Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет №17.1. Государственно-правовой режим и его виды.2. Механизм правового регулирования.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Государственно-правовой (политический) режим стал признаваться в качестве компонента формы государства лишь начиная с 60-х гг. До этого к форме государства относили только форму правления и государственного устройства, поскольку именно они представляют собой формальную характеристику государственности. Что касается режима, то он указывает на содержательные аспекты государственности. Высказываются мнения, что режим — это не столько характеристика формы государства, сколько раскрытие его сущности. Иногда форму правления и государственное устройство называют внешней формой государства, а политический режим — внутренней. Считается также, что политический режим является ведущим элементом формы государства, так как он оказывает решающее влияние на два других элемента. Государственно-правовой режим представляет собой совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Некоторые ученые различают политический и государственный режимы. Так, доц. В.Н. Хропанюк писал: «Государственный режим — важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим — понятие более широкое, поскольку включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов)». Другие ученые, например проф. В.В. Лазарев и доц. СВ. Липень, полагают, что этими терминами именуют одно и то же явление. Проф. Н.И. Матузов и проф. А.В. Малько называют данный компонент формы государства государственно-правовым режимом, который выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своих функций органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств и способов управления общественными процессами. Понятие «политический режим» включает следующие качественные признаки: ■ степень участия народа в формировании политической власти, а также сами способы такого формирования; ■ соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; ■ гарантированность прав и свобод личности; ■ характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; ■ степень реализации политической власти непосредственно народом; ■ положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата; ■ место и роль негосударственных структур в политической системе общества; ■ учет интересов меньшинства при принятии политических решений; ш доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т. п.) при осуществлении политической власти; ■ принципы взаимоотношения общества и власти; ■ мера политического плюрализма, в том числе многопартийности; ■ существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших. Таковы основные элементы, в совокупности составляющие содержание категории «политический режим»168. В отличие от политического, государственный режим характеризуется следующими качественными признаками: ■ способы и порядок формирования органов государственной власти и управления; ■ распределение компетенции между ветвями власти; ■ характер взаимоотношений между различными органами власти (центральными, местными, законодательными, исполнительными и т. д.); ■ государственные гарантии прав и свобод граждан; реальность этих прав и свобод; ■ верховенство правовых законов в механизме правового регулирования; ■ роль права в решении государственных дел; ■ независимость судебной власти; ■ независимость (или зависимость) и свобода (или не свобода) средств массовой информации от государственного вмешательства; ■ место и роль в государственном механизме армии, полиции (милиции), разведки; ■ степень участия населения страны в управлении государством; ■ методы действия государства по разрешению возникающих в обществе конфликтов 1б9. Наличие или отсутствие перечисленных выше признаков в деятельности государства характеризует государственный режим либо как демократический, либо как антидемократический. Причем уровень демократичности или антидемократичности режима можно измерить количеством признаков, наличествующих или отсутствующих в деятельности того или иного государства. Именно совокупность этих признаков позволяет проводить дальнейшую внутреннюю дифференциацию указанных двух основных видов государственных режимов. Ведь известно, что на режим в каждом конкретном государстве, а также в каждом историческом типе государств влияют множество различных факторов (экономических, социальных, национальных, религиозных и т. д.). Отсюда и множество разновидностей государственных режимов (либеральный, либерально-демократический и напротив, диктаторский, полицейский, военно-полицейский, бюрократический, тоталитарный). Для демократического режима характерны следующие черты: 1) народовластие, т.е. признание народа единственным источником государственной власти; 2) свобода личности в экономической сфере, т.е. свобода предпринимательства и признание частной собственности; 3) реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина; 4) осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей; 5) выборность и сменяемость органов государственной власти; 6) децентрализация государственной власти; 7) наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании, деятельности органов государства и в контроле за ними; 8) учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений; 9) политический плюрализм, т.е. отсутствие единой общеобязательной официальной идеологии; многопартийность, свобода мнений, убеждений; 10) наличие легальной оппозиции. Среди демократических режимов различают либерально-демократический и собственно демократический режимы. Либерально-демократический режим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере это выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической — предполагает широкий спектр общественных объединений; многопартийность; в духовной г- разнообразие мнений, убеждений, мировоззренческую свободу, терпимость к различным взглядам, суждениям. Помимо отмеченных черт либерально-демократическому режиму свойственны следующие признаки: 1) экономической основой служит рыночная экономика, устанавливающая равенство различных форм собственности, свободу предпринимательства и частной инициативы; 2) государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей; 3) в отношениях личности и государства приоритет отдается интересам личности; 4) высокое политическое, нравственное и правовое сознание населения. Собственно демократический режим исходит из признания равенства и свободы всех людей. Государство подлинно демократической направленности не только закрепляет на конституционном уровне широкие права и свободы людей, но и реально их гарантирует. К другим особенностям данной разновидности демократического режима относятся: а) максимальное использование в политической жизни демократических институтов: плебисцитов, демонстраций, шествий, собраний, митингов, петиций; б) принятие государственных решений по воле большинства, но с учетом мнения и интересов меньшинства, например национальных меньшинств; в) строгое разграничение полномочий между центральными и местными органами, поощрение местной инициативы (местные органы решают все вопросы, касающиеся жизни местного населения); г) утверждение верховенства закона, режима законности, высокая правовая культура общества, должностных лиц и отдельных людей. Демократический режим представляет собой тот идеал, к достижению которого стремятся любое общество и государство. Однако этого идеала до сих пор не удалось достичь ни одному государству. Среди антидемократических режимов чаще всего выделяют тоталитарный и авторитарный. Тоталитарный режим относят к явлениям XX в. Термин «тоталитарный» в переводе с латинского означает «весь», «целый», «полный». Он был введен в политический оборот Б. Муссолини в 1925 г. для характеристики фашистского движения в Италии. В дальнейшем эта характеристика использовалась западными политиками для обозначения режима в СССР. Как политический режим тоталитаризм представляет собой всеобъемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения. Для тоталитарного режима характерны следующие черты: 1) идеологизация всей общественной жизни: на государственном уровне введена единая общая официальная для всей страны идеология; 2) нетерпимость ко всякому инакомыслию; 3) монополия на информацию; 4) подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против своего населения; 5) слияние государственного и партийного аппарата; 6) жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет вождь (идеи вождизма); 7) упразднение местного самоуправления; 8) отрицание частной жизни и частной собственности, доминирующее положение государственной собственности. Тоталитаризм имеет три разновидности: левый тоталитаризм (коммунизм), правый тоталитаризм (фашизм), религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм). Надо иметь в виду, что в отдельных странах те или иные черты тоталитаризма нередко проявляются в весьма специфических формах. Фашистскому режиму как разновидности тоталитаризма свойственны те же черты, что и тоталитарному, но он имеет и свои особенности, в частности: а) основывается на расистской идеологии, провозглашающей одну нацию или народ в качестве высшей, элитной, а другие, «неполноценные» народы должны обслуживать высшую расу либо подлежат уничтожению; б) проявляет крайнюю агрессивность по отношению к другим государствам, стремясь завоевать для высшей расы новые пространства. Отсюда милитаризация жизни страны, введение военно-бюрократического централизма. Считается, что в настоящее время фашистский режим нигде не существует, однако периодически можно наблюдать всплески или отдельные проявления фашистской идеологии. Авторитарный режим считается более мягким по сравнению с тоталитарным. Его главная специфика состоит в том, что государством руководит узкий круг — правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Для авторитарного режима характерно: 1) власть элиты не ограничена законом; 2) народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты; 3) в политической жизни допускается существование многопартийности, но оппозиционные партии запрещаются; 4) имеются сферы, свободные от политического контроля, — экономика и частная жизнь, контролю подлежит главным образом политическая сфера жизни общества; 5) устанавливается приоритет интересов государства перед личными интересами; 6) принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников строя. Авторитарный режим занимает промежуточное место между тоталитарным и демократическим режимами и способен перерасти как в тот, так и в другой в зависимости от ориентации правящей элиты и ее лидеров. Говоря о предпочтительности того или иного режима, следует иметь в виду, что демократическое государство не всегда можно отнести к наиболее предпочтительным. Еще древнегреческий философ Платон отмечал, что демократия со временем вырождается в тиранию. Как указывают некоторые ученые, в нынешних условиях при демократическом режиме не обеспечивается выдвижение лучших на государственные должности, демократические процедуры принятия решений громоздки, дорогостоящи и не всегда эффективны. В результате избиратели часто не участвуют в выборах, не доверяют политикам, не имеют возможности влиять на результаты выборов, референдумов, реально власть находится в руках правящей элиты. Нередко происходит манипулирование общественным мнением при помощи средств массовой информации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.71 (0.008 с.) |