Стоматологических поликлиник, отделений, кабинетов и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стоматологических поликлиник, отделений, кабинетов и



Введение

 

В ходе проведения стоматологических манипуляций существует большая вероятность передачи от пациента врачу ряда заболеваний: ВИЧ-инфекция, гепатиты, гер­петические и вирусные конъюнктивиты, герпес, грипп, мононуклеоз, туберкулез, эпидемический паротит, стафилококковые, стрептококковые и другие инфекционные поражения. Помимо этого патогенная микрофлора контаминирующая в кариоз­ных очагах, ротовой жидкости, на слизистой оболочке поло­сти рта, при разговоре, дыхании, кашле попадает в воздух, на инструментарий и стоматологическое оборудование, что созда­ет фон внутрикабинетной инфекции. В связи с этим повышает­ся опасность заражения врачей, медперсонала и больных раз­личными инфекционными заболеваниями, что диктует необходимость серьезного подхода к проведению дезинфек­ционных мероприятий и стерилизации стоматологического ин­струментария и материалов.

Несоблюдение правил производственной санитарии повышает риск инфицирования работников здравоохранения. Состояние профессиональной заболеваемости, охраны труда и уровень производственного травматизма являются глобальной социально-экономической проблемой непосредственно влияющей на оказание стоматологической помощи населению.

Причинами несчастных случаев и фактов заражения на рабочем месте могут явиться необученность руководителей и персонала вопросам безопасности, неблагоприятные условия труда, связанные с низким уровнем материально-технической базы, и сниженный контроль со стороны администрации за соблюдением правил охраны труда и вопросам санитарии.

Сегодня рынок представлен большим выбором моющего и дезинфицирующего оборудования для стоматологической практики различных фирм производителей. Для дезинфекции на сегодняшний день разрешены к применению: «Альдесол», «Антисептика КОМБИ-инструмент-дезинфекцион», «Велтосепт», «ИД-220», «Стераниос 20%», «Квитанет СА», «Сайдекс»-Н», «Клорилли», «Деохлор-таблетки», «Пироксимед», «Перамин», «Хелипур Х плюс», «Лизетол», «Виркон», «Дюльбак – ДГБ/Л», «Гигисепт», «Тротанат», «Ротажерм», «Деконокс», «Денталь ББ», «Диас-20», «Терминатор», «Деканекс» и др. Все эти средства должны применяться в соответствии с методическими рекомендациями. Мы при составлении нашего руководства приводим способ обработки инструментов и материалов с соблюдением и применением традиционных дезинфецирущих методов и средств.

В руководстве в систематизированном виде представлены проблемы, раскрывающие санитарно-гигиенические требования, предъявляемые при организации лечебных учреждений стоматологического профиля. Подробно освещены вопросы специфичности соблюдения санитарно-противоэпидемического режима. Рассмотрены особенности дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации изделий медицинского назначения в стоматологии и методы контроля качества проводимых процедур. Отдельная глава посвящена вопросам организации охраны труда в стоматологических учреждениях.

Данное пособие должно помочь медицинскому персоналу стоматологических лечебных учреждений предусмотреть меры профилактики в передаче инфекционных заболеваний, а также снизить уровень пагубного влияния производственных факторов.

ГЛАВА I. Санитарно-гигиенические требования к организации

стоматологических учреждений

Требования к размещению и устройству помещения

Стоматологических поликлиник, отделений, кабинетов и

Зуботехнических лабораторий

 

Стоматологические поликлиники, отделения, кабинеты и зуботехнические лаборатории размещаются в отдельно стоящих типовых зданиях или же в виде исключений, в приспособленных помещениях, встроенных в здания.

При строительстве или подборе здания для размещения стоматологической поликлиники, отделения, кабинета должно быть предусмотрено централизованное горячее и холодное водоснабжение и канализация, рядом со зданием располагают закрывающиеся контейнеры для сбора сухого мусора и материалов после дезинфекции.

Для функционирования стоматологической службы требуется централизованное электроснабжение, кроме того, необходимо иметь источник для аварийного снабжения электроэнергией.

Нагревательными приборами в системе центрального водяного отопления должны быть чугунные радиаторы с гладкой поверхностью, допускающей легкую очистку.

Стоматологические кабинеты (терапевтические, хирургические, ортопедические, детские, ортодонтические) должны иметь на основное стоматологическое кресло 14 кв.м площади и по 7 кв. м на каждое дополнительное. При наличии у дополнительного кресла универсальной стоматологической установки площадь на дополнительное кресла увеличивается до 10 кв. м. Высота кабинетов должна быть не менее 3 м, а глубина при одностороннем естественном освещении не должна превышать 6 м.

Набор вспомогательных помещений в стоматологических отделениях и зуботехнических лабораториях определяются мощностью категорийности поликлиники. Установлены следующие категории стоматологических поликлиник характеризующие их мощность:

· внекатегорийные – свыше 40 врачебных должностей;

· первой категории – от 30 до 40 врачебных должностей;

· второй категории – от 20 до 29 врачебных должностей;

· третьей категории – от 20 до 24 врчебных должностей.

Помещения зуботехнической лаборатории (основные и вспомогательные) должны иметь по 4 кв. м на одно рабочее место зубного техника. Высота кабинетов должна быть не менее 3 м, а глубина при одностороннем естественном освещении не должна превышать 6 м.

Организация централизованного стерилизационного отделения в стоматологической поликлинике является оптимальным вариантом обработки медицинского инструментария и материалов. С этой целью необходимо выделить не менее четырех сообщающихся между собой помещений: для дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации и хранения стерильного материала. Перекрест грязного и стерильного потоков недопустим. Если дезинфекция, предстерилизационная очистка и стерилизация стоматологического инструментария проводятся в лечебных кабинетах, оборудование и материалы для этих целей устанавливаются в удалении от рабочей зоны кабинета.

 

Требования к внутренней отделке помещений

 

Все применяемые для внутренней отделки помещений материалы должны быть только из числа разрешенных Минздравом для применения в строительстве.

Стены стоматологических кабинетов должны быть гладкими, без щелей. Все углы и места соединения стен, потолка и пола должны быть закругленным без карнизов.

Стены стоматологических кабинетов и основных помещений зуботехнической лаборатории на высоту дверей окрашиваются алкидностирольными, полтвинилацетатными, масляными красками или нитроэмалью. Выше панели производится окраска силикатными или клеевыми красками.

Потолки стоматологических кабинетов (операционных, предоперационных, стерилизационных и помещений зуботехнических лабораторий) окрашиваются водоэмульсионными, масляными клеевыми красками в белый цвет.

В специальных производственных помещениях зуботехнической лаборатории стены на высоту двери облицовываются глазурованной плиткой. Выше панели производится окраска силикатными или клеевыми красками.

Полы в стоматологических кабинетах должны настилаться рулонным поливинилхлоридным материалом (винапластом, линолеумом) и не иметь щелей, для чего все швы свариваются при помощи специальных горелок или высокочастотной сварки. В кабинетах хирургической стоматологии и операционных допускается керамическая плитка.

Покрытие пола в основных помещениях зуботехнической лаборатории должно быть из рулонных поливинилхлоридных материалов (линолиума). В специальных – из керамической плитки.

Цвет поверхностей стен и пола в лечебных кабинетах должен быть светлых тонов, не мешающий правильному цветоразличению оттенков окраски слизистых оболочек, кожных покровов, крови, зубов (естественных и искусственных), пломбировочных и зубопротезных материалов.

Двери и окна во всех помещениях окрашиваются эмалями или масляной краской в белый цвет. Дверная и оконная фурнитура должна быть гладкой, легко поддающейся чистке.

В стоматологических кабинетах не допускается использование украшений и карнизов, картин, живых и искусственных цветов и других предметов, способствующих скоплению воздушной пыли и затрудняющих санитарную обработку.

Требования к микроклимату, отоплению, вентиляции

И зубопротезных лабораторий

В зданиях стоматологических поликлиник, в стоматологических отделениях, кабинетах и помещениях зуботехнических лабораторий следует предусматривать общеобменную приточно-вытяжную вентиляцию с кратностью воздухообмена 3 раза в час по вытяжке и 2 раза в час по притоку.

Независимо от наличия общеобменной приточно-вытяжной вентиляции должны быть:

- легко открывающиеся фрамуги или форточки во всех помещениях;

- вытяжные шкафы с механическим побуждением в терапевтических и ортопедических кабинетах, в стерилизационных и паяльных помещениях;

- местные отсосы пыли на рабочих местах зубных техников в основных помещениях и у каждой полировальной машины в полировочных;

- вытяжные зонты в литейной над печью центробежного литья, в паяльной, над нагревательными приборами и рабочим столом в полимеризационной.

На постоянных рабочих местах, где врачи и зубные техники находятся свыше 50% рабочего времени или более двух часов непрерывно (стоматологические кабинеты, основные помещения зуботехнической лаборатории), параметры микроклимата нормируются в виде следующих сочетаний:

- температура: холодный период – 18 - 23°С, теплый период – 21 - 25°С;

- относительная влажность – 40 - 60%;

- скорость движения воздуха – 0,2 м/с.

На местах временного пребывания работающих (специальные помещения зуботехнической лаборатории) параметры микроклимата могут быть следующими:

- температура: холодный период – 17 - 25°С, теплый период – не более 28°С;

- относительная влажность: холодный период – не более 75%, теплый период – не более 65%;

- скорость движения воздуха: холодный период – 0,2 - 0,3 м/с, теплый период – 0,2-0,5 м/с.

Устройства, удаляющие загрязненный пылью, парами ртути и других металлов воздух, должны быть оборудованы соответствующими фильтрами для предупреждения загрязнения атмосферного воздуха.

 

Кондиционирование воздуха должно предусматриваться в основных помещениях зуботехнической лаборатории и стоматологических кабинетах.

Требования к естественному и искусственному освещению производственных помещений стоматологических поликлиник, отделений, зуботехнических лабораторий

Все помещения стоматологических поликлиник, отделений и зуботехнических лабораторий должны иметь естественное освещение.

Во вновь организуемых стоматологических поликлиниках окна стоматологических кабинетов должны быть ориентированы на северные направления (С, СВ, СЗ) во избежании значительных перепадов яркостей на рабочих местах за счет попадания прямых солнечных лучей при других видах ориентации, а также перегрева помещений в летнее время, особенно в южных районах страны.

На северные направления должны быть ориентированы основные помещения и литейные зуботехнической лаборатории для предупреждения перегрева в летнее время.

В существующих учреждениях имеющих неправильные ориентации, в летнее время рекомендуется прибегать к затенению окон при помощи тентов, жалюзи и других приспособлений.

Световой коэффициент (отношение остекленной поверхности окон к площади пола) во всех стоматологических кабинетах и основных помещениях зуботехнической лаборатории должен составлять 1: 4 – 1: 5, а в остальных производственных помещениях быть не ниже 1: 8.

 

Коэффициент естественного освещения (процентное отношение уровня естественной освещенности на рабочем месте к одновременной освещенности под открытым небом) на постоянных рабочих местах во всех стоматологических кабинетах и основных помещениях зуботехнической лаборатории должен быть не менее 1,5%.

При установке стоматологических кресел в существующих кабинетах в два ряда при одностороннем естественном освещении следует пользоваться искусственным светом даже в дневное время, во втором ряду кресел и врачи должны периодически меняться своими рабочими местами.

Расположение столов зубных техников в основных помещениях зуботехнической лаборатории должно обеспечивать левостороннее естественное освещение рабочих мест.

Все помещения стоматологических поликлиник, отделений и зуботехнических лабораторий должны иметь общее искусственное освещение, выполненное люминисцентными лампами или лампами накаливания.

Светильники общего освещения должны размещаться с таким расчетом, чтобы не попадать в поле зрения работающего врача.

Рекомендуются следующие уровни горизонтальной освещенности рабочих поверхностей, создаваемые общим искусственным освещением (см. таб. №1).

Уровень освещенности, создаваемый местным источником, не должен превышать уровень общего освещения более, чем в 10 раз, чтобы не вызвать утомительной для зрения врача световой переадаптации при переводе взгляда с различно освещенных поверхностей.

 

Светильники общего и местного освещения должны иметь соответствующую защиту арматуру, предохраняющую органы зрения персонала от слепящего действия ламп.

Таблица №1: Уровни освещенности в помещениях стоматологической поликлиники

Название помещений Уровни общего освещения лампами, лк
люминесцент- ными накаливания
Лечебные кабинеты врачей, основные помещения зуботехнических лабораторий    
Гипсовочные, полимеризационые    
Литейые, паяльные    
Регистратура, коридоры ожидальные    

 

Требования к оборудованию стоматологических кабинетов и помещений зуботехнических лабораторий

Оснащение стоматологических поликлиник, отделений, кабинетов и зуботехнических лабораторий медицинским оборудованием осуществляется в соответствии с действующим табелем оснащения стоматологических учреждений.

В терапевтических и ортопедических стоматологических кабинетах должно размещаться не более 3-х, а в хирургических – не более 2-х кресел с обязательным разделением рабочих мест врачей непрозрачными перегородками высотой до 1,5 м.

В кабинета с односторонним естественным освещением стоматологические кресла устанавливаются в один ряд вдоль, светонесущей стены.

В каждом стоматологическом кабинете должен быть стол для стерильных материалов и инструментов.

В лечебных кабинетах и помещения зуботехнической лаборатории должны быть отдельные раковины для мытья рук персонала, оборудованные кранами с локтевым или ножным управлением и специальные ванны для других производственных целей (мытья инструментов, посуды, инвентаря, оборудования и пр.).

Стоматологические поликлиники, отделения, кабинеты и зуботехнические лаборатории должны быть обеспечены аптечками с набором необходимых медикаментов для оказания экстренной и первой помощи, а также дезинфицирующих средств.

Основные помещения зуботехнических лабораторий должны быть оборудованы встроенными в стены несгораемыми шкафами сейфами) для хранения находящихся в работе золотых изделий.

Сточные воды от раковин из гипсовочных перед спуском в канализацию должны освобождаться от гипса.

 

Дезинфекция

 

Дезинфекция – это уничтожение патогенных и условно-патогенных микроорганизмов (вирусов, бактерий и грибов) на изделиях медицинского назначения, а также в их каналах и полостях с использованием физических методов и химических средств. Дезинфекции подвергаются все изделия медицинского назначения, подлежащие и не подлежащие стерилизации, а также помещения и оборудование.

Таблица №2: Методы дезинфекции.

Метод дезинфекции Дезинфицирующий агент Концентрация раствора (%) Время дезинфекции
1.   Физический (кипячение)   а) дистиллированная вода --- 30 мин
б) дистиллированная вода с натрием углекислым 2,0 15 мин  
2. Химический а) хлорамин 3,0 60 мин
б) перекись водорода 6,0 60 мин
в) нейтральный гипохлорид кальция 1,5 60 мин
г) глутаровый альдегид 2,5 60 мин

 

Учитывая, что при загрязнении дезинфицирующего раствора кровью его обеззараживающие свойства снижаются, необходимо иметь вторую емкость с дезраствором, где предварительно медицинский инструментарий промыть, после чего погрузить в подготовленный рабочий дезинфицирующий раствор.

Недопустимо с целью удаления биологических загрязнений промывать изделия под проточной водой.

После дезинфекции изделия должны быть тщательно промыты в проточной воде до полного удаления дезинфицирующего вещества и направлены на предстерилизационную очистку.

В стоматологическом кабинете, отделении может быть выбран один из способов дезинфекции на основании условий работы, а также наличия дезинфицирующего агента.

Таблица №3: Состав моющего раствора для предстерилизационной очистки медицинских изделий

Наименование компонентов Количество компонентов для приготовления 1л моющего р-ра
1. Пергидроль: Н2О2 - 33% Моющее средство (СМС) Вода дистиллированная   15 мл 5,0 до 1 литра раствора (от 978 мл до 980 мл)
2. Перекись водорода 3% Моющее средство (СМС) Вода дистиллированная 200 мл 5,0 795 мл

 

Стерилизация

 

Стерилизация направлена на уничтожение всех микроорганизмов, в том числе и споровых форм, предупреждение распространения ряда инфекционных заболеваний, возбудители, которых передаются через кровь, биологические жидкости (вирусные гепатиты, ВИЧ-инфекции и др.).

Стерилизации подвергаются все изделия, соприкасающиеся с раневой поверхностью, контактирующие с кровью или инъекционными препаратами, медицинские инструменты, которые в процессе эксплуатации соприкасаются со слизистой оболочкой и могут вызвать ее повреждение.

Стерилизацию проводят с помощью физических (паровой, воздушный и в среде нагретых шариков) и химических (растворы химических средств и газов) методов.

Выбор того или иного метода стерилизации зависит от особенностей стерилизуемого изделия.

В амбулаторно-поликлинической практике наиболее распространены паровой, с использованием автоклавов, и воздушный, с использованием сухожаровых шкафов, методы стерилизации.

Паровым методом стерилизуют стоматологические инструменты, детали приборов и аппаратов из коррозионно-стойких металлов, стекла, хирургическое белье, перевязочный и шовный материалы, изделия из резин (трубки, перчатки, катетеры, зонды и т.д.), латекса и отдельных видов пла­стмасс (полиэтилен высокой плотности, ПВХ - пластикаты).

Для этих целей используют паровой стерилизатор (автоклав), куда помещают изделия в стерилизационных коробках без фильтров или с фильтрами или в двойной мягкой упаковке из бязи, бумаги мешочной непропитанной, влагопрочной, высокопрочной или крепированной.

Автоклавирование при обычном режиме проводится при давлении 2 атм., при температуре 132°, в течении 20 минут.

Срок сохранения стерильности изделий, простерилизованных в стерилизационной коробке без фильтра, в двойной мягкой упаковке - 3-е суток; в пергаменте, бумаге мешочной непропитанной, бумаге мешочной влагопрочной, бумаге упаковочной высокопрочной, бумаге крепированной, стерилизационной коробке с фильтром - 20 суток.

Воздушный метод - проводится в сухожаровом шкафу путем циркуляции сухого горячего воздуха. Обычный режим предусматривает стерилизацию при температуре 180° - 60 мин. Стерилизацию можно проводить без упаковки (в открытых емкостях, лотках, стерилизационных коробках и т.д.) и в высокопрочной упаковочной бумаге.

Рекомендуется стерилизовать данным методом изделия из металлов, стекла и резин на основе силиконового каучука.

В сухожаровом шкафу инструменты должны располагаться свободно на подносах, решетках, чтобы обеспечить прохождение горячего воздуха.

Срок использования простерилизованных изделий без упаковки - сразу после стерилизации, в высокопрочной упаковочной бумаге - 3 суток без вскрытия упаковки.

Изделия, простерилизованные без упаковки, помещают на «стерильный стол» и используют в течение одной рабочей смены.

В гласперленовых боксах стерилизация стоматологического инструментария реализуется за счет среды нагретых стеклянных шариков. Изделия стерилизуют в неупакованном виде по режимам, указанным в инструкции по эксплуатации конкретного стерилизатора.

Химический метод стерилизации предусматривает обработку инструментария растворами химических средств (см. таб. №4).

Химический метод стерилизации следует применять для стерилизации изделий из термолабильных материалов, то есть в тех случаях, когда не позволительно использовать другие официально рекомендуемые методы.

Наиболее часто стерилизационные растворы используют для изделий из полимерных материалов, резины, специального стекла, коррозийно-нестойких металлов.

Данный метод является вспомогательным и требует по окончании спроцедуры промывания инструментов стерильной жидкости (питьевая вода, 0,9%-ный раствор натрия хлорида), что при нарушении правил асептики может привести к вторичному обсеменению.

Таблица № 4: Химические методы стерилизации

Стерилизующее химическое соединение Температура стерилизации Время экспозиции
6% перекись водорода 6% перекись водорода 2,5% р-р глутарового алъдегида 18° - 20° 50° 20° 6 час 3 час 6 час (360мин)

 

При стерилизации растворами химических средств используют стерильные емкости из стекла, металлов, термостойких пластмасс, выдержи­вающих стерилизацию паровым методом, или покрытые эмалью. Стерилизацию проводят при полном погружении изделий в раствор, свободно их раскладывая. Каналы и полости заполняют раствором.

После стерилизации все манипуляции проводят, строго соблюдая правила асептики. Изделия извлекают из раствора с помощью стерильных пинцетов (корнцангов), удаляют раствор из каналов и полостей, а затем промывают в стерилизационной жидкости, налитой в стерильные емкости, согласно рекомендациям методического документа по применению конкретного средства.

Промытые стерильные изделия после удаления остатков жидкости из каналов и полостей используют сразу по назначению или помещают на хранение в стерильную стерилизационную коробку, выложенную стерильной простыней, на срок не более 3 суток.

Стерилизация газовым методом осуществляется в стационарных газовых стерилизаторах, для чего используют смесь ОБ (смесь окиси этилена и бромистого метила в весовом соотношении 1:2,5), окись этилена, пары раствора формальдегида в этиловом спирте, а также озон.

Изделия после подсушивания упаковывают в разобранном виде в пакеты из рекомендованных упаковочных материалов, затем помещают их в аппарат.

Стерилизацию смесью ОБ и окисью этилена проводят при комнатной температуре (не менее 18°С) – 960 мин, при температуре 35°С и 55°С – 240 мин, парами раствора формальдегида в этиловом спирте при температуре 80°С – 180 мин. Изделия, простерилизованные смесью ОБ, окисью этилена или парами формальдегида в этиловом спирте применяют после их выдержки в вентилируемом помещении.

Озоном стерилизуют инструменты простой конфигурации из коррозионно-стойких сталей и сплавов, применяемых в хирургии и стоматологии (скальпели, пинцеты, зеркала цельнометаллические, гладилки, зонды, шпатели, боры стоматологические твердосплавные), в неупакованном виде. После стерилизации инструменты используют по назначению сразу (без дополнительного проветривания).

 

Фенолфталеиновая проба

 

Для постановки пробы используют 1%спиртовой р-р фенолфталеина, который состоит из 60 г спирта, 40 г дистиллированной воды и 1г фенолфталеина. Спиртовой раствор наносится пипеткой на вату, которой протираются обработанные инструменты.

При наличии синтетических моющих средств появляется розовoe окрашивание. При этом всю партию изделий подвергается снова ополаскиванию в проточной, а за тем дистиллированной воде.

 

Азопирамовая проба

 

Для приготовления 1 л р-ра азопирама берут 100,0 азопирама и 1,0-1,5 солянокислого анилина, вещества смешиваются и заливаются 96° этиловым спиртом до объема 1 литр. Азопирам хранится при температуре +18+23° не более одного месяца. Умеренное пожелтение реактива в течение этого времени, без выпадения осадка, качество не снижается.

Непосредственно перед проверкой качества очистки изделий готовят рабочий раствор, смешивая равные объемы количества исходного раствора и 3% перекиси водорода. Наносятся на вату и протирают инструмент.

В присутствии следов крови не позднее, чем через 1 мин после контакта реактива с загрязненными инструментами появляется вначале фиолетовое окрашивание, переходящее в розово-сиреневое или буроватое (буроватое при наличии на инструментах ржавчины).

Проба с азопирамом по чувствительности превышает в 10 раз амидопириновую пробу.

 

Амидопириновая проба

Перед постановкой пробы в тигельке смешивают равные количества 5% спиртового р-ра амидопирина, 30% р-ра уксусной кислоты и 3% р-ра перекиси водорода. Появление сине-зеленого окрашивания при нанесении реактива на изделие свидетельствует о наличии остатков крови. Реактив про­веряют на скрытую кровь также как и в предыдущем случае.

При положительной реакции на скрытую кровь всю партию изделий снова подвергают повторной обработке.

Контролю ежедневно подвергают 3% от одновременно обработанных изделий одного назначения (партии), но не менее 3-5 проб.

Контроль качества предстерилизационной очистки проводят центры Государственного санитарно-эпидемиологического надзора и дезинфекционные станции не реже 1 раза в квартал.

Самоконтроль в ЛПУ проводят: в централизованных стерилизационных (ЦС) ежедневно, в отделениях - не реже 1 раза в неделю; организует и контролирует его старшая медицинская сестра ЦС отделения.

Светоотверждающих ламп

Наконечниками после каждого пациента снимают и тщательно протирают наружные поверхности и канал для бора стерильным тампоном двукратно через 15 мин, смоченным 3% р-ром хлорамина, или 70° спиртом.

Световоды светоотверждающих ламп тщательно протирают двукратно с интервалом 15 мин 70° спиртом.

 

Материал

 

Мелкий инструментарий после проведения дезинфекции, предстерилизационной обработки по обычной методике, стерилизуют паровым (в автоклаве) и воздушным (в сухожаровом шкафу) способами, а так же в гласперленовых стерилизаторах.

Пульпоэкстракторы, каналонаполнители и разделительные матрицы повторно не используются, т. к. являются разовым инструментарием. Отработанные инструменты сбрасываются в плевательницу и обеззараживаются вместе с ее содержимым (см. п. 5.17.).

Новые инструменты используются только после проведения предстерилизационной обработки истерилизации.

Держатели

 

Держатели для щеточек, используемых для реставрации, и в работе с самотвердеющими пластмассами после каждого пациента тщательно протирают стерильным тампоном двукратно через 15 мин, смоченным 3% р-ром хлорамина, или 70° спиртом.

Щёточки одноразовые после дезинфекции утилизируются как одноразовый инструмент.

 

Дезинфекция оттисков

Оттиски, перед транспортировкой в зуботехническую лабораторию, должны проходить обязательную дезинфекцию, непосредственно после извлечения из полости рта пациента, по одной из следующих методик.

Гипсовые оттиски:

6%-ная перекись водорода - 15 мин;

2,5%-ный глутаровый альдегид - 60 мин;

Алъгинатные оттиски:

2,5%-ный глутаровый альдегид - 10 мин.

Силиконовые оттиски:

6%-ная перекись водорода - 10 мин;

2,5%-ный глутаровый альдегид - 5 мин.

Оттискные ложки

Ложки для снятия оттисков подразделяются на три группы: одноразовые, многоразовые и индивидуальные.

Одноразовые и индивидуальные ложки после применения дезинфицируют как изделия однократного применения (см. п. 5.15).

Ложки многократного применения после использования проходят полный цикл дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации как стоматологический инструментарий.

 

Зубные протезы

 

Протезы на этапах их изготовления в зуботехнической лаборатории (восковые базисы с прикусными валиками, индивидуальные ложки, каппы, коронки, мостовидные, бюгельные, пластиночные и др. протезы) дезинфицируют в 3%-ном растворе перекиси водорода в течение 30 мин и промывают проточной водой в течение 2-х минут.

Для дезинфекции протезов, извлеченных из полости рта их погружают в 3% р-р хлорамина или 6% р-р перекиси водорода на 60 мин.

Обеззараживание протезов, поступающих от больных на коррекцию (починку), проводят в отдельной емкости тем же методом, как и протезы наэтапах их изготовления.

 

Отсасывающие системы

 

Слюноотсосы повторно не используются, т. к. являются разовым инструментарием. После использования их подвергают дезинфекции по режиму отработанного одноразового материала (см. п. 5.15.) и утилизируют. Новые используются только после проведения предстерилизационной обработки истерилизации методом автоклавирования.

Стаканы для валиков

 

После проведения дезинфекции и предстерилизационной обработки стерилизуются паровым (в автоклаве) или воздушным (в сухожаровом шкафу) способами.

Стерилизация проводится через каждые 6 час. Для забора валиков в стакане должен быть стерильный пинцет.

Щитки, очки

 

После каждого пациента тщательно протирают стерильным тампоном, смоченным 70° спиртом.

 

Перчатки

 

На стоматологическом приеме на каждого пациента используют стерильные разовые перчатки, которые после использования подвергают дезинфекции по режиму отработанного одноразового материала (см. п. 5.15.) и утилизируют. Для работы с другим пациентом берут новую пару перчаток.

 

Спецодежда

 

Халаты, костюмы обрабатывают следующим методом: кипятят в 2% р-ре питьевой соды 30 мин, или в водопроводной воде 60 мин, или в 3% р-ре хлорамина 60 мин, в 2% мыльно-содовом р-ре 30 мин, затем стирают как обычно, в стиральной машине с моющим порошком в соответствии с инструкцией.

Плевательницы

Плевательницы после каждого больного подвергаются обработке 1% раствором хлорамина. Отработанный материал из плевательницы собирают в специальные емкости с крышками, заливают 20% хлорно-известковым молоком на 1 час или 10% p-ром гипохлорида кальция, а затем сбрасывают в мусоросборник. В конце смены плевательницы замачиваются в 3%-ном растворе хлорамина на 60 мин.

Примерная инструкция по охране труда персонала

стоматологического учреждения

7.1.1. Общие требования безопасности

 

К работе в стоматологическом кабинете (далее по тексту "кабинет") допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, имеющие законченное медицинское образование, подготовку на 1 группу электробезопасности и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Персонал кабинета должен проходить обязательный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры не реже одного раза в 12 месяцев.

Для своевременного выявления и лечения хронических воспалительных процессов в верхних дыхательных путях и носовой полости, субтрофических состояний слизистых оболочек носа и зева, стоматологических заболеваний, а также носительства стафилококка у персонала стоматологических кабинетов не реже одного раза в 6 месяцев проводится плановое обследование.

Все вновь поступившие на работу в кабинет, а также лица, направленные на выполнение работ в отдельные периоды времени, должны пройти вводный инструктаж у инженера по охране труда. Результаты инструктажа фиксируются в журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда.

После этого производится окончательное оформление вновь поступающего работника и направление его к месту работы.

Каждый вновь принятый на работу в кабинет должен пройти первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Все работники кабинета проходят повторный инструктаж не реже одного раза в 6 месяцев. Результаты инструктажа фиксируются в журнале инструктажа на рабочем месте.

При поступлении на работу и периодически не реже одного раза в 12 месяцев должна проводиться проверка знаний персонала по вопросам безопасности труда по программе, утвержденной главным врачом.

Персонал кабинета обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, режим труда и отдыха.

При работе в кабинете возможно воздействие на персонал следующих опасных и вредных производственных факторов:

— опасность заражения при контакте с пациентами, в анамнезе которых имеются гепатит В и другие инфекционные заболевания;

— повышенная нервно-физическая нагрузка;

— напряжение органов зрения;

— повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека.

Персонал кабинета обязан:

— руководствоваться в работе своими должностными инструкциями, настоящей инструкцией, инструкциями по санитарному режиму и инструкциями заводов-изготовителей на оборудование, установленное в кабинете;

— владеть приемами оказания первой медицинской помощи, знать местонахождение аптечки;

— знать правила пожарной безопасности и места расположения средств пожаротушения.

Администрация учреждения обязана бесперебойно обеспечивать работников кабинета санитарной одеждой, спецодеждой, спецобувью и необходимыми предохранительными приспособлениями.

Персонал кабинета обязан выполнять правила личной гигиены, правила ношения санитарной одежды и обуви, средств индивидуальной защиты.

О каждом несчастном случае, связанном с производством, пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно известить руководителя отделения, который должен организовать оказание первой помощи пострадавшему, доставку его в специализированное лечебное учреждение, сообщить об этом главному врачу и инженеру по охране труда. Для расследования несчастного случая необходимо сохранить обстановку на рабочем месте и состояние оборудования таким, каким оно было в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих работников и не приведет к аварии.

Лица, допустившие нарушение инструкции по охране труда, подвергаются дисциплинарному взысканию в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

Требования безопасности перед началом работы

 

Перед началом работы необходимо:

— включить вентиляционную систему;

— надеть санитарно-гигиеническую одежду и обувь, приготовить средства индивидуальной защиты.

Персонал кабинета должен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1072; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.195.30.216 (0.146 с.)