Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №25. 1. Тгп в системе общественных и юр наук. Функции тгп. 2. Понятие и признаки права.

Поиск

Раскрывая место теории государства и права в системе общест­венных наук, следует подчеркнуть, что это тоже общественная наука, так как она изучает явления, существующие в обществе. Теснее всего теория государства и права связана с такими общест­венными науками, как философия, политология, социология, эко­номическая наука, герменевтика и др. Все эти науки изучают госу­дарство и право, но под своим углом зрения, т.е. в той мере, в какой это способствует исследованию их собственного предмета. Так, фи­лософия разрабатывает идею государства и права через призму их ценности или антиценности для общества и отдельного человека. /5 Философия представляет собой науку о наиболее общих законо­мерностях развития природы, общества и человеческого мышле­ния. Она определяет сущность, природу, назначение и место госу­дарства и права в системе социальных явлений, дает ключ к разгадке государственно-правовых явлений. Философия как бы стоит над всеми науками, поскольку направлена на выработку ми­ровоззрения, системы взглядов на мир и место в нем человека. Главные философские проблемы — отношение материи и духа, бы­тия и сознания, познаваемость мира, методология познания. Фило­софия служит мировоззренческой основой для всех наук, объеди­няет их общими принципиальными положениями и выводами. В теории государства и права активно используются такие фило­софские категории, как сущность, форма, содержание, целое и еди­ничное, система и структура и др.

Социология, напротив, более приближена к практике, так как это наука об обществе в целом, социальных процессах. Она рас­сматривает влияние различных социальных факторов на государ­ство и право, которые не являются ее исключительным объектом изучения.

Политология как наука о политике, политических процессах, политических нормах и т. д. изучает политику шире, чем юридиче­ская наука, в том числе политические системы мира, политические партии, политическую культуру, нормы политической этики и др. Теория же государства и права изучает государство как элемент по­литической системы, а право как способ регулирования политиче­ских процессов и явлений.

Тесная связь существует между теорией государства и права и экономической наукой, поскольку развитие государственно-пра­вовых явлений во многом зависит от экономических факторов. По­этому теория государства и права использует разработки экономи­ческой науки, которые позволяют глубже познать государственно-правовые явления. В частности, теория государства и права опреде­ляет пределы зависимости государства и права от экономики, спо­собы правового управления экономической жизнью общества.

Герменевтика — наука о понимании и интерпретации текстов и других явлений культуры, используется в юриспруденции для изучения юридических текстов (юридическая герменевтика).

Таким образом, определяя место теории государства и права в системе других общественных наук, следует отметить, что она не обладает монополией на рассмотрение государства и права, но у нее свой ракурс рассмотрения этих явлений по сравнению с другими общественными науками. Теория государства и права делает осо­бый акцент на изучении юридических начал в функционировании государства и права, в том числе политического содержания права, юридической политики, юридических моментов в деятельности го­сударства, его органов и должностных лиц.

Что касается места теории государства и права в системе других юридических наук, то надо отметить, что все юридические науки принято подразделять на следующие группы:

1) теоретико-исторические науки, к которым относятся теория государства и права, история государства и права отечественная и зарубежная, история политических и правовых учений;

2) отраслевые юридические науки, перечень которых постоян­но меняется с появлением новых комплексных образований, со спе­циализацией научных знаний, с дифференциацией научных направлений и т. д. К традиционным отраслям относятся граждан­ское, уголовное, конституционное право и др. В последние годы появились новые отрасли и подотрасли, последние выделились из отраслей традиционного характера, например банковское, налого­вое право, а в качестве самостоятельных отраслей — экологическое право, право социального обеспечения, атомное, космическое пра­во. Отраслевые науки занимаются исследованием одной какой-то сферы государственно-правовой жизни;

3) прикладные юридические науки, например криминалистика, криминология, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия и др.;

4) так называемые организационные науки, например судоуст­ройство, организация прокуратуры, адвокатуры, нотариата и др.;

5) международные науки, к числу которых относятся междуна­родное публичное, международное частное право, морское, косми­ческое право и др.

Этой же классификации придерживается проф. А.С. Пиголкин, но в качестве самостоятельной части юридической науки он, как и проф. Ю.А. Тихомиров, выделяет сравнительное правоведе­ние — компаративистику. Главное ее назначение — сравнение пра­вовых систем разных стран, их институтов, норм для выявления общих закономерностей и особенностей развития государственно-правовых явлений разных государств, регионов, использования юридического опыта других народов.

Академик B.C. Нерсесянц называет всего три группы юридиче­ских наук:

а) теоретического и исторического профиля;

6) отраслевые;

 

в) специальные. В эту группу включаются все прикладные и ор- /7 ганизационные юридические науки.

По отношению ко всем названным юридическим наукам теория государства и права выступает обобщающей наукой, имеющей на- Шк правляющее значение. Это объясняется тем, что теория обобщает, щщ синтезирует выводы отраслевого значения, разрабатывает общие понятия и категории, которые используются отраслевыми науками.

По отношению к другим юридическим наукам теория государст­ва и права выступает как наука фундаментальная, поскольку она раскрывает глубинные связи и отношения в государственно-право­вой действительности и формулирует на этой основе главные выво­ды, которые используются другими юридическими науками. К та­ким выводам относятся категории правоотношения, нормы права, формы, сущности права, функций государства и права и др.

Теория государства и права имеет методологическое значение для других юридических наук, поскольку теория разрабатывает идеи, концепции, используемые другими юридическими науками. Положения теории государства и права наиболее существенны для характеристики основных тенденций развития государственно-пра­вовых явлений. Но и сама теория государства и права пользуется разработками отраслевых и иных специальных юридических наук для своих обобщений и выводов, для выявления общих закономер­ностей в развитии государства и права и связанных с ними явлений. Например, разработки науки уголовного права в области уголов­ной ответственности, в частности юридического состава преступле­ния, послужили базой для разработки теоретического понятия со­става правонарушения вообще. Или понятие «правосубъектность», разработанное первоначально наукой гражданского права, легло в основу выработки общей теорией понятия «правосубъектность» любых участников правового общения.

Таким образом, между теорией государства и права и отрасле­выми юридическими науками существует двусторонняя связь, взаи­модействие: общая теория формулирует выводы, которые служат основой для решения специальных вопросов отраслевых наук, а по­следние поставляют для общей теории фактический материал и яв­ляются предпосылкой для теоретических обобщений.

Теория государства и права — исходная по отношению к дру­гим юридическим наукам, так как от уровня ее развития зависит со­стояние юриспруденции в целом. Отсюда особая ответственность общей теории за состояние дел в юридической науке,-и ее задача — аккумулировать новейшие достижения в юридической практике, в других общественных науках, а также в определенной степени и в естественных науках.

Итак, теорию государства и права можно охарактеризовать как науку общественную, политическую, обобщающую, исходную, фундаментальную и методологическую.

 

Понятие и признаки права.

Право относится к социальным нормам, поэтому ему присущи те черты, которые свойственны всем социальным нормам. В то же время право отличается спецификой по сравнению с другими соци­альными нормами.

1. У права особая нормативность. Она состоит в том, что право четко определяет права и обязанности субъектов правового обще­ния, а также меры юридической ответственности за их нарушение.

2. Нормы права в отличие от других социальных норм имеют дифференцированное внутреннее строение, т.е. в норме права можно выделить гипотезу, диспозицию и санкцию.

3. Иерархичность (субординация) в системе права имеет строго определенное место, поскольку каждая норма занимает свое место. Например, конституционные нормы занимают самое высокое поло­жение среди других норм права и им не могут противоречить дру­гие правовые нормы.

4. Качество системности, иначе говоря, право — сложное ин­ституциональное образование, состоящее из норм, институтов, под­отраслей и отраслей права.

5. Право в целом выражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей — извечные идеалы, к которым стремится человечество. При этом справедливым считается то, что служит благу человека и не ущемляет интересов других людей, не наносит вреда обществу. Эти критерии складываются в сознании людей и затем закрепляются в законодательстве. В основе справедливости должны лежать общечеловеческие начала, т.е. приоритет прав и свобод человека и защита со стороны государства.

Свобода человека — неотъемлемое свойство человека, без кото­рого невозможно нормальное существование личности, раскрытие его творческих возможностей.

Дореволюционные юристы, например Е.Н. Трубецкой, полага­ли, что каждый человек должен обладать как внутренней, так и внешней свободой. При этом Е.Н. Трубецкой понимал под внут­ренней свободой способность сознательно избирать то или другое поведение, сознательно руководствоваться теми или иными мотива­ми, а под внешней свободой — отсутствие внешних препятствий для осуществления целей человека, его желаний. Там, где нет внешней свободы, нет и самого права. В этом смысле свобода со­ставляет содержание права.

Говоря о равноправии, имеется в виду принцип формального, а не фактического равенства людей. Иначе говоря, право должно устанавливать равную для всех меру поведения, или равную меру свободы. Принцип формального равенства означает, что люди рав­ны между собой как субъекты права, т.е. как участники правового общения, равны в смысле своей правоспособности, равных возмож­ностей в достижении целей правовыми средствами, но никогда не могут быть равны фактически.

6. Право имеет свой предмет отражения, предмет регулирования. Его составляют наиболее важные, фундаментальные институты

жизни общества — власть, государство, порядок в обществе, собст­венность и т. д.

7. Право, регулируя поведение и действия людей, воздействует на их сознание и чувства. Если право отражает идеи справедливо­сти, свободы и равноправия людей, то они добровольно, по внут­реннему убеждению подчиняются правовым предписаниям.

8. Праву присуща специфическая форма выражения и закреп­ления — законодательство в широком смысле, включающее не только законы, но и указы, постановления, другие виды норматив­ных правовых актов. Способность права облекаться в специфиче­скую юридическую форму и принято называть формальной опреде­ленностью.

9. Право характеризуется связью с государством, что делает его общеобязательным, и возможностью применить государственное принуждение или иные меры государственного воздействия для обеспечения действия права.

10. Право отличается процедурностью, т.е. устанавливает оп­ределенные процедуры для своей реализации. При этом данные процедуры устанавливают точные права и обязанности участников правового общения. Например, уголовный, гражданский, админи­стративный процесс, порядок рассмотрения трудовых споров, зако­нодательный процесс и др.

Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общече­ловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются госу­дарством и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.92.107 (0.007 с.)