Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Актуальность и практическая необходимость изучения и использования стратегического управления в условиях рыночной экономикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Период становления рыночной экономики сопровождается коренными изменениями в характере и условиях функционирования предприятий. Основной задачей менеджмента становится адаптация к внешней среде, которая обуславливает необходимость перехода к новой базовой концепции управления – концепции стратегического менеджмента. Условия неопределенности и риска, обусловленные изменчивостью внешней среды, организационная неподготовленность к ним предприятий, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, новизна задач, которые решаются предприятием, привели к повышению значимости стратегического управления и необходимость его использования отечественными предприятиями. Использование принципов стратегического менеджмента позволит своевременно оценивать рыночную ситуацию, ее возможные последствия, принимать меры относительно контроля ситуации, своевременно корректировать разработанную систему стратегий предприятия. Концепция стратегического менеджмента основана на системном и ситуационном подходах к управлению и составляет современную управленческую философию. Предприятие при этом рассматривается как «открытая система»; главные предпосылки успеха деятельности отыскиваются не внутри фирмы, а вне ее, т.е. успех связывается с тем, насколько удачно фирма приспосабливается к внешнему окружению. Развитие элементов стратегического управления и становление так называемого «стратегического стиля управления» в нашей стране непосредственно связано с переходом от централизованного управления к рыночной экономике. Практически полная самостоятельность в принятии долгосрочных решений до сих пор ставит многих руководителей в тупик, что усугубляется такими процессами, как разрыв хозяйственных связей, невыполнение договорных обязательств, снижение инновационной активности. Функционирование торговых предприятий Украины в нестабильных условиях формирования рыночной экономики требует своевременной адаптации к изменениям внешней среды, которая в свою очередь обусловливает необходимость использования стратегического управления. Однако этот процесс сталкивается с рядом проблем: Проблема организации стратегического управления в предприятиях. Практические ни на одном отечественном предприятии в нынешнее время нет целостных систем стратегического управления, отработанных технологических схем разработки, реализации и контроля стратегических планов, хотя как показывают исследование, многие руководители предприятий и высший управленческий персонал осознают необходимость таких систем. Решение данной проблемы предполагает: · преодоление психологического барьера руководителями и специалистами о возможности и необходимости использования стратегического управления в деятельности предприятия; · повышение профессиональной компетенции менеджеров в области стратегического управления; · обеспечение соответствия организационной структуры предприятия его стратегии развития; · изменение методов и подходов планирования деятельности. Проблема информационного обеспечения, которая возникает у предприятий в связи с маленькой доступностью для коммерческих рабочих информации о состоянии факторов внешнего окружения. Существующие информационные системы обеспечивают руководителей предприятий, в основном, информацией, которая ориентируется на внутреннюю среду – технологию, организацию производства, финансово-экономические показатели. Информация о внешней среде носит фрагментарный, несистемный характер. Стратегическая деятельность требует надежного информационного обеспечения путем создания информационной системы стратегического управления. Для этого необходимо:
· определить тип и объем необходимой для стратегической деятельности информации; · разработать эффективную систему сбора, обработки, использования и сохранения информации; · создать условия для эффективного использования необходимой информации при принятии стратегических решений. Процесс становления системы стратегического управления в Украине должен осуществляться поэтапно. На первом этапе необходимо: · четкое установление ориентиров деятельности; · определение новых установок персонала; · установление новой управленческой культуры; · использование отдельных элементов стратегического управления. На втором этапе необходимо комплексное использование стратегического подхода к управлению, что обеспечит гибкую реакцию на изменения во внешней среде. Для этого целесообразно в организационную структуру управления предприятием ввести отдел стратегического развития.
2. Предмет, цель, задачи и содержание дисциплины «Стратегический менеджмент» Изучение дисциплины «Стратегический менеджмент» обусловлено повышением значимости фундаментальной подготовки менеджеров и экономистов в условиях рынка. Дисциплина стратегический менеджмент связана с такими общенаучными и специальными дисциплинами как «Экономический анализ», «Экономика предприятия», «Маркетинг предприятия», «Менеджмент», «Маркетинговые исследования», «Стратегический маркетинг». Предметом дисциплины «Стратегический менеджмент» является изучение теоретических и методических основ стратегического управления, средств и приемов стратегического анализа, методики разработки портфеля стратегий предприятия. Объект стратегического управления – фирма как открытая система – сложная, динамическая, развивающаяся система, изменяющая во времени и пространстве свои параметры, подверженная воздействию со стороны внешней среды и оказывающая влияние на эту среду посредством принципа обратной связи.
Цель дисциплины – формирование у будущих специалистов современного научного мировоззрения и системы специальных знаний в области теории, методологии стратегического управления, приобретение навыков использования в практике деятельности предприятий элементов и способов стратегического управления, осуществление конкретной исследовательской деятельности предприятия на основе стратегического управления. Задачи дисциплины: · обучение конкретным приемам управления в условиях неопределенности внешней среды; · овладение базовыми стратегическими подходами для выбора стратегических направлений развития; · овладение инструментами стратегического анализа для определения позиций предприятия на рынке и выявления конкурентных преимуществ предприятия; · освоение техники проведения SWOT-анализа и методики разработки стратегического набора предприятия; · обучение конкретным приемам разработки набора стратегий для предприятия. Стратегическое управление опирается на следующие методы: · метод системного подхода; · методы стратегической диагностики; · методы экспертных оценок; · методы стратегического анализа; · методы экономической и математической статистики.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Раскройте актуальность и необходимость использования стратегического управления отечественными предприятиями на современном этапе. 2. Какие проблемы характерны для большинства предприятий при внедрении стратегического управления?
ТЕМА 2. Стратегическое управление: концептуальные основы и необходимость использования на современном этапе 1. Сущность, предпосылки и эволюция системы стратегического управления. 2. Модели стратегического управления и их характеристика. 3. Особенности системы стратегического управления в зарубежных фирмах. Сущность, предпосылки и эволюция системы Стратегического управления Кто не знает гавани, к которой он хочет плыть, тому и ветер не благоприятствует Сократ
Как давно это было сказано и как актуально это в настоящее время, потому как каждый предприниматель и руководитель компании сталкивается с проблемой стратегической направленности бизнеса. Это проблема усугубляется тем, что в настоящее время каждое предприятие независимо от специфики его деятельности испытает на себе давление динамических факторов внешнего окружения. Изменения в законодательстве, ценах на товары, услуги, в технологии, организационных формах предприятий и формах их собственности, наличие конкуренции не только с отечественными предприятиями говорит о том, что мы живем в мире, который быстро изменяется и очень часто не в тех направлениях, которые нас бы устраивали. Предприятия сталкиваются с неопределенностью, непредвиденными ситуациями, когда традиционные подходы к управлению и планированию не могут обеспечить правильной ориентации и подготовки предприятия к будущему, а значит к выживанию. Становится очень важным переход к управлению, которое ориентируется на стратегические направления развития. Стратегическое управление подготавливает предприятие к успешному функционированию в будущем. Предпосылки возникновения стратегического управления: 1. Повышение уровня нестабильности внешнего окружения. В настоящее время большинство отечественных предприятий работают в быстро изменяющемся и труднопредсказуемом окружении, следовательно, нуждаются в методах стратегического менеджмента. 2. Интеграционные процессы, происходящие в отечественном бизнесе, проявляющиеся в создании промышленных, финансово-промышленных и финансово-коммерческих групп, эффективное функционирование которых невозможно без решения проблем стратегического менеджмента. 3. Глобализация бизнеса. Глобальные фирмы рассматривают мир как единое целое, в котором стираются национальные различия и предпочтения, происходит стандартизация потребления. Продукция глобальных фирм продается во всех странах мира и является важным фактором конкуренции на национальных рынках. Противостоять натиску товаров глобальных фирм можно, только действуя аналогичными методами, разрабатывая стратегию деятельности в конкурентной среде. Термин «стратегическое управление» появился на стыке 60-70-х гг. для того, чтобы отделить управление, осуществляемое на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Стратегическое управление – это комплекс процессов и способов разработки и реализации портфеля стратегий предприятия с целью осуществления гибкого регулирования и своевременных изменений в предприятии, отвечающих вызову со стороны окружения и позволяющих добиваться конкурентных преимуществ. ______________________ Официальным годом рождения стратегического менеджмента можно назвать 1973 год, когда в г. Нешвилле (США) была проведена Первая международная конференция по вопросам стратегического управления, где в 14 докладах были подведены итоги развития стратегического подхода к управлению западными и восточными компаниями, а также определены основные направления развития стратегического управления. С этого времени исследования в этой области проводятся во всем мире, большинство процветающих организаций достигли своих результатов благодаря внедрению стратегического управления. Значительное число корпораций США и Западной Европы имеют квалифицированный персонал, который прошел специальную подготовку по стратегическому управлению.
Предназначение стратегического управления заключается в следующем: · установлении и ранжировании важных долгосрочных целей предприятия, которые отвечают требованиям развития экономики в целом и интересам данной организационной единицы; · оценке и критическом рассмотрении вероятных путей достижения установленных целей в предполагаемых внешних и внутренних условиях функционирования фирмы в данный период; · выборе и постепенной реализации решений, обеспечивающих эффективную адаптацию деятельности фирмы к неожиданным изменениям. Сущность стратегического управления раскрывается характерными особенностями, которые существенным образом отличают его от оперативного управления.
Таблица 2.1 - Сравнительная характеристика стратегического и Оперативного управления
Концепция стратегического менеджмента предусматривает видение долгосрочной перспективы развития предприятия, использование нового подхода к планированию: от будущего к настоящему, приоритетность анализа внешних возможностей и опасностей, а также соответствие организационной структуры предприятия его стратегии. Характерные черты концепции стратегического управления: 1. Основывается на синтезе теории: системном, ситуационном и целевом подходах к деятельности предприятия, которое рассматривается как открытая социально-экономическая система. 2. Ориентирует на изучение условий, в которых функционирует предприятие. 3. Концентрирует внимание на необходимости формирования баз стратегической информации. 4. Позволяет прогнозировать стратегическое поведение предприятий. 5. Предполагает использование определенных инструментов и средств развития предприятия (целей, стратегий, стратегических планов, программ и др.). Основные задачи стратегического управления: 1. Формирование стратегических направлений развития предприятия (т.е. необходимо обозначить цели и долгосрочные перспективы развития). 2. Превращение общих стратегических целей в конкретные направления работы. 3. Эффективная реализация выбранной стратегии. 4. Внесение корректив в стратегические направления развития предприятия, в цели, в стратегию на основе оценки проделанной работы с учетом изменившихся условий, новых возможностей. Система стратегического управления явилась результатом развития подходов к управлению. В эволюции стратегического управления можно выделить 4 этапа.
Таблица 2.2 - Этапы постепенного перехода к стратегическому управлению предприятием
Продолжение таблицы 2.2.
Процесс стратегического менеджмента представлен на рисунке 2.1.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 997; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.119.163 (0.011 с.) |