Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет №16.1. Правотворчество: понятие, принципы, стадии. Субъекты и виды правотворчества.2. Внутренние функции государства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
правотворчество — установление, изменение, отмена правовых норм, регулирующих общественные отношения1. Правотворческая деятельность государства может осуществляться в различных формах в зависимости от типа правовой системы общества, традиций, уровня культурного развития страны, степени развитости демократизма и др. Так, для стран англосаксонской правовой системы характерно судебное правотворчество, результатом которого являются судебные прецеденты (хотя в той же Великобритании имеют место и законодательная деятельность парламента, принимающего статуты, и правотворчество центральных органов исполнительной власти). В литературе называют разное число стадий — от трех до шести — девяти. Так, в учебнике «Теория государства и права» (авторы В.В. Лазарев и СВ. Липень. М., 1998) выделены три основные стадии: подготовка проекта нормативного правового акта; принятие акта (прохождение его в правотворческом органе); введение его в действие. В.М. Сырых называет шесть стадий: 1) принятие решения о внесении изменений в действующую систему норм права; 2) подготовка проекта нормативного правового акта; 3) рассмотрение его правотворческим органом; 4) обсуждение и согласование проекта с заинтересованными субъектами; 5) принятие акта; 6) опубликование акта. Ю.А. Тихомиров насчитывает девять стадий: 1) выявление потребности в правовой регламентации общественных отношений; 2) определение субъектов, правомочных принимать правовые решения, и вида нормативного правового акта; 3) принятие решения о его подготовке; 4) разработка концепции акта; 5) подготовка проекта акта; 6) предварительное рассмотрение проекта акта; 7) общественное обсуждение проекта; 8) официальное рассмотрение проекта акта с соблюдением необходимых процедур; 9) принятие акта, его подписание, опубликование, вступление в силу. Таким образом, большинство стадий правотворчества составляет так называемый предпроектный этап, а собственно принятию правотворческого решения отведены всего две-три стадии Законодательный процесс понимается учеными неоднозначно Широкое понимание включает в себя помимо подготовки, обсужд ния, принятия и опубликования законов и вступление их в действи и всю предварительную деятельность по подготовке проекта закона Сторонники узкого понимания не считают выявление потребност принятия закона и подготовку законопроекта стадиями законод-тельного процесса^. Поскольку эта работа все же непременно долж" проводиться, рассмотрим эти виды деятельности в одном ряду с тем которые и составляют собственно законодательный процесс. Принятие решения о подготовке законопроекта Сделать это может Государственная Дума, Президент, Правительство, составляя план подготовки законопроектов. Каждый правотворческий орган готовит свой план проектных работ. Возможно совместное составление целевой комплексной программы. При этом учитываются предложения заинтересованных органов и субъектов Федерации, депутатов, научных учреждений, а также мнения граждан и их объединений, высказанные в печати или письмах. Идея о принятии того или иного закона возникает по-разному. Иногда она рождается в общественной дискуссии. Но сегодня это является редкостью. Политические партии, стремясь донести свои идеи до масс, могут оформить их в виде предложения принять какой-либо закон. Во многих случаях законопроекты будируются экономически влиятельными группами или их лоббистами (страховщиками, банкирами, риелторами и т.п.). Иногда идея рождается спонтанно. Сбор необходимой информации Она служит базой всей законотворческой работы. Сейчас редко законопроект пишется с «чистого листа». Информация должна быть объективной, достоверной, своевременной и полной (но не избыточной), доступной и удобной для пользования. Ю.А. Тихомиров указывает следующие виды информации1: ♦ о фактическом состоянии регулируемой сферы общественных отношений, о тенденциях и перспективах их развития (информация правовая, социологическая и т.д.); ♦ о состоянии законодательства в данной области; ♦ о зарубежном опыте правового регулирования данной сферы; ♦ научная информация; ♦ расчетная информация (экономическая, финансовая, демографическая, техническая и др.); ♦ прогнозная информация (о возможных последствиях действия закона); ♦ социальная информация (общественное мнение). Разработка концепции законопроекта Концепция законопроекта, как правило, составляется специально подобранной для этой цели группой и предназначена для законодателей. Вот почему ее важно грамотно сформулировать в письменном виде и оформить в виде документа под названием «Концепция закона (далее идет его примерное название)». Возможно, при разработке проекта закона название придется уточнить или изменить. Составление проекта закона Если концепция закона одобрена органом, принявшим решение о принятии закона, для разработки законопроекта создается группа разработчиков. Ее задача — превратить концепцию в текст закона. В. Б. Исаков, посвятивший много лет законотворчеству, считает, что оптимальным является вариант, когда в группе равноправно представлены два «крыла»: 1) специалисты-«предметники», хорошо владеющие знаниями и опытом в конкретной сфере деятельности, которая является предметом правового регулирования; 2) специалисты в области права1. Проведение экспертизы Экспертиза призвана дать оценку законопроекта по многим параметрам: ♦ соответствия общепризнанным нормам и принципам международного права, Конституции и другим законам; ♦ соответствия всем правилам правотворческой техники (содержательным, логическим, структурным, языковым, реквизитным). В конце проделанной работы составляются сопроводительные документы: ♦ пояснительная записка; ♦ перечень актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению и принятию в связи с иступлением в силу данного закона; ♦ финансово-экономическое обоснование (если предполагаются материальные затраты); ♦ заключение Правительства. Внесение законопроекта (стадия законодательной инициативы) Составить свой законопроект и предложить его законодательному органу может любое лицо. Но парламент не обязан принять его к рассмотрению. Он должен рассматривать только проекты, внесенныеорганами, которые по Конституции пользуются правом законодательной инициативы. Это право не означает, что парламент непременно должен принять положительное решение, он лишь обязан выразить свое отношение к проекту (отклонить или принять егоза основу и направить на доработку). В каждой стране круг субъектов законодательной инициативы неодинаков. Общим же является их официальное установление. Конституция Российской Федерации (ст. 104) предоставляет право законодательной инициативы наиболее информированным и компетентным в решении социальных вопросов органам и должностным лицам. Круг их небольшой: ♦ Президент Российской Федерации; ♦ Совет Федерации; ♦ члены Совета Федерации; ♦ депутаты Государственной Думы; ♦ Правительство Российской Федерации; ♦ парламенты субъектов Федерации; ♦ суды высших инстанций (Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный) по вопросам их ведения. Таким образом, Конституция различает две группы субъектов права законодательной инициативы: ♦ субъекты, чье право законодательной инициативы не связано какими-либо рамками; ♦ субъекты, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения. Субъект законодательной инициативы направляет законопроект и сопроводительные документы Председателю Государственной Думы. Законопроект считается внесенным со дня его регистрации. И лишь после того как этот законопроект по поручению Председателя Государственной Думы проанализируют фракции и ответственный комитет на предмет соответствия его требованиям Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы, законопроект включается в план законопроектных работ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.70.108 (0.007 с.) |