Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра детской стоматологии, ортодонтии↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КУБАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА ДЕТСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ, ОРТОДОНТИИ И ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ
СТОМАТОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
(Учебно-методические указания к занятиям для студентов педиатрического факультета)
КРАСНОДАР 2015г.
ТЕМА: «СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ В ВОЗРАСТНОМ АСПЕКТЕ. КАРИЕС И ЕГО ОСЛОЖНЕНИЯ. ЭТИОЛОГИЯ, КЛИНИКА, ЛЕЧЕНИЕ, ПРОФИЛАКТИКА. ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ. ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА. СВЯЗЬ ОДОНТОГЕННОЙ ИНФЕКЦИИ С ОБЩИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОРГАНИЗМА». п. цель занятия: 1. Научиться диагностировать кариес зубов и его осложнения. 2. Выработать схему профилактики кариеса у детей. 3. Систематизировать знания по гигиене полости рта.
Ш. ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: Продолжительность занятия – 180 мин.
IV. ВОПРОСЫ ДЛЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ: 1. Анатомические особенности челюстно-лицевой области. у детей Анатомо-физиологические особенности детского организма, особенности строения костной ткани челюстных и лицевых костей, мягких тканей челюстно-лицевой области, особенности кровообращения. 2. Функциональное значение зубочелюстно-лицевой системы. 3. Ребенок, врач, родители; пути и особенности взаимодействия. Профилактика стоматологических заболеваний у детей. Особенности проведения гигиены полости рта у детей. Методы и средства гигиены полости рта у детей. 4. Место и роль врача-педиатра в профилактике заболеваний зубочелюстно-лицевой области у детей. 5. Этиология и патогенез воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области у детей. 6. Классификация воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области. 7. Каковы принципы лечения и профилактики воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области у детей? 8. Каковы периоды в развитии временных и постоянных зубов? 9. Каковы сроки минерализации временных и постоянных зубов? 10. Каковы сроки прорезывания временных и постоянных зубов? 11. Каковы анатомо-физиологические особенности строения временных и постоянных несформированных зубов?
V. Содержание занятия Кариес – патологический процесс, проявляющийся после прорезывания зубов, при котором происходит деминерализация и размягчение твердых тканей зуба с последующим образованием дефекта в виде полости. Патологический процесс – закономерно возникающая цепь реакций в ответ на повреждение, имеющая динамику (возникает, развивается и заканчивается). План комплексной санации полости рта.
1. Научить ребенка правильно чистить зубы а) зубная щетка (учитывая степень жесткости) б) зубная паста (гигиеническая или лечебно-профилактическая)
2. Научить родителей контролировать чистку зубов в домашних условиях - обработка поверхностей зубов 2,5% настойкой йода - хорошо очищенные поверхности зубов будут светлыми (налет окрасится в коричневый цвет)
3. Запломбировать кариозные полости, восстановите контакт. пункты -нормализация акта жевания, предупреждение травмы десны при жевании.
4. Направить ребенка на ортодонтическое лечение (при наличии показаний) -исправление зубочелюстных аномалий и деформаций нормализует акт жевания и равномерную нагрузку тканей пародонта.
5. Удаление наддесневых зубных отложений -гладкая поверхность зубов после удаления.
6. Удаление поддесневых зубных отложнений -поверхность эмали или цемента в пределах зубо-десневого кармана при проверке
7. Направить ребенка на пластику уздечки, коррекцию преддверия рта (при наличии показаний) -предупреждение атрофического процесса в десне и пародонте.
Питание Необходимо обращает внимание на частоту приемов пищи и распределение в течение 24 ч; частоту и количество употребления сахара и других легкоферментируемых углеводов; консистенцию пищи, насышенность ее фторидами, обращая внимание родителей пациента на роль, которую играют эти факторы в риске развития кариеса. Так, например, если количество углеводов, употребляемых ребенком в течение дня, соответствует возрастным нормам, можно говорить о низком риске развития кариеса по данному фактору. Но одним из ключевых моментов в оценке риска является частота приема сладостей. Даже небольшой перекус - пирожное или конфета - в интервалах между основными приемами пищи содействует продуцированию кислот. Поэтому риск развития кариеса повышается. Низкая частота приемов пищи в день (максимум 5, включая перекусы) соответствует и низкому риску развития кариеса. Повышение частоты приемов до 7 и более влечет за собой существенное возрастание риска. Интересно, что питание детей существенно зависит от культурных факторов включающих социальные и семейные нормы. Если родители пациента и врач относятся к различным социальным группам, то рекомендации врача относительно изменения привычек питания в семье игнорируются часто (часто это касается ночного питья и еды). Однако, несмотря на то, что знания родителей о пользе рационального питания детей редко материализуются на практике, они должны постоянно пополняться в беседах, проводимых во время диспансерных осмотров. Оптимально, если стоматологическое просвещение и мотивация к уходу за полостью рта детей и ограничению сахара в их пищевом рационе начинается еще в период беременности. В результате такой работы, проводимой с будущими и молодыми родителями, удается достичь редукции прироста кариеса временных зубов у детей до 86% при физиологически протекавшей беременности и 78% - при осложненной. Санитарно-просветительская работа является составной частью базовой про граммы профилактики детей, имеющих риск развития кариеса. Гигиена полости рта Многочисленные российские и зарубежные источники литературы указывают на необходимость ухода за детскими зубами с момента их появления. Уход за зубами младенцев складывается из удаления зубной бляшки как с помощью щеток-напалечников, так и с помощью марлевых тампонов, обильно смоченных кипяченой водой. Особое значение имеет качественное выполнение этой процедуры. Разрушение зубной бляшки не менее одного раза в день по своей результативности превосходит привычку многократной чистки зубов. Считается, что первые зубы тоже нужно чистить дважды в день, а после прорезывания временных моляров - присоединить к зубной щетке минимум пасты Целесообразно применение паст с концентрацией фторидов 500- 550 ррт, так как использование зубных паст с меньшей концентрацией фторидов или их отсутствием неэффективно.У детей с высоким риском развития кариеса необходимо использование более концентрированной фторидсодержащей пасты (1000-1100 ррт). Специальных детских зубных паст с содержанием фтора более 550 ррт в нашей стране пока нет. Однако есть гели «Just for kids» (с 0,4% фторидом олова) и «Stangard», применять которые рекомендуется после традиционной чистки зубов, однократно, на ночь, нанесением на очищенные поверхности и сохранением без полоскания. Благодаря фтор иду олова происходят уменьшение образования органических кислот бактериями, за- труднение регуляции внутриклеточного обмена в них, нарушение мембранного транспорта и адгезии микроорганизмов к поверхности зубов. Подавление микрофлоры Другой важный подход в профилактике развития кариеса у детей раннего возраста- предупреждение преждевременной колонизации полости рта ребенка кариесогенной микрофлорой, а в случае регистрации различных уровней ее обсемененности - подавление ее активности. Источником микробов для ротовой полости ребенка являются матери или другие ухаживающие за ним взрослые. Реставрация зубов. лечение и профилактика заболеваний пародонта в сочетании с химической супрессией патогенной флоры полости рта у матерей способствуют профилактике развития кариеса у детей раннего возраста. Риск вертикальной трансмиссии кариесогенных микробов можно снизить благодаря регулярному использованию матерью жевательной резинки, содержащей ксилит У детей, чьи матери в течение 5 лет регулярно использовали такую жевательную резинку, отмечалось снижение уровня S. mutans и активности кариеса Другим способом снижения числа микроорганизмов в полости рта является использование различных форм хлоргексидина (в виде зубных паст, ополаскивателей, гелей, лаков). Их применение возможно параллельно и у детей, и у их матерей. Например, использование один раз в неделю в течение 12 нед. 0,2% хлоргексидинсодержащего геля для чистки зубов у 10-месячных детей привело к редукции S. mutans до нулевого уровня. А у 3-летних детей с интактным зубным рядом и высоким риском развития кариеса через 1,5 года регулярного применения (однократно в течение 3 последовательных дней с интервалом 3 мес.) тот же гель оказал умеренное ингибирующее действие на S. mutans; 66,4% детей продолжали сохранять интактный прикус. При сравнении скорости снижения численности колоний микроорганизмов от применения хлоргексидин- и фторидсодержащего геля оказалось, что уровень S. mutans значительно снижался после обработки зубов хлоргексидинсодержа щим гелем (спустя 4 нед. регулярных покрытий), при обработке фтор ид содержащим гелем это происходит только спустя 12 нед. Оптимальным является также использование биглюконата хлоргексидина лля подавления ацидогенной микрофлоры в виде 1 минутной ротовой ванночки, покрытие лаком «Cervitec Plus», содержащим 1% хлоргексидин и тимол, фиссур постоянных моляров у детей младшего школьного возраста сокращает вероятность развития фиссурного кариеса и приводит к снижению S. mutans, дажеспустя 3 мес. Высокоэффективный результат был получен отприменения 10% повидон-йодина, наносимого 2 раза в месяц в течение 1 года на интактные зубы детей 12- 19 мес., имевших высокий риск развития кариеса. Спустя 12 мес. у 91% детей
Местная аппликация средств, обладающих антимикробными свойствами - довольно перспективна для стабилизации и профилактики раннего кариеса.
СХЕМА ООД ООД ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА Литература
1. Колесов А.А. Стоматология детского возраста. Москва, М, 1991. 2. Марченко А. И., Кононович Е. Ф., Солнцева Т. А. Лечение заболеваний в детской терапевтической стоматологии. Киев, «Здоровья», 1988. 3. Виноградова Т.Ф. Стоматология детского возраста. Москва, М, 1987. 4. 4. Лукиных Л.М., Гажва С.И., Казарина Л.Н. Кариес зубов. Нижний Новгород, издательство НГМА, 1996 5. Овруцкий Г.Д, Леонтьев В.К. Кариес зубов. Москва, М, 1986.
6. Бернадский Ю.И. Основы хирургической стоматологии. - Киев: “Вища школа”, 1984. - 392 с. 7. Заусаев В.И., Наумов Т.В., Новоселов Р.Д. и др. Хирургическая стоматология. – М.: Медицина, 1981. – 544 с. 8. Хирургическая стоматология /Под редакцией В.А. Дунаевского. – М.: Медицина, 1979. – 472 с. 9. Шаргородский А.Г. Руководство к практическим занятиям по хирургической стоматологии. – М.: Медицина, 1976. – 248 с.
I. ТЕМА: «Проявления в полости рта при инфекционных заболеваниях. Острый хронический кандидоз полости рта у детей. Острый герпетический стоматит.»
п. цель занятия: 1. Изучить этиологию, патогенез, заболевания слизистой оболочки полости рта при инфекционных заболеваниях и при болезнях крови. 2. Знать клиническую и лабораторную диагностику кандидозов.
Ш. ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: Продолжительность занятия – 180 мин.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ: 1. Каковы проявления в полости рта при кори, скарлатины, дифтерии, гриппе, ветряной оспе и аденовирусных инфекциях? 2. Диагностика каких вирусных заболеваний и на основании каких симптомов возможна уже в продромальном периоде? 3. Каков механизм возникновения пятен Бельского-Филатова-Коплика, дифтеритических пленок? 4. Какова тактика лечения поражений полости рта при инфекционных заболеваниях 5. Этиология, патогенез, клиника диагностика острого кандидоза полости рта у детей? 6. Этиология, патогенез, клиника диагностика хронического кандидоза полости рта у детей? 7. Какова схема лечения острого и хронического кандидоза полости рта у детей7 8. Этиология, патогенез, клиника диагностика острого герпетического стоматита у детей? 9. Какие изменения в полости рта типичны для острого герпетического стоматита у детей 10. Какова схема общего и местного лечения острого герпетического стоматита у детей? V. Содержание занятия «СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ СТОМАТИТЫ У ДЕТЕЙ ПРИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ»
ЛЕЧЕНИЕ СИМПТОМАТИЧЕСКИХ СТОМАТИТОВ
Классификация К А Н Д И Д О З
ВОЗБУДИТЕЛЬ: Candida albicans, glabrata, tropicalis pseudotropicalis stellatoidea кrusei
ТЕЧЕНИЕ: Острый кандидамикоз Хронический кандидамикоз А) псевдомембранозный А) гиперпластический (молочница) Б) атрофический Б) атрофический
СТЕПЕНЬ ТЯЖЕСТИ: Легкая, средняя, тяжелая
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ: Генерализованный Локализованный
СТЕПЕНЬ ПОРАЖЕНИЯ: Поверхностный Глубокий
ЛОКАЛИЗАЦИЯ: Стоматит Хейлит Ангулит Глоссит
Этиотропная терапия Системная Местная Антисептики Антимикотики полиеновые антибиотики: нистатин, леворин, натамицин, амфотерицин… имидазолы: клотримазол, миконазол, эконазол…
ЛИТЕРАТУРА. 1. Виноградова Т.Ф. Стоматология детского возраста. Москва, М, 1987. 2. Колесов А.А. Стоматология детского возраста. Москва, М, 1991. 3. Марченко А. И., Кононович Е. Ф., Солнцева Т. А. Лечение заболеваний в детской терапевтической стоматологии. Киев, «Здоровья», 1988. 4. «Заболевания слизистой оболочки полости рта». Учебное пособие под редакцией Лукиных, Н.Новгород, 1993 г. 5. Н. Ф. Данилевский «Фитотерапия в стоматологии», Киев, 1984. 6. И. Н. Усов «Фармакорецептурный справочник педиатра», 1992. 7. Епишев В.А., Мамедова Ф.А., Сардарова Э.А. Рецептурный справочник по терапевтической стоматологии. Ташкент, «Медицина», 1987.
1.ТЕМА: Особенности клинического течения и лечения поражений слизистой оболочки рта у детей аллергической природы(аллергический стоматит, контактный стоматит, многоформная экссудативная эритема, рецидивирующие афты полости рта) п. цель занятия: Научиться выявлять симптомокомплекс, характерный для аллергического стоматита. Научиться назначать комплекс мероприятий, необходимых для лечения аллергического стоматита. Научиться устанавливать контакт с пациентами.
Ш. ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: Продолжительность занятия – 180 мин.
IV. ВОПРОСЫ ДЛЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ: 1. Каковы проявления аллергии на кожных покровах, в полости рта, на других слизистых? 2. Каковы причины развития аллергического контактного стоматита? 3. Опишите симптомокомплекс, характерный для аллергического контактного стоматита. 4. Этиология, патогенез, клинические проявления, диагностика, лечение при многоформной экссудативной эритеме 5. Этиология, патогенез, клинические проявления, диагностика, лечение при рецидивирующих афтах полости рта 6. Какова схема местного лечения при многоформной экссудативной эритеме и рецидивирующих афтах полости рта 7. Какие антигистаминные и кортикостероидные препараты применяются при аллергических заболеваниях слизистой полости рта? Каков порядок и длительность их применения. 8. Какую симптоматическую терапию вы назначите при аллергическом стоматите? 9. Каковы клинические проявления анафилактического шока, Отеке Квинке? Какие неотложные мероприятия необходимо провести пациенту? V. Содержание занятия
ЛИТЕРАТУРА. 8. Виноградова Т.Ф. Стоматология детского возраста. Москва, М, 1987. 9. Колесов А.А. Стоматология детского возраста. Москва, М, 1991. 10. Марченко А. И., Кононович Е. Ф., Солнцева Т. А. Лечение заболеваний в детской терапевтической стоматологии. Киев, «Здоровья», 1988. 11. «Заболевания слизистой оболочки полости рта». Учебное пособие под редакцией Лукиных, Н.Новгород, 1993 г. 12. Н. Ф. Данилевский «Фитотерапия в стоматологии», Киев, 1984. 13. И. Н. Усов «Фармакорецептурный справочник педиатра», 1992. 14. Епишев В.А., Мамедова Ф.А., Сардарова Э.А. Рецептурный справочник по терапевтической стоматологии. Ташкент, «Медицина», 1987.
V. Содержание занятия «Проявления в полости рта при заболеваниях крови у детей».
VI.Схема ориентировочной основы действия диагностики хейлитов у детей.
ЦЕЛЬ: Научиться выявлять симптомокомплекс характерный для различных форм хейлитов
|