Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности метода общей теории (ОТ).

Поиск

 

Главной особенностью ОТ является то, что в ней впервые на практике реализуется общий метод дедукции. В ходе рассуждений удается перекинуть мост от философских концепций к физическим и далее к количественным принципам, или началам, которые теперь уже формулируются не методом индукции, как обычно, путем обобщения опытных данных, а методом дедукции, путем последовательной расшифровки физических концепций.

Благодаря математическому выводу полной (замкнутой) совокупности начал общий метод дедукции получает свое завершение, он неизбежно займет подобающее место в системе наших знаний, что откроет новые перспективы в деле познания окружающей действительности. Ранее должный набор начал был неизвестен, что сильно затрудняло правильное понимание метода дедукции и принижало его значение.

Условимся под термином " теория " понимать дедуктивные (или индуктивные) рассуждения в совокупности с использованным языком рассуждений. Тогда полную цепочку (2) общего метода дедукции совместно с началами и языком рассуждений естественно будет назвать общей теорией природы, что я и сделал. Если изучается какое-либо конкретное частное явление, выделенное определенным набором принципов и гипотез, то полученные совокупные результаты будут представлять собой уже конкретную, частную, теорию [ТРП, стр.27-28].

 

 

Метод принципов и метод гипотез.

 

Теперь, после формулировки парадигмы, при решении различных головоломок науки уже нет надобности каждый раз повторять весь пройденный путь - от философских концепций до конкретных свойств явления. Достаточно воспользоваться следующей укороченной цепочкой рассуждений, в которой опущены наиболее общие звенья.


1. Количественные принципы.
2. Качественные гипотезы.
3. Конкретные свойства явления.

 

Укороченные дедуктивные рассуждения будем именовать методом принципов, в нем идут от количественных принципов через качественные гипотезы к конкретным свойствам явления. Укороченные индуктивные рассуждения назовем методом гипотез, в нем идут в обратном направлении.

В методе принципов модельные гипотезы служат для реализации имеющихся принципов, причем последние играют роль верховного судьи, призванного выбраковывать те из моделей, которые не удовлетворяют хотя бы одному принципу. В результате рассуждений, осуществляемых на математическом или ином языке, гипотезы согласовываются с принципами и на этой основе вырабатываются количественные соотношения, которые связывают между собой конкретные свойства изучаемого явления. В методе гипотез, наоборот, в рассуждениях вырабатываются принципы путем осмысливания конкретных свойств явления с помощью гипотез и последующего обобщения большого множества модельных представлений. На практике при наличии парадигмы в методах принципов и гипотез рассуждения следует выполнять, время от времени с опаской поглядывая на "законодательницу мод" (прокрустово ложе) - парадигму.

Все эти определения должны внести необходимую ясность в вопрос о чрезвычайно важной разнице, существующей между методом принципов и самими принципами, а также между методом гипотез и самими гипотезами. Принципы и гипотезы суть непременные составные части обоих подходов: метод принципов невозможен без гипотез, а метод гипотез бесперспективен без принципов, ибо конечной целью метода гипотез является именно выработка принципов. Наука долгое время развивалась по методу гипотез. После выработки необходимых принципов пальму первенства придется отдать методу принципов как наиболее эффективному.

В заключение несколько слов о достоверности получаемых результатов. Мы видели, что начала суть абсолютные истины, а гипотезы - относительные. Следовательно, начала вносят в рассуждения абсолютную достоверность, а гипотезы снижают ее до уровня достоверности применяемых моделей. Иными словами, в условиях, когда в рассуждениях участвуют начала, достоверность результатов целиком определяется степенью достоверности слабого звена - модельных гипотез. Если в рассуждениях применяются не начала, а ограниченные или даже ошибочные принципы, тогда общая достоверность результатов снижается дополнительно на ту величину, которая определяется этими неполноценными принципами. Достоверность результатов сильно падает также из-за неполноты списка используемых принципов или начал. Таким образом, достоверность результатов, методов и теорий в лучшем случае соответствует степени достоверности модельных гипотез, которые, как мы убедились, никогда не способны отразить изучаемое явление абсолютно правильно и до конца. В худшем случае недостатки гипотез плюсуются с недостатками принципов (ограниченность, неполнота списка, ошибочность и т.д.). Самым большим грехом любого рассуждения и любой теории следует признать нарушение одного или нескольких начал. Всякое такое нарушение резко сокращает достоверность и срок жизни соответствующих рассуждений и теорий [ТРП, стр.28-29].

 

Глава II. Анализ Вселенной.

 

 

Метод анализа.

 

Согласно монопарадигме, предметом изучения ОТ служит Вселенная. В соответствии с философской концепцией объективизма Вселенная - это объективная реальность, она охватывает всю систему мироздания, весь мир со всеми его атрибутами. Будучи объективной реальностью, Вселенная не зависит и в принципе не может зависеть ни от каких свойств субъекта-наблюдателя или измерительного прибора. Следовательно, Вселенная, как и все ее атрибуты есть категория строго абсолютная.

Вселенная - это слишком твердый орешек, чтобы его можно было непосредственно и просто разгрызть и извлечь таким образом все нужные сведения, которые могли бы составить содержание ОТ. Поэтому ввиду всеобъемлющего характера и исключительной сложности Вселенной имеется только один доступный путь подхода к ее изучению - это путь применения метода анализа, заключающегося в разложении, расчленении данного сложного целого на его составные, более простые части.

Очевидно, что Вселенная представляет собой самый благодарный объект для анализа. Ничего лучше и интереснее выдумать вообще невозможно, ибо более сложное, емкое и многообещающее целое трудно себе даже вообразить. Благодаря всеобъемлющей сущности Вселенной и не очень обременительным рамкам парадигмы создаются реальные предпосылки для разработки предельно общей и универсальной теории.

Приняв условия игры методом анализа, мы встали на путь мысленного расчленения Вселенной уже в стадии формулировки парадигмы: вначале Вселенная была разложена на вещество и его поведение, благодаря чему реализовалась философская концепция детерминизма. При этом вещество первично (аргумент), а поведение вторично (функция). Расчленение Вселенной на вещество и поведение - это первый и вместе с тем исключительно важный принципиальный шаг, сделанный в ОТ на указанном пути.

Надо сказать, что термин "поведение" весьма точно отражает физическое существо проблемы. Он заведомо предполагает наличие некоего объекта-вещества, поведение которого подвергается изучению: поведение немыслимо без объекта этого поведения, оно неотделимо от него. Благодаря этому автоматически исключаются двусмысленные ситуации, при которых поведение может быть отделено от вещества, подобно улыбке Чеширского кота, способной существовать вне самого кота.

Далее в той же парадигме вещество и его поведение разложены на две составные части - основное вещество и поведение, а также вещество и поведение взаимодействия; этим реализуется философская концепция необходимости. Расчленение вещества и его поведения на две части - это следующий исключительно важный принципиальный шаг, имеющий решающее значение для всего последующего. Основное вещество служит строительным материалом для всех объектов Вселенной, включая атомы, молекулы, нас с вами, планеты, звезды, галактики и т.д. Вещество взаимодействия ответственно за изменение, развитие, эволюцию Вселенной, то есть основных вещества и поведения, а следовательно, и за изменение самих вещества и поведения взаимодействия. Поведение взаимодействия неотделимо от вещества взаимодействия. При этом вещество взаимодействия первично (аргумент), а поведение взаимодействия вторично (функция). Именно поэтому вещество взаимодействия однозначно, детерминистски определяет поведение взаимодействия, а также диктует Вселенной необходимость и характер изменения, развития, эволюции [ТРП, стр.30-31].

 

 

Форма явления.

 

Предстоит дальнейшее разложение выделенных категорий на более простые составные части теперь уже за пределами парадигмы, но при неукоснительном соблюдении ее требований. В ходе этого разложения будут уточняться и наполняться конкретным содержанием все понятия, входящие в состав парадигмы, начиная от главной физической концепции - Вселенной и кончая взаимодействием; так будет формироваться аппарат ОТ. Например, ниже будет показано, что взаимодействие - это тоже составное понятие, оно расчленяется на взаимодействия специфические и универсальное, каждому из них отвечают свои особые вещества и поведения взаимодействия. Однако не будем забегать вперед, чтобы не прерывать логическую нить рассуждений, здесь важно лишь знать, что такие взаимодействия существуют, - об этом говорит непосредственный эксперимент.

Главное внимание придется уделять веществу и его поведению. Условимся совокупность вещества и сопряженного с ним поведения называть явлением. Под веществом мы будем понимать все виды вещества - основное и взаимодействия, то же самое относится и к поведению. В рамках ОТ термин "явление" не содержит никакого другого смысла, кроме упомянутого здесь, - это совокупность сопряженных между собой вещества и его поведения.

Когда мы пытаемся наблюдать природу, перед нашим взором обычно предстает именно явление - совокупность вещества и поведения. В свойствах явления заключены наиболее сокровенные тайны природы, поэтому на изучении явления будет сосредоточено главное внимание ОТ. Именно в пределах явления осуществляется однозначная связь между веществом и его поведением. Введение понятия явления есть характерный пример уточнения в ОТ смысла широко распространенного термина. Еще одним примером служит термин "теория". В ходе изложения ОТ другие известные понятия и термины будут подобным же образом наполняться четким и ясным содержанием. В частности, под свойством мы будем понимать любую из характеристик вещества, поведения и явления в целом.

Очевидно, что Вселенная - это явление, отличающееся предельной сложностью своего устройства. Вместе с тем не требуется большой проницательности, чтобы убедиться в том, что Вселенная дискретна, для этого достаточно оглядеться вокруг себя. Все видимые объекты природы, большие и малые, всегда так или иначе ограничены в пространстве и поэтому могут быть по каким-то признакам мысленно отделены друг от друга. В частности, сказанное относится к космическим объектам, земным телам и даже микроскопическим частицам: мы имеем множество свидетельств в пользу того, что молекулы, атомы и элементарные частицы тоже как-то локализованы в пространстве.

Дискретность окружающего мира имеет принципиальное значение для теории, для правильного понимания Вселенной и законов, которым она подчиняется. К идее дискретности придется обращаться не однажды, она относится к числу кардинальных понятий ОТ. Именно идея дискретности положена в основу дальнейшего расчленения Вселенной на более простые составные части. В данном случае речь пойдет о мысленном разделении Вселенной на отдельные дискретные объекты, то есть на отдельные более простые формы явлений.

Следовательно, под формой явления мы будем понимать некий дискретный объект Вселенной, состоящий из определенного вещества и присущего ему (сопряженного с ними) поведения - основных и взаимодействия. Разумеется, такое выделение объекта есть акт в известном смысле условный, ибо все в мире между собой связано и взаимно обусловлено, в чем мы будем иметь возможность убедиться. Однако эти связи осуществляются по линии взаимодействия, причем вещество и поведение взаимодействия существенно отличаются от основных вещества и поведения, поэтому применяемое расчленение вполне закономерно.

Вместе с тем явление взаимодействия представляет собой частный случай явления вообще, поэтому к нему применимы все понятия, справедливые для основного явления. Отсюда следует, что явление взаимодействия тоже существует в виде различных конкретных форм, сопряженных с соответствующими основными формами явлений. Каждой основной форме явления сопоставляется своя особая форма явления взаимодействия. В соответствии с этим мы вправе говорить о формах основного вещества и поведения, а также о формах вещества и поведения взаимодействия, составляющих данную форму явления или данный дискретный объект Вселенной.

В свою очередь, каждую форму вещества и каждую форму поведения можно определить (разложить) с помощью таких двух понятий, как количество и качество. Содержание понятия количества вещества формы особых пояснений не требует. Что касается качества вещества формы, то под этим термином понимается структура вещества, его строение, устройство, организация. Похожий смысл имеют количество и качество поведения формы. Количество поведения - это очень важная характеристика вещества, ибо ресурсы поведенческого проявления любого объекта всегда строго ограничены. Качество поведения есть структура, способ, специфические особенности поведения вещества. Следовательно, форма явления включает в себя количество и качество вещества формы, а также количество и качество присущего этому веществу поведения. Все эти понятия в равной мере относятся как к основному веществу и поведению, так и к веществу и поведению взаимодействия.

Вселенная представляет собой сложную форму явления, ей отвечают предельно сложные формы вещества и поведения - основные и взаимодействия, разложенные на соответствующие количества и качества. При этом возникшие новые понятия вполне укладываются в прокрустово ложе - парадигму ОТ. Кроме того, ясно, что отдельные части (вещество, поведение - основные и взаимодействия, количество и качество вещества и поведения), полученные в результате расчленения сложного целого (Вселенной), должны обладать теми же общими свойствами, что и Вселенная: они суть объективные реальности и абсолютны по своей природе, то есть не зависят от свойств субъекта - наблюдателя или измерительного прибора [ТРП, стр.31-34].

 

 

Количественные меры.

 

При практическом расчленении Вселенной на более простые формы явлений возникают огромные трудности, и мы не располагаем признаками, по которым можно было бы выделять эти простые формы. Заранее лишь ясно, что необходимые признаки должны носить количественный характер, ибо всякая уважающая себя и уважаемая теория должна быть количественной, приводить в конечном итоге к числовым оценкам явления. Поэтому следующий принципиальный шаг в развитии аппарата ОТ должен быть посвящен выработке нужных мер, которые с количественной стороны определяли бы все введенные понятия. Это в равной степени относится к формам явления, вещества, поведения, взаимодействия. Обозначать все вводимые меры будем одной и той же буквой N с различными индексами.

Первым и наиболее важным физическим понятием ОТ служит вещество, причем главенствующая роль по праву принадлежит количеству формы вещества; обозначим это количество через N1. Мера качества (структуры) формы вещества есть N2. Тогда мера формы вещества

N3 = N1 + N2 (4)

Мера количества формы поведения есть N4, мера качества (структуры, способа) формы поведения N5, мера формы поведения

N6 = N4 + N5 (5)

Очевидно, суммарная мера формы явления

N7 = N3 + N6 = N1 + N2 + N4 + N5 (6)

Все эти количественные меры относятся к основному явлению. Для сопряженного с ним явления взаимодействия количественные меры содержат дополнительный индекс "в". Имеем N - мера количества формы вещества взаимодействия; N - мера качества формы вещества взаимодействия;

N = N + N (7)

- мера формы вещества взаимодействия; N - мера количества формы поведения взаимодействия; N - мера качества формы поведения взаимодействия;

N = N + N (8)

- мера формы поведения взаимодействия;

N =N + N = N + N + N + N (9)

- мера формы явления взаимодействия.

Если объединить количество вещества с количеством его поведения, а также качество вещества с качеством его поведения, то получатся две новые характеристики, одна из которых определяет количественную сторону явления, а другая - качественную. Это относится как к основному явлению, так и к явлению взаимодействия.

Все количественные меры N имеют одну и ту же размерность, какую именно - это сейчас не имеет значения: для анализа Вселенной важно лишь располагать количественными мерами, для начала им будут приданы крайние значения. С целью определения этих мер в свое время была развита особая теория информации [5], она кратко излагается в гл. XXVIII. В дальнейшем при пользовании введенными понятиями для простоты слово "форма" часто будет опускаться, ибо в основном мы будем иметь дело с формами явлений [ТРП, стр.34-35].

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.21 (0.01 с.)