Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пробелы и коллизии в праве, способы восполнения.

Поиск

Пробел в праве — это отсутствие (полное или ча­стичное) правовой нормы, необходимой для урегули­рования конкретной жизненной ситуации, требующей правового разрешения.

Реально это выглядит так, что при рассмотрении конкретного жизненного вопроса органом власти, уп­равления, судом и т. д. обнаружится отсутствие необ­ходимого закона, который регулировал бы данный воп­рос и на основе которого можно было бы его решить.

Подобная ситуация, разумеется, нежелательна, но она реальна, объективно возможна. Ее устранение — задача законодателя. Но, к сожалению, далеко не все­гда она решается своевременно и успешно. Возникает необходимость принятия решения в отсутствие необ­ходимого закона. В таких случаях прибегают или к аналогии права, или к аналогии закона.

Аналогия закона — это рассмотрение и решение возникшего правового вопроса на основе нормы, не предназначенной непосредственно для данного, а рас­считанной для другого, сходного с данным, случая.

Аналогия права — это рассмотрение и решение возникшего правового вопроса на основе принципов

права, духа законодательства, поскольку отсутствует не только непосредственная, а даже сходная норма.

Как уже было сказано, к аналогии прибегают толь­ко при определенных обстоятельствах, т. е. для реше­ния дела по аналогии требуются определенные условия.

Первое из них — это наличие правового (юриди­ческого) момента (зерна) в рассматриваемом случае, выявление необходимости принятия по нему правово­го решения. В данном случае следует убедиться, что рассматриваемый факт (вопрос, случай) требует пра­вового регулирования (разрешения), он влечет право­вые последствия, поэтому должен быть решен путем принятия правоприменительного акта.

Второе условие для аналогии — отсутствие нормы, непосредственно регулирующей данный вопрос. Толь­ко это обстоятельство (отсутствие необходимой нормы) дает право рассматривать дело по аналогии. Данное условие является по существу требованием для право­применителя, который обязан руководствоваться в первую очередь законом, а не уходить от него, не ис­кать путей отхода (обхода) закона под предлогом его нецелесообразности неутодности и т. п. Это требова­ние направлено против правового произвола, против вседозволенности чиновников.

Отличие данного условия правоприменения от стадии отыскания (выбора) нужной правовой нормы состоит в том, что в рассматриваемом случае нужно убедиться в отсутствии необходимой нормы, тогда как отыскание, напротив, — это поиск нужной правовой нормы.

Третье условие применения аналогии закона — нахождение наиболее сходной правовой нормы, т. е. такой, которая бы имела существенные сходные при­знаки с требуемой нормой, регулировала бы достаточ­но сходные отношения с теми, которые возникли в данной ситуации. Здесь требуется от правопримени­теля хорошее, глубокое знание действующего законо­дательства, что как раз и помогает найти аналогичную норму, т. е. предусматривающую обстоятельства, сход­ные с рассматриваемым вопросом.

Аналогия права возможна и применяется при не­сколько иных обстоятельствах, а именно тогда, когда нет не только требуемой, но даже аналогичной (сход­ной) нормы, т. е. когда нельзя применить аналогичный закон. В таких случаях, разрешая обстоятельства, тре­бующие правового решения, прибегают к использова­нию принципов основополагающих идей права: спра­ведливости, гуманизма, демократизма, приоритета прав и свобод человека и др.

Необходимость в применении аналогии права воз­никает реже, чем в применении аналогии закона, но тем не менее эта возможность имеет важное значение для правового регулирования.

Пробелы имеют место:

■ в позитивном праве — это когда нет ни необходи­мого закона, ни подзаконного акта, аи обычая, ни прецедента;

■ в законодательстве — когда нет необходимого за­кона;

■ в законе — когда закон есть, но в нем упущены многие вопросы, требовавшие законодательного урегулирования;

в нормативно-правовом регулировании — когда отсутствуют нормы законов и нормы подзаконных акто

Отечественное законодательство закрепляет офи­циально институт аналогии. Так, п. 1 ст. 6 ГК РФ пред­писывает: «В случаях, когда предусмотренные пункта­ми 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашени­ем сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона)».

В юридической литературе под юридическими кол­лизиями понимается расхождение или несогласован­ность между нормативно-правовыми актами, регулиру­ющими одни и те же либо смежные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правопримене­ния и осуществления субъектами правоприменения своих полномочий (

Н.А. Власенко определяет коллизию «как отноше­ние между нормами, выступающее в форме различия или противоречия при регулировании одного факти­ческого отношения

Причины появления коллизий бывают объективные и субъективные.

Объективные не зависят от воли законодателя, они возникают по самым различным причинам объектив­ного характера (смена конституционного строя, пере­стройка экономики, действие законов во времени и пространстве, серьезные изменения в политической системе, изменения в государственном устройстве и т. п.).

Причина коллизий многих правовых норм, напри­мер, заключается в том, что не все отношения можно перестроить немедленно, мгновенно. Наряду с новы­ми могут существовать старые, которые регулируются соответственно различным образом. В этом не трудно убедиться на примере развития российского законо­дательства после распада СССР. Многие родственные, схожие отношения регулировались законами СССР, РСФСР и РФ одновременно.

Коллизии бывают:

■ между действующими нормами права;

■ между законами и подзаконными актами;

■ между конституцией и законами;

■ между нормами международного и внутригосудар­ственного права;

■ между нормативными актами федеральных орга­нов власти и нормативными актами, принятыми субъектами федерации;

■ между нормативными актами и правоприменитель­ными актами;

■ между актами, изданными должностными лицами различного правового статуса (вышестоящими и нижестоящими руководителями);

■ между нормативными актами и актами толкования.

Для процесса правоприменения важны способы устранения коллизий.

Способы устранения (разрешения, преодоления) коллизий — это приемы, средства, процедуры, посред­ством которых осуществляется приведение действую­щего права в состояние упорядоченности, непротиво­речивости, четкости, ясности.

Практикой выработаны следующие основные спо­собы устранения коллизий:

■ принятие нового акта;

■ толкование (разъяснение смысла) правового акта;

■ отмена старого акта;

■ внесение изменений, уточнений в действующий акт;

■ принятие согласованного решения созданной со­гласительной комиссией;

■ судебное решение, вынесенное по результатам су­дебного разбирательства;

■ приостановление действия правового акта.

Иногда, в числе способов устранения коллизий называют систематизацию нормативных актов. На первый взгляд, она действительно разрешает коллизии, но следует иметь в виду, что результатом систематиза­ции является принятие нового правового акта, отмена старого, внесение изменений в действующий и т. п. Т. е. коллизии устраняет не сама систематизация, а ее результаты, последствия. Систематизация скорее спо­собствует устранению существующих коллизий в пра­ве, если быть более точным.

Билет №10.1. Органы исполнительной власти: образование, структура, компетенция.2. Понятие и виды правомерного поведения.

Правительство Российской Федерации

Правительство РФ является высшим исполнительным органом го­сударственной власти Российской Федерации, осуществляющим испол­нительную власть Российской Федерации и возглавляющим единую систему исполнительной власти в нашей стране. Система исполнитель­ной власти в Российской Федерации включает в себя федеральные орга­ны исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Правительство РФ обеспечивает единство системы исполнитель­ной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов.

Деятельность Правительства РФ многогранна: она, по существу, [охватывает все сферы общественной и государственной жизни, в ней [воплощаются в той или иной мере все основные функции государст­ва. Деятельность Правительства РФ направлена на организацию Исполнения Конституции РФ, федеральных конституционных и фе­деральных законов, нормативных указов Президента, а также между­народных договоров, осуществляет систематический контроль за их исполнением иными федеральными органами исполнительной вла­сти (министерствами, ведомствами) и органами исполнительной [власти субъектовЧРедерации, принимает меры по устранению нару­шений федерального, законодательства.

Правительство в своей деятельности руководствуется принципа­ми верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных и [федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Статус Правительства (его состав, структура, порядок формиро­вания и компетенция, а также отношения с другими государствен­ными органами, организация и обеспечение деятельности) определя­ется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом:«0 Правительстве Российской Федерации», другими федеральными законами, нормативными указами Президента РФ. 9 марта 2004 года N 314 УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СИСТЕМЕ И СТРУКТУРЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Правительство РФ — коллегиальный орган. В его состав входят Председатель Правительства РФ, его заместители, федеральные ми­нистры.

Председатель Правительства, как отмечалось ранее, назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится в двухнедельный срок после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. После трехкрат­ного отклонения Государственной Думой представленных кандида­тур на пост Председателя Правительства РФ Президент назначает его, а Государственную Думу распускает, объявляя досрочные парла­ментские выборы.

Заместители Председателя Правительства и федеральные минист­ры назначаются на должность Президентом по предложению главы Правительства. Лица, входящие в состав Правительства, не могут за­нимать никакой другой должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Они не имеют права на предприни­мательскую деятельность, а также любую другую оплачиваемую рабо­ту, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельно­сти. Член Правительства не может одновременно быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, депутатом законо­дательных (представительных) органов государственной власти субъ­ектов Российской Федерации и депутатом выборных органов местного самоуправления. Законом устанавливаются и другие ограничения, свя­занные с пребыванием в составе Правительства Российской Федера­ции. Для решения оперативных вопросов Правительство РФ по пред­ложению Председателя Правительства может образовать Президиум Правительства РФ. Правительство вправе отменить любое решение, принятое Президиумом Правительства.

Правительство действует в пределах срока полномочий Прези­дента (четыре года) и слагает свои полномочия перед вновь избран­ным Президентом.

Конституцией РФ предусмотрена возможность отставки Прави­тельства и в других случаях, если:

1) Правительство само подает в отставку и Президент принимает ее (последний может «и отклонить такую отставку);

2) Президент по собственной инициативе принимает решение об отставке Правительства;

3) Государственная Дума выражает ему недоверие и Президент в соответствии с ч. 3 ст. 117 Конституции РФ вправе объявить об от­ставке Правительства;

Правительство Российской Федерации

4) Председатель Правительства ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ и Дума отказывает ему в доверии, на основании чего Президент вправе принять решение об отставке Правительства;

5) Председатель Правительства не может исполнять свои полно­мочия.

В случае отставки Правительства, как и при сложении полномо­чий перед вновь избранным Президентом, оно (по поручению главы государства) продолжает выполнять свои обязанности до сформиро­вания нового Правительства РФ.

Наряду с коллективной отставкой Правительства возможна и персональная отставка отдельных его членов, которые могут осво­бождаться от должности Президентом. Освобождение Президентом РФ от должности Председателя Правительства РФ (например, в слу­чае невозможности исполнения им своих полномочий) одновремен­но влечет за собой отставку Правительства.

Правительство РФ несет ответственность за свою деятельность пе­ред Президентом и Государственной Думой. В Российской Федера­ции, как уже отмечалось, смешанная форма правления, которая соче­тает в себе способы взаимодействия высших органов власти, характерные как для парламентарной, так и президентской республик. Хотя по Конституции Президент провозглашается главой государства, он осуществляет и некоторые полномочия руководителя исполнитель­ной власти, в том числе обеспечивает согласованное функционирова­ние и взаимодействие Правительства и других органов государствен­ной власти. Кроме того, Президент РФ впрве председательствовать на заседаниях Правительства, отменять акты Правительства, если они противоречат Конституции РФ, федеральным законам и указам Пре­зидента РФ. Президент РФ также руководит деятельностью федераль­ных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел и некоторых других.

Если ПрезидеьгЬРФ в соответствии с Конституцией определяет основные направления внутренней и внешней политики государст­ва, то на Правительство РФ возлагается конкретная реализация этой политики. Председатель Правительства РФ в соответствии с Консти­туцией, федеральными конституционными и федеральными закона­ми и указами Президента определяет основные направления дея­тельности Правительства и организует его работу.

Президент и Правительство обеспечивают совместное осуществ­ление полномочий федеральной государственной исполнительной власти на всей территории страны, проводя, например, контроль за исполнением федеральных конституционных законов и федеральных Правительство РФ как орган обшей\ компетенции, организую­щий реализацию внутренней и внешней политики Российской Фе­дерации, обладает обширными полномочиями во всех основных сферах управления жизни общества.

1. В области финансово-экономической Правительство РФ: осуществляет регулирование экономических процессов; разрабатывает и осуществляет программы развития приоритет­ных отраслей экономики;

осуществляет управление федеральной собственностью;

обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и де­нежной политики;

разрабатывает и представляет Государственной Думе федераль­ный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также осуществляет ш другие полномочия.

2. В социально-культурной сфере Правительство РФ: обеспечивает проведение единой государственной социальной

политики, способствует развитию социального обеспечения;

принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

обеспечивает государственную поддержку развития науки, куль­туры;

определяет основные направления развития и совершенствова­ния общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования, а также осуществляет и другие полно-, мочия.

3. В сфере обеспечения законности, обороны и государственной безопасности Правительство РФ:

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борь­бе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;

осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судеб­ной власти;

15.2. Иные федеральные органы исполнительной власти 201

осуществляет меры по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ;

руководит гражданской обороной, а также осуществляет и другие полномочия.

4. В сфере внешней политики и международных отношений Прави­тельство РФ:

осуществляет меры по обеспечению реализации внешней поли­тики РФ;

обеспечивает представительство Российской Федерации в ино­странных государствах и международных организациях;

защищает граждан РФ за пределами ее территории, а также осу­ществляет и другие полномочия.

Основной формой реализации полномочий Правительства РФ являются его акты. Акты, имеющие нормативный характер, издают­ся в форме постановлений Правительства РФ. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не Имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории РФ. Правительство вправе также принимать обра­щения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Вопросы, отнесенные к компетенции Правительства РФ, рас­сматриваются на его заседаниях, которые проводятся не реже одного раза в месяц. Подготовка и проведение заседаний Правительства РФ осуществляется в соответствии с Регламентом Правительства РФ. Правительство РФ информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях, и о принятых по этим вопросам решениях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.165.234 (0.009 с.)