Билет №1.1. Регулятор общественных отношений. Виды социальных регуляторов. 2. Юридическая ответственность – понятие, виды, основания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №1.1. Регулятор общественных отношений. Виды социальных регуляторов. 2. Юридическая ответственность – понятие, виды, основания.



Билет №1.1. Регулятор общественных отношений. Виды социальных регуляторов. 2. Юридическая ответственность – понятие, виды, основания.

 

1.Регуляторы общественных отношений

Регуляторы общественных отношений — совокупность определённых норм, упорядочивающих поведение людей или состояние иных объектов регулирования в различных сферах жизнедеятельности.

В любом обществе существует множество самых различных правил поведения, складывается и действует целая система регуляторов общественных отношений. Ещё в первобытном обществе действовали свои регуляторы —- система мононорм (ритуал, миф, обычай), регулировавших значимые для жизни родовой общины наиболее важные общественные отношения.

Существующие в современном обществе регуляторы подразделяются на две большие группы: социальные и технические.

К техническим регуляторам относятся технические нормы. Техническая норма — правила эксплуатации технических средств и механизмов, регулирующие отношения между человеком и внешним миром (природой или техникой), которые не имеют социального содержания (Строительные нормы и правила, ГОСТы, Правила дорожного движения, Инструкции по эксплуатации бытовых приборов).

Социальное регулирование — воздействие на поведение людей, общественные отношения с целью придания им определённого направления в развитии. Социальное регулирование следует отличать от технического, биологического и тому подобного регулирования, поскольку оно, в отличие от названных, воздействует только на отношения между людьми.

Социальное регулирование в целом принято делить на нормативное и казуальное. Нормативное регулирование воздействует на индивидуально-неопределённый круг лиц (то есть на всех людей), а казуальное — воздействует на конкретного человека или поимённо определённую группу лиц.

Социальное регулирование осуществляется посредством специальных приёмов, которые принято называть социальные регуляторы

Социальные регуляторы

Социальная норма

Социальная норма — правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений, в той или иной степени подкреплённые мерами социального воздействия. Человек живёт в социуме, поэтому неизбежно вступает в общественные отношения (отношения с людьми и организациями), которые урегулированы социальными нормами.

Признаки социальной нормы

Общий характер, который заключается в следующем:

адресовано индивидуально-неопределённому кругу лиц (одновременно всем людям);

регулирует наиболее типичные устойчивые общественные отношения;

рассчитано на неоднократное применение;

существует длительный заранее неопределённый период времени.

Регулирует только общественные отношения, то есть отношения между людьми.

Подкреплена мерами общественного воздействия, чтобы побудить людей её исполнить.

Индивидуальный акт

Индивидуальный акт — указание совершить определённые действия или воздержаться от каких-либо действий, адресованное индивидуально-определённому лицу (конкретный человек или определённая группа лиц).

Стихийные регуляторы

В литературе также выделяются Стихийные регуляторы — это какие-либо объективные природные явления, а также процессы, в той или иной степени воздействующие на общественные отношения.

Виды социальных норм

Право

Право — система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения.

Обычай

Обычай — правило поведения, складывающееся в течение длительного времени на основе опыта жизнедеятельности относительно большой группы лиц, которое исполняется добровольно в силу привычки.

Мораль

Мораль — правила поведения, основанные на представлениях о добре и зле, хорошем и плохом, существующие в общественном сознании и подкреплённые мерами общественного осуждения (общественным мнением). Мораль бывает следующих видов:

Личная мораль — представление о должном поведении отдельно взятого человека, внутреннее убеждение, которое он не нарушает.

Общественная мораль (нравственность) — общепринятые представления о должном поведении в конкретном обществе.

Религиозные нормы

Религиозные нормы — правила поведения, основанные на вере в сверхъестественные существа и подкреплённые обещанием благополучия или наказания в потусторонней жизни.

Корпоративные нормы

Корпоративные нормы — правила поведения, закреплённые в соответствующем документе (устав, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, Кодекс корпоративного поведения, кодекс чести и др.), вырабатываемые относительно небольшой группой лиц (корпорацией, членами различных общественных организаций, трудовых коллективов, учебных заведений, предпринимательских союзов, клубов и т. д.) и обязательные для исполнения в рамках этой группы под угрозой корпоративного принуждения в виде предупреждения, выражающего недовольство поведением члена (участника) организации, так и исключения из организации.

Иные социальные нормы

Наряду с перечисленными социальными нормами, в теории выделяются также эстетические нормы, под которыми понимаются правила (критерии, оценки) красоты и прекрасного в их противопоставлении безобразному. Клод Леви-Стросс выделял культурные нормы, рассматривая их как совокупность ценностей, ритуалов, обычаев, связанных друг с другом взаимными функциональными связями и влияющих на поведение человека

Право в системе социальных норм

Критерии Право Мораль Обычай Религиозные нормы Корпоративные нормы
1. Способ формирования специально закрепляется государством (правотворчество) возникает спонтанно в процессе общения людей складывается в силу длительнойпрактики складывается в процессе веры всверхъестественное создаётся в процессе организации и внутренней деятельности сообществ людей
2. Форма существования в письменных источниках в сознании людей поведенческая традиция, обыкновения в письменных источниках и сознании людей в письменных источниках
3. Способ обеспечения меры государственного принуждения (юридическая ответственность) общественное осуждение (порицание) обеспечивается самим фактом существования церковное порицание и наказание в потусторонней жизни корпоративное принуждение организационного характера (предупреждение, выговор, исключение из сообщества)
4. Характер воздействия регулирует взаимоотношения субъектов с точки зрения их прав и обязанностей через сознание деятельность вошедшая впривычку определяется вероисповеданием определяется членством в конкретной организации
5. Обязательность реализации общеобязательно обязательны для членов соответствующих социальных групп

 

Билет №2.1. Типология государства: формационный и цивилизационный подход.2. Система права: понятие и элементы.

Понятие типа государства.

Типология государств, т.е. их классификация по типам, содей­ствует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее суще­ствование.

Как известно, классификация может проводиться по разным ос­нованиям (критериям). При этом под типом понимаются общие, системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерно­сти их организации и развития.

Типология представляет собой один из видов классификации и вместе с тем ее высшую форму, поскольку в основе типологии ле­жит группировка государств по одному из самых крупных и выс­ших классификационных критериев — типу государств.

Типология государств — не абстрактная умозрительная конст­рукция. Она базируется на обобщении большого фактического материала исторического, социологического, правового и иного характера, на выявлении объективных процессов и связей, сущест­вующих в конкретном обществе, на анализе особенностей функцио­нирования государственно-правовых явлений и систем.

В настоящее время в юридической литературе применяются два подхода к типологии государств — формационный и цивили-зационный.

Типология — это в известном смысле классифика­ция государств по определенным качественным при­знакам, характерным чертам и особенностям, прису­щим им на определенном этапе развития.

Типологизация государств необходима для позна­ния и выявления как общих признаков, имевших место у многих государств на протяжении их многовекового существования, так и особенностей, отличающих одни виды государств от других. История свидетельствует, что государства с момента их возникновения и до на­стоящего времени, имея много общих черт, вместе с тем обладают определенными индивидуальными при­знаками, т. е. являются не одноликими, а разнообраз­ными. И это вполне объяснимо, поскольку каждое из государств имеет свою собственную историю, облада­ет уникальностью возникновения и развития, различ­ными условиями существования и т. д. Типологизация государств — это характеристика естественно-истори­ческого процесса существования государств на различ­ных этапах развития человеческой цивилизации. По­этому представляется более правильным говорить не только о типах государств, а о типах государственно­сти, которая включает в себя государство, право, пра­вовые учреждения, правовую культуру и т. д.

Типология государств не может быть проведена в узких рамках только одного государства в чистом его виде. Объективный процесс познания различных ти­пов государств неизбежно ведет к выявлению условий существования государства, его взаимосвязи с правом, правовой культурой, правовыми учреждени­ями и т. д., а это уже государственность, а не только государство.

Выше отмечалось, что типология государств — это их классификация на основании определенных при­знаков. Следует иметь в виду, что типология и класси­фикация — понятия не равнозначные. Классифика­ция — понятие более широкое, нежели типология. Последняя является одним из видов (уровней) класси­фикации. Типология (от слова тип, типичный) — это высший уровень классификации государств, высший уровень обобщения определенных черт, особенностей, признаков государств.

Поэтому под типом государства понимаются взя­тые в единстве (обобщенные) важнейшие черты госу­дарства, свойственные большим группам (многим), государствам на определенном этапе их существова­ния и развития. Типология, как правильно отмечалось в литературе, это своего рода исторический срез госу­дарств, сходных по однородным качественным при­знакам. Типология основывается на анализе большого экономического, исторического, социологического, культурного, правового, психологического, религиозно­го материала, характеризующего условия существова­ния и функционирования государств в определенные исторические эпохи. Поэтому анализ развития много­численных государств в определенные исторические эпохи дает возможность выявить многие общие черты, присущие всем или большинству государств данной исторической эпохи и соответственно провести их классификацию.

При проведении типологии государств, т. е. при определении типов государств наука использует раз­личные критерии (основания). Это могут быть эконо­мические, политические, национально-культурные, религиозные, территориальные и т. п. основания. В зависимости от избранных критериев классифика­ции различаются и соответствующие типы госу­дарств.

Например, Л. Гумплович различал государства в зависимости от размеров территории и количества населения. По его классификации государства делят­ся на мировые с территорией более 1 млн кв. км и населением более 50 млн человек, великие с террито­рией от 200 тыс. кв. км до 1 млн кв. км и населением от 30 до 50 млн человек и малые с территорией менее 200 тыс. кв. км и населением до 30 млн человек170.

Осуществить научную классификацию, т. е. типо­логию государств пытались еще Аристотель, Полибий и другие мыслители древности.

Аристотель предложил оригинальную классифика­цию государств: в зависимости от числа людей, осуще­ствляющих власть в государстве и в зависимости от целей, которые ставят перед собой государства.

По первому основанию он различал правление одного, правление немногих и правление большинства. По второму основанию он делил государства на пра­вильные (когда ставится цель достичь общего блага) и неправильные (в них достигаются лишь частные цели). Как видим, в основе подхода к разграничению госу­дарств у Аристотеля главное место занимает человек, его права, свобода и интересы. Если мысли Аристоте­ля выразить современным языком, то правильным следует считать демократическое правовое социальное государство.

У Полибия был другой подход к типологии госу­дарств. Он считал, что смена одного типа государства другим является естественным процессом, аналогич­ным изменениям (жизни) природы.

Как в природе имеет место зарождение, развитие, исчезновение природных вещей, так и государства существуют по природному циклу, т. е. проходят этап возникновения, становления, расцвета, упадка (увяда­ния), исчезновения. Эти циклы переходят один в дру­гой, и развитие государств идет по бесконечному кру­гу. История подтверждает многое из мыслей Полибия. Действительно, каждое из государств проходит этапы возникновения, укрепления, а отдельные государства, достигнув высокого уровня развития для своего вре­мени, затем исчезли вовсе (Афины, Рим, Спарта, Урарту, Киевская Русь и др.). На их месте возникли другие государства.

 

Сроки опубликования

На этот счет установлены следующие правила.

Законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом Российской Федерации.

Указы должны быть доведены до сведения всех путем опублико-, вания в течение десяти дней после их подписания.

Постановления Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнаро­дования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Ведомственные акты официально публикуются в течение десяти дней после их регистрации.

Трудно объяснить установление различных сроков для опубли­кования нормативных актов, ведь смысл этого мероприятия во всех случаях одинаков. Более того, как мы убедимся чуть позднее, даже ис­точник опубликования некоторых видов нормативных актов совпада­ет. Вот почему в литературе неоднократно высказывалось мнение привести законодательное закрепление сроков опубликования к еди­ному знаменателю'. Более того, в некоторых государствах эта идея реализована, и практика показала эффективность этого шага.

Способы вступления в силу

Момент вступления в силу нормативных правовых актов опреде­ляется различными способами.

Первый способ. В законодательстве устанавливается следующее общее правило: нормативный акт вступает в силу после определенно­го срока со дня их опубликования. Нет особой необходимости дока­зывать, какую важную роль играет вступление закона в силу не сразу после его опубликования, а по прошествии определенного срока, по­зволяющего субъектам права уяснить содержание нормативного акта, пока он находится в состоянии «бездействия», сообразовать с ним свое поведение.

Однако сроки вступления в силу различаются в зависимости от того, о каком виде нормативного акта идет речь. На сей счет установ­лены следующие правила:

♦ законы вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования;

♦ указы Президента Российской Федерации, имеющие норма­тивный характер, вступают в силу по истечении семи дней после дня их официального опубликования;

♦ постановления Правительства Российской Федерации, затра­гивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, уста­навливающие правовой статус федеральных органов исполнитель­ной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их официального опубликования;

/ «та 10. Опубликование и вступление в силу нормативных актов

ведомственные нормативные акты вступают в силу по истече­нии Десяти дней после дня их официального опубликования.

Практика свидетельствует, что это общее правило мало использу­ется.

Второй способ. Чаще используется другое правило: нормативный акт вступает в силу с указанной в нем конкретной календарной даты. В большинстве случаев устанавливаемая конкретная дата увеличи ва­тт временной разрыв между днем опубликования закона и днем вве­дения его в действие. Например, Уголовный кодекс Российской Фе­дерации был принят 13 июня 1996 г., а вступил в силу с 1 января 1997 г.; Семейный кодекс Российской Федерации был принят 29 де­кабря 1995 г., введен в действие (за некоторыми исключениями) с 1 марта 1996 г. Бесспорно, такая регламентация сроков вступления за­конов в силу обеспечивает гражданам большую возможность ознако­миться с самим законом, осмыслить вводимые им новеллы, настроить общественное мнение на их неуклонное исполнение.

Третий способ— вступление закона в силу со дня его официально­го опубликования — стал приоритетным в последнее время. Но объяс-иить тенденцию объективными причинами, кроющимися в самой специфике принятых законов, весьма затруднительно. В число зако­нов, вводимых в действие непосредственно со дня опубликования, по­пали законы, совершенно разные и по своему объему, и по кругу субъ­ектов, которым они адерсованы, и по характеру регулируемых отно­шений. В этой группе есть законы, состоящие всего из одной-двух статей, а есть и такие, которые насчитывают сто и более статен.

Четвертый способ. Закон вступает в силу при наступлении опре­деленного события или при условии совершения каких-либо дейст­вий. Отлагательное условие для вступления закона в силу — довольно распространенный вариант при определении начального момента действия закона во времени. Наиболее отчетливое проявление этот вариант находит в случаях, когда речь идет о связи вступления закона в силу с принятием какого-то специального законодательного акта. Например, в Законе «О введении в действие части первой Граждан­ского кодекса Российской Федерации» предусматривалось, что гла­ва 17 ГК РФ вступает в силу со дня введения в действие нового Зе­мельного кодекса.

Прием отлагательных условий для определения даты вступления в силу используется иногда как своеобразная уловка, чтобы отсро­чить на значительное время реализацию уже принятого закона. При­чины такой «отсрочки» могут быть самыми разными, в том числе конъюнктурными.

Сбор необходимой информации

Она служит базой всей законотворческой работы. Сейчас редко законопроект пишется с «чистого листа». Информация должна быть объективной, достоверной, своевременной и полной (но не избыточ­ной), доступной и удобной для пользования. Ю.А. Тихомиров указы­вает следующие виды информации1:

♦ о фактическом состоянии регулируемой сферы общественных отношений, о тенденциях и перспективах их развития (информация правовая, социологическая и т.д.);

♦ о состоянии законодательства в данной области;

♦ о зарубежном опыте правового регулирования данной сферы;

♦ научная информация;

♦ расчетная информация (экономическая, финансовая, демогра­фическая, техническая и др.);

♦ прогнозная информация (о возможных последствиях действия закона);

♦ социальная информация (общественное мнение).

Составление проекта закона

Если концепция закона одобрена органом, принявшим решение о принятии закона, для разработки законопроекта создается группа разработчиков. Ее задача — превратить концепцию в текст закона. В. Б. Исаков, посвятивший много лет законотворчеству, считает, что оптимальным является вариант, когда в группе равноправно пред­ставлены два «крыла»:

1) специалисты-«предметники», хорошо владеющие знаниями и опытом в конкретной сфере деятельности, которая является предметом правового регулирования;

2) специалисты в области права1.

Проведение экспертизы

Экспертиза призвана дать оценку законопроекта по многим пара­метрам:

♦ соответствия общепризнанным нормам и принципам междуна­родного права, Конституции и другим законам;

♦ соответствия всем правилам правотворческой техники (содер­жательным, логическим, структурным, языковым, реквизитным).

В конце проделанной работы составляются сопроводительные документы:

♦ пояснительная записка;

♦ перечень актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению и принятию в связи с иступлением в силу данного закона;

♦ финансово-экономическое обоснование (если предполагаются материальные затраты);

♦ заключение Правительства.

Внесение законопроекта

(стадия законодательной инициативы)

Составить свой законопроект и предложить его законодательно­му органу может любое лицо. Но парламент не обязан принять его к рассмотрению. Он должен рассматривать только проекты, внесенныеорганами, которые по Конституции пользуются правом законода­тельной инициативы. Это право не означает, что парламент непре­менно должен принять положительное решение, он лишь обязан вы­разить свое отношение к проекту (отклонить или принять егоза осно­ву и направить на доработку).

В каждой стране круг субъектов законодательной инициативы не­одинаков. Общим же является их официальное установление.

Конституция Российской Федерации (ст. 104) предоставляет право законодательной инициативы наиболее информированным и компетентным в решении социальных вопросов органам и должност­ным лицам. Круг их небольшой:

♦ Президент Российской Федерации;

♦ Совет Федерации;

♦ члены Совета Федерации;

♦ депутаты Государственной Думы;

♦ Правительство Российской Федерации;

♦ парламенты субъектов Федерации;

♦ суды высших инстанций (Конституционный, Верховный, Выс­ший Арбитражный) по вопросам их ведения.

Таким образом, Конституция различает две группы субъектов права законодательной инициативы:

♦ субъекты, чье право законодательной инициативы не связано какими-либо рамками;

♦ субъекты, которые пользуются правом законодательной ини­циативы лишь по вопросам их ведения.

Субъект законодательной инициативы направляет законопроект и сопроводительные документы Председателю Государственной Ду­мы. Законопроект считается внесенным со дня его регистрации.

И лишь после того как этот законопроект по поручению Предсе­дателя Государственной Думы проанализируют фракции и ответст­венный комитет на предмет соответствия его требованиям Конститу­ции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы, за­конопроект включается в план законопроектных работ.

Принятие закона

Сове I Государственной Думы назначает третье чтение законопро­екта для голосовании, чтобы принять его в качестве закона. Здесь уже не допускаются внесение в него поправок и возвращение к его обсуж­дению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам.

Билет №18.1. Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений (союзы, сообщества, содружества, ассоциации).2. Понятие правовой системы. Отличительные особенности правовых систем (романо-германской, англосаксонской, мусульманской и др.)

 

Межгосударственные объединения представляют собой союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цели экономической, политической, военной и иной интеграции государств. В учебной литературе к межгосудар­ственным объединениям относят содружества, сообщества, иные объединения государств. Весьма редко к таким объединениям отно­сят конфедерацию. Между тем она представляет собой государст­венно-правовое объединение суверенных государств. Термин «конфедерация» латинского происхождения и обозна-

чает «сообщество». В учебниках конфедерация рассматривается как форма государственного устройства, что вряд ли правильно, поскольку все входящие в конфедерацию государства сохраняют свой суверенитет и нового государства не образуют.

На современном этапе конфедеративных объединений в «чис­том» виде не существует. Конфедерацией были США в 1781 — 1787 гг. (а фактически до 1791 г., когда вступили в силу первые десять поправок к Конституции США); Швейцария — в 1815 — 1848 гг.; Объединенная Арабская Республика, соединявшая Еги­пет и Сирию, — в 1958—1961 гг.; Сенегамбия, объединявшая аф­риканские государства Сенегал и Гамбию, — в 80-е гг.

Конфедерации присущи следующие особенности:

1) сохранение за объединившимися государствами суверенитета практически в полном объеме. Они продолжают иметь собствен­ные государственные органы, гражданство, конституцию, законо­дательство, самостоятельно осуществляют государственную власть на своей территории;

2) она создается на договорной основе, поэтому носит добро­вольный характер;

3) для достижения целей, послуживших основанием для объе­динения, формируются необходимые органы управления, которые могут принимать управленческие решения и нормативные акты по ограниченному кругу вопросов;

4) отсутствие единого гражданства и единой территории;

5) суверенитет принадлежит каждому из объединившихся го­сударств;

6) рекомендательный характер актов органов конфедерации, для вступления их в силу требуется одобрение высшими органами субъектов объединения;

7) нет общей конфедеративной собственности, налогов; финан­совые средства образуются по соглашению субъектов;

8) осуществление обороны конфедерации союзной армией, которая состоит из воинских формирований субъектов конфеде­рации;

9) право сецессии, т.е. свободного выхода из конфедерации в одностороннем порядке без согласия других членов.

Конфедерация — временный союз государств, обычно неустой­чивое образование, поэтому со временем перерастает в федерацию или приводит к распаду конфедерации.

К межгосударственным объединениям относятся содружества. Например, до 1946 г. существовало Британское Содружество на­ций, в настоящее время действует Содружество Независимых Го­сударств (СНГ).

СНГ был создан в 1991 г. и включает в себя 12 бывших союзных республик, входивших ранее в СССР. СНГ представляет собой «т межгосударственный союз суверенных государств, обладающих полной международной правосубъектностью, основанный на равен­стве членов и учете позиции каждого государства. СНГ создан для реализации следующих задач:

1) сотрудничество в политической, экономической, гуманитар­ной и иных областях;

2) обеспечение основных прав и свобод человека в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права;

3) формирование общей позиции по ключевым вопросам меж­дународного характера, проведение совместных внешнеполитиче­ских действий и инициатив;

4) военно-политическое сотрудничество, объединение усилий для предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов, совместная охрана внешних границ;

5) борьба с организованной преступностью и др.

Для вступления в СНГ новых членов необходимо, чтобы госу­дарство-претендент разделяло цели и принципы СНГ, признавало его Устав. Нужно также согласие на вступление нового члена всех государств — членов СНГ. Выход же из СНГ свободный, он возмо­жен в одностороннем порядке при предварительном письменном предупреждении за 12 месяцев хранителя Устава СНГ, которым яв­ляется Республика Беларусь.

Для взаимного сотрудничества и координации действий в рам­ках СНГ созданы следующие органы:

Совет глав государств — членов СНГ;

Межпарламентская ассамблея, состоящая из представителей парламентов государств — членов СНГ;

Совет глав правительств;

Совет министров иностранных дел;

Координационно-консультативный комитет;

Экономический совет и Экономический суд;

Совет министров обороны и Штаб по координации военного со­трудничества;

Совет командующих пограничными войсками;

Комиссия по правам человека и др. Все органы СНГ являются консультативными, выполняют ко-

ординирующие функции, все решения принимаются с общего со­гласия и чаще всего носят рекомендательный характер. Расходы на финансирование органов СНГ и совместные мероприятия рас­пределяются на основе долевого участия и устанавливаются специ­альными соглашениями.

К межгосударственным объединениям относят и некоторые сообщества функционально-целевого назначения, например Со­вет Европы, членом которого с 1996 г. является Российская Феде­рация.

Совет Европы — одна из авторитетных и представительных ор­ганизаций, которая объединяет в своем составе свыше 40 европей­ских государств, в то время как другие европейские международ­ные организации по численности значительно уступают Совету Европы. Это старейшая общеевропейская организация, образован­ная в 1949 г.

Главная цель Совета Европы — содействие более тесному европейскому сплочению и укреплению мира. В уставных доку­ментах Совета Европы конкретизируются эти цели следующим образом:

1) правовое обеспечение прав и свобод человека;

2) содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности;

3) поиск современных решений социальных проблем, напри­мер, национальных меньшинств, защиты окружающей среды, борь­бы со СПИДом, наркоманией;

4) развитие политического партнерства с новыми демократиче­скими странами Европы, помощь государствам Центральной и Вос­точной Европы в проведении политической, законодательной и конституционной реформ.

Для вступления в Совет Европы необходимо, чтобы данная страна привела свои учреждения и правовую систему в соответст­вие с принципами демократии, верховенства права и уважения прав человека, подписала и признала в полном объеме Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и ее контрольный механизм.

Приоритетным направлением в работе Совета Европы является защита прав и свобод человека.

Принимая Россию в 1996 г. в Совет Европы, соответствующая комиссия отметила, что «Россия еще не отвечает всем нормам Сове­та Европы. Однако интеграция предпочтительнее изоляции, а со­трудничество предпочтительнее конфронтации».

 

Совет Европы имеет собственные органы. К ним относятся:

Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), наделен­ная консультативными функциями и уполномоченная решать лю­бые вопросы, входящие в компетенцию Совета Европы, принимать рекомендации, которые могут адресоваться как Комитету минист­ров, так и непосредственно правительствам стран-участниц. Имен­но ПАСЕ рекомендует Комитету министров приглашать или нет конкретное государство в Совет Европы. В ПАСЕ входят делега­ции от всех государств — членов Совета Европы. Количество пред­ставителей определяется пропорционально численности населения страны. Например, Великобритания, Италия, Франция, Германия и Россия имеют по 18 мест, а такие небольшие государства, как Лихтенштейн, Сан-Марино, — по 2. Эти представители избирают­ся или назначаются национальными парламентами из числа своих депутатов.

Лишить их мандата может только ПАСЕ. Полномочия предста­вителей действуют в течение одной сессии ПАСЕ, которая разбива­ется на четыре раунда. Сессия ПАСЕ продолжается, как правило, пять дней, заседания открытые. Заседает ПАСЕ в Страсбурге (Франция).

Комитет министров — главный орган Совета Европы. Он уполномочен принимать решения от имени Совета Европы. Его со­став — министры иностранных дел государств-членов. Заседает Комитет два раза в год. Заседания закрытые, по итогам публикуют­ся коммюнике или декларации.

Конгресс местных и региональных органов власти Евро­пы — консультативный орган, который состоит из двух палат: од­на представляет интересы местного самоуправления, другая -интересы региональных органов власти. Конгресс предназначен обеспечивать участие местных и региональных властей в достиже­нии европейского единства, налаживать межрегиональное со­трудничество, оказывать помощь новым демократическим госу­дарствам в создании эффективных местных административных структур.

Международный Секретариат, который состоит из 1200 со­трудников, содействующих работе органов Совета Европы, и воз­главляется Генеральным секретарем, избираемым на пять лет.

Европейский Суд, призванный обеспечивать исполнение Кон­венции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. государ­ствами — участниками Совета Европы. Эта задача осуществляется путем рассмотрения и разрешения конкретных дел на основе инди­видуальных жалоб физических лиц, групп лиц

2. Понятие правовой системы. Отличительные особенности правовых систем (романо-германской, англосаксонской, мусульманской и др.) Семьи права - это группы нацио­нальных систем права, имеющих сходные признаки, основным из которых является форма права

Помимо этого при выделении семей права мы должны также учи­тывать:

♦ принципы права;

♦ структуру права;

♦ правовую культуру;

♦ традиции права и т.д.

Виды правовых семей

По данному вопросу у ученых нет единого мнения. Можно выде­лить несколько позиций.

Первую точку зрения высказал французский ученый Рене Давид1. Он был «первопроходцем» в этой области и в 60-х годах XX в. создал сравнительное правоведение. Его классификация семей права состо­ит из двух частей.

1) основные правовые семьи:

♦ романо-германская (континентальная);

♦ англосаксонская (семья общего права);

♦ социалистическая;

2) дополнительные семьи права:

♦ религиозная, т.е. исламская;

♦* дальневосточная;

♦ индусская.

От социалистической семьи права после крушения СССР мало что осталось (разве только право Кубы, Северной Кореи). Можно го­ворить, что эта правовая семья исчезла.

Авторами второй точки зрения являются немецкие ученые К. Цвайгерт и X. Кетц'.

Они выделяют восемь семей (кругов, стилей):

♦ романская;

♦ германская;

♦ скандинавская;

♦ англо-американская;

♦ социалистическая;

♦ исламская;

♦ индусская;

♦ дальневосточная.

Сторонник третьей точки зрения, американский ученый К. Оса-кве объединяет национальные системы в три группы, в составе кото­рых в общей сложности он насчитывает 13 правовых семей2:

1) западные (светские) семьи мира:

♦ романская;

♦ германская;

♦ скандинавская;

♦ английская;

♦ американская;

♦ российская;

♦ социалистическая;

2) иные незападные семьи мира:

♦ юго-восточная;

♦ африканская;

3) религиозные семьи мира:

♦ мусульманская;

♦ еврейская;

♦ каноническая;

♦ индусская. традиционная, т.е. семья обычного права;

Возьмем за основу классификацию, предложенную Р. Давидом, 89 несколько подкорректировав ее с учетом изменений, произошедших в мире.

Итак, в современном мире четко различаются четыре правовые семьи:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.125 с.)