Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Режим дня – основа жизни малыша

Поиск

Режим дня ребенка любого возраста состоит в чередовании сна, приема пищи, бодрствования с активной деятельностью и отдыха с прогулками. При выстраивании режима дня ребенка необходимо учитывать:

· индивидуальные особенности ребенка;

· регулярность чередования различных видов деятельности;

· активная деятельность, должна сменяться достаточным отдыхом с максимально возможным пребыванием на свежем воздухе;

· регулярное питание, достаточное в количественном и качественном отношении;

· сон – глубокий, достаточной продолжительности, лучше на свежем воздухе.

Режим жизни является важным фоном, на котором происходит физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Этот фон должен меняться с ростом и развитием ребенка, изменением его потребностей и расширением возможностей. На первом году жизни он меняют трижды: в 2,5–3 месяца, в 5–6 месяцев и в 9–10 месяцев.

Режим дня организует поведение детей, создает у самых маленьких ощущение благополучия, вносит ритм в работу нервной системы. При его выполнении вырабатываются условные рефлексы, зависящие от времени суток. Благодаря этому организм подготавливается к тому или иному виду деятельности.

Недавно появившийся на свет малыш еще не знает о том, что бывает день и ночь, что ночью положено спать, а днем бодрствовать. В первый месяц сигналом к пробуждению для него служит голод: как только у ребенка появляется желание поесть, он просыпается и сообщает о своих потребностях плачем, по-другому он пока не умеет. А поскольку объем желудка у ребенка еще маленький, да и сил высасывать молоко из груди не так уж и много, подкрепляться малышу приходится довольно часто – каждые два-три часа. Поэтому регулярные пробуждения через эти промежутки времени – вполне нормальное явление. И ночь для малыша – вовсе не исключение: далеко не все дети выдерживают шестичасовой интервал, большинство малышей просыпаются ночью для кормления. Ночные кормления полезны и для мамы: они способствуют поддержанию лактации, так как в ночное время в организме женщины вырабатывается больше гормона пролактина, чем днем.

Некоторая определенность в режиме ребенка начинает появляться к концу первого месяца жизни. Время ночного сна младенца увеличивается (хотя пробуждения на ночные кормления по-прежнему вполне возможны), а дневного – немного сокращается.

Со второго месяца жизни малыш уже не только спит и ест днем, но и начинает проявлять интерес к окружающему миру: он внимательно изучает все вокруг, свою кроватку, мамино лицо, погремушки, которые ему показывают взрослые, начинает упражняться в произнесении звуков.

Постепенно время бодрствования будет увеличиваться, а спать малыш будет все меньше и меньше. Но не забывайте, что ваш ребенок – еще совсем маленький и для нормального функционирования всех систем организма ему необходим регулярный полноценный сон. Поэтому старайтесь придерживаться определенного режима дня, стараясь укладывать малыша спать в одно и то же время. Обязательно гуляйте днем – на воздухе малышу хорошо спится. В хорошую погоду делайте прогулки несколько раз за день.

До 1,5 лет ребенок обязательно должен спать днем два раза. Чаще всего второй раз плохо засыпают легковозбудимые дети, т. е. те, которые в большей мере, чем другие, нуждаются в отдыхе. Иногда приходится делать небольшие отступления от режима: если ребенок утомился, зевает, уложить его пораньше. Ребенка первого года жизни, если он проснулся и плачет, можно накормить на 15–20 минут раньше установленного времени. Однако если подобные явления повторяются изо дня в день, надо посоветоваться с врачом о изменении режима дня, и проверить, достаточно ли пищи получает ребенок.

При назначении нового режима надо обязательно проследить за самочувствием малыша, а ослабленного, болезненного малыша лучше позднее перевести на новый режим.

 

Секреты хорошего сна

Для того чтобы малыш хорошо спал, постарайтесь создать ему комфортные условия. В первый месяц жизни ребенка укладывать спать лучше всего набок. Класть на спину нежелательно, так как после кормления он может срыгнуть или поперхнуться. В дневное время ребенку полезно спать на животе, необходимо следить за тем, чтобы малыш не уткнулся лицом в подушку или простыню и не задохнулся.  
Днем ребенок должен спать при естественном свете – не нужно пытаться занавесить окна плотными темными шторами, чтобы создать в комнате полумрак, иначе малыш может перепутать день с ночью и проспать дольше, чем нужно. Соблюдать в доме идеальную тишину во время сна младенца не обязательно: на спокойные, монотонные звуки он не реагирует. Другое дело – резкие, громкие звуки, от которых ребенок может проснуться и заплакать.
Всячески оберегайте сон ребенка. Укладывайте его спать днем столько раз, сколько предусмотрено режимом дня, соответствующим его возрасту. Помните, во время сна восстанавливается работоспособность нервных клеток детского мозга.
     

 

Если ребенок выспался, он активен и у него хорошее настроение. Когда малыш не досыпает, он капризен, вял или, напротив, излишне возбужден. Перевозбудившийся от недосыпания ребенок трудно засыпает во время очередного сна.

Переход от бодрствования ко сну должен быть постепенным. Поэтому не стоит перед сном ребенка затевать с ним шумные и веселые игры, а детям постарше рассказывать новую сказку или историю, которая произведет на них сильное впечатление. Лучше посмотрите вместе с ними картинки или вспомните уже знакомую сказку.

Помните, дети чутко улавливают атмосферу в семье. Чувствуя напряжение и тревожность в семейных взаимоотношениях, они начинают беспокоиться и больше плакать. Постарайтесь сами меньше нервничать и переживать.

Необходимо соблюдать правильное чередование сна, бодрствования и кормления. На первом году жизни целесообразно установить такую последовательность, при которой сон непосредственно предшествует кормлению, а после кормления ребенок бодрствует. В таком случае малыш активен во время бодрствования, а утомившись, быстро засыпает, выспавшись, охотно ест.
Неправильно думать, что ребенок должен засыпать у груди матери сразу после еды. К чему это приводит? Поспав после кормления, он просыпается без ощущения сытости и начинает требовать еду раньше установленного времени, плачет и устает. Бодрствование его проходит неполноценно, при недостаточной активности. Ко времени кормления он уже утомлен, плохо ест и, не съедая положенной нормы, засыпает. Только при переводе ребенка на режим с одним дневным сном его укладывают после обеда.    

 

 

Советы маме · Успокаивающее действие на многих детей оказывает ванна перед сном. Искупайте малыша, оденьте, покормите и укладывайте спать. Но учтите, что не все дети одинаково реагируют на купание – некоторых эта процедура возбуждает, поэтому купать таких малышей нужно в дневное время. · Создайте в комнате подходящие для сна условия: приглушите свет, изолируйте ребенка от резких звуков. · Универсальное средство для засыпания малышей – колыбельная песня. Пойте малышу, даже если считаете, что не умеете это делать – ему понравится любая мамина песня. В качестве колыбельной может подойти и тихая приятная музыка. · Некоторых детей невозможно уложить без того, чтобы не покачать некоторое время на руках. Но если малыш засыпает и без укачиваний, не обязательно приучать его к этому. · Многие малыши в первые недели жизни лучше засыпают, если их спеленать перед сном (имеется в виду не тугое пеленание, а свободное) – так им спокойнее и комфортнее, к тому же они не разбудят себя движениями ручек.

 

Всемогущее мамино молоко

В конце внутриутробного периода у плода уже сформированы необходимые механизмы, обеспечивающие переваривание и всасывание пищевых веществ. Поэтому новорожденный ребенок является подготовленным к усвоению материнского молока. Материнское молоко по составу пищевых ингредиентов, степени их усвоения, содержанию витаминов и минеральных веществ, а также иммунологически активных компонентов, ферментов и гормонов наиболее полно обеспечивает потребности и соответствует характеру обменных процессов детского организма. Женское молоко очень специфично. Оно содержит вещества, способствующие развитию мозга ребенка, в то время как коровье или козье молоко способствует главным образом увеличению массы тела.
Мамино молоко необходимо ребенку в первые полгода жизни и, особенно – в течение первых 3–4 месяцев.

 

Очень важно молозиво, вырабатываемое в первые часы после родов, оно богато витаминами, ферментами, минеральными веществами и создает необходимые условия для формирования полезных бактерий в кишечнике. А это – прекрасная профилактика кишечных расстройств и всех, связанных с ними, проблем. По сути, молозиво – концентрированный иммунный напиток, который новорожденный получает на старте жизни. Егопервые капли оказывают мягкое стимулирующее воздействие, вызывая у новорожденных более быстрое выделение мекония – первородного кала младенца. При его задержке в кишечнике повышается риск желтухи новорожденных.

Малыши, которые находятся на грудном вскармливании, болеют гораздо меньше, чем их ровесники – искусственники. Кормление грудью – хорошая профилактика воспаления среднего уха.

Материнское молоко не только обладает защитными свойствами, но и стимулирует развитие собственной иммунной системы малыша. В организме матери идет постоянная выработка антител против вирусов и бактерий. Эти антитела попадают в молоко и защищают малыша от различных инфекционных заболеваний.

Чтобы грудное молоко было самого высокого качества, маме стоит уделить внимание своему питанию. Нужно пить больше жидкости (не менее 2 литров в день), питание должно быть здоровым и сбалансированным, меню – разнообразным. Кормящим мамам допустимо выпивать максимум 2 чашки кофе или чая в день. Вещества, содержащиеся в этих напитках, влияют на кровообращение ребенка. Если мама не отказалась от сигареты во время беременности, лучше сделать этой сейчас – никотин делает ребенка беспокойным, снижает лактацию, тормозит деятельность желез, вырабатывающих ряд необходимых антител. Если в семье есть аллергики, то лучше отказаться от коровьего молока, яиц, рыбы, цитрусовых, сои и арахиса. Прием любых медикаментов, в том числе и противозачаточных таблеток, нужно согласовывать с врачом.

Чтобы отладить механизм лактации и сделать так, чтобы грудь вырабатывала много молока, необходимо кормить ребенка по первому его требованию. Продолжительное сосание груди стимулирует создание молока и его обязательно хватит. Количество молока у матери зависит еще и от качества сосания малыша. Лучше кормить ребенка из одной груди до конца. И только в том случае, если он высосал одну грудь и проявляет чувство голода, ему можно предложить другую. Если ребенку предлагать по очереди одну и вторую грудь за одно кормление, то он будет получать только переднее молоко, жирность которого намного ниже, чем в заднем молоке.

Ночные кормления нужны для того, чтобы в организме мамы поддерживался достаточный уровень пролактина – гормона, ответственного за выработку молока. Если малыш сосет ночью, это стимулирует лактацию днем.

Раннее необоснованное введение прикорма – соки, фрукты, каши – снижают частоту и интенсивность сосания, и как следствие – выработку молока. Кормить исключительно грудью врачи рекомендуют до полугода. И только потомначинать постепенно вводить новые продукты в рацион малыша. Причем кормление грудью и переход на пищу с общего стола – процесс параллельный. Основные кормления у шестимесячного карапуза связаны в основном со сном. Малыши много сосут при засыпании – и днем и ночью. Витамины и прочие полезные вещества они продолжают получать вместе с маминым молоком в достаточных количествах.

 

Маме на заметку · Положительная динамика веса и количество мочеиспусканий в сутки – вот два верных показателя того, что ребенок получает достаточно питания. · Если малыш прибавляет в весе не менее 500 г в месяц и мочится не менее 6–8 раз в сутки – он получает адекватное количество молока.

 

Учимся правильно есть

Чтобы правильно приложить ребенка к груди, нужно принять удобное положение. Кончики указательного и большего пальцев нужно поставить снизу и сверху ареолы, чуть в сторону от самого соска. Затем попытаться как бы соединить их, не отрывая от кожи груди и двигая по направлению друг к другу. В таком виде ареола поместиться в ротик малыша. Кончиком соска нужно провести по губам младенца. Когда ротик отроется достаточно широко, нужно притянуть ребенка к груди. Когда малыш присосется, пальцы с ареолы нужно осторожно убрать.

Зачастую проблемы со вскармливанием связаны с неправильным прикладыванием к груди. Поэтому, чтобы правильно накормить ребенка, нужно соблюдать некоторые условия:

· малыш должен быть уютно прижат к маме: животик, грудка, коленки располагаются вплотную к маминому телу;

· тело ребенка не должно быть изогнуто;

· мама сидит (если кормит сидя) ровно, не наклоняясь вперед и не горбясь; перекашиваться набок тоже не стоит;

· рот ребенка должен располагаться напротив соска – на его естественной высоте; не нужно перемещать грудь к ребенку, наоборот ребенка нужно поднести к груди;

· затылок ребенка должен быть свободен; не нужно давить на голову, мама поддерживает малыша под основание головы и спину;

· шея ребенка должна быть выпрямлена; головка прямая – ни запрокинута, ни опущена – в обоих случаях будет неудобно глотать; если подбородок малыша будет прижат к груди, то он не сможет широко открыть рот и правильно взять грудь;

· желательно чтобы на маме и ребенке был минимум одежды – контакт «кожа к коже» важен для малыша, а у мамы от этого лучше выделяется молоко.

· уютно устроиться для кормления помогают подушки, которые мама может подложить под руки и голову.

Итак, мама удобно устроилась, пришло время приложить кроху к груди. Существует несколько способ определить, правильно ли ребенок берет грудь.

 

Малыш сосет правильно: · рот широко открыт; · ареола (коричневый кружок вокруг соска) находится в ротике у малыша практически весь или, по крайней мере, в радиусе 2–3 см от соска; · губы вывернуты наружу, язычок виден в уголке рта на нижней губе; подбородок плотно прижат к маминой груди на протяжении всего периода кормления; щечки (или одна из них), в зависимости от положения для кормления, лежат на маминой груди; · носик касается кожи маминой груди; · слышны ритмичные глотания в первые несколько минут после начала кормления; · не слышно цокающих, чмокающих звуков, характерных для подсасывания воздуха малышом во время сосания при неправильном положении; · отсутствует болезненность сосков при сосании.

 

Малыш сосет неправильно: · сосет или «жует» только сосок; · язык работает только у верхушки соска; · губы и десны сдавливают сосок; · заметно движение щек.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.153 (0.008 с.)