Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Компоненты государственной властиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В структуре государственной власти принято выделять следующие элементы: 1) субъект власти; 2) объект власти; 3) содержание властной деятельности (властеотношение); 4) средства, способы, приемы осуществления государственной власти; 5) ресурсы власти. Субъектом государственной власти могут быть социальные 75 и национальные общности, классы, народ, нации и т. д. Проф. А.Ф. Черданцев полагает, что субъектом государственной власти могут быть государство и его органы и должностные лица. Субъект представляет собой непосредственного носителя государственной власти, его активное, направляющее начало. Субъект предписывает те или иные варианты поведения или действий, подчиняя своей власти объект. Если нет такого подчинения, то нет и власти. В принципе подчинение так же естественно для человеческого общества, как и руководство. Природа подчинения сложна и может основываться на разных мотивах: силе, привычке, интересе, убеждении, авторитете и др. Сила власти чаще всего основывается на страхе перед угрозой санкций. Но этот мотив непрочен, поскольку имеет тенденцию к постепенному ослаблению. Привычка повиноваться отличается определенной стабильностью, но действует до тех пор, пока не придет в противоречие с жизнью, когда люди замечают, что государственная власть изжила себя и недостойна повиновения. Интерес наиболее стабилен. Личная заинтересованность побуждает к добровольному выполнению распоряжений государственной власти и делает излишним применение карательных санкций. Подчинение государственной власти по убеждению с соблюдением определенных ценностных ориентации имеет место ради целей более высоких, чем индивидуальный интерес. Это могут быть патриотические, нравственные, религиозные, общенациональные цели. Авторитет государственной власти формируется на базе общей заинтересованности субъекта и объекта власти, на особых способностях и даже таланте тех, кто стоит у власти. Объектом государственной власти обычно выступают индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом. В демократически устроенном обществе объект и субъект государственной власти чаще всего совпадают, в недемократическом — резко разграничены. Содержание властеотношений — один из центральных структурных элементов государственной власти. Именно в рамках властеотношений властвующий навязывает свою волю подвластным, направляет их действия, поведение в определенное русло, осуществляет руководство объектом власти. Властные отношения реализуются в целях осуществления определенных потребностей общества, решения возникающих перед ним задач. Средства, методы, способы осуществления государственной власти зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующих и подвластных совпадают, что чаще всего возможно в демократическом обществе, то властеотношения реализуются беспрепятственно, без принуждения. Если же они расходятся, то используются различные методы — от достижения компромисса до принуждения. Ресурсы государственной власти представляют собой совокупность условий и факторов, которые обеспечивают осуществление государственной власти. В литературе существует несколько классификаций ресурсов власти. Согласно одной из них, ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные. К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. Принудительные — это меры государственно-властного, карательного воздействия, которые используются, когда не срабатывают утилитарные средства. Нормативные ресурсы включают в себя средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации в поведении человека, регулирование отношений в обществе. Они призваны убедить подвластных в общности интересов их и руководителя и обеспечить одобрение действий субъекта власти. Широко распространена классификация ресурсов власти в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности общества. По этим критериям выделяют экономические (материальные) ресурсы, социальные, культурно-информационные, идеологические, силовые. К материальным ресурсам относятся материальные ценности, необходимые для общественного и личного потребления и производства: государственная казна, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и др. Они составляют экономическую базу государственной власти. Опираясь на экономические ресурсы, государственная власть добивается порядка, устойчивости в экономике, охраняет различные формы собственности. Кроме того, экономические ресурсы позволяют государственной власти осуществлять экономический контроль в стране. По словам Ф. Хайека, «экономический контроль — это контроль над средствами достижения всех наших целей». Социальные ресурсы образуют социальную основу государственной власти, которая предназначена разрешать социальные конфликты, организовывать межклассовые, межгрупповые, межличностные отношения и гармонизировать их. Для реализации этих задач государственная власть добивается доверия к себе у населе- ния, ищет у него поддержки. Помимо того, государственная власть J J способна распределять население по социальной лестнице путем установления различных статусов, привилегий и др. Культурно-информационные ресурсы — это знания, информация, а также средства их получения и распространения. С их помощью государственная власть воздействует на людей. Особенно велика роль исторических, национально-культурных традиций. Если государственная власть опирается на традиции, то это укрепляет ее положение в обществе. Не случайно в прошлом и сегодня государства бережно относятся к историческим, национальным и социально-культурным корням. Среди ресурсов государственной власти особое место занимает идеология. Государственная власть объективно нуждается в системе идей, тесно связанных с интересами властвующих. С помощью идеологии власть оправдывает свои цели и способы их достижения, приобретает определенный авторитет у населения. Особенно велика роль идеологии в диктаторских режимах. Силовые ресурсы составляют армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура, другие правоохранительные органы. Они обеспечивают контроль за обществом с помощью принуждения или угрозы применить его. Если государственная власть располагает всеми перечисленными ресурсами, то она способна выполнить свое назначение и эффективно функционировать. Отсутствие или недостаточность хотя бы одного ресурса снижает качество государственной власти или делает ее нежизнеспособной. * * * В юридической науке одной из дискуссионных и в то же время малоразработанных является проблема соотношения государства и государственной власти. Авторы учебника «Теория государства и права» под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова (М., 1997) считают, что эти две категории находятся в сложном единстве и к решению вопроса об их соотношении можно подходить с разных позиций. Если под государством понимать политико-территориальную организационную форму общества, то государственная власть выступает важнейшим признаком государства. Если под государством понимать особый механизм (аппарат) государственной власти, то обе категории соотносятся как форма (государство) и содержание (государственная власть). Причем характер государственной власти определяет особенности государства и его механизма.-
Одной из существенных черт государственной власти является ее суверенность. Суверенитет неразрывно связан с верховенством. Суверенитет и верховенство — это две стороны одной медали. Они означают независимость власти от кого-либо и от чего-либо. В учебной литературе о суверенитете государственной власти говорилось уже в первом советском учебнике по теории государства и права С.А. Голун-ского и М.С. Строговича (Юриздат, 1940 г.). Суверенитет государственной власти, по их мнению, означает: ■ независимость государственной власти от власти какого-либо другого государства; ■ отсутствие формальных правовых ограничений государственной власти, ее возможность принять любое решение, которое она считает необходимым; ■ верховенство государственной власти по отношению ко всем другим организациям, существующим на территории данного государства. В других работах суверенность государственной власти характеризуют как власть, не имеющую никаких обязанностей ни перед какой другой властью. Более того, другие власти имеют обязанности перед ней (В. Дорогин). Данная точка зрения об абсолютной независимости государственной власти подверглась справедливо критике с позиций принадлежности государственной власти народу. Как уже отмечалось, источником власти в современном демократическом государстве является народ (в России — многонациональный российский народ — ст. 10 Конституции РФ). Поэтому государственная власть должна быть зависимой от волеизъявления народа, она не может не иметь перед ним обязанностей. А иметь обязанности — значит быть зависимой. Независимой от народа государственная власть бывает в классовых, эксплуататорских, диктаторских, однопартийных и т. п. государствах. Одной из важнейших черт государственной власти является ее единство. (Более подробно об этом будет сказано в отдельном параграфе.) Характерным признаком государственной власти является наличие у государственного аппарата возможности использовать силовые методы решения отдельных задач, осуществлять принуждение при помощи специальных органов и учреждений (суд, полиция, тюрьма и т. д.). Правда, по этому признаку не следует отождествлять принуждение и государственную власть. Еще один важный признак государственной власти состоит в том, что эта власть должна быть легальной, т. е. законной, официально признанной и утвержденной. Истории известны случаи, когда государственная власть захватывалась определенными силами и действовала незаконно. Но во всех случаях эти силы потом пытались придать своей власти законный характер (проводили формальные выборы, меняли конституцию и т. д.) дабы «узаконить» свою власть. Весьма характерным признаком государственной власти является ее легитимность, т. е. законность, обеспеченная признанием и поддержкой общества. Легитимная власть — это власть, основывающаяся на реальном, а не мнимом народном волеизъявлении, на действительном согласии народа иметь данную власть, признавать ее и поддерживать ее решения. Поэтому следует различать легальную и легитимную власть. Власть может быть легальной, т. е. законной, сформированной на формально законных основаниях, но она может быть не легитимной, т. е. не пользующейся признанием и уважением большинства граждан данного государства. Анализируя признаки, черты, свойства государственной власти, необходимо рассмотреть ее компоненты: 1) субъект власти; 2) объект власти; 3) содержание властной деятельности (властеотноше-ние); 4) средства, способы, приемы осуществления государственной власти; 5) ресурсы власти133. Субъектами государственной власти являются социальные и национальные общности, классы, народ, нации и т. д. Субъект представляет собой непосредственного носителя государственной власти, его исходное направляющее начало. Субъект устанавливает объекту определенные варианты поведения и тем самым подчиняет его своей власти. Если нет подчинения, то нет и власти. Власть и подчинение основываются на разных мотивах: силе, привычке, интересе, убеждении, авторитете и т. п. Сила власти заключается в возможности применения принуждения, основывается на страхе перед угрозой санкций. Но этот мотив непрочен, поскольку имеет тенденцию к постепенному ослаблению — страх проходит, перестает быть мотивом. Привычка повиноваться действует до тех пор, пока не придет в противоречие с жизнью, когда люди приходят к убеждению, что государственная власть изжила себя и недостойна повиновения. Интерес — наиболее устойчивый мотив. Личная заинтересованность побуждает к добровольному выполнению распоряжений государственной власти и делает излишним применение принуждения. Подчинение государственной власти по убеждению — один из важнейших мотивов, он основывается на более высоких ценностях, чем индивидуальный интерес. Это могут быть патриотические, нравственные, религиозные, общенациональные ценности. Авторитет государственной власти формируется на основе признания, уважения власти, на особых способностях и даже таланте тех, кто стоит у власти. Объектом государственной власти обычно выступают граждане, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом. В демократически устроенном обществе объект и субъект государственной власти очень близки и даже совпадают, в недемократическом — резко разграничены. Содержание властеотношений — один из сущностных, главнейших структурных элементов государственной власти. Властные отношения неизбежно возникают в процессе взаимодействия между носителем власти и подвластными субъектами. Именно в рамках властеотношений властвующий навязывает свою волю подвластным, направляет их поведение. Средства, методы, способы осуществления государственной власти зависят от многих факторов. Если интересы и воля властвующих и подвластных совпадают, то властеотношения реализуются в обычном режиме, без принуждения. Если же они расходятся, то используются различные методы — вплоть до силового принуждения. Ресурсы государственной власти представляют собой совокупность условий и факторов, которые обеспечивают осуществление государственной власти. Наиболее очевидные из них — утилитарные, принудительные и нормативные. К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. Принудительные — это меры государственно-властного, карательного воздействия. Нормативные ресурсы включают в себя ценностные ориентации, регулирование отношений в обществе прежде всего путем правового регулирования. Имеется и классификация ресурсов власти в зависимости от важнейших сфер жизни общества: эконО-Шмические (материальные) ресурсы, социальные, культурно-информационные, идеологические, силовые. К материальным ресурсам относятся: государственная собственность, государственная казна, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и др. Они составляют экономическую базу государственной власти. Опираясь на экономические ресурсы, государственная власть частично обеспечивает себя, добивается порядка, устойчивости в экономике. Социальные ресурсы образуют социальную основу государственной власти, которая предназначена организовывать межклассовые, межгрупповые, межличностные отношения, разрешать социальные конфликты. Для реализации этих задач государственная власть добивается доверия и поддержки у населения. Государственная власть нередко распределяет население по социальной лестнице путем установления различных статусов, привилегий (дворяне, купцы, мещане, разночинцы и т. п.). Культурно-информационные ресурсы — это знания, информация, а также средства их получения и распространения. Особенно велика роль исторических, национально-культурных традиций. Если государственная власть опирается на традиции, то это укрепляет ее положение в обществе. Не случайно в прошлом и сегодня государственная власть старается уважительно относиться к историческим, национальным традициям народа, нередко использует их в своей политике. Идеология также является одним из важнейших ресурсов государственной власти. В любом государстве этому ресурсу придается первостепенное значение, так как власть посредством идеологии оправдывает свое существование, свою легитимность, обосновывает проведение своих методов властвования и достижение определенных целей, стремится добиться уважения и понимания у населения своих действий. Силовые ресурсы необходимы каждому государству. Их составляют армия, полиция, суд, прокуратура, органы безопасности (разведка). Задачей этих органов является обеспечение правопорядка, осуществление принуждения, защита власти от тех, кто выступает против власти.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.48.122 (0.008 с.) |