Специальность - 051302 «Стоматология»
СИЛЛАБУС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ПРОПЕДЕВТИКА ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ
Объем учебных часов – 405 часов.
Лекции – 15 часов
Практические занятия – 120 часов.
Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя –135 часов.
Самостоятельная работа студентов - 135 часов.
Курс - 4
Семестр – VII-VIII
Форма контроля: экзамен
Алматы, 2013
Силлабус составлен: д.м.н. Мирзакуловой У.Р.
Обсужден на заседании модуля пропедевтики хирургической стоматологии
Протокол № от «27» сентября 2013 г.
Руководитель модуля
д.м.н., профессор _________________ Тулеуов К.Т.
1. Общие сведения:
1.1 Наименование вуза: Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова.
1.2 Модуль - Пропедевтика хирургической стоматологии
1.3 Дисциплина – Пропедевтика хирургической стоматологии
код дисциплины - PHS 4302
1.4 Специальность - 051302 «Стоматология».
1.5 Объем учебных часов – 405 часов.
1.6 Курс и семестр изучения - 4 курс, 7-8 семестр.
1.7 Сведения о преподавателях:
№
| Ф.И.О.
| Должность
| Ученая степень
| | | 1.
| Мирзакулова Улмекен Рахимовна
| Рук.модуля, и.о.проф.
| Доктор медицинских наук
| | 2.
| Тулеуов Калдан Тулеуович
| профессор
| Доктор медицинских наук
| | 3.
| Русанов Владимир Петрович
| Профессор
| Доктор медицинских наук
| | 4.
| Вансванов Мурат Ильясович
| Доцент
| Кандидат медицинских наук
| | 5.
| Стабаева Гульсум Сейдиловна
| Доцент
| Кандидат медицинских наук
| | 6.
| Космаганбетова Алма Темирхановна
| Ассистент
| Кандидат медицинских наук
| | 7.
| Бименов Калберген Сейдахметович
| Ассистент
| -
| | 8.
| Талимов Какимжан Кенжекович
| Ассистент
| -
| | 9.
| Амантаев Баканай Амантаевич
| Ассистент, совместитель
| Кандидат медицинских наук
| | 1.8 Контактная информация:
Место нахождения модуля: г. Алматы, ул. Толе би, 92; учебный корпус №3 КазНМУ
Телефон: 292-50-25 (вн. 198)
Электронный адрес модуля: kazbrit_gng_s@mail.ru,
1.9 Политика дисциплины заключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в медицинском ВУЗе.
1. Обязательное, регулярное посещение практических занятий
2. Обязательное выполнение всех тем СРС по одной из избранных форм.
3. Активное участие в учебном процессе (подготовка конспекта темы практического занятия, подготовка теоретического материала, решение ситуационных задач и заданий в тестовой форме, выполнение практической работы на фантомах, рисование в альбоме).
4. Защита темы СРС по одной из избранных форм в установленное время по тематическому плану (не позднее недели, соответствующей данному разделу).
5. Рубежный контроль на 8, 13, 19, 28, 36 практических занятий; на 8, 13, 19, 28, 36 занятиях по СРСП.
6. Наличие у студента индивидуальной рабочей тетради, дневника приема больных, альбома для рисования, лекционного материала.
7. Явка на занятие в соответствии с расписанием, без опоздания.
8. Наличие чистого, выглаженного халата, колпака, сменной обуви, маски, перчаток.
9. Уважительное отношение к ППС и студентам
10. Итоговый контроль - экзамен.
11. Открытое обсуждение конфликтных ситуаций в группах с участием педагога, завуча и заведующего кафедрой.
12. Вводятся штрафные баллы минус 0,5 баллов за каждую пропущенную лекцию.
13. Вводятся штрафные баллы в отношении регулярных опозданий студента на занятие: минус 0,5 баллов за каждое опоздание.
14. Вводятся штрафные баллы за несоблюдение основных принципов политики кафедры, перечисленных выше.
15. Штрафные баллы отнимаются от средней оценки за дисциплину – R.
2. Программа:
Введение
Пропедевтика хирургической стоматологии - дисциплина, изучающая вопросы организации хирургической стоматологической помощи населению, особенности клинического обследования хирургического стоматологического больного, обезболивание стоматологических хирургических вмешательств.
Пропедевтика хирургической стоматологии призвана подготовить студентов стоматологического факультета к дальнейшему обучению на клинических кафедрах и овладению профессиональными навыками врача-стоматолога общей практики путем формирования врачебного поведения и мышления, а также умений, обеспечивающих решение профессиональных задач хирурга-стоматолога.
2.2 Цель дисциплины.
формирование знаний (когнитивный компонент компетенций), навыков (операциональный компонент компетенции), коммуникативных навыков, правовой компетенции и самосовершенствования по основам хирургической стоматологии, общим принципам диагностики и лечения воспалительных заболеваний и травматических повреждений челюстно-лицевой области.
2.3 Задачи обучения:
· дать знания принципов организации хирургической стоматологической помощи населению;
· сформировать представление о роли пропедевтики хирургической стоматологии в подготовке врача-стоматолога;
· научить основным и дополнительным методам обследования хирургического стоматологического больного;
· дать представление об основах врачебной деонтологии, семиологии, диагностики основных хирургических стоматологических заболеваний;
· обучить основным профессиональным мануальным навыкам хирурга-стоматолога (на фантоме).
Конечные результаты
Сформировать у студента знания по:
1. вопросам организации хирургической стоматологической помощи населению, организационно-экономическим аспектам деятельности хирургических стоматологических отделений и поликлиник;
2. методам местного обезболивания в хирургической стоматологии;
3. общим принципам обследования больного в хирургическом стоматологическом кабинете;
4. методике операции удаления зуба;
5. семиотике и принципам лечения воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области;
6. хирургическим методам лечения: хронических периодонтитов, болезней прорезывания зубов, заболеваний пародонта, абсцессов и флегмон челюстно-лицевой области, хронического остеомиелита, переломов костей лицевого скелета;
7. выполнению: пункции верхнечелюстной пазухи, передней риноскопии, тампонады носа; закрытия ороантральных сообщений, первичной-хирургической обработки челюстно-лицевой области;
8. классификации и особенностям клиники повреждений в челюстно-лицевой области;
9. методам временной и постоянной иммобилизации челюстей при их повреждениях.
Сформировать у студента операциональные навыки:
1. проведения обследования больных с заболеваниями челюстно-лицевой области;
2. диагностирования основных хирургических патологий;
3. обработки рук дезинфицирующими растворами, обработки рук перед операцией и перевязкой раны;
4. определения показаний, противопоказаний и проведения выбора метода местного обезболивания, оперативных вмешательств;
5. выполнения всех методов местного (инфильтрационного и проводникового) обезболивания;
6. определение показаний и противопоказаний к проведению общего обезболивания при стоматологических вмешательствах;
7. составления плана комплексного лечения воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области;
8. проведения периостотомии;
9. выбора физиотерапевтических процедур в процессе лечения;
10. обеспечения гигиенической обработки полости рта при повреждениях и заболеваниях челюстно-лицевой области;
11. проведения временной (транспортной) иммобилизации челюстей и других костей лицевого скелета;
12. проведения первичной хирургической обработки челюстно-лицевой области;
13. интерпретации рентгенологических методов исследования
14. оказание неотложной помощи при общих осложнениях местного обезболивания на фантоме.
Сформировать коммуникативные навыки:
1. установления максимально доверительных отношений с пациентом, его родственниками, коллегами и другими медицинскими работниками;
2. работать в команде;
3. установлению информативного психоэмоционального контакта с пациентами посредством вербальной и невербальной коммуникации;
Сформировать навыки правовой компетенции по:
1. принципам государственной политики в области здравоохранения;
2. принципам государственного контроля и надзора в области здравоохранении
3. методам обеспечения конфиденциальности информации;
4. знаниям и соблюдению норм СанПиНа.
Сформировать навыки самосовершенствования студентов по:
1. работе с современными источниками литературы по проблемным вопросам хирургической стоматологии; 2. реферированию медицинской литературы;
3. написанию обзора литературы, ассоциативного эссе
2.5 Пререквизиты дисциплины: пропедевтике хирургической стоматологии предшествует изучение анатомии, нормальной физиологии, микробиологии, клинической анатомии головы и шеи, патологической анатомии, патологической физиологии, фармакологии, общей хирургии, внутренних болезней, оториноларингологии, офтальмологии, дерматовенерологии, фтизиатрии, общественного здравоохранения.
2.6 Постреквизиты дисциплины: пропедевтика хирургической стоматологии является основной для изучения хирургической стоматологии, стоматологии детского возраста, терапевтической стоматологии, ортопедической стоматологии.
2.7 Тематический план
Тематический план лекций
4 курс, 7-8 семестр (15 лекций по 1 академическому часу)
№
| Тема лекций
| продол
житель
ность
| 1.
| Предмет и содержание хирургической стоматологии. Организация хирургической стоматологической помощи. История развития отечественной хирургической стоматологии. Принципы деонтологии и врачебной этики в хирургической стоматологии. Принципы обследования больного в хирургической практике. Современные цифровые диагностические технологии в стоматологии.
| 1 час
| 2.
| Обезболивание при стоматологических операциях. Показания, особенности в стоматологии. Возможные осложнения, профилактика и лечение.
| 1 час
| 3.
| Операция удаления зуба. Показания и противопоказания. Инструменты. Возможные осложнения во время и после операции. Техника операции удаления зуба. Особенности удаления зубов на верхней и нижней челюстях в зависимости от групповой принадлежности.
| 1 час
| 4.
| Острые одонтогенные воспалительные заболевания челюстно-лицевой области. Классификация. Острый и хронический периодонтиты. Острый периостит челюстей. Хирургические методы лечения хронического периодонтита. Болезни прорезывания зубов. Принципы диагностики и лечения.
| 1 час
| 5.
| Воспалительные и дистрофические заболевания слюнных желез.
| 1 час
| 6.
| Острый одонтогенный остеомиелит челюстей. Принципы диагностики и лечения. Хронический остеомиелит челюстей. Принципы диагностики и лечения.
| 1 час
| 7.
| Одонтогенный гайморит. Перфорации и свищи верхнечелюстного синуса. Принципы диагностики и лечения.
| 1 час
| 8.
| Фурункулы и карбункулы челюстно-лицевой области. Принципы диагностики и лечения. Сибирская язва, нома, рожистое воспаление лица. Принципы диагностики и лечения.
| 1 час
| 9.
| Абсцессы и флегмоны челюстно-лицевой области. Классификация. Принципы диагностики и лечения.
| 1 час
|
| Специфические воспалительные заболевания челюстно-лицевой области. Принципы диагностики и лечения. Проявления СПИДа в челюстно-лицевой области. Диагностика, тактика врача.
| 1 час
|
| Осложнения воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области.
| 1 час
|
| Хирургические методы в комплексном лечении заболеваний пародонта.
| 1 час
|
| Повреждения челюстно-лицевой области. Классификация. Принципы диагностики и лечения. Перелом нижней челюсти, клиника, диагностика. Временная (транспортная) иммобилизация и лечение переломов челюстей. Заживление переломов челюстей.
| 1 час
|
| Перелом верхней челюсти. Классификация, клиника, диагностика. Временная (транспортная) иммобилизация и лечение переломов челюстей. Переломы скуловой кости, скуловой дуги и хрящей носа. Сочетанные повреждения челюстно-лицевой области и других областей. Диагностика. Особенности оказания помощи.
| 1 час
|
| Заболевания и повреждения височно-нижнечелюстного сустава. Классификация. Анкилоз, контрактура. Клиника, диагностика, лечение.
| 1 час
|
Тематический план практических занятий
4 курс, 7-8 семестры (всего 36 практических занятий, из них 12 по 4 академических часа, практических занятий по 3 академических часа)
№
| Темы
| продол
житель
ность
|
| Организация и оснащение хирургического отделения (кабинета) стоматологической поликлиники. Медицинская документация, учет и анализ работы в хирургическом отделении (кабинете) стоматологической поликлиники. Асептика и антисептика при хирургических стоматологических вмешательствах.
Обследование хирургического стоматологического больного.
| 4 часа
|
| Местные анестетики и медикаментозные средства, применяемые для обезболивания. Анатомическое обоснование местного обезболивания на верхней и нижней челюстях.
| 4 часа
|
| Обезболивание тканей при оперативных вмешательствах на нижней челюсти. Работа на фантомах.
| 4 часа
|
| Обезболивание тканей при оперативных вмешательствах на верхней челюсти. Работа на фантомах.
| 4 часа
|
| Внеротовые методы проводникового обезболивания на верхней и нижней челюстях. Центральное обезболивание зубов и челюстей. Работа на фантомах.Работа на фантомах.
| 4 часа
|
| Осложнения местного обезболивания. Диагностика, оказание неотложной помощи, лечение. Профилактика.
| 4 часа
|
| Потенцированное местное обезболивание. Показания и особенности проведения общего обезболивания при операциях на лице и в полости рта.
| 4 часа
|
| Рубежный контроль
| 4 часа
|
| Операция удаления зуба. Показания и противопоказания. Инструменты для удаления зубов. Методика удаления зубов и корней. Обработка раны после удаления зуба, последующий уход за ней. Особенности и этапы заживления лунки.
| 4 часа
|
| Методика удаления отдельных групп зубов и корней на верхней челюсти. Демонстрация операции удаления зуба.
| 4 часа
|
| Методика удаления отдельных групп зубов и корней на нижней челюсти. Демонстрация операции удаления зуба.
| 4 часа
|
| Атипические методы удаления зубов. Выбор доступа. Осложнения во время и после операции удаления зубов. Их профилактика.
| 4 часа
|
| Рубежный контроль
| 3 часа
|
| Острый и хронический периодонтит. Клиника, диагностика, принципы лечения. Хирургические методы лечения хронических периодонтитов.
| 3 часа
|
| Пути распространения одонтогенной инфекции. Острый одонтогенный периостит челюстей. Острый одонтогенный остеомиелит челюстей. Принципы диагностики и лечения. Дифференциальная диагностика острых периодонтита, периостита, одонтогенного остеомиелита челюстей.
| 3 часа
|
| Хронический одонтогенный остеомиелит челюстей. Принципы диагностики и лечения.
| 3 часа
|
| Одонтогенный гайморит. Клиника, диагностика, лечение. Перфорация и свищевой ход верхнечелюстной пазухи. Принципы диагностики и лечения.
| 3 часа
|
| Болезни прорезывания зубов. Дистопия, ретенция, затрудненное прорезывание нижнего третьего моляра. Принципы диагностики и лечения. Осложнения при затрудненном прорезывании нижнего третьего моляра.
| 3 часа
|
| Рубежный контроль
| 3 часа
|
| Фурункул и карбункул лица. Клиника, диагностика, лечение. Рожистое воспаление лица. Сибирская язва. Нома. Принципы диагностики и лечения.
| 3 часа
|
| Лимфадениты лица и шеи. Классификация. Принципы диагностики и лечения.Специфические воспалительные заболевания. Актиномикоз лица и шеи. Принципы диагностики и лечения. Туберкулезные и сифилитические поражения челюстно-лицевой области. Принципы диагностики и лечения. Проявления СПИДа в полости рта. Принципы диагностики и лечения.
| 3 часа
|
| Методы обследования больных с заболеваниями слюнных желез. Воспалительные заболевания слюнных желез. Острые и хронические неспецифические заболевания слюнных желез. Принципы диагностики и лечения.
| 3 часа
|
| Слюнно-каменная болезнь. Принципы диагностики и лечения. Реактивно-дистрофические заболевания слюнных желез.
| 3 часа
|
| Абсцессы и флегмоны челюстно-лицевой области. Принципы диагностики и лечения. Абсцессы и флегмоны клетчаточных пространств, прилегающих к верхней челюсти. Принципы диагностики и лечения.
| 3 часа
|
| Абсцессы и флегмоны клетчаточных пространств, прилегающих к нижней челюсти. Принципы диагностики и лечения.
| 3 часа
|
| Абсцессы и флегмоны языка, дна полости рта и шеи. Гнилостно-некротические флегмоны челюстно-лицевой области. Принципы диагностики и лечения. Осложнения воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области. Принципы диагностики и лечения. Профилактика.
| 3 часа
|
| Хирургические методы в комплексном лечении заболеваний пародонта.
| 3 часа
|
| Рубежный контроль
| 3 часа
|
| Вывихи и переломы зубов. Переломы альвеолярного отростка. Вывихи нижней челюсти. Принципы диагностики и лечения.
| 3 часа
|
| Переломы нижней челюсти. Клиника, диагностика. Оказание первой помощи при переломах челюстей на догоспитальном этапе. Временная (транспортная) иммобилизация челюстей. Работа на фантомах.
| 3 часа
|
| Неогнестрельные переломы верхней челюсти Клиника, диагностика. Оказание первой помощи при переломах челюстей на догоспитальном этапе. Временная иммобилизация челюстей. Работа на фантомах.
| 3 часа
|
| Лечение переломов челюстей. Лечебная иммобилизация челюстей. Виды шин. Методы и техника шинирования челюстей. Работа на фантомах. Хирургические методы лечения переломов нижней челюсти. Накостные, внутрикостные методы. Внеротовая фиксация челюстей. Хирургические методы лечения переломов верхней челюсти.
| 3 часа
|
| Переломы скуловой кости, скуловой дуги. Переломы костей и повреждения хрящей носа. Клиника, диагностика, лечение. Сочетанные повреждения челюстно-лицевой области и других областей тела.
| 3 часа
|
| Повреждения мягких тканей лица, полости рта. Особенности первичной хирургической обработки ран лица.
| 3 часа
|
| Воспалительные и дистрофические заболевания височно-нижнечелюстного сустава. Артриты, артрозы (деформирующий, склерозирующий). Клиника, рентгенологическая и лабораторная диагностика, медикаментозное, хирургическое, ортопедическое лечение. Виды сведения челюстей: тризм, контрактура, анкилоз. Пути стоматологической коррекции. Принципы диагностики и лечения.
| 3 часа
|
| Рубежный контроль
| 3 часа
| Всего:
| | 120 часов
|
Тематический план занятий по самостоятельной работе под руководством преподавателя
4 курс, 7-8 семестры (37 занятий: 1 занятие – 3 часа, 36 занятий по 1 академическому часу; 2 практических занятия по 7 часов, 1 практическое занятие – 6 часов)
№
| Темы
| Продолжительность
|
| Консультация по вопросам лекционного курса. Предмет и содержание хирургической стоматологии. История развития отечественной хирургической стоматологии. Принципы деонтологии и врачебной этики в хирургической стоматологии.
| 3 часа
|
| Организация и оснащение хирургического отделения (кабинета) стоматологической поликлиники. Медицинская документация, учет и анализ работы в хирургическом отделении (кабинете) стоматологической поликлиники. Асептика и антисептика при хирургических стоматологических вмешательствах. Обследование хирургического стоматологического больного.
| 3 часа
|
| Местные анестетики и медикаментозные средства, применяемые для обезболивания. Анатомическое обоснование местного обезболивания на верхней и нижней челюстях.
| 3 часа
|
| Обезболивание тканей при оперативных вмешательствах на нижней челюсти. Работа на фантомах.
| 3 часа
|
| Обезболивание тканей при оперативных вмешательствах на верхней челюсти. Работа на фантомах.
| 3 часа
|
| Внеротовые методы проводникового обезболивания на верхней и нижней челюстях. Центральное обезболивание зубов и челюстей. Работа на фантомах.
| 3 часа
|
| Осложнения местного обезболивания. Диагностика, оказание неотложной помощи, лечение. Профилактика.
| 3 часа
|
| Потенцированное местное обезболивание. Показания и особенности проведения общего обезболивания при операциях на лице и в полости рта.
| 3 часа
|
| Рубежный контроль
| 3 часа
|
| Операция удаления зуба. Показания и противопоказания. Инструменты для удаления зубов. Методика удаления зубов и корней. Обработка раны после удаления зуба, последующий уход за ней. Особенности и этапы заживления лунки.
| 3 часа
|
| Методика удаления отдельных групп зубов и корней на верхней челюсти. Демонстрация операции удаления зуба.
| 3 часа
|
| Методика удаления отдельных групп зубов и корней на нижней челюсти. Демонстрация операции удаления зуба.
| 3 часа
|
| Атипические методы удаления зубов. Выбор доступа. Осложнения во время и после операции удаления зубов. Их профилактика.
| 3 часа
|
| Рубежный контроль
| 4 часа
|
| Острый и хронический периодонтит. Клиника, диагностика, принципы лечения. Хирургические методы лечения хронических периодонтитов.
| 4 часа
|
| Пути распространения одонтогенной инфекции. Острый одонтогенный периостит челюстей. Острый одонтогенный остеомиелит челюстей. Принципы диагностики и лечения. Дифференциальная диагностика острых периодонтита, периостита, одонтогенного остеомиелита челюстей.
| 4 часа
|
| Хронический одонтогенный остеомиелит челюстей. Принципы диагностики и лечения.
| 4 часа
|
| Одонтогенный гайморит. Клиника, диагностика, лечение. Перфорация и свищевой ход верхнечелюстной пазухи. Принципы диагностики и лечения.
| 4 часа
|
| Болезни прорезывания зубов. Дистопия, ретенция, затрудненное прорезывание нижнего третьего моляра. Принципы диагностики и лечения. Осложнения при затрудненном прорезывании нижнего третьего моляра.
| 4 часа
|
| Рубежный контроль
| 4 часа
|
| Фурункул и карбункул лица. Клиника, диагностика, лечение. Рожистое воспаление лица. Сибирская язва. Нома. Принципы диагностики и лечения.
| 4 часа
|
| Лимфадениты лица и шеи. Классификация. Принципы диагностики и лечения. Специфические воспалительные заболевания. Актиномикоз лица и шеи. Принципы диагностики и лечения.Туберкулезные и сифилитические поражения челюстно-лицевой области. Принципы диагностики и лечения. Проявления СПИДа в полости рта. Принципы диагностики и лечения.
| 4 часа
|
| Методы обследования больных с заболеваниями слюнных желез. Воспалительные заболевания слюнных желез. Острые неспецифические заболевания слюнных желез. Принципы диагностики и лечения.
| 4 часа
|
| Слюнно-каменная болезнь. Принципы диагностики и лечения. Реактивно-дистрофические заболевания слюнных желез.
| 4 часа
|
| Абсцессы и флегмоны челюстно-лицевой области. Принципы диагностики и лечения. Абсцессы и флегмоны клетчаточных пространств, прилегающих к верхней челюсти. Принципы диагностики и лечения.
| 4 часа
|
| Абсцессы и флегмоны клетчаточных пространств, прилегающих к нижней челюсти. Принципы диагностики и лечения.
| 4 часа
|
| Абсцессы и флегмоны языка, дна полости рта и шеи. Гнилостно-некротические флегмоны челюстно-лицевой области. Принципы диагностики и лечения. Осложнения воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области. Принципы диагностики и лечения. Профилактика.
| 4 часа
|
| Хирургические методы в комплексном лечении заболеваний пародонта.
| 4 часа
|
| Рубежный контроль
| 4 часа
|
| Вывихи и переломы зубов. Переломы альвеолярного отростка. Вывихи нижней челюсти. Принципы диагностики и лечения.
| 4 часа
|
| Переломы нижней челюсти. Клиника, диагностика. Оказание первой помощи при переломах челюстей на догоспитальном этапе. Временная (транспортная) иммобилизация челюстей. Работа на фантомах.
| 4 часа
|
| Неогнестрельные переломы верхней челюсти Клиника, диагностика. Оказание первой помощи при переломах челюстей на догоспитальном этапе. Временная иммобилизация челюстей. Работа на фантомах.
| 4 часа
|
| Лечение переломов челюстей. Лечебная иммобилизация челюстей. Виды шин. Методы и техника шинировния челюстей. Работа на фантомах. Хирургические методы лечения переломов нижней челюсти. Накостные, внутрикостные методы. Внеротовая фиксация челюстей. Хирургические методы лечения переломов верхней челюсти.
| 4 часа
|
| Переломы скуловой кости, скуловой дуги. Переломы костей и повреждения хрящей носа. Клиника, диагностика, лечение. Сочетанные повреждения челюстно-лицевой области и других областей тела.
| 4 часа
|
| Повреждения мягких тканей лица, полости рта. Особенности первичной хирургической обработки ран лица.
| 4 часа
|
| Воспалительные и дистрофические заболевания височно-нижнечелюстного сустава. Артриты, артрозы (деформирующий, склерозирующий). Клиника, рентгенологическая и лабораторная диагностика, медикаментозное, хирургическое, ортопедическое лечение. Виды сведения челюстей: тризм, контрактура, анкилоз. Пути стоматологической коррекции. Принципы диагностики и лечения.
| 4 часа
|
| Рубежный контроль
| 4 часа
|
| Всего:
| 135 часов
| Время рубежного контроля: на практических занятиях № 8, 13, 19, 28, 36.
на занятиях по СРСП № 9, 14, 20, 29, 37.
Время итогового контроля: в конце цикла после изучения дисциплины.
Тематический план СРС
Курс, 7-8 семестры
№
| Темы
| Продолжительность
|
| Сбор анамнеза стоматологического больного с оформлением истории болезни.
| 6 часов
|
| Описание локального статуса курируемых больных.
| 6 часов
|
| Работа в фантомном классе.
| 9 часов
|
| Доказательная медицина в хирургической стоматологии.
| 6 часов
|
| Современные методы визуализации в хирургической стоматологии.
| 6 часов
|
| Современные методы дополнительного исследования в хирургической стоматологии (морфологические методы и методы функциональной диагностики).
| 6 часов
|
| Асептика и антисептика при операциях на лице и в полости рта. Профилактика ВИЧ-инфекции и гепатита на амбулаторном хирургическом стоматологическом приеме.
| 6 часов
|
| Иммунологические особенности тканей челюстно-лицевой области. Антибактериальная резистентность тканей полости рта и развитие одонтогенной инфекции.
| 6 часов
|
| Факторы неспецифической и специфической защиты организма. Их роль в патогенезе воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области.
| 6 часов
|
| Боль. Ее компоненты, механизмы, проводящие пути, реакция организма на боль.
| 6 часов
|
| Современные карпульные анестетики. Виды. Клинико-фармакологическая характеристика.
| 6 часов
|
| Современные методы местного инъекционного обезболивания в стоматологии (спонгиозная, интралигаментарная, поднадкостничная, интрасептальная анестезии).
| 6 часов
|
| Особенности обезболивания во время удаления зубов у больных с фоновыми и сопутствующими заболеваниями.
| 6 часов
|
| Особенности удаления зубов у больных с фоновыми и сопутствующими заболеваниями.
| 6 часов
|
| Тактика врача при болезнях прорезывания зуба. Роль рентгенологического исследования в выборе лечения при затрудненном прорезывании зуба.
| 6 часов
|
| Современные методы пластики ороантральных сообщений.
| 6 часов
|
| Написание учебной истории болезни.
| 6 часов
|
| Лечебная физкультура при воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой области.
| 6 часов
|
| Лечебная физкультура при травмах челюстно-лицевой области.
| 6 часов
|
| Физиотерапия при воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой области.
| 6 часов
|
| Физиотерапия при травмах челюстно-лицевой области.
| 6 часов
|
| Особенности первичной хирургической обработки челюстно-лицевой области при комбинированных поражениях.
| 6 часов
| | Всего:
| 135 часов
| 2.8 Методы обучения и преподавания:
Чтение лекций – обзорные и тематические, сопровождающиеся демонстрацией мультимедийными базами данных, компьютерными моделями и программами с использованием «обратной связи»: вопросы лектора – ответы студентов.
Проведение практических занятий: устный опрос (выявление базового и исходного уровней знаний), решение тестовых заданий, клинических ситуаций, проведение деловых игр, работа с больными на амбулаторном приеме (проведение обезболивания, удаление зубов, участие в экстренных и плановых операциях) и в условиях стационара (курация больных, участие в клинических обходах, работа в перевязочной, операционной), работа на фантомах, волонтерах.
Формы организации СРСП: консультации по теме; работа с дополнительной литературой, справочниками, периодическими специальными изданиями (конспектирование, аннотирование, реферирование); использование современных компьютерных технологий, для формирования навыка самостоятельного поиска ответов на задания и вопросы; выполнение практических навыков; обсуждение теоретических и практических результатов, полученных студентом в ходе самостоятельной работы
Формы организации СРС:
работа с литературой, электронными базами данных, составление тестовых заданий, подготовка и защита рефератов, презентаций, составление алгоритмов лечения различных заболеваний, составление схем, рисунков, кроссвордов по теме занятия.
2.9 Методы оценки знаний и навыков обучающихся:
Текущий контроль: тестирование, письменный/устный опрос, защита историй болезни, проверка результатов самостоятельной работы студентов, оценка клинических и мануальных навыков.
Рубежный контроль: 5рубежных контролей (на практических занятиях № 8, 13, 19, 28, 36), 5 рубежных контролей на занятиях по СРСП № 8,13, 19, 28, 36.
Итоговый контроль: переходной экзамен – 2 этапа (оценка теоретических знаний и правовой компетенции, оценка практических и коммуникативных навыков).
2.10 Рекомендуемая литература
На русском языке
основная:
1. Базикян Э.А. Пропедевтическая стоматология: учебник. – М., 2008. – 768с.
2. Скорикова Л.А. Пропедевтика стоматологических заболеваний. – Ростов-на-Дону, 2002.
дополнительная:
1. Хирургическая стоматология: Учебник. / Под редакцией Робустов Т.Г. с соавт. – 3-е изд., перераб. и дополн. - М., Медицина, 2003 - 504 с.
2.Безруков В. М. Амбулаторная хирургическая стоматология. Москва: 2002-75 с.
3. Бернадский Ю.И. Основы челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии.: 2003-416с.
4. Бернадский Ю.И. Травматология и восстановительная хирургия челюстно-лицевой области., - Москва, 2006 - 456с.
5. Руководство по хирургической стоматологии и ЧЛХ в 2-х т., под ред. В.М. Безрукова. - М:2000. - 776с., 488с
6. Тимофеев А.А. Основы челюстно-лицевой хирургии. /Киев, 2007 - 696 с.
7. Трегубова Т.В. Местное обезболивание в амбулаторной хирургической стоматологии: Учебное пособие. – Алматы, 2007. - 144с.
8. Шаргородский А.Г. Воспалительные заболевания тканей челюстно-лицевой области и шеи. ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. -271 с.
На казахском языке
основная:
1. Оразалин Ж. Б., Төлеуов К. Т. – Хирургиялық стоматология – Алматы. «Білім», 1998-368 бет.
дополнительная:
1. Құраш А. Ғ. – Бастың және мойынның клиникалық анатомиясы. Оқулық I том. Қарағанды 2006-277 бет.
2. Сағындықов Х. Л., Ревюк И. С., Айтбаев Ж.Ж. Стоматологиялық тәжірибедегі қауіпті жағдайлар мен бет-жақ аймағының жедел қабыну аурулары және жарақаттары кезінде көрсетілетін жедел көмектер: Оқу әдістемелік нұсқау. – Астана: ҒТАО, 2006.-118 бет.
3. Талимов К. К., Атабаев С.А. – Пародонт ауруларын хирургиялық жолмен емдеу тәсілдері.- Оқу әдістемелік нұсқау. Алматы 2002 ж.
4. Сағындықов Х.Л., Ревюк И.С., Айдаров Ғ.Ж., Кожаков Б.Б. Қазақстан Республикасы Қарулы Күштерінде стоматологиялық көмекті ұйымдастыру. Әдістемелік нұсқау.Алматы 2004 ж.
|