Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №20.1. Понятие и классификация функций государства.2. Понятие юридической техники. Систематизация НПА: понятие и виды.

Поиск

Функции государства — это основные направления деятельно­сти государства, в которых выражается его сущность и социаль­ное назначение.

Функции государства имеют следующие основные черты:

1) носят комплексный, собирательный характер, складыва­ются из совокупности однородных аспектов деятельности госу­дарства. Различные, близко стоящие направления воздействия власти на общественную жизнь группируются в относительно широкие сферы государственного регулирования. Так, меро­приятия государства по развитию здравоохранения, социально­го обеспечения, образования фактически образуют единую со­циальную функцию;

2) охватывают деятельность государства в целом, а не его от­дельных органов. Например, в организации обороноспособно­сти страны участвует не только министерство обороны, но практически все органы государственной власти, многие пред­приятия, учреждения и организации. Именно в государстве как институте объединяются усилия разнородных министерств и ведомств по созданию системы обороны страны;

3) направлены на решение наиболее крупных, социально значимых задач. Только исключительно важные, фундамен­тальные сферы общественной жизни способны создать долго­временные, устойчивые, системно связанные направления дея­тельности государства. Состав и содержание функций конкретного государства за­висят от самых разных факторов: экономики, социальной структуры, политики, идеологии, религии, культуры, нацио­нально-исторических особенностей, географического местопо­ложения страны.

Функции государства можно классифицировать по различ­ным основаниям.

В зависимости от типа государства (если использовать, на­пример, формационный подход) различаются функции рабовла­дельческого, феодального, буржуазного, социалистического госу­дарства. Специфика общественно-экономической формации определяет характер государства в целом и его функций.

По степени значимости выделяют функции главные и произ­водные (вспомогательные). Под главными понимаются функции, направленные на решение наиболее важных, основополагаю­щих задач. Производные, вспомогательные функции имеют бо­лее узкие задачи, подчинены главным. Примером может слу­жить вспомогательная функция налогообложения и финансо­вого контроля, подчиненная главной экономической функции. В такой позиции есть здравый смысл, но существует также опасность чрезмерного и неоправданного дробления функций государства. Логичнее было бы рассматривать вспомогательные функции как составные части главных.

По продолжительности действия функции государства под­разделяются на постоянные и временные. Считается, что посто­янные функции реализуются на всем протяжении существова­ния государства, временные — на ограниченном историческом этапе. Временные функции, являющиеся, как правило, вспомо­гательными, исчезают по мере выполнения стоящих перед го­сударством и обществом задач. В качестве примера временных функций часто приводится деятельность государства по ликви­дации последствий стихийного бедствия, масштабных катаст­роф, антиконституционных выступлений1 и т. п. Но ликвида­ция последствий стихийного бедствия, масштабных катастроф осуществляется посредством реализации экономической, социальной, экологической функций, а подавление антиконститу­ционных выступлений — путем реализации политической, во­енной, правоохранительной функций. Трудно представить себе так называемую временную функцию, которая бы не поглоща­лась одной или несколькими основными функциями.

В учебной и научной литературе часто различаются функ­ции классовые и общесоциальные (по характеру удовлетворяемо­го интереса)1. При этом отмечается, что классовые функции направлены на удовлетворение групповых, корпоративных ин­тересов, общесоциальные — на удовлетворение интересов всего общества в целом. Такое деление представляется неоправдан­ным, так как любая функция государства содержит в себе об­щесоциальный и классовый компоненты.

По сфере воздействия функции государства делятся на внутренние и внешние. Внутренние функции предполагают дея­тельность государства внутри страны, внешние — на междуна­родной арене. Поскольку деятельность государства подчинена единым целям и задачам, постольку набор внутренних и внеш­них функций симметричен: государство реализует политиче­скую, экономическую, идеологическую, военную, правоохра­нительную, социальную, экологическую функции как внутри страны, так и за рубежом.

Названные функции (за исключением социальной и эколо­гической) в полном объеме присущи и древним, и современ­ным государствам. Отдельные элементы социальной и экологи­ческой функций можно встретить и в прошлые исторические эпохи, но лишь в последние 100—150 лет они рельефно про­явили себя. Это дало основание не­которым ученым объявить данное деление устаревшим и утвер­ждать, что любому государству присущи общие функции, которые осуществляются как внутри страны, так и за ее пределами. Предла­гается классификация функций государства без их деления на внутренние и внешние. При этом выделяются пять таких общих функций:

экономическая (обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны форм собст­венности, организации внешнеэкономических связей и пр.);

политическая, или функция безопасности, которая направлена на обеспечение государственной и общественной безопасности, со­циального и национального согласия, подавления сопротивления противоборствующих социальных сил, охрану суверенитета от внешнего посягательства и т.п.;

социальная — охрана прав и свобод населения или его части, Ю7 осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обес­печению надлежащих условий труда, его оплаты, быта и др.;

идеологическая — поддержание определенной идеологии, в том числе религиозной, организация образования, поддержание науки,,;

культуры и др.;

экологическая — охрана окружающей среды.

Однако большинство ученых различают внутренние и внешние функции. При этом к|1шутр1шним/'функциям относят политиче­скую, экономическую, социальную/экологическую, налогообложе­ния и финансового контроля, охраны прав и свобод граждан, обес­печения законности и правопорядка, а к внешним обеспечение интеграции в мировую экономику, оборону страны, поддержание мирового порядка, сотрудничество с другими странами в различ­ных видах отношений, в том числе в решении глобальных проблем современности.

Характеристика каждой из названных функций позволяет рас­крыть содержание деятельности государства на современном этапе развития.

Формирование функций государства происходит в процессе его становления, укрепления и развития. Последовательность возник­новения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также от поставленных целей. Эти задачи и цели зависят от: реальных условий, в том чис­ле потребностей и интересов населения, экономических возможно­стей государства и общества, его нравственного, культурного уров­ня, профессионализма государственного аппарата и др.

В разное время приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести перемещается в сферу экономики, поэтому ключевое значение приобретает экономическая функция, на других — в сферу политики, тогда повышенное вни­мание уделяется реализации политической функции государствен­ной власти.

Каждая функция имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной области общественной жизни. Содержание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают.

Содержание функций изменяется под влиянием различных факторов. Так, большим своеобразием отличаются функции госу­дарства в периоды революционных потрясений, других радикаль­ных социальных перемен.

Тесная связь функций государства с его сущностью и социаль­ным назначением означает, что в содержании функций любого го­сударства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. В обществе, где социальная структура имеет ярко выра­женную дифференциацию, антагонизм между правящими и управ­ляемыми, где классы и социальные группы противостоят друг дру­гу, государство выступает в роли политической организации правящего класса или группы, оно обслуживает в первую очередь интересы этих классов и групп и одновременно осуществляет орга­низованное насилие в отношении своих классовых противников.

Однако трактовка функций государства исключительно с клас­совых позиций ведет к искаженному представлению о выполнении им «общих дел». Например, в недалеком прошлом считалось, что в обществе, разделенном на классы и противостоящие друг другу группы, у государства якобы нет и не может быть надклассовых

общесоциальных функций. Между тем общество представляет со- ЮЗ бой единый социальный коллектив, государственную общность, где не только сосуществуют, но даже сотрудничают правящие и управляемые. Поэтому государство, будучи механизмом управ­ления обществом, осуществляет общесоциальную деятельность, в которой заинтересованы все классы и группы населения, все об­щество. К таким сферам деятельности относятся национальная безопасность, борьба со стихийными бедствиями и экологическими катастрофами, поддержание общественного порядка, борьба с пре­ступностью, использование государственно-правовых средств для разрешения межнациональных конфликтов и др.

Общесоциальная деятельность обеспечивает определенную сте­пень устойчивости отношений и связей внутри общества, его цело­стность и единение на базе общих интересов. Чем больший удель­ный вес общесоциального начала в функциях государства, тем выше его роль как инструмента преодоления противоречий, средст­ва достижения общего компромисса, стабилизации общественных связей.

Престиж государства, политической власти, их поддержка на­родом непосредственно зависят от демократического содержания функций государства, умения и желания считаться и учитывать в своей деятельности многообразные интересы, опираться на общече­ловеческие ценности. Государство, откровенно попирающее права человека, игнорирующее естественные неотъемлемые права и сво­боды, осуществляющее террор против собственного народа или от­дельных национальных групп, препятствующее контактам между людьми и организациями разных стран, не может считаться циви­лизованным. Оно не вправе рассчитывать на нормальное сотрудни­чество с другими государствами.

На содержание функций государства оказывают большое влия­ние национальные моменты. Это особенно характерно для много­национальных государств. В таких государствах их функции также имеют определенное национальное содержание, что связано с со­хранением и развитием национальной культуры, национальных традиций, самобытности и др. И хотя в современном мире практи­чески нет однонациональных государств, национальная принад­лежность выступает цементирующей базой общества.

Национальное единство укрепляет государство, поскольку по­литическая общность дополняется этнокультурными узами (язык, национальное сознание, обычаи и др.). В обществе политическая дифференциация нередко сглаживается (нивелируется) нацио­нальными интересами. Об этом свидетельствует мировая практика. наши дни межнациональные конфликты стали более частым яв­лением, чем классовые. Идет борьба за территории, суверенитет, возможность свободного этнокультурного развития, размежевание и воссоединение, расстановку национальных кадров и т.п.

Ситуация, как правило, усугубляется в многонациональном государстве, где возникает проблема регулирования отношений ме­жду различными нациями и народностями. Так, в развитии россий­ской государственности национальный фактор всегда играл важ­ную роль и сохраняет значение в нынешних условиях.

Любое государство, особенно многонациональное, во избежа­ние распада государственной общности народов, проживающих на его территории, должно выявлять и согласовывать национальные интересы, учитывать национальный фактор в своей политике, в том числе при принятии государственных решений, своевременно вы­являть источники обострения национальной напряженности и ис­пользовать государственно-правовые механизмы для разрешения демократическим путем национальных противоречий.

Среди факторов, воздействующих на функции государства, велико влияние научно-технического прогресса, оказывающего двойственное воздействие на деятельность государства. С одной стороны, государство должно способствовать развитию фундамен­тальной науки, разработке открытий и изобретений, а с другой — законодательно ограничивать негативные последствия от использо­вания научных достижений. Так, совершенствование медицинских технологий, значительные достижения медицинской науки в облас­ти трансплантации человеческих тканей и органов, репродуктивной деятельности, генной инженерии выдвигают на первый план многие нравственные и правовые проблемы. В силу этого государство должно защищать людей от незаконных посягательств на их жизнь, физическую неприкосновенность и одновременно устанавливать от­ветственность медицинских учреждений, их работников за врачеб­ную ошибку, разглашение врачебной тайны, неправильное исполь­зование методов лечения, злоупотребление доверием пациентов.

Функции государства зависят и от экологического фактора. Каждое государство обязано обеспечить защиту прав человека на жизнь в благоприятной экологической обстановке. При этом эколо­гия в условиях научно-технического прогресса приобретает, по су­ществу, планетарное значение, поскольку речь идет о выживании человечества и цивилизации в целом.

На функции государства воздействуют также процессы инфор­матизации общества, создание общепланетарного информационно­го пространства. Развитие этих процессов диктуется потребностями

Глава 6. Функции государства

формирования свободного общества, участием широкой общественности в управлении делами государства, необходимостью контроля за управляющими и, наконец, законным правом граждан знать, что конкретно делается в мире, в государстве, протестовать против не­законных, несправедливых решений.

Демократическое государство призвано обеспечивать возмож­ности для реализации свободы информации и ее равную доступ-,«Н ность каждому. Ограничения этой свободы допустимы только соображениями национальной безопасности, неприкосновенности частной жизни, тайны следственных действий, государственной и коммерческой тайны.

На характер и содержание функций государства влияет между­народная обстановка. В последние годы наблюдается усиление влияния межгосударственных отношений, международных органи­заций, международных норм и принципов на внутреннюю жизнь государства. Одновременно достигнут высокий уровень интеграци­онных процессов, что обусловлено большой взаимосвязью и взаи­мозависимостью различных государств. На мировой арене идет формирование нового соотношения сил: одни государства утрачи­вают положение сверхдержав, другие выдвигаются в разряд пере­довых. Все это не может не отражаться на деятельности государст­ва как внутри страны, так и на межгосударственном уровне.

 

2. Понятие юридической техники. Систематизация НПА: понятие и виды. С.С. Алексеев: Юридическая техника — это совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов2.

А.Ф. Черданцев: Юридическая техника — это совокупность пра­вил, приемов, способов подготовки, составления, оформления юри­дических документов, их систематизации и учета1.

Нельзя сказать, что кардинально иначе понимают юридическую технику зарубежные ученые. Например, французский ученый П. Сан-девуар различает юридическую технику в широком смысле (совокуп­ность средств и методов, с помощью которых цели государственных органов укладываются в русло правовых норм и достигаются путем действенного их исполнения) и в узком смысле (это условия использования языка и структуры юридических рассуждений, а также различных технических приемов, средств и правил)'.

Правда, нет единого мнения, что относить к приемам, средствам юридической техники. Более того, некоторые авторы не видят разни­цы между средствами, приемами, способами и методами. Все это касается понятия «юридическая техника». Однако есть еще проблема структуры юридической техники. По мнению С.С. Алексеева, техническими средствами являются, например, юридические конструкции, терминология и т.п., а правовой технологией следует считать способы изложения норм, например систему отсылок.

Н. А. Власенко полагает, что юридическая технология отвечает на вопрос: как делать, в какой последовательности осуществлять те или иные операции, а юридическая техника — с помощью как Средства юридической техники — это материальные предметы, объекты, с которыми в процессе проведения юридической работы производятся манипуляции для достижения поставленной цели:

♦ тексты законов, которые необходимо усовершенствовать, опуб­ликовать, систематизировать;

♦ журналы, газеты, где публикуются нормативные акты, или средства множительной техники, используемые для их распечатки;т.д.

Все, относящееся к средствам, — это искусственно созданные че­ловеком объекты, и они существуют объективно. Проще говоря, их можно потрогать руками и использовать в своей деятельности. Неко­торые из них используются не только в правовой работе. Однако это не основание отвергать их и не замечать при построении научной тео­рии юридической техники. Тем более что в юридической практике они используются и будут использоваться.

Приемы юридической техники — это действия, способные повто­ряться при осуществлении чего-либо. Например, прием отсылок к другому нормативному акту. В отличие от средств юриди­ческой техники действия нельзя «потрогать руками». Но оно совер­шено, и мы можем обнаружить его результаты.

Способы юридической техники — это сложная по содержанию дея­тельность, включающая в себя совокупность приемов. В качестве римера можно рассмотреть конструкцию договора, которая в Трудо­вом кодексе Российской Федерации используется законодателем не­однократно (коллективный договор, трудовой договор и иные согла­шения). Помимо определения каждого из видов договоров в Кодексе проводится их детализация (указываются субъекты, права и обязан­ности и др.).

Методы юридической техники — это пути достижения цели, упо­рядочения правового материала или правоотношений. Например, че­ловек, которого оскорбили, может двояким путем защитить свое дос­тоинство: либо в уголовно-правовом порядке, либо в гражданско-пра­вовом.

Таким образом, указанные понятия (средства, приемы, способы, методы), составляющие содержание юридической техники, неодно­значны и не синонимичны. Обобщенно их можно назвать юридиче­скими инструментами. В соответствии с этим можно дать несколько иное, более общее определение юридической техники.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.54.188 (0.012 с.)