Билет №17.1. Государственно-правовой режим и его виды.2. Механизм правового регулирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №17.1. Государственно-правовой режим и его виды.2. Механизм правового регулирования.



Государственно-правовой (политический) режим стал призна­ваться в качестве компонента формы государства лишь начиная с 60-х гг. До этого к форме государства относили только форму прав­ления и государственного устройства, поскольку именно они пред­ставляют собой формальную характеристику государственности. Что касается режима, то он указывает на содержательные аспекты государственности. Высказываются мнения, что режим — это не столько характеристика формы государства, сколько раскрытие его сущности. Иногда форму правления и государственное устройство называют внешней формой государства, а политический режим — внутренней. Считается также, что политический режим является ведущим элементом формы государства, так как он оказывает ре­шающее влияние на два других элемента.

Государственно-правовой режим представляет собой совокуп­ность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществ­ляется государственная власть.

Некоторые ученые различают политический и государственный режимы. Так, доц. В.Н. Хропанюк писал: «Государственный ре­жим — важнейшая составная часть политического режима, сущест­вующего в обществе. Политический режим — понятие более широ­кое, поскольку включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосудар­ственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов)». Другие ученые, например проф. В.В. Лазарев и доц. СВ. Липень, полагают, что этими терминами именуют одно и то же явление. Проф. Н.И. Матузов и проф. А.В. Малько называют дан­ный компонент формы государства государственно-правовым ре­жимом, который выражает особенности функционирования госу­дарственного механизма. При выполнении своих функций органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, исполь­зуя определенные наборы средств и способов управления общест­венными процессами.

Понятие «политический режим» включает следу­ющие качественные признаки:

■ степень участия народа в формировании полити­ческой власти, а также сами способы такого фор­мирования;

■ соотношение прав и свобод человека и граждани­на с правами государства;

■ гарантированность прав и свобод личности;

■ характеристику реальных механизмов осуществле­ния власти в обществе;

■ степень реализации политической власти непосред­ственно народом;

■ положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государ­ственного аппарата;

■ место и роль негосударственных структур в поли­тической системе общества;

■ учет интересов меньшинства при принятии поли­тических решений;

ш доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т. п.) при осуществлении полити­ческой власти;

■ принципы взаимоотношения общества и власти;

■ мера политического плюрализма, в том числе мно­гопартийности;

■ существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Таковы основные элементы, в совокупности состав­ляющие содержание категории «политический ре­жим»168.

В отличие от политического, государственный ре­жим характеризуется следующими качественными признаками:

■ способы и порядок формирования органов госу­дарственной власти и управления;

■ распределение компетенции между ветвями власти;

■ характер взаимоотношений между различными органами власти (центральными, местными, зако­нодательными, исполнительными и т. д.);

■ государственные гарантии прав и свобод граждан; реальность этих прав и свобод;

■ верховенство правовых законов в механизме пра­вового регулирования;

■ роль права в решении государственных дел;

■ независимость судебной власти;

■ независимость (или зависимость) и свобода (или не свобода) средств массовой информации от го­сударственного вмешательства;

■ место и роль в государственном механизме армии, полиции (милиции), разведки;

■ степень участия населения страны в управлении государством;

■ методы действия государства по разрешению воз­никающих в обществе конфликтов 9.

Наличие или отсутствие перечисленных выше признаков в деятельности государства характеризует государственный режим либо как демократический, либо как антидемократический. Причем уровень де­мократичности или антидемократичности режима можно измерить количеством признаков, наличеству­ющих или отсутствующих в деятельности того или иного государства. Именно совокупность этих призна­ков позволяет проводить дальнейшую внутреннюю дифференциацию указанных двух основных видов го­сударственных режимов.

Ведь известно, что на режим в каждом конкретном государстве, а также в каждом историческом типе госу­дарств влияют множество различных факторов (эконо­мических, социальных, национальных, религиозных и т. д.). Отсюда и множество разновидностей государ­ственных режимов (либеральный, либерально-демокра­тический и напротив, диктаторский, полицейский, во­енно-полицейский, бюрократический, тоталитарный). Для демократического режима характерны следующие черты:

1) народовластие, т.е. признание народа единственным источ­ником государственной власти;

2) свобода личности в экономической сфере, т.е. свобода пред­принимательства и признание частной собственности;

3) реальная гарантированность прав и свобод человека и граж­данина;

4) осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;

5) выборность и сменяемость органов государственной власти;

6) децентрализация государственной власти;

7) наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании, деятель­ности органов государства и в контроле за ними;

8) учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений;

9) политический плюрализм, т.е. отсутствие единой общеобяза­тельной официальной идеологии; многопартийность, свобода мне­ний, убеждений;

10) наличие легальной оппозиции.

Среди демократических режимов различают либерально-демо­кратический и собственно демократический режимы.

Либерально-демократический режим характеризуется плюра­лизмом во всех сферах общественной жизни. В экономической сфе­ре это выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической — предполагает широкий спектр общественных объединений; многопартийность; в духов­ной г- разнообразие мнений, убеждений, мировоззренческую сво­боду, терпимость к различным взглядам, суждениям.

Помимо отмеченных черт либерально-демократическому режи­му свойственны следующие признаки:

1) экономической основой служит рыночная экономика, уста­навливающая равенство различных форм собственности, свободу предпринимательства и частной инициативы; 2) государственная власть осуществляется на основе принципа

разделения властей;

3) в отношениях личности и государства приоритет отдается ин­тересам личности;

4) высокое политическое, нравственное и правовое сознание на­селения.

Собственно демократический режим исходит из признания ра­венства и свободы всех людей. Государство подлинно демократиче­ской направленности не только закрепляет на конституционном уровне широкие права и свободы людей, но и реально их гаранти­рует. К другим особенностям данной разновидности демократиче­ского режима относятся:

а) максимальное использование в политической жизни демо­кратических институтов: плебисцитов, демонстраций, шествий, со­браний, митингов, петиций;

б) принятие государственных решений по воле большинства, но с учетом мнения и интересов меньшинства, например националь­ных меньшинств;

в) строгое разграничение полномочий между центральными и местными органами, поощрение местной инициативы (местные ор­ганы решают все вопросы, касающиеся жизни местного населения);

г) утверждение верховенства закона, режима законности, высокая правовая культура общества, должностных лиц и отдельных людей.

Демократический режим представляет собой тот идеал, к дости­жению которого стремятся любое общество и государство. Однако этого идеала до сих пор не удалось достичь ни одному государству.

Среди антидемократических режимов чаще всего выделяют то­талитарный и авторитарный.

Тоталитарный режим относят к явлениям XX в. Термин «тота­литарный» в переводе с латинского означает «весь», «целый», «полный». Он был введен в политический оборот Б. Муссолини в 1925 г. для характеристики фашистского движения в Италии. В дальнейшем эта характеристика использовалась западными по­литиками для обозначения режима в СССР.

Как политический режим тоталитаризм представляет собой все­объемлющий контроль государства над населением, всеми форма­ми и сферами жизни общества и опирается на систематическое при­менение насилия или угрозу его применения.

Для тоталитарного режима характерны следующие черты:

1) идеологизация всей общественной жизни: на государствен­ном уровне введена единая общая официальная для всей страны идеология;

2) нетерпимость ко всякому инакомыслию;

3) монополия на информацию;

4) подавление человеческой индивидуальности, массовый тер­рор против своего населения;

5) слияние государственного и партийного аппарата;

6) жесткая централизация власти, иерархию которой возглав­ляет вождь (идеи вождизма);

7) упразднение местного самоуправления;

8) отрицание частной жизни и частной собственности, домини­рующее положение государственной собственности.

Тоталитаризм имеет три разновидности: левый тоталитаризм (коммунизм), правый тоталитаризм (фашизм), религиозный тота­литаризм (исламский фундаментализм). Надо иметь в виду, что в отдельных странах те или иные черты тоталитаризма нередко про­являются в весьма специфических формах.

Фашистскому режиму как разновидности тоталитаризма свой­ственны те же черты, что и тоталитарному, но он имеет и свои осо­бенности, в частности:

а) основывается на расистской идеологии, провозглашающей одну нацию или народ в качестве высшей, элитной, а другие, «не­полноценные» народы должны обслуживать высшую расу либо подлежат уничтожению;

б) проявляет крайнюю агрессивность по отношению к другим государствам, стремясь завоевать для высшей расы новые про­странства. Отсюда милитаризация жизни страны, введение военно-бюрократического централизма.

Считается, что в настоящее время фашистский режим нигде не существует, однако периодически можно наблюдать всплески или отдельные проявления фашистской идеологии.

Авторитарный режим считается более мягким по сравнению с тоталитарным. Его главная специфика состоит в том, что государ­ством руководит узкий круг — правящая элита, которая возглав­ляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Для авторитарного режима характерно:

1) власть элиты не ограничена законом;

2) народ отстранен от управления государством и не может кон­тролировать деятельность правящей элиты;

3) в политической жизни допускается существование многопар­тийности, но оппозиционные партии запрещаются;

4) имеются сферы, свободные от политического контроля, — экономика и частная жизнь, контролю подлежит главным образом политическая сфера жизни общества; 5) устанавливается приоритет интересов государства перед личными интересами;

6) принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников строя.

Авторитарный режим занимает промежуточное место между то­талитарным и демократическим режимами и способен перерасти как в тот, так и в другой в зависимости от ориентации правящей элиты и ее лидеров.

Говоря о предпочтительности того или иного режима, следует иметь в виду, что демократическое государство не всегда можно от­нести к наиболее предпочтительным. Еще древнегреческий фило­соф Платон отмечал, что демократия со временем вырождается в тиранию. Как указывают некоторые ученые, в нынешних условиях при демократическом режиме не обеспечивается выдвижение луч­ших на государственные должности, демократические процедуры принятия решений громоздки, дорогостоящи и не всегда эффектив­ны. В результате избиратели часто не участвуют в выборах, не до­веряют политикам, не имеют возможности влиять на результаты выборов, референдумов, реально власть находится в руках правя­щей элиты. Нередко происходит манипулирование общественным мнением при помощи средств массовой информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.022 с.)