Понятие занятости и ее формы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие занятости и ее формы



Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, заработок, трудовой доход.

Заработок может быть получен от стипендии, от выполнения гражданско-правового договора.

Согласно ст. 2 Закона о занятости к числу занятых относится следующие граждане:

1. Работающие по трудовому договору;

2. Зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, адвокаты и иные лица, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и лицензированию;

3. Занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

4. Лица, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера. Здесь идет речь только о тех договорах, где предмет - выполнение работ, оказание услуг, авторский договор. Сюда же относят лиц, которые являются членами производственных кооперативов (артелей);

5. Избранные, назначенные, утвержденные на оплачиваемую должность;

6. Проходящие военную службу, альтернативную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

7. Обучающиеся по очной форме обучения;

8. Временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, дополнительным профессиональным образованием, призывом на военную службу и т.д.;

9. Лица, являющиеся учредителями (участниками) некоммерческих организаций, членов ТСН (в том числе, ТСЖ), кооперативов;

10. Лица являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Формы занятости:

1. Работа по трудовому договору;

2. Трудовая занятость.

Признаком трудовой занятости является то, что речь идет о работающих по трудовому договору с получением заработной платы за свой труд. Это преобладающая форма занятости.

Незанятые граждане:

1. Активно незанятые (безработные). Не имеющие работы и заработка, они зарегистрированы в качестве безработных в органах занятости населения;

2. Неактивно незанятые. Не имеют работы и ее не ищут.

Права граждан в области занятости

Права граждан в области занятости регулируются гл. 2 Закона о занятости:

1. Право граждан на выбор места работы (ст. 8);

2. Право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости (ст. 9);

3. Право на профессиональную деятельность за пределами территории РФ (ст. 10);

4. Право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц (ст. 11). Разрешают споры суды общей юрисдикции;

Для граждан на рынке труда существует несколько вариантов реализации права на труд:

1. Гражданин имеет право отказаться от работы и от поиска работы вообще;

2. Гражданин может самостоятельно искать возможность реализации своих способностей к труду без обращения в компетентные органы занятости, и вообще может не заявляться в качестве безработного;

3. Обращение за содействием в поиске подходящей работы в службу занятости.

Государственные гарантии реализации права граждан на труд. Это один из методов, принципов ТП. Эти гарантии закреплены в гл. 3 Закона о занятости.

Государство гарантирует:

1. Свободу выбора рода деятельности, профессии, вида и характера труда;

2. Защиту от безработицы. Пример: каждый гражданин, ищущий работу, например, только что окончивший обучение и трудоустраивающийся на работу, либо гражданин, который работал, но с ним трудовой договор был расторгнут, и который ищет работу, имеют право обратиться в органы службы занятости для того, чтобы такого гражданина признали безработным и подыскали ему подходящую работу. Он имеет право обратиться как в государственную структуру, так и в частную организацию по занятости;

3. Бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве, при посредничестве органов службы занятости;

4. Информирование о положении на рынке труда.

Также права граждан в сфере труда закреплены в ст. 37 Конституции РФ:

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного ФЗ МРОТа, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных ФЗ способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Правовая организация трудоустройства, квотирование рабочих мест

Трудоустройство – это реализация третьего направления, когда гражданин обращается в органы службы занятости.

Трудоустройство можно понимать в широком и узком смысле слова.

1.В широком смысле трудоустройство объединяет все формы трудовой деятельности, не противоречащей законодательству, например, предпринимательство, индивидуальная трудовая деятельность;

2. В узком смысле трудоустройство - процесс поиска подходящей работы и устройства на нее, а также процесс профессиональной подготовки, получение дополнительного профессионального образования в отношении граждан, желающих устроится на определённое место работы.

Правовой организацией трудоустройства занимается в первую очередь Федеральная служба по труду и занятости и её территориальные органы - территориальные центры занятости.

Процесс трудоустройства в службе занятости может проходить на общих основаниях и с особенностями в отношении определенных групп населения.

Особенности трудоустройства устанавливаются в отношении:

1. Инвалидов. Предусмотрено, например, квотирование рабочих мест в организации;

2. Несовершеннолетних. Обязательной квоты нет, однако квота может быть предоставлена не на федеральном уровне, а на уровне субъекта, если на это есть средства;

3. Лиц, освободившееся из мест лишения свободы. И которые потеряли за время лишения свободы профессиональные навыки или их профессия, которую они получили до отбытия наказания уже не актуальна, и просто адаптация таких лиц сложна. Тут важную роль должны играть органы уголовно-исполнительной системы, которые должны помочь таким людям в поиске работы. Социальная адаптация – одно и направлений работы Комитета по труду и занятости Ивановской области.

Квотирование рабочих мест.

Основывается на ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Ст. 21 ФЗ: Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

В ивановской области квота устанавливается Законом Ивановскойобласти от 12.05.2006 N 44-ОЗ (ред. от 12.11.2009) "О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях в Ивановской области". В настоящее время подготавливается законопроект о внесении изменений в настоящий закон.

Исполнение данного закона в организациях контролируется Комитетом по труду и занятости Ивановской области.

За нарушение законодательства о квотировании рабочих мест административная ответственность. Ст. 5.42 КоАП РФ: Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты. Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1774; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.159.141 (0.044 с.)