Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет №21.1. Государственный аппарат. Принципы организации и его деятельности.2. Применение права: понятие, субъекты, стадии. Акты применения праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
отличительным признаком государственного аппарата является то, что в его составе работают специалисты на профессиональной основе. Их обычно называют государственными служащими, чиновниками, управленцами, или бюрократией. Понятие «бюрократия» происходит от франц. слова «бюро», что означает письменный стол. Поэтому слово «бюрократия» можно перевести как власть письменного стола. Термин «бюрократия» введен в научный оборот в середине XVIII в. французским экономистом Винсентом де Гурней (1712 — 1759). Он употреблял его для обозначения способа осуществления государственной власти с помощью оплачиваемых чиновников. С течением времени этот термин менял свое содержание и смысл. Тем не менее теория бюрократии становится центральной в классических доктринах государственного управления. Чаще всего теория бюрократии сводится к трем основным типам: 1) Макса Вебера, или теория рациональной бюрократии; 2) марксистской; 3) восточной (имперской, азиатской, китайской). Наибольшую разработку получила веберовская теория, которая составила фундамент современной практики государственного управления во многих западных странах. Основные положения этой теории состоят в следующем: 1) бюрократы являются профессиональными управленцами, без которых не может существовать ни одно общество в государственно организованной форме. Иначе говоря, это слой профессионально подготовленных людей, назначение которых — компетентное управление государственными делами. Они представляют собой абсолютно необходимую часть государственного аппарата и хотя сами не создают никаких материальных ценностей, тем не менее выполняют социально полезные функции; 2) бюрократическая организация — это рациональное институциональное устройство для решения сложных задач управления в обществе и характеризуется ведением дел компетентными и бесстрастными исполнителями в полном соответствии с законом; 3) упорядоченность делопроизводства, т.е. наличие обязательных регламентированных процедур, соблюдение которых строго необходимо для каждого чиновника и отступление от которых расценивается как должностной проступок; 4) иерархическая организация, основанная на строго установленной должностной субординации; 5) внутриорганизационная деятельность, осуществляемая в форме письменных документов, которые подлежат длительному хранению; 6) все чиновники должны быть хорошими специалистами в сфере не только собственных обязанностей, но и норм права; 7) свобода от субъективных влияний при принятии решений, т.е. обезличенность функционирования, что дает гарантии от произвола конкретных исполнителей. Эти идеи развивал аналогичным образом американский Президент В. Вильсон, который в своем труде «Изучение бюрократии» (1887) исходил из следующих посылок: наличие единого управляющего центра в любой системе правления; отделение управления от политики, что делает бюрократию свободной от политических пристрастий; профессионализм служащих; организационная иерархия. В. Вильсон, как и М. Вебер, считал, что бюрократическая организация представляет собой самую совершенную в техническом отношении организационную форму управления. В дальнейшем в западных странах теория М. Вебера модернизировалась, совершенствовалась, обогащалась новыми идеями и конструкциями, особенно в американской школе административно- го права. Поэтому некоторые отечественные ученые, например /29 проф. А.В. Оболонский, называют не три теории бюрократии, а четыре, относя к четвертой так называемую реалистическую теорию бюрократии (Г. Саймон, Э. Фромм, В. Остром). Но современные теории бюрократии исходят в основном из ве- I беровской концепции, дополнив ее, во-первых, необходимостью! учета субъективного фактора, который в принципе М. Вебер отрицал (речь идет о человеческой стороне организации управления, об учете социально-психологических аспектов поведения управленцев. Вебер же считал, что они должны быть беспристрастны); во-вторых, идеей самоуправления, т.е. участия населения в управлении обществом. Для марксистской концепции теории бюрократии характерно отрицание ценности и социальной полезности бюрократии как системы управления. В марксистской литературе бюрократия предстает как абсолютное зло, как явление, чуждое трудящимся и непригодное для социалистического государства. Таким образом, марксистское учение, по существу, отождествляет бюрократию и бюрократизм. К. Маркс исходил из того, что бюрократические отношения порождаются взаимосвязью частной собственности с выполнением государственных функций, отсюда реализация частных интересов в качестве всеобщих. По мнению К. Маркса, для бюрократии характерен уход от общения с людьми, изучения действительности в сферу бумаготворчества, следовательно, общение бюрократа с внешним миром происходит посредством различного рода формальных предписаний и инструкций. В.И. Ленин, опираясь на марксистскую теорию, выступал за искоренение буржуазного бюрократизма. Он был против использования профессиональных управленцев в советском государственном аппарате. Отсюда его знаменитый тезис: «Каждая кухарка может управлять государством». Поэтому первое, что сделали большевики, придя к власти, изгнали «спецов» из министерств и других органов государственного аппарата, а вместо них поставили преданных делу социализма комиссаров, которые, не обладая навыками управления, действовали методами приказа, команды, принуждения. Отсюда превращение советской управленческой системы в командно-административную. Имперская модель теории бюрократии наиболее полно воплотилась в азиатских странах, поэтому ее принято называть восточной. А поскольку ее классическим примером служит китайская система бюрократии, то ее иногда именуют и китайской.. Основные принципы имперской модели сводятся к следующе- му. Как известно, в древнем и средневековом Китае не существовало частной собственности в европейском смысле. Император являлся единственным собственником всех земель страны. Подданные считались членами одной большой семьи во главе с императором. Чиновники выступали управителями императорской собственности, поэтому их главное назначение состояло в обеспечении власти императора, а не в служении обществу. Отсюда при занятии должности проверялась готовность претендента поддерживать стабильность власти императора. Китайские чиновники не имели возможности осознать себя в качестве самостоятельной политической силы и не превратились в привилегированный чиновничье-администра-тивный слой, а оставались лакеями императора. Проф. А.В. Оболонский выделяет следующий механизм подчинения китайских чиновников власти императора: отсутствие у них узкой специализации, поэтому всегда одного можно было заменить другим; избыток претендентов на чиновничьи должности; финансовая зависимость от императорского жалованья; ограниченность перспектив служебной карьеры (на одной и той же должности можно было оставаться всю жизнь); тщательный контроль за чиновниками посредством секретной службы; отсутствие гарантий от произвольных увольнений и перемещений; жесткие меры против личных связей чиновников, например, запрещались браки с женщинами из местного населения или приобретение собственности, находящейся под юрисдикцией данного чиновника. Китайская система оказалась очень живучей и просуществовала более двух тысячелетий. Другие восточные деспотии уступали Китаю по уровню организованности системы управления. Восточная система управления не была публичной службой, поскольку все чиновничество работало на обеспечение нужд центральной власти, а не служило обществу. Следует различать бюрократию и бюрократизм. Последний порожден негативными чертами бюрократической организации, которые состоят в следующем: 1) отрыв аппарата управления от общества, в результате чего исполнительная власть становится фактически независимой и безответственной; 2) чиновники превращаются в самостоятельную силу, которая стремится подчинить правила управления собственному сохранению и использует свое положение для распоряжения общественными делами; 3) чиновник не может быть абсолютно беспристрастным при /3/ выполнении управленческих полномочий (как полагал Вебер), поскольку у него есть собственный интерес и он стремится навязать его обществу; 4) в бюрократической организации заложен антидемократизм, так как чиновник считается единственно компетентным лицом, а все другие — непрофессионалы, вынужденные подчиняться вла- Щ сти чиновника; 5) бюрократическая модель ведет к бессмысленному формализму, поскольку чиновник следит за соблюдением процедуры, хотя ее требования нередко формальны. В результате содержание управленческой деятельности подменяется соблюдением формы; 6) расширение деятельности государственного аппарата, увеличение его штатов осложняют контроль над ним. Следовательно, снижается ответственность чиновников, растет их безнаказанность. Достаточно сослаться на такие факты: в нынешней России общая численность работников аппарата составляет 1 млн 130 тыс. чиновников. Для сравнения укажем, что в царской России на одну тысячу жителей приходилось до 0,3 чиновника, в СССР в 1991 г. — 4,8, а в современной России — 7,9. Таким образом, за последние десять лет аппарат власти вырос более чем в полтора раза; 7) желание скрыть свои дела под видом секретности и посредством закрытия каналов коммуникации. Это направлено на стремление выйти из-под контроля общества и обеспечить монополию власти. Отсюда бюрократизм работает на себя, вместо того чтобы работать на общество. Кроме того, чиновники охраняют свои привилегии/, используют свое положение в ущерб управляемым. В^гитературе называют и другие характерные черты бюрократизма, например консерватизм, безразличие к конечному результату своей деятельности. Но перечисленные наиболее характерны и присущи любой бюрократизированной организации. В современной России концепция организации управленческой деятельности во многом базируется на теории М. Вебера и нашла законодательное закрепление в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации». Согласно Закону под государственной службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий органов Российской Федерации и субъектов РФ, а также лиц, замещающих государственные должности. 2. Применение права: понятие, субъекты, стадии. Акты применения права Осуществление права – это воплощение установленных норм права в деятельности субъектов Следует различать два типа осуществления права: ♦ непосредственный тип, или реализация права, когда субъекты, которым адресованы нормы права, поступают так, как ими предписано ♦ правоприменительный тип, когда деятельности субъектов права по осуществлению правовых норм оказывается недостаточно и требуется участие государственного органа, для того чтобы осуществить предписанное правовыми нормами. В реализации права заинтересованы не только законодатель, но и обладатели субъективных прав, а также государство и общество в целом, поскольку процесс реализации связан, как правило, с правомерным поведением, т.е. поведением, желательным для общества. Правоприменение — это не одна из форм реализации права, а особый тип осуществления права, который, в свою очередь, имеет свои формы. То, что нельзя ставить правоприменение в один ряд с использованием, исполнением и соблюдением, справедливо заметили некоторые ученые. Оно имеет очень серьезные отличия и не является однородным правовым явлением с ранее названными, а посему не может быть объединено одним понятием «формы реализации права В. Н. Карташов применение права предлагает называть типом реализации. Но тут же называет в качестве типов оперативно-исполнительную (правонаделительную) и правоохранительную практику государства. См.: Карташов В. Н. Теория правовой системы общества. Т. 1. - Ярославль, 2005. - С. 291-292. В.М. Сырых правоприменение считает формой реализации права, которую осуществляют государственные органы, участвуя в публично-правовых отношениях. См.: Сырых В. М. Теория государства и права. — М., 2004. — С. 260—261. В.И. Червонюк, тоже заметивший не однонорялковость использования, исполнения, соблюдения и применения, все же не решается отказаться от привычного наименования применения нрава как формы реализации. См.: Червонюк В.И. Теория государства и права. - М., 2006. - С. 513 Понятие правоприменения Как можно было убедиться из предыдущей главы, субъекты права вполне могут действовать самостоятельно, сообразуя свое поведение нормами права (соблюдая запреты, исполняя обязанности, осущест-яя свои права). Однако иногда нормальный правовой результат не может быть остигнут без вмешательства государственных органов и должностных лиц. В таких случаях в процесс осуществления права вклинивается правоприменение. Правоприменение — это не одна из форм реализации права, а особый тип осуществления права, который, в свою очередь, имеет свои формы. То, что нельзя ставить правоприменение в один ряд с использованием, исполнением и соблюдением, справедливо заметили некоторые ученые'. Оно имеет очень серьезные отличия и не является однородным правовым явлением с ранее названными, а посему не может быть объединено одним понятием «формы реализации права». Применение права — это государственно-властная деятельность компетентных органов государства по осуществлению норм права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний. Правоприменительная деятельность характеризуется следующими признаками: ♦ осуществляется компетентными органами государства; ♦ имеет властный обязательный характер, характер одностороннего волеизъявления или распоряжения; ♦ требует профессиональных знаний и навыков; ♦ осуществляется в форме индивидуально-конкретных предписаний; ♦ является организующей деятельностью по осуществлению норм права. Ее цель — удовлетворение не личных потребностей правоприменителя, а потребностей отдельных лиц или всего общества; ♦ осуществляется в процессуальных формах. Применение права может подключаться ко всем формам непосредственной реализации права: ♦ к использованию (например, получение жилой площади мало- 397 имущими, получение пенсии, получение льгот инвалидами); ♦ к исполнению (например, призыв в армию); ♦ к соблюдению (например, совершение правонарушения). В ходе дискуссии были высланы три точки зрения, точнее, определилось три подхода к проблеме. 1. Сторонники первой точки зрения говорили, что нормы права применяют только органы государства, а некоторые из них да^е говорили, что только органы специальной юрисдикции {суд, прокуратура, милиция). 2. Другие считали, что ПравоИРименительную деятельность осуществляют гоС!/АаРственные органы и уполномоченные на то общественные организации. 3. Третьи утверждали, что нор>*ы права применяются государственными орга^11' общественными организациями и гражданам1*- Как видим, подходы к проеме были далеки от единства. Теория и практика не подтверждали девиз трех точек зрения. Представители третьей точки зрения (третьего подхода) руководствовались казалось бы благородной идеей повышения роли личности в правовом регулировании, необходимостью расширения прав и свобод граждан. Профессор П.Е. Недбайло, например, писал о том, что гражданин — не только пассивный исполнитель правовых предписаний, а он есть активный участник правореализационного процесса. Участвуя в выборах, подавая заявление в суд и т. п., гражданин своими действиями (считает П.Е. Недбайло), влияет на деятельность органов власти и управления, которые обязаны действовать в соответствии с поданными заявлениями, изъявленным желанием участвовать в выборах. А это значит, что граждане применяют нормы права. Тем не менее и эта точка зрения не может быть признана правильной. Ее сторонники слишком расширяют круг участников правоприменения. Вот почему в настоящее время признается наиболее правильной точка зрения, высказанная в ходе дискуссии второй группой ученых о том, что субъектами правоприменения являются: государственные органы, должностные лица, уполномоченные государством организации. Само собой разумеется, нормы права применяются и органами местного самоуправления, и их должностными лицами. В ходе дискуссии вопрос о них стоял, так как в то время органов местного самоуправления в таком качестве, как сейчас в России, не существовало, а участники дискуссии к международному опыту не обращались, использовали практику реализации права, в основном, СССР. Применению права присущи (характерны) следующие черты: 1) применение — такая форма реализации права, в которой необходимо присутствует субъект, наделенный властными полномочиями; 2) применение норм права осуществляется в установленных процессуальных формах; 3) применению норм права присуща определенная процедура (последовательность действий); 4) применение права должно осуществляться на определенной нормативно-правовой основе, в том числе и в случаях применения нормы права по аналогии; 5) применение права — это процедура, направленная на индивидуализацию общенормативных предписаний; 6) применению права присущ обязательный атрибут — правоприменительный акт (устный или письменный приказ, устное или письменное распоряжение, решение, приговор и т. д.); 7) применение права допускает контроль за процес-сом принятия решения и его исполнением; 8) применение права — это власти о-организующая деятельность уполномоченных на то субъектов; 9) применение права — это дополняющая действие нормативных актов деятельность компетентных субъектов права, поскольку принимаемые ими индивидуальные правовые акты являются продолжением, дополнением нормативных актов.
Стадии применения норм права. Применение права, как уже отмечалось, протекает в установленной процессуальной форме и при наличии определенной процедуры, которой присущ ряд необходимых последовательных стадий. В юридической литературе это иногда называют правореализационным или правоприменительным процессом, т. к. применение права характеризуется определенной закономерностью, протекающей последовательно. Стадиями применения норм права являются: ■ анализ (установление) фактических обстоятельств дела для правильного применения нормы права, т. е. необходимо убедиться, имеет ли рассматриваемый случай юридическое значение (зачастую — это сбор доказательств, оценка фактов, имевших место в прошлом, поиск истины); ■ выбор (отыскание) правовой нормы, подлежащей применению. Здесь важно знать, где искать требуемую правовую ному. Иногда в эту стадию включают установление подлинности текста правовой нормы, т. е. выяснение вопросов — имеется ли такая норма, действует ли она, опубликовывалась ли она в официальном органе издания, а не в каком-либо второстепенном (сборнике, учебнике, местной газете и т. п.); ■ уяснение смысла и содержания применяемой нормы (толкование правовой нормы); ■ принятие решения по делу (вынесение правоприменительного акта): издание приказа, принятие судебного решения, вынесения приговора и т. п.; ■ реализация акта применения нормы права, т. е. его фактическое исполнение (вручение награды, выдача пенсии, конфискация имущества, отбывание наказания по приговору суда и т. п.). В юридической литературе является дискуссионным вопрос о стадиях правоприменения. Часто правоприменительные действия подразделяют натри основные стадии: 1) установление фактических обстоятельств дела; 2) установление юридической основы дела; 3) принятие решения по делу. Иногда стадии установления фактической и юридической основ дела объединяют в одну. Порой предлагается большее число стадий правоприменительной деятельности. Последнее обстоятельство, как правило, связано с делением стадии установления юридической основы дела на несколько самостоятельных стадий: выбор нормы права, проверка подлинности текста нормы, анализ нормы с точки зрения законности, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц; анализ содержания нормы права (толкование). Следует сказать, что различия во взглядах на количество стадий не носят принципиального характера: можно укрупнять стадии процесса применения права и называть их основными; можно правоприменительный процесс делить на более мелкие отдельные действия. Виды правоприменения Краткий анализ форм применения права, проведенный выше, говорит о том, что они далеко не однородны, а довольно сильно различаются. Если взять в качестве основы для их группировки такой Критерий, как субъекты, занимающиеся правоприменительной деятельностью, можно будет выделить два вида правоприменения1: 1) исполнительно-распорядительный. Сюда относятся такие формы правоприменения, как конкретизация и контроль. В этих случаях правоприменительную деятельность выполняют государственные служащие, занимающие различные должности в исполнительных органах. Смысл их деятельности состоит в гармонизации частных (граждан и организаций) и публичных интересов. Есть все основания поручать им столь серьезную деятельность, поскольку они при этом должны руководствоваться принципом законности, т.е. точно соблюдать все требования нормативных актов. Кроме того, им должны быть присущи профессионализм и компетентность. Это обеспечивается предъявлением требований к подготовке государственных служащих как при поступлении их на государственную службу, так и в процессе ее прохождения (аттестация, сдача квалификационных экзаменов и др.); 2) правоохранительный. Здесь речь идет о таких формах применения, как рассмотрение споров и применение санкций за правонарушения. В подлинно развитой юридической системе в настоящий принцип возведено то, что рассмотрение споров и правонарушений осуществляется правоохранительными органами, компетентными в этой сфере, не зависящими от политических или административных руководящих органов, защищенными от любого давления или угроз. Центральное место среди правоохранительных органов занимают суды. По мере развития общества роль судов будет возрастать2. Поэтому в дальнейшем судебному правоприменению будет уделено особое внимание. Билет №22.1. Монархическая форма правления.2. Предмет и метод правового регулирования, их значение для образования отраслей права. Общая хар-ка права.
Монархия характеризуется следующими признаками: ■ главой государства является монарх — единственный правитель; ■ власть приобретается по наследству и сохраняется пожизненно; ■ монарх (император, царь, король, султан, шах) олицетворяет верховную власть государства; ■ монарх не несет ответственность перед своими подданными. Монархии возникли с появлением первых государств. Они имели место в рабовладельческих формациях, были очень распространены при феодальном строе и сохранились до настоящего времени. Правда, сейчас их немного — всего 25 из двухсот государств нашей планеты. Монархии, как и многие общественно-политические явления, разнообразны, даже иногда индивидуальны по своим характерным признакам. Так, монархии на Древнем Востоке отличались особой жестокостью по отношению к подвластным и жестокостью государственного управления. Монарх в этих государствах имел неограниченные права, в его ведении имелись мощные военные формирования и сильный бюрократический аппарат (Египет, Вавилон, Ассирия и др.). Истории известны монархии абсолютные, сослов-но-представительные, конституционные. Абсолютная монархия — форма правления, при которой власть полностью принадлежит монарху. Он руководит своим бюрократическим аппаратом, назначает и освобождает чиновников по своему усмотрению, издает законы, отменяет их, собирает налоги и расходует средства без какого-либо контроля. Принято считать, что абсолютная монархия сыграла положительную роль в истории. Она позволила преодолеть феодальную раздробленность, укрепить государственный механизм, • исключала разновластие, положительно повлияла на национальное самосознание народа. Лекция В. Норма государства Сословно-представительная монархия — форма правления, при которой власть монарха ограничена каким-либо представительным органом (собранием, сенатом, собором и т. п.). В состав таких органов, как правило, входили представители высшей знати (дворянство, бояре, духовенство, иногда купечество). Функции этих органов в основном совещательные, рекомендательные, одобряющие по отношению к действиям и намерениям монарха. Сословно-представительные органы не могли принципиально повлиять на деятельность монарха и всецело подчиненного ему государственного аппарата (армии, полиции, исполнительных и судебных органов власти). Наряду с сословно-представительными и абсолютными монархиями существуют дуалистические монархии. Дуалистические монархии являются формами правления. В таких государствах существуют два высших органа власти — монарх и парламент. Глава государства — монарх, он возглавляет (назначает, контролирует) исполнительную власть, в частности, правительство, которое несет ответственность перед монархом. Парламент имеет законодательные полномочия, но влиять на процесс формирования правительства и контролировать его деятельность не может. В свою очередь монарх имеет право вето по отношению к законодательным актам парламента. Таким образом, дуалистическая монархия — это государство, в котором высшая государственная власть поделена между двумя субъектами: монархом и парламентом, но большая часть полномочий принадлежит все же монарху. Другой вид монархии, где власть монарха ограничена —-пapлaмeнтcкaя (или конституционная) монархия. Но в таких государствах ограничение власти монарха довольно существенно, здесь о дуализме можно говорить лишь условно, т. к. по существу его нет. В парламентских монархиях власть монарха ограничена конституцией или другими законодательными актами (как, например, в Великобритании) во всех сферах государственной деятельности, т. е. не только в сфере законодательства, но и в других направлениях государственного управления, особенно во взаимоотношениях с правительством. Парламентские монархии — это следствие политического компромисса-между новыми и старыми полй тическими силами. Поэтому степень ограничения власти монарха соответствует степени соотношения политических сил в период установления парламентских монархий. Эти периоды бывают иногда одномоментными, а иногда растягиваются на длительное время (в первом случае Япония, Испания, во втором — Великобритания). Парламентские монархии характеризуются такими основными признаками: ■ правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом; ■ правительство осуществляет исполнительную власть; ■ правительство формируется парламентом, хотя формально считается, что министры — это министры правительства его (ее) величества, т. е. монарха; ■ законодательные акты принимаются парламентом. Формально они подписываются монархом, но это скорее его символический акт, нежели его властное решение. В парламентских монархиях монарх «царствует, но не правит». Он является символом нации в силу сохраняющихся идей монархизма в сознании народа и исторических традиций. Монарх также считается главой государства, хотя, как было показано выше, власть его существенно ограничена как в сфере законодательства, так и в других сферах государственного управления.
Помимо неограниченной существуют ограниченные монархии. Первоначальной формой ограниченной монархии была дуалистическая. Эта форма характеризуется тем, что наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через правительство. Монарх хотя и не законодательствует, однако наделен правом абсолютного вето, т.е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы. Таким образом, дуализм состоит в том, что монарх не может принять политическое решение без согласия парламента, а парламент без согласия монарха. Некоторые ученые относят к дуалистическим сословно-представительные феодальные монархии, существовавшие в Западной Европе в Средние века. В настоящее время классических дуалистических монархий не существует, хотя иногда к ним относят Иорданию и Марокко. Другая разновидность ограниченной монархии — парламентарная, или конституционная, где власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности. Этот институт сохраняется главным образом благодаря историческим традициям. Показателен в данном отношении пример Испании, где после 40-летнего срока диктатуры Франко в 1975 г. народ Испании высказался за восстановление монархии. Для парламентарной монархии характерны следующие черты: 1) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти; 2) исполнительная власть реализуется правительством, которое ответственно перед парламентом; 3) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент; 4) главой правительства становится лидер партии, обладающей большинством депутатских мест в парламенте; 5) законы принимаются парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формальный акт, так как правом вето он не обладает. В некоторых странах за монархом могут сохраняться определенные полномочия, например право назначения главы правительства, министров, но только по предложению парламента. Монарх не вправе отклонить кандидатуру министра, если она прошла одобрение в парламенте. Монарх может принимать указы, но они обычно подготавливаются в правительстве и подписываются главой правительства или соответствующим министром (так называемая контрасигнация). Без такой подписи указы монарха не имеют юридической силы. Правительство или министр, подписавшие указ монарха, берут на себя ответственность за исполнение указа. Монарх может отправить правительство в отставку, если оно потеряло доверие парламента. В свою очередь, правительство может предложить монарху в определенных законом случаях распустить парламент и назначить новые выборы. Но не во всех государствах, где установлена форма правления в виде парламентарной монархии, доминирует парламент. Например, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония), парламентская модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством. Но на самом деле правительство, состоящее из лидеров партий, обладающих в парламенте большинством, через партийные фракции контролирует парламент. Эта система получила название системы кабинета, или министериализма. Парламентарная монархия в наши дни существует в Великобритании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Нидерландах и др.
2. Предмет и метод правового регулирования, их значение для образования отраслей права. Общая хар-ка права. Отрасли различаются между собой двумя главными критериями: предметом и методом правового регулирования. Предмет показывает, какие общественные отношения регулирует данная отрасль права, а метод — какими способами, средствами, приемами регламентируются данные общественные отношения. Предмет правового регулирования составляют однородные общественные отношения. Каждая отрасль имеет свою сферу правового воздействия, следовательно, свой собственный предмет регулирования. Общественные отношения могут стать предметом правового регулирования, если, во-первых, они отличаются устойчивостью, Метод правового регулирования позволяет определить: право- "■' вое положение субъектов; порядок возникновения субъективных прав и юридических обязанностей; средства обеспечения их; характер санкций. Существуют два главных метода регулирования общественных отношений — императивный и диспозитивный. Императивный (властный, авторитарный) метод основан: 1) на подчиненности субъектов общественных отношений; 2) содержит точные предписания о поведении, действиях субъектов, т.е., как правило, не предоставляет возможности выбора варианта поведения; 3) содержит карательные санкции. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права. Диспозитивный (автономный) метод предполагает: 1) равенство субъектов; 2) возможность выбора варианта поведения или действий в пределах нормы права; 3) санкции правовосстановительно-го характера. Этот метод присущ гражданскому, семейному праву. В качестве дополнительных методов называют поощрительный, рекомендательный, альтернативный и др. Методы правового регулирования тесно взаимосвязаны и нередко используются в сочетании друг с другом. В процессе научных дискуссий по поводу системы права называют и другие критерии, например особые правовые принципы, специфику механизма правового регулирования, С.С. Алексеев считает главной особенностью каждой отрасли наличие особого юридического режима, т.е. метода регулирования, который опреде-; ляет способы регулирования — дозволения, запреты и обязывания. В юридической литературе помимо предмета и метода предлагается для выделения отраслей еще один критерий — юридический процесс, который обеспечивает достижение определенного юридического результата. Действительно, двух критериев не всегда достаточно. Как свидетельствует практика, нормы материального^ права требуют для своей реализации соответствующих процессуальных норм, что придает определенную законченность делению нормативного материала на отдельные отрасли права
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.100 (0.012 с.) |