Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура политической системы

Поиск

Под структурой политической системы понимается способ свя­зи ее элементов в единое, целостное системное образование, т.е. ус­тановление устойчивых связей и отношений между элементами этой системы.

В юридической литературе принято выделять следующие ком­поненты, или подсистемы, политической системы:

а) институциональную подсистему, т.е. из каких институтов она состоит. Иногда эту подсистему называют организационной;

б) регулятивную, или нормативную;

в) функциональную;

г) коммуникативную.

Иногда к компонентам политической системы относят полити­ческую идеологию и политическую культуру.

Институциональная (организационная) подсистема включает в себя:

1. Собственно политические организации — государство, поли­тические партии, политические движения, некоторые общественные объединения политического характера. Особенность этих элемен­тов — непосредственная связь с политикой, а цель деятельности — овладение государственной властью, участие в реализации внут­ренней и внешней политики, политическое воздействие на отдель­ные группы и слои населения, проведение политических интересов определенных групп и слоев.

2. Не собственно политические организации, которые формиру­ются для активной деятельности не в политической, а в других сфе­рах жизни общества — экономической, духовной и иных. Это профсоюзы, кооперативные организации, творческие союзы и т. д. Тем не менее они оказывают определенное политическое влияние на политические процессы и развитие политических отношений.

3. Некоторые ученые — проф. М.Н. Марченко, проф. С. А. Комаров выделяют также организации, которые в своей деятельности имеют незначительный политический аспект, например общества нумизматов, автолюбителей, клубы собаководства и др. Они явля­ются объектом государственного воздействия, но сами не выступа­ют субъектами (т.е. носителями) политической власти.

4. С.А. Комаров выделяет человека как субъекта политической системы по основаниям, указанным выше, т.е. человек рассматри­вается как первичный элемент политической системы.

Спорен в науке вопрос о том, включаются ли религиозные орга­низации и институт церкви в политическую систему. Чаще всего они не преследуют политических целей. Тем не менее в клерикаль­ных и особенно в теократических государствах религиозные орга­низации государственной конфессии играют большую и нередко определяющую роль в политической жизни и, следовательно, вхо­дят в состав политической системы в качестве ее организационного элемента. Но и в светских государствах религиозные организации посредством благотворительной, миротворческой деятельности, пу­тем воспитания людей в духе общечеловеческих, нравственных принципов участвуют в управлении делами общества. Кроме того, верующие и церковные служители как граждане государства участ­вуют в избирательных кампаниях, в референдумах. Государство регулирует своими законами деятельность религиозных организа­ций. Поэтому и в светских государствах хотя религиозные органи­зации не являются непосредственным элементом политической сис­темы, тем не менее они участвуют в политической жизни общества. Существуют политические партии религиозного толка, например в Бельгии Социально-христианская партия, Христианская народная партия, в Италии — Христианско-демократическая партия и т. д.

5. Значительное место в структуре политической системы за­нимают средства массовой информации (СМИ). Они оказывают серьезное влияние на развитие политических процессов в общест­ве, воздействие на мировоззрение общества и отдельных людей, в том числе формирование их политических взглядов, позиций, убеждений, на обеспечение коммуникативных связей в политиче­ской системе, на осуществление социального контроля за проте­кающими событиями и т. д. Это позволило называть СМИ чет­вертой властью наряду с законодательной, исполнительной, судебной. СМИ стали, по существу, самостоятельной сферой по­литической деятельности, а государство, в свою очередь, без СМИ практически не может влиять на протекающие в стране обществен­ные процессы. Более того, бытие государства и права в известной

мере проявляется через СМИ, поскольку население узнает о мероприятиях государства и принимаемых государственных решениях в первую очередь через СМИ.

СМИ образуют относительно самостоятельный политический институт, который функционирует во многом на основе своих кор­поративных норм и ведет активную политическую деятельность,,; вмешиваясь в отношения между другими политическими и социальными институтами, формируя общественное мнение вокруг отдел ь ных наиболее крупных событий, государственных решений, поли­тических и государственных деятелей и нередко манипулируя общественным мнением. Отсюда многие аналитики справедливо связывают результаты выборов в представительные органы власти с влиянием СМИ, и прежде всего телевидения, поскольку оно рас­пространяет информацию быстрее, эмоциональнее, а главное — об­ладает возможностью одновременности события и его изображения на экране. Все это дает основание приравнивать статус СМИ к пра­вовому положению органов государственной власти.

6. В составе политической системы выделяют также органы ме­стного самоуправления, которые не являются государственными органами, но активно участвуют в управлении делами, имеющими местный характер, например, управление муниципальной собствен­ностью, местными финансами, охрана общественного порядка, благоустройство, транспортное, торговое обслуживание населения и т. д. Органы местного самоуправления могут принимать решения и нормативные акты и несут ответственность перед населением за результаты своей деятельности, а также перед государством в слу­чае нарушения конституции или иных законодательных актов. Го­сударство устанавливает правовые, организационные, политиче­ские, экономические и иные гарантии местного самоуправления. В частности, органам местного самоуправления гарантируется право на судебную защиту от произвола государственной власти, а также на возмещение ущерба, причиненного местному самоуправлению.

7. В качестве компонента политической системы возможно выделить также органы социального партнерства, которые могут создаваться на различных уровнях (федеральном, в субъектах Федерации, отраслевом и уровне отдельной организации) для регулирования взаимоотношений между работниками и работодате­лями, в том числе социально-трудовых отношений, ведения кол­лективных переговоров, подготовки и заключения коллективного договора и соглашения, для устранения разногласий, участия ра­ботников в управлении организацией. При этом представители ра­ботников вправе получать от работодателя информацию по вопро-сам реорганизации и ликвидации организации, изменения условий труда, профессиональной подготовки и переподготовки, а также повышения квалификации работников.

Некоторые ученые включают в политическую систему запре­щенные ассоциации фашистского, экстремистского характера (проф. В.М. Сырых). Он же включает в состав политической сис­темы преступные сообщества на том основании, что они подкупают государственных чиновников, проводят своих представителей в за­конодательные органы, оказывают влияние на исполнительную власть. Ученый считает их самостоятельным компонентом полити­ческой системы. Думается, что это неправильно. Названные объе­динения и сообщества не имеют права официально участвовать в политической жизни государства и общества. Они находятся вне закона, их деятельность противозаконна, хотя они, конечно, пыта­ются занять определенное место в политической жизни общества. В составе нормативной (регулятивной) подсистемы политиче­ской системы обычно выделяют:

1) правовые нормы и принципы, имеющие политическое содер­жание;

2) корпоративные нормы политического характера;

3) политические традиции и политические обычаи;

4) правила политической этики.

Характеризуя каждый из элементов нормативной основы, или подсистемы, необходимо отметить, что отношения государства и политических партий и движений, общественных объединений и других общностей регулируются во многих странах правовыми нор­мами и носят правовой характер. При этом важнейшим элементом нормативной подсистемы выступает конституция государства. Она закрепляет основополагающие аспекты деятельности политической системы. В ряде стран, в том числе в России, существуют специаль­ные законы о политических партиях, о других общественных объе­динениях. Государство также в своих актах регулирует участие по­литических партий и движений в избирательных кампаниях.

Корпоративные нормы включают принципы и нормы, содер­жащиеся в актах политических партий и общественных объедине­ний, регулируют внутриорганйзационные отношения в данных объединениях, но одновременно^ внешние отношения этих корпо­раций, например программные положения, взаимоотношения с другими объединениями и государством. Чаще всего корпоратив­ные нормы обязательны для членов данного объединения, а вовне носят рекомендательный, т.е. необязательный, характер. Большая

часть корпоративных норм содержится в уставах и положениях общественных объединений. Уставные нормы не могут противоречить конституции и действующему законодательству.

Если партия является правящей, то ее уставные нормы могут стать всеобщими посредством закрепления в законах. Это было ха­рактерно для Советского государства, где КПСС выступала правя­щей партией и потому имела возможность навязывать обществу свои нормы и принципы.

Важную часть корпоративных норм составляют религиозные нормы.

Как особая форма общественного сознания религия воздействует не только на отношения при отправлении религиозных культов, но и на отношения личного характера, на общественную жизнь. Они воз­действуют на поведение людей особыми механизмами. В государст­вах теократических и клерикальных религиозные нормы играют ключевую роль в регулировании жизни общества. Политика этих го­сударств также во многом определяется религиозными нормами.

Политические обычаи и традиции являются одной из разно­видностей тех обычаев и традиций, которые сложились в обществе. Однако они складываются в политической сфере, в политических отношениях. Среди этих традиций — существование оппозиции, многопартийность, принцип разделения властей и др. В литературе отмечается, что политические обычаи и традиции отличаются устойчивостью, преемственностью, связанностью с государством. В ряде случаев государство санкционирует наиболее важные поли­тические обычаи и традиции либо относится к ним безразлично. Например, традиция лоббирования законопроекта в парламенте в ряде стран закрепляется в специальных законах о лоббировании.

Проф. М.Н. Марченко, разграничивая традиции и обычаи, ука­зывает, что традиции охватывают главные, существенные полити­ческие отношения, но не предусматривают детальной их регламен­тации, характерной для политических обычаев.

Правила политической этики содержат определенные требова­ния к участникам политических отношений и процессов. Они слу­жат определенным дополнением к другим элементам нормативной подсистемы и отражают общечеловеческие ценности и представле­ния о достойном поведении участников политических отношений. Эти правила тесно связаны с общими нормами морали, принятыми в данном обществе.

Функциональная подсистема включает основные направления и формы деятельности политической системы, способы и средства воздействия на политическую жизнь страны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.4.52 (0.007 с.)