Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Единственный способ проверкиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Предположим, мы хотели бы количественно оценить, в какой степени чувствуем себя заслуживающими лучшего из того, что способна предложить жизнь — по шкале от единицы до ста. Если мы будем абсолютно честными перед собой, проникнем в свои глубинные чувства и оценим себя ниже сотни, то нам необходимо поработать над повышением самооценки. Пусть наше Сознательное Я с готовностью заявляет: «Конечно, я заслуживаю все сто!» — подлинная мера самооценки кроется в Базовом Я. Возможно, единственным способом узнать, насколько достойными успеха мы себя чувствуем, является пересмотр текущего состояния нашей жизни, поскольку оно является зеркалом того, чего мы заслуживаем согласно собственному мнению — это гораздо более точный индикатор, чем наши мысли о том, чего мы достойны.
УПР. Тест самооценки
Чувствуете ли вы, что должны больше делать, больше отдавать и больше работать, чтобы оправдать или поддерживать свое существование? Вам легче отдавать, чем получать? Смущают ли вас подарки, внимание, восторги и восхищение окружающих? Когда случается что–то приятное, говорите ли вы себе: «Жаль, что это продлится недолго»? Часто ли вы болеете, оказываетесь в неприятных ситуациях или как–то еще препятствуете собственным усилиям? Помните, однако, что не каждая болезнь или травма является самопричиненной! Когда у вас появляются деньги, быстро ли они «тают из вашего кошелька»? Считаете ли вы, что деньги достаются вам тяжело? Принимаете ли вы «неверные» решения? Считаете ли вы, что склонны идти «сложным» путем? Если вы утвердительно ответили на какой–либо из этих вопросов, то преграда заниженной самооценки все еще препятствует вашему продвижению вперед.
Ирония самооценки
Те, кто стремится к высшему — к высочайшим идеалам и стандартам и к высшим достижениям — чаще всего имеют самый низкий уровень самооценки, поскольку сравнение себя с высшими стандартами показывает лишь недостатки собственного поведения и способностей. Когда яркое сияние возвышенной осознанности проходит прямо над темным колодцем нашей души, мы начинаем видеть собственные отрицательные качества и страхи. Но, с другой стороны, людям с невысоким уровнем стандартов, которым недостает такого ясного видения или ощущения собственного несовершенства, сравнивать, в общем–то, и не с чем — и они обычно проявляют большую самоуверенность, чем те, кто лучше осознает свои недостатки! Ирония жизни заключается в том, что тем людям, которые действительно следуют Пути Мирного Воина — людям, широко раскрывшим глаза и видящим свои недостатки и слабые стороны, — зачастую труднее всего осознать, что они Мирные Воины. В последние годы я сам сознательно работал с проблемами своей самооценки. Помимо прочего, я сделал специальную карточку, которую разместил так, чтобы я видел ее каждый день. На карточке я написал самому себе такое приветствие: «Посмотрим, что ты сможешь совершить сегодня?» Что мы «совершили», то преодолели.
Источники самооценки
Самооценка начинает развиваться практически одновременно с возникновением личности. Позже в детстве, по мере того, как мы становимся все более социальными, формируются наши внутренние критерии оценки, которые затем начинают крениться в ту или иную сторону. Детьми мы учились относиться к другим так же, как к самим себе. Если родители демонстрировали нам свою любовь, особенно в самом младенчестве — сюсюкали над нами, поглаживали и таскали нас на руках, то есть проявляли свое внимание к нам — мы были достаточно высокого мнения о себе и своем теле; мы чувствовали себя значительными и достойными заботы и любви. По мере развития способностей речи, если родители хвалили и прощали нас и часто давали понять, что мы «хорошие» дети, мы начинали чувствовать себя хорошими не в связи с тем, что и как делали, а просто от того, кем были. Вероятно, это величайший дар, которым наградили меня родители. Чувствуя внутреннее одобрение самих себя, мы естественным образом ощущаем открытость тем возможностям, которые предоставляются жизнью — оптимистичными, готовыми и желающими взять от жизни то, что она предлагает; на самом деле, нам никогда и не хочется чего–то большего, чем мы можем.
Внутренний судья
В возрасте четырех–десяти лет происходит нечто, что разрушает сложившиеся привычки и ощущение себя. Когда мы становимся старше, все более тесное общение с миром позволяет накапливать социальный опыт. Родители и другие люди из нашего окружения начинают награждать нас за «хорошее» поведение и наказывать за «плохое». Первичные награды представляют собой внимание, одобрение, привязанность и похвалы с их стороны; вторичные поощрения включают особые привилегии и материальные подарки. Первичные наказания состоят в лишении наград (пряников) и в физической боли (кнут). Под воздействием душевных или физических наград и наказаний, а также сопутствующих им устных замечаний («Ты — хороший мальчик (хорошая девочка)», «Ты поступил (поступила) плохо»), в нас развиваются фундаментальные нравственные нормы, которые могут отличаться в зависимости от культуры, но существуют в каждой из них в той или иной форме. В первую очередь, в нас глубоко впечатываются два основных закона: Лучше быть хорошим, чем плохим. Хорошие мальчики и девочки (или хорошее поведение) получают награды; плохие мальчики и девочки (или плохое поведение) наказываются. С этих двух правил начинается формирование ощущения самих себя как относительно хороших и плохих; при этом мы сравниваем собственные внутренние стандарты и наше соответствие им. За свою жизнь все мы много раз вели себя плохо — совершали ошибки или действовали неправильно. Даже если наше поведение одобрялось, мы–то сами знали, сколько тысяч «скверных» мыслей — злых, мелочных, антиобщественных и даже жестоких фантазий — кроется у нас в голове. Лишь немногие из этих «дурных» поступков и мыслей были выявлены и наказаны окружающими, но, тем не менее, ни один из этих «проступков» не ускользнул от нашего собственного внутреннего судьи. Если родители или учителя наказали нас не за все «скверные» мысли и поступки, мы можем потратить оставшуюся жизнь на наказание самих себя, ощущая вину за то, что было упущено окружающими. Рассматривая подобные проблемы, многие люди никогда не отделяют свои ошибки и дурное поведение от самих себя, так что вместо того, чтобы говорить себе: «Я вел себя плохо», они приходят к подсознательному мнению: «Я плохой человек и заслуживаю только наказания, но не награды». Когда Базовое Я обеспокоено внутренним чувством вины и неполноценности, оно начинает наказывать нас болезнями, несчастными случаями, неудачами (большими и драматичными провалами или цепочкой мелких неприятностей) и прочими формами саморазрушения (например, выбором нечистого на руку делового партнера, неподходящего супруга и так далее). Все подобные «решения» принимаются на уровне подсознания. Люди, постоянно страдающие от неприятных ситуаций или хронических неудач, вероятно, действуют на основе низкой самооценки и пытаются таким образом уравновесить свои воображаемые «штрафные очки». Многие могут сказать: «Очевидно, что проходя через такие испытания, мы лучше постигаем себя». Но на самом деле такие случаи мало чему учат человека. Иногда после серьезной болезни или травмы люди могут проявлять некоторую безмятежность относительно случившихся неприятностей — они чувствуют, что наконец–то «достаточно наказаны» за «грехи», существовавшие только в их собственном разуме.
Исцеление прошлого
Работа с Базовым Я, направленная на возвращение или повышение уровня самооценки, любовь к себе и подсознательное ободрение себя значительно улучшают и совершенствуют нашу жизнь; мы словно становимся «удачливее» и перед нами открывается множество новых возможностей и перспектив. Иногда Путь Мирного Воина может потребовать работы с профессиональным психотерапевтом, который поможет нам заново перелистать страницы детства, понять причины и источники текущего уровня нашей самооценки и провести тщательное и эффективное лечение ран прошлого. Хорошим началом такого процесса исцеления и перенастройки нашего подсознания является визуализация подчеркивающих сочувствие к себе образов, с помощью которых мы обеспечиваем своему внутреннему дитя — Базовому Я — ощущения любви и прощения, которых оно действительно заслуживает.
УПР. Исцеление прошлого
Используя все свои органы чувств, представьте себя ребенком. Старайтесь испытать любовь, симпатию и сострадание к своему юному «Я», страдающему от детских страхов и смущения. Вспомните какой–нибудь случай, когда вы испытывали чувство вины за свое плохое поведение, независимо от того, наказали ли вас тогда. Сыграйте всю эту драму в театре своего разума с позиции глубокого понимания и сочувствия. Представьте, что ваше взрослое «Я» разговаривает с вашим детским «Я»; объясните ему, что оно совершило ошибку, но в глубине души оно очень хорошее. Простите свое детское «Я». Теперь вновь повторите в своем воображении этот случай, но на этот раз позвольте своему юному «Я» исправить свою ошибку или дурное поведение и повести себя правильно — вернуть то, что было взято без спроса, сказать правду, признаться в проступке и получить прощение. Представьте, как все люди, участвующие в сцене, тоже прощают ваше детское «Я». Почувствуйте их любовь, любовь к себе и облегчение. Попрощайтесь со своим прошлым «Я» — обнимите его и скажите: «Ты нужен, ты добрый, хороший и заслуживаешь счастья».
Простить свою тень
Самой ужасной тюрьмой нашей души, темной ямой несчастья и страданий является чувство собственной неполноценности, ненависти или презрения к себе. «Плохие» люди не попадают в ад после смерти — они уже горят в аду и именно поэтому ведут себя дурно. Я глубоко убежден, что человек не способен причинить другим большие страдания, чем те, которые он сам ощущает изнутри. Лишь внутренне обеспокоенные люди могут начать беспокоить других. Преступники в преувеличенной форме отражают теневые стороны каждого члена нашего общества. Несмотря на моральное и эмоциональное удовлетворение от осуждающих покачиваний головой и проклятий в адрес тех, кто совершает жестокие преступления и чудовищные деяния, мы должны напоминать себе, что преступниками становятся, в первую очередь, от недостатка любви и невысокой внутренней самооценки. Кто же нуждается в любви больше, чем эти люди? Любовь не означает, что мы должны позволить преступникам совершать противозаконные поступки, причиняющие боль окружающим и еще более усиливающие внутренние страдания самого преступника. Разумеется, мы должны остановить их от дальнейших нарушений закона, но в то же время, несмотря на то, что они могут быть ужасными и бессовестными личностями, мы обязаны любить страдающую душу, которая кроется у них внутри. Когда мы сможем простить темные стороны, существующие в нас и в окружающих, мы действительно сможем развить в себе высокий уровень самооценки и начать служить миру.
СЛУЖЕНИЕ
Все мы знаем, что служение миру — помощь другим людям, добровольные занятия благотворительной деятельностью и даже простое проявление сердечной заботы — воплощает собой добро, высокие моральные принципы и доброту. Служение другим тоже способно изменить нашу жизнь. Служение миру является одним из лучших способов избавления Базового Я от чувства вины за прошлые проступки и ошибки. Поскольку наше «Я» и наш мир отражаются друг в друге, любовь к другим неизбежно превращается в любовь к самому себе. Служение окружающим представляет собой королевский путь к высокой самооценке, которая, в свою очередь, открывает двери внутреннему покою, счастью и ощущению Духовного. Женщина, называющая себя Паломником Мира, семь раз пешком пересекла все штаты США и Канады. У нее не было денег, и она питалась только тем, что предлагали ей люди. Она не просила о ночлеге, если его не предлагали. Она несла с собой молитвы, слова о мире во всем мире и о внутреннем покое. Я никогда не стремился к глубоким поискам смысла своей жизни, но однажды мне пришлось всю ночь пробираться сквозь дремучую чащу…. Я испытала совершенное и безоговорочное стремление и готовность… посвятить свою жизнь служению миру. И я могу заверить, свернуть с этого пути назад невозможно. Так началась вторая стадия моей жизни. Я начала отдавать то, что могу, вместо того, чтобы брать то, что хочу — и оказалась в новом прекрасном мире. Моя жизнь обрела смысл, а Бог наделил меня милостью прекрасного здоровья — с тех пор у меня ни разу не было ни простуды, ни головной боли. С того самого мгновения я осознала, что целью моей жизни будет стремление к миру… к миру между нациями, между группами людей, между личностями, и, самое главное, — к внутреннему миру в каждом человеке.
Любовь к животным
В нескольких тюрьмах психологи изучали дела самых жестоких и неисправимых рецидивистов и обнаружили, что ни одному из них в детстве не позволили иметь домашнего любимца, то есть научиться ответственности и заботе о другом живом существе. Проницательные начальники тюрем согласились на эксперимент, в котором этим преступникам разрешили завести кроликов, птичек, ручных мышей, хомячков, кошек или небольших собак. Результаты были совершенно поразительными: жестокие преступники стали спокойнее и перестали доставлять неприятности охране и другим заключенным. Исследователи справедливо заключили, что возможность проявить заботу и любовь, служение меньшим братьям способно внести в жизнь реальные перемены. Забота о домашнем животном помогла преступникам начать лучше относиться к самим себе и, таким образом, разорвало порочный круг насилия и последующего наказания.
Возможности служения
Подлинное служение представляет собой не действие, но отношение к жизни. Мы можем совершать добрые дела по самым разным эгоистическим мотивам. Но источниками истинного служения другим являются скромность, благодарность и глубокое осознание взаимозависимости людей. Любовь стоит выше личности и означает понимание того, что все мы, по словам Платона, «сражается в смертельной битве». Служение есть любовь в действии — простом, как дружеская улыбка незнакомцу, или всепоглощающем, как жизнь Паломника Мира или Матери Терезы. Служение другим людям может принимать множество форм, например: помощь больным людям визиты в дома престарелых работа с молодежью участие в религиозных миссиях участие в работе различных телефонных линий доверия, предназначенных для помощи самоубийцам или трудным подросткам помощь в работе бесплатных ночлежек обучение детей профессиональным умениям и спорту участие в работе организаций, связанных с защитой окружающей среды Каждый раз, когда мы делаем что–то для других — и испытываем удовлетворение от этого — мы совершаем нечто для самих себя.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СЕБЯ
Если мы не чувствуем себя заслуживающими успеха, любви или благополучия, то никогда не сможем достичь этих милостей, независимо от открывающихся перед нами возможностей — Базовое Я всегда найдет способ усложнить нашу жизнь. Но, поскольку этот процесс происходит подсознательно, мы не осознаем, что сами являемся причиной своих неудач — вместо этого мы расстраиваемся и удивляемся, почему же к нам постоянно «приходят» все эти «неприятности». Неважно, какие именно практические методы, описанные в этой книге, мы начнем применять, независимо от того, какие принципы мы усвоим, читая ее — чтобы улучшить свою жизнь, нам прежде всего необходимо повысить собственную самооценку. Вооружившись осознанием угнетающего нас чувства вины, мы можем предпринять первые шаги к устранению разрушающих привычек и вызывающих их ложных самообвинений. Чувство собственной неполноценности, наряду со страхами, сомнениями в своих способностях и неуверенности в будущем, возникают из темной силы внутри нас, борьба с которой является основной схваткой Мирного Воина. Эта сила является самым коварным нашим противником, потому что она прикрывается мантией судьи. Всеобщее неверное понимание принципов «добра и зла», «моральных законов», «преступления и наказания» и «греховности» темными тучами окутывает наши жизни. Добившись власти осознания, мы получаем возможность разрушить эту систему ложных убеждений. В конце концов, мы приходим к осознанию того, что на самом деле заслуживаем гораздо большего, чем раньше считали, и вполне способны разогнать темные тучи и очистить небо над своей головой.
Сочувствие к себе
Большинство людей понимает, что родители воспитывали нас изо всех сил, так, как только могли. Были они добрыми или жестокими, просветленными или невежественными — даже если совершали множество ошибок — они, тем не менее, делали все лучшее, на что были способны в рамках своей слепоты, страхов и моделей реальности. Аналогично, мы тоже всегда делаем лучшее, на что способны. Осознавая это, нам легче найти в себе способность простить себя за собственное несовершенство. Тем не менее, никто из нас не может сказать, что сделал все, что мог, когда ясно видит свои ошибки.
У меня не все нормально; у вас не все нормально. И это — нормально. Вирджиния Сейтер
Возможно, в самом общем смысле, мы всегда «могли бы сделать что–то намного лучше», но именно такие рассуждения мостят путь к несчастьям. Если утром мы просыпаемся с пульсирующей головной болью, то сегодняшний день может пройти совсем не так замечательно, как вчерашний, когда мы чувствовали себя превосходно. Но и вчера, и сегодня мы делаем лучшее, на что способны, исходя из того, чем располагаем. Если же мы очищаем и уравновешиваем свое тело, разум и чувства, то наше «лучшее» становится лучше с каждым днем.
Мир и «Я»
Все мы слышали, что нужно любить ближнего так, как мы любим самих себя. Как же мы можем придерживаться этого Золотого Правила и любить других, если еще не научились любви к себе? Чем лучше мы относимся к себе, тем сильнее любим людей вокруг. Наша жизнь становится счастливой и долгой. Нас вполне устраивает общение с собственным «Я», и нам уже не нужны непрерывные развлечения. Наши мысли и мечты становятся радужными грезами, а не темными тучами. Когда чувство собственной неполноценности превращается в сочувствие к себе, мы, наконец, можем извлечь реальную пользу из книг, упражнений и повседневного опыта. Мы можем оглянуться назад и, возможно, увидеть из настоящего, как мы сами усложняли себе жизнь. Прошлое миновало, и нам осталось лишь учиться на его опыте. Впереди нас ждет будущее, и мы способны насладиться им.
ПРОЩЕНИЕ
Для тех, кто по–прежнему уверен, что чувство вины помогает удерживаться на «прямом и узком пути» (проторенном чужими стандартами), я приведу еще одно доказательство: опасные последствия чувства вины достаточно широко описаны современной психологией. Перед тем, как простить окружающих, нам необходимо простить самих себя. Самопрощение помогает порвать с устаревшими привычками и открыть путь переменам. Как–то мне случилось встретиться с Гэри, моим бывшим одноклассником, который впадал в бездну ненависти к себе после того, как избивал свою жену и детишек. Мы разговорились о порочном круге непрерывных обид: когда у Гэри возрастали чувство вины и ненависти к себе, он становился предельно раздражительным, и весь цикл повторялся снова и снова. По моему совету, Гэри обратился к хорошему психотерапевту, который помог ему понять, что этот шаблон поведения возник у него еще в детстве как подражание отцу, частенько колотившему Гэри и его мать. Раскрыв перед Гэри возможности простить самого себя, психотерапевт умело направил его к повышению самооценки и возвращению уважения к себе, что позволило Гэри освободиться от раздражительности, приводящей к вспышкам жестокости. Базовое Я приобретает привычки своего поведения на основе того, что делают, а не говорят наши родители. Самообвинения всего лишь сохраняет негативные привычки в неприкосновенности. Следующее упражнение оказывает глубокое целительное воздействие на Базовое Я и представляет собой простое и прямое психофизическое средство освобождения от осуждения своих поступков и мыслей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.136.210 (0.013 с.) |