Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра детской стоматологии, ортодонтии

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУБАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ДЕТСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ, ОРТОДОНТИИ

И ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ

 

 

СТОМАТОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

 

 

(Учебно-методические указания к занятиям

для студентов педиатрического факультета)

 

КРАСНОДАР 2015г.


 

ТЕМА: «СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ В ВОЗРАСТНОМ АСПЕКТЕ. КАРИЕС И ЕГО ОСЛОЖНЕНИЯ. ЭТИОЛОГИЯ, КЛИНИКА, ЛЕЧЕНИЕ, ПРОФИЛАКТИКА. ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ. ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА. СВЯЗЬ ОДОНТОГЕННОЙ ИНФЕКЦИИ С ОБЩИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОРГАНИЗМА».

п. цель занятия:

1. Научиться диагностировать кариес зубов и его осложнения.

2. Выработать схему профилактики кариеса у детей.

3. Систематизировать знания по гигиене полости рта.

 

Ш. ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

Продолжительность занятия – 180 мин.

Этапы занятия Техническое оснащение Место проведения Время
1. Встреча студентов. Оценка внешнего вида, посещаемости. Журнал группы Учебная комната 5 мин.
2. Определение и обоснование цели занятия. Методические рекомендации Учебная комната 5 мин.
3. Определение исходного уровня знаний студентов Контрольные вопросы, тесты Учебная комната 20 мин.
4. Совместное обследование пациентов или решение ситуационных задач Ситуационные задачи, тесты, схемы ООД, ЛДС Учебная комната Стоматологический кабинет 30 мин.
5. Проводится опрос студентов по теме Схемы, таблицы, рентгенограммы Учебная комната 90 мин.
6. Подведение итогов занятия. Контроль результатов усвоения. Ситуационные задачи, тесты. Учебная комната 30 мин.

IV. ВОПРОСЫ ДЛЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ:

1. Анатомические особенности челюстно-лицевой области. у детей Анатомо-физиологические особенности детского организма, особенности строения костной ткани челюстных и лицевых костей, мягких тканей челюстно-лицевой области, особенности кровообращения.

2. Функциональное значение зубочелюстно-лицевой системы.

3. Ребенок, врач, родители; пути и особенности взаимодействия. Профилактика стоматологических заболеваний у детей. Особенности проведения гигиены полости рта у детей. Методы и средства гигиены полости рта у детей.

4. Место и роль врача-педиатра в профилактике заболеваний зубочелюстно-лицевой области у детей.

5. Этиология и патогенез воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области у детей.

6. Классификация воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области.

7. Каковы принципы лечения и профилактики воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области у детей?

8. Каковы периоды в развитии временных и постоянных зубов?

9. Каковы сроки минерализации временных и постоянных зубов?

10. Каковы сроки прорезывания временных и постоянных зубов?

11. Каковы анатомо-физиологические особенности строения временных и постоянных несформированных зубов?

 

 

V. Содержание занятия

Кариес – патологический процесс, проявляющийся после прорезывания зубов, при котором происходит деминерализация и размягчение твердых тканей зуба с последующим образованием дефекта в виде полости.

Патологический процесс – закономерно возникающая цепь реакций в ответ на повреждение, имеющая динамику (возникает, развивается и заканчивается).

План комплексной санации полости рта.

 

1. Научить ребенка правильно чистить зубы

а) зубная щетка (учитывая степень жесткости)

б) зубная паста (гигиеническая или лечебно-профилактическая)

 

2. Научить родителей контролировать чистку зубов в домашних условиях

- обработка поверхностей зубов 2,5% настойкой йода - хорошо очищенные поверхности зубов будут светлыми (налет окрасится в коричневый цвет)

 

3. Запломбировать кариозные полости, восстановите контакт. пункты

-нормализация акта жевания, предупреждение травмы десны при жевании.

 

4. Направить ребенка на ортодонтическое лечение (при наличии показаний)

-исправление зубочелюстных аномалий и деформаций нормализует акт жевания и равномерную нагрузку тканей пародонта.

 

5. Удаление наддесневых зубных отложений

-гладкая поверхность зубов после удаления.

 

6. Удаление поддесневых зубных отложнений

-поверхность эмали или цемента в пределах зубо-десневого кармана при проверке

 

7. Направить ребенка на пластику уздечки, коррекцию преддверия рта (при наличии показаний)

-предупреждение атрофического процесса в десне и пародонте.

 

 

Питание

Необходимо обращает внимание на частоту приемов пищи и распределение в течение 24 ч; частоту и количество употребления сахара и других легкоферментируемых углеводов; консистенцию пищи, насышенность ее фторидами, обращая внимание родителей пациента на роль, которую играют эти факторы в риске развития кариеса.

Так, например, если количество углеводов, употребляемых ребенком в течение дня, соответствует возрастным нормам, можно говорить о низком риске развития кариеса по данному фактору. Но одним из ключевых моментов в оценке риска является частота приема сладостей. Даже небольшой перекус - пирожное или конфета - в интервалах между основными приемами пищи содействует продуцированию кислот. Поэтому риск развития кариеса повышается.

Низкая частота приемов пищи в день (максимум 5, включая перекусы) соответствует и низкому риску развития кариеса. Повышение частоты приемов до 7 и более влечет за собой существенное возрастание риска.

Интересно, что питание детей существенно зависит от культурных факторов включающих социальные и семейные нормы. Если родители пациента и врач относятся к различным социальным группам, то рекомендации врача относительно изменения привычек питания в семье игнорируются часто (часто это касается ночного питья и еды). Однако, несмотря на то, что знания родителей о пользе рационального питания детей редко материализуются на практике, они должны постоянно пополняться в беседах, проводимых во время диспансерных осмотров. Оптимально, если стоматологическое просвещение и мотивация к уходу за полостью рта детей и ограничению сахара в их пищевом рационе начинается еще в период беременности. В результате такой работы, проводимой с будущими и молодыми родителями, удается достичь редукции прироста кариеса временных зубов у детей до 86% при физиологически протекавшей беременности и 78% - при осложненной.

Санитарно-просветительская работа является составной частью базовой про граммы профилактики детей, имеющих риск развития кариеса.

Гигиена полости рта

Многочисленные российские и зарубежные источники литературы указывают на необходимость ухода за детскими зубами с момента их появления. Уход за зубами младенцев складывается из удаления зубной бляшки как с помощью щеток-напалечников, так и с помощью марлевых тампонов, обильно смоченных кипяченой водой. Особое значение имеет качественное выполнение этой процедуры. Разрушение зубной бляшки не менее одного раза в день по своей результативности превосходит привычку многократной чистки зубов. Считается, что первые зубы тоже нужно чистить дважды в день, а после прорезывания временных моляров - присоединить к зубной щетке минимум пасты
паста не должна содержать фтор из-за возможности его заглатывания малышом, так как избыточное потребление фтора в период формирования зубов считается одной из причин развития флюороза. Это мнение поддерживается не всеми авторами. В настоящее время, когда распространенность и интенсивность кариеса у детей раннего возраста стали катастрофически расти, использование фторидсодержащих паст считается не только желательным, но и необходимым в связи с их доказанным влиянием на редукцию кариеса. При этом отмечено снижение проницаемости белых кариозных пятен на 36,2%, уменьшение их размеров на 23,7%, уменьшение электропроводности участков очаговой деминерализации на 45,5% и повышение скорости реминерализации эмали на 13,1%. Прирост интенсивности кариеса при этом сократился на 1,82.

Целесообразно применение паст с концентрацией фторидов 500- 550 ррт, так как использование зубных паст с меньшей концентрацией фторидов или их отсутствием неэффективно.У детей с высоким риском развития кариеса необходимо использование более концентрированной фторидсодержащей пасты (1000-1100 ррт). Специальных детских зубных паст с содержанием фтора более 550 ррт в нашей стране пока нет. Однако есть гели «Just for kids» (с 0,4% фторидом олова) и «Stangard», применять которые рекомендуется после традиционной чистки зубов, однократно, на ночь, нанесением на очищенные поверхности и сохранением без полоскания. Благодаря фтор иду олова происходят уменьшение образования органических кислот бактериями, за- труднение регуляции внутриклеточного обмена в них, нарушение мембранного транспорта и адгезии микроорганизмов к поверхности зубов.

Подавление микрофлоры

Другой важный подход в профилактике развития кариеса у детей раннего возраста- предупреждение преждевременной колонизации полости рта ребенка кариесогенной микрофлорой, а в случае регистрации различных уровней ее обсемененности - подавление ее активности.

Источником микробов для ротовой полости ребенка являются матери или другие ухаживающие за ним взрослые. Реставрация зубов. лечение и профилактика заболеваний пародонта в сочетании с химической супрессией патогенной флоры полости рта у матерей способствуют профилактике развития кариеса у детей раннего возраста. Риск вертикальной трансмиссии кариесогенных микробов можно снизить благодаря регулярному использованию матерью жевательной резинки, содержащей ксилит У детей, чьи матери в течение 5 лет регулярно использовали такую жевательную резинку, отмечалось снижение уровня S. mutans и активности кариеса

Другим способом снижения числа микроорганизмов в полости рта является использование различных форм хлоргексидина (в виде зубных паст, ополаскивателей, гелей, лаков). Их применение возможно параллельно и у детей, и у их матерей. Например, использование один раз в неделю в течение 12 нед. 0,2% хлоргексидинсодержащего геля для чистки зубов у 10-месячных детей привело к редукции S. mutans до нулевого уровня. А у 3-летних детей с интактным зубным рядом и высоким риском развития кариеса через 1,5 года регулярного применения (однократно в течение 3 последовательных дней с интервалом 3 мес.) тот же гель оказал умеренное ингибирующее действие на S. mutans; 66,4% детей продолжали сохранять интактный прикус.

При сравнении скорости снижения численности колоний микроорганизмов от применения хлоргексидин- и фторидсодержащего геля оказалось, что уровень S. mutans значительно снижался после обработки зубов хлоргексидинсодержа щим гелем (спустя 4 нед. регулярных покрытий), при обработке фтор ид содержащим гелем это происходит только спустя 12 нед.

Оптимальным является также использование биглюконата хлоргексидина лля подавления ацидогенной микрофлоры в виде 1 минутной ротовой ванночки, покрытие лаком «Cervitec Plus», содержащим 1% хлоргексидин и тимол, фиссур постоянных моляров у детей младшего школьного возраста сокращает вероятность развития фиссурного кариеса и приводит к снижению S. mutans, дажеспустя 3 мес. Высокоэффективный результат был получен отприменения 10% повидон-йодина, наносимого 2 раза в месяц в течение 1 года на интактные зубы детей 12- 19 мес., имевших высокий риск развития кариеса. Спустя 12 мес. у 91% детей
кариес отсутствовал

 

Местная аппликация средств, обладающих антимикробными свойствами - довольно перспективна для стабилизации и профилактики раннего кариеса.

 

СХЕМА ООД

ООД ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

Литература

 

1. Колесов А.А. Стоматология детского возраста. Москва, М, 1991.

2. Марченко А. И., Кононович Е. Ф., Солнцева Т. А. Лечение заболеваний в детской терапевтической стоматологии. Киев, «Здоровья», 1988.

3. Виноградова Т.Ф. Стоматология детского возраста. Москва, М, 1987.

4. 4. Лукиных Л.М., Гажва С.И., Казарина Л.Н. Кариес зубов. Нижний Новгород, издательство НГМА, 1996

5. Овруцкий Г.Д, Леонтьев В.К. Кариес зубов. Москва, М, 1986.

 

6. Бернадский Ю.И. Основы хирургической стоматологии. - Киев: “Вища школа”, 1984. - 392 с.

7. Заусаев В.И., Наумов Т.В., Новоселов Р.Д. и др. Хирургическая стоматология. – М.: Медицина, 1981. – 544 с.

8. Хирургическая стоматология /Под редакцией В.А. Дунаевского. – М.: Медицина, 1979. – 472 с.

9. Шаргородский А.Г. Руководство к практическим занятиям по хирургической стоматологии. – М.: Медицина, 1976. – 248 с.

 

 

I. ТЕМА: «Проявления в полости рта при инфекционных заболеваниях. Острый хронический кандидоз полости рта у детей. Острый герпетический стоматит.»

 

п. цель занятия:

1. Изучить этиологию, патогенез, заболевания слизистой оболочки полости рта при инфекционных заболеваниях и при болезнях крови.

2. Знать клиническую и лабораторную диагностику кандидозов.

 

 

Ш. ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

Продолжительность занятия – 180 мин.

 

Этапы занятия Техническое оснащение Место проведения Время
1. Встреча студентов. Оценка внешнего вида, посещаемости. Журнал группы Учебная комната 5 мин.
2. Определение и обоснование цели занятия. Методические рекомендации Учебная комната 5 мин.
3. Определение исходного уровня знаний студентов Контрольные вопросы, тесты Учебная комната 20 мин.
4. Совместное обследование пациентов или решение ситуационных задач Ситуационные задачи, тесты, схемы ООД, ЛДС Учебная комната Стоматологический кабинет 30 мин.
5. Проводится опрос студентов по теме Схемы, таблицы, рентгенограммы Учебная комната 90 мин.
6. Подведение итогов занятия. Контроль результатов усвоения. Ситуационные задачи, тесты. Учебная комната 30 мин.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ:

1. Каковы проявления в полости рта при кори, скарлатины, дифтерии, гриппе, ветряной оспе и аденовирусных инфекциях?

2. Диагностика каких вирусных заболеваний и на основании каких симптомов возможна уже в продромальном периоде?

3. Каков механизм возникновения пятен Бельского-Филатова-Коплика, дифтеритических пленок?

4. Какова тактика лечения поражений полости рта при инфекционных заболеваниях

5. Этиология, патогенез, клиника диагностика острого кандидоза полости рта у детей?

6. Этиология, патогенез, клиника диагностика хронического кандидоза полости рта у детей?

7. Какова схема лечения острого и хронического кандидоза полости рта у детей7

8. Этиология, патогенез, клиника диагностика острого герпетического стоматита у детей?

9. Какие изменения в полости рта типичны для острого герпетического стоматита у детей

10. Какова схема общего и местного лечения острого герпетического стоматита у детей?

V. Содержание занятия

«СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ СТОМАТИТЫ У ДЕТЕЙ ПРИ

ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ»

 

  корь скарлатина ДИФТЕРИЯ ОРВИ
Возбудитель, содержащий ДНК фильтрующийся вирус кори гемолитический стрептококк А палочка Лефлера orinebacterium dyphtheriae аденовирус вирус гриппа
Инкубационный период 10-14 2-7 2-5 2-5
Пути передачи воздушно-капельный контактный воздушно-капельный контактный воздушно-капельный контактный воздушно-капельный
Характеристика изменения слизистой коревая энаптема пятна Коплика-Филатова диффузный, катаральный стоматит, «пылающий» зев, «малиновый язык» дифтеритиче-ская ангина специфическая зернистость, геморрагии, отечность, усиление сосудистого рисунка
Первичная локализация пат.изменений в полости рта слизистая щек, мягкого неба миндалины, слизистая зева, глотки миндалины, слизистая зева, глотки мелкое небо, небные дужки, слизистая щек и десен

ЛЕЧЕНИЕ СИМПТОМАТИЧЕСКИХ

СТОМАТИТОВ

 

Этапы лечения Средства лечения Критерий контроля эффективности лечения
1. Этиопатогенетическое лечение имеющегося заболевания Приводится педиатром, врачом-инфекционистом  
2. Гигиенический уход за полостью рта Средства гигиены: зубная щетка, паста, эликсиры, флоссы  
3. Устранение травмирующих факторов Закрытие кариозных полостей дентином  
4. Обезболивающие средства 3% масляный раствор анестезина в глицерине 5% пиромекаиновая мазь Уменьшение боли
5. Антисептическая обработка полости рта Настои лекарственных трав (ромашка, шалфей, календула) Освобождение от налета
6. Ферментные препараты Лизоцин, химопсин, трипсин, иммозимаза Отторжение некротических пленок при дифтерии
7. Кератопластические средства Винилин, облепиховое масло, каротолин, каролин, «Ливиан»  
8. Диета Исключение соленой, острой, раздражающей пищи. Обильное питье, витаминизированные напитки  
9. Профилактика осложнений (ОГС, РГС) Применение противовирусных мазей (аппликации 3-4 раза в день)  

 

 

А В С

 

 

Классификация К А Н Д И Д О З

 

ВОЗБУДИТЕЛЬ: Candida albicans,

glabrata,

tropicalis

pseudotropicalis

stellatoidea

кrusei

 

ТЕЧЕНИЕ: Острый кандидамикоз Хронический кандидамикоз

А) псевдомембранозный А) гиперпластический

(молочница)

Б) атрофический Б) атрофический

 

СТЕПЕНЬ ТЯЖЕСТИ: Легкая, средняя, тяжелая

 

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ: Генерализованный

Локализованный

 

СТЕПЕНЬ ПОРАЖЕНИЯ: Поверхностный Глубокий

 

ЛОКАЛИЗАЦИЯ: Стоматит

Хейлит

Ангулит

Глоссит

 

Этиотропная терапия

Системная Местная

Антисептики Антимикотики

полиеновые антибиотики:

нистатин,

леворин,

натамицин,

амфотерицин…

имидазолы:

клотримазол,

миконазол,

эконазол…

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Виноградова Т.Ф. Стоматология детского возраста. Москва, М, 1987.

2. Колесов А.А. Стоматология детского возраста. Москва, М, 1991.

3. Марченко А. И., Кононович Е. Ф., Солнцева Т. А. Лечение заболеваний в детской терапевтической стоматологии. Киев, «Здоровья», 1988.

4. «Заболевания слизистой оболочки полости рта». Учебное пособие под редакцией Лукиных, Н.Новгород, 1993 г.

5. Н. Ф. Данилевский «Фитотерапия в стоматологии», Киев, 1984.

6. И. Н. Усов «Фармакорецептурный справочник педиатра», 1992.

7. Епишев В.А., Мамедова Ф.А., Сардарова Э.А. Рецептурный справочник по терапевтической стоматологии. Ташкент, «Медицина», 1987.

 

 

1.ТЕМА: Особенности клинического течения и лечения поражений слизистой оболочки рта у детей аллергической природы(аллергический стоматит, контактный стоматит, многоформная экссудативная эритема, рецидивирующие афты полости рта)

п. цель занятия: Научиться выявлять симптомокомплекс, характерный для аллергического стоматита. Научиться назначать комплекс мероприятий, необходимых для лечения аллергического стоматита. Научиться устанавливать контакт с пациентами.

 

Ш. ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

Продолжительность занятия – 180 мин.

Этапы занятия Техническое оснащение Место проведения Время
1. Встреча студентов. Оценка внешнего вида, посещаемости. Журнал группы Учебная комната 5 мин.
2. Определение и обоснование цели занятия. Методические рекомендации Учебная комната 5 мин.
3. Определение исходного уровня знаний студентов Контрольные вопросы, тесты Учебная комната 20 мин.
4. Совместное обследование пациентов или решение ситуационных задач Ситуационные задачи, тесты, схемы ООД, ЛДС Учебная комната Стоматологический кабинет 30 мин.
5. Проводится опрос студентов по теме Схемы, таблицы, рентгенограммы Учебная комната 90 мин.
6. Подведение итогов занятия. Контроль результатов усвоения. Ситуационные задачи, тесты. Учебная комната 30 мин.

IV. ВОПРОСЫ ДЛЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ:

1. Каковы проявления аллергии на кожных покровах, в полости рта, на других слизистых?

2. Каковы причины развития аллергического контактного стоматита?

3. Опишите симптомокомплекс, характерный для аллергического контактного стоматита.

4. Этиология, патогенез, клинические проявления, диагностика, лечение при многоформной экссудативной эритеме

5. Этиология, патогенез, клинические проявления, диагностика, лечение при рецидивирующих афтах полости рта

6. Какова схема местного лечения при многоформной экссудативной эритеме и рецидивирующих афтах полости рта

7. Какие антигистаминные и кортикостероидные препараты применяются при аллергических заболеваниях слизистой полости рта? Каков порядок и длительность их применения.

8. Какую симптоматическую терапию вы назначите при аллергическом стоматите?

9. Каковы клинические проявления анафилактического шока, Отеке Квинке? Какие неотложные мероприятия необходимо провести пациенту?

V. Содержание занятия

 

ЛИТЕРАТУРА.

8. Виноградова Т.Ф. Стоматология детского возраста. Москва, М, 1987.

9. Колесов А.А. Стоматология детского возраста. Москва, М, 1991.

10. Марченко А. И., Кононович Е. Ф., Солнцева Т. А. Лечение заболеваний в детской терапевтической стоматологии. Киев, «Здоровья», 1988.

11. «Заболевания слизистой оболочки полости рта». Учебное пособие под редакцией Лукиных, Н.Новгород, 1993 г.

12. Н. Ф. Данилевский «Фитотерапия в стоматологии», Киев, 1984.

13. И. Н. Усов «Фармакорецептурный справочник педиатра», 1992.

14. Епишев В.А., Мамедова Ф.А., Сардарова Э.А. Рецептурный справочник по терапевтической стоматологии. Ташкент, «Медицина», 1987.

 

 

V. Содержание занятия

«Проявления в полости рта при заболеваниях крови у детей».

 

Заболевания Жалобы Объективно Анализ крови Лечение
Железо-дефицит-ные анемии Жжение языка, зат-рудненное глота-ние, трещины в уг-лах рта, на губах, невозможность приема раздражаю-щей пищи. Язык: спинка крас-ная, блестящая, за счет атрофии оро-говевшего слоя ни-тевидных сосочков; Слизистая: атрофи-ческая, бледная, склонна к раст-рескиванию и изъ-язвлению, возник-новению гиперке-ратозов. Эритроциты ниже нормы, цветной по-казатель снижен до 0,6. Нв- до 40-50 г/л Основное у врача- гематолога. Местное симптома-тическое: - обволакивающее - антисептики - кератопластики
Острый лейкоз Кровоточивость и набухания десен, их изъязвления, некроз, спонтанные кровотечения, пете-хии и гематомы, подвижность зубов. Язвы на зубных со-сочках, задней сте-нке глотки, минда-линах. В центре яз-вы-некроз. Вокруг язвы слизистая си-нюшна, без воспа-лительной реакции. Язвы очень болез-ненны и зловонны. Имеют тенденцию к распространению в сторону предве-рия и вдоль зубов. Набухание десен язычной и небной сторон (дагности-ческий признак). Основное внимание на общую симпто-матику. Резкое увеличение лейкоцитов Основное у гемато-лога. Местное - тщательная гигие-на полости рта. - антисептическая обработка. Избе-гать прижигающих средств, т.к. они провоцируют рас-пад тканей, - эпителизирующая терапия.
Хронический лей-коз Кровоточивость де-сен в сочетании с кровотечениями и кровоизлияниями в других отделах Симптоматика в полости рта следу-ет за общими раз-вившимися симпто-мами (утомляе-мость, кахексия, увеличение селез-енки). Слизистая полости рта бледная, десны кровоточат при ма-лейшем касании, синюшны, без при-знаков воспаления. Резкое увеличение лейкоцитов Основное у гемато-лога. Местное: - тщательная гигие-на полости рта - антисептики.
Хронический лим-фоидный лейкоз На узлы, инфильт-раты в полости рта, набухание десен, кровоточивость (в тяжелой стадии) На слизистой щек, десен, языке, неб-ных дужках опухолевидные узлы и инфильтраты, дес-ны набухают, на инфицированных участках видны те-леангиоэктазии, миндалины увели-чены. Увеличены регионарные лим-фаузлы. Резкое увеличение лимфацитов, сдвиг формулы влево.   У гематолога. Местно: - гигиена полости рта; - антисептическая обработка.
Агранулоцитоз На зловоние изо рта, язвы в начале воспаления десен Десна: изменения по типу катараль-ного гингивита (на ранних стадиях). На слизистых по-лости рта, губ, гло-тки возникают уча-стки некроза, име-ющие тенденцию к распространению, сопровождаются болезненным уве-личением лимфо-узлов Значительное уменьшение зер-нистых лейкоцитов 1.Прекращение да-чи лекарств, выз-вавших болезнь. 2.Лечение у гемато-лога 3.Местно: - гигиена полости рта; - обезболивание - обработка анти-септиками и фер-ментами - эмульсии, содер-жащие кортикосте-роиды и антибио-тики - кератопластики
Наследственные болезни
Гемофилия А и В Развивается силь-ное кровотечение из-за легкого пов-реждения, кровоиз-лияния, подкожные и подслизистые, ге-матомы в суставах, прорезывание зу-бов могут вызывать длительные крово-течения. Симптом пародон-тоза на фоне сни-жения неспецифи-ческого иммуните-та (диагностичес-кий признак). В пе-риод прорезывания зубов характерны изъязвления десен (язвенный гинги-вит), глубокие зу-бодесневые карма-ны, атрофия альви-олярного отростка, подвижность зубов. К 12-14 годам пол-ная потеря зубов. Нормальное или слегка сниженное количество лейко-цитов, снижение нейрофилов и уве-личение эозинофи-лов и моноцитов. Комплексное лече-ние с гематологами и педиатрами. Местно: -противовоспалите-льная терапия -антисептическая обработка -рациональное про-тезирование.
Гипоглобулинемия Различные рассеян-ные непрогрессиру-ющие гнойные про-цессы в различных органах, кровото-чивость и подвиж-ность зубов Десны отечны, их кровоточивость, глубокие зубодес-невые карманы, подвижность зубов, атрофия альвиоляр-ного отростка, т.е. симптомы пародон-тита. Гингивит ги-пертрофический – десневые сосочки могут покрывать коронки зубов. Снижение иммуно-глобулинов в сыво-ротке крови У гематолога и пе-диатра. Местно: -гигиена полости рта -антисептическая обработка -рациональное протезирование.

 

      Х Е Й Л И Т Ы      
           
             
      причина      
           
             
травмы различных видов, метеорологичес-кие факторы, нарушение архитектоники   гиповитаминоз, инфекционные заболевания, диатез, ал-лергическая реакция, общесоматические заболевания
           
             
самостоятельные   локализация   симптоматические   локализация
метеорологические   эксфолиативный     гландулярный   ангулярный (заеда)   вся красная кайма   часть красной каймы губ   красная кайма и губы   углы рта   атопический     экзиматозный     аллергический   кандидозный   красная кайма и кожа приротовой области или кожа приротовой области   красная кайма и кожа приротовой области   красная кайма губ     красная кайма губ или углы рта
                 

 

VI.Схема ориентировочной основы действия диагностики хейлитов у детей.

 

ЦЕЛЬ: Научиться выявлять симптомокомплекс характерный для различных форм хейлитов

 

Этапы диагностики Средства и условия обследования Критерии и формы самоконтроля
Установите контакт с па-циентом Стомат. кресло, хоро-шее естественное осве-щение Спокойное поведение пациента
1.Выясните жалобы у ре-бенка или его родителей Схема опроса  
а) наличие ощущения су-хости, зуда   Выражен при атопическом хейлите
б) затруднение при откры-вании рта   Отказ от раздражающей пищи
2. Выясните анамнез жиз-ни а) наличие хронических заболеваний Сведения получают от родителей При атопическом и экзематозном хейлите имеются указания на име-ющийся нейродермит, аллергичес-кий диатез
б) наличие вредных при-вычек   При метеорологическом хейлите - привычка облизывать губы
в) аллергический анамнез    
3. Выясните анамнез забо-левания    
а) проявляется ли сезон-ность заболевания   При метеорологическом хейлите в холодное время года
б) совпадают ли периоды проявления хейлита с обо-стрением других заболе-ваний, попаданием в ор-ганизм аллергенов   В случаях экзематозного, атопи-ческого хейлитов
4. Объективное обследо-вание    
Внешний осмотр - функция дыхания - функция речеобразова-ния - функция глотания   Часто дыхание через рот. Затруд-нена при экзематозном хейлите. Может быть «симптом наперстка»
а) состояние кожных пок-ровов приротовой области   При экзематозном хейлите кожа поражается всегда, на гиперемиро-ванном основании мелкие узелки, превращающиеся в пузырьки, вскрываясь образуют мокнутие, по-том корки. Может быть только шелушение. При хроническом течении на уп-лотненных участках кожи вокруг губ (иногда с четко выраженным кожным рисунком) группами рас-полагаются узелки, везикулы, ко-рочки. При обострении могут возникать мокнутие, кровоточащие трещины. При атопическом - участки эрите-мы, чешуйки, затем лихенизация, кожа углов рта инфильтрирована, множество мелких трещин.
б) состояние красной кай-мы губ   При метеорологическом хейлите - неярко гиперемирована, слегка отечна, сухая, покрытая мелкими чешуйками, поражается чаще ниж-няя губа. При гландулярном хейлите – су-хость губ, шелушение, трещины. При ангулярном хейлите – гипе-ремия, мацерация кожи в углах рта. При стрептококковой заеде кожа вокруг углов рта, на подбородке гиперемирована, покрыта желтыми корочками. При эксфолиативном - гиперемия, отек, чешуйки тонкие, плотно при-креплены в центре, локализуются от угла до угла рта, от линии Клейна до середины красной каймы губ, чаще на нижней губе. При атопическом хейлите – нез-начительная отечность и гипере-мия, лихенизация, мелкие чешуйки, выражены радиальные бороздки. При ангулярном хейлите (заеде) границы красной каймы губ нечеткие, единый кожный рисунок кожи и красной каймы губ, трещины. При экзематозном хейлите: а) выражен отек, гиперемия на обеих губах, образуются узелки, потом частично превращаются в пузырьки, быстрое их вскрытие, образование эрозивной, мокнущей поверхности, покрытой корками желтовато-серого цвета, шелуше-ние б) в более легких случаях гипе-ремия, отек красной каймы губ, шелушение; в) при хроническом течении (не ус-транено действие аллергена) крас-ная кайма и кожа вокруг уплот-нены, группами располагаются узелки, везикулы, чешуйки.
в) архитектоника губ   - полное неправильное смыкание; - неполное неправильное смыка-ние; - западение углов рта.
5. Осмотр полости рта    
а) наличие аномалий при-куса   Мезиальное, дистальное соотноше-ние челюстей
б) состояние слизистой оболочки губ   При гландулярном хейлите - «сим-птом росы»; При стрептококковом хейлите – ги-перемия, отек, обильная экссуда-ция, толстые желтого цвета корки; При стрептококковом ангулярном хейлите симптомы наблюдаются в углах рта, могут захватывать и всю красную кайму губ.
Поставьте предварительный диагноз
Проведите дополнитель-ные методы обследования    
1. Бактериоскопическое исследование Соскоб с пораженной поверхности  
2. Консультация дермато-лога, аллерголога   При экзематозном, атопическом хейлитах.
Проведите дифференциальную диагностику
Кандидозный хейлит в том числе ангулярный   Симптомы, не характерные для стрептококкового хейлита (в том числе ангулярного): - гипермия красной каймы губ; - эрозии в углах рта, на красной кайме губ, покрытые белыми, легко снимающимися корочками, окру-женные тонкими серыми чешуй-ками; - местами мацерация. Симптомы, не характерные для ангулярного хейлита
Заеда в результате арибо-флавиноза   Течение длительное, кожа углов рта лихенезирована, мелкие тре-щины, язык пурпурной окраски
Сифилитическая заеда   Трещина, при растяжении складки кожи, овальной формы эрозия, име-ет уплотнение в основании, поло-жительные серологические реакции крови, наличие бледной трепонемы в отделяемом с поверхности эро-зий.
Аллергический хейлит   Симптомы, не характерные для эк-зематозного и атопического хейли-та - поражается только красная кайма губ; - красная кайма губ равномерно поражена
Поставьте окончательный диагноз
1. Хейлит метеорологический: течение: хронический, острый 2. Хейлит гландулярный: форма: простой, гнойный, течение: хронический, острый 3. Хейлит эксфолиативный: форма: сухой, влажный, течение: хронический, острый 4. Хейлит стрептококковый: локализация: ангулярный, течение: хронический, острый 5. Хейлит


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.252 (0.013 с.)