ТОП 10:

УПР. Расширение возможностей: установки и воображение



 

Выберите область жизни, в которой ваше мнение о себе невысоко — другими словами, ту ее сферу, к которой, как вы считаете, у вас отсутствуют способности.

Скажите себе, что у вас есть таланты в этой сфере. Произнесите эту установку вслух.

Одновременно, представьте себе красочный образ, внутренний опыт или фантазию, поддерживающие эту установку и включающую элементы мотивации Базового Я — безопасность (успех выживания), удовольствие (радость) и власть (контроль над ситуацией) — чем больше приятных подробностей, тем лучше.

Сохраняя положительное отношение, отпустите свое воображение и доверьтесь ему.

Жизнь обладает особой магией — течение нашей жизни способно радикально измениться к лучшему в любой следующий миг. И самой большой преградой к использованию богатых возможностей, предоставляемых жизнью, являются не внешние препятствия, а наши ограниченные и искаженные представления о самом себе. Освобождаясь от навязанных себе мнений о пределах наших способностей, мы обнаруживаем в себе власть управлять собой и самостоятельно писать историю своей жизни, превращая трагедии и драмы в веселые приключения со счастливым продолжением.

 

Моделирование идеала

 

Актерская деятельность может быть примером возвышенного искусства, трасцендентальной практики выхода за пределы собственного эго и перевоплощения в образ другого человека. Актерская игра распространяется гораздо шире профессиональных и любительских выступлений на сцене или перед камерой. Все мы способны играть различные роли, но большинство из нас замыкается на единственном персонаже — собственном идеальном образе. Мы притворяемся, что являемся тем, кем хотели бы быть. Система ценностей, из добрых побуждений навязанная нам окружающими, продолжает направлять нас до тех пор, пока мы не решимся поднять свои собственные паруса и изменить курс.

Актерская игра, или ролевое моделирование, изменяет и расширяет наши представления о самих себе и основывается на принципе: «Воображай, пока не превратишься». Она предполагает мастерство действий в режиме «как будто», Действуйте так, как будто вы поразительно красивы, сказочно богаты и непревзойденны — и скоро эта роль станет естественной. Я надеюсь, читатели понимают, что моделирование поведения и игра различных ролей в жизни представляют собой осознанные упражнения по расширению спектра возможностей и репертуара способностей — и этим отличается от часто встречающейся неосознанной игры необоснованных фантазий.

Каждый человек часто подсознательно занимается ролевым моделированием. Это основной метод обучения Базового Я; в детстве мы учились ходить и говорить, подражая взрослым, имитировали их манеры, жесты и другие детали поведения. Теперь мы способны делать это сознательно.

Моделирование чем–то похоже на подражание, однако на более глубоком уровне — оно копирует внутренние качества, ресурсы и энергию других людей или, как видно на примере древних воинов и шаманов, — определенные сильные стороны животных. Моделирование является одним из наиболее эффективных методов изменения своего поведения. Мы способны осознанно перенимать у других людей положительные качества, которые нам нравятся. Практику этого упражнения и его достоинства нам помогут прояснить реальные жизненные примеры.

Несколько раз в год, на Интенсивных Курсах Мирного Воина в Северной Калифорнии, я обучаю людей основам самодисциплины, и в качестве упражнения они учатся сражаться на ножах (ножи, конечно, резиновые); целью этого является раскрытие ресурсов Базового Я — смелости, уверенности в себе, решительности, сочувствия к себе и способности сосредоточивать внимание на текущем моменте. Несколько лет назад я обратил внимание на одного из участников курсов по имени Рой — его поведение явно относилось к типичному образу «нюни». Он носил очки цвета бутылочного стекла и так стеснялся, что никогда не смотрел людям в глаза; у него была очень невзрачная внешность и тихий голос. Когда партнер приближался к нему, Рой отскакивал к самому барьеру, и у него был такой вид, словно он хочет покончить с собой собственным резиновым ножом. Двигался он просто с пугающей неуклюжестью — в общем, он выглядел королем всех растяп.

Я отвел его в сторону и спросил:

— Рой, если у тебя какие–то проблемы, может быть, я смогу тебе помочь?

— Я просто боюсь, — признался он. — Я никогда не мог представить себя дерущимся на ножах. И сейчас не могу.

— Что ж, я вполне могу понять, что тебе немного страшно. Это новый для тебя вид спорта, и этот страх приходит от недостаточного мастерства. Но как ты думаешь, испугался ли бы на твоем месте Брюс Ли? — Рой просто обожал Брюса Ли.

— Нет! — ответил он. — Для него это была бы просто пара пустяков. Брюс Ли, он такой боец! Быстрый, как молния!

— Точно! — сказал я. — Тогда представь, что ты Брюс Ли.

Когда я отходил от Роя, на его лице застыло пустое, мечтательное выражение. Несколько минут спустя я вернулся и увидел Роя, издающего резкие крики, в точности, как Брюс Ли, — и я клянусь, он действительно стал чем–то похож на Брюса Ли и двигался быстро, как молния!

Еще один участник курсов, Робин, столкнулся с завершающим испытанием, которое заключалось в том, что человек должен был быть уравновешенным, спокойно дышать и оставаться внутренне расслабленным, когда к нему угрожающе приближался противник, а вся остальная группа окружала их кольцом и подбадривала обоих громкими выкриками. Робин был совершенно оглушен этими криками и оцепенел — его парализовал страх, и он упал духом.

В этот момент я вспомнил фрагмент из «Придворного шута», классического романтического и приключенческого фильма, который я смотрел лишь несколько дней назад. В той сцене главный герой, которого играл Дэнни Кей, сражался с низким негодяем, виртуозно владевшим мечом. Волшебница Гризельда заколдовала главного героя, щелкнув пальцами и сказав: «Ты величайший в мире воин!» В тот миг, когда она щелкнула пальцами, герой из перепуганного новичка превратился в мастера единоборства и просто играючи одолел злодея.

Я громко щелкнул пальцами и крикнул Робину: «Ты величайший в мире воин!» Робин вспомнил кино и на этот раз замерли все зрители, увидевшие, как он мгновенно стал самим вниманием, а на его губах заиграла дьявольская улыбка — превращение произошло буквально на глазах! Когда начался бой, стало понятно, что он действительно стал величайшим мастером драки на ножах. Часто нам нужно совсем чуть–чуть — щелчок, переводящий нас к новой роли, к новой модели поведения.

Чем больше ролей в нашем репертуаре, тем большей гибкостью, свободой и возможностями наполнена наша жизнь. Способность играть разные роли расширяет наши представления о самих себе и приводит как к раскованности, так и к равновесию.

 

Равновесие ролей

 

Некоторые люди играют роль пуритан — постную, моралистичную и брезгливую, зачастую напряженную и высокомерную. Другие играют в гедонистов — любят вечерники, потакают своим импульсам и делают все, что взбредет в голову. Гедонисты находят в жизни гораздо больше удовольствия — но, вероятно, и больше печалей.

Что по–настоящему интересно, так это менять свои роли: быть пуританином день, месяц или год — чтобы потом расслабиться, отпустить волосы, наесться пирожных и конфет, пофлиртовать и просто бездумно повеселиться, даже если это нелогично. С другой стороны, насколько интересно было бы гедонисту пожить в строгом режиме — соблюдать диету, заниматься спортом, возможно, даже поголодать и усиленно контролировать свои действия.

Я не призываю вас расстаться со своими устоявшимися и любимыми привычками и ценностями, если они действительно положительно влияют на вашу жизнь. Я лишь имею в виду, что каждый имеет выбор, что любой способен сознательно поиграть чужую роль, с ее новыми ценностями, убеждениями и стилем поведения; совсем не обязательно восторгаться этой ролью, но ее можно сыграть просто ради разнообразия! Это помогает нам не становиться косными, не замыкаться в единственном персонаже на всю оставшуюся жизнь.

Когда я тренировал девушек в упражнении на гимнастическом бревне, я обратил внимание, что, осваивая новые упражнения, одна девушка всегда падала с бревна в одну и ту же сторону. Я предложил ей пытаться не удерживаться на бревне, а намеренно упасть в другую сторону. Так мы пришли к золотой середине, уравновесив ее движения с обеих сторон. Таким образом, равновесие означает способность играть обе стороны любой роли, согласовывать скромность со страстью — играть роль гедониста и наслаждаться жизнью во время вечеринки и становиться строгим пуританином на следующий день, освобождаясь от нагрузки вчерашнего веселья легким питанием и физическими упражнениями.

Часто вполне уместно быть суровым и жестким, например, в тех случаях, когда необходимо уметь отказывать необоснованным претензиям других или устанавливать строгие ограничения для самого себя. В других случаях, когда мы сталкиваемся с необходимостью чувствовать и выражать свои чувства, большую пользу принесет мягкость и сострадание. Иногда нам стоит быть скептичными, чтобы суметь отличить здравый смысл от нелепицы, но иногда нам нужно просто поверить в какую–нибудь идею или предположение, в своих друзей или в самих себя. Поэтому моделируйте обе стороны — и вы достигнете равновесия.

Уравновешенная жизнь, или «золотая середина» может также включать исследование крайностей, чтобы потом — работая или развлекаясь, стоя или сидя — не метаться к противоположности. Контрастный душ, в котором холодная вода сменяет горячую, бодрит нас намного лучше, чем ванна комнатной температуры. Теплая ванна более комфортна, но если мы устремимся к непрерывному покою, то упустим свои шансы двигаться и развиваться.

 

УПР. Какие роли вы играете?

 

Запишите все роли, которые вы играете в повседневной жизни, на работе и дома. Задайте себе такие вопросы:

Какие роли нуждаются в большей практике?

Какие роли упущены?

Чем можно было бы расширить свой репертуар?

В гавани корабль находится в полной безопасности, но призвание корабля — плыть в открытом море. Не пропустите возможности, открывающейся прямо сейчас. Воспользуйтесь ею. Сделайте что–то, что боитесь сделать. Возьмитесь за дело, которого избегали, потому что считали, что оно вам не по плечу — или потому что кто–то считает, что вы не способны с ним справиться. Вы можете стать чем–то большим, чем себя считаете — так станьте таким!

 

Золотой орел

 

Человек нашел яйцо орла, принес его домой и положил в куриное гнездо. Орленок вылупился вместе с выводком цыплят и рос вместе с ними.

Считая себя обычным петушком, он кудахтал, кукарекал, хлопал крыльями, искал в земле жучков и червячков, и, как полагается приличному петуху, взлетал в начало не больше, чем на метр.

Прошли годы, и орленок стал старым орлом. Однажды он увидел в небе волшебную птицу, парящую среди туч с королевским достоинство. Старый орел смотрел на нее с благоговением

— Кто это? — спросил он соседского петуха.

— Это орел, царь птиц. — ответил сосед.

— Как было бы прекрасно вот так же парить в небесах!

— Забудь об этом, — ответил сосед, — мы с тобой всего лишь петухи.

 

И орел забыл об этом и умер, считая, что он обычный дворовой петух.

Энтони Демелло «Песни птиц»

 

В каждом из нас кроется дух золотого орла; в каждом из нас живет герой, волшебник, путешественник, монах и Мирный Воин. Все человеческие роли — внутри нас. Мы сделаны из гораздо более крепкого материала, чем думаем, а наше тело владеет множеством тайн, которые все еще предстоит раскрыть.

Когда мы осознаем, что наше мнение о себе — всего лишь мнение, начнется процесс исцеления, туман рассеется, и мы увидим знак «Путь вперед открыт».

 

 

САМООЦЕНКА

 

Если, когда я расстанусь с браздами управления государством, от меня отвернутся все друзья, один из них непременно останется со мной, и этот друг — внутри меня.

Авраам Линкольн

 

Чего мы заслуживаем

 

В определенном, космическом смысле, все мы как личности и человечество в целом, получаем именно то, что необходимо для нашего роста и развития. Понимание этого помогает многим оставаться оптимистами даже тогда, когда их жизнь осложняется трудностями внешних обстоятельств — социальной несправедливости или рождением в бесправных слоях общества и бедных странах мира. Легкость и сложность проблем окружающего мира, с которыми мы сталкиваемся зависит от множества внешних и внутренних факторов; вполне возможно, что добрая половина этих обстоятельств действительно определяется звездами.

Тем не менее, многие отважные души превзошли предназначенные им роком внешние препятствия и стали блистательными примерами для каждого из нас. Возможно, мы не являемся единственными творцами своей жизни; может быть, мы не можем полностью овладеть кораблем своей судьбы — в любом случае, наше влияние на собственную жизнь огромно. В большинстве случаев человек сам создает или разрушает себя, и одним из важнейших факторов, определяющих наши достижения, является то, достойными чего мы себя считаем. Чувство собственного достоинства, или самооценка — то, насколько хорошим человеком мы себя ощущаем — часто становится ключевым моментом нашей жизни.

Лес Браун родился в негритянской семье в бедном аграрном районе Америки, считавшимся «отсталым с точки зрения образования». Тем не менее, он добился прекрасного образования, стал ведущим одного из самых популярных радиошоу, а затем — членом законодательного собрания штата Огайо. Сейчас он произносит свои великолепные речи по всей Америке.

В противоположность, многие дети из обеспеченных семей высшего класса, которых я знал, посещавшие прекрасные школы и поступившие в престижные колледжи, практически уничтожили свое будущее тем или иным способом. Ключевым фактором остается самооценка. Если мы считаем себя достойными благосостояния и благополучия, то добьемся его; если такого чувства нет, нам ничто не поможет.

 

 

БАРЬЕР МАСТЕРСТВА

 

Мы можем считать себя изящными, как супермодель, или красивыми, как кинозвезда; мы можем верить, что обладаем высочайшим интеллектом; мы можем быть выходцами из обеспеченной или бедной семьи; мы можем развить в себе силу атлета, но пока мы не преодолеем чувство собственной неполноценности, наша жизнь не станет счастливой и удовлетворительной — мы сами не позволим ей стать такой.

Мне хотелось бы подчеркнуть тонкое различие между самоуважением и самооценкой. Мы вполне можем уважать себя за определенные качества, например, за свою внешность, физическое развитие или острый ум. Но пока мы не придем к безусловной, непрерывно поддерживаемой в глубине души, любви к себе как к человеку, пока мы не почувствуем себя хорошим человеком, заслуживающим и достойным успеха, благосостояния, покоя, счастья, любви, нас постоянно будут преследовать два последствия:

Мы будем препятствовать собственным усилиям или как–то иначе избегать достижения успеха. Мы будем выбирать низкооплачиваемую работу, дурные знакомства и денежные проблемы (вне зависимости от того, сколько будем зарабатывать). Мы будем вредить самим себе, принимая наркотики, болея и попадая в несчастные случаи, упуская выгодные возможности и втягивая себя в любые виды деятельности, противоположные успеху и счастью.

У нас будут возникать проблемы с получением энергии, похвал и помощи от других людей. Даже если к нам придет удача, мы будем чувствовать себя дискомфортно, не сможем ей насладиться и вновь вернемся к циклу препятствования самим себе и отношениям с другими людьми, и наш успех разрушится прямо на глазах.

Все это происходит неосознанно. Сознательное Я будет приходить в возбуждение при появлении новых возможностей и стремиться к успехам. Однако, поскольку чувство неполноценности возникает у нас еще в детстве, Базовое Я будет ощущать дискомфорт и начнет свои скрытые диверсии. В результате все окружающие, включая нас самих, будут поражены тому, что мы действовали так глупо или неудачно: «Я просто поражаюсь! Этот парень великий спортсмен, но он проваливается на всех соревнованиях», «Бренда очень сообразительна, миссис Сомерс, но она не развивает свои способности».

 

Диапазон самооценки

 

Разумеется, только редкие случаи укладываются в подобные классические примеры. Большинство людей сознательно стремится улучшить все сферы своей жизни. Тем не менее, мы склонны ограничивать себя, избегать или тонко препятствовать собственному успеху — или, если даже достигаем, то не можем в полной мере им насладиться — в той степени, в какой недооцениваем себя.

Если задать вопрос: «Чувствуете ли вы себя достойным благополучной и спокойной жизни», то большинство уверенно ответит: «Разумеется!» Однако наше Базовое Я может иметь иное мнение. Вершина айсберга — Сознательное Я — не способна знать или выражать полную истину, поскольку даже не подозревает о глубинных процессах, происходящих под гладью воды. Мы действительно устанавливаем себе предельную самооценку, и когда жизнь становится лучше, мы начинаем ощущать себя недостойными этого: «Я никогда не чувствовал себя достойным такой красавицы — она слишком хороша для меня».

Мэрилин Монро не смогла выдержать обожания и славы, которых достигла, и ее жизнь закончилась трагедией самоубийства. Некоторые подростки, внезапно ставшие кинозвездами, но обладающие заниженной самооценкой, сталкиваются с серьезными опасностями, препятствующими их дальнейшей карьере в кино, которые возникают из–за дискомфорта неожиданного богатства и известности. Большинство выигравших в лотерею проходят через стадию сильного стресса, вызванного получением большой суммы денег («Ведь мы пальцем о палец не ударили ради этого!» — возмущается Базовое Я) — и быстро растрачивают ее по пустякам.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.012 с.)