Проведении лечебно-диагностических мероприятий в практической стоматологии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проведении лечебно-диагностических мероприятий в практической стоматологии



 

С целью предупреждения возможности заражения инфекционными заболеваниями (вирусный гепатит В, ВИЧ-инфекция и др.) во всех ЛПУ необходимо максимально применять медицинский инструментарий одноразового использования.

Необходимо строго соблюдать правила дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации медицинского инструментария. Для любой манипуляции каждому больному должен применяться отдельный набор стерильного инструментария.

Профилактика профессиональных заражений медицинских работников проводится в соответствии с правилами, которые сводятся к максимальному предотвращению во время работы возможности аутоинокуляции кровью.

На стоматологическом приеме существует большая вероятность загрязнения рук кровью, слюной, десневой жидкостью, поэтому работа в резиновых перчатках, масках и защитных очках является обязательной.

Каждый сотрудник при приеме на работу обеспечивается спецодеждой (халат, костюм, (шапочка, бахилы), дезинфекция и стирка которой производится либо в лечебном учреждении, либо в централизованных прачечных. Недопустима стирка спецодежды в домашних условиях. Персонал отделений обязан работать в сменной обуви.

Уменьшению риска заражения при проведении процедур, связанных с возможностью распыления капель крови и слюны, способствует правильное положение больного во время лечения и обязательное использование использование слюноотсоса.

Не допускать травм кожи, слизистых оболочек режущими и колющими предметами (боры, эндодонтические инструменты), скальпелем, зондом, шприцевыми иглами и т.д). Неторопливая работа, с четким знанием алгоритма своих действий снижает риск заражения гепатитом, ВИЧ инфекцией, внутрибольничными инфекциями и др.

Разборку, мойку и прополаскивание использованного медицинского инструментария медицинская сестра обязана проводить после предварительной дезинфекции, в резиновых перчатках.

Одноразовые инструменты выбрасываются в непрокалываемые контейнеры, сделанные из пластмассы, металла. Контейнеры должны быть расположены вблизи использования режущих и колющих инструментов. До чистки острые инструменты и иглы должны быть отделены от других инструментов. Для мойки инструментов надеваются резиновые перчатки и соблюдаются все меры предосторожности.

В случае разрыва а перчаток необходимо их снять, обработать кожу 70° спиртом, вымыть руки теплой водой с мылом, загрязненное место повторно обработать 70° спиртом, надеть новые перчатки.

При разрыве перчаток с повреждением кожи в результате укола, резаной раны: снять перчатки, вызвать кровотечение, промыть рану водой с мылом, дезинфицировать края раны дважды раствором йода или 70° спир­том (после каждой обработки дать дезинфектанту высохнуть), наложить повязку, сообщить зав. отделением или главному врачу.

Если инфицированный материал попал на кожу головы, шеи, лица достаточно обработать загрязненные места так же, как при загрязнении кожи рук.

В случае попадания загрязненного материала на слизистые оболочки: немедленно обработать их 0,5%-ным раствором марганцево-кислого калия, рот и горло прополоскать 70° спиртом или 0,05%-ным раствором марганцево-кислого ка­лия.

Поверхность рабочих столов в случае загрязнения кровью немедленно обрабатывается ветошью, смоченной в одном из дезинфектантов.

Профилактические мероприятия ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов должны быть направлены на предотвращение вероятности передачи и заражения пациентов этими заболеваниями на стоматологическом приеме больных.

Они заключаются, прежде всего, в организации отдельного стоматологического кабинета в крупных клиниках для приема больных с положительной серопозитивной реакцией и больных - носителей вирусов гепатита В, С и D. Недопустимо лечение этих больных в общем потоке практически здоровых людей.

Неписаным законом клиники должно стать проявление врачами профессиональной добросовестности при обследовании и лечении пациентов, речь идет о тщательном изучении эпидемиологического анамнеза при обследовании каждого больного уже на первом клиническом приеме. Строгом соблюдении асептики и антисептики. В случае подозрения на ВИЧ-инфекцию пациент должен быть направлен на консультацию к врачу-инфекционисту.

Врач-стоматолог, принимая любого пациента, независимо от эпидемиологического анамнеза, строжайше должен соблюдать правила асептики и антисептики.

Для постоянной готовности к приему больных со СПИДом и аварийных ситуаций целесообразно иметь резервную аптечку примерно следующей минимальной комплектности:

> перчатки одноразовые резиновые - 6 пар;

> марлевые маски-4 шт.;

> очки с простыми стеклами - 3 пары;

> одноразовые шприцы: на 2 мл - 3 шт., на 5 мл - 3 шт.;
> глазные пипетки - 2; .

> спирт этиловый 70%-ный - 200 мл;

> настойка йода 5%-ная - 20 мл ;

> флакон с 10 г хлорамина и флакон с 500 мл дистиллированной воды для приготовления 2%-ного раствора хлорамина;

> флакон с 250 мг перманганата калия и флакон с 500 мл дистиллированной воды для приготовления 0,05%-ного раствора;

> 1 упаковка лейкопластыря.

В каждом лечебно-профилактическом учреждении выделяются лица, ответственные за проведение мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний (вирусный гепатит В, ВИЧ, внутрибольничные инфекции и т.д.).

ГЛАВА VII. Организация охраны труда в стоматологических

учреждениях

Примерная инструкция по охране труда персонала

стоматологического учреждения

7.1.1. Общие требования безопасности

 

К работе в стоматологическом кабинете (далее по тексту "кабинет") допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, имеющие законченное медицинское образование, подготовку на 1 группу электробезопасности и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Персонал кабинета должен проходить обязательный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры не реже одного раза в 12 месяцев.

Для своевременного выявления и лечения хронических воспалительных процессов в верхних дыхательных путях и носовой полости, субтрофических состояний слизистых оболочек носа и зева, стоматологических заболеваний, а также носительства стафилококка у персонала стоматологических кабинетов не реже одного раза в 6 месяцев проводится плановое обследование.

Все вновь поступившие на работу в кабинет, а также лица, направленные на выполнение работ в отдельные периоды времени, должны пройти вводный инструктаж у инженера по охране труда. Результаты инструктажа фиксируются в журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда.

После этого производится окончательное оформление вновь поступающего работника и направление его к месту работы.

Каждый вновь принятый на работу в кабинет должен пройти первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Все работники кабинета проходят повторный инструктаж не реже одного раза в 6 месяцев. Результаты инструктажа фиксируются в журнале инструктажа на рабочем месте.

При поступлении на работу и периодически не реже одного раза в 12 месяцев должна проводиться проверка знаний персонала по вопросам безопасности труда по программе, утвержденной главным врачом.

Персонал кабинета обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, режим труда и отдыха.

При работе в кабинете возможно воздействие на персонал следующих опасных и вредных производственных факторов:

— опасность заражения при контакте с пациентами, в анамнезе которых имеются гепатит В и другие инфекционные заболевания;

— повышенная нервно-физическая нагрузка;

— напряжение органов зрения;

— повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека.

Персонал кабинета обязан:

— руководствоваться в работе своими должностными инструкциями, настоящей инструкцией, инструкциями по санитарному режиму и инструкциями заводов-изготовителей на оборудование, установленное в кабинете;

— владеть приемами оказания первой медицинской помощи, знать местонахождение аптечки;

— знать правила пожарной безопасности и места расположения средств пожаротушения.

Администрация учреждения обязана бесперебойно обеспечивать работников кабинета санитарной одеждой, спецодеждой, спецобувью и необходимыми предохранительными приспособлениями.

Персонал кабинета обязан выполнять правила личной гигиены, правила ношения санитарной одежды и обуви, средств индивидуальной защиты.

О каждом несчастном случае, связанном с производством, пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно известить руководителя отделения, который должен организовать оказание первой помощи пострадавшему, доставку его в специализированное лечебное учреждение, сообщить об этом главному врачу и инженеру по охране труда. Для расследования несчастного случая необходимо сохранить обстановку на рабочем месте и состояние оборудования таким, каким оно было в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих работников и не приведет к аварии.

Лица, допустившие нарушение инструкции по охране труда, подвергаются дисциплинарному взысканию в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

Требования безопасности перед началом работы

 

Перед началом работы необходимо:

— включить вентиляционную систему;

— надеть санитарно-гигиеническую одежду и обувь, приготовить средства индивидуальной защиты.

Персонал кабинета должен проверить готовность к работе оборудования и приборов, их заземление, о замеченных неисправностях сообщить заведующему кабинетом и не приступать к работе без их устранения, сделав соответствующие отметки в журнале технического обслуживания медоборудования.

Приступить к работе на любых стоматологических установках и другом оборудовании следует, проверив в журнале технического обслуживания устранение техником ранее записанных дефектов.

Требования безопасности во время работы

 

Врачи-стоматологи в зависимости от характера лечебного вмешательства могут работать в положении сидя и стоя (при положении пациента лежа, полусидя и сидя).

Работать сидя рекомендуется не более 60% рабочего времени, а остальное – стоя и перемещаясь по кабинету. Сидя должны выполняться манипуляции, требующие длительных, точных движений при хорошем доступе. Стоя выполняются операции, сопровождающиеся значительным физическим усилием, кратковременные, при затруднительном доступе.

Во время одонтопрепарирования высокооборотными бормашинами или турбинными наконечниками рекомендуется защищать от образующихся разнообразных аэрозолей органы дыхания врача и помощника масками. Органы зрения врача также необходимо защищать специальными защитными очками.

Подбор инструментов с мелкими рабочими частями необходимо проводить в условиях хорошего освещения (у окна или у светильника местного освещения) для снижения зрительного напряжения врача.

Для предупреждения возможности возникновения у лечащего врача нервно-эмоционального напряжения вследствие взаимоотношений с пациентом, отличающимся легко возбудимой нервной системой, рекомендуется до лечения больного, по показаниям назначать ему "малые транквилизаторы" и все последующее лечебное вмешательство проводить с применением современных средств обезболивания (местных и общих).

Для недопущения возможности передачи инфекции необходимо после лечения больного, в анамнезе которого есть перенесенный гепатит "В" либо носительство HBs-антигена, обработать руки бактерицидными препаратами.

Уровень освещенности, создаваемый местным источником, не должен превышать уровень общего освещения более чем в 10 раз, чтобы не вызывать утомительной для зрения врача световой переадаптации при переводе взгляда с различно освещенных поверхностей. Светильники местного и общего освещения должны иметь соответствующую защитную арматуру, предохраняющую органы зрения персонала от слепящего действия ламп.

При работе с 30-33% перекисью водорода, входящей в состав моющих растворов, при проведении предстерилизационной очистки стоматологического инструмента препарат хранят в местах, недоступных для общего пользования, в темной посуде при температуре 4оС. При попадании пергидроля и моющих средств на кожу или слизистые их необходимо промыть большим количеством проточной воды.

Приготовление моющих растворов и ручная предстерилизационная очистка стоматологического инструмента осуществляется в резиновых перчатках.

Во избежание ожогов при стерилизации стоматологического инструмента в сушильно-стерилизационных шкафах извлекать инструменты следует после их полного остывания.

Для сохранения нормального состояния кожи рук в процессе работы следует:

— мыть руки водой комнатной температуры (+20оС) до и после приема каждого пациента;

— тщательно просушивать кожу рук после мытья сухим индивидуальным полотенцем;

— не допускать попадания на открытие поверхности кожи лекарственных аллергенов (антибиотиков, новокаина, полимеров, гипса и тд.).

При мытье рук желательно применять нейтральные пережиренные сорта мыла. Обрабатывать кожу рук перед началом работы следует кремами защитного типа или смесью глицерина, воды, нашатырного и этилового спирта в равных частях после работы.

После рабочего дня, в течение которого имел место контакт рук с хлорными препаратами, кожу обрабатывают ватным тампоном, смоченным 1% раствором гипосульфита натрия, для нейтрализации остаточных количеств хлора.

При работе в кабинете запрещается:

— работать на неисправных аппаратах, приборах, устройствах с неисправными приспособлениями, сигнализацией и т.д.;

— оставлять без присмотра аппараты, приборы, устройства, включенные в электрическую сеть, электронагревательные приборы, держать вблизи них вату, спирт и другие легковоспламеняющиеся вещества;

— хранить и применять препараты без этикеток, а также в поврежденной упаковке;

— пробовать на вкус и запах, использованные препараты;

— работать при отключенных системах водоснабжения, канализации и вентиляции, работать без установленной спецодежды и предохранительных приспособлений, хранить на рабочих местах пищевые продукты, домашнюю одежду и другие предметы, не имеющие отношения к работе.

Требования безопасности при аварийной ситуации

При аварии персонал кабинета должен поставить в известность руководителя стоматологическим кабинетом.

При поражении человека электрическим током и прочих травмах персонал действует согласно инструкции по оказанию помощи пострадавшим от электрического тока.

При прекращении подачи электроэнергии, замыкании, обрыве в системах электропитания или при появлении запаха гари персонал должен отключить электрооборудование и вызвать электромонтера.

При возникновении пожара эвакуировать больного, вызвать пожарную команду и до прибытия и встречи пожарной команды тушить загорание первичными средствами пожаротушения.

При поломках коммуникационных систем водоснабжения, канализации, отопления и вентиляции, препятствующих выполнению технологических операций, прекратить работу до ликвидации аварии.

Требования безопасности по окончании работы

 

Персонал кабинета обязан привести в порядок рабочее место, выключить вентиляцию, снять санитарную одежду и убрать ее в отведенное место. Марлевые повязки сдать для санитарной обработки. Разовые респираторы сдать в утилизацию.

Персонал, эксплуатирующий медицинское электрооборудование и приборы, должен отключить их или перевести в режим, оговоренный инструкцией по эксплуатации.

Влажная уборка всех помещений проводится ежедневно. Периодически, не реже одного раза в месяц, должна проводиться генеральная уборка с мытьем стен, полов, дверей, подоконников, внутренней стороны окон.

Примерная инструкция по охране труда врача-стоматолога

7.2.1. Общие требования безопасности

 

К работе в должности врача-стоматолога допускаются лица, имеющие диплом врача-стоматолога, прошедшие медицинский осмотр, вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте.

Врач должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные администрацией.

Вредными факторами, действующими на врача, являются: вынужденное специфическое рабочее положение в течение рабочей смены, вибрация стоматологического наконечника, шум стоматологической установки, турбины, напряжение органов зрения из-за мелкой ювелирной работы, зубная пыль, химические и сильнодействующие лекарственные средства (кислоты, мономеры, хлор, эфир, йод), которые действуют на кожу рук и органы дыхания, ультрафиолетовое облучение, постоянный контакт с аэрозольной инфекцией.

Врач обеспечивается санитарной одеждой (халат, колпак, маска, защитные очки, резиновые перчатки).

В случае неисправности оборудования, приспособлений и инструментария:

— врач прекращает на нем работать;

— ставит в известность руководителя;

— вывешивается табличка "Неисправно - не включать";

— делается заявка на ремонт в соответствующей тетради.

В случае травмирования врача ему оказывается первая помощь доступными средствами и докладывается руководителю и администрации.

Врач должен быть опрятно одетым, соблюдать правила личной гигиены, правила санитарной обработки стоматологического инструментария и рук.

Невыполнение требований инструкции рассматривается как нарушение трудовой дисциплины с принятием мер дисциплинарного характера от замечания до увольнения.

Требования безопасности перед началом работы

 

Врач должен одеть санитарную одежду, тщательно убрать волосы под колпак, иметь средства индивидуальной защиты (маска, очки).

Следует убедиться в готовности кабинета к приему пациентов (чистота, тщательное проветривание, кварцевание).

Необходимо проверить наличие освещения, медикаментов, стерильных инструментов, наконечников, проверить исправность стула стоматолога, наконечника на холостом ходу, замковое крепление бора и других инструментов.

Требования безопасности во время работы

 

Все манипуляции в полости рта следует проводить при достаточном освещении (общем и местном) для уменьшения напряжения зрения.

Для защиты органов дыхания врача от образующихся разнообразных аэрозолей, во время приема пациентов необходимо пользоваться многослойными марлевыми или одноразовыми масками.

Для защиты глаз, во избежание попадания зубного камня при снятии зубных отложений или при одонтопрепарировании, когда происходит отлом кусочков зуба, следует работать в защитных очках. Нельзя работать турбинным наконечником без подачи воды.

С целью предотвращения застойных явлений в органах брюшной полости, малого таза и сосудах ног (запоры, варикозное расширение вен), а также нарушения осанки (в виде кифозов и сколиозов) наиболее целесообразным следует считать "динамическое" рабочее положение, когда работа врача сидя занимает 60% рабочего времени, а остальные 40% приходятся на работу стоя. Сидя следует выполнять длительные манипуляции при хорошем доступе, требующие тонких, кропотливых действий врача, а стоя – кратковременные операции при плохом до ступе, вынуждающие прикладывать значительные физические усилия.

Обувь врача должна быть свободной и иметь широкий устойчивый каблук высотой не более 2 - 3 см.

Руки следует мыть перед и после приема каждого пациента теплой водой +20оС, применяя нейтральные. Просушивать кожу сухим индивидуальным полотенцем. После работы и на ночь смягчать кожу рук жирным кремом.

Рука врача с наконечником должна быть хорошо фиксирована на челюсти во избежание травмирования себя и пациента Работать в полости рта можно только исправным наконечником. Убедиться в исправности необходимо до введения наконечника в полость рта. Следует предупредить пациента о тех ощущениях, которые он может испытывать во время процедуры.

В случае травмирования режущими и колющими инструментами себя или пациента рану необходимо немедленно обработать антисептиком.

Во время одонтопрепарирования врач должен быть предельно сосредоточен и не отвлекаться на разговоры с больным и коллегами, не выпуская инструмент из рук.

При работе с использованием галогеновой лампы, во избежание отслойки сетчатки, следует закрывать пучок света защитным экраном, работать в защитных очках.

При использовании диатермокоагулятора, прежде чем лечить боль- ного, нужно проверить действие аппарата. Исправность аппарата проверяет медтехник.

Все лекарственные средства необходимо держать во флаконах с плотно закрывающимися крышками во избежание их испарений.

Использованный инструментарий складывают в лоток для сдачи на дезинфекцию, предстерилизационную очистку и стерилизацию.

Необходимо следить за проведением двукратной обработки между приемами больных (с интервалом 15 минут) 3% раствором хлорамина или 70% этиловым спиртом наконечников, бывших в работе.

Избегать на рабочем месте сквозняков. Не принимать на рабочем месте пищу. Соблюдать график кварцевания и проветривания.

 

Требования безопасности в аварийных ситуациях

В случае искрения, короткого замыкания, нагревания электроприборов и загорания их необходимо отключить энергоисточник и доложить администрации.

В случае возникновения течи в канализации, водопроводах, трубах отопления прекратить прием пациентов и доложить администрации.

В случае поражения электротоком освободить пострадавшего от действия электротока, оказать первую медицинскую помощь и вызвать бригаду скорой помощи.

Требования безопасности по окончании работы

 

В конце смены врач-стоматолог обязан:

— передать мелкий инструментарий на обработку;

— проследить за обработкой и смазыванием наконечников;

— проследить за тем, чтобы медсестра отключила все электрооборудование, закрыла фрамуги, водопроводные краны, ведущие к стоматологической установке и раковинам, отключила освещение, закрыла кабинет.

 

Примерная инструкция по охране труда медицинской



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.231.61 (0.049 с.)