Юридические конфликты – понятие, причины, разрешение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридические конфликты – понятие, причины, разрешение



В переводе термин «конфликт» (лат. conflictus) означает столкновение, серьезное разногласие, спор.

Возникающие в общественной жизни конфликты нежелательны, однако, к сожалению, неизбежны. Поэтому любое цивилизованное общество должно стремиться к тому, чтобы минимизировать количество конфликтных ситуаций, а также к поиску оптимальных способов их предупреждения и разрешения. Существующие противоречия в обществе и природе, борьба между отдельными индивидами и их социальными общностями были предметом размышления представителей философской мысли на протяжении многих тысячелетий.

Общая концепция конфликта стала оформляться в рамках социологии в XX веке. В настоящее время в социологии права выделилась юридическая конфликтология – самостоятельное научное направление, в рамках которого изучается не только природа, сущность, динамика развития правовых (юридических) конфликтов, но и правовые механизмы их предупреждения и разрешения.

Находясь в стадии становления, юридическая конфликтология является комплексным направлением научного исследования и имеет весьма тесное соприкосновение с такими науками, как теория права, психология, политология.

Что же представляют собой юридические конфликты? Прежде всего это разновидность конфликтов социальных, многие из которых протекают в сфере правовой регламентации и могут быть разрешены только юридическими средствами. Зачастую юридический конфликт отождествляется с разногласиями, спорами между субъектами права, связанными с нарушением, применением или толкованием правовых норм.

Субъектами юридического конфликта являются участники правоотношений, обладающие субъективными правами и юридическими обязанностями.

Объектами (то есть тем, по поводу чего возникает юридический конфликт) выступают различные материальные и нематериальные блага и интересы, находящиеся в сфере правового регулирования.

Изложенное позволяет определить юридический конфликт как противоречие между субъектами правоотношений по поводу различных благ и интересов материального и нематериального характера.

Юридические конфликты классифицируются по различным основаниям:

- с точки зрения причин возникновения их можно разделить на объективные (вызванные внешними обстоятельствами) и субъективные (зависят главным образом от особенностей характера и поведения их участников);

- в зависимости от сферы проявления можно выделить конфликты внутригосударственные и международные, межнациональные, экономические, политические и др.;

- по отраслям права выделяют гражданско-правовые, семейные, уголовно-правовые и др. (в основе такого деления лежит дифференциация норм права по отраслям).

Указанная классификация юридических конфликтов, безусловно, не является исчерпывающей и может быть продолжена по иным основаниям.

Немаловажным аспектом любого юридического конфликта является поиск оптимальных путей его разрешения. Анализ литературы, посвященной рассматриваемой проблематике, позволяет сформулировать основные приемы преодоления юридических конфликтов. К ним относятся:

а) предупреждение юридических конфликтов. Не ставится под сомнение тезис о том, что лучше предупредить болезнь, чем бороться с ее последствиями. Поэтому своевременное выявление и устранение причин является наиболее эффективной формой предупреждения юридических конфликтов;

б) непосредственное разрешение юридических конфликтов. Правы М. И. Абдулаев и С. А. Комаров, считающие, что для успешного разрешения юридического конфликта необходимо, во-первых, выяснить причины конфликтной ситуации и мотивы поведения конфликтующих сторон; во-вторых, прояснить сложившуюся ситуацию и позиции сторон; в-третьих, прогнозировать ход и последствия конфликта.

Конфликт в правовой сфере может быть разрешен следующими способами:

- во-первых, самими участниками (это наиболее простой и в то же время эффективный способ, предполагающий устранение противоречий между интересами сторон);

- во-вторых, с помощью привлечения третьей стороны (применяется в том случае, когда на практике субъекты не могут самостоятельно преодолеть разногласия).

Содержанием последнего способа может быть использование таких процедур, как судопроизводство (конституционное, гражданское, административное, уголовное); обращение в компетентные государственно-властные органы (прокуратура, органы внутренних дел, административные комиссии и

т. д.), чье решение для конфликтующих сторон будет иметь обязательный характер; привлечение посредника (им могут быть как государство и его органы, так и различные негосударственные структуры и отдельные индивиды, выступающие в личном качестве).

Таким образом, юридические конфликты представляют собой негативное явление, которое существует в любом обществе и государстве. Их предупреждение, выявление, быстрое и эффективное разрешение являются не только показателем цивилизованности общества, но и являются показателем качества работы государства, его органов и должностных лиц.

Билет №9.1. Органы законодательной власти: порядок образования, структура, компетенция.2. Пробелы и коллизии в праве, способы восполнения.

 

Согласно Конституции РФ Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом, парламентом Рос­сийской Федерации (ст. 94).

Представительная природа парламента России проявляется в том, что он является всенародным выборным органом государствен­ной власти. Это гарантируется демократической избирательной сис­темой, свободным характером выборов в Государственную Думу и представительством от субъектов Федерации в Совете Федерации.

Будучи по своей природе представительным органом государст­венной власти, Федеральное Собрание РФ осуществляет законода­тельную функцию. Ни один орган государства кроме парламента не вправе издавать федеральные законы. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверените­та, т.е. принадлежность власти народу и признание его единствен­ным источником власти (ст. 2 Конституции РФ).

Федеральное Собрание — это постоянно действующий орган госу­дарственной власти, который избирается сроком на четыре года. Не­прерывность его функционирования связана с периодичностью выборов и обновляемостью персонального состава. Федеральное Со­брание РФ работает на постоянной, профессиональной основе.

Федеральное Собрание РФ осуществляет свою деятельность в спе­циальных, характерных только для него организационно-правовых формах (раздельные и совместные заседания палат, сессии палат, засе­дания парламентарских комитетов и комиссий, депутатских фракций и групп, парламентские слушания, депутатский запрос и др.).

Парламенту любого государства присущи учредительная, законо­дательная и контрольная функции.

Учредительная функция парламента выражается в формирова­нии (или участии в формировании) высшего звена всех других ветПриоритетной для парламента является законодательная функ ция. Принятие федеральных законов осуществляется в особой про­цессуальной форме, которая именуется законодательным процессом.

Парламенту присуща также контрольная функция. Парламент вправе решать вопрос о доверии Правительству РФ, досрочном пре­кращении полномочий Президента РФ. Парламент осуществляет высший финансовый контроль в процессе утверждения федерально­го бюджета, контроля за его исполнением, заслушивания отчетов Счетной палаты, обсуждения депутатских запросов. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат — Совета Феде­рации и Государственной Думы.

Такой принцип организации национальных парламентов в миро­вой конституционной практике довольно распространен. Двухпалат­ными являются Парламент Великобритании, Конгресс США, На­циональное Собрание Франции и др. При этом парламент вправе выбрать одну из двух моделей организации работы палат: 1) принцип равенства палат (равное число депутатов, одинаковая компетенция, создание совместных органов, сходные повестки пленарных заседа­ний) или 2) принцип верхней и нижней палаты (у каждой палаты различный численный состав, порядок формирования, полномочия).

Нижняя палата традиционно представляет народ и формируется путем общенациональных выборов, верхняя — интересы территори­альных частей государства (в федеративных государствах — субъек­тов Федерации). Верхняя палата, как правило, играет сдерживающую роль по отношению к нижней и обеспечивает стабилизирующее воз­действие на общественную жизнь. Совет Федерации является верхней палатой Федерального Соб-/; рания России. Он выражает специфические интересы региональных! субъектов. В составе Совета Федерации 176 членов — по два пред-^ ставителя от каждого региона России: по одному от представитель- I ного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95 Конституции РФ).

Процедура формирования Совета Федерации претерпела эволю­цию. Первоначально (1993—1995 гг.) члены Совета Федерации избира­лись путем прямых демократических выборов в субъектах Федерации и имели статус депутатов. Начиная с 1995 г. и по 2000 г. роль членов-Совета Федерации выполняли по должности главы субъектов Федера­ции и председатели законодательных собраний. Однако этот порядо был изменен с принятием Федеральноого закона от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» (с изм. и доп.). Теперь представитель от законодательной власт" субъекта Федерации избирается его представительным (законодатель-

ным) органом, а от исполнительной власти назначается высшим долж­ностным лицом субъекта Федерации — президентом республики, гу­бернатором области, края, мэром города, автономного образования.

Член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ — должен быть избран не позднее трех месяцев со дня первого заседа­ния в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ после созыва, в том чис­ле и в случае досрочного прекращения полномочий этого органа предыдущего созыва. Если законодательное собрание субъекта РФ является двухпалатным органом, то его представитель в Совете Фе­дерации избирается на первую половину срока полномочий от одной палаты, а на вторую — от другой палаты (также не позднее трех ме­сяцев со дня истечения срока, на который был избран предыдущий представитель соответствующего органа).

Кандидатура или несколько кандидатур для избрания представи­теля в Совет Федерации от однопалатного законодательного (пред­ставительного) органа государственной власти субъекта РФ вносится (вносятся) на рассмотрение этого органа его председателем. В двух­палатном законодательном органе государственной власти субъекта РФ соответствующая кандидатура (кандидатуры) вносится (вносят­ся) председателями соответствующих палат поочередно.

Член Совета Федерации — представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ — должен быть назна­чен не позднее трех месяцев со дня вступления в должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ. В случае досрочного прекра­щения полномочий члена Совета Федерации — представителя от ис­полнительного органа государственной власти субъекта РФ, новый представитель от этого органа в Совет Федерации должен быть на­значен не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня приня­тия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий дан­ного представителя органом государственной власти субъекта РФ, а прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о под­тверждении полномочий нового представителя от того же органа го­сударственной власти субъекта РФ.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ формируется на основе Федерального закона от 18 мая 2005 г. «О выборах депута­тов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Фе­дерации».

Начиная с первого созыва (1993 г.) и до последнего времени Госу­дарственная Дума формировалась на основе смешанной избиратель­ной системы. Половина ее состава (225 депутатов) избирались на осно­ве всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании по мажоритарной избирательной системе, т.е. по одно­мандатным избирательным округам, а вторая половина депутатского корпуса (остальные 225 депутатов) на основе пропорционального представительства по спискам политических партий — по общефеде­ральному избирательному округу. Избирательный барьер для партий­ных списков устанавливался 5%. Однако с принятием нового закона в 2005 г. Государственная Дума начиная с 2007 г. будет формироваться исключительно по пропорциональной избирательной системе, т.е. по партийным спискам, а избирательный барьер повышен до 7%.

Полномочия Федерального Собрания РФ реализуются его пала­тами.

Согласно Конституции РФ Совет Федерации:

1) утверждает изменение границ между субъектами РФ;

2) утверждает указы Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;

3) решает вопросы об использовании контингента Вооруженных Сил РФ за пределами страны;

4) назначает выборы Президента РФ;

5) отрешает Президента РФ от должности;

6) назначает на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ;

7) назначает и освобождает от должности Генерального прокуро­ра РФ;

8) назначает и освобождает от должности заместителя Председа­теля Счетной палаты и половину ее аудиторов (контролеров).

Государственная Дума:

1) дает согласие Президенту России на назначение Председателя Правительства РФ;

2) решает вопрос о доверии Правительству РФ;

3) назначает на должность и освобождает от должности Предсе­дателя Центрального банка РФ;

4) участвует в формировании Счетной палаты (назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной пала­ты и половину состава ее аудиторов (контролеров);

14.3. Полномочия Федерального Собрания РФ 187

5) избирает Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

6) объявляет амнистию;

7) выдвигает обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Государственная Дума может быть досрочно распущена: 1) после трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ (ст. 111 Конституции Рф); 2) если в течение трех месяцев дважды по собственной инициативе выразит недоверие Правительству РФ; 3) если отказывает Прави­тельству РФ в доверии. В первом случае роспуск Государственной Думы неизбежен, в двух других решение принимается на альтерна­тивной основе (Президент РФ либо отправляет в отставку Прави­тельство РФ, либо распускает Государственную Думу).

Государственная Дума не может быть распущена:

1) в течение года после ее избрания;

2) с момента выдвижения обвинения против Президента РФ и до принятия решения Советом Федерации;

3) в период действия на территории РФ военного или чрезвычай­ного положения;

4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Роспуск Совета Федерации Конституция РФ не предусматривает ни при каких обстоятельствах.

Каждая палата парламента в рамках своей конституционной компетенции принимает постановления. Это касается также и во­просов организационной деятельности (например, избрание предсе­дателя палаты, формирование парламентских комитетов и комиссий, утверждение полномочий члена Совета Федерации и т.п.).

По общеполитическим вопросам Совет Федерации и Государст­венная Дума могут выступать с заявлениями, которые принимаются в том же порядке, что и постановления (простым большинством голосов от общего числа членов палаты). Однако решение о выдвижении обви­нения против Президента РФ должно быть принято 2/3 голосов от об­щего числа депутатов Государственной Думы. Постановление о пере­смотре положений глав 1, 2 и 3 Конституции РФ должно быть поддержано 3/5 голосов от общего числа депутатов. Сопротивление Со­нета Федерации может быть преодолено 2/з от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обе палаты участвуют в законотворческой деятельности парла­мента. Палаты собираются на совместные заседания лишь для за­слушивания: ежегодных посланий Президента РФ; ежегодных посла­ний Конституционного Суда РФ о состоянии конституционной законности; выступлений руководителей иностранных государств. В присутствии членов Совета Федерации и депутатов Государствен­ной Думы (но не на совместном заседании палат) приносится прися­га Президента РФ при вступлении его в должность.

При проведении совместных заседаний палат голосования не проводятся и никакие решения не принимаются. Хотя в большинстве стран мира законодательный процесс де­тально урегулирован процедурными актами — регламентами, а при двухпалатной структуре высшего представительного (законодатель­ного) органа государственной власти регламентами обеих палат, за­конотворчество настолько важно, что оно обязательно регулируется в основных чертах непосредственно конституцией государства. Кон­ституция РФ определяет круг субъектов законодательной инициати­вы (в том числе конституционной), процедуру разработки, обсужде­ния и опубликования обычных (ординарных) федеральных законов, федеральных конституционных законов и законов о внесении по­правок в Конституцию РФ.

Детально эти вопросы урегулированы Регламентом Государст­венной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. (с изм. и доп.) и Регламентом Совета Федерации Федерального Соб­рания РФ от 30 января 2002 г. (с изм. и доп.).

Законы принимаются по предметам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъ­ектов. Законодательный процесс складывается из нескольких стадий: 1) законодательной инициативы; 2) обсуждения законопроекта; 3) принятия закона; 4) его опубликования и вступления в силу.

Первой стадией законодательного процесса во всех парламентах мира является стадия законодательной инициативы. На этой стадии субъекты законодательной инициативы вносят на рассмотрение пар­ламента законопроект. В России законопроекты вносятся в нижнюю палату парламента, а точнее — в Совет Государственной Думы.

Круг субъектов законодательной инициативы определяется непо­средственно Конституцией РФ. Это: Президент РФ, Совет Федерации в целом и каждый его член; депутаты Государственной Думы (каждый в отдельности и группы); Правительство РФ; законодательные (пред-

Законодательный процесс

ставительные) органы государственной власти субъектов Федерации. Это право принадлежит также Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения (ис­ключая конституционные законодательные инициативы).

Другие государственные органы, общественные объединения, физические лица, не обладающие правом законодательной инициа­тивы, могут вносить законопроекты только через субъектов законо­дательной инициативы.

По законопроектам, требующим финансовых затрат из государ­ственного бюджета, необходимо экспертное заключение Правитель­ства РФ.

Круг субъектов конституционной законодательной инициативы I значительно сужен. Предложить пересмотр Конституции или поправ-I ки к ней могут Президент РФ, Правительство РФ, палаты Федераль-I ного Собрания, >/5 депутатов Государственной Думы или членов Сове­та Федерации (т.е. не каждый депутат в отдельности, а группа числен­ностью не менее 1/5); законодательные (представительные) органы: государственной власти субъектов Федерации. Как видно, в числе субъектов конституционной законодательной инициативы не значатся высшие органы судебной власти РФ и отдельные парламентарии.

На второй стадии законодательного процесса происходит обсуж­дение и текстуальная доработка проекта закона. Каждый законопро­ект проходит несколько стадий обсуждения.

После предварительного рассмотрения ответственный комитет Государственной Думы вносит законопроект на рассмотрение пала­ты. Процедура принятия закона в Государственной Думе осуществ­ляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим за-

■ конодательством или Регламентом Государственной Думы.

В первом чтении обсуждается концепция закона, во втором —

■ структура, отдельные статьи законопроекта и предложенные депута-I тами поправки, изменения и дополнения.

Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответ­ви ственный комитет для устранения возможных внутренних противо-■речий и редакционной правки.

Третье чтение предполагает полную готовность законопроекта.

■ При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются

■ внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопро-

■ екта. Лишь в исключительных случаях по требованию депутатских В объединений, представляющих большинство депутатов Государст-Е венной Думы, законопроект может быть возвращен к процедуре вто-I рого чтения.

В принятии законов участвуют обе палаты Федерального Собра­ния, но неодинаково и в разное время. Законы принимаются простым большинством голосов от общего состава депутатов Государственной Думы (225 + 1), а по конституци­онным законам и законам о поправках к Конституции требуется квалифицированное большинство — 2/з депутатов Государственной Думы (300 голосов).

Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации.

Совет Федерации одобряет федеральный закон простым боль­шинством голосов от общего числа членов палаты (88 + 1), а по федеральным конституционным законам и законам о поправках к Конституции РФ требуется квалифицированное большинство — 3/4 голосов членов Совета Федерации (132 голоса).

Если в течение 14 дней закон не будет рассмотрен Советом Фе­дерации, он автоматически считается одобренным. Однако законы о федеральном бюджете, федеральный налогах и сборах, по вопросам финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных до­говоров РФ, статуса и защиты Государственной границы, войны и мира, а также федеральные конституционные законы и законы о по­правках к Конституции РФ подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации.

Если Совет Федерации отклоняет принятый Государственной Думой закон, он может быть доработан и снова принят. Однако, ес­ли Государственная Дума не согласна с замечаниями Совета Федера­ции, она квалифицированным большинством (2/з) подтверждает пер­воначальный вариант закона. В этом случае возражения Совета Федерации считаются преодоленными, и принятый таким образом закон поступает на подпись Президенту РФ.

Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона Президентом РФ.

Президент РФ обязан в течение 14 дней подписать закон и пере­дать его на официальное опубликование.

Если Президент РФ возвращает закон в Федеральное Собрание со своими поправками, то палаты либо учитывают замечания Прези­дента, либо подтверждают первоначальный текст закона квалифици­рованным большинством голосов. Федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции РФ не подлежат прези­дентскому вето.

Федеральное Собрание принимает федеральные конституцион­ные законы, законы о поправках к Конституции РФ, текущие законы, кодексы, основы законодательства, декларации, заявления и обращения к народам мира и парламентам других стран.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.051 с.)