Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет №1.1. Регулятор общественных отношений. Виды социальных регуляторов. 2. Юридическая ответственность – понятие, виды, основания.↑ Стр 1 из 28Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Билет №1.1. Регулятор общественных отношений. Виды социальных регуляторов. 2. Юридическая ответственность – понятие, виды, основания.
1.Регуляторы общественных отношений Регуляторы общественных отношений — совокупность определённых норм, упорядочивающих поведение людей или состояние иных объектов регулирования в различных сферах жизнедеятельности. В любом обществе существует множество самых различных правил поведения, складывается и действует целая система регуляторов общественных отношений. Ещё в первобытном обществе действовали свои регуляторы —- система мононорм (ритуал, миф, обычай), регулировавших значимые для жизни родовой общины наиболее важные общественные отношения. Существующие в современном обществе регуляторы подразделяются на две большие группы: социальные и технические. К техническим регуляторам относятся технические нормы. Техническая норма — правила эксплуатации технических средств и механизмов, регулирующие отношения между человеком и внешним миром (природой или техникой), которые не имеют социального содержания (Строительные нормы и правила, ГОСТы, Правила дорожного движения, Инструкции по эксплуатации бытовых приборов). Социальное регулирование — воздействие на поведение людей, общественные отношения с целью придания им определённого направления в развитии. Социальное регулирование следует отличать от технического, биологического и тому подобного регулирования, поскольку оно, в отличие от названных, воздействует только на отношения между людьми. Социальное регулирование в целом принято делить на нормативное и казуальное. Нормативное регулирование воздействует на индивидуально-неопределённый круг лиц (то есть на всех людей), а казуальное — воздействует на конкретного человека или поимённо определённую группу лиц. Социальное регулирование осуществляется посредством специальных приёмов, которые принято называть социальные регуляторы Социальные регуляторы Социальная норма Социальная норма — правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений, в той или иной степени подкреплённые мерами социального воздействия. Человек живёт в социуме, поэтому неизбежно вступает в общественные отношения (отношения с людьми и организациями), которые урегулированы социальными нормами. Признаки социальной нормы Общий характер, который заключается в следующем: адресовано индивидуально-неопределённому кругу лиц (одновременно всем людям); регулирует наиболее типичные устойчивые общественные отношения; рассчитано на неоднократное применение; существует длительный заранее неопределённый период времени. Регулирует только общественные отношения, то есть отношения между людьми. Подкреплена мерами общественного воздействия, чтобы побудить людей её исполнить. Индивидуальный акт Индивидуальный акт — указание совершить определённые действия или воздержаться от каких-либо действий, адресованное индивидуально-определённому лицу (конкретный человек или определённая группа лиц). Стихийные регуляторы В литературе также выделяются Стихийные регуляторы — это какие-либо объективные природные явления, а также процессы, в той или иной степени воздействующие на общественные отношения. Виды социальных норм Право Право — система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения. Обычай Обычай — правило поведения, складывающееся в течение длительного времени на основе опыта жизнедеятельности относительно большой группы лиц, которое исполняется добровольно в силу привычки. Мораль Мораль — правила поведения, основанные на представлениях о добре и зле, хорошем и плохом, существующие в общественном сознании и подкреплённые мерами общественного осуждения (общественным мнением). Мораль бывает следующих видов: Личная мораль — представление о должном поведении отдельно взятого человека, внутреннее убеждение, которое он не нарушает. Общественная мораль (нравственность) — общепринятые представления о должном поведении в конкретном обществе. Религиозные нормы Религиозные нормы — правила поведения, основанные на вере в сверхъестественные существа и подкреплённые обещанием благополучия или наказания в потусторонней жизни. Корпоративные нормы Корпоративные нормы — правила поведения, закреплённые в соответствующем документе (устав, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, Кодекс корпоративного поведения, кодекс чести и др.), вырабатываемые относительно небольшой группой лиц (корпорацией, членами различных общественных организаций, трудовых коллективов, учебных заведений, предпринимательских союзов, клубов и т. д.) и обязательные для исполнения в рамках этой группы под угрозой корпоративного принуждения в виде предупреждения, выражающего недовольство поведением члена (участника) организации, так и исключения из организации. Иные социальные нормы Наряду с перечисленными социальными нормами, в теории выделяются также эстетические нормы, под которыми понимаются правила (критерии, оценки) красоты и прекрасного в их противопоставлении безобразному. Клод Леви-Стросс выделял культурные нормы, рассматривая их как совокупность ценностей, ритуалов, обычаев, связанных друг с другом взаимными функциональными связями и влияющих на поведение человека Право в системе социальных норм
Билет №2.1. Типология государства: формационный и цивилизационный подход.2. Система права: понятие и элементы. Понятие типа государства. Типология государств, т.е. их классификация по типам, содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование. Как известно, классификация может проводиться по разным основаниям (критериям). При этом под типом понимаются общие, системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития. Типология представляет собой один из видов классификации и вместе с тем ее высшую форму, поскольку в основе типологии лежит группировка государств по одному из самых крупных и высших классификационных критериев — типу государств. Типология государств — не абстрактная умозрительная конструкция. Она базируется на обобщении большого фактического материала исторического, социологического, правового и иного характера, на выявлении объективных процессов и связей, существующих в конкретном обществе, на анализе особенностей функционирования государственно-правовых явлений и систем. В настоящее время в юридической литературе применяются два подхода к типологии государств — формационный и цивили-зационный. Типология — это в известном смысле классификация государств по определенным качественным признакам, характерным чертам и особенностям, присущим им на определенном этапе развития. Типологизация государств необходима для познания и выявления как общих признаков, имевших место у многих государств на протяжении их многовекового существования, так и особенностей, отличающих одни виды государств от других. История свидетельствует, что государства с момента их возникновения и до настоящего времени, имея много общих черт, вместе с тем обладают определенными индивидуальными признаками, т. е. являются не одноликими, а разнообразными. И это вполне объяснимо, поскольку каждое из государств имеет свою собственную историю, обладает уникальностью возникновения и развития, различными условиями существования и т. д. Типологизация государств — это характеристика естественно-исторического процесса существования государств на различных этапах развития человеческой цивилизации. Поэтому представляется более правильным говорить не только о типах государств, а о типах государственности, которая включает в себя государство, право, правовые учреждения, правовую культуру и т. д. Типология государств не может быть проведена в узких рамках только одного государства в чистом его виде. Объективный процесс познания различных типов государств неизбежно ведет к выявлению условий существования государства, его взаимосвязи с правом, правовой культурой, правовыми учреждениями и т. д., а это уже государственность, а не только государство. Выше отмечалось, что типология государств — это их классификация на основании определенных признаков. Следует иметь в виду, что типология и классификация — понятия не равнозначные. Классификация — понятие более широкое, нежели типология. Последняя является одним из видов (уровней) классификации. Типология (от слова тип, типичный) — это высший уровень классификации государств, высший уровень обобщения определенных черт, особенностей, признаков государств. Поэтому под типом государства понимаются взятые в единстве (обобщенные) важнейшие черты государства, свойственные большим группам (многим), государствам на определенном этапе их существования и развития. Типология, как правильно отмечалось в литературе, это своего рода исторический срез государств, сходных по однородным качественным признакам. Типология основывается на анализе большого экономического, исторического, социологического, культурного, правового, психологического, религиозного материала, характеризующего условия существования и функционирования государств в определенные исторические эпохи. Поэтому анализ развития многочисленных государств в определенные исторические эпохи дает возможность выявить многие общие черты, присущие всем или большинству государств данной исторической эпохи и соответственно провести их классификацию. При проведении типологии государств, т. е. при определении типов государств наука использует различные критерии (основания). Это могут быть экономические, политические, национально-культурные, религиозные, территориальные и т. п. основания. В зависимости от избранных критериев классификации различаются и соответствующие типы государств. Например, Л. Гумплович различал государства в зависимости от размеров территории и количества населения. По его классификации государства делятся на мировые с территорией более 1 млн кв. км и населением более 50 млн человек, великие с территорией от 200 тыс. кв. км до 1 млн кв. км и населением от 30 до 50 млн человек и малые с территорией менее 200 тыс. кв. км и населением до 30 млн человек170. Осуществить научную классификацию, т. е. типологию государств пытались еще Аристотель, Полибий и другие мыслители древности. Аристотель предложил оригинальную классификацию государств: в зависимости от числа людей, осуществляющих власть в государстве и в зависимости от целей, которые ставят перед собой государства. По первому основанию он различал правление одного, правление немногих и правление большинства. По второму основанию он делил государства на правильные (когда ставится цель достичь общего блага) и неправильные (в них достигаются лишь частные цели). Как видим, в основе подхода к разграничению государств у Аристотеля главное место занимает человек, его права, свобода и интересы. Если мысли Аристотеля выразить современным языком, то правильным следует считать демократическое правовое социальное государство. У Полибия был другой подход к типологии государств. Он считал, что смена одного типа государства другим является естественным процессом, аналогичным изменениям (жизни) природы. Как в природе имеет место зарождение, развитие, исчезновение природных вещей, так и государства существуют по природному циклу, т. е. проходят этап возникновения, становления, расцвета, упадка (увядания), исчезновения. Эти циклы переходят один в другой, и развитие государств идет по бесконечному кругу. История подтверждает многое из мыслей Полибия. Действительно, каждое из государств проходит этапы возникновения, укрепления, а отдельные государства, достигнув высокого уровня развития для своего времени, затем исчезли вовсе (Афины, Рим, Спарта, Урарту, Киевская Русь и др.). На их месте возникли другие государства.
Сроки опубликования На этот счет установлены следующие правила. Законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом Российской Федерации. Указы должны быть доведены до сведения всех путем опублико-, вания в течение десяти дней после их подписания. Постановления Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. Ведомственные акты официально публикуются в течение десяти дней после их регистрации. Трудно объяснить установление различных сроков для опубликования нормативных актов, ведь смысл этого мероприятия во всех случаях одинаков. Более того, как мы убедимся чуть позднее, даже источник опубликования некоторых видов нормативных актов совпадает. Вот почему в литературе неоднократно высказывалось мнение привести законодательное закрепление сроков опубликования к единому знаменателю'. Более того, в некоторых государствах эта идея реализована, и практика показала эффективность этого шага. Способы вступления в силу Момент вступления в силу нормативных правовых актов определяется различными способами. Первый способ. В законодательстве устанавливается следующее общее правило: нормативный акт вступает в силу после определенного срока со дня их опубликования. Нет особой необходимости доказывать, какую важную роль играет вступление закона в силу не сразу после его опубликования, а по прошествии определенного срока, позволяющего субъектам права уяснить содержание нормативного акта, пока он находится в состоянии «бездействия», сообразовать с ним свое поведение. Однако сроки вступления в силу различаются в зависимости от того, о каком виде нормативного акта идет речь. На сей счет установлены следующие правила: ♦ законы вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования; ♦ указы Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении семи дней после дня их официального опубликования; ♦ постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их официального опубликования; / «та 10. Опубликование и вступление в силу нормативных актов ведомственные нормативные акты вступают в силу по истечении Десяти дней после дня их официального опубликования. Практика свидетельствует, что это общее правило мало используется. Второй способ. Чаще используется другое правило: нормативный акт вступает в силу с указанной в нем конкретной календарной даты. В большинстве случаев устанавливаемая конкретная дата увеличи ватт временной разрыв между днем опубликования закона и днем введения его в действие. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации был принят 13 июня 1996 г., а вступил в силу с 1 января 1997 г.; Семейный кодекс Российской Федерации был принят 29 декабря 1995 г., введен в действие (за некоторыми исключениями) с 1 марта 1996 г. Бесспорно, такая регламентация сроков вступления законов в силу обеспечивает гражданам большую возможность ознакомиться с самим законом, осмыслить вводимые им новеллы, настроить общественное мнение на их неуклонное исполнение. Третий способ— вступление закона в силу со дня его официального опубликования — стал приоритетным в последнее время. Но объяс-иить тенденцию объективными причинами, кроющимися в самой специфике принятых законов, весьма затруднительно. В число законов, вводимых в действие непосредственно со дня опубликования, попали законы, совершенно разные и по своему объему, и по кругу субъектов, которым они адерсованы, и по характеру регулируемых отношений. В этой группе есть законы, состоящие всего из одной-двух статей, а есть и такие, которые насчитывают сто и более статен. Четвертый способ. Закон вступает в силу при наступлении определенного события или при условии совершения каких-либо действий. Отлагательное условие для вступления закона в силу — довольно распространенный вариант при определении начального момента действия закона во времени. Наиболее отчетливое проявление этот вариант находит в случаях, когда речь идет о связи вступления закона в силу с принятием какого-то специального законодательного акта. Например, в Законе «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусматривалось, что глава 17 ГК РФ вступает в силу со дня введения в действие нового Земельного кодекса. Прием отлагательных условий для определения даты вступления в силу используется иногда как своеобразная уловка, чтобы отсрочить на значительное время реализацию уже принятого закона. Причины такой «отсрочки» могут быть самыми разными, в том числе конъюнктурными. Сбор необходимой информации Она служит базой всей законотворческой работы. Сейчас редко законопроект пишется с «чистого листа». Информация должна быть объективной, достоверной, своевременной и полной (но не избыточной), доступной и удобной для пользования. Ю.А. Тихомиров указывает следующие виды информации1: ♦ о фактическом состоянии регулируемой сферы общественных отношений, о тенденциях и перспективах их развития (информация правовая, социологическая и т.д.); ♦ о состоянии законодательства в данной области; ♦ о зарубежном опыте правового регулирования данной сферы; ♦ научная информация; ♦ расчетная информация (экономическая, финансовая, демографическая, техническая и др.); ♦ прогнозная информация (о возможных последствиях действия закона); ♦ социальная информация (общественное мнение). Составление проекта закона Если концепция закона одобрена органом, принявшим решение о принятии закона, для разработки законопроекта создается группа разработчиков. Ее задача — превратить концепцию в текст закона. В. Б. Исаков, посвятивший много лет законотворчеству, считает, что оптимальным является вариант, когда в группе равноправно представлены два «крыла»: 1) специалисты-«предметники», хорошо владеющие знаниями и опытом в конкретной сфере деятельности, которая является предметом правового регулирования; 2) специалисты в области права1. Проведение экспертизы Экспертиза призвана дать оценку законопроекта по многим параметрам: ♦ соответствия общепризнанным нормам и принципам международного права, Конституции и другим законам; ♦ соответствия всем правилам правотворческой техники (содержательным, логическим, структурным, языковым, реквизитным). В конце проделанной работы составляются сопроводительные документы: ♦ пояснительная записка; ♦ перечень актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению и принятию в связи с иступлением в силу данного закона; ♦ финансово-экономическое обоснование (если предполагаются материальные затраты); ♦ заключение Правительства. Внесение законопроекта (стадия законодательной инициативы) Составить свой законопроект и предложить его законодательному органу может любое лицо. Но парламент не обязан принять его к рассмотрению. Он должен рассматривать только проекты, внесенныеорганами, которые по Конституции пользуются правом законодательной инициативы. Это право не означает, что парламент непременно должен принять положительное решение, он лишь обязан выразить свое отношение к проекту (отклонить или принять егоза основу и направить на доработку). В каждой стране круг субъектов законодательной инициативы неодинаков. Общим же является их официальное установление. Конституция Российской Федерации (ст. 104) предоставляет право законодательной инициативы наиболее информированным и компетентным в решении социальных вопросов органам и должностным лицам. Круг их небольшой: ♦ Президент Российской Федерации; ♦ Совет Федерации; ♦ члены Совета Федерации; ♦ депутаты Государственной Думы; ♦ Правительство Российской Федерации; ♦ парламенты субъектов Федерации; ♦ суды высших инстанций (Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный) по вопросам их ведения. Таким образом, Конституция различает две группы субъектов права законодательной инициативы: ♦ субъекты, чье право законодательной инициативы не связано какими-либо рамками; ♦ субъекты, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения. Субъект законодательной инициативы направляет законопроект и сопроводительные документы Председателю Государственной Думы. Законопроект считается внесенным со дня его регистрации. И лишь после того как этот законопроект по поручению Председателя Государственной Думы проанализируют фракции и ответственный комитет на предмет соответствия его требованиям Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы, законопроект включается в план законопроектных работ. Принятие закона Сове I Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосовании, чтобы принять его в качестве закона. Здесь уже не допускаются внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Билет №18.1. Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений (союзы, сообщества, содружества, ассоциации).2. Понятие правовой системы. Отличительные особенности правовых систем (романо-германской, англосаксонской, мусульманской и др.)
Межгосударственные объединения представляют собой союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цели экономической, политической, военной и иной интеграции государств. В учебной литературе к межгосударственным объединениям относят содружества, сообщества, иные объединения государств. Весьма редко к таким объединениям относят конфедерацию. Между тем она представляет собой государственно-правовое объединение суверенных государств. Термин «конфедерация» латинского происхождения и обозна- чает «сообщество». В учебниках конфедерация рассматривается как форма государственного устройства, что вряд ли правильно, поскольку все входящие в конфедерацию государства сохраняют свой суверенитет и нового государства не образуют. На современном этапе конфедеративных объединений в «чистом» виде не существует. Конфедерацией были США в 1781 — 1787 гг. (а фактически до 1791 г., когда вступили в силу первые десять поправок к Конституции США); Швейцария — в 1815 — 1848 гг.; Объединенная Арабская Республика, соединявшая Египет и Сирию, — в 1958—1961 гг.; Сенегамбия, объединявшая африканские государства Сенегал и Гамбию, — в 80-е гг. Конфедерации присущи следующие особенности: 1) сохранение за объединившимися государствами суверенитета практически в полном объеме. Они продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство, конституцию, законодательство, самостоятельно осуществляют государственную власть на своей территории; 2) она создается на договорной основе, поэтому носит добровольный характер; 3) для достижения целей, послуживших основанием для объединения, формируются необходимые органы управления, которые могут принимать управленческие решения и нормативные акты по ограниченному кругу вопросов; 4) отсутствие единого гражданства и единой территории; 5) суверенитет принадлежит каждому из объединившихся государств; 6) рекомендательный характер актов органов конфедерации, для вступления их в силу требуется одобрение высшими органами субъектов объединения; 7) нет общей конфедеративной собственности, налогов; финансовые средства образуются по соглашению субъектов; 8) осуществление обороны конфедерации союзной армией, которая состоит из воинских формирований субъектов конфедерации; 9) право сецессии, т.е. свободного выхода из конфедерации в одностороннем порядке без согласия других членов. Конфедерация — временный союз государств, обычно неустойчивое образование, поэтому со временем перерастает в федерацию или приводит к распаду конфедерации. К межгосударственным объединениям относятся содружества. Например, до 1946 г. существовало Британское Содружество наций, в настоящее время действует Содружество Независимых Государств (СНГ). СНГ был создан в 1991 г. и включает в себя 12 бывших союзных республик, входивших ранее в СССР. СНГ представляет собой «т межгосударственный союз суверенных государств, обладающих 1щ полной международной правосубъектностью, основанный на равенстве членов и учете позиции каждого государства. СНГ создан для реализации следующих задач: 1) сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной и иных областях; 2) обеспечение основных прав и свобод человека в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права; 3) формирование общей позиции по ключевым вопросам международного характера, проведение совместных внешнеполитических действий и инициатив; 4) военно-политическое сотрудничество, объединение усилий для предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов, совместная охрана внешних границ; 5) борьба с организованной преступностью и др. Для вступления в СНГ новых членов необходимо, чтобы государство-претендент разделяло цели и принципы СНГ, признавало его Устав. Нужно также согласие на вступление нового члена всех государств — членов СНГ. Выход же из СНГ свободный, он возможен в одностороннем порядке при предварительном письменном предупреждении за 12 месяцев хранителя Устава СНГ, которым является Республика Беларусь. Для взаимного сотрудничества и координации действий в рамках СНГ созданы следующие органы: Совет глав государств — членов СНГ; Межпарламентская ассамблея, состоящая из представителей парламентов государств — членов СНГ; Совет глав правительств; Совет министров иностранных дел; Координационно-консультативный комитет; Экономический совет и Экономический суд; Совет министров обороны и Штаб по координации военного сотрудничества; Совет командующих пограничными войсками; Комиссия по правам человека и др. Все органы СНГ являются консультативными, выполняют ко- ординирующие функции, все решения принимаются с общего согласия и чаще всего носят рекомендательный характер. Расходы на финансирование органов СНГ и совместные мероприятия распределяются на основе долевого участия и устанавливаются специальными соглашениями. К межгосударственным объединениям относят и некоторые сообщества функционально-целевого назначения, например Совет Европы, членом которого с 1996 г. является Российская Федерация. Совет Европы — одна из авторитетных и представительных организаций, которая объединяет в своем составе свыше 40 европейских государств, в то время как другие европейские международные организации по численности значительно уступают Совету Европы. Это старейшая общеевропейская организация, образованная в 1949 г. Главная цель Совета Европы — содействие более тесному европейскому сплочению и укреплению мира. В уставных документах Совета Европы конкретизируются эти цели следующим образом: 1) правовое обеспечение прав и свобод человека; 2) содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности; 3) поиск современных решений социальных проблем, например, национальных меньшинств, защиты окружающей среды, борьбы со СПИДом, наркоманией; 4) развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы, помощь государствам Центральной и Восточной Европы в проведении политической, законодательной и конституционной реформ. Для вступления в Совет Европы необходимо, чтобы данная страна привела свои учреждения и правовую систему в соответствие с принципами демократии, верховенства права и уважения прав человека, подписала и признала в полном объеме Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и ее контрольный механизм. Приоритетным направлением в работе Совета Европы является защита прав и свобод человека. Принимая Россию в 1996 г. в Совет Европы, соответствующая комиссия отметила, что «Россия еще не отвечает всем нормам Совета Европы. Однако интеграция предпочтительнее изоляции, а сотрудничество предпочтительнее конфронтации».
Совет Европы имеет собственные органы. К ним относятся: Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), наделенная консультативными функциями и уполномоченная решать любые вопросы, входящие в компетенцию Совета Европы, принимать рекомендации, которые могут адресоваться как Комитету министров, так и непосредственно правительствам стран-участниц. Именно ПАСЕ рекомендует Комитету министров приглашать или нет конкретное государство в Совет Европы. В ПАСЕ входят делегации от всех государств — членов Совета Европы. Количество представителей определяется пропорционально численности населения страны. Например, Великобритания, Италия, Франция, Германия и Россия имеют по 18 мест, а такие небольшие государства, как Лихтенштейн, Сан-Марино, — по 2. Эти представители избираются или назначаются национальными парламентами из числа своих депутатов. Лишить их мандата может только ПАСЕ. Полномочия представителей действуют в течение одной сессии ПАСЕ, которая разбивается на четыре раунда. Сессия ПАСЕ продолжается, как правило, пять дней, заседания открытые. Заседает ПАСЕ в Страсбурге (Франция). Комитет министров — главный орган Совета Европы. Он уполномочен принимать решения от имени Совета Европы. Его состав — министры иностранных дел государств-членов. Заседает Комитет два раза в год. Заседания закрытые, по итогам публикуются коммюнике или декларации. Конгресс местных и региональных органов власти Европы — консультативный орган, который состоит из двух палат: одна представляет интересы местного самоуправления, другая -интересы региональных органов власти. Конгресс предназначен обеспечивать участие местных и региональных властей в достижении европейского единства, налаживать межрегиональное сотрудничество, оказывать помощь новым демократическим государствам в создании эффективных местных административных структур. Международный Секретариат, который состоит из 1200 сотрудников, содействующих работе органов Совета Европы, и возглавляется Генеральным секретарем, избираемым на пять лет. Европейский Суд, призванный обеспечивать исполнение Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. государствами — участниками Совета Европы. Эта задача осуществляется путем рассмотрения и разрешения конкретных дел на основе индивидуальных жалоб физических лиц, групп лиц 2. Понятие правовой системы. Отличительные особенности правовых систем (романо-германской, англосаксонской, мусульманской и др.) Семьи права - это группы национальных систем права, имеющих сходные признаки, основным из которых является форма права Помимо этого при выделении семей права мы должны также учитывать: ♦ принципы права; ♦ структуру права; ♦ правовую культуру; ♦ традиции права и т.д. Виды правовых семей По данному вопросу у ученых нет единого мнения. Можно выделить несколько позиций. Первую точку зрения высказал французский ученый Рене Давид1. Он был «первопроходцем» в этой области и в 60-х годах XX в. создал сравнительное правоведение. Его классификация семей права состоит из двух частей. 1) основные правовые семьи: ♦ романо-германская (континентальная); ♦ англосаксонская (семья общего права); ♦ социалистическая; 2) дополнительные семьи права: ♦ религиозная, т.е. исламская; ♦* дальневосточная; ♦ индусская. От социалистической семьи права после крушения СССР мало что осталось (разве только право Кубы, Северной Кореи). Можно говорить, что эта правовая семья исчезла. Авторами второй точки зрения являются немецкие ученые К. Цвайгерт и X. Кетц'. Они выделяют восемь семей (кругов, стилей): ♦ романская; ♦ германская; ♦ скандинавская; ♦ англо-американская; ♦ социалистическая; ♦ исламская; ♦ индусская; ♦ дальневосточная. Сторонник третьей точки зрения, американский ученый К. Оса-кве объединяет национальные системы в три группы, в составе которых в общей сложности он насчитывает 13 правовых семей2: 1) западные (светские) семьи мира: ♦ романская; ♦ германская; ♦ скандинавская; ♦ английская; ♦ американская; ♦ российская; ♦ социалистическая; 2) иные незападные семьи мира: ♦ юго-восточная; ♦ африканская; 3) религиозные семьи мира: ♦ мусульманская; ♦ еврейская; ♦ каноническая; ♦ индусская. традиционная, т.е. семья обычного права; Возьмем за основу классификацию, предложенную Р. Давидом, 89 несколько подкорректировав ее с учетом изменений, произошедших в мире. Итак, в современном мире четко различаются четыре правовые семьи:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.3 (0.017 с.) |