные растения по экологическим группам
|
|
|
|
|
Тропические влажные леса
|
|
|
|
|
Влажные субтропики
Сухие субтропики
|
|
|
|
|
Пустыни и полупустыни
|
|
|
|
|
Водные растения
|
|
|
|
|
Беспозвоночные животные
|
|
|
|
|
Простейшие
|
|
|
|
|
Черви
|
|
|
|
|
Насекомые
|
|
|
|
|
Моллюски
|
|
|
|
|
Позвоночные животные (содержатся при соблюдении санитарно-гигиенических норм)
|
|
|
|
|
Млекопитающие (хомячки, морские свинки)
|
|
|
|
|
Рыбы местных водоемов
|
|
|
|
|
Аквариумные рыбы
|
|
|
|
|
Мелкие певчие птицы, волнистые попугаи
|
|
|
|
|
9. ИГРЫ
|
|
|
|
|
1. Настольные развивающие игры по экологии
| П
|
|
|
|
2. Биологические конструкторы
|
|
| П
|
|
10.Экскурсионное оборудование
|
|
|
|
|
Экскурсионное оборудование используется на группу учащихся
|
|
|
|
|
1. Бинокль
| Д
| Д
| П
|
|
2. Морилка для насекомых
| П
| П
| П
|
|
3. Папка гербарная
| П
| П
| П
|
|
4. Пресс гербарный
| П
| П
| П
|
|
5. Рулетка
| Д
| Д
| Д
|
|
6. Сачок водный
| П
| П
| П
|
|
7. Сачок энтомологический
| П
| П
| П
|
|
8. Совок для выкапывания растений
| П
| П
| П
|
|
11. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ
| | | | |
1. Доска аудиторная с магнитной поверхностью и с приспособлениями для крепления таблиц, карт
|
|
|
|
|
2. Стол демонстрационный
|
|
|
|
|
3. Стол письменный для учителя (в лаборантской)
|
|
|
|
|
4. Стол препараторский (в лаборантской)
|
|
|
|
|
5. Столы двухместные лабораторные ученические в комплекте со стульями
|
|
|
|
|
6. Стул для учителя
|
|
|
|
|
7. Стол компьютерный
|
|
|
|
|
8. Подставка для ТСО
|
|
|
|
|
9. Шкафы секционные для оборудования
|
|
|
|
|
10. Раковина – мойка
|
|
|
|
|
11. Сушилка для посуды
|
|
|
|
|
12. Стенды экспозиционные
|
|
|
|
|