Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Анализ объема производства и реализации продукции

Поиск

Анализ объема и структуры выпуска продукции

Ретроспективный анализ объема и структуры выпуска продукции производится в несколько этапов:

1.Изучение динамики выпуска валовой и товарной продукции в сопоставлении с объемом реализованной продукции.

2.Анализ выполнения производственной программы по ассортименту.

3.Анализ структуры продукции и влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы.

4.Оценка точки безубыточности и запаса финансовой прочности предприятия.

 

Этап 1. Анализ динамики объема выпуска и реализации продукции проведем в текущих ценах с помощью базисных и среднегодовых (цепных) темпов роста или прироста, оформив данные в таблицу 3.1.

Таблица 3.1

Анализ динамики объема выпуска и реализации продукции

Показатели 2005г. 2006г. Темп прироста 2007г. Темп прироста цепной Темп прироста базисный
             
Валовая продукция, ВП, тыс. руб.     15,58   21,04 39,90
Товарная продукция, ТП, тыс. руб.     20,71   26,06 52,16
Реализованная продукция, РП, тыс. руб.     27,50   13,53 44,75
Объем выпуска, Q, шт.     11,07   5,52 17,19

 

Из таблицы видно, что за три года объем производства возрос на 52%, а объем реализации – на 44,7%. Это свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия, а также продукции, неоплаченной покупателями.

Этап 2. Оценка выполнения плана по ассортименту основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска по основным видам продукции, включенным в номенклатуру. Пример расчета показан в таблице 3.2.

Оценка выполнения плана по ассортименту может производится тремя способами:

1) по способу наименьшего процента. Наименьший процент выполнения плана по изделию В, следовательно, план выполнен на 98,25%;

2) по способу среднего процента, который рассчитывается делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции.

Рассчитанный по этой методике план выполнен на 99,78% (599240*100 / 600540);

3) по удельному весу изделий, по которым план выполнен. В нашем примере план выполнен по изделиям А и Б, удельный вес которых составляет соответственно 64,68 и 23,26%. Таким образом, план выполнен на 87,94% (64,68 + 23,26).

В целом же план выпуска продукции выполнен на 100,53%, но степень выполнения по отдельным ассортиментным позициям значительно различается: по группе А план перевыполнен на 1,09%, по группе Б план перевыполнен на 0,19%, а по группе В план недовыполнен на 1,75%. В данном случае наиболее объективную оценку выполнения плана по ассортименту можно дать с помощью третьего способа, в соответствии с которым степень выполнения плана составляет 87,94%.

Таблица 3.2

Анализ выполнения плана по ассортименту

Изделие Объем выпуска продукции в сопоставимых ценах, тыс. руб. Удельный вес выпуска, % Выполнение плана, % Отклонение удельного веса Засчитывается в выполнение плана  
 
 
План Факт План Факт  
                 
А     64,33 64,68 101,09 0,35    
Б     23,33 23,26 100,19 -0,07    
В     12,34 12,06 98,25 -0,28    
  Итого           100,53   ---    

 

Возможные причины невыполнения плана: нарушение графика и объемов поставки сырья, материалов, комплектующих, недостатки в организации производства, ошибки в планировании.

Этап 3. Для расчета влияния структурных сдвигов и устранения их влияния на экономические показатели используем несколько методов.

1. Метод прямого счета по всем изделиям по изменению удельного веса каждого изделия в общем выпуске:

DN(D) = Q1* (å Di1pi0– å Di0pi0),

где N - выпуск продукции в стоимостном выражении;

Q - выпуск продукции в натуральном выражении;

D - удельный вес каждого (i-го) наименования;

p - цена за единицу.

 

Данные для расчета влияния структурных сдвигов на объем выпуска продукции представлены в таблице 3.3. Расчет влияния структурных сдвигов оформим таблицей 3.4. На основе данных, представленных в таблице 3.4, можно определить влияние на объем товарной продукции двух факторов: фактического показателя объема выпуска продукции и структурных сдвигов.

Объем товарной продукции при фактическом выпуске, плановой структуре и плановой цене составит:

N1= Q1 * å Di0pi0=

= 7465*(0,5189*100 + 0,2896*65 + 0,1914*52) = 602177,8 тыс. руб. (гр.8 табл.3.4).

 

Данный показатель можно рассчитать и другим способом (таблица 3.4 гр.8). Для этого находим товарную продукцию фактическую при плановой структуре по каждому наименованию продукции:

А: 100 * 7465 * 0,5189 = 387358,9 тыс. руб.

Б: 65 * 7465 * 0,28,96 = 140521,2 тыс. руб.

В: 52 * 7465 * 0,1914 = 74297,7 тыс. руб.

Итого: 602177,8 тыс. руб.

 

Объем товарной продукции при фактическом выпуске, фактической структуре и плановой цене составит:

N2= Q1*å Di1pi0 =

= 7465*(0,5231*100 + 0,2894*65 + 0,1875*52) = 603700 тыс. руб. (гр.9 табл.3.4).

 

Изменение объема товарной продукции за счет структурных сдвигов составило:

N2 – N1= 603700 – 602177,8 = 1522,2 тыс. руб.

Общее изменение объема выпуска составит 3160 тыс. руб. (603700 – 600540).

Изменение объема товарной продукции за счет изменения объема выпуска равно 1637,8 тыс. руб. (602177,8 – 600540). Проверим, дает ли сумма изменений за счет двух факторов величину общего изменения объема выпуска:

1522,2 + 1637,8 = 3160 тыс. руб.

 

Таблица 3.3

Данные для расчета влияния структурных сдвигов на объем выпуска продукции в стоимостном выражении

Изделие Плановая цена, тыс. руб. Выпуск продукции, шт. Удельный вес продукции, % Изменение удельного веса Процент выполнения плана
План Факт План Факт
               
А       51,89 52,31 0,42 101,09
Б       28,96 28,94 -0,03 100,19
В       19,14 18,75 -0,39 98,25
Итого           --- 100,28

 

Таблица 3.4

Расчет влияния структурных сдвигов на объем товарной продукции

Изделие Плановая цена p0, тыс. руб. Выпуск продукции, шт. Удельный вес продукции, % Товарная продукция, тыс. руб.  
 
План Q0 Факт Q1 План D0 Факт D1 План Q0p0 Факт при плановой структуре При плановых ценах Q1p0 (гр.4*2)  
                   
А       51,89 52,31   387358,9    
Б       28,96 28,94   140521,2    
В       19,14 18,75   74297,7    
Итого             602177,8    

 

2. Метод прямого счета по всем изделиям по проценту выполнения плана:

 

DN(D) = å Qi1pi0– å Qi0%ВП pi0,

где %ВП – процент выполнения плана.

По данным таблицы 3.3 процент выполнения плана составляет 100,28% (7465*100/ 7444).

Объем товарной продукции, пересчитанный на фактический выпуск при плановой структуре, определяется по формуле:

N1= å Qi0 %ВП pi0

N1= 3863*1,0028*100 + 2156*1,0028*65 + 1425 * 1,0028 * 52 = 602177,8 тыс. руб.

Влияние структурных сдвигов на объем товарной продукции составит:

603700 – 602177,8 = 1522,2 тыс. руб.

3. Метод средних цен:

DN (D) = [å (Di1- Di0) pi0] Q1общ.

Метод средних цен основан на определении средневзвешенных цен при плановой и фактической структуре и умножении разницы полученных величин на фактический выпуск. Расчет показан в таблице 3.5. В результате структурных сдвигов средняя цена единицы продукции возросла на 0,2042 тыс. руб.

Если этот результат умножить на фактический выпуск, получим изменение товарной продукции за счет структурных сдвигов в ассортименте 1522,2 тыс. руб. (0,2042 * 7465).

 

Таблица 3.5

Расчет влияния структурных сдвигов на изменение средней цены

Изделие Плановая цена p0, тыс. руб. Удельный вес продукции, % Изменение удельного веса Изменение средней цены за счет структуры, тыс. руб. гр.2*гр.7/100 Изменение товарной продукции за счет структуры, тыс. руб.  
 
План Факт  
               
А   51,89 52,31 0,42 0,420 ---  
Б   28,96 28,94 -0,02 -0,013 ---  
В   19,14 18,75 -0,39 -0,203 ---  
Итого       --- 0,204 1522,20  

 

 

Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции

Основным результирующим показателем деятельности предприятия является объем реализованной продукции. От величины объема реализации зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности. Данные таблицы 3.6 отражают балансовую взаимоувязку показателей движения готовой продукции, так как объем реализованной продукции определяется следующим образом:

 

Nр= Nзап.I + Nв - Nзап.II,

 

где Nр- объем реализованной продукции;

Nзап.I, Nзап.II- запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно;

Nв- объем выпуска продукции.

Таблица 3.6

Баланс товарной продукции

  Показатель Фактически, тыс. руб.  
в действующих отпускных ценах по себестоимости  
 
       
Остаток готовой продукции на складах и в товарах, отгруженных на начало отчетного года      
Выпуск товарной продукции      
Прочие поступления      
Реализация      
Остаток готовой продукции на складах и в товарах, отгруженных на конец отчетного года      

 

Факторы изменения объема реализации рассчитываются приемом сравнения. Данные таблицы 3.7 показывают, что перевыполнение плана реализации продукции произошло в результате оплаты продукции, отгруженной в прошлом периоде.

Снижение объема выпуска продукции на 6300 тыс. руб. и увеличение остатка готовой продукции на конец года на 3920 тыс. руб. привели к снижению объема отгруженной продукции на 10220 тыс. рублей. Сверхплановые остатки готовой продукции на начало года увеличили объем отгруженной продукции на 1190 тыс. руб. (10220 – 9030).

Положительное влияние на объем реализации продукции оказало снижение остатков готовой продукции отгруженной, но не оплаченной на конец года при снижении отгруженных, но не оплаченных товаров на начало года. Влияние этих факторов в совокупности с отрицательным влиянием снижения объема отгруженной продукции привело к увеличению объема реализованной продукции на 2500 тыс. руб.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции (таблица 3.8). Выполнение договорных обязательств по поставкам продукции (в процентах) рассчитывается по формуле:

Kп= (N0 – Nн) / N0* 100%,

где Kп- искомый процент выполнения плана договорных обязательств, %;

N0- плановый объем продукции для заключения договоров;

Nн - недопоставка продукции по договорам.

Таблица 3.7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.107 (0.007 с.)