Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Юридические конфликты – понятие, причины, разрешениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В переводе термин «конфликт» (лат. conflictus) означает столкновение, серьезное разногласие, спор. Возникающие в общественной жизни конфликты нежелательны, однако, к сожалению, неизбежны. Поэтому любое цивилизованное общество должно стремиться к тому, чтобы минимизировать количество конфликтных ситуаций, а также к поиску оптимальных способов их предупреждения и разрешения. Существующие противоречия в обществе и природе, борьба между отдельными индивидами и их социальными общностями были предметом размышления представителей философской мысли на протяжении многих тысячелетий. Общая концепция конфликта стала оформляться в рамках социологии в XX веке. В настоящее время в социологии права выделилась юридическая конфликтология – самостоятельное научное направление, в рамках которого изучается не только природа, сущность, динамика развития правовых (юридических) конфликтов, но и правовые механизмы их предупреждения и разрешения. Находясь в стадии становления, юридическая конфликтология является комплексным направлением научного исследования и имеет весьма тесное соприкосновение с такими науками, как теория права, психология, политология. Что же представляют собой юридические конфликты? Прежде всего это разновидность конфликтов социальных, многие из которых протекают в сфере правовой регламентации и могут быть разрешены только юридическими средствами. Зачастую юридический конфликт отождествляется с разногласиями, спорами между субъектами права, связанными с нарушением, применением или толкованием правовых норм. Субъектами юридического конфликта являются участники правоотношений, обладающие субъективными правами и юридическими обязанностями. Объектами (то есть тем, по поводу чего возникает юридический конфликт) выступают различные материальные и нематериальные блага и интересы, находящиеся в сфере правового регулирования. Изложенное позволяет определить юридический конфликт как противоречие между субъектами правоотношений по поводу различных благ и интересов материального и нематериального характера. Юридические конфликты классифицируются по различным основаниям: - с точки зрения причин возникновения их можно разделить на объективные (вызванные внешними обстоятельствами) и субъективные (зависят главным образом от особенностей характера и поведения их участников); - в зависимости от сферы проявления можно выделить конфликты внутригосударственные и международные, межнациональные, экономические, политические и др.; - по отраслям права выделяют гражданско-правовые, семейные, уголовно-правовые и др. (в основе такого деления лежит дифференциация норм права по отраслям). Указанная классификация юридических конфликтов, безусловно, не является исчерпывающей и может быть продолжена по иным основаниям. Немаловажным аспектом любого юридического конфликта является поиск оптимальных путей его разрешения. Анализ литературы, посвященной рассматриваемой проблематике, позволяет сформулировать основные приемы преодоления юридических конфликтов. К ним относятся: а) предупреждение юридических конфликтов. Не ставится под сомнение тезис о том, что лучше предупредить болезнь, чем бороться с ее последствиями. Поэтому своевременное выявление и устранение причин является наиболее эффективной формой предупреждения юридических конфликтов; б) непосредственное разрешение юридических конфликтов. Правы М. И. Абдулаев и С. А. Комаров, считающие, что для успешного разрешения юридического конфликта необходимо, во-первых, выяснить причины конфликтной ситуации и мотивы поведения конфликтующих сторон; во-вторых, прояснить сложившуюся ситуацию и позиции сторон; в-третьих, прогнозировать ход и последствия конфликта. Конфликт в правовой сфере может быть разрешен следующими способами: - во-первых, самими участниками (это наиболее простой и в то же время эффективный способ, предполагающий устранение противоречий между интересами сторон); - во-вторых, с помощью привлечения третьей стороны (применяется в том случае, когда на практике субъекты не могут самостоятельно преодолеть разногласия). Содержанием последнего способа может быть использование таких процедур, как судопроизводство (конституционное, гражданское, административное, уголовное); обращение в компетентные государственно-властные органы (прокуратура, органы внутренних дел, административные комиссии и т. д.), чье решение для конфликтующих сторон будет иметь обязательный характер; привлечение посредника (им могут быть как государство и его органы, так и различные негосударственные структуры и отдельные индивиды, выступающие в личном качестве). Таким образом, юридические конфликты представляют собой негативное явление, которое существует в любом обществе и государстве. Их предупреждение, выявление, быстрое и эффективное разрешение являются не только показателем цивилизованности общества, но и являются показателем качества работы государства, его органов и должностных лиц. Билет №9.1. Органы законодательной власти: порядок образования, структура, компетенция.2. Пробелы и коллизии в праве, способы восполнения.
Согласно Конституции РФ Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом, парламентом Российской Федерации (ст. 94). Представительная природа парламента России проявляется в том, что он является всенародным выборным органом государственной власти. Это гарантируется демократической избирательной системой, свободным характером выборов в Государственную Думу и представительством от субъектов Федерации в Совете Федерации. Будучи по своей природе представительным органом государственной власти, Федеральное Собрание РФ осуществляет законодательную функцию. Ни один орган государства кроме парламента не вправе издавать федеральные законы. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета, т.е. принадлежность власти народу и признание его единственным источником власти (ст. 2 Конституции РФ). Федеральное Собрание — это постоянно действующий орган государственной власти, который избирается сроком на четыре года. Непрерывность его функционирования связана с периодичностью выборов и обновляемостью персонального состава. Федеральное Собрание РФ работает на постоянной, профессиональной основе. Федеральное Собрание РФ осуществляет свою деятельность в специальных, характерных только для него организационно-правовых формах (раздельные и совместные заседания палат, сессии палат, заседания парламентарских комитетов и комиссий, депутатских фракций и групп, парламентские слушания, депутатский запрос и др.). Парламенту любого государства присущи учредительная, законодательная и контрольная функции. Учредительная функция парламента выражается в формировании (или участии в формировании) высшего звена всех других ветПриоритетной для парламента является законодательная функ ция. Принятие федеральных законов осуществляется в особой процессуальной форме, которая именуется законодательным процессом. Парламенту присуща также контрольная функция. Парламент вправе решать вопрос о доверии Правительству РФ, досрочном прекращении полномочий Президента РФ. Парламент осуществляет высший финансовый контроль в процессе утверждения федерального бюджета, контроля за его исполнением, заслушивания отчетов Счетной палаты, обсуждения депутатских запросов. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Такой принцип организации национальных парламентов в мировой конституционной практике довольно распространен. Двухпалатными являются Парламент Великобритании, Конгресс США, Национальное Собрание Франции и др. При этом парламент вправе выбрать одну из двух моделей организации работы палат: 1) принцип равенства палат (равное число депутатов, одинаковая компетенция, создание совместных органов, сходные повестки пленарных заседаний) или 2) принцип верхней и нижней палаты (у каждой палаты различный численный состав, порядок формирования, полномочия). Нижняя палата традиционно представляет народ и формируется путем общенациональных выборов, верхняя — интересы территориальных частей государства (в федеративных государствах — субъектов Федерации). Верхняя палата, как правило, играет сдерживающую роль по отношению к нижней и обеспечивает стабилизирующее воздействие на общественную жизнь. Совет Федерации является верхней палатой Федерального Соб-/; рания России. Он выражает специфические интересы региональных! субъектов. В составе Совета Федерации 176 членов — по два пред-^ ставителя от каждого региона России: по одному от представитель- I ного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95 Конституции РФ). Процедура формирования Совета Федерации претерпела эволюцию. Первоначально (1993—1995 гг.) члены Совета Федерации избирались путем прямых демократических выборов в субъектах Федерации и имели статус депутатов. Начиная с 1995 г. и по 2000 г. роль членов-Совета Федерации выполняли по должности главы субъектов Федерации и председатели законодательных собраний. Однако этот порядо был изменен с принятием Федеральноого закона от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» (с изм. и доп.). Теперь представитель от законодательной власт" субъекта Федерации избирается его представительным (законодатель- ным) органом, а от исполнительной власти назначается высшим должностным лицом субъекта Федерации — президентом республики, губернатором области, края, мэром города, автономного образования. Член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ — должен быть избран не позднее трех месяцев со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ после созыва, в том числе и в случае досрочного прекращения полномочий этого органа предыдущего созыва. Если законодательное собрание субъекта РФ является двухпалатным органом, то его представитель в Совете Федерации избирается на первую половину срока полномочий от одной палаты, а на вторую — от другой палаты (также не позднее трех месяцев со дня истечения срока, на который был избран предыдущий представитель соответствующего органа). Кандидатура или несколько кандидатур для избрания представителя в Совет Федерации от однопалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ вносится (вносятся) на рассмотрение этого органа его председателем. В двухпалатном законодательном органе государственной власти субъекта РФ соответствующая кандидатура (кандидатуры) вносится (вносятся) председателями соответствующих палат поочередно. Член Совета Федерации — представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ — должен быть назначен не позднее трех месяцев со дня вступления в должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ. В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, новый представитель от этого органа в Совет Федерации должен быть назначен не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего. Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий данного представителя органом государственной власти субъекта РФ, а прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового представителя от того же органа государственной власти субъекта РФ. Государственная Дума Федерального Собрания РФ формируется на основе Федерального закона от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Начиная с первого созыва (1993 г.) и до последнего времени Государственная Дума формировалась на основе смешанной избирательной системы. Половина ее состава (225 депутатов) избирались на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании по мажоритарной избирательной системе, т.е. по одномандатным избирательным округам, а вторая половина депутатского корпуса (остальные 225 депутатов) на основе пропорционального представительства по спискам политических партий — по общефедеральному избирательному округу. Избирательный барьер для партийных списков устанавливался 5%. Однако с принятием нового закона в 2005 г. Государственная Дума начиная с 2007 г. будет формироваться исключительно по пропорциональной избирательной системе, т.е. по партийным спискам, а избирательный барьер повышен до 7%. Полномочия Федерального Собрания РФ реализуются его палатами. Согласно Конституции РФ Совет Федерации: 1) утверждает изменение границ между субъектами РФ; 2) утверждает указы Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; 3) решает вопросы об использовании контингента Вооруженных Сил РФ за пределами страны; 4) назначает выборы Президента РФ; 5) отрешает Президента РФ от должности; 6) назначает на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ; 7) назначает и освобождает от должности Генерального прокурора РФ; 8) назначает и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину ее аудиторов (контролеров). Государственная Дума: 1) дает согласие Президенту России на назначение Председателя Правительства РФ; 2) решает вопрос о доверии Правительству РФ; 3) назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ; 4) участвует в формировании Счетной палаты (назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов (контролеров); 14.3. Полномочия Федерального Собрания РФ 187 5) избирает Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; 6) объявляет амнистию; 7) выдвигает обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Государственная Дума может быть досрочно распущена: 1) после трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ (ст. 111 Конституции Рф); 2) если в течение трех месяцев дважды по собственной инициативе выразит недоверие Правительству РФ; 3) если отказывает Правительству РФ в доверии. В первом случае роспуск Государственной Думы неизбежен, в двух других решение принимается на альтернативной основе (Президент РФ либо отправляет в отставку Правительство РФ, либо распускает Государственную Думу). Государственная Дума не может быть распущена: 1) в течение года после ее избрания; 2) с момента выдвижения обвинения против Президента РФ и до принятия решения Советом Федерации; 3) в период действия на территории РФ военного или чрезвычайного положения; 4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. Роспуск Совета Федерации Конституция РФ не предусматривает ни при каких обстоятельствах. Каждая палата парламента в рамках своей конституционной компетенции принимает постановления. Это касается также и вопросов организационной деятельности (например, избрание председателя палаты, формирование парламентских комитетов и комиссий, утверждение полномочий члена Совета Федерации и т.п.). По общеполитическим вопросам Совет Федерации и Государственная Дума могут выступать с заявлениями, которые принимаются в том же порядке, что и постановления (простым большинством голосов от общего числа членов палаты). Однако решение о выдвижении обвинения против Президента РФ должно быть принято 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Постановление о пересмотре положений глав 1, 2 и 3 Конституции РФ должно быть поддержано 3/5 голосов от общего числа депутатов. Сопротивление Сонета Федерации может быть преодолено 2/з от общего числа депутатов Государственной Думы. Обе палаты участвуют в законотворческой деятельности парламента. Палаты собираются на совместные заседания лишь для заслушивания: ежегодных посланий Президента РФ; ежегодных посланий Конституционного Суда РФ о состоянии конституционной законности; выступлений руководителей иностранных государств. В присутствии членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (но не на совместном заседании палат) приносится присяга Президента РФ при вступлении его в должность. При проведении совместных заседаний палат голосования не проводятся и никакие решения не принимаются. Хотя в большинстве стран мира законодательный процесс детально урегулирован процедурными актами — регламентами, а при двухпалатной структуре высшего представительного (законодательного) органа государственной власти регламентами обеих палат, законотворчество настолько важно, что оно обязательно регулируется в основных чертах непосредственно конституцией государства. Конституция РФ определяет круг субъектов законодательной инициативы (в том числе конституционной), процедуру разработки, обсуждения и опубликования обычных (ординарных) федеральных законов, федеральных конституционных законов и законов о внесении поправок в Конституцию РФ. Детально эти вопросы урегулированы Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. (с изм. и доп.) и Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. (с изм. и доп.). Законы принимаются по предметам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Законодательный процесс складывается из нескольких стадий: 1) законодательной инициативы; 2) обсуждения законопроекта; 3) принятия закона; 4) его опубликования и вступления в силу. Первой стадией законодательного процесса во всех парламентах мира является стадия законодательной инициативы. На этой стадии субъекты законодательной инициативы вносят на рассмотрение парламента законопроект. В России законопроекты вносятся в нижнюю палату парламента, а точнее — в Совет Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы определяется непосредственно Конституцией РФ. Это: Президент РФ, Совет Федерации в целом и каждый его член; депутаты Государственной Думы (каждый в отдельности и группы); Правительство РФ; законодательные (пред- Законодательный процесс ставительные) органы государственной власти субъектов Федерации. Это право принадлежит также Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения (исключая конституционные законодательные инициативы). Другие государственные органы, общественные объединения, физические лица, не обладающие правом законодательной инициативы, могут вносить законопроекты только через субъектов законодательной инициативы. По законопроектам, требующим финансовых затрат из государственного бюджета, необходимо экспертное заключение Правительства РФ. Круг субъектов конституционной законодательной инициативы I значительно сужен. Предложить пересмотр Конституции или поправ-I ки к ней могут Президент РФ, Правительство РФ, палаты Федераль-I ного Собрания, >/5 депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации (т.е. не каждый депутат в отдельности, а группа численностью не менее 1/5); законодательные (представительные) органы: государственной власти субъектов Федерации. Как видно, в числе субъектов конституционной законодательной инициативы не значатся высшие органы судебной власти РФ и отдельные парламентарии. На второй стадии законодательного процесса происходит обсуждение и текстуальная доработка проекта закона. Каждый законопроект проходит несколько стадий обсуждения. После предварительного рассмотрения ответственный комитет Государственной Думы вносит законопроект на рассмотрение палаты. Процедура принятия закона в Государственной Думе осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим за- ■ конодательством или Регламентом Государственной Думы. В первом чтении обсуждается концепция закона, во втором — ■ структура, отдельные статьи законопроекта и предложенные депута-I тами поправки, изменения и дополнения. Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответви ственный комитет для устранения возможных внутренних противо-■речий и редакционной правки. Третье чтение предполагает полную готовность законопроекта. ■ При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются ■ внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопро- ■ екта. Лишь в исключительных случаях по требованию депутатских В объединений, представляющих большинство депутатов Государст-Е венной Думы, законопроект может быть возвращен к процедуре вто-I рого чтения. В принятии законов участвуют обе палаты Федерального Собрания, но неодинаково и в разное время. Законы принимаются простым большинством голосов от общего состава депутатов Государственной Думы (225 + 1), а по конституционным законам и законам о поправках к Конституции требуется квалифицированное большинство — 2/з депутатов Государственной Думы (300 голосов). Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации одобряет федеральный закон простым большинством голосов от общего числа членов палаты (88 + 1), а по федеральным конституционным законам и законам о поправках к Конституции РФ требуется квалифицированное большинство — 3/4 голосов членов Совета Федерации (132 голоса). Если в течение 14 дней закон не будет рассмотрен Советом Федерации, он автоматически считается одобренным. Однако законы о федеральном бюджете, федеральный налогах и сборах, по вопросам финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты Государственной границы, войны и мира, а также федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции РФ подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации. Если Совет Федерации отклоняет принятый Государственной Думой закон, он может быть доработан и снова принят. Однако, если Государственная Дума не согласна с замечаниями Совета Федерации, она квалифицированным большинством (2/з) подтверждает первоначальный вариант закона. В этом случае возражения Совета Федерации считаются преодоленными, и принятый таким образом закон поступает на подпись Президенту РФ. Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона Президентом РФ. Президент РФ обязан в течение 14 дней подписать закон и передать его на официальное опубликование. Если Президент РФ возвращает закон в Федеральное Собрание со своими поправками, то палаты либо учитывают замечания Президента, либо подтверждают первоначальный текст закона квалифицированным большинством голосов. Федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции РФ не подлежат президентскому вето. Федеральное Собрание принимает федеральные конституционные законы, законы о поправках к Конституции РФ, текущие законы, кодексы, основы законодательства, декларации, заявления и обращения к народам мира и парламентам других стран.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.51 (0.013 с.) |