Статья 353.1. Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 353.1. Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права



С 01.08.2011 в дополнение к государственному контролю в сфере труда введен ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ.

3.Федеральная инспекция труда, принципы деятельности и задачи ее органов. Полномочия органов федеральной инспекции труда и основные права и обязанности государственных инспекторов труда

В соответствии со ст. 354 ТК РФ Федеральная инспекция труда - это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти (федеральной службы по труду и занятости (далее - Роструд)), уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В настоящее время Федеральная инспекция труда находится в ведении Министерства труда и социальной защиты РФ. Руководитель Роструда (руководитель инспекции) является главным государственным инспектором труда Российской Федерации и назначается на должность и освобождается от неё Правительством РФ (ст. 354 ТК РФ).

Нормативной основой деятельности государственной инспекции труда в Ивановской области (далее – инспекция) является Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 28.12.2009 N 399 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в Ивановской области».

Инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность Министром здравоохранения и социального развития РФ по представлению руководителя Роструда по согласованию с высшим должностным лицом Ивановской области и полномочным представителем Президента РФ в ЦФО.

При осуществлении контрольно-надзорной деятельности Федеральная инспекция труда руководствуется постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в частности субъектов контрольно-надзорной деятельности и их права, предмет деятельности, порядок проведения проверок и т.д.

Принципы деятельности федеральной инспекции труда установлены в ст. 355 ТК РФ:

Принцип уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданинаосновывается на положениях ст. 18 Конституции РФ о непосредственном действии прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. В РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 45 Конституции РФ). Защита прав и свобод человека и гражданина является основным содержанием деятельности федеральной инспекции труда.

В соответствии с общеправовым принципом законности федеральная инспекция труда в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами. Оценка действий подконтрольных лиц и работников осуществляется должностными лицами федеральной инспекции труда исключительно с точки зрения соблюдения ими требований законодательства.

Объективность как принцип деятельности федеральной инспекции труда непосредственно связан с принципом законности и призван исключить предвзятое отношение и к работодателю, и к работнику. Действия контролируемых работодателей и работников рассматриваются в соответствии с объективным критерием (соответствие их требованиям законодательства) при учете конкретных обстоятельств, в которых данные действия совершены.

Независимостьфедеральной инспекции труда обеспечивается, с одной стороны, включением ее в структуру органов исполнительной власти (независимость от работодателей) и, с другой стороны, установлением таких условий работы, которые обеспечивали бы стабильность занятия инспекторами труда соответствующей должности и делали их независимыми от любых изменений в правительстве или любого недолжного внешнего влияния. При осуществлении своих полномочий должностные лица, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, независимы от государственных органов и руководствуются только законом.

Гласность как принцип деятельности федеральной инспекции труда предполагает доведение информации о результатах проверок соблюдения законодательства о труде до сведения общественности, распространение данных о наиболее эффективных способах исполнения требований законодательства. Информация о проведенных проверках доводится до сведения работодателя, деятельность которого оценивалась в ходе проверки, лица, явившегося инициатором проведения проверки, и соответствующих государственных органов.

Полномочия (их много) указаны в ст. 356 ТК РФ. К примеру, данный орган:

1. Осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях;

2. Анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

3. Проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

и так далее.

Основные права инспекторов труда указаны в ст. 357 ТК РФ:

1. В порядке, установленном ФЗ и иными НПА, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;

2. Запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

3. Изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном ФЗ и иными НПА, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

4. Расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

5. Предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

6. Направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

7. Предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.

и другие права.

Обязанности указаны в ст. 358 ТК РФ:

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.005 с.)