ТОП 10:

В ПАУТИНЕ ИСКАЖЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ



 

Тот, кто убежден в своих способностях, и тот, кто уверен, что не способен на что–то, всегда получают подтверждения своих мнений на практике. Энергия следует за мыслями — независимо от стараний и знаний, все мы достигаем только установленных самим собой пределов и редко пробиваемся дальше. Большинство из нас живет под гнетом ложных и навязанных убеждений о собственных способностях, и рамки этой убежденности часто сдерживают нас всю жизнь.

Мы поднимаемся только до пределов своих ожиданий, основанных, в свою очередь, на том, чего ожидают от нас другие — это начинается с самого детства: дружественное окружение порождает сильное, уверенное в себе Базовое Я, а критическое, унижающее и отрицательно настроенное окружение наполняет Базовое Я неуверенностью в собственных способностях.

 

Чтобы стать чемпионом, нужно начать верить в себя еще до того, как в тебя поверили окружающие.

Шугар Рэй Робинсон

 

Создание представлений о самом себе на основе мнения окружающих оказывается не только неправильным, но и трагическим. Многих из тех, кто впечатал свое имя в страницы истории, в молодости не блистали особыми талантами или целеустремленностью. Альберт Эйнштейн провалился на экзамене по математике в школе и считался «бездарем» в точных науках. Учителя Эдгара Кейса, «спящего пророка», называли его «тупицей» — как оказалось, совершенно ошибочно. Но обычно, как только другие люди наклеивают на нас ярлык и помещают нас в определенные рамки, мы тут же сами устанавливаем для себя эти границы.

Наши представления о себе являются целым скоплением разнообразных убеждений, например: «У меня неплохие способности к языкам, но никакого таланта к математике», «У меня в руках все ломается», «У меня хорошая координация движений», «Я такой неловкий, словно у меня обе ноги — левые», «Я достаточно привлекателен», «Мне медведь на ухо наступил», «У меня хорошая (или плохая) память», «В постели я хорош» — подобные мнения могут не иметь никаких реальных оснований.

Как возникает убежденность в таких вещах? Как определить, верно ли мы оцениваем свои сильные и слабые стороны или всего лишь льстим и недооцениваем себя?

 

ПРЕДЕЛЫ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: ПРАВИЛЬНАЯ ОЦЕНКА

 

Большинство из нас легко согласится с тем, что наши «таланты» или их отсутствие влияют на выбор наших действий и ощущения при столкновении с соответствующими сферами жизни. Однако немногие захотят признать ту силу, с которой эти представления воздействуют на нас.

Разум, обитающий в сфере концепций, идей и мыслей, обладает амбициями, строит грандиозные планы и склонен к иллюзиям в отношении своей власти. С одной стороны, он может считать, что способен двигать горы одной лишь силой мысли, но в то же время будет уверять нас, что мы не в состоянии починить выключатель, приготовить обед, решить математическую задачу, найти общий язык с каким–либо человеком или справиться с видеокамерой.

Однако тело прекрасно понимает свои возможности и ограничения и наделено естественной скромностью, основанной на тех реальных опытах, которые проводит в отсутствие влияния честолюбивого Сознательного Я.

Когда наша осознанность расширяется до уровня просветления, или полного осознания того, что существует только Единое Сознание, но не отдельные «Я», «мы» постигаем все и способны на все, потому что «мы» и есть все, что существует.

Но в большинстве случаев — когда мы отождествляем себя с точкой осознанности в физическом теле — мы продолжаем подчиняться физическим законам природы. Мы можем летать на самолете, отправляться в морские глубины с аквалангом или на подводной лодке, однако не способны летать, как птицы, или дышать под водой, как рыбы.

Все мы слышали об экстрасенсах, святых и духовных учителях, способных левитировать, возникать одновременно в нескольких местах и совершать прочие поразительные вещи, однако если мы лично не видели и не сталкивались с этим, то обычно немедленно переправляем такие сведения в сферу «возможно, но неправдоподобно» и продолжаем выстраивать свою систему убеждение на основе менее экзотичных явлений — на собственном опыте.

 

Ограниченность опыта

 

Наши представления и уверенность в себе почти целиком сформированы из детских впечатлений и опыта, поскольку в детстве мы часто делаем заключения на основе ложных или неполных данных.

Случилось так, что, будучи ребенком, меня отдали в детский сад лишь в середине года. В первый день я увидел детей, стоявших у больших мольбертов и рисовавших деревья. Я взял кисточку и тоже попытался нарисовать дерево, но оно получилось совсем не таким, каким я его представлял — на моем рисунке возникло нечто, напоминающее зеленый леденец на палочке. Я посмотрел на рисунки других — их деревья были намного более реальными.

Я не понимал, что другие дети рисовали деревья и другие картинки ежедневно уже несколько месяцев. Я просто сравнил себя с ними и, основываясь на неполных данных, пришел к заключению, что рисование удается мне гораздо хуже, чем остальным. Практически, я решил, что не обладаю способностями художника, хотя у меня было просто меньше опыта.

Возможно, самым важной обязанностью учителя начальных классов является показать детям сам процесс обучения, помочь им понять ту простую, но глубокую истину, что все мы способны добиться всего, чего угодно, если будем достаточно долго упражняться, и что нам доступно гораздо больше, чем кажется.

С поры детского сада я начал понимать, что важен не столько талант, сколько прилагаемые усилия. Тем не менее, впечатления детства остаются в нас надолго и превращаются в скрытые барьеры, так что мы должны быть бдительны, ибо каждый из нас сталкивается с ними впоследствии. Первым шагом в разрушении ложных и ограниченных убеждений о собственных возможностях является поиск самой первой причины таких представлений и анализ того, как она развилась в устойчивое предубеждение.

Мне бы хотелось привести еще один пример и рассказать одну скорбную историю, свидетелем которой я стал, когда несколько лет назад приехал в одну школу. До назначенной встречи оставалось некоторое время, так что я остановился возле спортивного зала, заглянул внутрь и увидел молодого учителя физкультуры, который, как мне показалось, впервые проводил урок гимнастики и пытался научить группу ребят делать «колесо».

— Внимание, — сказал он. — Смотрите на меня.

Он продемонстрировал достаточно неуклюжий кувырок «колесом», которому, вероятно, научился на начальных курсах гимнастики в колледже.

— Понятно? Просто держите руки прямыми — вот так! — и отталкивайтесь ногами.

Некоторым ребятам явно было скучно; наверное, они занимались спортом в местном клубе, умели ходить на руках и так далее. Другие мальчишки не выглядели жаждущими попробовать; судя по всему, они никогда не делали колесо или стойку на руках, к тому же многие из них имели лишний вес.

Как и ожидалось, когда каждый мальчик начал выполнять упражнение, одни из них прекрасно с ним справлялись, а другие падали, смущенные и пристыженные.

Учитель, которому явно не хватало опыта преподавания, сказал тем, кто падал:

— Нужно держать руки прямо, а голову поднимать в начало — вот так!

И он показал им еще одно «колесо», совершенно позабыв, сколько попыток и неудач испытал сам, прежде чем освоил это упражнение. Ребята пробовали и вновь падали.

Я просто видел, как формируется их предубежденность — все их мысли были написаны прямо на лицах: «У меня не получается колесо… я вообще не способен к гимнастике… и к спорту. Я тюфяк». Так возникают искаженные представления о самом себе.

Мне никогда не встречались бездарные ученики или учителя — только неопытные. Однако в описанном случае неопытность учителя серьезно повредила его ученикам. Он не смог объяснить этим ребятам, что обучение представляет собой пошаговый процесс, что те, кому легко удается «колесо», начали тренироваться в его выполнении задолго до этого дня, и что даже если сейчас у кого–то есть лишний вес, его можно сбросить и развить в руках большую силу. То, что происходило в тот день, не должно было захлопнуть дверь к успеху перед «неудачниками»; прошлое и настоящее совсем не обязательно должны ограничивать наше будущее. Но точно так же, как у этих мальчишек возникло предубеждение к своим способностям, основанное на ограниченном опыте и неверном толковании происходящего, все мы формируем искаженные представления о самих себе — настолько же ложные, ограниченные и произвольные.

Эти представления могут представлять собой отсутствие таланта к алгебре, спорту, искусству или любой другой области жизни, и возникли они только потому, что кто–то потребовал, чтобы мы овладели ими за несколько месяцев или даже недель, хотя нам нужно было для этого больше времени. Возможно, наши родители проявляли разочарованность в нас из–за их собственного неудовлетворенного честолюбия или нереалистичных ожиданий. Сейчас мы можем это понимать, но мы не можем вернуться назад, в то время, когда убеждение только формировалось. Поэтому нам нужно нечто большее, чем понимание Сознательного Я; если мы хотим преодолеть барьеры искаженных представлений о самих себе, нам необходимо перевоспитать свое Базовое Я.

 

УПР. Положительные образы

 

Вспомните случай или несколько событий, в которых подтвердилось ваша неуверенность в способностях сделать что–то.

Восстановите этот случай в памяти как можно полнее и представьте, что его исход противоположен. Вообразите и почувствуйте, что вы справились с задачей или испытанием очень хорошо. Вы можете вообразить определенную борьбу за успех, который, тем не менее, приближается с каждой новой попыткой. Постепенно создайте воображаемую память об удачном результате — это подействует на ваше Базовое Я и позволит сформировать новое представление о своих возможностях в этой области жизни.

Изобретательные позитивные воображаемые картины, создающие внутренний опыт силы, способностей и успеха, ободряют наше Базовое Я и помогают ему прорваться сквозь устаревшие барьеры. Но лучшим способом закрепления этих подготовительных представлений, перевоспитания и освобождения Базового Я от ограниченных взглядов является непосредственный реальный опыт — выполнение того, что раньше казалось нам невозможным. Каждый раз, когда мы делаем чуть больше того уровня, на который считали себя способными, мы испытываем прилив радости, энергии и восхищения собой. Однако перед тем, как мы сможем сделать это, необходимо применить здоровый скепсис и постараться оценить свои старые представления свежим взглядом.

Только продолжительный непосредственный опыт позволит нам выработать точную оценку своих текущих способностей в любой сфере жизни — не единичная попытка, но целый ряд попыток. Основывать мнение о самом себе на одной–двух попытках — все равно, что приехать в незнакомую страну и судить о ее климате по одному дождливому дню.

 

Пересмотр представлений

 

Пока мы не пересмотрим все свои устоявшиеся мнения о самих себе, пока мы заново не исследуем себя, свои сильные и слабые стороны и способности, мы останемся завязшими в паутине представлений, основанных на ложных данных. «Я пытаюсь научиться играть в гольф несколько лет! — могут заявить некоторые из нас. — Тем не менее, я все еще посредственный игрок». В этом и заключается коварство искаженных убеждений. Если мы неверно оцениваем себя в начале любой новой формы деятельности, будь это гольф или пение, и заранее решаем, что у нас «нет особых способностей», то вполне естественно, что мы будем действовать натянуто, слишком напрягаться или просто бросим это занятие. Мы сосредоточиваемся на самой проблеме, а не на ее решении, уделяем внимание только ошибкам, но не успехам, накапливаем воспоминания о ряде неудач и провалов — и в результате лишь подтверждаем свои первоначальные представления. Однако изменение этих представлений способно полностью изменить наше будущее.

Фокусируясь на том, чего мы не можем, мы перестаем замечать то, на что способны. Сместив объект внимания — сосредоточившись на решении проблемы, а не на ее сложности — мы начинаем дотягиваться до пряника, а кнут перестает нас беспокоить. Как сказал сварщик, работавший на высоте семьдесят шестого этажа: «Не смотри туда, где не хочешь оказаться».

 

 

ЗАКОНЫ СОВЕРШЕНСТВА

 

Основные сложности любой деятельности заключаются в процессе подготовки; чем лучше и старательнее мы к ней готовимся, тем удачнее результаты действий. Эйб Линкольн говорил: «Если мне дадут шесть часов на то, чтобы срубить дерево, я потрачу четыре из них на заточку топора».

Значение «таланта от природы» часто переоценивается — его можно использовать только до определенной степени, что эзоповская черепаха и доказала зайцу. В первый год своей работы в Беркли в качестве тренера гимнастики я изо всех сил пытался привлечь одну девушку по имени Патрисия к ежедневным занятиям спортом, но, хотя она обладала большими способностями к гимнастике, чем кто–либо еще, кого я знал, ей не хватило настойчивости в развитии своего потенциала. С того времени я предпочитал учеников с твердым характером и старательностью гораздо больше, чем талантливых, но поверхностных ребят.

Хотя многие из мировых знаменитостей в какой–либо области деятельности являются редким сочетанием генетических данных, привязанности к своему занятию и других качеств, любой из нас способен стать настоящим мастером практически в любой выбранной сфере жизни благодаря полному вниманию, целенаправленному намерению и трудоспособности. Все знакомые мне преуспевающие профессионалы в спорте, театре, юриспруденции, медицине и бизнесе связывают свои успехи с «тяжелым трудом», а не с «природными способностями».

Эрик, мой товарищ по команде и способный гимнаст, в детстве переболел полиомиелитом; когда он впервые вошел в гимнастический зал и сказал тренеру, что хочет заниматься упражнениями на кольцах, его ноги были похожи на две прямых палки, и он не мог ходить без трости. Тренер согласился, но чувствовал себя озадаченным — у него была одна из самых сильных в стране команд по гимнастике, и Эрик явно не вписывался в нее. Четыре года спустя Эрик делал пробежки наравне со всей командой, разумеется, без всякой трости, и выполнил свое первое высокое сальто, без всякой помощи подпрыгнув примерно на два с половиной метра и твердо приземлившись на ноги. Он вошел в тройку чемпионов страны и выиграл Пан–Американские соревнования.

Рон обожал бросать «летающие тарелочки». К двадцати девяти годам он не умел ничего, кроме этого. Родители и друзья говорили ему: «Рон, тебе пора повзрослеть. Ты не можешь зарабатывать на жизнь, бросая «тарелочки». Помимо этого, Рон был искренним сторонником мира во всем мире. Однажды ему в голову пришла идея. Он нашел спонсора, купил около пятисот «тарелочек», на которых на английском и русском языках было написано «Мир во всем мире», отправился в Россию как посланник доброй воли и учил игре в «летающие тарелочки» людей всего бывшего Советского Союза (это было еще во время холодной войны). Теперь он занимается организацией игр в России и Китае, привлекая к себе веселых и миролюбивых людей со всего мира — зарабатывая себе на жизнь тем, что он любит, и помогая развлекаться другим людям.

Помимо этих примеров, существуют тысячи свидетельств того, как люди способны преодолевать установленные границы возможного.

 

Раздвигая пределы

 

В современном мире существует множество возможностей проверить правильность установленных пределов своих способностей. Могли ли древние мудрецы предвидеть появление такого огромного числа новых обрядов посвящения? Какой шаман мог представить себе «обычного» человека, прыгающего с высоты трех километров только ради удовольствия? Мог ли обитатель Новой Гвинеи, прыгавший с пятнадцатиметровой скалы, обвязанными лианами, представить себе современных людей, бросающихся на эластичном шнуре с трехсотметровых подъемных кранов и висящих в воздухе воздушных шаров? Могли ли индийские факиры или африканские воины вообразить тысячи людей, в один уикенд ходящих по углям, а в следующие выходные — голыми руками разбивающих кирпичи?

Разумеется, далеко не каждый способен на подобные поразительные упражнения. Путь Мирного Воина начинается там, где мы сейчас, и уважает индивидуальные потребности каждого человека. Для многих из нас открытое выражение глубоких чувств требует гораздо большей смелости, чем прыжок с парашютом. Трехкилометровая пробежка или вопрос «Который час?», заданный незнакомому человеку, могут стать для некоторых людей огромным шагом в развитии новых представлений о своих возможностях. Смелость, способности и решительность проявляются в бесконечном разнообразии поступков. На практике, могут существовать вполне «обычные» сферы жизни, в которых парашютист или любитель прыжков на «банги» и хождения по огню испытывает недостаток смелости — например, способность рыдать в печали или свободно общаться с окружающими. У каждого из нас свои испытания.

Если мы принимаем вызов чего угодно, любого испытания, которое требует преодоления воображаемых пределов наших возможностей, мы раздвигаем эти пределы и больше не зажимаем себя в прежние рамки в будущем. Подъем на одну ступеньку лестницы отваги приободряет дальнейшее восхождение, и как только у нас появляется мысль «Я не смогу с этим справиться», мы задаем себе вопрос: «А почему, собственно, я так решил?»

Опыт заключается в том, что когда мы справляемся с чем–то, мы знаем, что способны сделать это снова. Если же нам что–то не удается, это еще не означает, что мы не сможем сделать это в следующий раз — просто мы пока не смогли с этим справиться.

 

Открытые возможности

 

Я никогда не думал, что смогу стать чемпионом мира в прыжках на батуте — но, с другой стороны, я никогда не считал, что не могу им стать. Лучшим методом достижения успеха для большинства из нас является оптимистичный принцип открытости: «Попробую — и посмотрю, удастся ли мне это».

Регулярные занятия музыкой, танцами, спортом и другими видами деятельности убеждают, что все, что делается постоянно, со временем получается все лучше. И мы можем полностью довериться этому правилу.

Все развивается и изменяется. Сегодня в нашем теле нет ни одной из тех клеток, которые составляли его семь лет назад. Мы меняемся — то же происходит и с нашими способностями. То, что было справедливо в прошлом, совсем не обязательно истинно сейчас: гадкие утята превращаются в прекрасных лебедей, застенчивые затворники могут — и часто становятся — красноречивыми ораторами.

Независимо от того, что стало причиной наших искаженных представлений о самих себе, мы можем прямо сейчас приступить к разрушению той тюрьмы, в которую себя заключили, и прекратить влияние прошлого на наше будущее. Важно не то, кем мы были, но то, какими мы станем.

 

Секрет способностей

 

Мы уже знаем, что за наш успех в жизни отвечает Базовое Я. Однако Сознательное Я определяет и направляет этот успех, помогая Базовому Я постигать мир. Что бы ни думал и ни воображал о нас сознательный ум, эти сообщения немедленно приходят к подсознанию, которое практически всегда воспринимает эти образы как реальные и возводит их в ранг руководства и привычки.

Если мы часто говорим себе: «Это мне не по силам» или «Я совсем в этом не разбираюсь», Базовое Я не имеет другого выбора, кроме как согласиться с этими негативными утверждениями и помочь нам стать «преуспевающими неудачниками» — очень скоро мы сталкиваемся со множество поводов горько напиться и ронять в стакан слезы. Поэтому следует обращать больше внимания на оценки своих предполагаемых возможностей, на то, что мы говорим и думаем о самих себе. Если человек говорит: «Не представляю, что я смогу это сделать», то почти наверняка он так никогда и не попробует это сделать.

Понимая, как Базовое Я реагирует на подобное самопрограммирование, каждый может развернуть направление своих бесед с самим собой и начать воображать, как он достигает успеха в какой–либо деятельности. Оптимистические утверждения, совмещенные с четкими, живыми и позитивными воображаемыми образами позволяют Базовому Я испытать внутренний опыт деятельности; рано или поздно оно принимает эти положительные картины и начинает снабжать нас энергией, необходимой для успеха. Эта практика особенно эффективна, если в своем воображении мы используем те факторы, которые стимулируют Базовое Я — выживаемость, удовольствие и власть.

К примеру, если мы произносим: «У меня приятная внешность, и окружающие считают меня привлекательным» и одновременно представляем себе, как входящие в комнату люди проявляют радость при виде нас, Базовое Я начнет генерировать энергию и оттачивать привлекающие окружающих тонкости поведения. Помимо этого, поскольку человеческие Базовые Я входят в контакт друг с другом, именно те люди, с импатии которых мы хотим привлечь, также поддержат нашу установку, когда наши Базовые Я придут во взаимодействие.

В страших классах у меня был приятель, который, казалось, всегда слишком положительно истолковывал любое поведение женщин по отношению к нему. Если какая–то девушка ему улыбалась, он тут же заявлял: «Она в меня влюблена». Если же она задирала нос и игнорировала его, он говорил: «Она просто с ума от меня сходит, но старается не подавать виду». Неважно, правильными ли были его выводы. Он считал себя привлекательным и прекрасно себя чувствовал в женском обществе — в конце концов, ведь все они «любили» его. И, насколько я помню, у Джимми никогда не было недостатка в таком обществе, а на лице его всегда сияла улыбка.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.013 с.)